Курсовая работа: Маркетинг ириса с фундуком
Название: Маркетинг ириса с фундуком Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тольяттинский филиал Московского государственного университета пищевых производств
Курсовая работа по дисциплине: «Менеджмент и маркетинг» на тему: «Маркетинг ириса с фундуком»
Тольятти 2008 1 Определение кода продукта по Общероссийскому классификатору продукции7 6 Рыночный жизненный цикл товара. 16 7 Брэнд, брэндинг и товарный знак. 17 9 Структура себестоимости товара. 21 Список использованных источников. 23 Маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий и фирм, основанная на комплексном анализе рынка. Включает: прогнозирование спроса, цен, организацию научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) по созданию новых видов продукции, рекламу, координацию внутрифирменного планирования, финансирования [1]. Ф. Котлер говорит: «Маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров» [2]. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит так: "Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами" [3]. Главная цель маркетинга - выявление потребительских ожиданий и условий спроса. В жизненном цикле продукции (услуги) (рисунок 1) маркетинг является первоначальным этапом, так как открытие предприятия начинается именно с маркетинга. Рисунок 1 – Жизненный цикл продукции (товара) Задачи маркетинга: 1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму. 2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы. 3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов. 4. Формирование ассортиментной политики фирмы. 5. Разработка ценовой политики фирмы. 6. Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики. 7. Сбыт продукции и услуг фирмы. 8. Коммуникации маркетинга. 9. Сервисное обслуживание. В данной работе рассматривается маркетинг ириса. Ирис — род конфет, изготавливаемых из патоки (мелассы), сахара, сливочного или растительного масла, сгущённого молока, иногда муки, соевого белка, путём варки с добавлением ароматизаторов, кунжута, дроблённого арахиса и т.д. Ирис представляет собой разновидность молочных конфет в виде брусочков прямоугольной, ромбической или квадратной формы с рифленой поверхностью. Ирисную массу готовят увариванием сахаропаточного сиропа с молоком, иногда с добавлением по рецептуре сои, ядер орехов, масличных семян, желатиновой массы, фруктово-ягодных подварок, какао-продуктов и др. Процесс изготовления состоит из последовательного добавления и нагревания ингредиентов в варочном котле и уваривания до конечной температуры 120—130°C, в результате которой смесь всё ещё остаётся достаточно жидкой. Готовую смесь охлаждают на охлаждающем столе с водяной рубашкой приблизительно до 60°C. После остужения смесь становится достаточно густой и невязкой, чтобы её можно было поместить в специальный аппарат, из которого выходит жгут ирисной массы определённой толщины. Готовый непрерывный жгут поступает непосредственно в ирисо-завёрточную машину, где он разрезается и заворачивается в этикетку с подвёрткой или без. Используется несколько видов этикетки: парафинированная бумажная, металлизированная, парафинированная подвёртка, алюминиевая пищевая фольга (подвёртка). После оборачивания продукция охлаждается в специальных туннелях, после чего отправляется в сушилку, где при температуре около 38°C происходит кристаллизация, за счёт которой можно добиться требуемой консистенции готового продукта (к примеру, полутвёрдый ирис из тянучей массы). По форме ирис может быть параллелепипедный (кирпичик), квадратный и формованный (разлитый в произвольные формы). В зависимости от структуры и консистенции ирисной массы различают ирис трех типов: • твердый (карамелеобразный) имеет аморфную структуру, квадратную форму (Особый, Восточный), влажность 6%; • полутвердый — структура также аморфная, влажность 9%; • тираженный (кристаллический) имеет влажность 6—9%. Во время варки массу перемешивают с ирисной или желатиновой массой, в результате чего получают ирис аморфной структуры с равномерно распределенными мелкими кристаллами сахара. Тираженный ирис вырабатывают трех видов: полутвердый — консистенция мелкокристаллическая, ломкая; мягкий — консистенция мягкая в результате добавления желатиновой массы; тягучий — влажностью 9%. Итак, цель данной работы – сделать маркетинг ириса для предприятия «СладЖизнь», то есть сегментировать рынок, определить новизну товара, рассмотреть жизненный цикл продукции, создать рекламу и определить структуру себестоимости. 1 Определение кода продукта по Общероссийскому классификатору продукции Общероссийский классификатор продукции (ОКП) - систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенный по иерархической системе классификации с цифровой десятичной системой кодирования. Код ОКП для рассматриваемой продукции 912622 910000 - продукция пищевой промышленности; 912000 - изделия кондитерские сахаристые; 912600 - ирис; 912620 - ирис полутвердый тираженный; 912622 - молочный с добавлениями. Рынок – это сфера товарного обмена: спрос и предложение товаров и услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и т.