Реферат: Политическая элита современной России 2

Название: Политическая элита современной России 2
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Содержание:

1. Введение………………………………………………………...2

2. Политическая элита ……………………………………………3

3. Структура политической элиты……………………………….4

4. Функции политической элиты………………………………...5

5. Виды политических элит……………………………………....7

6. Политическая элита современной России

Предпосылки возникновения и процесс формирования…...8

7. О.Крыштановская BacktotheUSSR.

Новая российская элита………………...11

8. Структура политической элиты современной России…….....17

9. Особенности политического режима в современной России..21

10.Направление развития и вывод………………………………..22

11.Список источников………………………..................................24

Введение

Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровская элита» и т.п.

Во втором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. (Сам термин «аристос» означает «лучший», соответственно, аристократия — «власть лучших».)

В политической науке термин «элита» употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».

Гаэтано Моска (1 апреля1858, Палермо, Италия — 8 ноября1941, Рим, Италия) — итальянский юрист и социолог. Наряду с Парето известен как создатель теории элит. Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Цель данной работы попытаться в общих чертах систематизировать и кратко изложить материал по теме: Современная политическая элита России. Для решения данной задачи планируется цитируя наиболее авторитетных политологов, развернуто рассказать о понятии «Политическая элита», её функциях и видах политических элит. Дать материал на тему «Современная политическая элита России», предпосылки её возникновения, её структура, функции, особенности. Попытаться сделать самостоятельный вывод о возможных путях и направлениях её развития.

Политическая элита

Политика, являющаяся одной из сфер жизнедеятельности общества, осуществляется людьми, обладающими властными ресурсами или политическим капиталом. Этих людей называют политическим классом , для которого политика становится профессией. Политический класс является правящим, так как он занимается управлением и распоряжается ресурсами власти. Он неоднороден по причине различий в обладании властными полномочиями, характере деятельности, способах рекрутации и т. д. Главное его отличие состоит в институциализации, заключающейся в системе государственных должностей, занимаемых его представителями. Формирование политического класса осуществляется двумя способами: назначением на государственную должность (таких представителей политического класса называют бюрократией) и путем выборов в определенные структуры власти.

Кроме политического класса на политику могут влиять индивиды, группы, обладающие либо официальными полномочиями, либо неформальными возможностями. Такую совокупность индивидов и групп Т.И.Заславская называет правящей элитой , к которой она относит политиков, занимающих высшие государственные посты, верхнее звено бюрократии и бизнес-элиту. Так как наиболее значимым ресурсом правящей элиты является политический капитал, или власть, дающая легитимное право управлять собственностью и финансами государства, то существует прямая либо латентная связь всех групп правящей элиты с государственными структурами.

О.Крыштановская дает такую дефиницию элите : «это правящая группа общества, являющаяся верхней стратой политического класса. Элита стоит на вершине государственной пирамиды, контролируя основные, стратегические ресурсы власти, принимая решения общегосударственного уровня. Элита не только правит обществом, но и управляет политическим классом, а также создает такие формы организации государства, при которых ее позиции являются эксклюзивными. Политический класс формирует элиту и в то же время является источником ее пополнения». С ее точки зрения любая элита – правящая, т.е. если элита не правит, значит, это не элита. Остальные члены политического класса - профессионалы-управленцы, не относящиеся к правящей элите, - составляют политико-административную элиту, роль которой сводится к подготовке общеполитиче­ских решений и организации их осуществления в тех структурах государ­ственного аппарата, которыми они непосредственно руководят.

Элита – это полноценная социальная группа, имеющая сложную структуру. Различные части единой правящей элиты называют субэлитами , которые могут быть отраслевыми (политическая, экономическая), функциональными (администраторы, идеологи, силовики), иерархическими (субэлитные слои), рекрутационными (назначенцы, избранники). По мнению О.Крыштановской, «элита не может не быть политической». В то же время возможно использование данного термина для обозначения субэлитной группы, в функции которой входит непосредственное управление политическим процессом.

В данном контексте можно охарактеризовать политическую элиту как относительно немногочисленный слой людей, занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, обще­ственных организациях и влияющий на выработку и осуществле­ние политики в стране.

К политической элите относятся про­фессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями, высшие государственные слу­жащие, участвующие в разработке и реализации полити­ческих программ, стратегии обществен­ного развития. Ее можно разделить на группы, соответствующие ветвям власти - законодательная, исполнительная, судебная, а также по ее местоположению – федеральная и региональная.

Авторитетность элиты - важнейшее условие ее пребывания у власти и сохранения власти, правящая элита должна быть легитимной. Когда политическое или государственное сообщество перестает санкционировать власть данной политической элиты, то она утрачивает социальную базу своего существования и в конце концов теряет власть.

Политические элиты могут приходить к власти в результате выборов, выиграв политическую борьбу у других организованных меньшинств, пре­тендующих на роль политической контролирующей группы. В этом случае взаимодействие элиты и массы носит легальный и легитимный характер. Однако политическая элита может прийти к власти революционным путем или посредством государственного переворота. В такой ситуации новая политическая элита стремится обрести необходимую легитимность нефор­мальным признанием со стороны неорганизованного большинства. В лю­бом случае отношение элиты с массами строится на принципах лидерства и авторитетного руководства, а не слепого подчинения. Легитимация поли­тической власти элиты отличает ее от олигархии.

