Реферат: Предмет, структура и функции политологии. Методы политического исследования. Жан-Жак Руссо. Об О

Название: Предмет, структура и функции политологии. Методы политического исследования. Жан-Жак Руссо. Об О
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Кирове

Юридический факультет

Кафедра общегуманитарных и

естественнонаучных дисциплин

Контрольная работа

по политологии

Предмет, структура и функции политологии. Методы политического исследования.

Жан-Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права.

Книга вторая. - Гл. YII. YIII. Книга третья. - Гл. IX. (изложение содержания)

Студента Носкова Д. В.

Группы

Ст. преподаватель

Ерохин С. В.

Киров

2011

Предмет, структура и функции политологии. Методы политического исследования.

План

1. Понятие политики, предмет политологии.

2. Структура и функции политологии.

3. Методы политического исследования.

Список используемой литературы.

1. Понятие политики, предмет политологии.

Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция) (2) .

Считается, что термин «политика» получил широкое рас­пространение благодаря одноименной работе древнегреческо­го философа Аристотеля (384—322 до н.э.). Аристотель рас­сматривал политику как особую, «наиболее важную из всех» форму общности людей, ориентированную на достижение «высшего из всех благ». По его мнению, политика, утверждая 5 определенных видов власти и правления, объединяет людей, обеспечивает целостность общества.

В настоящее время мы часто этим термином обозначаем различные виды влияния и руководства. Так, мы говорим о политике президента, о финансовой политике банков, о поли­тике руководства коммерческой фирмы, о политике учителя, о политике лидера группы подростков, который стремится ук­репить свой авторитет, и т.д.

В научной литературе существует огромное количество оп­ределений понятия «политика». Приведем для примера лишь некоторые из них:

«Политика — это искусство жить вместе» (Платон, древне­греческий философ).

«Политика — это борьба между классами» (В.И. Ленин).

Политика «означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распространение власти» (М. Вебер, не­мецкий социолог).

«Политика — это особая система, определяющая правите­лей и способ реализации власти; но одновременно это и спо­соб взаимодействия личностей внутри каждого сообщества» (Р. Арон, французский социолог и политолог).

«Политика... — организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, рели­гиозной» (Энциклопедический словарь).

Многообразие определений всегда указывает на сложность описываемого явления, которое, видимо, просто не поддается краткой, однозначной интерпретации. Мы будем исходить из того, что политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, существующая в обществе наряду с экономической и со­циально-бытовой. Поэтому выделим вначале то, что отличает политику от этих сфер социальной жизни (3) .

Вопрос о предмете политологии достаточно дискуссионный. Немало крупных ученых полагали, что предметом политологии служит государство во всех его проявлениях. Так, виднейший представитель "юридической школы" Г. Еллинек утверждал, что термин "политическая наука" охватывает собой всю совокупность учений о государстве. М. Прело считает предметом политической науки познание и своего государства, и всех иных государств.

Французские политологи (М. Дюверже, Ж. Бюрдо и др.) считают, что предметом политической науки выступает власть в любых ее проявлениях и в самых разнообразных человеческих группах. С этим подходом можно было бы согласиться, если бы речь шла о политической власти.

Некоторые исследователи полагают, что предметом полито­логии является политика. Но если встать на эту точку зрения, то тогда институциональная и процессуальная стороны политической материи останутся вне внимания политологии.

По мнению Б. А. Стародубского и Е. Р. Кастеля, предмет изучения политологии — политическая жизнь общества. «По­литология как наука, — пишут они, — складывается из двух частей: одна изучает политическую жизнь отдельных стран, а другая сравнивает политическую жизнь многих стран, устанав­ливая черты сходства и черты различия, выявляя закономернос­ти развития политической жизни, человеческого общества».. Од­нако думается, что предмет политологии есть все же не полити­ческая жизнь общества как таковая, а те политические явления и процессы, которые преобразуют социальную жизнь в полити­ческую.

Таким образом, предметом современной политологии выступают политические явления и процессы, закономерные взаимосвязи многочисленных политических учреждений, орга­ нов и организаций по поводу политической власти, а также политическое сознание и политическое поведение людей.

(5) .

2. Структура и функции политологии.

