Реферат: Состояние терроризма в России. Проблемы изучения и предупреждение

Название: Состояние терроризма в России. Проблемы изучения и предупреждение
Раздел: Рефераты для военной кафедры
Тип: реферат

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра ОРД ОВД и криминалистики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине «Криминология»

ВАРИАНТ № 11

Выполнил Федосов С.Л. 5 курс

заочная форма обучения группа № 52

Дата выполнения:_______________

Дата проверки :_______________

Оценка: _______________________

______________________________

Тамбов – 2011

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 СОСТОЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ…………………………………..4

2 ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА……..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в век развития высоких технологий, развития международных коммуникаций, средств массовой информации человечество обладает огромным потенциалом накопленных за всю историю знаний. Благодаря этому бесценному опыту ныне существуют развитые государства, международные организации, старающиеся решить не допускать конфликтов между государствами, регулирующие различного вида отношения. На фоне подобной, казалось бы, стабильной ситуации очень странно и страшно узнавать о насильственных явлениях различного рода.

Терроризм – одно из них. Он является порождением общества, социально-культурным явлением, воплощающим в себе бунт против существующей системы политических, культурных, общественных отношений. Это всегда шок, который открывает нам глаза на действительность и заставляет задуматься о правильности наших поступков. Потому этот вопрос всегда актуален, потому что всегда спорен, и в любом случае порождает качественные изменения. Можно сказать, что тема эта очень перспективная для дальнейшего изучения и, безусловно, актуальна не только сегодня, но и во все времена.

В данной контрольной работе будет рассмотрено состояние терроризма в России в настоящее время, а также проблемы изучения и предупреждение терроризма.

СОСТОЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ

Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».

Согласно статье 3 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Ответственность предусмотрена за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, а также содействие террористической деятельности.

В Российской империи основным видом террора были индивидуальные убийства революционерами высокопоставленных чиновников. Нередко при этом страдали сопровождающие их лица и случайные свидетели.

Террористическая активность в СССР была относительно слабой. Большинство терактов совершались сторонниками местных сепаратистских движений или были связаны с попытками бегства из СССР

В современной России самые громкие теракты связаны с Чеченской войной и деятельностью чеченских сепаратистов. Это в основном взрывы и захваты заложников, с целью исполнения своих требований, о которых Российские структуры не говорят в открытую "в интересах следствия".

Состояние терроризма в Росси на данный момент далеко не утешительное. Нежелание и, по большому счёту, бездействие властей и правоохранительных органов в области борьбы с терроризмом приводят к его широкому распространению.

Можно сказать, что терроризм захватил практически все сферы жизнедеятельности человека – начиная от школ и заканчивая аэропортами. В России уже нельзя спокойно ехать в метро, ходить в магазины, да и просто отпуская ребёнка в школу, родители не могут быть уверены в его безопасности. Так, 1 сентября — 3 сентября 2004г. — Террористический акт в Беслане — группа террористов захватила свыше 1300 заложников в здании школы № 1 в Беслане (Северная Осетия). В результате теракта погибло около 350 человек, половина из них — дети. Свыше 500 ранено. Уничтожен 31 террорист, 1 арестован и впоследствии приговорён к пожизненному заключению. 21 августа 2006 года — взрыв на Черкизовском рынке в Москве. В результате взрыва погибли 14 человек, ранены 61 человек.

Даже больницы стали тем местом, где человек не может быть в безопасности. Один из примеров, 1 августа 2003года — в Северной Осетии взорвано здание Моздокского госпиталя. Погибли 50 человек, более 60 ранены.

Однако и лица правительства так же не застрахованы от преступных посягательств террористов. Пожалуй, самым известным является пример посягательства на президента. 9 мая — Во время празднования Дня Победы в г. Грозный, в результате взрыва заложенной в трибуне стадиона бомбы, погибли президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров и председатель Государственного совета Чечни Хусейн Исаев.

Говоря о поездках в метро, поезда, автобусах, можно сделать вывод, что это самые «излюбленные» места для совершения террористических актов. К сожалению, в России очень мало внимания уделено безопасности в сфере транспорта на самом деле. В первую очередь, это объясняется высоким процентом коррупции и взяточничества, так как бюджет предусматривает значительные суммы на становление безопасности, а на самом деле население получает лишь крохотную часть от этого. 9 марта 2010 года в 7:50 по московскому времени произошёл взрыв на станции метро «Лубянка». Сдетонировал второй (по другой версии третий) вагон. Ещё один взрыв в 8:36 произошёл на станции «Парк Культуры». В результате терактов погибло 38 человек, 40 ранено (по предварительным данным). 6 февраля 2004 года — взрыв мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте, осуществлённый террористом-смертником в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена. Погибли 42 человека, около 250 ранены.

Да что там транспорт! Даже такие заведения, как театры, стали небезопасны. Яркий тому пример - 23 октября — 26 октября — Теракт на Дубровке — группа чеченских боевиков под руководством чеченского сепаратиста Мовсара Бараева захватила свыше 900 заложников в здании Театрального центра на Дубровке (Москва). Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, но более 120 человек погибли от действия усыпляющего газа, применённого спецназом при штурме, в сочетании с тяжёлыми условиями, в которых находились заложники (трое суток в сидячем положении практически без еды и воды).

