Реферат: Место политологии как система научного знания

Название: Место политологии как система научного знания
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Политология

Работу выполнила: Донская Наталья Юрьевна

Работу проверил:________________________

Москва 2010

Вариант № 1

1. Термин «Политология» образовался от гречесих слов «politike» (государственные или общественные дела) и «logos» (слова, учение), что буквально означает «политическая наука» или «наука о политике». Предметом политологии является комплекс понятий, идей, закономерностей, отображающий политическую жизнь общества. Ключевой термин – «политическое». Он означает всё (идеи, отношения, деятельность), что имеет отношение к разработке и реализации стратегии целостных общественных изменений и общественного устройства.

Политология ищет ответы на такие вопросы как: что такое политика и политическая власть, зачем обществу государство, каковы типы государства и в чем их плюсы и минусы, в чем различие политических партий, кто становится политическим лидером, как складываются международные отношения?

Политология исследует политическую жизнь общества в самых различных ее проявлениях. Она, в частности, изучает: проблемы политической власти, ее сущность, ресурсы., легитимность, эффективность и в/о людей; их политические интересы, взгляды и позиции; деятельность политических институтов (государство и партии); политическое лидерство, политическую элиту, то есть субъекты политической власти, ее носители; внешнюю политику государств, роль международных организаций; политическую культуру общества, ее формирование и развитие и т.д.

Политология — единая, интегральная наука о поли­тике, ее взаимодействии с личностью и обществом;

— общая политическая наука о государстве и демо­кратии (государствоведение);

— система политических знаний о демократическом обществе, становлении политического мировоззрения, политической культуры;

— отрасль научных знаний, изучающая политиче­скую власть, политические отношения и политические системы;

— учение, изучающее политическую систему обще­ства, закономерности политического поведения;

— относительно самостоятельная область гуманитар­ного знания, весь комплекс знаний о политике, выраба­тываемых всеми общественными науками.

Точного определения этой науки нет в связи с чрез­вычайной многозначностью термина "политика" и дискуссионностью представлений о предмете политологии.

Предметом политологии являются:

1. политическая сфера общества, все происходящие в ней политические явления и процессы;

2. политика как целостное общественное явление, как процесс, подчиняющийся определенным закономер­ностям и реализующийся на практике в соответствии с определенными принципами (стратегией и тактикой);

3. политическая власть, механизмы ее распределе­ния и осуществления в обществе.

Предмет политологии разными исследователями и разными мировыми политологическими школами опре­деляется по-разному. Категории политологии : политика, политическая власть, политические отношения, политический про­цесс, политическая система, государство (как институт политической власти), управление, политические пар­тии и общественные движения, политический режим, политическое сознание, политическая культура, полити­ческие действия, политические ценности, политические интересы, демократия, свобода, равенство, авторитет, политическая справедливость, конфликт, консенсус и др.

Методы политологии (приемы и способы изучения политики):

общелогические — анализ и синтез, абстрагирова­ние, обобщение, аналогия, моделирование политических процессов и др.;

теоретические — мыслительный эксперимент, метод восхождения от абстрактного к конкретному;

исторический — воссоздание логики политического процесса и др.;

эмпирико-социологический — сбор и анализ фактов реальной политической жизни на основе комплекса приемов и методов конкретных социологических иссле­дований (опросы, анкетирование, эксперименты, мате­матический анализ, статистический анализ, математиче­ское моделирование и т. д.)

сравнительный — вычленение общего и особенного в политических явлениях, уровней эволюции и основ­ных тенденций их развития путем сопоставления;

системный — изучение политики как комплексный процесс.

Место политологии в системе общественных наук.

Политология — однопорядковая дисциплина среди наук о политике:

— политическая философия (общая теоретико-мето­дологическая база политологии);

— учение о политических институтах;

— теория международной политики;

— политическая история и др.

Пограничные политологические дисциплины: поли­тическая социология, политэкономия, политическая пси­хология, политическая антропология, политическая ана­логия, политическая гносеология, политэтнография, по­литическая аксиология, политическая этика и др.

