Реферат: Туристские рекреационные и спортивные походы

Название: Туристские рекреационные и спортивные походы
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

Туристские рекреационные и спортивные походы. Понятие и организация

1. Определение понятия «поход». Классификация туристских походов

Что мы понимаем под термином «поход»? Определим это важнейшее для нашего предмета понятие. Туристский поход – это короткое по продолжительности путешествие (в большинстве случаев от 1-2-х до 15-20 дней) с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах) по всему маршруту . Таким образом, поход это всего лишь частный случай (разновидность) туристских путешествий, где туристы передвигаются по маршруту за счет их мышечной силы. Следовательно, иные виды путешествий, где для передвижения по маршруту туристы используют любые типы транспорта или животных (вьючных, ездовых), строго говоря «походом» не являются.

Как принято классифицировать туристские походы? Как и в материале предыдущих лекций классификацию начнем с важнейшего основания – цели похода (Рис. 1). Туристские походы, согласно своей цели , подразделяются на походы рекреационные (учебно-рекреационные) и походы спортивные (учебно-спортивные). Учитывая ранее указанную классификацию рекреационного туризма (лекция 2), мы можем, в свою очередь, рекреационные походы подразделить на походы рекреационно-оздоровительные (их в литературе принято называть просто оздоровительными), рекреационно-познавательные (например, экологические походы), рекреационно-спортивные (например, приключенческие). Доминирующими целями рекреационно-оздоровительных походов являются – полноценный отдых и оздоровление их участников. Перед рекреационно-познавательными походами, кроме того, ставятся еще и познавательные (образовательные) цели и задачи.

В рекреационно-спортивных походах активный отдых участников реализуется в преодолении сложного маршрута, содержащего естественные препятствия (спортивный компонент). При этом участники похода не ставят для себя далеко идущих спортивных целей, не стремятся получить спортивное звание, участвовать в соревнованиях. Их цель – «впрыснуть» в кровь адреналин средствами спортивного туризма, «круто» изменить на время размеренное течение жизни. В учебно-рекреационных походах главной целью является обучение участников необходимой туристской технике и тактике проведения походов, а так же овладение участниками методикой проведения рекреационных походов (подготовка будущих туристских специалистов в походных условиях).Доминирующей целью спортивных походов является совершенствование возможностей участников в преодолении классифицированных маршрутов и повышение их спортивного мастерства, квалификации. В учебно-спортивных походах, кроме того, преследуется цель обучения участников разнообразной туристской технике (технике преодоления естественных препятствий) и методике проведения спортивных походов (подготовка инструкторов спортивного туризма в походных условиях). Спортивные походы дополнительно классифицируются по их категории сложности, о чем мы будем говорить ниже. На основании способа передвижения любые походы (рекреационные и спортивные) подразделяются на четыре вида: пешеходные (в горах – горно-пешеходные), лыжные, водные и велосипедные. В случае спортивного туризма только данные четыре вида походов включены в разрядные требования Единой спортивной классификации (ЕСК) Республики Беларусь и только их касаются принятые в Республике Беларусь «Правила проведения спортивных туристских походов» (в дальнейшем «Правила»). В то же время, в Российской Федерации в спортивную классификацию включены нормативы по 10 видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, авто-мототуризму, спелеотуризму (путешествия в пещеры), парусному (разборные суда), конному и комбинированному. По результатам соответствующих походов присваиваются спортивные разряды и звания.

Рис. 1 Классификация туристских походов на основании цели их проведения.

На основании продолжительности похода (в днях) все походы можно подразделить на походы выходного дня и многодневные походы. Поход с активными способами передвижения, но не предусматривающий организации ночлега собственно походом не является – это т.н. туристская прогулка . Поход, предусматривающий организацию одного двух ночлегов (обычно, осуществляемый в выходные дни) принято называть походом выходного дня. В подавляющем большинстве случаев походы выходного дня организуются с целью оздоровления и отдыха участников. Кроме того, они могут преследовать учебные цели (как в случае походов с изучающими туризм студентами) и тренировочные цели (как часть программы подготовительного периода перед осуществлением спортивных походов). Многодневные походы могут быть как рекреационными походами, так и спортивными.


