Реферат: Правила хорошего текста

Название: Правила хорошего текста
Раздел: Рефераты по рекламе
Тип: реферат

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТЕКСТА

ФРАГМЕНТ МЕТОДИКИ "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И PUBLIC RELATIONS"

Обучаясь в ВУЗах, филологи и журналисты узнают об отличиях риторики Древней Греции от риторики Древнего Рима, о произношении безударных гласных в словах иностранного происхождения, о вариативности ударений, о законе исключенного третьего, о позволительных и непозволительных уловках в логическом споре и многом другом - полезном и бесполезном...

Затем, уже работая в газете, рекламном агентстве, пресс-службе, они узнают и о реальных требованиях к работе журналиста, PR-профи, копирайтера, референта:

- постоянной готовности к работе, независимо от погоды, настроения и прихода-неприхода Музы;

- умении сделать материал "на заказ" быстро, но не ниже профессионального уровня;

Добавим к этому извечную проблему: материал "не идет", уже ночь, а сдать его надо завтра... Как быть?

На основе статистического анализа публикаций выявлено 12 основных приемов привлечения и переключения внимания читателя, косвенного внушения и побуждения его к действию.

Методика написано многослойно:

1. ПРИЕМ.

2. ПОДПРИЕМ. Каждый прием разложен на конкретные подприемы (общее число которых более 50).

3. ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ ПРИМЕРЫ (несколько сотен).

Сегодня мы знакомим коллег с фрагментами нескольких приемов и будем рады Вашим пожеланиям, дополнениям, вопросам.

ПРИЕМ "Л О В У Ш К А"

Назначение приема:

сфокусировать внимание Читателя на фрагменте текста и способствовать его запоминанию;

ненавязчиво показать ошибочность стереотипов Читателя;

создать предпосылки к изменению психологической позиции Читателя.

"ОТТЯЖКА" (УДИВЛЕНИЕ ИЗВЕСТНЫМ)

Если Автору нужно "удивить известным" (коллеги согласятся, что чаще всего рекламистам приходится работать именно с известными Т/У), отстроить Читателя от стереотипов, применяется подприем "оттяжка": внимание Читателя намеренно "уводится" в противоположную сторону, после чего - на контрасте и внезапно(!) - дается тезис.

Более сложный случай: Автор выстраивает некую улавливаемую Читателем закономерность и ... неожиданно ломает ее.

Примечание. Если предварительно не "оттянуть" внимание Читателя, не дать ему эталон для сравнения, этот эталон будет выбран Читателем среди его любимых стереотипов и тезис не запомнится...

ПРИМЕР 1

Президент Линкольн сказал: "Так это Вы - маленькая женщина, начавшая войну?"

А она ничего не начинала. Она действительно была маленькая, очень религиозная, у нее было несколько детей, жестокие головные боли и совсем немного денег на жизнь.

Она не начинала эту войну. Она только написала "Хижину дяди Тома".

Линькова И.Я. Час книги, М.: Книга, 1988, с. 117.

ПРИМЕР 2

Земля русская богата не только аферистами, но и меценатами. Президент компании "Оптика - оптикал Лимитед" Александр Калинин помог бывшему бомжу, десять лет скитавшейся по гостиницам, углам и друзьям, приобрести квартиру на Мытной улице, отдав за нее 84 тысячи долларов. Этого бомжа зовут Лариса Долина.

Журнал "Супермен", 1993, № 17, с. 13.

ПРИМЕР 3

Двойник Виктора Цоя появился на днях в Москве. Он как две капли воды похож на певца - точно такая же фигура и лицо. Сходство дополняет черная рубашка типа джинсовой, черные брюки, заправленные в сапоги с железными клепками. Кроме этого, на нем надет традиционный атрибут одежды Цоя - двойной пояс с пряжкой и незаменимый черный плащ.

Двойник изготовлен из воска и установлен в центре "Преодоление". Деньги на изготовление восковой фигуры Цоя были пожертвованы поклонниками.

В Москве появился двойник Виктора Цоя, "Московский комсомолец" от 18.02.1993 г.

ПРИМЕР 4

...Борис Полевой (за то, что он был не слишком грамотен, слово "чушь" писал без мягкого знака)... Действительно, сотрудники "Юности" шутили, что слово "парад" их главный пишет через "т" (что, конечно, для журналиста не очень хорошо). Но я и сегодня знаю литераторов с европейской известностью, которые пишут неграмотно. И ничуть этим не смущаются, а говорят: "Знаешь, старик, я другим беру..." Так вот, "Повесть о настоящем человеке" Полевого брала другим...

Яхонтов А. Сэр! Хватит бездельничать!, газета "Московский Комсомолец" от 27.10.1992 г.

ПРИМЕР 5

Летом 1985 года на одном из предприятий штата Мичиган было совершено убийство. Прибывшим на место преступления медицинским экспертам и полицейским не оставалось ничего, как констатировать свершившийся факт и приступить к розыску убийцы. Впрочем, преступник не пытался бежать. Он стоял на месте злодеяния. Без тени раскаяния, чуть теплый и безмолвный.

Это был электронный робот. Пострадавший механик неосторожно зашел в его рабочий отсек. Робот попытался вывести человека из опасной зоны, но при этом "не рассчитал" мощи своих стальных бицепсов-манипуляторов и совершил непоправимое.

Севастьянов В.И., Пряхин В.Ф. РЕСЕ - аварийный выход: космонавтика и новое политическое мышление в ядерно-космическую эру,

М.: Международные отношения, 1989, с. 71.

ПРИМЕР 6

"Женщина привлекательная говорит себе: "Он умный, он ученый, он славный, он богатый, он великий, он нравственный, святой; а он мне - глупой, невежественной, бедной, ничтожной, безнравственной - покоряется; стало быть, и ум, и ученость... и все - пустяки". То, что их губит и делает их дурными".

Это слова одного из величайших писателей всех времен и народов, слава которого не ведала границ еще при жизни его. Он был популярен, богат, в доме его звенели детские голоса. Он любил жену, и любовь эта была взаимной; ничто, казалось, не должно было помешать их счастью.

Но прошло время и он начал меняться. Жена перестала понимать его. Ей нужны были слава, деньги, блеск, а он вдруг решил отказаться от авторских прав на свои книги. Она устраивала ему истерики со слезами и обещала свести счеты с жизнью.

Он всю жизнь вел дневник и в последние годы, зная, что дневник тщательно изучается супругой, вопреки правде, вписывал туда фразы о добром отношении к ней.

В восемьдесят два года Лев Толстой внезапно ушел из дома - в никуда и умер на маленькой железнодорожной станции, даже перед смертью не пожелав увидеть свою жену.

Рагозин Ю.П. Фехтование на нервах, М.: Молодая гвардия, 1990, с. 139 - 140.

"ИСПУГ" И "ИСПУГ КАК БЫ"...

Автор "пугает", связывая содержание текста с эмоционально-значимыми для Читателя мотивами, "вечными стереотипами". Если ничем реальным не испугать, Автор пишет о будто бы уже случившемся "страшном"...

Если же Автор намерен дать оценку, но сделать это по каким-либо причинам нельзя, применяется подприем "оговорка"...

ПРИМЕР 7

Для солдата-"афганца" эта война была не просто тяжелой физически, но и тягостной душевно. Прочитайте вот такую запись: "Странно, но это становится безразличным. Подрыв, второй, оторванные ноги, правда, не твои пока...

Штепо В. Дальше Кушки не пошлют?, журнал "Журналист", 1990, № 6, с. 35.

ПРИМЕР 8

Статья была напечатана в преддверье партийного съезда, - и гроза разразилась. Сначала в виде телефонных звонков с верхов разного уровня, вплоть до поднебесного, а затем прозвучал приказ: ДРАТЬ! Нет, не подумайте, не нас, - до этого дело не дошло. Велено было выдрать злополучную картинку из готового почти полумиллионного тиража.

Редакционная статья, журнал "Химия и жизнь", 1989, № 12, с. 3.