2.Структура включает в себя:

— Основные части (общая теория политологии и при­кладная политология);

— Разделы (практическая политология, теория политических процессов, основы конфликтологии, история по­литических учений и т. д.).

Функции :

— гносеологическая (познавательная) – изучает политическую жизнь;

— праксиологическая (практическая) – дает рекомендации субъектам политики по эффективной деятельности;

— идеологическая – политология служит средством обоснования значимости интересов общественной группы и их притязания на политическую власть;

— теоретико-познаватель­ная;

— мировоззренческая;

— методологическая;

— управленческая (или прикладная);

— аналитиче­ская;

— воспитательная;

— прогностическая – разработ­ка идеальных планов и научных программ политической деятельности, научные предсказания политического состояния).

Некоторые политологи выделяют также гуманисти­ческую и другие функции.

3. В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная – включает политические институты и формы политического правления (республика, монархия), политические режимы

(демократические, тотальные, авторитарные), органы законодательства, исполнительные и судебные власти, политические партии и движения. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль.

Одним из подходов, которые используются в анализе политической системы общества является, институциональный подход. С точки зрения этого подхода политическая система представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Понятие институт произошло от латинского «institutum» – установление, учреждение, и имеет несколько значений: институт брака, собственности, названия ВУЗ и НИИ.

Политический институт – это элемент политической системы (государство, партии, общественные организации, политические институты). В состав политической системы общества входят следующие элементы:

1. государство

2. политические партии

3. общественные организации

4. политические нормы

5. политические отношения

6. политическое сознание и политическая культура.

4. Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии.

Партия – это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную черту политической истории. В истории партий существует три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии.

Общее, что присуще всем современным политическим партиям и что отличает их от партий начала и первой половины XIX в. – наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которых политическая деятельность является профессией.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, выражают необходимость решения ею двух групп задач: внутренних и внешних .

К внутренним функциям относятся набор членов, пополнение партийной кассы, регулирование имущественных и других отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии.

Осуществление внешних функций предполагает борьбу за завоевание и использование политической власти, обеспечение связи масс с государственными структурами, отбор и рекрутирование политических лидеров и элит, согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса, осуществление политической социализации граждан.

Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии, одержавшие победу на выборах, или сумевшие провести в законодательное собрание своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров.

С точки зрения основания и условий приобретения партийного членства выделяют кадровые, массовые и строго централизованные партии.

Кадровые отличаются тем, что партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе избирательного процесса лежит политический комитет. Такие партии сориентированы прежде всего на участие профессиональных политиков и элитарные круги, что предопределяет свободное членство в партийные организации. Как правило, кадровые партии активизируют свою деятельность во время выборов, ориентируясь на организацию поддержки электората.

Массовые партии представляют собой централизованные организации с уставным членством. Эти партии более организованны и дисциплинированны. Хотя здесь также важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается идеологии и общности взглядов.

Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей. Это прежде всего коммунистические и фашистские партии.

Существуют и другие типологии партий:

По принципу преследуемых целей: патронажные ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, и идеологические отстаивающие свою идейную чистоту. По принципу доминирующих целей и средств:консервативные (традиционалистские) и революционные. По принципу целей и политических ориентаций: коммунистические , социал -демократические и либеральные . По принципу взаимосвязи партии со своей социальной базой: авангардные ( нового типа), парламентские и лейбористские. По принципу отношения к правящему режиму: легальные и нелегальные ; правящие и оппозиционные ; партии -лидеры и партии -аутсайдеры ; правящие монопольные и правящие в составе коалиции.

Партийные системы выражают устойчивые связи и отношения партий между собой, а также государством и другими политическими институтами. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность и многопартийность.

За последние годы в России происходит переход от однопартийной системы к многопартийности.

К настоящему времени сложилось два главных типа избирательной системы – мажоритарная и пропорциональная. Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что депутатские места в каждом округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов. Все остальные партии, кандидаты которых остались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система бывает различных видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон: относительного или абсолютного. Недостатки этой системы в том, что она не дает представления о реальной расстановке сил в стране и создает предпосылки для доминирования в деятельности депутатов групповых и региональных интересов в ущерб общенациональным.

