Реферат: Общее и основное в экономическом развитии новых индустриальных стран

Название: Общее и основное в экономическом развитии новых индустриальных стран
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат

Общее и основное в экономическом развитии новых индустриальных стран
Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Новые индустриальные страны в мировой экономике …………4

ГЛАВА 2. Характерные черты экономического развития новых индустриальных стран в 1990-е годы……………………………………………

2.1. Состояние Азиатских новых индустриальных стран …………………..

2.2. Состояние Латиноамериканских новых индустриальных стран (Бразилия, Аргентина)……………………………………………………………………….

ГЛАВА 3. Перспективы развития новых индустриальных стран……….

3.1. Перспективы развития Азиатских НИС…………

3.2. Перспективы развития Латиноамериканских НИС………………….

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………

Введение

В ходе мирового промышленного развития из общей массы государств выделилась группа новых индустриальных стран (НИС).

70—80-е годы XX в. для этих стран характерны были более высокими темпами хозяйственного развития, превышающими аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран.

Следовательно, НИС нельзя отнести ни к одной из существующих групп стран: развивающихся, развитых, государств с переходной экономикой. Они заняли особое положение в мировом хозяйстве и составили новую самостоятельную группу.

Опыт этих стран интересен тем, что их экономический скачок был совершен в предельно сжатые сроки. Использование положительного опыта НИС, осуществивших прорыв на мировой рынок наукоемкой продукции, имеет практическое значение для ускоренного формирования новой модели внешнеэкономических связей восточноевропейских стран, ориентированных на глубокое и комплексное сотрудничество в производстве, науке и технике.

Сейчас темпы экономического развития большинства азиатских НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран.

Указанные обстоятельства определили выбор и актуальность обозначенной темы работы.

Цель работы - сформировать представление о важнейших чертах и особенностях экономики новых индустриальных стран.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- обозначить место новых индустриальных стран в системе мирового хозяйства;

- дать понятие, охарактеризовать основные модели НИС и выделить их общие черты;

- описать важнейшие черты и особенности экономики НИС;

- предложить перспективы развития новых индустриальных стран.

Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении я отразила основные цели и задачи работы, а также обоснование выбора темы и структуру работы. В первой главе дается понятие и характеристика основных моделей НИС, их место в мировой экономике. Во второй главе рассмотрены характерные черты экономического развития новых индустриальных стран в 90-е годы. В третьей главе представлены перспективы развития новых индустриальных стран и направления их деятельности. В заключении сформулированы основные выводы.


ГЛАВА 1. Новые индустриальные страны в мировой экономике

60-80-е годы XX века стали периодом глобальных изменений как в общей структуре развивающихся стран - из их среды отпочковываются так называемые "новые индустриальные страны (НИС)", так и периодом коренных изменений в хозяйственном комплексе, социально-экономической структуре самих НИС. "Новые индустриальные страны" по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран. Черты, отличающие НИС как от развивающихся стран, из среды которых они вышли, так и от развитых капиталистических стран, в ряды которых некоторые из них уже вступили "одной ногой", позволяют говорить о появлении особой "новоиндустриальной модели" развития[1] .

Общие черты новых индустриальных стран :

- демонстрируют самые высокие темпы экономического развития;

- ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

- экспортоориентированная экономика;

- активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

- образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

- большое внимание уделяется образованию;

- использование высоких технологий;

- привлекательны для ТНК в следствии дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

- главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Эти характерные особенности достаточно четко прослеживаются при анализе опыта развития "новых индустриальных стран" Латинской Америки и Азии. Не умаляя важной роли опыта развития латиноамериканских НИС, все же следует подчеркнуть, что азиатские НИС, а именно Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, стали своеобразными образцами развития для многих освободившихся государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.

Как правило, к "новым индустриальным странам" относят четыре "малых дракона" Азии, т. е. упомянутые выше Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки - Аргентину, Бразилию, Мексику. Все перечисленные страны - это НИС "первой волны" или первого поколения. Следом за ними идут НИС последующих поколений. Например, второго поколения - Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; третьего поколения - Кипр, Тунис, Турция и Индонезия; четвертого поколения - Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны "новоиндустриальности", полюса экономического роста, распространяющие свое влияние прежде всего на близлежащие регионы.
Критерии, по которым те или иные государства относят к НИС по методике ООН, следующие:

1. размер валового внутреннего продукта на душу населения;

2. среднегодовые темпы его прироста;

3. удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20%);

4. объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

5. объем прямых инвестиций за рубежом.