ПРИМЕР 9

Тем временем, чуть не сбив золотые кресты Василия Блаженного, на Красную площадь преспокойненько уселся нахальный заграничный аэрокуренок, весьма довольный тем, что наши идеогенералы вдохновенно посвятили себя полностью литературно-критической деятельности.

Евтушенко Е.А., "Литературная газета, от 27.12.1989 г.

ПРИМЕР 10

В каждом произведении литературы, даже, на первый взгляд, нелепом (я хотел сказать "нелепом, как у футуристов", но воздержался, поскольку футуристы - это уже далекое прошлое), есть своя система, композиция, служащие определенной цели и подчиненные определенной логике.

Парандовский Я. Алхимия слова, М.: Правда, 1990, с. 228.

НАЕДИНЕ С ПРОБЛЕМОЙ

Автор подводит и оставляет Читателя наедине с... проблемой либо предостерегает его от готовящегося обмана.

Усиление подприема: Автор впоследствии красиво и убедительно решает проблему с помощью приема, товара, услуги или критерия, правила которые и надо запомнить Читателю.

ПРИМЕР 11

"Вспомните, как часто нам необходимо договориться с ребенком, не произнося ни слова, только жестом, выражением лица. Вот вы задали вопрос, - класс еще думает, и думает хорошо, а Петя уже сообразил и сейчас... выкрикнет - собьет возникшее в классе напряжение мысли, лишит детей радости додуматься, открыть самостоятельно. Как удержать его, не обидеть, не выключить, не погасить радость? Говорить ничего нельзя: класс думает. Нужен жест, и точный, который скажет Пете: "Умница, только подожди чуть-чуть!"

- У вас есть такой жест?

"Учительская газета" от 12.03.1990 г.

ПРИМЕР 12

"Мысль - великая материальная сила! Если Вы будете думать о том, что на Вас упадет кирпич - он на Вас упадет. Если вообразите, что Ваш дом горит - он загорится. Если представите, что разверзлась земная твердь, Ваш город действительно проломит земную кору. Пусть эти мысли будут не у Вас. Отдайте их!

Пусть они мучают профессионалов".

Реклама страховых услуг. Упражнение, выполненное на семинаре, Новосибирск, 1994 г.

ПРИМЕР 13

"Взгляните", - насмешливо-иронически предлагает американский профессор Нозик, - на философа Людвига Витгенштейна, актрису Элизабет Тейлор, художника Пабло Пикассо, предпринимателя Генри Форда, изобретателя Томаса Эдисона, писателя Аллена Гинсберга, психолога Зигмунда Фрейда. Взгляните, наконец, на себя и своих родителей. Представьте, что все они живут в некой утопии, какую вам когда-либо приходилось видеть описанной во всех деталях.

Попытайтесь изобразить общество, в котором все эти люди будут чувствовать себя наилучшим образом. Каким оно должно быть - сельским или городским? Воплощением материальной роскоши или скромности, при которой удовлетворяются лишь основные потребности? Каковы должны быть отношения между полами? Должны ли в нем существовать институты, подобные браку? Должна ли существовать частная собственность? Должна ли существовать религия, много религий, вообще какая-либо религия?.."

Баталов Э.Я. В мире утопии, М.: Политиздат, 1989, с. 128.

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ОШИБКУ

Автор намеренно делает ошибку сам и вовлекает в нее Читателя, после чего позволяет Читателю поразмышлять об истоках ошибки самостоятельно или дает свои комментарии.

ПРИМЕР 14

"Два разных эпизода, но суть одна: виноват "внешний враг!" В его роли может выступить что угодно и кто угодно: иной образ мышления, чужой стиль жизни, другая социально-экономическая система, целый народ - русские, американцы, евреи, арабы, негры и, конечно же, коллекционеры минералов.

- Но почему коллекционеры минералов?! - застучит кулаками по столу какой-нибудь специалист по обнаружению "врагов". - Почему они?!

- А почему американцы? Почему русские?"

Боровик А. Как я был солдатом армии США, журнал "Огонек", 1988, № 47, с. 17.

ПРИМЕР 15

"В одном случае основной экономический закон состоит в "обеспечении максимальной... прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства".