2. Рекреационно-оздоровительные походы: требования к маршруту и порядок организации

Среди рекреационных походов мы в данной лекции рассмотрим только рекреационно-оздоровительные походы, как наиболее массовую их разновидность. Действительно, тысячи жителей городов и городов-мегаполисов предпочитают часть своего свободного времени провести на природе: шагают, плывут на байдарке, крутят педали велосипеда, скользят на лыжах, причем путешествие проходит в кругу единомышленников и с рюкзаком. Такой отдых может осуществляться при содействии туристских организаций и самодеятельным образом, он может быть продолжительным и не очень (выходные дни), но, в любом случае, он требует определенных навыков в организации и проведении.

Какие нормативные требования предъявляются к организации и проведению рекреационного похода? К организации и проведению рекреационных походов в общем случае не предъявляются, какие либо стандартные, установленные нормативными документами требования, кроме случая походов с учащимися. Для походов с учащимися Министерством образования подготовлена специальная «Инструкция по организации и проведению походов с учащимися». Подробно с данной «Инструкцией» Вы будете знакомиться на отдельном занятии посвященным нормативной базе туризма в Республике Беларусь. Здесь же отметим, что данная «Инструкция» направлена в целом на соблюдение требований техники безопасности участниками и руководителями походов, определяет их права и обязанности в походе. Ни этим, ни иными нормативными документами не регламентируются количественные параметры оздоровительного похода (продолжительность похода и протяженность маршрута), выбор района похода, комплектование походной группы, выбор снаряжения и порядок питания участников в походных условиях и т.д. Данные, несомненно, важные моменты организации и проведения рекреационных походов, определяют сами организаторы похода (туристские фирмы или руководители самодеятельных походов), исходя из поставленных перед походом целей и задач, требований безопасности, наличия организационных и материальных ресурсов и пр. Таким образом, сама эффективность достижения целей каждого конкретного похода будет диктовать основные требования к его организации и проведению.

Какие основные задачи решают туристы в период подготовки похода? В период подготовки оздоровительного похода, туристы решают целый ряд организационных вопросов (Рис. 2). Среди них мы выделяем следующие, наиболее важные с нашей точки зрения, вопросы и мероприятия.

· Выбор района похода.

· Разработка маршрута похода (нитки маршрута).

· Комплектование походной группы и распределение обязанностей в походной группе.

· Составление календарного плана-графика похода.

· Выбор необходимого походного снаряжения.

· Составление походного рациона питания и определение походного режима питания.

· Оформление необходимой походной документации (при необходимости).

По каким критериям туристы выбирают район проведения оздоровительного похода? При выборе района проведения похода следует учитывать, прежде всего, поставленные перед походом цели и задачи, состав конкретной походной группы (возраст, состояние здоровья, устремления и пожелания участников), объем свободного времени, которым располагают участники похода. Для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления, полноценного отдыха участников в природной среде . С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи – расширение кругозора участников, их знаний природы, культурно-исторического наследия предков и пр. Обычно такие походы совершаются «по родному краю» и преследуют, в том числе, краеведческие цели.

Таким образом, выбор района оздоровительного похода продиктован наличием в нем природных рекреационных ресурсов (лесные массивы: чистые водоемы, пригодные для купания, чистый воздух, эстетически привлекательные ландшафты и пр.). Кроме того, он определяется наличием целевых рекреационно-познавательных объектов посещения , которые вызовут наибольший интерес у участников похода. К таким объектам можно отнести, например, локальные участки маршрута с наиболее красивыми ландшафтами, живописные озера или группы озер; реки, привлекательные участки лесных массивов (сосновые светлые боры, рощи из широколиственных деревьев) и т.д.