Таблица 1. Структура и размер ВВП на душу населения, 2000г.

Страна Структура ВВП, % ВВП на душу населения, тыс. долл.

Сельское

хозяйство

Промышленность Услуги
Китай 16 23 61 3,9
Бразилия 8 36 56 7,0
Мексика 5 27 68 9,2
Аргентина 7 37 56 7,4
Южная Корея 6 43 51 15,2

По всем представленным показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. Например, по темпам экономического роста (8-10 %) НИС превосходят развитые страны Запада (2-5 %).

Таблица 2. Доля промышленной продукции в экспорте некоторых НИС по регионам (в процентах от экспорта), 1999г.

Страна Доля промышленной продукции в экспорте Страна Доля промышленной продукции в экспорте
Америка Азия и Океания
Аргентина 34 Индонезия 42
Бразилия 54 Китай 85
Мексика 81 Малайзия 76
Ямайка 69 Новая Зеландия 92
Пакистан 86
Индия 72
Сингапур 95
Таиланд 71
Филиппины 45
Южная Корея 29

Сингапур входит в первую девятку богатейших государств мира. Ежемесячный доход ВВП на душу более 24000 долларов. Крупнейший порт и финансовый центр мира.

Таблица 3. Темпы роста валового внутреннего продукта в НИС и в некоторых развитых странах.

Страны 1995 1996 1997 1998 1999
США 2,3 3,4 3,9 3,9 3,2
Германия 1,9 1,3 2,0 1,9 1,4
Франция 2,1 1,6 2,3 3,2 2,5
Япония 1,5 3,9 0,9 -2,8 1,0
Бразилия 3,9 3,0 3,6 0,2 -0,5
Китай 10,5 9,5 8,8 7,8 7,6

Причины выделения НИС из остального развивающегося мира[2] :

1) внешние причины:

а) НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран. Так, сфера политических интересов США распространялись на Тайвань и Южную Корею, как на противостоящие «коммунистическому влиянию» страны Восточной Азии. Им была оказана беспрецедентная экономическая помощь и военная поддержка.

Например, Тайваню была оказана помощь в 1,5 млрд. долларов. С 1950-1965 года помощь США составляет 34 % совокупных инвестиций на Тайвань (чаще всего безвозмездно);

б) большое влияние на НИС оказали прямые инвестиции. В первую половину 80-х годов прямые инвестиции в экономику НИС достигли 42 % прямых капвложений в развивающиеся страны. Главным инвестором являются США, на НИС приходится 10 % всех зарубежных инвестиций.

Второе место по объему инвестиций, вложенных в экономики этих стран у Японии. На базе иностранных инвестиций была создана производственная база, позволившая этим странам стать высококачественными экспортерами готовых изделий. Инвестиции вкладываются в обрабатывающую промышленность этих стран, благодаря этому была создана их базовая экономика.

2) внутренние причины:

а) демократические и политические преобразования, направленные в сторону реформ;

б) предоставлены гарантии инвесторам;

в) трудолюбие, бережливость, старательность местных жителей.

В определенной степени эти факторы легли в основу двух моделей развития НИС.

Первая модель – предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт. Вторая модель – ориентирована на импортозамещение.

Первой модели следовали в конце прошлого века США, после 2-й мировой войны – западноевропейские страны, Япония, а затем и НИС Азии. Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским НИС.

Мировой опыт показывает, что стратегия импортозамещения играет большую роль, т.к. создает новые производства, увеличивает уровень самообеспеченности по многим товарам, однако, такая модель имеет и минусы. Вследствие нее может возникнуть кризис, т.к. в основе ее лежит протекционизм, защита национального производителя, выражающийся в отсутствии конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизне кредитов и т.д. Вот почему политика имортозамещения не способствует изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве.