д. в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок), и ее отдельного района (местный рынок). Рассмотрим классификацию рынков: - потребительский рынок – отдельные лица и хозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления; - рынок потребителей – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства; - рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи с прибылью для себя; - рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается; - международный рынок – покупатели за рубежом страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов в государственные учреждения. Также рынки делятся на: - закрытые – продавцы и покупатели связанны отношениями юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими юридический характер. На этом рынке используют меры и формы регулирования, устанавливаются относительно стабильные цены; - открытые – сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен и некоммерческие связи между продавцами отсутствуют. Продукция организации «СладЖизнь» ориентированна на потребительский рынок, так как ирис поставляется в различные супермаркеты, отделы розничной торговли, а также в фирменные торговые точки. Так как продукцию приобретают оптом различные магазины городского округа Тольятти, то также действует рынок промежуточных продавцов (или оптовый), под которым подразумеваются организации, приобретающие товары для последующей перепродажи с прибылью для себя. Для того, чтобы продукция была конкурентоспособна на целевом рынке следует произвести сегментацию, целью которой является обеспечение адресности разрабатываемого, выпускаемого и реализуемого товара. Сегментация рынка - это расчленение рынка на однородные в определенном отношении группы покупателей (клиентов), которые различаются своими требованиями и отношением к рассматриваемому товару. Существуют следующие критерии сегментации: - географические; - демографические; - психологические; - стиль жизни потребителей. Рассмотрим каждый критерий более подробно. 1 Географические. Продукция кондитерской фабрики «СладЖизнь» рассчитана на городской округ Тольятти и прилегающие к нему сельские пункты, а также близлежащие города. 2 Демографические. На первое января 2008 г. население городского округа Тольятти - 712 200 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата по данным 2005 г. составляет 10 300 руб. Минимальная заработная плата на 2008 г. - 3 200 руб., максимальная - 17 400 руб. Прожиточный минимум составляет 5 130 руб., 80% из которых расходуется на так называемую продовольственную корзину. В таблице 1 приводится набор продуктов питания для социально-демографических групп населения России на уровне прожиточного минимума, который представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем необходимые условия для поддержания активного физического состояния взрослых, для социального и физического развития детей и подростков. Таблица 1 - Состав продовольственной корзины
Сахар и кондитерские изделия в перерасчете на сахар находятся в списке потребительской корзины (трудоспособное население в год употребляет 20,3 кг из 674,8 кг (т.е. 3%), пенсионеры - 18,8 кг из 679,5 кг (т.е. 3,18%), а дети - 23,9 кг из 736,2 кг (3,24%))). Также рассчитаем в среднем количество грамм сахара и кондитерских изделий в перерасчете на сахар, потребляемое в день: трудоспособное население 20,3/365 = 50 г/день; пенсионеры 18,8/365 = 51 г/день; дети 23,9/365 = 65 г/день. При сегментировании по демографическому признаку можно выделить: - возраст: целевые потребители – дети в возрасте от 4 до 14 лет; - пол: дети независимо от пола; - размер семьи: 3-4 (и более) человека (родители и дети); - жизненный цикл семьи: 5 лет и более; - уровень доходов в месяц: 5000-10000 руб. и более. 3 Психологические. Сегментирование по психологическому признаку заключается в выделении групп покупателей на основе их знаний, квалификаций как пользователей и их реакций на товар. Переменные подобного сегментирования: - интенсивность потребления (малая, средняя, высокая) – средняя; - степень готовности к покупке (ничего не знает, знает кое-что, информирован, заинтересован) – информирован; - статус пользователя (непользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь) – потенциальный пользователь; - степень лояльности (потребительская лояльность - приверженность покупателей к данной торговой марке, мотивированная прочно укоренившейся привычкой покупать одно и то же изделие, товар или пользоваться одной и той же услугой, невосприимчивость к цене товара, отвержение альтернативы) (отсутствует, средняя, сильная, абсолютная) – средняя; - полезность покупки (экономия, удобство, престиж) – престиж. Потребителей можно разделить на пять групп, которые по разному реагируют на введение новых товаров: - Суперноваторы. Они