В районе похода должны иметься удобные пункты для подъезда к началу маршруту и пункты отъезда от окончания маршрута . Район похода должен иметь хорошую «проходимость » – желательно, чтобы он включал достаточно густую сеть пригодных для осуществления пешего, велосипедного похода лесных, полевых дорог и троп. В таком случае участники, при движении по маршруту, не будут испытывать физических и эмоциональных перегрузок. Кроме указанных критериев, отметим, что район похода должен содержать достаточное количество источников чистой воды для организации питания; места, удобные для организации ночлега и отдыха туристов (в том числе оборудованные туристские стоянки). Наиболее распространенная разновидность оздоровительных походов – это походы в течение выходного дня. Поэтому ограниченность походного времени так же накладывает отпечаток на выбор района похода: выбираются рекреационные районы из числа близлежащих к месту жительства участников.

Что означает понятие «нитка маршрута»? После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута). Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша. В случае маркированных маршрутов (например, маркированных маршрутов экологических походов, экскурсионных экологических троп) нитка маршрута не только нанесена на карту, но так или иначе обозначена (маркирована) на местности.

Какую творческую работу (по содержанию) следует выполнить при разработке нитки маршрута оздоровительного похода? При разработке маршрута вновь главными факторами, которые принимаются во внимание, являются цели оздоровления, отдыха, познания. Готовый маршрут должен способствовать наиболее эффективному, без лишних физических, организационных, финансовых затрат, их достижению.

Выбор района похода и разработка маршрута это определяющие задачи подготовительного периода. Они более подробно будут рассматриваться нами на специальном методическом занятии. В данной лекции мы лишь перечислим основные действия по составлению маршрута, без подробного их комментирования. При разработке маршрута рекреационного похода выполняется следующая творческая работа с топографической картой и иными информационными материалами

· Определяется необходимая протяженность маршрута (с учетом состава группы, намеченных целей похода).

· Из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные целевые рекреационно-познавательные объекты посещения.

· Определяются конкретные удобные для достижения намеченных рекреационно-познавательных объектов посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

· Определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно-познавательных задач.

· Определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения).

· Определяются пути достижения намеченных главных рекреационно-познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (трасса движения группы).

· Маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности.

· На дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Как комплектуется группа оздоровительного похода? Организация туристского похода непременно включает и комплектование группы . В случае рекреационных походов, нормативные ограничения по составу группы существуют для походов с учащимися (регламентируются вышеупомянутой «Инструкцией» Министерства образования). Инструкцией регламентируется количество учащихся при проведении походов – их в группе должно быть не менее шести. Кроме того, определен минимальный возраст, с которого учащиеся допускаются к участию в походе – шесть лет. В иных случаях, каких либо нормативных ограничений по составу туристской группы нет.

Группа оздоровительного похода формируется на основе общности интересов и желания принять участие в конкретном туристском мероприятии. В случае походов выходного дня и многодневных рекреационно-оздоровительных походов ограничением может служить состояние здоровья участников (оно должно позволять переносить физические нагрузки похода). Рекомендуется комплектовать группу из участников примерно одного возраста и социального статуса (тогда достигается общность интересов и легкость общения). Например, можно создать школьную, студенческую, семейную группу и пр. В то же время из туристской практики известно, что эффективность управления группой и достижения целей похода будет максимальной, если группа туристов не превышает 12-15 участников . В случае более массовых походов, всю походную группу («отряд») желательно разделить на «отделения» со своими туристскими руководителями (инструкторами).

Какие обязанности выполняют участники группы в оздоровительном походе? При любой форме организации оздоровительного похода (самодеятельной, коммерческой, социальной) в группе существует формальный или не формальный руководитель , который берет на себя ответственность за успешное его проведение. Когда поход осуществляет туристская организация, руководитель назначается официальным образом (приказом по организации). Вышеупомянутой «Инструкцией» регламентируется, что руководителем похода с учащимися обязательно должен быть педагогический работник учреждения образования, проводящего поход, имеющий опыт участия в многодневных походах. В проводимых туристскими организациями рекреационно-познавательных походах с группой, кроме руководителя, может работать гид-проводник или экскурсовод . Иные участники, в отличие от спортивного похода, о котором речь пойдет ниже, могут в принципе не иметь никаких особенных ролевых обязанностей, или, по договоренности в подготовительный период, выполнять обязанности завхоза , санинструктора , фото-кинодокументалиста и т.д.