Кроме того, замещение импорта влечет очень часто зависимость от внешних факторов, так как происходит консервация отставания.

Протекционизм влечет за собой неэффективную работу отечественных производителей, которые пользуются своим монопольным положением на местном рынке.

Стадию импортозамещения прошли многие развивающиеся страны.

Для латиноамериканских стран (Бразилия, Аргентина, Мексика) данная модель способствовала созданию диверсифицированной национальной экономики. Они, обладая мощным экономическим потенциалом, так и не смогли провести необходимую модернизацию экономики, так как у них отсутствовал рост экспорта. Все это привело к внешне- и внутриэкономическим проблемам: дефицит платежного бюджета, потребность во все новых кредитах, технологическое отставание.

К середине 90-х годов некоторые НИС Латинской Америки выходят из длительного кризиса 80-х годов. В результате либеральных экономических реформ вновь возрастают темпы экономического роста, появляется положительное сальдо торгового баланса (Бразилия, Чили). Политика Бразилия ориентирована на создание открытой экономики, в связи с чем, снижаются импортные тарифы.

НИС Азии используют в своих экономиках как элементы импортозамещения, так и элементы экспортно-ориентированной политики.

Вместе с тем планируется полный переход к экспортно-ориентированной экономике при фронтальной экспортной экспансии. Так, к началу формирования современной структуры производства многие страны Азии имели импортозамещающую модель экономики, кроме Гонконга и в некоторой степени Сингапура, которые из-за ограниченного внутреннего рынка вынуждены были ориентироваться на экспорт. Политика импортозамещения должна была способствовать развитию тех сравнительных преимуществ в экономике, которые данные страны не имели:

- повышение нормы прибыли в обрабатывающей промышленности;

- выпуск потребительских товаров;

- выпуск товаров промежуточного спроса и товаров длительного потребления.

С начало Азиатские страны начали выпуск трудоемкой продукции на экспорт, так как имели сравнительные преимущества в дешевой рабочей силы. Вкладывая средства, полученные от экспорта в базовые производства они перешли к капиталоемким отраслям, поэтому структура постоянно растущего экспорта меняется в пользу обрабатывающих отраслей. Работа на внешний рынок удовлетворению внутренних потребностей во многих важных товарах – машинах, металлах, оборудовании и т.д. Таким образом, в НИС Азии экспортноориентированная политика сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.

Основные составляющие политики НИС Азии:

1) Экспортная политика НИС Азии представляет собой политику всемерного удовлетворения потребностей партнеров на мировом рынке.

2) Постоянно обновляются экспортная номенклатура товаров, идет постоянный поиск собственного места и ниш на мировом рынке.

3) Для привлечения иностранного капитала используются СЭЗ.

4) Приоритет в ориентации на внешние рынки поначалу отдается наиболее развитым странам мира, поскольку их рынки наиболее устойчивые и емкие. В процессе развития происходит постепенная диверсификация рынков, продвижение на рынки других развитых и развивающихся стран.

Место и роль НИС в международном разделение труда, прежде всего, определяется в международной торговле. Ориентация на внешние рынки привела к резкому увеличению их доли в мировом экспорте. В 2000 году доля Гонконга в мировом экспорте составила 4,7 %, Сингапура – 3,3 %, Южной Кореи – 3,3 %, Тайваня – 3,3 %. Характерно, что доля машин и оборудования – наиболее весомой и динамичной группы товаров в международной торговле – в совокупном товарном и общем промышленном экспорте азиатских НИС особенно быстрыми темпами росла в 80-е – начале 90-х годов.

Дальневосточные «драконы» и члены АСЕАН в начале 90-х годов оказались в первой десятке крупнейших экспортеров сколько-нибудь значимых видов машинотехнической продукции. А по отдельным статьям вошли в число мировых лидеров. На них приходится 11 % мирового экспорта машин по автоматической переработки данных. На долю экспорта сырья и продовольствия Южной Кореи и Тайваня приходится 7 %. Южная Корея обогнала Японию по судостроению. У Южной Кореи на первом месте в экспорте обувь. В Тайване – игрушки и спорттовары. Таким образом, НИС привлекли иностранный капитал и использовали свою дешевую рабочую силу и заработали капитал на электронике, а затем бросили силы в наукоемкие отрасли.