составляют около 2,5% всех потребителей. Это люди с высоким социальным статусом, живущие в городе, склонные к новизне и риску. - Новаторы. Они составляют примерно 13,5% от общего числа потребителей. Они характеризуются примерно тем же, чем и суперноваторы, только более осторожны в своих действиях. - Обыкновенные потребители. Эта категория составляет примерно 34% емкости рынка. Большинство из этих людей проживают в сельской местности и в небольших городах. Они основательны и стараются не рисковать. - Консерваторы. Их численность также составляет примерно 34% от всех потребителей. Они не одобряют всяких новшеств, но подражают обыкновенным потребителям. Среди них много пожилых людей, лиц с низкими доходами, занятых мало престижной деятельностью. - Суперконсерваторы. Они составляют около 16% от всех потребителей. Эти люди принадлежат к различным слоям общества, лишены эстетического чутья, воображения, сохраняют привычки молодости и склонности по отношению к товарам. Первые три группы (примерно 50%) обеспечивают приобретение 90% всех новых товаров. 4 Стиль жизни потребителей. Стиль жизни определяется, как образ жизни человека в целом, так и тем как он тратит собственные время и деньги. Стиль жизни отражает деятельность людей, их интересы и мнения. Демографические и психографические измерения дополняют друг друга, поэтому их следует использовать совместно. Демография представляет объективные количественные показатели, такие как возраст, пол, образование, семейное положение. Психография же учитывает относительно неощутимые явления - мотивы, интересы, общественное положение и жизненные ценности людей. Эти сведения дополняют демографические данные и еще шире характеризуют потребителей. Организация «СладЖизнь» производит тираженный мягкий ирис, внутри которого находится цельный орех фундука. Нормативно – техническая документация: - ГОСТ 6478-89 Ирис. Общие технические условия. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 25.12.1989 №4102 [4]. - ГОСТ 5904-82 Изделия кондитерские. Правила приемки, методы отбора и подготовки проб. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.04.82 №1729 [5]. - ГОСТ 16834-81 Орехи фундука. Технические условия. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23.07.81 №3491 [6]. Проанализируем классификацию продукции: - по характеру и свойствам - потребительская (ирис - это высокопитательное кондитерское изделие с значительным содержанием углеводов, белков, жира и ценных минеральных веществ); - по продолжительности и характеру применения - краткосрочная (продукция рассчитана на один цикл применения); - по характеру спроса - импульсный спрос (то есть приобретение данного товара происходит без предварительного планирования и поисков, а зависит от возникшего желания), а также постоянного спроса в определенные периоды года, например в праздничные дни календаря (новый год, детские дни рождения и т.д.). Новизна товара и услуги - это совокупность свойств, характеризующих его изменения и дающим ему право называться новым. Главный критерий новизны товара – то, что служит основой для предпочтительного отношения к нему потребителей. Виды новизны: - абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству; - относительная новизна определяется относительно выбранного признака и имеет несколько видов; - частная новизна – когда отдельные элементы являются новыми; - стоимостная или эффективная новизна – когда затраты на работы и использование, отнесенные к объему полезной работы, будут ниже, чем у заявленного товара; - целесообразная новизна – когда достигаются лучшие производственные и потребительные свойства; - псевдоновизна – когда не столько лучше, сколько иначе; - рыночная новизна – расширение круга потенциальных потребителей, увеличение числа выполненным товаром (услугой) функций, удовлетворение новых потребностей. Продукция организации «СладЖизнь» обладает следующими видами новизны: - частная (отдельные элементы являются новыми, в данном случае новым компонентом будет ирис с фундуком или миндалем); - псевдоновизна (меняется обертка конфет и форма); - условная (необычное сочетание ранее известных компонентов). 6 Рыночный жизненный цикл товара Рыночный жизненный цикл товара определяется в координатах «время – прибыль или сбыт». В период развития товар проходит этапы от возникновения идеи до опытного производства и выхода товара на рынок. В начале выхода товара на рынок предприятие имеет предельные потери. Затем по мере продвижения товара на рынке, постепенно потери уменьшаются, а затем наступает период роста прибыли. Рост прибыли продолжается до полного насыщения рынка товаром. Если бы не создавался товар с новыми потребительными качествами, то прибыль оставалась бы неизменной, но закон непрерывного повышения качества товара и рыночная конкуренция вынуждают создавать товары более высокого качества, что предопределяет постепенное снижение спроса, имеющегося на рынке товара прежнего качества. С этого момента