Политология создала вполне определенное число понятий, которые являются инструментами исследования. Они составляют следующие группы. Первая группа понятий - дает возможность выявить, определить, что есть политология: ее объект, предмет (политическое пространство или политическое поле, па­радигма, методы и функции, политика).Вторая - позво­ляет анализировать структуры и силы, которые для поли­тических лидеров, элиты являются целью или средством (из-за своей всеобщности они имеют вертикально-горизонтальный (поперечный) характер. Это прежде всего «политическая власть», «господство», «порядок»).Третья - связана с исследованием политических институтов (государство, политические партии, группы давления, административный аппарат, избирательные системы, пра­вовые системы и суды) и субъектов политики (личность лидера, политическая элита, этнические группы, классы). Четвертая - позволяет анализировать политическую си­стему. Это такие понятия, как «собственно политическая система», «компоненты», «нормы», «структуры политичес­кой системы», «вход», «выход», «требования», «артикуля­ция интересов», «агрегирование интересов», «спрос», «поддержка», «среда», «обратная связь», «коммуникация», «рецепторы», «память» и т.п. Благодаря введению данных понятий в теорию политических систем, произошел зна­чительный скачок в развитии политологии в целом.

Однако традиционное понимание политической си­стемы среди отечественных ученых не исключает поня­тий, входящих во вторую и третью группу, но, как нам кажется, не придает ясности анализу политических си­стем ни по одному из признаков: ролевому, функциональ­ному, институциональному.

Пятая г руппа понятий позволяет анализировать политический процесс во всей его совокупности: револю­ция, реформы, политическая модернизация, избирательная кампания, конфликты, политическое событие, ситуация, обстановка и др.

Шестая группа понятий, пользующаяся в послед­нее время признанием многих специалистов, науки, охва­тывает в основном область политического сознания. Речь идет о таких понятиях, как политическая психология, способствующая выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения; политиче­ская идеология, являющаяся мощным мобилизующим средством, в котором сходятся коллективное и индивиду­альное; политическая культура, показывающая насколько человеком освоены общезначимые образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурными нормами мыслительной и практической деятельности:

политическая социализация как вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения влас­ти; политическая пропаганда, имеющая априорно чисто технический характер, однако, представляющая собой основной способ сознательного воздействия на представ­ления, которые структурируют мир политики (4) .

Политология как наука выполняет ряд взаимосвязанных меж­ду собой функций, в которых конкретизируются ее роль и значе­ние в жизни общества.

Онтологическая функция — первая и отправная. Ее назна­чение — познание и объяснение политических явлений и процес­сов такими, какие они есть в действительности. Выполняя онтологическую функцию, политология отвечает на вопросы, что такое политика, политические институты и учреждения, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, ка­кова их судьба и т. д.

Эвристическая функция . Эвристика — это искусство нахож­дения истины и новых открытий. Политология не ограничивается познанием и истолкованием политических явлений и процессов, а постоянно углубляет знания о них, открывает новые закономерно­сти в их развитии.

Методологическая функция . Методология — это, по сути дела, теория (учение), обращенная к научным исследованиям. Полито­логия как сравнительно молодая наука призвана постоянно совер­шенствовать, обогащать арсенал методов, способов познания своего сложного и динамичного предмета. Ее категории, выводы и осново­полагающие идеи используются другими гуманитарными науками, если они затрагивают проблемы политической жизни общества.

Управленческая функция. Термин «политика» в переводе с греческого — «искусство управления государством». Венцом по­литики выступает политическая (государственная) власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит она, тот, как правило, решает все дела. Реализуется политическая власть через государственное управление.

Мировоззренческо-регулятивная функция. Один из осно­вателей международного права Г. Гроций говорил, что война на­чинается в умах людей. Можно сказать шире — всякое поведе­ние, любая человеческая деятельность начинается в умах, в созна­нии людей. Отсюда вытекает важная роль мировоззрения, поли­тического сознания и политической культуры в регулировании об­щественных отношений. Они образуют интеллектуальную основу, определяющую качество работы всего регулятивного механизма. От уровня политического сознания и культуры напрямую зависит политическая активность личности и общества.

Прогностическая функция. На основе познания закономер­ностей развития политических явлений и процессов политология способна выдвигать гипотезы, теории, истинность которых затем будет проверяться практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для пред­видения в политической сфере, оно позволяет «заглянуть» в буду­щее политических явлений. Научные прогнозы будят мысль, при­дают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуще­ствляются.

Функции политологии тесно между собой взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении и социальной роли по­литологии
(5) .

3. Методы политического исследования.

Метод исследования — совокупность средств и при­емов, используемых исследователем при решении интересующих его проблем — от постановки задачи до интерпретации результа­тов.

Первоначально политическая наука обходилась довольно ог­раниченным исследовательским инструментарием, призванным анализировать прежде всего институциональные, нормативно-пра­вовые, государственно-властные аспекты мира политического. Ар­сенал приемов и методов политических исследований существен­но расширился в 50-е годы, когда почти одновременно мировая политология обогатилась целым комплексом новых методологи­ческих подходов (1) .

В политологии используются три группы методов: теоре­тические, эмпирические и общенаучные (логические).

Теоретические методы в политологии можно разделить на две группы. Первая группа методов предназначена для позна­ния и аналитического конструирования политической реаль­ности, вторая — для объяснения политического поведения людей. Эти группы методов решают две разные познаватель­ные задачи: первая стремится выработать оптимальный способ познания объективных политических образований, вто­рая — найти механизмы понимания политической деятельно­сти отдельных индивидов.

К первой группе теоретических методов относятся следую­щие:

структурализм. В основе этого метода лежит убеждение, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и по­литические образования — структуры. Это могут быть инсти­туты, нормы, группы, общности, статусы, роли — иными сло­вами, все то, что существует помимо воли и сознания отдельных людей. Устойчивость структур позволяет вычле­нять их из политической реальности, изучать каждую в отдель­ности.

функционализм. В отличие от структуралистского подхода этот метод акцентирует внимание на выявлении факторов вза­имозависимости политических институтов, организаций и дру­гих элементов политической реальности. Функция рассматри­вается как объективное требование, предъявляемое целым к своим частям, как возникающая между ними позитивная связь, зависимость.

системный анализ. Ориентирует исследователей на конст­руирование политики как открытой системы, взаимодейст­вующей со своей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами общества. Опираясь на общеметодоло­гические принципы теории систем, кибернетики, ученые, ис­пользующие этот метод, исследуют каналы взаимовлияния политической системы и окружающей среды, механизмы адап­тации политической системы, механизмы ее функционирования и развития.

топологический метод. Политика рассматривается в категори­ях политического пространства, или политического поля. Этот метод ис­пользуется при описании положения политической элиты в об­ществе, а также различных социальных и политических групп. Благодаря этому методу более ясной становится картина воз­никающих в обществе конфликтов, когда противостояние опи­сывается как стремление образовавшихся групп изменить свое положение в политическом пространстве.

Вторая группа теоретических методов ориентирована на объяснение политического поведения. Они создавались главным образом социологами и психологами, но в настоящее время ус­пешно применяются при изучении различных видов полити­ческих действий. Назовем некоторые из них:

бихевиоризм. Методологический подход, основанный американским психологом Б.Ф. Скиннером. В основе этого подхода лежит предположение, что поведение человека есть реакция на различные раздражители, стимулы. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведе­нии людей, связывая их с изменениями условий жизни, приня­тием политических решений и т.д.

теории рационального выбора. В основе этой методологи­ческой схемы лежит мнение о существовании универсального стремления человека к получению максимального вознаграж­дения минимальной ценой — «закон выгоды». Этот подход часто используется для описания отношений власти, когда подчинение объясняется как стремление человека полу­чить в обмен какие-либо ресурсы (эмоциональные, материаль­ные и т.д.), для объяснения электорального выбора, когда предполагается , что человек отдает голос тому кандидату, программа которого в наибольшей степени отвечает его инте­ресам и т.п.

психодинамические теории личности. Как и теории ра­ционального выбора, они объясняют поведение внутренними факторами, но источник активности описывается как слож­ный, далеко не всегда осознаваемый, иррациональный про­цесс.

когнитивные теории. Указывают, что причины поведения нужно искать в тех ментальных процессах, с помощью кото­рых человек познает и объясняет окружающий мир. Человек действует в зависимости от того, как он воспринимает, оценива­ет, интерпретирует ситуацию. Характер и формы политических действий определяются ранее сложившимися установками, стереотипами, а также процессами восприятия и обработки но­вой информации.

Это лишь часть теоретических методов, ис­пользуемых в политологии. Причина их многообразия — в сложности, противоречивости политики. Наука не изобрела и вряд ли когда-нибудь изобретет единый универсальный метод познания политических явлений.

Эмпирические методы в отличие от теоретических ориенти­рованы на получение непосредственного знания о политичес­кой жизни. Эмпирия (от греч. етреша — опыт) — это очевид­ность, то, что наблюдаемо, поддается восприятию посредством чувств, это знание, лежащее как бы на поверхности, для извле­чения которого не нужны сложные абстрактные конструкции, это реальные факты, конкретные действия людей, запечатлен­ные в памяти и соответствующим образом описанные.

метод наблюдения. Он является систематизированным, направленным восприятием какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем. Например, на­блюдение за ходом избирательной кампании, когда фиксиру­ются все действия ее участников.

опрос. Развитие этого метода в значительной мере повли­яло на лицо современной политологии, которая в настоящее время предстает не только в виде теоретической дисциплины, объясняющей общие тенденции политической жизни, но и в виде науки, способной дать практическое знание о политичес­ких настроениях, ожиданиях, установках реальных людей. Метод опроса в отличие от наблюдения позволяет (при пра­вильно разработанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в политическом сознании личности: о чем че­ловек мечтает, какой тип государства считает наиболее целе­сообразным, каким лидерам отдает предпочтение.

контент-анализ. Это систематическая числовая обработ­ка, оценка и интерпретация форм и содержания информаци­онного источника — текста. Контент-анализ позволяет выя­вить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандида­та, отражают ли эти документы состояние общественного мне­ния, потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкет­ный опрос, но крайне необходима информация о приоритет­ных целях той или иной политической организации, государ­ственного учреждения, политического лидера.

Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам, задающим об­щую направленность любого научного исследования, стремя­щегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимостей между фактами, выявлению тенденций развития.

Общенаучные, логические методы. В ходе развития общего научного знания и прежде всего в рамках философской тра­диции сложились единые для всех наук методы познания и объяснения объективной реальности. Логические методы пред­ставляют собой универсальные правила, устанавливающие со­ответствующие процедуры для достижения рациональных вы­водов. К ним относятся следующие методы:

определение и классификация. Они позволяют достичь до­говоренности относительно основных категорий науки и оп­ределенной их упорядоченности;

сравнение. Обеспечивает сопоставление однопорядковых процессов, явлений и событий. Этот метод, в частности, лежит в основе сравнительной политологии, специализирующейся на соотнесении политических феноменов, функционирующих и развивающихся в различных странах и регионах;

анализ и синтез. Это метод, позволяющий рассматривать внутреннюю композицию, строение сложных политических образований;

индукция и дедукция. Методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему, и наоборот;

моделирование. Метод, предполагающий построение аб­страктных моделей, раскрывающих как внутреннее строение политического объекта, так и складывающиеся между его эле­ментами зависимости. Моделирование получает большое рас­пространение особенно в связи с внедрением в политологичес­кий анализ компьютерной техники, позволяющей проводить подсчет самых многообразных факторов, воздействующих на политический процесс;

исторический анализ. Дает возможность рассматривать ретроспективу политического события или явления, опреде­лить характер происшедших изменений.

Логические методы упорядочивают процесс познания по­литики, делают его более организованным, убедительным. Но в рамках политологии они так же, как и эмпирические методы, играют подчиненную роль по отношению к теоретическим ме­тодам.

Итак, политология обладает своим методологическим ин­струментарием познания политической реальности и полити­ческого поведения. Ведущими являются теоретические мето­ды, которые задают общую направленность политическим исследованиям, влияют на отбор фактов, на методики эмпири­ческих исследований, лежат в основе логических обобщений (3) .

Список используемой литературы.

1. Гаджиев, К.С. Политология: Учебник [Текст] / К. С. Гаджиев. - М., 2001. – 198с.

2. Ирхин, Ю.В., Зотов, В.Д., Зотова, Л.В. Политология: Учебник [Текст] / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М.: Юристъ, 2002. – 511 с.