Страны являются крупными импортерами капитала, однако с конца 80-х годов становятся и его экспортерами. Здесь образуются крупные ТНК.

Около 30 ТНК из НИС и нефтеэкспортеров. Вывозят капитал в промышленно-развитые страны и азиатско-тихоокеанский регион. Интернализация товарообменных процессов произошла совместно с интернализацией финансовых рынков. Сейчас многие из азиатских НИС становятся международными финансовыми центрами. Наиболее крупные из них - Сингапур и Гонконг. По оценке МБРР НИС, в первую очередь Азии, значительно укрепят свои позиции и войдут в число промышленно-развитых стран. Темпы будут расти на 6 % в год. Центр деловой активности перемещается в этот регион. В начале (80-е годы) ориентация была на капиталоемкие отрасли (бытовая электроника), в 90-е годы перешли к наукоемкой продукции (автомобилестроение, судостроение и т.д.).


ГЛАВА 2. Характерные черты экономического развития новых индустриальных стран в 1990-е годы

2.1. Состояние Азиатских новых индустриальных стран

Юго-восточная Азия демонстрирует непостижимую способность к экономической регенерации. Уничтоженные кризисом фондовые рынки восстанавливаются, а валюты укрепляются прямо на глазах. За пять месяцев 1999 г. инвестиционный индекс Международной Финансовой корпорации вырос для Индонезии на 51,7 %, Таиланда – на 44, 7 %, Южной Кореи – на 40 %. Аналитики МВФ считают, что в 1999 г. прирост ВВП в азиатских странах составил, по крайней мере, 2-4 %.

Создается впечатление, что Азия постепенно начала возвращать себе ключевые позиции в мировой экономике. Золотовалютные запасы Кореи, например, в два раза больше, чем до кризиса 1997 года.

Эффект девальвации

Импульсом для послекризисного роста азиатских экономик стала девальвация – мощный стимул для экспорта и естественный барьер на пути импорта. Для Южной Кореи, например, эффект девальвации означал, что на смену 10-миллиардному дефициту текущего платежного баланса в 1997 г. пришел почти 40-миллиардный профицит.

Под влиянием растущего спроса на крайне дешевую продукцию ожило производство полупроводников в Малайзии, Южной Корее и на Тайване. Это оживило всю региональную экономику. В Юго-Восточной Азии на выпуск электронной продукции приходится в среднем 20 % промышленного производства и 30 % экспорта. Начиная с последнего квартала 1998г. именно рост продаж электронной продукции (сбыт полупроводников вырос на 7 %) стал ключевым фактором экономического роста ЮВА.

Еще лучше чувствуют себя экспортные отрасли, использующие преимущественно местное сырье. Например, малазийское производство бумаги, мебели и пластмассы переживает сегодня настоящий бум. В районах Индонезии, сумевших избежать политических беспорядков, (например, на островах Суматре или Сулавеси) население ощущает себя в экономическом плане лучше, чем когда-либо раньше. А на Индонезийских островах крестьяне благодаря продаже мускатных орехов и других пряностей зарабатывают сейчас в три раза больше (даже с учетом инфляции), чем до азиатского кризиса.

Эффект девальвации не ограничился улучшением торгового баланса.

Девальвация предоставила азиатским экономикам еще один канал для притока денег: иностранный капитал активно скупал подешевевшие и разрешенные к продаже под нажимом МВФ активы азиатских экономик.

Только в Южной Кореи четыре из восьми крупнейших коммерческих банков перешли под контроль иностранцев.

В итоге золотовалютные резервы государств региона начали быстро расти. Правительства стран ЮВА получили уникальную возможность «накачивать» экономики деньгами, совершенно не опасаясь девальвации.

Инфляция до недавнего времени не представляла особой опасности – сырьевые цены на мировом рынке были крайне низкими, причем сами азиатские экономики имеют мощные производственные отрасли, способные удовлетворить без повышения цен внутренний спрос практически любых масштабов. Приток денег из-за рубежа был использован главным образом для стимулирования внутреннего спроса.