При пропорциональной системе выборов каждая партия выдвигает свой список кандидатов. При этом распределение мандатов между партиями производится в соответствии с количеством полученных ими голосов избирателей. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата.

Одним из недостатков пропорциональной системы является неизбежное создание многопартийных политических компромиссов.

В Российской Федерации функционируют обе избирательные системы.

5. Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом.

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

В узком смысле – это деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве .

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;

2. Выработка и принятие политических решений;

3. Реализация политических решений.

Политическому процессу присущи:

1. переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал;

2. сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;

3. восходящих и нисходящих тенденций развития.

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы:

1) аполитичная группа,

2) голосующие на выборах,

3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях,

4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические .

С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на два крупных класса:

Демократические – где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия;

Недемократические – внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.

С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций можно выделить:

1. открытый политический процесс, в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.

2. скрытый ( теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти.

6. Дифференциация политической культуры осуществляется в соответствии с тем или иным критерием.

Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Другим критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа политической культуры:

Культура высокой гражданственности . Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса.

Элитарная полит культура . Базовая политическая ценность - власть или властные структуры (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которое ставит политическая элита.

Архаическая политическая культура . Главная ценность - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы (рынок, государство). Приоритетное использование того или иного механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической.

7.Политическая ответственность :1) один из видов международно-правовой ответственности. Выражается в форме сатисфакций, репрессалий, а также коллективных санкций, которые согласно Уставу ООН могут предприниматься только по решению Совета Безопасности ООН по поводу государств, действия которых угрожают миру или нарушают его. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических связей, работы коммуникаций (транспорта и связи), в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН); 2) один из видов конституционной ответственности (например - ответственность правительства перед парламентом).

Политическая ответственность - стремление политиков к совпадению их идеологии и политической практики в развертывании политического процесса, соблюдение представителями власти законности. Понятие ответственности в политологии разработано слабо. Для России проблема политической ответственности имеет особую актуальность. В структуре политической ответственности можно выделить несколько уровней. Ответственность предполагает совпадение обещаний политиков, в первую очередь элиты, с их реальной деятельностью. В мировой политической практике возникло понятие популизма. К нему примыкают такие определения, как политическая риторика, демагогия, шельмование, обман и другие. Все они в той или иной мере отражают безответственность политиков, которые обещают одно, а делают другое. Также следует выделить проблему соответствия между реальными проблемами в обществе и их осознанием политиками, которые берутся за процессы реформирования. Заблуждение субъектов власти может быть самым искренним, но, пытаясь разрешить политические и иные кризисы, элита автоматически возлагает на себя ответственность. Данная форма политической ответственности призвана гарантировать обществу достаточную защищенность от субъективизма руководства. Ведь неадекватные действия элиты могут привести общество к серьезнейшим потрясениям. Важным моментом политической ответственности выступает содержание и формы деятельности политической оппозиции. Ее усилия всегда направлены на деструкцию существующей общественно-политической ситуации. Неадекватность действий разрушительного характера может нанести громадный вред обществу, увести его с конструктивного пути. Спекулятивная, формальная оппозиция безответственна не меньше, чем спекулятивная элита. Особенно вредна безответственная оппозиция в кризисных ситуациях. Далее следует отметить значимость ответственности народа, электората. Это ответственность за свою Отчизну, за сохранение общества. Политическое пространство складывается в результате взаимодействия политических институтов и населения. Столкновение интересов и их реализация в ходе политического взаимодействия и борьбы различных сил структурируют политику. Реакция населения на неадекватные действия политиков приводит к корректировке ситуации. Тоталитарный режим в СССР практически уничтожил, раздавил легальное противостояние населения власти. Население в России покорилось власти. Подобная ситуация привела к возможности бесконтрольного действия политиков. Эта бесконтрольность, фактическая дезоппозиционность политического процесса повлекла большое число политических просчетов власти в ходе реформирования. Кроме просчетов власть, бесконтрольно со стороны населения реализует свои индивидуальные и корпоративные интересы, совершая массу уголовных и иных преступлений. До тех пор, пока россияне не воспримут активистскую политическую культуру и не начнут бороться за соблюдение законности субъектами власти, порядка в стране не будет. Политическую ответственность имеет смысл проследить как у депутата-партийца, представляющего интересы народа, придерживаясь при этом политической программы партии, так и у депутата - одномандатника, ориентирующегося в представительной и законодательной деятельности на реализацию своих локальных программных утверждений. При этом следует иметь в виду, что политическая ответственность, в первую очередь, нацелена на стратегическое планирование и решение стратегических задач (поиск системного решения общезначимой, общечеловеческой, общегосударственной, общерегиональной, общегородской, нравственной проблемы). О том, ответственен депутат или нет, можно будет говорить по прошествии определенного периода времени, каковой должен равняться хотя бы одному году. Ради текущего контроля за выполнением представителем народа своих обязанностей следует обращать внимание на то, в каких комиссиях он работает, в каких законотворческих инициативах принимает участие, чьи интересы лоббирует, насколько последовательно отстаивает то, что планировал в своих политических программах. Политическая ответственность - это ответственность депутата перед своими избирателями. Власть в развитых государствах действует в соответствии с «общественным договором». В правовых государствах действуют законы, функционируют общественные и государственные институты, приняты специальные процедуры, целью которых является привлечение к политической ответственности власти на всех уровнях. К механизмам реализации ответственности власти относятся роспуск парламентов, отзыв парламентариев, отставка правительств, право на критику.

