Реферат: Ценностные ориентации современной молодёжи 2
Название: Ценностные ориентации современной молодёжи 2 Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» Институт психологии, педагогики и соц. управления
Научная статья на тему «Ценностные ориентации современной молодёжи». Выполнила: Устюгова А.В., 2963-1 Проверила: проф. Алексеева Л.В. Тюмень, 2010 год Используемая методика и ее описаниеГипотеза исследования : у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку. Исследование проводилось в марте 2010 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 человек, среди них 20 юношей и 20 девушек. Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику “Ценностные ориентации” Милтона Рокича.Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.Методика М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиационному делению на ценности-цели и ценности-средства.Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей (цели жизни) и 18 наименований инструментальных ценностей (средства достижения жизненных целей). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека.Списки ценностных ориентаций выдавались 40 испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого (см. приложение). Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая – 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов – значимые; 7-12 баллов – менее значимые; 13-18 баллов – принебрегаемые.Терминальные ценности : 1) активная, деятельная жизнь; 2) жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 3) здоровье (физическое и психическое); 4) интересная работа; 5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); 6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 8) наличие хороших и верных друзей; 9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого); 10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 11) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 12) равенство (равные возможности для всех); 13) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках; 14) свобода (независимость в поступках и действиях); 15) счастливая семейная жизнь; 16) творчество (возможность творческой деятельности); 17) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); 18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений). Инструментальные ценности: 1) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах); 2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость); 3) высокие запросы; 4) чувство юмора; 5) исполнительность (дисциплинированность); 6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 7) непримиримость к недостаткам в себе и в других; 8) образованность (широта знаний, высокая общая культура); 9) ответственность (чувство долга, умение держать слово); 10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 12) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; 13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 14) терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки; 15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы); 16) честность; 17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 18) чуткость, умение понять другого человека.
Анализ полученных данных После обработки данных мы получили следующие результаты:
|