Самым последним из громких терактов в Росси можно считать теракт в аэропорту «Домодедово». 24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран. Здание аэропорта окутано дымом. Людей эвакуируют через аварийные выходы. Выход из зоны прилёта перекрыт, в залах большое скопление людей. 48 погибших, более 100 человек госпитализировано. 14 февраля — стало известно, что террорист прошел в аэропорт за 68 минут до взрыва через чёрный ход №2. Он благополучно миновал неработающий металлодетектор и стоявших рядом охранников, которые даже не обратили внимания на его куртку, которая топорщилась от большого количества взрывчатки.

Данный пример четко показывает состояние России в борьбе с терроризмом. А это нежелание выполнять свои обязанности и халатность как вышестоящих лиц, так и самих охранников.

26 февраля 2006 Госдума приняла закон «О противодействии терроризму». Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму — в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм» — «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».

Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом вооружённые силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом.

В июле 2006 в связи с похищением и убийством работников российского посольства в Ираке президент РФ Владимир Путин обратился к Совету Федерации с просьбой дать разрешение на использование российских формирований вооружённых сил и подразделений спецназначения за рубежом для борьбы с терроризмом — для «защиты прав и свобод человека, обеспечения приоритета защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимости наказания за совершение терактов, охраны суверенитета РФ». 7 июля Совет Федерации единогласно проголосовал за предоставление такого права бессрочно и без каких-либо дополнительных условий.

Одновременно 5 июля 2006 Госдума внесла поправки в законы «О ФСБ» и «О противодействии терроризму», которые дают президенту право не ставить Совет федерации в известность о сроках, количестве и типе подразделений, использующихся в спецоперациях.

Другими поправками в законодательство по борьбе с терроризмом предусматривается: право президента РФ единолично принимать решение об использовании спецподразделений ФСБ за пределами России, возможность заочного судебного разбирательства и вынесения заочного приговора в отношении лиц, обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях и недостижимых для правоохранительных органов, разрешение спецслужбам пренебрегать тайной переписки, телефонных переговоров и неприкосновенностью жилища, запрет средствам массовой информации не только заниматься публичным оправданием терроризма, но и разглашать информацию о средствах, методах и других подробностях проведения спецопераций.

14 февраля 2003 Верховный суд РФ признал террористическими 15 организаций, после чего их деятельность на территории России была запрещена: «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (обе созданы в Чечне и возглавлялись Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым), «Аль-Каида»,(Усама бен Ладен, Афганистан), «Асбат аль-Ансар» (Ливан)
«Аль-Джихад» (Египет), «Аль-Гамаа аль-Исламия» (Египет)
«Братья-мусульмане» (Египет), «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), «Лашкар-и-Тайба» (Пакистан), «Джамаат-и-Ислами» (Пакистан) и другие.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации добавились ещё две организации:
«Джунд аш-Шам» (войско Великой Сирии), «Исламский джихад — джамаат моджахедов». Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации добавились ещё одна организация: «Аль-Каида в странах исламского Магриба»

В большинстве случаев незаконные вооруженные формирования в России действуют под руководством иностранных граждан либо при их активном участии, прошедших специальную подготовку за рубежом и финансируемых из источников, нередко связанных с иностранными террористическими организациями. По данным спецслужб России, только в 2000 г. на территории Чечни насчитывалось 2, 5-3 тыс. иностранных наемников, а в ходе боевых действий в 1999-2001 гг. было уничтожено около 1 тыс. наемников-иностранцев, в основном из арабских стран: Палестины, Ливана, ОАЭ, Египта, Йемена, Иордании, Афганистана, Саудовской Аравии, Кувейта, Туниса, Турции, Таджикистана, Алжира, Сирии.

Идейная основа наемничества в России – территориально-религиозная доктрина. Обращение к национальным чувствам людей, их религиозным верованиям зачастую используется террористическими организациями и их лидерами в качестве тактического приема для сокрытия своих истинных целей – захвата власти неконституционным путем и создания в Северо-Кавказском регионе независимого государства под эгидой международного терроризма для последующего противостояния России

На данный момент можно сказать, что россияне начинают замечать очевидный факт: за последние 11 так и не урегулирована ситуация на Северном Кавказе, потому угроза новых взрывов абсолютно реальна, пишут СМИ.


ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА

В общей теории отечественной криминологии выделяют два вида предупреждения преступности: общее (общесоциальное) предупреждение преступности и специальное предупреждение преступности. Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер.

Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Так, специально-криминоло-гические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.); по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.); по правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение, воспитание), и детально урегулированные юридические нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Существуют и иные основания дифференциации мер специального предупреждения.

Названные выше меры в полном объеме относятся и к терроризму. Примером этому может служить классификация мер антитеррористической деятельности, предложенная С. Гончаровым. По мнению автора, такими мерами являются:

1. законодательные;

2. административно-правовые;

3. уголовно-правовые;

4. социальные;

5. финансвово-экономические;

6. политические;

7. военные;

8. пропагандистские;

9. профилактические и др.