8. Тоталитаризм (лат. totalis полный, целый) - тип политической системы и общества, характеризующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ею гражданского общества, отсутствием свободы личности всепроникающим контролем со стороны слившегося воедино партийно-государственного аппарата над гражданами.

Тоталитаризм есть душа, телом которой является командно-административная система, это явление не экономического, социального или политического плана, а культурно-идеологическое по своей сущности.

Тоталитаризм — политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми облас­тями жизни общества.

Тоталитарный режим - это система насильственного полити­ческого господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократичес­кий аппарат и возглавляемой «лидером».

Тоталитарный режим – означает (tototalis) целостный, полный и т.д. Возникло в начале 20 гг. в Италии для характеристики режима Муссолини. Позже оно вошло в политику и служит для обозначения режима – к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Для тоталитарного режима характерна строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеятельности общества, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происходит огосударствление всей общественности, фактически уничтоженная не зависящая от государства общественная жизнь. Происходит превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия государственной власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё государственное устройство. Важной чертой тоталитарного режима является фетишизация власти.

В политической сфере тоталитарного режима соответствуют следующие черты:

1) монополизация власти в руках одной партии;

2) срастание партии и государственного аппарата;

3) правящая партия принимает статус государства в государстве;

4) однопартийная система, недопущение оппозиции и инакомыслия;

5) создание строго-иерархичной вертикальной системы управления, увенчанной фигурой вождя;

6) формирование власти на всех уровнях через закрытые каналы бюрократической номенклатуры;

7) фактически отчуждение граждан от политического процесса;

8) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона;

9) монопольный контроль над вооружёнными силами;

10) террор, насилие как средство политической борьбы.

Разновидности тоталитаризма: коммунизм, фа­шизм, национал-социализм.

В экономической сфере установлен монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хозяйственной деятельностью, централизованные планы руководства и управление экономикой.

В духовной сфере важной особенностью тоталитарного режима является господство официальной идеологии, нацеленной на построение нового политического порядка и создание нового типа личности.

Тоталитарная идеология складывается из трёх частей:

1) радикальная критика предшествующего или определённого политического противника, которого необходимо сокрушить;

2) представление о совершенстве общего будущего, светлого завтра;

3) рецептов его достижения.

Тем самым тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого общества, обосновывая необходимость тоталитарного перестроения общества. Эта идеология претендует на право абсолютной истины, и поэтому является общеобязательной и не подлежит критике.

9. Политическая элита – это достаточно самостоятельная социальная группа (или совокупность групп), обладающая высоким социальным статусом и организаторскими способностями, концентрирующая у себя значительный объем государственной и информационной власти, непосредственно и систематически участвующая в процессах принятия политических решений, в той или иной мере подконтрольная народным массам.