Второй основной закон, наоборот, состоит в "обеспечении максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования... производства, на базе высшей техники".

Сознаюсь, цитируя, я в местах многоточий пропустил по слову, в одном случае, "капиталистической", в другом - "социалистического". Нарочно. Чтобы Вы попробовали угадать, в каком случае какое слово больше подходит. Попробовали?

Вот то-то и оно".

Нуйкин А. Где здравствует социализм!.., журнал "Огонек", 1990, № 31, с. 26.

ПРИМЕР 16

"Вы когда-нибудь охотились на эозинофила? Ну, да это не важно. Представьте, что вам надо поймать одного эозинофила. Не какого-нибудь экзотического, с красными полосками по бокам, гребнями на спине и гигантским хвостом. Нет, нужна особь самая обычная, средней полосы России. Голыми руками эозинофила не взять - это каждому ясно. Вопрос: какое оружие пригодится для охоты? Палка не подойдет - что ему палка! И винтовка, и даже пушка. Живьем надо брать. Обычная логика говорит:

"Прежде, чем охотиться, хорошо бы узнать, что это за зверь такой.". А узнав, что "зверь" - самая обычная кровяная клетка, каждый, в первую очередь, прихватит микроскоп".

Верткин И.М. Бороться и искать, в Сб.: "Нить в лабиринте", Петрозаводск: Карелия, 1988, с. 56.

ПРИМЕР 17

"Наконец-то я понял, что напоминает настроение, уровень, стилистика записанных Симоновым сталинских рассуждений, то есть попросту даже то, какие слова отобраны и как расставлены в фразе.

Ну конечно! Это тот язык, которым изъясняются персонажи Зощенко. Как ни трудно, может быть, в это сразу поверить.

"Почитаем- ка немного из Зощенко. Например, вот это. "Вот тут нам говорят, что в романе неверные отношения между Иваном Ивановичем и его женой. Но ведь что получается там у нее в романе? Получается так, как бывает в жизни. Он большой человек, у него своя большая работа. Он ей говорит: "Мне некогда". Он относится к ней не как к человеку и товарищу, а только как к украшению жизни. А ей встречается другой человек, который задевает эту слабую струнку, это слабое место, и она идет туда, к нему, к этому человеку. Так бывает и в жизни, так и у нас, больших людей, бывает. И это верно изображено в романе... Все говорят о треугольниках, что тут в романе много треугольников. Ну и что же? Так бывает". Простите, я немного перепутал подготовленные заранее выписки всяких прекрасных литературных примеров. И этот отрывок пока не из Зощенко. Это, простите, еще из Сталина.

Или: "Муж был ответственный советский работник. Он был нестарый человек, крепкий и вообще, знаете ли, энергичный, преданный делу социализма и так далее. И хотя он был человек простой, из деревни, и никакого такого в свое время высшего образования не получил, но за годы пребывания в городе он поднаторел во всем и много чего знал, и мог в любой аудитории речи произносить. И даже вполне мог вступить в споры с учеными разных специальностей - от физиологов до электриков включительно".

А это уже впрямь из Зощенко (рассказ "Письмо", 1928 год). Но словно бы о Сталине".

Баткин Л. Сон разума, "Знание - сила", 1989, № 3, с. 87.

ПРИЕМ "ФИКСАЦИЯ ВНИМАНИЯ"

Назначение приема: "сфокусировать" внимание на фрагменте текста (например, факте, оценке, критерии, правиле) и способствовать его запоминанию Читателем.

Как же конкретно пользоваться приемом? Желательно так:

Спрогнозируйте вероятное отношение Читателя к объекту Вашего описания: "+" - скорее положительное; "0" - спокойно-нейтральное; "-" - скорее отрицательное (это самый сложный случай!).

В соответствии с этим выберите из Таблицы 1 конкретные подприемы приема "ФИКСАЦИЯ ВНИМАНИЯ".

Ознакомьтесь с ПРИМЕРАМИ.

Составьте - по аналогии с ПОДПРИЕМАМИ и иллюстрирующими их ПРИМЕРАМИ - свой текст.

ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь важно избежать типовой ошибки! Необходимо точно оценить отношение Читателя именно к описываемому объекту. Скажем, Читатель может быть "ЗА" демократию и резко "ПРОТИВ" очередных демократических выборов. Поэтому, в зависимости от того, КАКОВ объект нашего описания: ДЕМОКРАТИЯ или ВЫБОРЫ, полезно применять РАЗЛИЧНЫЕ подприемы.

Можно ли не использовать приемы? Можно. Но помните - они получены на значительной статистике публикаций с 1989 по 1996 годы. И лучше начать с них...

ТАБЛИЦА 1 Отношение Читателей
Предполагаемые ПОДПРИЕМЫ + 0 -

1. Описание (а не призывы!) уважительных действий третьих лиц, самого Автора или Читателя по отношению к описываемому Герою, объекту.

х

2. Повтор, подчеркивание Автором своей мысли.

х

3. Прямое обращение Автора к Читателю с предложением:

3.1. Вернуться и перечитать текст; запомнить утверждение Автора;

х

3.2. Вспомнить и осознать свои предубеждения, стереотипы

х х

4. Неожиданное называние Автором предубеждений, стереотипов Читателя в том месте текста, где Читатель уже был готов высказать свою оценку.

х

5. Аналогично п. 4, но Автор "присваивает" эти предубеждения не самому Читателю (что, скорее всего, так и есть), а некому немного наивному, неискушенному человеку, которого Читатель будет ... оценивать.

х

СКОРЕЕ ВСЕГО, У ЧИТАТЕЛЯ ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ ОПИСАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ (+)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПРИЕМЫ

1. Описание (а не призывы!) уважительных действий третьих лиц, самого Автора или Читателя по отношению к описываемому Герою, объекту.

ПРИМЕР 1

"Всякий раз, когда историк научной фантастики доходит до этого великого писателя, возникает естественное желание остановиться и перевести дух. Я даже не говорю о старомодном "снять шляпу", - уместна хотя бы просто уважительная пауза.

Период "после Уэллса" в научной фантастике уже не может быть описан теми же словами, что и предыдущий. Тут водораздел, поворотный пункт. В главном и в частностях."

Гаков В. Ультиматум: ядерная война и безъядерный мир в фантазиях и реальности, М.: Политиздат, 1989, с. 49.

ПРИМЕР 2

"ЖЕНЩИНЫ В ЕГО ЖИЗНИ"

"Со своей первой женой, Региной Реншон, Сименон познакомился в новогоднюю ночь 1920 г. в Льеже, где работал журналистом в местной газете.

Ему сразу понравилась молодая художница и, как говорил он сам позднее, "я стал искать ее общества". Три года спустя они поженились, но вот беда: Тиги (так прозвал свою подругу Жорж) оказалась страшно ревнивой.

Это обстоятельство несколько угнетало жизнелюба и донжуана, каким был в молодости уважаемый писатель. (Говорят, что под конец жизни Сименон поведал в частной беседе, что всего у него было... десять тысяч женщин. Фантазии выжившего из ума старика, скажете вы и будете совершенно правы, но, черт побери, хочется встать и снять шляпу.)"

Маденов Д., журнал "Мир звезд", 1990 ,№ 1, с. 25.

СКОРЕЕ ВСЕГО, У ЧИТАТЕЛЯ ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ ОПИСАНИЯ НЕЙТРАЛЬНО-СПОКОЙНОЕ (0)

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПРИЕМЫ

2. Повтор, подчеркивание Автором своей мысли.

ПРИМЕР 3

"... в прежней Третьяковской галерее огромное значение имеют стены, та исторически сформировавшаяся геометрическая среда, где живут (я настаиваю на этом слове), - живут величайшие творения нашего искусства".

Захаров М.А. Контакты на разных уровнях, М.: Искусство, 1987, с. 157.

ПРИМЕР 4

"Андрей Андреевич внимательно выслушал наши неуверенные суждения и кисло усмехнулся. Андрей Андреевич был прав в своей улыбке. (Это лучшая фраза, сочиненная мною, и я на ней настаиваю.)"