3. Пушкарева, Г.В. Политология: Краткий курс лекции [Текст] / Г. В. Пушкарева. - М., 2002. – 114с.

4. Общая и прикладная политология: Учебное пособие [Текст] / Под

ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. - М., 1997. – 247с.

5. Политология: Учебник для вузов [Текст] / под ред. В. Д. Перевалова. – М.: Норма, 2003. – 363с.

Жан-Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права.

Книга вторая. Гл. YII . О законодателе.

Автор ведет рассуждения о том, каким должен быть законодатель. Он пишет, что «великие цари встречаются редко», законодатели же еще реже. Основной задачей законодателя является объединение народа, укрепление целостности государства. Осуществление этого – есть признак того, что «законы достигли той самой высокой степени совершенства, какая только им доступна».

Дарования законодателя должны быть «необыкновенными», так же как и его роль в государстве, а созданные им законы – справедливы для всех и для него в первую очередь. Чьи бы то ни было «частные интересы» не могут быть выше законов. Чтобы сохранить объективность законов в древних государствах имелась практика того, что законодатель не обладал властью. Так было в «большинстве греческих городов», а позже - итальянских республиках. И именно тот факт, что человек, наделенный властью и законодательным правом был одним и тем же лицом, привел к гибели Рим. Законы не должны создаваться в интересах власти. Они должны быть равными для всех.

Но тогда возникает вопрос: как управлять народом, если законы будут написаны для него? Чтобы власть имела авторитет, «отец нации» должен обладать «мудростью богов» и тогда народ будет уважать «законы Государства как законы природы» и покорно нести «бремя общественного благоденствия». Т.е. власть наделяется божественной силой и происхождением.

Однако далеко не каждый правитель может приписать своей власти и способностям божественное происхождение. «Великая душа Законодателя - это подлинное чудо, которое должно оправдать его призвание».

Книга вторая. Гл. YIII . О народе.

«Большинство народов как и людей, восприимчивы лишь в молодости; старея, они становятся неисправимыми». Не всякий народ воспринимет «благие» законы. Законодатель «подобно архитектору…изучает почву», чтобы понять «способен ли народ» его законы «выдержать». А все это потому, что народ не всегда понимает и хочет, чтобы его жизнь облегчили. «Народ даже не терпит, когда касаются его недугов, желая их излечить, подобно тем глупым и малодушным больным, которые дрожат при виде врача».

Революции и перевороты народ воспринимает болезненно. Они не повторяются «дважды в жизни одного и того же народа». Такие события «могут … народ уничтожить», потому что более чем «освободитель» народу требуется «повелитель».

«У народов, как и людей, существует пора юности или, если хотите, зрелости, которой следует дождаться, прежде чем подчинять их законам». Прогрессирующие законы следует вводить в период «зрелости» народа. Руссо приводит пример русского народа и реформ Петра, которые, по его мнению, не имели прогрессирующей роли, потому что народ не был для них готов, не был создан для таких реформ вообще. «Народ был диким» и «не созрел для уставов гражданского общества». Автор отмечает, что реформы Петра были скачком, который привел к тому, что народ и не стал ни тем, кем хотел его сделать царь, ни тем, кем должен был стать по уровню своего развития в надлежащее для этого время.

Книга третья. - Гл. IX . О признаках хорошего правления.

Автор рассуждает о признаках хорошего правления. «Подданные превозносят покой в обществе, граждане - свободу частных лиц; один предпочитает безопасность владений, а другой - безопасность

Личности….» Точного ответа на вопрос о том, каковы признаки хорошего правления, нет, об этом ведутся споры.

Однако Руссо пишет, что наиболее верным признаком хорошего правления, на его взгляд, является увеличение численности народа и рост его благоденствия. То правление худшее, при котором «народ уменьшается в числе и оскудевает». А далее следует вопрос: в какие века и какие народы жили в период благоденствия и увеличивались в численности? И всегда ли внешнее благополучие, расцвет культуры сопровождались с благополучием народным?

Порой было так, что «распри вельмож волновали французское королевство», но «это не мешало тому, чтобы французский народ жил,

счастливый и многочисленный», а во времена, когда «наблюдался расцвет литературы и искусства», страна теряла население, народ разорялся и порабощался. Итог – процветанию народу приносит «не сколько мир, сколько свобода».