Термин «элита» происходит от французского слова «elite» и латинского «eligere» что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди».

Начиная с XVII века он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для наименования избранных людей, прежде всего высшей знати.

В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности.

Отличия политической элиты от властвующей:

Политическая элита - это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества.

Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием следующих факторов:

а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом, выступающим условием его эффективности;

в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим регулированием;

г) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. Эти и многие другие факторы обусловливают элитарность поли­тических структур общества.

Политическая элита делится на: правящую – которая непосредственно обладает государственной властью; оппозици­онную; высшую – которая принимает значимые для государства решения; среднюю – которая выступает барометром общественного мнения; адми­нистративную - это служащие - управленцы (бюрократия).

В последние десятилетия термин элита не только прочно вошел в научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за его пределы, став общеупотребительным.

10. Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества.

Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и отражающих их частные об­щественные интересы. Специфика гражданского общества состо­ит в том, что оно основано на самостоятельной инициативе граждан.

Властные полномочия гражданское общество передает государственным органам, но оно воздействует на них и приводит в соответствие со сво­ими интересами, опираясь на демократический механизм государствен­ной власти (выборы и т.д.). Вместе с тем решение важнейших жизнен­ных вопросов остается за гражданским обществом, для чего использу­ются референдумы (всенародное голосование) и другие демократические формы.

Гражданское общество - это такой способ социальной организации, при котором вмешательство государства в жизнь граждан сведено к минимуму, а функции его ограничены теми сферами, в которых сами граждане не по своей воле делегируют, перепоручают государству часть своих прав и свобод. Тем не менее, гражданское общество испытывает на себе регламентирующее влияние государства и чем более оно конт­ролирует государство, тем более общество является демократическим, а государство - правовым.

Государство должно создавать нормальные условия для развития и функционирования гражданского общества, но не поглощать, заменять его, призвано учитывать и соответствовать ин­тересам гражданского общества, выражать и защищать их.

Гражданс­ кое общество – это система социальных связей, обеспечивающих жизне­деятельность социокультурных и общественно-политических институ­тов, независимых от государства.

Структура гражданского общества делится на следующие сферы:

1. Экономическая – структурные элементы гражданского сообщества: негосударственные предприятия и объединения (кооперативы, арендные предприятия, АО, СП, фирмы и т.д.);

2. Социально-политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления;

3. Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации.

Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.

Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).

Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия:

1. многоукладная рыночная экономика;

2. множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам.

Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная.

Основа гражданского общества – средний класс.

Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни.

При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов.

11. Национальные интересы — объективно значимые цели и задачи государства как целого. Самые главные государственные интересы сформулированы в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основном Акте взаимоотношений России и НАТО и т.д. В подобных источниках международного права фиксируются политическая независимость страны, группы стран, условия их физического выживания, недопустимость любого вмешательства извне в жизнь государства, неприкосновенность его границ и т.д. В качестве государственных интересов страны могут выступать наращивание ресурсной базы, а на ее основе - экономической, военной, финансовой, научно-технической и другой мощи страны, усиление ее геополитического влияния, рост благосостояния населения, культурный, нравственный, интеллектуальный прогресс общества.

Русское выражение является переводом с английского - national interest , в то время как в других европейских языках это понятие выражено в словах, восходящих к итальянскому - ragion di Stato (формулировке Макиавелли), в том числе французскому - raison d'État и немецкому - Staatsräson . У СССР национальных интересов не было, их заменяли более широкие классовые интересы (декларативно) или имперские интересы (если исследователь относил СССР к империям), поэтому в советском политическом языке это понятие отсутствовало, и потому в постсоветский период его импортировали из США. До революции бытовала калька с французского «государственный разум», но с гораздо менее определенным значением.