В странах с легитимным существованием власти содержание и границы функций, выполняемых политической элитой, определяются конституцией страны. Однако, в реальной жизни нередки случаи расхождения между конституциями и реальной властью. Это возможно в случае резкой смены политической ситуации, когда изменения не отражены еще в конституции, а также в случае отступления от норм конституции. Например, в Конституции СССР провозглашалось, что власть на всех уровнях принадлежит Советам, однако реальная политическая картина этого не подтверждала.

Структура политической элиты

Строение элитарного слоя, осуществляющего в государстве и обществе функции власти и управления, чрезвычайно сложно. Для понимания механизма формирования государственной политики уже недостаточно использовать только категории элиты и контрэлиты. Многие ученые указывают на наличие в правящих кругах общества экономических, административных, военных, интеллектуальных (научных, технических, идеологических), политических сегментов. Каждый из них выстраивает собственные отношения с массами, определяет место и роль в принятии решений, степень и характер влияния на власть.

Известный польский политолог В. Милановски предложил рассматривать структуру элитарных кругов в зависимости от выполнения их внутренними группировками своеобразных функций в сфере политического управления обществом.

Структура политической элиты в классификация В. Милановски такова:
правящая элита – группа, управляющая обществом от имени государства;
потенциальные элит – группы, стремящиеся к власти;
селекторат – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;
самодеятельные элиты – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);
элиты в политике – авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;
группы вето – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;
«связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

Функции политической элиты

В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций.

Прежде всего к ее социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие ее центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление (презентация) групповых интересов различных слоев населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей, способных превращать население в активных участников перераспределительных процессов в сфере власти. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач. Как свидетельствует опыт, без активного обновления элитами этих средств своего духовного господства руководящие идеи обращаются в догмы, а политическая власть начинает испытывать стагнацию.

Главным условием эффективного осуществления политической элитой ее главных функций является обладание ею всеми возможными в конкретном обществе способами управления и власти. В этом отношении особое значение имеют ее способность и умение использовать принудительные методы, оперативно, в зависимости от меняющейся обстановки, переходить к применению силовых ресурсов.

Показателем безусловной крепости положения политической элиты служит и ее способность к манипулированию общественным мнением, такому использованию идеологических и иных духовных инструментов, которые могут обеспечить требуемый уровень легитимности власти, вызвать расположение и поддержку ей со стороны общественного мнения.

В то же время опыт продемонстрировал и ряд факторов, препятствующих укреплению положения элитарных группировок во власти. Так, существенно подрывает позиции политических элит нарастание информационной открытости в работе институтов власти и управления, критика общественностью всяческих злоупотреблений должностных лиц. К таким же ограничителям можно отнести и растущую способность общества к контролю за деятельностью власть предержащих, неразрывно связанную с целенаправленной деятельностью общественных объединений и СМИ, активизацией контрэлит. Снижает возможности волюнтаризма в управлении государством и дифференциация элит, ведущая к росту внутриэлитной конкуренции, а равно и профессионализация аппарата управления государством (партией).

Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить ее статус и возможности и даже, как это нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить ее общественный авторитет в конечном счете наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль. С течением времени, очевидно, будет меняться лишь степень и характер их соотношения с механизмами самоорга- низации общественной жизни. В то же время наиболее продуктивное поведение элитарных слоев, включение их в процесс демократизации общества возможно только при условии снятия всех искусственных границ на пути обновления ее рядов, предотвращения ее загнивания вследствие олигархиизации и закостенелости.

Функции политической элиты по Малько:

Малько Александр Васильевич - доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала ГУ Институт государства и права РАН, профессор кафедры теории государства и права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", вице-президент Ассоциации юридических вузов России, главный редактор журнала "Правовая политика и правовая жизнь" выделяет следующие наиболее существенные функции политической элиты:

стратегическую - определение политической программы дейст­вий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общест­ва, выработка концепции реформирования страны;

организаторскую - осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь;

интегративную - укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопуще­ние и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

К этим функциям следует еще добавить коммуникативную – эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества.

Чтобы эффективно реализовывать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов и т. д.

Виды политических элит

Политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно различается на разных исторических этапах и в разных странах. Это, а также специфика исследовательских подходов усложняют ее классификацию.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные , например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую , непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую , рекрутирующуюся из общества, и закрытую , воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю . Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек.

К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Таким образом, взгляды 5 процентов взрослого населения страны, составляющего элиту общества, определяемые соотношением доходов, профессионального статуса и образовательного уровня, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны».

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная , предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Политическая элита современной России

Предпосылки возникновения и процесс формирования

В политической истории России XX – начала XXI вв. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям. Первая существенная по выражению С.А.Грановского «революционно-политическая трансформацияпроизошла в октябре 1917 г., когда к власти пришла партия профессиональных революционеров. Большевики монополизировали власть и установили диктатуру пролетариата. После смерти В.И.Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием, победителем которой стал И.В.Сталин. Еще при Ленине был создан особый правящий класс – номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами). Однако, именно Сталин довел до совершенства процесс воспроизводства советской элиты. Номенклатура была построена по строго иерархическому принципу с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группировками. В середине 1980-х гг. в правящей элите усилились процессы структурной дезинтеграции, которые привели к внутриэлитному ценностному и кадровому конфликту, связанному с изменением политического курса. К концу 1980-х гг. начинается процесс стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различных демократических движений, представители творческой и научной интеллигенции. В это же время происходит смена механизма рекрутирования элиты. Вместо номенклатурного принципа утверждается демократический принцип выборности.