Что такое календарный план-график похода и как он составляется? Календарный план-график – это график движения группы по маршруту и график осуществления запланированных походных мероприятий . Фактически этим документом руководитель похода отвечает на вопросы: что делаем и где находимся в определенные даты и время похода. В частности, именно план-график определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество, даты и места организации дневок и полудневок на маршруте, даты ночевок в намеченных пунктах и протяженность определенных дневных переходов. Кроме того, план-график определяет сроки посещения и время, затрачиваемое на отдых на рекреационных объектах; время проведения экскурсий (музеи, природные заказники, отдельные культурно-исторические и природные памятники) и иных рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.). План-график – это один из компонентов эффективного достижения намеченных целей похода. Грамотно составленный план-график движения по маршруту учитывает конкретные особенности группы (возрастной состав, физические возможности участников, их интересы и пр.), необходимые физические нагрузки (по объему и интенсивности) и основан на разработанном маршруте похода .

Какая маршрутная документация необходима для проведения оздоровительного похода? В принципе, самодеятельный оздоровительный поход по «родному краю» (поход выходного дня) может проводиться без всякой специальной документации (нормативных требований нет). Мы рассмотрим лишь пример, когда поход организует и осуществляет туристская организация (т.н. «проводящая поход» организация). В качестве проводящей поход организации могут выступать туристские фирмы, Центры туризма и краеведения учащийся молодежи, туристские клубы, физкультурно-оздоровительные центры и т.д. В этом случае формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа, служит маршрутный лист . Подробно содержание данного документа будет рассмотрено на специальном занятии. Здесь лишь отметим, маршрутный лист содержит информацию о проводящей организации, составе и руководителе группы, о нитке маршрута и сроках проведения похода.

3. Спортивные походы: требования к маршруту и порядок организации

Если к маршруту оздоровительных походов и порядку их организации и проведения никаких нормативных требований (за исключением походов с учащимися) не предъявляется, то ситуация со спортивными походами совершенно иная. Спортивные походы проводятся обязательно по классифицированным маршрутам , параметры которых устанавливаются принятыми в Республике Беларусь «Правилами проведения спортивных туристских походов» (далее «Правила»). Спортивные туристские походы, как мы указывали ранее, проводятся по четырем видам туризма , включенным в спортивную классификацию РБ: пешеходному (горно-пешеходному), лыжному, водному и велосипедному . По форме организации и финансирования, спортивные туристские походы являются, за редким исключением, самодеятельными туристскими мероприятиями. Маршрут похода составляется самими участниками с учетом нормативных требований «Правил». Они же осуществляют всю организационную подготовительную работу (подбирают необходимое снаряжение, составляют тактический план, финансируют путешествие и пр.).

Как и кем классифицируются спортивные походы на основании их сложности? Мы можем констатировать, что спортивный туристский поход, прежде всего, отличается от рекреационного похода тем, что он проводится по классифицированным маршрутам . «Правилами», в зависимости от сложности заявляемого маршрута, спортивные походы подразделяются на шесть категорий сложности (походы первой категории – наименее сложные; шестой – наиболее сложные). Отнесение маршрута похода к той или иной категории сложности, а так же оценка совершенного туристской группой похода по представленному отчету осуществляются экспертными уполномоченными комиссиями, работающими при республиканском отделе, городских или областных отделах Белорусского общественного объединения спортивного туризма (БООСТ) или при молодежных туристских центрах и туристских клубах. Заметим, что понятие «классифицированный» маршрут означает лишь то, что он имеет определенную спортивную категорию сложности. Походы оздоровительные могут в принципе осуществляться как по маршрутам начальных категорий сложности (1-ой, 2-ой), так и по не классифицированным маршрутам.