Указанное мнение С. Гончарова поддерживает В. Величко, отмечая, что необходимо включить в приведенную классификацию также совместную деятельность национальных и международных участников, справедливо полагая что силовые методы возможны на последней стадии – уничтожения террористов.

Схожую точку зрения высказывает В. Петрищев, указывая на то, что новая ситуация диктует необходимость проведения международной согласованной политики сдерживания терроризма. Автор отмечает, что правительствам следует договорится по некоторым принципиальным позициям: какие дипломатические меры могут повысить эффективность антитеррористической деятельности; какие уступки допустимы в переговорах с террористами, при этом, автор справедливо замечает, что жесткий принцип “никаких уступок” не действует в сегодняшних условиях; каким должен быть механизм введения экономического эмбарго в отношении государств – спонсоров терроризма и др.

Вместе с тем, как отметил Генеральный прокурор России В. Устинов, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом – в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Как заметил В. Устинов, необходимо полностью задействовать не только возможности всех органов государственной власти, участвующих в рамках своей компетенции в предупреждении террористической деятельности, но также и негосударственных структур.

Заметим, что ранее Д. Таль, председатель Совета директоров Всемирной ассоциации детективов отметил роль частных служб безопасности в предупреждении и борьбе с терроризмом, высказав мнение о том, что профессиональные организации могут действовать в качестве проводников идей и усилий и в качестве мостов, соединяющих правительства, правоохранительные органы и индустрию частных служб безопасности. Его российский коллега Ю. Левицкий, президент Ассоциации негосударственных структур безопасности “Аргус” также отметил роль негосударственных предприятий безопасности в федеральной системе предупреждения и борьбы с терроризмом.

При этом, по мнению Ю. Левицкого, формами участия негосударственных структур безопасности в предупреждении терроризма являются:

- своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;

- участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);

- публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;

- разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;

- организация общественных мероприятий (конференций, “круглых столов”, семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;

- привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;

- участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;

- разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.

Говоря о мерах предупреждения терроризму необходимо отметить значение отечественной юридической науки в борьбе с этим негативным явлением. Так, академик В. Кудрявцев, говоря о проблеме международного терроризма, отметил, что ученым по силам выработать современные средства защиты от потенциального зла, в том числе лежащие в плоскости изучения психологии и психики террористов.

Ряд отечественных ученых-юристов (А.И. Долгова, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковский, А.В. Наумов, В.Е. Петрищев, В.П. Ревин и др.) высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования мер борьбы с терроризмом. Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также за международный терроризм и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.

Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.).

Особое место в системе предупредительного воздействия на терроризм занимают специальные субъекты этой деятельности.

1. Федеральная служба безопасности России осуществляет антитеррористическую деятельность, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма.

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма, расследованием дел о терроризме.

3. Служба внешней разведки России, как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних.

5. Министерство обороны России обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций.

6. Федеральная пограничная служба России осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений.

7. Министерство внутренних дел России осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Терроризм – всеобщая борьба. К сожалению, в России очень слабо идёт борьба на высшем уровне. В целом, население получает лишь крохотную часть того, что на самом деле планировалось сделать в борьбе за безопасность и спокойствие. Слияние криминала, правоохранительных органов и власти делает довольно благодатную почву для функционирования подобных организаций. Коррупция в высших эшелонах власти является неким «ключиком» для решения возникших проблем, а нетерпимое отношение обычных людей к правительству и низкая гражданская ответственность лучше всего маскируют террористов.

А пока нас призывают быть бдительными и смотреть по сторонам, замечать «бесхозные» вещи. И пока мы будем всматриваться в углы вокзалов, террористы будут захватывать школы, взрывать дома, заставлять падать самолёты. Новости в который раз покажут трупы, президент выступит с соболезнованиями. Снова создадут фонд помощи и назначат денежную компенсацию. И так до следующего террористического акта. Но выход есть, и он лежит не в том, чтобы быть бдительными в отношении «бесхозных» вещей, а в том, чтобы быть бдительными по отношению к самим себе. Так как до тех пор, пока мы сами не прекратим быть безответственными, пока не перестанем гоняться за «халявой», пока не перестанем воровать и станем работать, а главное, думать, ничего не сделается само по себе и ничего не станет лучше.

Как только мы сами не станем пускать криминал во власть и станем немного ответственнее за всё, что происходит вокруг нас, тогда и не станет террористов, не будет жертв, а Россия вновь станет великой державой.

Можно сказать, что терроризм сегодня – это проблема мирового сообщества, для решения которой ведущие государства мира предпринимают достаточно важные и серьезные меры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Конституция РФ от 12.12.1993г.

2) Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

3) Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

4) Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование. М., Юрист1998.

5) Гончаров С.А. Особенности терроризма в России //Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма. М., Наука 2007г.

6) Чуфаровский Ю.В. Терроризм – глобальная проблема современности (методологический анализ) /М., Следователь. 2005.

7) Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 2004

8) Швардковский О.Р. Терроризм в России/М., Наука, 2009г.