Внутренний спрос

Новое «Экономическое чудо» в Юго-Восточной Азии имеет свою специфику. В обеспечении подъема важную роль играет внутренний спрос.

Девальвация – всего лишь исходная точка роста. Чтобы увеличить занятость и повысить доходы, необходимо стимулировать потребление. Эта политика широко применяется в Азии. Косвенным подтверждением становится в первую очередь рост импорта. Увеличение экспорта в Таиланде за первый квартал 1999 г. составило 2,5 %, а импорт увеличился на 9,4 %. Таиландцы после многомесячного перерыва начали приобретать импортные товары.

Продав год назад значительную часть золотых украшений государству (так правительство Южной Кореи восстанавливало золотовалютный запас страны), кореянки вновь закупают драгоценности. Увеличивается сбыт товаров долговременного пользования (например, увеличился объем продаж легковых автомобилей в Малайзии и Южной Кореи). Спрос вырос так же на предметы роскоши: такие фирмы, как Гучи, Гермес с начала года сообщают о росте продаж в Южной Кореи и в Индонезии.

Переориентация азиатских экономик на внутренний рынок дает повод говорить о формировании более стабильной экономической модели для Азии. Новые индустриальные экономики восточно-азиатских стран на первый взгляд все больше принимают вид, характерный для развитых постиндустриальных стран- США, Японии и Европы. Не случайно, что оживление в значительной мере вызвано ускоренным ростом ориентированной на внутренний рынок сферы услуг (развитая сфера услуг характерна для богатых стран). В целом по региону процент прироста ВВП в первом квартале 1999 г. обеспечивался тремя процентами роста в сфере услуг.

Отрицательные стороны подъема

Сегодняшний подъем в Азии имеет свою отрицательную сторону. Для достижения показательного роста азиатские страны пошли на достаточно авантюрный шаг. Источником увеличения потребления стали не спрос со стороны частного сектора и не инвестиции, а мягкая денежная политика финансовых властей и бюджетные вливания. Пытаясь стимулировать внутренний спрос, правительства идут на значительное снижение налогов и процентных ставок. В Таиланде, например, власти все больше сокращают налоги (НДС был сокращен с 10 до 7 %). Домашние хозяйства Малайзии вообще получили полное освобождение от подоходного налога на весь 1999 г. В Южной Кореи процентные ставки по корпоративным облигациям опустились на треть ниже докризисного уровня (8 % годовых по сравнению с 12 % в 1997 г.), а бюджетный дефицит вырос до 5 % ВВП.

Несбалансированность государственных финансов может привести к сокращению профицита текущего платежного баланса, что поставит под угрозу устойчивость национальных валют.

Тем временем экономический подъем в регионе, который является одним из крупных импортеров сырья, уже способствует росту мировых сырьевых цен. Стимулирование экономического роста привело к увеличению стоимости экспорта в нынешний условиях хронического перепроизводства промышленных товаров, составляющих основу экспорта стран ЮВА, весьма ограничено. Положительное сальдо текущего платежного баланса на ближайшие месяцы уже изменено в сторону сокращения: «огромное положительное сальдо платежного баланса, поддерживающее низкие процентные ставки и сильную валюту, не может существовать достаточно долго, так как оно появилось главным образом за счет резкого сокращения импорта».

Экономический рост и надежды вернутся к экспортному процветанию, сказались на готовности правительств государств ЮВА проводить структурную перестройку экономики. Характерно, что, как только начался подъем, и капиталы снова потекли в ЮВА, решимость властей проводить болезненные реформы мало-помалу улетучилась.

До сих пор не решена проблема малых и средних предприятий, которые не представляют особого интереса с точки зрения экспортной экспансии. Именно они наиболее сильно пострадали во время кризиса.

Банкротствами и ухудшением финансового положения мелкого и среднего бизнеса во многом определялся резкий рост безработицы. Однако, уже восстановившиеся банки, несмотря на низкие процентные ставки, отказываются кредитовать средний и малый бизнес, считая его слишком рискованным, что очень напоминает ситуацию, сложившуюся в Японии с кредитованием предприятием.

Дилемма

Но дело не только в том, что азиаты на дух не переносят перемены. Пространство для маневра действительно минимально. Обе модели экономики, как ориентированной на экспорт, так и на внутренний рынок, мало подходят для Азии. «Модель экспортного роста для стран региона за счет технологий второго и третьего уровня (если американские и европейские технологии считать первыми) себя исчерпала», - считает главный аналитик Института Дальнего Востока РАН Василий Михеев. Вслед за ростом благосостояния выросли и издержки производства, что подрывает основу дальнейшего экспортного процветания. В то же время сравнительно недавно государства ЮВА обречены на значительную долю внешней торговли в своей экономике. Построить самодостаточную индустриальную экономику для них – цель почти недостижимая.

Разрешить это противоречие могла бы региональная экономическая интеграция по типу ЕС и формирование системы разделения труда в рамках подобного союза, который за счет появления большого единого рынка будет значительно более самодостаточным. Именно о региональной интеграции много говорили сразу после кризиса лидеры некоторых стран АСЕАН (включая вариант создания единой валюты). Ситуация здесь действительно достаточно странная. Между Индонезией и Таиландом всего пара сотен километров, но таможенные пошлины делают более выгодным экспорт товаров в США, чем в соседние страны. Интеграция представляет для экспорта совсем иные возможности. Развитие региона не может опираться на экспорт полупроводников в США. Объем взаимного товарооборота стран АСЕАН составляет всего 15-20 % всей внешней торговли.

Однако не хватает общего стремления местных элит к экономическому единству. Сегодня транснациональная экономическая интеграция идет в основном за счет проникновения сюда американских и японских корпораций.

В итоге государства АСЕАН больше интегрируются в мировую экономику, а не в экономику региональную, что только закрепляет их подчиненный статус в глобальной экономической системе. Этому процессу способствует то обстоятельство, что Индонезия, до кризиса центральное звено региональной интеграции стран ЮВА, переживает тяжелейшие политико-экономический кризис.

Тем не менее, у интеграции практически нет внятных альтернатив. Поодиночке страны ЮВА обречены постоянно отставать на один шаг от «богатого мира», занимаясь тиражированием уже отработанной технологии. Государства региона (в первую очередь Южную Корею и Малайзию) можно назвать пороговыми. По уровню развития промышленности они в принципе готовы присоединится к клубу развитых стран. Однако без собственной научно-технической базы азиатские страны не смогут попасть в клуб тех, кто определяет траекторию технологического развития. Пока не понятно, как страны региона могут решить проблему повышения уровня технологий производства, без которого выйти на высокие темпы очень сложно. Не имея собственной фундаментальной науки, создание которой – процесс чрезвычайно длительный и дорогостоящий, не располагая технологической самостоятельностью, азиатские страны не в состоянии выйти на более устойчивую траекторию развития. Они просто обречены ориентироваться на экспорт, оставаясь «промышленными придатками Запада» и регулярно попадая в циклические кризисы, охватывающие периферию глобальной экономики.

Таблица 4. Рост реального ВВП в Азиатских НИС за период 1996 – 2000 года.

Страны Рост реального ВВП, %
1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
МАЛАЙЗИЯ 9% 8% -6,1 % 2,5% 3%
ЮЖНАЯ КОРЕЯ 8% 5% -13,5% -2,9% 4,5%
ИНДОНЕЗИЯ 8% 5% -13,5% -2,9% 4,5%
ТАИЛАНД 6,2% -1% -7,5% 2,3% 2,9%
ФИЛИППИНЫ 6% 5% -0,5% 2,2% 2,9%

2.2. Состояние Латиноамериканских новых индустриальных стран (Бразилия, Аргентина)

Наиболее развитыми, с точки зрения интегрированности в мировую торговлю, в странах Латинской Америки являются: Аргентина и Бразилия. Рассмотрим развитие экономик данных стран в контексте мировой экономики.

Экономика Бразилии

90-е годы стали переломными в экономическом состоянии Бразилии. ВНП в 1994-1997 г. увеличивался в среднем на 4 % в год. Объем промышленного производства вырос на 25 % по сравнению с 1991 годом.