Какие параметры похода учитывает экспертная комиссия и туристская группа при определении категории сложности похода? Категория сложности спортивных походов определяется целым рядом факторов. Наибольшее значение, при оценке категории сложности имеет техническая сложность похода, которая в свою очередь определяется сложностью преодолеваемых на маршруте естественных препятствий (сущность понятий «техническая сложность» и «естественные препятствия» раскрывается подробно в отдельной лекции). Кроме того, сложность спортивного похода определяется его количественными параметрами: протяженностью маршрута и продолжительностью похода. Наконец, на оценку категории сложности похода оказывают существенное влияние климатогеографическая характеристика района похода , и степень «автономности» группы при совершении похода. Под «автономностью» похода следует понимать степень объективной изоляции группы от «человеческого сообщества» (измеряется плотностью населенных пунктов в районе похода, количеством населенных пунктов, лежащих на маршруте, плотностью пассажирских путей сообщения в районе похода). Вопрос классификации спортивного похода весьма сложен и остается на сегодняшний день дискуссионным. В лекции мы рассмотрим кратко лишь классификационные количественные параметры маршрута и параметры его технической сложности.

Какие количественные параметры установлены «Правилами» для пеших и лыжных маршрутов различных категорий сложности? Показатели «продолжительность» и «протяженность» обязательно учитываются экспертами при определении категории сложности похода, но при этом они носят контрольный характер и не являются определяющими. Требования к данным параметрическим характеристикам (табл. 1) не записаны прямо в действующих в Республике Беларусь «Правилах» и на сегодняшний день эксперты основываются на соответствующих нормах, действовавших еще в СССР.

Таблица 1

Количественные параметры, соответствующие спортивным походам различной категории сложности.

Параметры

похода

Вид похода

Категория сложности похода

I

II

III

IV

V

VI

Минимальная продолжительность похода

(дни)

Пешеходный

6

8

10

13

16

20

Горный

--

--

--

--

--

--

Лыжный

--

--

--

--

--

--

Протяженность

маршрута

(км)

Пешеходный

130

160

190

220

250

300

Горный

100

120

140

150

160

160

Лыжный

130

160

200

250

300

300

К сожалению, имеется некоторое несоответствие между принятыми ранее параметрами походов разной сложности и действующими в Беларуси «Правилами» спортивного туризма. В частности, в отличие от Российской Федерации, «Правилами» Республики Беларусь установлен единый горно-пешеходный вид туристских походов (передвижение и по равнине и по горной местности осуществляется пешком). Но количественные параметры для данного единого вида походов не записаны в принятых нормативных документах. Мастер спорта в туризме, Заслуженный путешественник России В.И. Ганопольский предложил следующую систему определения количественных параметров горно-пешеходных и лыжных походов. Минимальная продолжительность походов в данных видах туризма, как это и было принято ранее, составляет 6 дней. С ростом категории сложности похода на единицу, данная величина возрастает на два дня (поход 2-й категории – 8 дней, 3-й категории – 10 дней и т.д.). С учетом специфики заявляемого маршрута (увеличения протяженности маршрута, сложности препятствий, запасного времени на непогоду, тактической схемы и пр.), протяженность похода может быть в той или иной степени увеличена (до 30-35 дней в походах шестой категории сложности).

При расчете требуемой протяженности маршрута в горно-пешеходном и лыжном туризме В.И. Ганопольский предлагает за базовую величину принимать дневной переход в 20км. Тогда исходная для расчета протяженность маршрута будет соответствовать минимально требуемому количеству 20-километровых дневных переходов (например, 20км х 6 = 120км для похода 1-й к.с.) Учитывая особенности маршрута (горная, сильнопересеченная или равная местность, характер покрытия и пр.), реальная протяженность маршрута рассчитывается по эмпирической формуле:

L реальное = α (Lo – 10 Σ∆h),

где Lo – исходная протяженность маршрута; Σ∆h – сумма перепадов высот на маршруте; α – коэффициент характера покрытия участков маршрута. Коэффициент α равен 1, если весь маршрут проходит по лесным дорогам, тропам, хорошей лыжне. Он может составлять величину 0.9; 0.8; 0.7 – в зависимости от трудоемкости движения по определенному покрытию (кедровый, березовый стланик, снежный покров разной глубины и пр.).

Что в спортивном туризме означает понятие «классифицированный участок маршрута»? Развернутую характеристику данному понятию мы дадим в лекции посвященной естественным препятствиям на маршруте спортивного похода. Сейчас для Вас важно понять, что это участки, содержащие различные по трудности преодоления препятствия (горные перевалы, заболоченные участки, участки рек с порогами и пр.). Их обязательное включение в маршрут и составляет сущность его технической сложности. Пока ограничимся определением классифицированного участка (КУ) маршрута. КУ – это участки , содержащие локальные и (или) протяженные естественные препятствия. Безаварийное преодоление таких участков требует от участников похода владения определенной туристской техникой (техникой передвижения, наведения переправ, страховки, ориентирования, бивака), а так же принятия правильных тактических решений.

Каковы нормативные требования по технической сложности, предъявляемые к походам различных категорий сложности? Техническая сложность маршрута определяется количеством и категорией трудности, включенных в него классифицированных участков (они, как и маршруты в целом, делятся на 6 категорий трудности). Маршрут похода определенной категории сложности обязательно включает минимум два классифицированных участка аналогичной категории трудности , а так же набор классифицированных участков меньшей категории трудности. Определение категории трудности классифицированных участков маршрута происходит экспертными методами. Наиболее высок уровень формализации при оценке категории трудности КУ на маршрутах горно-пешеходных и лыжных походов в горах. На основании известных характеристик склонов (высоты, крутизны, характера покрытия, наличия зацепок для лазанья, полок для организации страховочных станций и т.д.) все перевалы в высокогорье и среднегорье разделены на шесть полукатегорий трудности – от 1А до 3Б. Тогда участок маршрута, включающий перевал 1А можно, в первом приближении, отнести к классифицированному участку 1-й к.т., а участок, включающий перевал 3Б – к классифицированному участку 6-й категории трудности.

По каким критериям туристы выбирают район проведения спортивного похода? Мероприятия по организации спортивного похода проводятся в целом те же самые, что мы перечислили выше по отношению к рекреационным походам. Однако их содержание несколько иное: направлено на успешное преодоление маршрута определенной категории сложности, содержащего набор естественных препятствий. В представленном курсе лекций и методических занятий вопросы конкретным вопросам организации и проведения спортивных походов посвящен ряд специальных занятий. В данном разделе мы лишь кратко сформулируем основные соответствующие понятия.

Для спортивных походов ранее перечисленные критерии выбора района рекреационного похода так же имеют значение, но они уже не являются доминирующими. В данном случае выбор района, прежде всего, определяют следующие критерии.

· Спортивно-техническая характеристика района похода (наличие классифицированных участков, определяющих необходимую техническую сложность похода).

· Соответствие района по показателям технической сложности и климатогеографическим характеристикам опыту участников предполагаемого похода.

· Наличие достаточной информации о районе похода, в том числе необходимого картографического материала.

· Соответствие района долгосрочным спортивным планам группы.

· Широта возможностей для проложения маршрута в данном районе (в том числе широта выбора походной тактики).

· Наличие в группе необходимого для похода в данном районе снаряжения и финансового обеспечения.

Какие важнейшие факторы учитываются туристами при разработке маршрута спортивного похода? В целом творческая работа по разработке маршрута спортивного похода аналогична работе по составлению маршрута оздоровительного похода (выбираются пункты старта и финиша, тактическая схема и т.д.). Однако эта работа имеет свои особенности, связанные с выполнением нормативных требований к маршруту и учетом «спортивной» мотивации участников похода. Поэтому при разработке маршрута спортивного похода обязательно учитываются следующие факторы.

· Маршрут должен быть составлен так, чтобы учесть все классификационные требования, предъявляемые к походу данной категории сложности (соответствовать по протяженности, продолжительности и технической сложности).

· Маршрут должен быть логичным, т.е. должен быть составлен так, чтобы набор естественных препятствий органично «вписывался» в нитку маршрута.