Немецкий ученый Э.Шнайдер, изучающий политическую систему современной России, считает, что новая российская политическая элита образовалась в недрах старой советской системы как вид контрэлиты в различных группах на федеральном уровне. Начало было положено 29 мая 1990 г., когда Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Ельцин, который взял на себя и функции главы государства. Второй шаг последовал после избрания Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991 г. Б.Ельцин создал собственную администрацию, насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся по численности к аппарату бывшего ЦК КПСС. Третий шаг к образованию центральной российской политической элиты – выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993 г. К четвертому этапу подвели парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г. То есть Э.Шнайдер связывает процесс формирование новой российской политической элиты с выборным процессом, что стало характерным для постсоветской России.

Важным фактором, который имел далеко идущие последствия для правящей элиты, был запрет КПСС в 1991 г., который вызвал ликвидацию традиционных институтов советской власти, ликвидацию института номенклатуры, передачу полномочий союзных органов власти российским.

Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О.Крыштановская – автор книги «Анатомия российской элиты» - отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу».

«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.

Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.

Персональный состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита России представлена президентом, премьер-министром, членами правительства, депутатами Федерального собрания, судьями Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, аппаратом администрации президента, членами Совета безопасности, полномочными представителями президента в федеральных округах, главами властных структур в субъектах федерации, высшим дипломатическим и военным корпусом, некоторыми другими государственными должностями, руководством политических партий и крупных общественных объединений, другими влиятельными лицами.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, ис­полнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикеры парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, фракций в парла­менте). Численно – это достаточно ограниченный круг людей, принимаю­щих наиболее значимые для всего общества политические решения, ка­сающиеся судеб миллионов людей, значимых для всего государства. При­надлежность к высшей элите определяется репутацией (советники, кон­сультанты президента) или положением в структуре власти. По мнению О.Крыштановской, к высшему руководству следует отнести членов Совета Безопасности, который в современной России является прообразом Политбюро ЦК КПСС.

Численность правящей элиты не является постоянной. Так, в номенклатуру ЦК КПСС (в 1981 г.) входило примерно 400 тыс. чел. Высшая номенклатура (номенклатура Политбюро ЦК КПСС) включала в себя примерно 900 чел. Номенклатура секретариата ЦК состояла из 14-16 тыс. чел. Учетно-контрольная номенклатура (номенклатура отделов ЦК КПСС) включала 250 тыс. чел. Остальную часть составляла номенклатура нижестоящих партийных комитетов. Таким образом, политический класс в советское время составлял примерно 0,1% от общей численности населения страны.

В 2000 г. численность политического класса (количество государственных служащих) увеличилась в 3 раза (при этом население страны уменьшилось вдвое) и стала составлять 1 млн. 200 тыс. чел. или 0,8% от общей численности населения. Численность правящей элиты при этом возросла с 900 до 1060 чел.

По данным тех же исследований, основными поставщиками в правящую элиту в 1991 г. была интеллигенция (53,5%) и хозяйственные руководители (около 13%). В переходный период ельцинского правления (1991-1993) падала роль рабочих, крестьян, интеллигенции, хозяйственных руководителей, сотрудников министерств и ведомств. Значение других, наоборот, возрастало: региональных администраций, сотрудников силовых и правоохранительных ведомств и, особенно, бизнесменов.

Постепенно парламентская и правительственная карьеры стали двумя различными путями канализации наверх, что было не характерно для советской элиты, для которой парламентский мандат был соответствующим атрибутом номенклатурного статуса. Теперь же появилась новая профессиональная группа внутри элиты – избираемые чиновники.

В отсутствии государственной поддержки слабые социальные группы – рабочие, крестьяне – были почти полностью вытеснены из политического поля, резко упала доля женщин и молодежи, высокий процент участия во власти которых прежде искусственно поддерживался КПСС.

Для парламентариев остается достаточно высокий процент тех, кто вошел в элиту еще в советское время. В Государственной Думе первого созыва (1993) таких было 37,1%, третьего созыва (1999) – 32%; в Совете Федерации в 1993 г.- 60,1%, в 2002 г. - 39,9%.

Исследователи замечают еще одну особенность: если в начале 1990-х гг. доля партийных и комсомольских функционеров падала, то затем их удельный вес среди депутатов обеих палат вырос почти до 40%. По истечении 10 лет постсоветского периода причастность к номенклатуре перестала быть пятном на политической карьере. Ряд исследований (С.А.Грановский, Э.Шнайдер) показывают, что фундамент новой российской правящей элиты в основном составляют представители второго и третьего эшелонов старой советской номенклатуры, передавая новой политической элите специальные знания и опыт, в которых она нуждается.

В составе новой политической элиты России произошли зна­чительные изменения в образовательном, возрастном и профес­сиональном планах.

Так, правительство и элита в регионах стали моложе почти на десять лет. В то же время парламент немного постарел, что объясняется искусственным его омоложением в брежневский период. Прекращение квотирования по возрасту освободило высшую законодательную власть страны, как от комсомольцев, так и от квотируемых молодых рабочих и колхозников.

Б.Ельцин приблизил к себе молодых ученых, блестяще образованных городских политиков, экономистов, юристов. В его окружении резко упала доля сельских жителей. Несмотря на то, что элита всегда была одной из самых образованных групп обще­ства, тем не менее, в 1990-е гг. произошел резкий скачок образовательного ценза элиты. Так, в состав ближай­шего окружения Б.Ельцина входят известные ученые, общест­венные деятели. Президентская команда Б.Н.Ельцина более чем на половину состояла из док­торов наук. Высоким был также процент имеющих ученую степень в правительстве и среди лидеров партий.

Изменения затронули не только уровень образования элиты, но и характер образования. Брежневская элита была технократи­ческой. Подавляющее большинство руководителей партии и го­сударства 1980-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяй­ственное образование. При М.Горбаче­ве процент технократов снизился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет роста доли партийных работников, получивших выс­шее партийное образование. И, наконец, рез­кое снижение удельного веса лиц, получивших техническое обра­зование (почти в 1,5 раза), произошло при Б.Ельцине. Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в Рос­сии, где по-прежнему большинство вузов имеют технический профиль.

При В.Путине в правящей элите значительно возрос удельный вес людей в погонах: каждый четвертый представитель элиты стал военным (при Б.Ельцине доля военных в элите составляла 11,2%, при В.Путине – 25,1%). Такая тенденция совпала с ожиданиями общества, так как репутация военных как честных, ответственных, политически не ангажированных профессионалов выгодно отличала их от других элитных групп, имидж которых связывался с воровством, коррупцией, демагогией. Массовое привлечение военных на государственную службу было вызвано также отсутствием кадрового резерва. Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине – 52,5%, при В.Путине – 20,9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками» (представители вооруженных сил, федеральной службы безопасности, пограничных войск, министерства внутренних дел и т.д.).

Для последней волны правящей элиты также характерно увеличение доли земляков главы государства (с 13,2% при Б.Ельцине до 21,3% при В.Путине) и рост доли бизнесменов (с 1,6% при Б.Ельцине до 11,3% при В.Путине).

Статья О.Крыштановская ( Директор Института прикладной политики (г. Москва), руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН)) :

Back to the USSR . Новая российская элита

Новая русская элита
Укрощение строптивых, изгнание неверных, интронизация силовиков

Надо отдать должное Владимиру Путину: за восемь лет своего правления он сумел повернуть машину российской государственности вспять. Изменения политической системы в 2000–2008 годах проходили под флагом ликвидации альтернативных центров власти, упорядочения и субординации всех элементов государственной машины. Этот основной тренд политического процесса сопровождался возвратом ко многим базовым принципам управления государством, характерным для позднесоветского периода нашей истории, но в модернизированном, технократическом виде
Ольга Крыштановская, доктор социологических наук, руководитель сектора изучения элиты Института социологии РАН

Начало этому процессу было положено весной 2000 года. Новый президент России Владимир Путин и его ближайшее окружение после недолгих колебаний приняли решение вернуть Россию к традиционному для нее укладу, в котором нет места разделению властей, к укладу, связанному с патримониальным, иерархически устроенным государством. Как бы открутив счетчик истории назад, они признали оптимальным ту стратегию развития, которая была задумана еще в начале 80-х годов главой КГБ СССР Юрием Андроповым. К тому же перед ними был позитивный пример Китая.

Поэтому вскоре после прихода к власти Путина и его команды была сформулирована главная задача: вернуть управляемость государства во всех важных сферах жизни. Потенциальную опасность представляли: губернаторы (особенно из богатых регионовдоноров), Госдума, олигархи, независимые СМИ, оппозиционные партии и общественные организации, не контролируемые Кремлем. Эти центры власти надо было ликвидировать или поставить под контроль.

Укрощение строптивых

Проблема независимости губернаторов была решена в результате серии шагов. Сначала - создание федеральных округов и полпредств президента. Следом - изменение принципа формирования Совета Федерации, из которого губернаторы были изгнаны. Дальше - создание для них консультативного органа в виде Государственного совета. Наконец, финальный аккорд - отмена выборов губернаторов.

В результате этих реформ губернаторы были оттеснены на обочину политической жизни. Между ними и Кремлем появилась прослойка в виде аппаратов полномочных представителей, на 75% состоявших из людей в погонах (главным образом из спецслужб). Из политиков главы регионов превратились в "хозяйственников", знающих свое место и не смеющих спорить с федеральным центром.

Изгнание неверных

Не менее важной проблемой было подчинение Кремлю Государственной думы, изгнание из нее ярких и популярных в народе оппозиционеров. Уже к выборам в Госдуму 2003 года Путин подошел со всей серьезностью. Главными врагами были объявлены КПРФ и правые - СПС и "Яблоко". Кремль бросает немалые силы на партийное строительство. В этот период "Единая Россия" укрепляется как организационно, так и финансово. Региональные элиты и местное чиновничество в массовом порядке вступают в ряды партии, которую поддерживает сам президент. Кампания увенчалась полной победой. Демократы изгнаны из парламента.

Дума перестала быть независимым центром власти, а к 2008 году окончательно превратилась в еще один инструмент управления.

Красная черта для бизнеса

С олигархами Путин пытался договориться "по-хорошему", заключив в мае 2000 года так называемое "шашлычное соглашение". Суть соглашения сводилась к взаимному невмешательству: Путин не вмешивается в бизнес олигархов при условии, что олигархи не вмешиваются в политику. Однако самоуверенные бизнесмены, привыкшие к мысли, что любой политический проект можно осуществить с помощью денег, скептически отнеслись к "шашлычному соглашению" и предостережениям новой власти. Путин нанес в ответ серию ударов: Гусинский, Березовский, дело "Госинкора" и Гута-банка.