Термин "Национальные интересы" правомерно использовать в том случае, когда эти интересы сформулированы нацией, национальным государством или государством, претендующим на то, чтобы его считали государством-нацией. Если государство не является государством-нацией, то использование этого термина неправомерно. Государства никуда не исчезли, конфликты между ними продолжают существовать и, следовательно, дипломатическо-стратегическое поведение держав остается фактом мировой политики. Поэтому проблематика, составляющая основу политико-правовых исследований, сохраняет особое значение. Это и диалектика мира и войны, и дипломатическо-стратегические отношения, и угрозы государственной безопасности, и союзы, и системы равновесия, и международные переговоры и т.п. Внешняя и внутренняя политика государства определяется множеством условий и факторов, среди которых уровень социально-экономического и политико-правового развития, географическое и геополитическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности, задачи обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности. Все эти условия и факторы находят отражение в концепции национального интереса. Сам факт широкого использования понятия "национальный интерес" представителями различных политических направлений заслуживает внимания по двум причинам: Во-первых, правильно понятый "национальный интерес" предполагает признание права на существование любого государства, а также обязательное принятие во внимание и уважение интересов всех взаимодействующих сторон. Во-вторых, реалистическая позиция относительно понятия "национальный интерес" и сегодня остается важной составной частью юридической науки в целом и международно-правовой науки в частности. Государственные деятели, обладая рациональным мышлением, обязаны исходить из того, что хорошая политика - это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый "национальный интерес". Это предполагает, что отличительным качеством политики, в том числе и международной, является борьба за власть. Объективное противоречие, с которым сталкиваются как исследователь, так и "глава государства, состоит в том, что сама природа власти препятствует глубокому изучению, порождает моральные дилеммы, политические риски и интеллектуальные неожиданности".В целом национальные интересы, кроме названных классификаций, могут подразделяться на главные и второстепенные, на постоянные и переменные, долгосрочные и краткосрочные. Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих граждан Часто национальные интересы, связанные с национальной безопасностью, самосохранением государства, невозможно реализовывать без союзов и коалиций с другими государствами. Не только в обозримом будущем, но уже сегодня с особой остротой встают вопросы сохранения и укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности, развития демократических институтов, достижения политической стабильности, создания эффективной экономики, установления режима мирного и дружественного сосуществования с государствами во всем мире, необходимости внесения вклада в укрепление политической, экономической и военной стабильности в регионе. Приоритеты современного независимого развития любого государства в значительной степени зависят от того, насколько четко и недвусмысленно сформулированы его национальные интересы, а также от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей устойчивого развития государства на первом месте стоит обеспечение национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях. Концепция национальной безопасности представляет собой производную от концепции национальных интересов, а в более широком смысле - от общего видения гражданами того или иного государства его места и роли в современной мировой цивилизации. При этом диапазон национальных интересов в свете укрепления национальной безопасности затрагивает огромные массы людей и их интересы, практически все социально-политические структуры.В силу этого, являясь продуктом и средоточием базовых интересов властных структур, национальные интересы не всегда отражают насущную потребность всего общества. Они могут формироваться, возникать, исчезать, навязываться и испытывать влияние противодействующих сил, подвергаться угрозе изнутри и подавляться извне. Поэтому истинные национальные интересы не могут быть реализованы без обеспечения национальной безопасности. Национальная безопасность, как защита жизненно важных национальных интересов, логически должна рассматриваться как более широкое понятие, как результат анализа всей совокупности геополитических, государственно-правовых, социально-экономических и историко-культурных составляющих. При этом приоритет следует отдавать политическим, экономическим, технологическим и правовым факторам. Эти, а также геополитические, экологические, этнические, интеллектуальные, информационные и другие факторы важны сегодня не только с точки зрения выживания, но и для успешного функционирования и развития гражданского общества, всех институтов независимого государства.

12. Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Геополитическое положение государства и его окружения, противостояние угрозам и вызовам, так же как и социокультурные традиции его населения, структурные особенности его внешней торговли, не меняются каждый день и поэтому не зависят от "капризов" и субъективных интересов президентов и глав государств.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей. Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства.

Итоговый тест

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
a,b a a a a a,b a a a a a,b a a,b a a
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
a a a a a a,b a a a a a a a a a,b
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
a a,b a a a,b a a,b a a a a a a a a

Литература

Основная литература:

1. Политология. Гаджиев К.С. -2-е изд., изд.:Логос, 2008г., 432с.

