Контрольная работа: Политическое участие женщины в управлении страной

Название: Политическое участие женщины в управлении страной
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: контрольная работа

Политическое участие женщины в управлении страной.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики 5

2. Роль женщины в политической деятельности 8

Заключение 13

Литература 14

Введение

Политика (от греч. politika — государственные или об­щественные дела) — сфера деятельности, связанная с отно­шениями между социальными группами. Сутью ее является определение форм, задач, содержания деятельности государ­ства. Политика затрагивает интересы всей страны.

Политическая деятельность женщин — это особая сфе­ра, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика в демокра­тическом обществе немыслима, обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхожде­ние слова и дела и многое другое.

В современных условиях приходится отмечать, что до­минирующей мужской российской элите не удается поддер­живать в стране здоровое демократическое общество, устой­чивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждение женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты.

В гендерологии проблема политической деятельности означает поиск, теоретическое осмысление и практическое решение политических проблем.

При этом исследуются:

—распределение властных функций между полами;

—особенности электорального поведения женщин;

—продолжение, конкретизация и развитие общегуман­ной идеи человечества о социальном равенстве;

—признание равных возможностей и значимости обоих полов в развитии цивилизации;

—выражение социального протеста по поводу суще­ствующей дискриминации;

—борьба за расширение политических прав женщин;

—анализ деятельности политических институтов, партий общественного мнения в свете взаимоотношения полов;

—научное обобщение опыта политической деятельнос­ти женщин, основанной на гуманизме и демократии.


1. Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики

Участие женщин в принятии политических решений, подтвержденное в ст. 32 Конституции РФ, где речь идет о рав­ных правах граждан в управлении государством, является проявлением их самостоятельности.

В настоящее время асимметричность тендерной системы в России возрастает в связи с тем, что приобщение женщин к политике сопряжено с большими социальными из­держками: неравные стартовые возможности, отсутствие концепции, доказывающей, что большая часть населения должна участвовать в государственных делах. Несмотря на принимаемые решения на уровне государственной власти, до сих пор нет четко отработанного национального механизма, обеспечивающего равенство прав и свобод представителей обоего пола. Структура власти должна быть сбалансированной: женщины не только могут, но и должны оказы­вать влияние на решение социальных, экономических и по­литических вопросов.

Значительное влияние на отчуждение женщин от поли­тики оказывает патриархатная идеология, ставящая женщи­ну в зависимое от мужчины положение во всех сферах жизне­деятельности общества. Существующая нестабильность в эко­номике, политике, неуверенность в завтрашнем дне — все это укрепляет негативный взгляд на женщину, хотя известно, что в тяжелые периоды жизни страны женщины наравне с муж­чинами участвовали в решении самых сложных проблем. Пат­риархатная идеология приходит в противоречие с основными принципами демократии, где на первом месте стоят свобода, самореализация личности.

Субъективными причинами отчуждения женщин от по­литики является низкая активность самих женщин в силу консервативности существующих взглядов, весьма активно поддерживаемых СМИ. Следует отметить и низкую конку­рентоспособность женщин в политической сфере, особенно в период избирательных кампаний. Мужчины, находящиеся у власти, не содействуют продвижению женщин к власти.

Тяжелое положение в сфере экономики тяжким бреме­нем ложится на плечи женщин, естественно, сокращая ее воз­можности участия в общественно политической жизни об­щества.

Как показывает мировой опыт, интеграция женщин в по­литику возможна за счет формирования эгалитарной идеоло­гии, повышения роли государства, ведущих партий и широ­кой общественности в обеспечении реального равноправия женщин.

По опыту мировой практики на увеличение женского представительства в высших законодательных органах по­ложительно влияют следующие факторы:

1)партийная квота или наличие политической цели уве­личения числа женщин-кандидатов в парламентах, избира­емых по пропорциональной избирательной системе;

2) законы, согласно которым соотношение представите­лей полов в списках кандидатов от партий соответствовало бы демографическому показателю в стране (женщин — 53%, мужчин — 47%).

Необходимо внести коррективы не только в существую­щую идеологию государства, но и в действующее законода­тельство в отношении женщин. Речь идет о том, чтобы устра­нить неравенство, которое объективно снижает конкурентоспособность женщин во всех сферах.

Необходимо разработать систему квот для женщин по западному образцу. Например, в скандинавских странах доля женщин в политической жизни и управлении значительно выше, чем у нас. В Финляндии Президентом Республики в 2000 г. стала Тарья Холонен, в Германии в 2005 г. канцлером избрана Ангела Меркель, президент Чили — Микеле Бачелет, Филип­пин — Глория Арройо, Либерии — Элпен Джонсон-Серлиф, премьер-министр Новой Зеландии — Элен Кларк.