прибыль предприятия начинает снижаться, чем завершается рыночный жизненный цикл товара. Рисунок 2 – Рыночный жизненный цикл товара 7 Брэнд, брэндинг и товарный знак Брэнд представляется как образ марки данного товара (услуги), выделяемой покупателем среди конкурирующих изделий [1]. Фирменный стиль – это совокупность приемов (графических, языковых, цветовых), которые обеспечивают определенное единство всех продуктов фирмы, воспроизводимое покупателем, а также противопоставляет фирму и ее изделия конкурентам и их товарам [1]. Элементы фирменного стиля: - товарный знак (торговая марка); - логотип (фирменная шрифтовая надпись); - фирменный блок; - слоган (фирменные лозунги); - фирменный цвет (цвета); - фирменный комплект шрифтов и другие фирменные константы. Торговый знак, торговая марка, фирменный знак – является центральным звеном фирменного стиля. В соответствии с Мадридским соглашением (1981 г.) товарные знаки подлежат международной регистрации [1]. Товарный знак в отличие от патента может действовать сколько угодно долго, требуется лишь доплатить пошлину за продление 10-летнего срока регистрации [1]. Товарные знаки выполняют следующие функции: - облегчают восприятие или создают различия; - дают товарам имена; - облегчают опознание товара; - облегчают запоминание товара; - указывают на происхождение товара; - сообщают информацию о товаре; - стимулирует желание купить; - символизирует гарантию; - создают, в ряде случаев, имидж владельца товара. Соотношение между торговой маркой, брэндом, товарным знаком, фирменным наименованием и наименованием мест положения (НМП) представлено на рисунке 3. Рисунок 3 – Соотношение между торговой маркой, брэндом, товарным знаком, фирменным наименованием и наименованием мест положения (НМП) Известный маркетолог Филип Котлер даёт следующее определение рекламы: «Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с чётко указанным источником финансирования» [2]. Реклама - это оплаченное распространение информации о товарах и услугах с помощью различных коммуникационных средств на большие рассредоточенные аудитории целью активного воздействия на покупательский спрос [7]. В Федеральном законе "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [8]. Основными элементами рекламы являются - товарный знак; - слоган; - НМП (наименование места положения) – адрес, контактный телефон, @ mail; - фирменный шрифт; - фирменный цвет; - изображение продукта. На рисунке 4 представлена обобщенная структура рекламы. Рисунок 4 – Структура рекламы 9 Структура себестоимости товара Структура цены товара рассчитывается по формуле 1
Цеховая себестоимость– полные затраты на проведение какой-либо части технологического процесса изготовления выпускаемого предприятием продукта в отдельном подразделении предприятия. В учетной документации предприятия данную себестоимость называют трансфертной ценой. Цеховая себестоимость состоит из следующих статей затрат: 1 Стоимость сырья, материалов и покупных (комплектующих) узлов, товаров и оборудования, стоимостью каждого из которых составляет менее 10000 руб., и т.д.; 2 Величина амортизационных отчислений (без учета оборудования стоимостью менее 10000 руб., стоимость которого списывается полностью на себестоимость продукции в текущем году); 3 Расходы на содержание (ремонт) и технологическую эксплуатацию (электроэнергию, газ, смазочно-охлаждающие технологические жидкости и т.д.) основных и вспомогательных средств производства; 4 Внутрицеховые транспортные расходы; 5 Основная заработная плата за выполнение работ, указанных в технологическом процессе; 6 Дополнительная заработная плата по КЗОТу и трудовому соглашению; 7 Единый социальный налог (26% от зарплаты); 8 Цеховые накладные расходы (расходы на управление цехом и содержание средств управления). В данной работе проведены маркетинговые исследования, сделан анализ рынка, установлена новизна товара, разработана реклама, определенна структура себестоимости, рассмотрен рыночный жизненный цикл товара. На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что маркетинг в петле качества первоначально значим, так как именно с анализа рынка, продукции конкурентов, анализа нужд, потребностей, запросов потребителей начинается внедрение нового продукта на рынок. Список использованных источников 1 Щипанов, В.В. Курс лекций по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» 2 Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с. англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2007. - 656 с.: ил. - Парал. тит. англ. - ISBN 978-5-8459-0376-1 (рус.) 3 www.ereport.ru 4 ГОСТ 6478-89 Ирис. Общие технические условия. 5 ГОСТ 5904-82 Изделия кондитерские. Правила приемки, методы отбора и подготовки проб. 6 ГОСТ 16834-81 Орехи фундука. Технические условия. 7 Алексунин В. А. Маркетинг: Учебник - М.: Издательско-торговая А46 корпорация «Дашков И Ко », 2006. - 204 с. - ISBN 5-94798-703_1 8 Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ |