Реферат: Аспекты внешнеэкономической политики протекционизм или свободная торговля

Название: Аспекты внешнеэкономической политики протекционизм или свободная торговля
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Северо-Кавказский государственный технический университет”

Кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ

по дисциплине “Экономическая теория”

на тему: Аспекты внешней экономической политики:

протекционизм или свободная торговля»

Работу выполнил: Штепин Денис Дмитриевич

1курс Но-101 0808107.65 Налоги и налогообложения

Работу проверил: Красников Александр Вячеславович

Содержание

1Теория

1.1 Свободная торговля ( либерализм) ………………………………………. 3

1.2 Протекционизм……………………………………………………………… 7

2Анализ по России

2.1 Свободная торговля……………………………………………………... 13

2.2 Протекционизм…………………………………………………………... 15

2.3 Проблемы…………………………………………………………………. 17

2.4 Возможные пути их решения………………………………………….. 18

Введение

В международной торгово-экономической политике долгие годы сохраняются две взаимосвязанные тенденции.

Первая - стремление к уничтожению торговых барьеров, вторая - усиление защиты национальной экономики, ограничение проникновения товаров и капиталов извне, т.е. проведение политического протекционизма.

Свободная торговля - это политика государства, направленная на создание благоприятного торгово-экономического климата.

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.

Теория

1.1Свободная торговля ( либерализм)

Свободная торговля - это торговля между странами без каких-либо ограничений.
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благо-состояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками.

Экономически целесообразно, чтобы каждая страна

- производила те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах;

- обменивала товары, на которых она специализируется, на те продукты, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран.

Если каждая страна будет поступать таким образом, то мировая экономика может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. Таким образом, каждая свободно торгующая страна может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми она располагает. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на не эффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возростая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства и таким образом содействовать экономическому росту.

Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

Причины, по которым следует отдать предпочтение свободной торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

В пользу свободной торговли выдвигаются чрезвычайно веские аргументы:
1) способствует взаимовыгодному международному разделению труда;
2) увеличивает реальный валовой национальный продукт всех стран;

3) создает возможность повышения уровня жизни населения на всем земном шаре.

Довод в пользу свободной торговли основан на том, что международная специализация в соответствии с законом сравнительного преимущества дает возможность повысить производительность труда. Это способствует увеличению объема мирового производства, и все страны оказываются в состоянии повысить жизненный уровень.

Экономисты-либералы считают, что свободная торговля между странами с различными уровнями жизни является наиболее взаимовыгодной по следующим причинам:

1) в условиях свободной торговли товары обмениваются по ценам, базирующимся на международных средних издержках производства;

2) каждая страна будет специализироваться на таком товаре, в производстве которого она обладает сравнительным преимуществом, экспортируя излишки этой продукции в обмен на товары, импортируемые из-за границы;

3) национальное производство не может быть эффективным.

В условиях свободной торговли заработная плата в каждой стране имеет тенденцию повышаться в экспортных отраслях, а не снижаться до уровня отраслей с низкой эффективностью, производящих товары, которые страна импортирует.

1.2Протекционизм

Преимущества и недостатки протекционизма

Свободная торговля, безусловно, является наиболее предпочтительным вариантом внешнеторговой политики, однако среди экономистов немало сторонников введения таможенных пошлин (т.е налога-тарифа) на импортные товары и услуги, что приводит к формированию таможенной защиты торговли, или протекционизма.

Тариф на импорт вводится с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Иногда государство идет на ограничение экспорта, т. е. устанавливает тариф на экспорт.

Тариф на экспорт вводится с целью предложения поддержания определенных товаров и услуг на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

Экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Следует отметить, что экспортный тариф, так же как и импортный, может быть оптимальным, т. е. обеспечивающим рост благосостояния стране-экспортеру, обладающей монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведен по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.

Какие аргументы приводят сторонники протекционизма для оправдания торговых барьеров? См. приложение А.

Самые распространенные доводы в пользу протекционизма сводятся к различным вариантам обоснования пользы от поддержки отраслей, конкурирующих с импортом.

Тарифы могут способствовать снижению безработицы.

Нельзя отрицать, что политика высоких тарифов на короткое время может увеличить занятость, пока другие нации не примут ответных мер. В то же время таможенные пошлины вызывают такой рост стоимости жизни, который перекрывает увеличение денежной заработной платы, и поэтому реальная заработная плата может падать.

Тарифы могут способствовать диверсификации производства, что существенно уменьшает риск от изменений условий торговли. Например, страна полностью специализируется на производстве одного или немногих товаров. Но что произойдет, если цены на эти товары упадут? В этом случае наступит экономический крах, так как подобные изменения в условиях торговли сильно нарушают устойчивость экономики этой страны. Чтобы избежать опасностей, связанных с «монокультурой», экономисты рекомендуют вводить тарифы.

Тарифы на импорт могут обеспечить рост «новым отраслям».

Аргумент о необходимости защиты молодых отраслей заключается в том, что в менее развитых странах введение тарифа считается оправданным потому, что он сдерживает импорт иностранной промышленной продукции в течение того времени, пока нарождающаяся собственная индустрия набирается опыта и издержки производства снижаются до уровня, который позволит противостоять конкуренции импортной продукции без тарифных «подпорок». Утверждается, что сдерживание конкуренции импорта из более развитых стран со временем приведет к снижению национальных издержек производства. В защиту данного вида протекционизма высказывается и то соображение, что он носит лишь временный характер. Например, в послевоенной Японии для поддержки национального автомобилестроения использовались как импортные пошлины, так и другие формы защиты, позволившие ей достичь высокой конкурентоспособности и упразднить торговые барьеры за ненадобностью.

Довод в пользу необходимости защиты молодых отраслей остается актуальным и впредь, так как такие отрасли будут возникать всегда.

Увеличение в производстве и торговле доли новых продуктов, изготовляемых при помощи новых технологий – это свойство, присущее экономическому развитию всех стран. Поэтому постоянно будет существовать проблема защиты новых отраслей отечественного производства, временно уступающих по каким- либо позициям другим странам.

Тарифы на импорт выгодны для частного бизнеса.

Хотя предприниматели нередко прибегают к прямому подкупу правительственных чиновников. Потому, что свободная торговля приносит небольшую пользу всем, тогда как протекционизм крайне выгоден лишь немногим. В связи с этим бизнесмены развивают политическую активность в защиту только своего дела, забывая об эффективной структуре национальной специализации и торговли, от которой все население страны получало бы общую экономическую выгоду.

Таможенные пошлины на импорт увеличивают прямые налоговые поступления в государственный бюджет.

В целом политика протекционизма в определенной период времени способствует росту отечественного производства.

Национальная оборона. Еще один аргумент, приводимый в пользу протекционизма, заключается в том, что таможенные барьеры способствуют накоплению стратегических средств для обеспечения обороноспособности страны. Необходимость резервов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций не вызывает сомнений. Однако довод о необходимости тарифа для обеспечения национальной безопасности не доказывает, что его нельзя заменить другими мерами. Дело в том, что в мирное время тариф не может привести к образованию стратегических запасов. Он только вынудит закупать и использовать большее количество отечественной продукции по сравнению с импортной.

Основные аргументы в пользу тарифа, такие, как защита молодых отраслей или соображения безопасности, не могут доказать преимущества тарифов по сравнению с другими мероприятиями экономической политики. Сторонники свободной торговли, анализируя эффективность использования тарифа для стимулирования развития отечественного производства, приводят доводы против политики протекционизма:

2) изоляция от внешней торговли уменьшает общий объем реального дохода;

3) тарифы на импорт не способствуют выравниванию издержек производства внутри страны и за границей. Хотя выгода, получаемая от внешней торговли, всецело основана на различиях в издержках, тем не менее ввоз товаров и услуг производственного назначения будет способствовать снижению национальных издержек и выравнивать их с затрачен-ными издержками;
4) введение тарифа может сократить занятость и доходы отдельных категорий рабочих. Этого никто не отрицает. Поскольку рабочая сила представляет собой важный и гибкий фактор производства, то представляется, что одни рабочие проигрывают, а другие вы-игрывают от сужения внешней торговли;
5) введение тарифов на импорт в качестве ответной меры обычно вызывает еще большее повышение пошлин со стороны других стран и только в редких случаях может служить эффективным орудием для взаимного снижения пошлин.

Одним из направлений развития внешней торговли является создание зон свободной торговли, или таможенных союзов.

При создании таможенных союзов участвующие в нем страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но каждая сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к другим странам.

Присоединение стран к таможенному союзу может принести как выигрыш, так и проигрыш. Такой неоднозначный результат закономерен, поскольку вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами по союзу и одновременным свертыванием торговли с другими странами. Выиграет страна или проиграет от присоединения к таможенному союзу, зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.

Экономическая интеграция - важное средство либерализации торговли. Самым ярким примером является Европейский Союз, образованный из трех сообществ: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), или «Общий рынок», Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В Европейском Союзе отменены внутренние торговые барьеры, применяется общая система пошлин в отношении развивающихся стран и предусматривается свобода движения рабочей силы и капитала.

В последние годы в некоторых странах, особенно с
переходной экономикой, наблюдается возрождение протекционизма.

С наступлением экономического кризиса многие страны, в том числе и страны «большой двадцатки» закрыли внутренние рынки перед импортными товарами, признавая это недопустимой антикризисной мерой.

2Анализ по России

2.1Сбодная торговля

На практике, как правило, политика экстравертного либерализма (протекционизма) сталкивается с политикой интровертного протекционизма стран контрагентов. В жизни обычно та же самая страна, в которой преобладает политика экстравертного либерализма (протекционизма) (что касается, например, своих индустриальных товаров), в отношении других товаров (например аграрных) вынуждена под воздействием заинтересованных сил в собственной стране придерживаться интровертного протекционизма. Иначе говоря, в реальности устанавливается сложный баланс, отражающий протекционистско-либерализационные интересы как в каждой отдельно взятой стране, так и в целой системе международно-экономических отношений. Такой подвижный баланс в конце концов складывается в результате борьбы интересов отдельных стран и находит свое иллюстративное выражение в правовом закреплении нормами МЭП, особо наглядно в международно-правовых актах системы Всемирной торговой организации - ВТО (см. §§ 278 - 300).

Россия с 1993 г. ожидает приема сначала в ГАТТГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)

, а потом в ВТО. Вступление в ВТО будет несомненно означать усиление конкуренции иностранных товаров на внутреннем российском рынке в связи со снижением ставок импортных таможенных пошлин и других уступок со стороны России. В то же время участие в ВТО может означать некий конкурентный стимул для оздоровления российской экономики, а также отчасти поможет снять действующие за рубежом во многих случаях дискриминационные меры в отношении экспорта товаров и услуг из России. Россия сможет эффективнее защищаться от любых дискриминационных акций в ее адрес, в том числе с недобросовестными обвинениями ее в демпинге, используя эффективно действующую в ВТО процедуру урегулирования межгосударственных торгово-экономических споров. Немаловажно, что, будучи членом ВТО, Россия сможет и сама участвовать в выработке современных правил мировой торговли, которым она, оставаясь вне ВТО, все равно вынуждена следовать. Вхождение в ВТО, по большому счету, откроет для России двери для вхождения в мировое торгово-экономическое пространство. Но очень многое будет зависеть от результативности оздоровления внутренней экономики России. Если не удастся перестройка сырьевой ориентации и переход к современному высокотехнологичному эффективному хозяйству, Россию может постигнуть участь "бедного Юга", вечно безуспешно догоняющего "богатый Север".

Задержка в допуске России в ВТО объясняется отчасти неповоротливостью отечественного бюрократического аппарата в приспособлении внутренних внешнеторговых и иных правил и практики к требованиям ВТО, но и довольно наглядным сопротивлением принятию России в ВТО со стороны государств, где российские товары и услуги могут оказаться конкурентно вредными для внутренних производителей, и наконец, не в последнюю, а возможно, в первую очередь, - традиционной политической, мягко выражаясь, недоброжелательностью в отношении любого усиления позиций России в мире (этот последний фактор, пожалуй, лучше всего подтверждает объективную выгоду для России от присоединения к ВТО)

Инновационный путь развития

Россия, к сожалению, превратилась в сырьевую страну, производство высокотехнологичной продукции стагнирует. Правительство, Президент, все говорят о необходимости перехода на инновационный путь развития, но пока из этого ничего не получается. Новые разработки, технологии по-прежнему плохо востребованы российским бизнесом и российской экономикой.

В чем же причина? И опять мы видим, что во многом причина лежит в современной финансовой системе.

Российская экономика в области продукции таких отраслей, как машиностроение, электроника, автомобилестроение и т.п., пока неконкурентоспособна на мировом рынке. Эти отрасли могут существовать только под крышей государственного протекционизма. Но в этих условиях исчезает стимул к развитию и совершенствованию. Если же протекционизм снять, то эти области промышленности погибают.

Итак, имеем дилемму: протекционизм консервирует отсталость, либерализация уничтожает высокотехнологическую промышленность. Третьего нет. Все попытки создания некоторого промежуточного "лифта", который позволял бы плавно, постепенно переходить к продукции мирового уровня, так и не привели к успеху. Инновационный путь развития пока остается скорее мечтой, чем основой реальной государственной политики.

2.2Протекционизм

История отечественной таможенной политики начинается с Новоторгового устава <*> царя Алексея Михайловича (1667 г.), который можно рассматривать как первый таможенный тариф России. Исходя из современных дефиниций, Новоторговый устав представлял собой своеобразный конгломерат налогового, таможенного и бюджетного кодексов. Кроме того, в нем содержались главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения, т.е. устав содержал и элементы уголовного законодательства. Участившиеся случаи контрабанды жестоко наказывались. За кормчество (незаконный ввоз спиртных напитков) не только били кнутом, но и отсекали конечности <**>.

--------------------------------

<*> См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. СПб., 1830. Т. 1. N 408.

<**> См.: Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 17.

В Новоторговом уставе были зафиксированы многие моменты, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:

- устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной и ликвидировались проезжие сборы;

- купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров;

- определены наказания за нарушение таможенных правил: за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом);

- вводился контроль за перемещением товаров;

- определялось право таможенной головы и устанавливалась его ответственность перед купцами.

Новоторговый устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось главным образом внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами.

Таким образом, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.

Следует отметить, что существуют различные взгляды на характер и содержание Устава. Так, Н.Н. Шапошников отмечал, что "протекционистский мотив в этом нашем первом таможенном тарифе совершенно отсутствует, но не потому, что русские купцы не додумались до того, чтобы использовать таможенную пошлину в целях поощрения отечественного производства, но в этом таможенном покровительстве в то время не ощущалось нужды, иностранные товары не создавали конкуренции отечественному производству; хозяйство в значительной степени сохраняло натуральный характер" <*>.

--------------------------------

<*> Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. М.; Л., 1924. С. 6.

Иная точка зрения принадлежит Д.И. Менделееву: "Так от отрицательного протекционизма, т.е. покровительства иностранцам, внешняя торговля, русская политика перешла к "свободной торговле", т.е. к нулевому протекционизму, или к уравнению иностранных товаров с русскими, и перешла затем к протекционизму положительному. Только в этом одном случае и может быть важен для промышленности размер покровительства" <*>.

--------------------------------

<*> Менделеев Д.И. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в России в связи с общим таможенным тарифом. СПб., 1891. С. 63.

Ю.Г. Кисловский указывает, что "Новоторговый устав имел ярко выраженный протекционистский характер" <*>. Кроме общих политических целей, изложенных в Уставе, там говорилось о выдаче иностранным купцам в каждом конкретном случае специальных жалованных грамот на торги. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.

--------------------------------

<*> Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995. С. 32.

Проблемы

В России во многих сферах формируется принцип свободной торговли Нельзя считать это полностью положительной тенденцией. К примеру на рынке лекарственных препаратов стала фигурировать импортная продукция. Казалось бы данная ситуация должна подстегнуть отечественного производителя к улучшению качества продукции, но вместо этого производства наоборот начинают прекращать свою деятельность.При запуске программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС, ранее - ДЛО) неоднократно говорилось, что будут созданы условия для приоритетного участия в программе российских фармпроизводителей. Однако, как показывает более чем трехлетний опыт реализации программы, их доля уменьшается год от года. Как известно, доля российских препаратов в программе ОНЛС сократилась с 18-20 процентов в 2005 году до 7-9 в 2007 году. По данным международной аналитической компании IMS Health, эта негативная тенденция продолжает сохраняться, и по результатам первого полугодия 2010 года доля российских препаратов в программе снизилась до 5 процентов в денежном выражении.

Такая ситуация фактически означает стимулирование развития иностранных фармкомпаний за счет государственного бюджета. Очевидным образом это противоречит национальным интересам, особенно в ситуации финансового кризиса, когда необходимы скорейшие меры по повышению ликвидности предприятий российской фармпромышленности.

Рассмотрим другую ситуацию. Наша страна в условиях мирового кризиса установила высокие таможенные пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства. Дабы поддержать отечественный автопром. В условиях предоставленных государством Производство автомобилей должно было выйти на новый конкурентноспособный уровень. Вместо этого производители отечественных автомобилей повысили цену на автомобили, вслед за вынужденным повышением цен на иномарки. Потребителю приходилось выберать между дорогой иномаркой и дорогой отечественной машиной, но с тем же качеством, что и раньше. Выбор как правило был на стороне экспортеров.

Возможные пути решения

По моему мнению необходимо использовать оба экономические инструмента, но с чётким контролем, и в определённых сферах, к примеру принцип свободной торговли будет уместен в мощных уже развитых сферах производства нашей страны таких как: кораблестроение, авиация, металлургия. Этому может поспособствовать возможное вступление в ВТО России. Принцип протекционизма будет весьма уместен в сферах, которые только начинают набирать свою экономическую силу и нуждающиеся в поддержке это такие сферы как: сельское хозяйство, нано технологии, фармацевтика. Возвращаясь к лекарственным препаратам - «В этих условиях необходима политика тотального протекционизма, и, прежде всего, приобретение за счет государственного бюджета препаратов только отечественных производителей по тем нозологиям, для лечения которых существуют отечественные лекарства. В этой связи можно вспомнить пример США, когда в начале 1930-х годов был введен запрет на приобретение зарубежных товаров, имеющих национальные аналоги. ОНЛС - наиболее реальный и эффективный механизм стимулирования развития и повышения конкурентоспособности отечественной Фарминдустрии, убежден генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.» Но вновь подчёркиваю при условии контроля со стороны государственных органов.

Очевидной является необходимость повышения конкурентоспособности российской экономики посредством таких механизмов, как протекционизм во внешней торговле и создание реальной конкурентной среды на внутреннем рынке. Необходим разумный протекционизм государства по поддержке как предпринимательства в целом, так и отдельных отраслей и секторов экономики. Так, в кратчайшие сроки необходимо определить перечень товаров, в отношении которых следует принять срочные меры в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации от экспансии иностранных поставщиков и замещения импорта товаров продукцией, потребности рынка в которой могут быть полностью обеспечены российскими производителями. Значительный эффект способна принести поддержка экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. Необходимо создание комплексной системы поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции. В то же время необходимо обеспечить, чтобы предоставление государственного финансирования или любых государственных преференций отрицательно не сказывалось на состоянии конкуренции.

«Однако протекционизм остается еще далеко не изжитым, в том числе особенно: в торговле услугами, в защите внутреннего сельского хозяйства от иностранной конкуренции. Под разными предлогами протекционируется, причем промышленно развитыми странами, производство и отдельных промышленных товаров: текстиля и готового платья, изделий из черных и цветных металлов, аграрной продукции и т.д. Особой международно-правовой формой коллективного протекционизма по существу являются и получившие широкое распространение в современном мире региональные, интеграционной направленности экономические объединения государств - зоны свободной торговли, таможенные, экономические союзы. Создаваемые льготные, преференциальные условия для торговли между странами-участницами этих объединений тем самым осложняют условия конкуренции для стран-аутсайдеров.» Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. 496 с.

ПриложениеА

Содержание

1. <*> См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. СПб., 1830. Т. 1. N 408.

2. <*>Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. 496 с.

3. Зверев Ю. М. «Мировая экономика и международные экономические отношения.»

4. <*> Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995. С. 32.

5. <*> Менделеев Д.И. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в России в связи с общим таможенным тарифом. СПб., 1891. С. 63.

6. Силицкая И.К. Политическая экономика 2006г.

7. <**> См.: Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 17.

8. Экономическая теория Видяпин, Добрынин 2005г.

9. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефронова.

10. http://www.biztimes.ru/index.php?artid=1539

11. http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/44675/

12. http://www.seur.ru/category/articles/svobodnaya_torgovlya.html

13. http://amt-training.ru/articles/index.php?ELEMENT_ID=33415

14. http://friedman.com.ua/ru/articles/show/1159?PHPSESSID=bbe3513d75b7871ed385a456169b92b0

15. http://www.elitarium.ru/2010/04/13/svobodnaja_torgovlja_ili_protekcionizm.html.