"Дело ЮКОСа" стало последней каплей и привело российское бизнес-сообщество в шок и трепет. Стало ясно, что с Путиным шутить нельзя, а политика - это красная черта, пересечение которой жестко карается. Бизнесмены ясно осознали: надо или принимать новые правила игры, или покидать страну. Но и после ареста Ходорковского силовые ведомства не прекращают политику запугивания бизнеса. В 2004–2005 годах проходят внезапные проверки в структурах Виктора Вексельберга ("Ренова"), Михаила Фридмана (ТНК), Кахи Бендукидзе ("Объединенные машиностроительные заводы"), Михаила Гуцериева ("Славнефть"), Олега Киселева ("Ренессанс Капитал") и др. В бизнес-кругах складывается четкое понимание: власть может стереть в порошок любого. Не допускается не только прямое вмешательство в политику, но и любая общественно значимая активность. Дело крупной буржуазии (если она хочет продолжать делать деньги в России) - молча спонсировать только те проекты, на которые указывает Кремль.

Новый центр власти

Две следующие задачи - перенос центра власти в администрацию президента и кадровое обновление российского правящего класса - Путин решил не менее эффективно. Политическая система страны опять вернулась к состоянию, когда формальная структура власти, закрепленная в российских законах, значительно отличается от реальной. По Конституции в России есть законодательная, исполнительная, судебная власти, якобы независимые друг от друга. На самом деле разделение носит исключительно функциональный характер и не является признаком независимости ветвей власти.

Главный элемент политической системы - верховная власть, или Кремль - никак не отражен в законах. Он является единственным полновластным центром принятия стратегических решений. Похожая ситуация была и при советском режиме, когда центр власти - Политбюро ЦК КПСС - ни в одном законе не был зафиксирован. Такой тип государства, лишенного разделения властей, называют авторитарным или моноцентрическим, то есть имеющим один центр принятия решений.

Администрация президента (АП) в нынешней политической системе России играет ключевую роль, являясь средоточием верховной власти и главным координатором деятельности всех прочих субъектов политического поля.

Администрация президента сегодня играет примерно ту же роль, что и ЦК КПСС в советское время, имеет примерно ту же численность сотрудников и даже располагается в том же комплексе зданий. Это закрытый, не подотчетный парламенту орган власти с широкими полномочиями по контролю и координации деятельности всех других институтов государства (в том числе и судебных инстанций).

В годы второго срока путинского президентства большинство руководящих постов в АП заняли люди, связанные со спецслужбами. Ответственные чиновники администрации президента, связанные со спецслужбами, составляют большинство.

Тенденция, которая началась еще в последние годы правления Ельцина, за последние восемь лет только укреплялась, и к настоящему времени высший руководящий состав администрации президента (начиная с начальников управлений и выше) почти на две трети состоит из силовиков. Силовики играют, безусловно, ключевую роль. Чиновники, даже занимающие самые высокие позиции, такие, например, как Владислав Сурков, действуют только в рамках своей компетенции и в каком-то смысле являются исполнителями, которых не допускают на встречи "узкого круга", где Путин со своими старыми соратниками вырабатывает стратегические решения относительно "генеральной линии" развития России.

СБ и "группа субботы"

Совет безопасности - еще один институт, набравший мускулы при Владимире Путине: он приобрел статус особого центра, генерирующего геополитическую стратегию государства.

После ввода в Совбез полпредов федеральных округов структура Совбеза стала похожей на структуру советского Политбюро ЦК КПСС.

В 2007 году Совбез претерпел некоторые изменения, и теперь в его составе силовики занимают ключевое положение. Из 24 членов СБ силовиками являются 14 человек. Пост секретаря Совбеза после отставки в июле 2007 года Игоря Иванова вакантен, его место занимает временно исполняющий обязанности Валентин Соболев.

Каждую субботу в кремлевском кабинете Путина происходит действо, которое российские СМИ иногда называют "совещанием с главами силовых ведомств", а иногда - "встречей президента с членами Совета безопасности". Именно здесь решаются стратегические вопросы развития страны.

Команда Путина

Когда Путин только пришел к власти, эксперты стали говорить о трех группировках в его окружении: "семейные" (то есть члены старой команды президента Ельцина), "чекисты" и "питерские либералы". С течением времени стало ясно, что ельцинские люди в окружении Путина были явлением временным. Вскоре они один за другим оставили свои посты. Те же чиновники, которые сохранили свои позиции (например, Владислав Сурков, Сергей Приходько или Александр Абрамов), стали верными адептами нового режима.

Окружение Путина сейчас можно разделить на две группы, только назвать их следует иначе: силовики и несиловики. Идеологически обе группы едины или, по крайней мере, не имеют принципиальных различий в политических подходах. Несиловики - это чиновники с экономическим или юридическим бэкграундом, которые не замечены в связях с силовыми ведомствами. Значительная их часть работала вместе с В. Путиным в мэрии Санкт-Петербурга или была близка к ней. Так называемые "либералы" - это исполнители в большой команде Владимира Путина, в которой главные роли отведены другим. Можно сказать, что группа "либералов" была нанята высшим руководством страны для осуществления определенных функций.

Анализ биографий политической элиты России показывает, что значительная часть российской политической элиты связана с силовиками. Причем год от года их удельный вес в составе истеблишмента неуклонно рос. Только за последние 6 лет доля силовиков увеличилась почти в два раза.

Госкапиталисты

Для любой авторитарной власти бизнес, располагающий собственными ресурсами, не зависимыми от ресурсов государства, представляет угрозу. Поэтому одной из важнейших задач политики второго срока Путина, когда уже большинство его внутренних врагов были повержены или рассеяны, стало взятие под контроль крупных компаний. Кроме того, силовиками двигали и вполне прозаические мотивы: они хотели стать богатыми. Переехав из Петербурга в Москву, они поняли, как ничтожны их капиталы по сравнению с миллиардными состояниями "настоящих" олигархов. Это была своего рода зависть миллионеров к миллиардерам. Но теперь они могли изменить ситуацию.

При Путине государственные компании начинают играть все более значительную роль в экономике, в некоторых секторах тесня частных бизнесменов. Роль "Газпрома", "Роснефти" и других гигантов неуклонно растет, а в их советы директоров приходят люди из ближайшего окружения Путина. В январе 2005 года правительство принимает решение о переводе ряда крупнейших российских компаний под прямое управление кабинета министров. 1 Эти компании охватывают три основные отрасли экономики: топливно-энергетический комплекс (включая электроэнергетику и атомную промышленность), военно-промышленный комплекс, инфраструктура (транспорт и коммуникации). После 2003 года, когда политическая команда Путина была в основном сформирована, его люди стали планомерно проникать в советы директоров ключевых компаний. Топ-лист рейтинга чиновников, являющихся членами СД крупнейших компаний, пестрит фамилиями, совершенно не знакомыми общественности и никогда не мелькающими в СМИ.

Силовики в госкомпаниях

Во всех ключевых госкомпаниях ощутимо присутствие так называемых силовиков. Это проникновение началось в 2005 году и не закончилось до сих пор. В первые годы шел процесс "вмонтирования" силовиков на различные этажи бюрократической пирамиды, и уже потом с этих позиций они "по должности" входили в СД. Процесс насыщения силовиками правительственных структур затронул не все сферы одинаково. В наибольшей степени это коснулось Минэкономразвития, Росимущества, Минпрома, Минсвязи и Минтранса. Именно в этих учреждениях силовики занимают заметные позиции на 2-м и 3-м уровнях (заместители министров и начальники департаментов). Анализируя составы советов директоров госкомпаний, чаще других можно встретить фамилии Валерия Назарова, Андрея Круглова, Константина Чуйченко, Леонида Резникова, Евгения Школова, Валерия Голубева и др. Все они бывшие офицеры спецслужб, мало известные широкой публике.

Перед "большим переходом"

82,1% представителей политической элиты заняли свои должности после 2000 года, так что с полным правом могут называться "путинской элитой". За период с 2000 по 2007 год неуклонно возрастало петербургское землячество. Теперь его доля в руководстве страны достигла 25,6%.

К февралю 2008 года удельный вес силовиков на высших государственных постах достиг 42,3%, а представительство бизнеса увеличилось до 40%. Доля женщин, интеллигенции и молодежи в политической элите неизменно сокращалась, а "синеворотничковые" группы вообще исчезли из органов управления. Харизматические публичные политики покинули истеблишмент и заменены "людьми системы", имеющими опыт работы на государственной службе, лояльными к новому руководству и разделяющими его взгляды. Государство укрепилось, а "государственники" стали основными обитателями политического класса.

Легитимность администрации президента обеспечена указом от 25 марта 2004 г.

"Об администрации президента Российской Федерации". Нигде более - ни в Конституции РФ, ни в других законодательных актах не прописаны ее структура и функции. После реформирования в 2004 году АП имеет такую структуру: руководитель АП, два его заместителя, 7 помощников, 9 советников, 7 полпредов в федеральных округах, 18 подразделений, самые крупные из которых: Контрольное, Государственноправовое управления, Управление информационного и документационного обеспечения. Общая численность сотрудников АП - около 2000 человек.
К числу "силовиков" в АП относят:

заместителя руководителя АП Игоря Сечина, помощников президента Виктора Иванова, Сергея Ястржембского, Сергея Приходько, Александра Беглова, пресс-секретаря Алексея Громова, руководителя протокола Игоря Щеголева, начальников управлений Владимира Кожина, Владимира Осипова, Александра Манжосина, Юрия Шустицкого, Михаила Миронова, Дмитрия Жуйкова, Марину Ентальцеву, Александра Царенко, Владимира Никитина и др.
Совбез

состоит из 24 человек (12 постоянных и 12 "просто" членов). В аппарате СБ работает около 200 человек, руководство аппарата - 8 человек: секретарь Совбеза, три заместителя и три помощника. Все руководство аппарата СБ - представители либо спецслужб, либо Генерального штаба. При Совбезе функционирует научный совет, в состав которого входит 80 человек (военные, ученые физики и международники, ректоры крупнейших вузов страны, директора предприятий ВПК, экономисты). Члены научного совета выполняют роль экспертов и консультантов при решении актуальных задач, над которыми работает СБ.
Возглавляет Совет безопасности президент РФ.

Постоянными членами СБ с правом решающего голоса на сегодняшний день являются 11 человек: Б. Грызлов, В. Зубков, С. Иванов, С. Лавров, Д. Медведев, С. Миронов, Р. Нургалиев, Н. Патрушев, А. Сердюков, С. Собянин, М. Фрадков. Среди членов Совбеза еще 12 человек: 6 полпредов в федеральных округах, вице-премьер А. Кудрин, начальник Генштаба Ю. Балуевский, министр юстиции В. Устинов, Генпрокурор Ю. Чайка, глава МЧС С. Шойгу и президент РАН Ю. Осипов. Удивительно, что один из четырех вице-премьеров А. Жуков и один из семи полпредов О. Сафонов не входят в состав СБ.