В Дании, Нидерландах, Норвегии и др. 1/3 министров составляют женщины, в Швеции — 52%. И эти страны отли­чаются своим стабильным социальным, экономическим и по­литическим благополучием.

Система квот должна сопровождаться корректировкой избирательной системы, предусматривать увеличение или включение женщин в партийные списки.

В стране должны быть выработана гендерная система экспертизы принимаемых решений, а также обеспечено осуществление систематического контроля за соблюдением прав женщин и изменена кадровая политика в отношении них.

Государство и общественные организации должны способствовать созданию школ политического лидерства для подготовки женщин к политической деятельности.

Обществу следует использовать в полной мере интеллектуальный потенциал женщин.

2. Роль женщины в политической деятельности.

Вторая половина XX века отмечена прорывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Амери­ки: Карасон Акино в Индонезии, Бенадир Пхуто в Пакистане, Маргарет Тэтчер в Великобритании и др. Это заметно поко­лебало «мужской» стереотип мышления: политика — для мужчин, кухня, дети — для женщин.

В России всплеск политической активности женщин пришелся на первую половину прошлого столетия. Больше­вики открыли дорогу женщинам в сферу политической дея­тельности в 1917 г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный механизм по рабо­те среди этой части населения (Женские советы под руко­водством женотделов партийных органов). На I Всероссийс­ком съезде работниц и крестьянок (ноябрь 1918 г.) выступал В. И. Ленин. Ему принадлежат слова: «Успех революции за­висит от того, насколько в ней участвуют женщины»[1] .

Съезд определил новые формы и методы работы по ак­тивизации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность.

В эти годы создавались комиссии, агитировавшие жен­щин принимать участие в жизни страны. Много внимания уделялось их образованию. В сфере политической деятельности зазвучали имена та­ких женщин-политиков, как И. Ф. Арманд, Р. С. Землячка, А. М Коллонтай, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Е. Д. Стасова и др.

Как писала А. М. Коллонтай — судьба женщин занимала еевсю жизнь. Их участь толкнула ее к социализму.

Все эти женщины были образованными, из обеспеченных семей. У многих были дети. Так, у И. Ф. Арманд и К. И. Кирса­новой — было по пять детей, у С. Смидович — трое.

Первым наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай, Председателем Московского губсовнархоза — И. Ф. Арманд.

A.М. Коллонтай в последующем стала первым послом
в Норвегии, а затем в Швеции. Ее деятельность в Наркомате
государственного призрения отличалась кипучей энергией по
организации работы в воспитательных домах, колониях про­каженных, богадельнях, санаториях для туберкулезных боль­ных. Она занималась пенсиями, яслями, приютами для сирот.

Иными словами, женщины при поддержке прогрессивно мыслящих мужчин смогли организовать большую работу на пользу всего общества. В. И. Ленин отмечал, что «у нас в партии есть надежные, умные и неутомимые деятельные коммунист­ки». Это свидетельствовало о способностях женщин, о высо­кой ценности их деятельности для общества.

B.И. Ленин в речи «О задачах женского рабочего движе­ния в Советской Республике» говорил: «Наша задача состо­ит в том, чтобы сделать политику доступной для каждой тру­дящейся женщины»[2] .

Средства массовой информации очень часто искажают смысл высказываний Ленина о возможности политической деятельности женщин. Это происходит либо от незнания ле­нинских работ, либо от намеренного желания фальсифици­ровать эти высказывания.

Бурная политическая деятельность женщин в СССР в 30-е гг., к сожалению, начала постепенно сокращаться. Тезис «женский вопрос решен» привел к ликвидации женотде­лов в партийных органах. В 1934 г. упразднили женский сектор при ЦК ВКП(б). Правда, в составе Верховных Советов депутатов трудящихся всех уровней удельный вес женщин был высоким. В начале 80-х, например, в СССР они составля­ли 32,8%, РСФСР — 35%, союзных республиках — в среднем 36,2%, в автономных — 40,3%.

Много женщин работало в местных исполнительных органах власти. Это объяснялось тем, что на местах решались конкретные практические задачи реализации планом социально-экономического развития, результаты этой работы были очевидными. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти.

Первые выборы в представительные органы власти без кво­ты в 1989 и 1990 гг. показали: женский вопрос в стране, оказыва­ется, не решен — женщины проиграли выборы. В 1990-м жен­щин-депутатов в Верховном Совете РФ было всего 3%, в Вер­ховном Совете СССР — 8,9% от общего количества депутатов.