2. Политология. Пугачев В. Изд.:Аспект Пресс, 2008г., 448с.

3. Политология. / Перевалов В.Д., ред. _М., Инфра-М, 2004.

4. Политология. Мухаев Р.Т. -3-е изд. _М.: ПРИОР, 2009г., 640с.

5. Политология. Лавриненко В.Н. -3-е изд., Изд, Юнити-Дана, 2008г., 591с.

6. Политология. -3-е изд., Грязнова А.Г., Изд.Инфра-М, 2009г., 400с.

7. Политология. Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. Изд.: Высшее образование, 2009г., 696с.

8. Политология. Демидов А.И. Изд.: Гардарики, 2009г., 320с.

Дополнительная литература:

1. Политология. Белякович Н.Н. Изд.: изд.деловой и учебной литературы, 2007г., 408с.

2. Политология. Козырев Г.И. Изд.: Форум, 2009г., 368с.

3. Политология.Лексикон. Изд. Российская политическая энциклопедия,2007г., 800с

4. Политология. Каменская Е.Н. -2-е изд., Изд.: Дашков и К, 2008г., 304с.

5. Политология. Василик М.А., Сморгунов Л.В., Гуторов В.А. изд.: Гардарики, 2008г., 588с.

6. Политология. Под рел. Тургаева А.С, Хренова А.Е. Изд.:Питер, 2006г., 560с.

7. Политология: Политическая теория, политические технологии. Соловьев А.И. –М.: Аспект Пресс, 2004.

8. Политические отношения и политический процесс в современной России. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Изд: Питер, 2008г., 395с.

9. Политические партии в судьбе России. Карапетян Л.М
Изд.: Юрид.центр Пресс, 2009г., 266с.

10. Сравнительная политология. Желтов В.В. Изд.: Академический проект, 2008г., 648с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Факультет управления

Специальность: Государственное и муниципальное управление

Реферат

Дисциплина: Политология

Тема : функции политологии

Работу выполнил студент: Донская НатальяЮрьевна

Москва 2010

Содержание

Введение

1. Политика как наука и учебная дисциплина

2.Методы исследования и функции политологии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная дисциплина существует более ста лет. Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология.

Политика как наука и учебная дисциплина

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственными политическими организациями общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно. Политология как дисциплина преимущественно теоретическая, в качестве объекта изучения рассматривает весь объективный человеческий мир, а предметом ее является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения, связи с другими сферами общественной жизни. В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Как следствие, политология, выступая в качестве интегральной науки о «политике» имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин:

* Политическую философию. Она дает ключ к определению методологии принципов исследования, представлению о месте политики в системе соц. Отношений, закладывая тем самым категориальный аппарат политической науки. В современном своем состоянии политическая философия исследует ценностные аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система общества.

* Политическую историю . (ИПУ). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в различные исторические эпохи.

* Политическую теорию. Она рассматривает прежде всего институциональные аспекты организации власти. Обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, партий и т.п.

* Политическую социологию, как наиболее разветвленную отрасль политического знания, занимающуюся изучением конкретных политических процессов и явлений. Она построена на сборе обобщений и анализе имперических данных, в современных условиях служащих рациональной базой реальной политики.

* Политическую психологию . Она изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

* Политическую антропологию, исследующую предпосылки и условия вхождения людей в сферу политического, стремящеюся установить следы присутствия человека в политике.

В настоящее время политология как наука занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных политических ассоциаций (Американская ассоциация полит. наук, Ассоциация полит. исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д.).

Функции политологии

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества. Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни. С познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.

В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов. В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.д. В качестве идеала — построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы и т.д. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии. Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д. Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

Заключение

Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.

Список используемой литературы

1. Политология: курс лекций под редакцией Радугина А А // "Центр". - М., 2000.

2. Политология: учебное пособие под редакцией профессора Клементьева Д С //

3. Основы политологии. - М., 2000. Ч. 2. С. 103.

4. Вебер М. Избранные произведения. - М.,2000. С. 661.

5. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов. Гаджиев К.С. // "Просвещение". - М., 2000.