Ольга Крыштановская

№16 [62] – от 21 Апреля 2008

Структура политической элиты современной России

Процесс формирования зрелой политической элиты займет немало времени. Нынешняя административно-управленческая элита по своему составу и происхождению является, с одной стороны, социальным продолжением предшествующей элиты социалистической формации. С другой стороны, под влиянием новых социальных условий она меняется и пополняется представителями слоев, возникших в ходе экономических реформ и политических преобразований.

Структура административно-политической элиты России включает несколько слоев:

  • правящую элиту федерального уровня (элиту в узком смысле слова);
  • региональную правящую элиту;
  • контрэлиту;
  • околоэлитное окружение.

Правящая элита федерального уровня насчитывает около 2 тысяч человек и включает Президента РФ, членов Президентского Совета, лидеров и членов палат Федерального Собрания, премьер-министра, его заместителей, министров и руководителей других федеральных органов государственной власти и управления, влиятельных лидеров, руководителей финансового, промышленного и военного комплексов.

Региональная административно-политическая элита насчитывает в среднем 150 - 200 человек в каждом субъекте Федерации.

Разбиение на округа

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

3. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

4. ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

5. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

6. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

7. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Контрэлита включает оппозиционеров правящей элиты: лидеров оппозиционных партий и движений. Околоэлитное окружение составляют в основном лица, занимающие государственные должностные категории Б, а также видные функционеры и советники лидеров оппозиции.

Социальная значимость административно-политической элиты определяется ее функциями, главными из которых являются следующие:

  • анализ интересов различных социальных групп и слоев общества и отражение их в политико-управленческих решениях;
  • выработка внутренней и внешней политики государства, соответствующих программ, идеологических концепций и законов;
  • организация и совершенствование политических и управленческих институтов, создание механизма реализации выработанного политического курса;
  • объединение усилий различных политических сил и других элит (научной, промышленной, аграрной, деятелей искусства и т.д.) для достижения социального мира и процветания общества.

Исполнение своих главных функций российской административно-политической элитой нельзя признать удовлетворительным. Ее формирование и функционирование затрудняют раскол и конфронтация группировок, противоборство федеральной и региональной элит, недостаток политической культуры.

Особенности политического режима в современной России

В настоящее время в основном законе нашей страны декларируется, что Российская Федерация является демократическим государством. Однако демократический режим, провозглашенный в России, имеет ряд особенностей, порожденных несоответствием между теоретической смысловой нагрузкой понятия «демократический политический режим» и способами осуществления его на практике. Иными словами, проблемы изучения современного политического режима в России обусловлены недостаточным вниманием к его

сущности и внутреннему содержанию. Это в свою очередь ведет к деформации истинного понимания демократии и возникновению глубинных противоречий в политической, экономической, социальной и других областях

государственной жизни. Опыт показывает, что любое явление в истории

необходимо рассматривать в развитии. Все процессы, окружающие нас в действительности, имеют свое начало, конец и, конечно, процесс движения, их связывающий. Не является исключением и установление демократического режима в нашей стране. Мы полагаем, что современный политический режим России нельзя оценивать только как демократический и, соответственно, его путь от менее демократического к более демократическому, поскольку формальное закрепление его на бумаге и частично достигнутые им результаты не могут проиллюстрировать этот процесс. В данный исторический период мы имеем дело со сложным конгломератом элементов авторитарного, тоталитарного, демократического политических режимов и, как ни

странно это звучит, анархического порядка (если возможно вообще совместить понятия «анархия» и «порядок»). Причем особенностью российского государства является соотношение методов управления государства и ответного отношения к этому народа. Эти две стороны одной медали характеризуются следующим образом: государство, привыкшее осуществлять свою власть тоталитарными методами и приемами и даже при большом желании не в состоянии одномоментно переключиться на полностью противоположный демократический лад. Поэтому можно смело утверждать, что демократические тенденции в лице государства еще далеко не преобладают.

Характерные особенности перерождения бюрократического аппарата в России таковы:

формализм: отрыв аппарата (формы) от своих корней (содержания), обособление исполнительных инстанций от воли и интересов членов общества. Базис этой черты - гипертрофия относительной автономности аппарата, стимулируемая сбоями в системе отчета и контроля;

волокита: преднамеренное затягивание ведения дел ввиду либо непреднамеренной несостоятельности (профессиональная непригодность), либо умышленного вымогательства. В первом случае - неумение, во втором - чрезмерное умение использовать служебное положение;

казенщина: выполнение работы по видимости, с соблюдением всяческих нюансов и в ущерб существу дела;

волюнтаризм: самоутверждение чиновника на службе, извлечение личных выгод (покровительство, попечительство, обструкция, обогащение и т. д.) осуществляется посредством досконально отработанной системы, включающей столь изысканные мероприятия, как проволочки, искажения, толкования, перетолкования, разъяснения с намеками, инспирации не состыковок законодательных и подзаконных актов, создание беспорядка в документообороте, хранение под сукном бумаг и т. п.;

мздоимство: получение дополнительного - сверх оклада (казенного жалованья) вознаграждения (дохода) за исполнение прямых служебных функций;

лихоимство: вымогательство благ, привилегий (вознаграждений) за выполнение или невыполнение профессиональных обязанностей;

коррупция: воздействие на чиновников или чиновничество через подкуп, шантаж, обещание дополнительных привилегий, незапланированных благ, побочных доходов с целью трансформации служебных действий в интересах узких групп лиц и вопреки запросам общества.