Захаров М.А. Контакты на разных уровнях, М.: Искусство, 1987,с. 236.

ПРИМЕР 5

"Люди рождаются равными." Фраза громкая - и вряд ли точная. Кажется, она в основе американской конституции; повод для размышлений.

Люди рождаются разными. Разница лишь в букве, но, вероятно, фраза более точная. За долгую жизнь не знал ни одного человека, похожего на другого; сходство - встречалось, подобие - никогда".

Трауберг Л.З. Избранные произведения в 2-х томах, том I, М.: Искусство, 1988, с. 318.

3. Прямое обращение Автора к Читателю с предложением.

3.1. Вернуться и перечитать текст; запомнить утверждение Автора.

ПРИМЕР 6

"Граффит был умнее. Он не ссылался на "чистоту рас". В спешно написанной брошюре "Подъем и упадок свободного слова в Америке" он настаивал на своем праве толковать историю. Протесты и критику он объяснял "нетерпимостью" демагогов, ненавидящих свободу пропаганды и кино. Запомним это слово "нетерпимость".

Трауберг Л.З. Избранные произведения в 2-х томах, М.: Искусство, 1988, с. 124.

ПРИМЕР 7

"Но даже у одиночек есть друзья - такие же одиночки. Личности, которые любят общаться с другими личностями, чтобы поговорить о том, какие они личности и что такое сугубо индивидуальное и НИ НА ЧТО НЕ ПОХОЖЕЕ, И ЧТО ОНИ СОБИРАЮТСЯ СОТВОРИТЬ СЕГОДНЯ (рекомендую перечитать эту фразу, в ней есть смысл)".

Снайдер Д. Курс выживания для подростков, журнал "Ровесник", 1989, № 9. с. 24.

ПРИМЕР 8

"Все, что нажито и построено сверх положенного по закону, должно быть изъято" ("Известия" 1987 г., N 9). Поучительно, что и Е. Лосото, и П. Жураховский, и почти все сторонники экспроприации имущественных и денежных излишков в общих рассуждениях ополчаются против неправедных доходов, а в конкретных предложениях почему-то с редким единодушием требуют "раскулачивания" только тех, кто чересчур наживается за счет приусадебного участка, ремесла, таланта. Вернитесь к приведенной выше фразе: "Все, что нажито сверх положенного по закону..." Не о незаконных доходах вовсе идет речь, а о том, что закон должен определить количественный предел состояния. Какими же способами состояние обретено, - об этом ни звука! И изобретатель, давший стране миллиарды рублей экономии, и строитель, десятилетия проработавший в Заполярье, и поэт, стотысячные тиражи которого расхватываются читателями за считанные часы, - все уравниваются в правах, ставятся в один ряд со взяточником, казнокрадом, чиновником от литературы, навязывающим зависящим от него издательствам и журналам свои бездарные, малограмотные, зато очень пухлые романы".

Нуйкин А.А. Идеалы или интересы?, М.: Книга,1990, с. 80.

ПРИМЕР 9

"Употребляйте ординарные слова и простые конструкции. Пишите короткими предложениями, но не все из них должны быть так коротки, чтобы вызывать эффект "стаккато". Устраняйте "стаккато" связыванием двух предложений (как я здесь это сделал словом "но"), но делайте это не часто, так, чтобы придерживаться, за редким исключением, правила: "Одна идея на предложение".

Вы можете помочь себе выработать хороший фирменный стиль, если будете тренироваться говорить хорошо. При беседах говорите медленно, выбирайте слова осмысленно, заканчивайте фразу. Вы должны быть в состоянии передать больше информации в единицу времени, чем тот, кто говорит быстро, но вставляет "Вы знаете?" - и облекает свои фразы в бесконечно длинные предложения, заполненные пустыми словами".

Будз В. Как писать научную статью, журнал "Техника и наука", 1978, № 3, с. 35.