Так называемое демократическое общество, в котором народ управляет делами этого общества, где созданы меха­низмы, гарантирующие каждому доступ к власти, гаранти­руются права человека, его свободы и возможность самоут­верждения, на поверку оказалось блефом. Справедливо за­мечание Е. Ф. Лаховой, что «общество не может считаться демократическим, если женщины играют в политике пассив­ную роль (только как избиратели), не участвуют в управле­нии государством, не занимают руководящих постов, зани­мают подчиненное место в семье»[3] .

Доказательством тому являются и последующие выбо­ры в Государственную Думу: в 1993 г. женщин-депутатов было 13,6%,, или 69 человек, в 1995 г. их стало еще меньше — 46, или 9,6%.

Не стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность.

Выборы 1999 г. были еще более негативными в отношении женщин. В Государственную Думу избрали всего 34 женщи­ны, что составило 7,6%. В Государственной Думе IV созыва (2003) всего 44 женщины (около 10% от общего количества де­путатов). Из 178 членов Совета Федерации всего 10 женщин.

Число женщин на высших должностях в системе феде­ральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации не соответствует их роли в обществе. Хотя участие женщин в принятии ответственных решений способствовало бы повышению их качества и эффективнос­ти исполнения. Президентом РФ по этому поводу в 1996 г. был принят специальный указ, который практически так и не ре­ализован.

В составе членов Правительства Российской Федерации в настоящее время женщин нет. В системе государственной службы женщины заняты в основном на должностях, слабо влияющих на принятие ответственных решений: среди го­сударственных служащих федерального уровня они состав­ляют 56%, но руководящие должности занимают только 9%, из которых на «высших» должностях — лишь 1,3%. В орга­нах судебной власти на федеральном уровне — в аппаратах Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного су­дов РФ около 72% всех служащих — женщины, но руководя­щие функции выполняют только 14% из них[4] .

Следовательно, и здесь гендерные диспропорции очень существенны. Женщины не могут в этих условиях влиять в достаточной мере на политическую и экономическую жизнь страны. Все это стало им недоступно.

В чем же причина такого положения, какие механизмы в обществе устранили женщин от участия в политической де­ятельности, нужно ли это изменить? Провозглашение в Рос­сии свободы и равенства всех людей перед законом предпола­гает пересмотр всей совокупности властных отношений в об­ществе. Суть демократического устройства, модернизации об­щественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и жен­щинами. Степень участия женщин в структурах власти явля­ется критерием устойчивости базы демократии, т. е. включе­ния в демократические процессы всех членов общества, неза­висимо от пола.

Занятие женщиной определенного руководящего поста само по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы и мужского, и женского населения, они различны.

Гендерный подход при принятии политических решений означает прежде всего осознание того, что те или иные явле­ния по-разному могут влиять на мужское и женское населе­ние, вызывать у них неодинаковую реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, нахо­дящиеся во властных структурах, объективно способны при­внести в политическую культуру те элементы, которые по­могут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения.

Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных ин­тересов в обществе.

Мировой опыт парламентаризма свидетельствует: если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, это облегчает принятие законов в защиту детей. Если 20-30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы всего женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа — без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические или иные проблемы.

Заключение

Несмотря на все трудности, с которыми встречаются женщины, ставшие на путь политической деятельности, есть определенные результаты, связанные с их конкретной рабо­той в представительных и исполнительных органах государственной власти и неправительственных организациях. Речь и об инвентаризации нормативных актов, касающихся положения женщины, семьи, охраны материнства и детства, и о работе над проектами и экспертизе новых законов, кото­рые соответствовали бы современным политическим, соци­альным и экономическим реальностям, и об организации кон­троля за реализацией норм действующего законодательства, участии в проведении парламентских слушаний и т. д.

Интеграция женщин в политику предполагает объеди­нение усилий женщин и мужчин во имя общегосударствен­ных интересов. Власть женщине нужна для оказания своего влияния на решение не только политических, но и соци­альных, нравственных проблем, защиты прав человека, се­мьи, людей пожилого возраста, материнства и детства.

Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, создан­ный при Государственной Думе в 1994 г., участвовал в разра­ботке многих законов, подготовил Национальный план дей­ствий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на период до 2000 г.

Литература:

1. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – с. 300

2. Лахова Е.Ф. Роль женщин в демократизации российского общества// Женщины в политике, политика для женщин. – М., 1996. с.5.

3. О некоторых проблемах методологии гендерной экспертизы законодательства. – М., 2002.

4. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. с.232.

5. Политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.


[1] Ленин В. И. ПСС. Т. 37. — С. 185-186. 114

[2] Ленин В.И. Речь на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц. 23.09.1919. ПСС.Т. 39. с. 205.

[3] Лахова Е.Ф. Роль женщин в демократизации российского общества// Женщины в политике, политика для женщин. – М., 1996. с.5.

[4] О некотры проблемах методологии гендерной экспертизы законодательства. – М., 2002. – с.15