· Маршрут должен являться основой тактического плана (быть линейным, кольцевым или комбинированным; определять пункты продуктовых и иных забросок, определять какие естественные препятствия будут преодолеваться с полной выкладкой, а какие радиально, налегке и т.д.)

· Маршрут – основа календарного плана похода. Он должен учитывать требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности в наборе технической сложности.

· При составлении маршрута следует учитывать возможности для экстренного схода с маршрута и выхода в населенные места (например, для оказания пострадавшим квалифицированной врачебной помощи).

Как комплектуются туристские спортивные группы? В отличие от рекреационных походов, порядок комплектования спортивной группы обусловлен требованиями «Правил». Спортивные туристские группы формируются на добровольных началах из людей, объединенных общими спортивными интересами и обладающими спортивно-техническим опытом и уровнем подготовки, соответствующими сложности заявляемого к прохождению маршрута и необходимыми для успешного и безаварийного совершения похода . «Правила» спортивного туризма определяют, что только участники походов 1-й и 2-й категорий сложности могут быть новичками в туризме. Участники походов 3-й - 5-й категорий сложности непременно должны иметь опыт походов предыдущих категорий сложности в том же виде спортивного туризма. Участники похода 6-й к.с. – опыт участия в 2-х походах 5-й к.с.

Какие обязанности выполняют участники группы в спортивном походе? «Правилами» ясно определена одна обязанность – руководитель похода, несущий ответственность (в том числе уголовную) за безопасность участников, организацию и проведение похода в целом. Руководитель похода 1-й к.с. должен иметь как минимум опыт участия в соответствующем походе, а руководители походов последующих категорий – опыт участия в походах данной к.с. и руководства походом предыдущей к.с.

В обычной практике совершения спортивных походов принято участникам похода вменять следующие обязанности: завхоз , санинструктор , ответственный за ремонт снаряжения (ремонтник ), ответственный за фотоотчет (фотограф), специалист по ориентированию на маршруте (штурман ), казначей группы и ряд других. Назначения проводит руководитель группы в подготовительный период, причем «должности» завхоза, санинструктора, ремонтника присутствуют в группе практически всегда; остальные – по решению руководителя.

Какая маршрутная документация необходима для проведения спортивного похода? Основной документацией спортивной группы является маршрутная (заявочная) книжка похода и отчет о проведении спортивного похода . Содержание маршрутной книжки в целом соответствует содержанию маршрутного листа, но включает дополнительную информацию о ключевых, наиболее сложных, участках маршрута, снаряжении группы и раскладке продуктов. Маршрутная книжка заполняется перед походом и является заявочным документом группы: рассматривается, наряду с иными материалами маршрутной комиссией, для принятия решения о выпуске группы на маршрут. Утвержденный комиссией, и внесенный в маршрутную книжку маршрут похода, обязателен для прохождения и может быть изменен группой только по ряду объективных причин, например связанных с обеспечением безопасности, несчастным случаем и пр. Отчет – это документ установленной формы, по которому экспертная комиссия определяет полноту прохождения маршрута группой. Включает, в частности раздел технического описания маршрута и порядка его преодоления группой, подтвержденного фотографиями.

Иные мероприятия по организации и проведению рекреационных и спортивных походов (выбор снаряжения, организация питания, разработка графика и организация движения группы, порядок оформления маршрутного листа и маршрутной книжки) подробно рассматриваются нами на специальных занятиях и не требуют комментариев в данной лекции.


Литература по теме лекции

1. Алексеев А.А. Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах. – М. 2004

2. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.

3. Виноградов Ю., Митрухова Т. Воскресные путешествия пешком. – Л.: Лениздат, 1988. – 144 с.

4. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися. – Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3.12.2002 г. № 50.

5. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М.: ФиС, 1988. – 191с.

6. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. – М.: Профиздат, 1987.– 223с.

7. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия/ И.А. Верба, С.М. Голицин, В.М. Куликов, Е.Г. Рябов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 160с.

8. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физи­ческой культуры. - Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.

9. Туризм спортивный. Правила проведения спортивных туристских походов. Мн., 2003.- 6с.

10. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.