3.2. Вспомнить и осознать свои предубеждения, стереотипы

ПРИМЕР 10

"Сади Карно... О чем мы подумали, услышав это имя? Ручаюсь: "А-а, цикл Карно! Тот самый идеальный круговой процесс, с которым сопоставляются все теоретические циклы, совершающиеся при одних и тех же температурах теплодатчиков и теплоприемников"...

Хочу добавить к вашему представлению о Карно кое-что "чисто человеческое". Сади исполнилось всего восемнадцать лет, когда он закончил Парижскую политехническую школу и был принят "на службу военных инженеров..."

Маркуша А.М. Чудеса на колесах, М.: Детская литература, 1970, с. 72 - 73.

ПРИМЕР 11

"Будьте только внимательны, читатель, и вы скажете, что первый прием применен в предыдущей строке; это - прямое требование внимания от слушателей. Вы также скажете, что второй прием, столь же простой и естественный, это, конечно... пауза.

Третий прием заключается в употреблении - и надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, - вставных предложений.

Четвертый прием, как вы уже догадались (не правда ли, проницательный читатель?) - это риторическая фигура - обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

Перейдем к пятому приему, после которого останутся только два; из них последний, седьмой, - самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту, мне кажется, удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании: шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его. Я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание.

Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимательные слушатели получают толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием, как видели читатели, заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии."

Сергеич П. Искусство речи на суде, М.: Госюриздат, 1960, с. 317 - 318.

СКОРЕЕ ВСЕГО, У ЧИТАТЕЛЯ ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЪЕКТУ ОПИСАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ (-)

ПРИМЕЧАНИЕ. Известно: переубедить Читателя - самое трудное... Поэтому к нижеперечисленным приемам следует относиться как к повышающим вероятность такого переубеждения, но не гарантирующим ее. Поскольку известно: восприятие текста скорее определяется жизнью Читателя, чем самим текстом.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПРИЕМЫ

4. Неожиданное называние Автором предубеждений, стереотипов Читателя в том месте текста, где Читатель уже был готов высказать свою оценку.

5. Аналогично п. 4, но Автор "присваивает" эти предубеждения не самому Читателю (что, скорее всего, так и есть), а некому немного наивному, неискушенному человеку, которого Читатель будет ... оценивать.

ПРИМЕР 12

"Основополагающей реальностью переговоров, которая легко забывается в процессе осуществления международных и деловых контактов, является тот факт, что мы имеем дело не с абстрактными представителями "другой стороны", а с людьми. Ваши партнеры за столом обладают эмоциями, глубокой приверженностью к определенным ценностям, различными жизненными основами и взглядами, более того, они непредсказуемы. Кстати, как и Вы".

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения, М.: Наука, 1990, с. 34.

ПРИМЕР 13

"А по белому офису фирмы Kami ходят девушки. Это компьютерные девушки. Необычные девушки. Они тонки, они шелковисты и невесомы. Шпильки плюс ноги. (Нет, если женщины так красивы, просто не может быть, чтобы они были так умны, ну не может, говорят себе обычные мужчины.) Когда компьютерные девушки думают, в зале нарастает легкое напряжение, запах духов усиливается и электрический ток бьет с экранов, девушки думают, девушки пишут программы, и развившиеся их кудри колышутся в теплом воздухе кондиционеров".

Поспелова Ю. Подвиг программиста, журнал "Домовой", 1994, № 3,с. 54.

ПРИМЕР 14

"Был хороший праздник в школе.

Ты о нем не позабудь!

Октябрятам прикололи

Звезды красные на грудь.

Задание: "С каким настроением ты прочтешь эти стихи?" Насчет настроения не знаю, но могу сказать, что читала эти строки с чувством некоторого содрогания. Строки, не стихи, хотя эти называют стихами в учебнике. В том и фокус: вроде и рифма какая никакая есть, и ритм вроде присутствует, и написано в столбик (для неискушенного читателя - главный признак), а не стихи. Но детям-то внушают, что это и есть поэзия! И они верят! И разочаровываются на всю жизнь. Потом никакая сила не заставит обратиться к поэзии".

Список литературы

И.Л. Викентьев. Правила хорошего текста.