Направление развития и вывод

Цивилизованность политической системы прежде всего определяется зрелостью, полновесностью демократии. Как известно из многовековой истории, демократия – явление исторически развивающееся, и для каждого народа подходит именно та ее форма, которая выстрадана его собственной историей. В этом отношении у Запада и России совершенно разный исторический опыт. На Западе получила развитие так называемая представительная демократия. При западной форме демократии интересы народа представляют люди, которые сделали для себя это своей профессией, – политики. А народ выражает готовность делегировать им свои властные полномочия. Совершенно иной исторический опыт у России. Демократия здесь появилась давно, но имела принципиально иную форму – это была “непосредственная демократия”, когда вся Древняя Русь (не только Новгород и Псков) была системой общин, где верховная власть принадлежала сходу жителей, а князь являлся всего лишь чиновником, нанятый сходом для выполнения военных, исполнительных и судебных функций. Если князь по какой-либо причине не устраивал общину, то ему указывали на дверь. Таким способом был удален национальный герой Руси Александр Невский, не поладивший с Новгородским вече. В этом принципиальное отличие: если на Западе сенатор или президент нанимался на службу олигархами, то на Руси – народом. Отсюда, по всей вероятности, проистекает и большая доверчивость русского народа к власти.

В конце ХХ века Россия приобрела не демократию, а всевластие олигархов: не альтернативные выборы, а механизм плановой замены одного ставленника на другого. Если внимательно проанализировать прошедшие 15 лет нашей истории, то можно заметить, как без сбоя, четко работает механизм смены власти, который никак не связан с волеизъявлением народа. И всякий раз, когда нам подсовывали очередную политическую фигуру, сценаристы очень точно рассчитывали все фазы процесса: сначала в обществе доминируют восторженные эмоции вокруг новоявленного политического лидера. Вскоре эти эмоции сменяются сомнениями вперемежку с робкими надеждами, потом наступает длительный период разочарований и депрессий. В этой ситуации изуверившимся людям опять подбрасывают нового кандидата. Так было в годы “монаршествования” М.С. Горбачева, это же произошло и в годы “царствования” Б.Н. Ельцина.

На последних выборах победил не Путин и не его команда, и даже не проголосовавшие за него избиратели. Истинным победителем выступает нынешняя система власти, которая по мере необходимости осуществляет плановую выборочную ротацию кремлевских кадров. Нынешнему президенту крайне сложно проводить коренную ротацию кадров Кремля, ибо здесь сидят те, которые привели его на высший пост в российском государстве. Но В.В. Путин понимает необходимость осуществления обновления кадрового состава Кремля. А коренную расстановку кадров в высших структурах власти, в том числе и в Кремле, можно реализовать, лишь отказавшись навсегда от безотказно функционирующего пресловутого механизма смены власти. Президент и его ближайшее окружение должны понимать, что реформы очередной раз потерпят крах, если власти предержащие не будут допускать умных, инициативных людей в институты власти. Совершенно недопустима внутренняя политика, ориентированная на уничтожение умных, знающих приемы и методы власти людей. Такой стиль управления государством не новость для России, он имел место и до либеральных реформ, и процветает сегодня. Социалистическая революция 1917 года предполагала коренным образом изменить формы и методы управления государством, чтобы исключить возврат в его структуры старых бюрократов-чиновников. В.И. Ленин и его окружение, хорошо понимая пагубность практики опоры в управленческих структурах лишь на старые бюрократически кадры, стали решительно избавляться от них, хотя во многих государственных институтах рядом с новыми чиновниками трудилось немало честных, инициативных специалистов-профессионалов, раньше служивших монархическому режиму. Но, к сожалению, и ленинскому руководству страны не удалось коренным образом изменить стиль руководства государством. Применив к новым структурам старые (царские) методы управления (вертикаль власти, подбор и расстановка кадров), общество скатилось к сталинизму, подвергнув гонениям более совестливых, более, скажем так, христолюбивых. Вскоре в СССР моральные уроды одержали полную победу.

Нынешняя формальная смена социального строя лишь переход болезни из скрытой, латентной формы в стадию открытого разложения. Нынешнее чиновничество иначе как распадом назвать нельзя. Коррупция, например, всего лишь результат воплощения чиновничьего принципа: человек ничто против государства, а государство – это я. Любой шаг гражданина у нас контролируется не принятыми нормами морали, не законами, а чиновниками.

Заканчивая изучение темы, следует отметить, что проблема политических партий и массовых общественно-политических движений как в России, так и в зарубежных политических исследованиях, занимает значительное место.

Список источников:

1. М.М. Садриев. Политическая система России и ее особенности «Структура политической системы»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/sadriev_politsystem/ch02_i.html

2. Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России

«Общая характеристика политической системы Российской Федерации. Структура и функции политической системы»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/baranov_politics/ch32_i.html

3. Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России

«Субъекты политических отношений»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/baranov_politics/ch33_iii.html

4. Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России

Отличительные особенности современной российской политической системы

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/baranov_politics/ch35_i.html

5. Алексей Подберезкин: Какой должна быть элита?

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=622748&soch=1

6. Структура власти РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://www.polit-portret.ru/russia/authority/

7. Структуры власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosvlast.ru/

    Петрова Татьяна Михайловна « Политическая власть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/polit/index.shtml
    Учебное пособие: Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nicbar.narod.ru/Spetskurs.htm
    О.Крыштановская: Back to the USSR. Новая российская элита [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1209368760