Развитие основных отраслей Бразилии происходило следующим образом:

1) наиболее высокими темпами развивалось производство потребительских товаров – 75,5 % прироста за 1991-1997 гг.;

2) средние темпы приходятся на черную металлургию – 24,4 % за 1991-97 гг.;

3) рост сельского хозяйства – 20 % прироста за 1991-1997 гг.

4) текстильная промышленность испытывает кризис - 16,4 %.

Повышения динамики и конкурентоспособности бразильской промышленности в значительной степени связано с решением проблемы финансирования капитальных вложений. Используется высокая стоимость внутреннего кредита. Ведущим инструментом финансирования частных инвестиции стали средне- и долгосрочные облигации, размещаемые преимущественно в Европе.

Внешнеторговая политика Бразилии направлена на либерализацию внешнеэкономической деятельности и ускоренная интеграция в рамках МЕРКОСУР. За 1991-1997 года объем внешней торговли Бразилии увеличился более чем в два раза и составил 111,5 млрд. долларов. Рост торговли обеспечивался главным образом за счет прироста импорта, который увеличился в три раза, экспорт возрос на 63 %.

Невысокие темпы роста экспорта связаны:

1) снижение конкурентоспособности бразильских товаров;

2) увеличение внутреннего спроса;

3) незавершенность модернизации базовых отраслей.

Основные экспортные товары:

1) сельскохозяйственные товары (сои, соепродукты, апельсиновый сок, кофе, птица) – рост на 50 %.

2) продукция обрабатывающей промышленности – рост на 10 %, а по статье «автомобили» – более чем на 100 %.

Основными покупателями продукции обрабатывающей промышленности выступают страны-члены МЕРКОСУР, на которые приходится до 30 % объема экспорта данной группы товаров, а также США (20 %) и ЕС (16 %).

Импорт вырос на 11 %.

Структура импорта:

1) сырье и полуфабрикаты – 45,5 %;

2) машины и оборудование – 26,4 %;

3) нефть и нефтепродукты – 9,5 %;

4) потребительские товары – 18,6 %.

Общее улучшение экономической ситуации в стране, проведение масштабной приватизации и снятие законодательных запретов на деятельность зарубежных инвесторов в целом ряде отраслей национальной экономики вызвало усиление притока прямых иностранных инвестиций. В 1997 г. приток иностранного предпринимательского капитала достиг 16 млрд. долларов.

В 1996-1997 гг. доля прямых инвестиций составила 30 % по сравнению с 15 % в 1995 г. Причина роста - высокий уровень их рентабельности.

Сферы приложения иностранного капитала:

1) автомобилестроение (15 %);

2) химическая промышленность;

3) металлургия;

4) станко- и приборостроение;

5) электротехническая;

6) пищевая;

7) фармацевтическая промышленность.

Основные инвесторы прямых инвестиций: США (40 %); Германия (15 %); Великобритания (12 %) и Япония (10 %).

Важным каналом притока иностранного капитала выступают также портфельные инвестиции. Открытие фондового рынка способствовало оживлению сделок с корпоративными ценными бумагами, повышению их котировок и росту активности иностранного капитала.

Экономика Аргентины

Аргентина находится на Юго-востоке Южной Америки, занимает 2767000 км2 . Население составляют в основном аргентинцы (21,6 млн. человек), которые являются потомками испанцев и переселенцев из других стран Европы.

Сегодня Аргентина представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся стран мира.

Последние два десятилетия Аргентина подвергается серьезным экономическим реформам, которые осуществляются по следующим основным направлениям:

1) приватизация государственных предприятий и резкое сокращение госсектора;

2) предоставление открытого доступа иностранному капиталу;

3) устранение импортных ограничений и либерализация внешней торговле;

4) динамичная интеграция с различными странами Латинской Америки.

Для текущего десятилетия характерен быстрый рост прямых и портфельных инвестиций. Географическая структура притока иностранного капитала выглядит так: США (20,9); Чили (13,8 %); Канада (13,5 %); Франция (7,35); Япония (7,2 %).

Главные экспортные статьи страны – аграрные продукты (соя, кукуруза, пшеница и растительное масло). Главные отрасли животноводства – скотоводство и мясошерстное овцеводство. В Аргентине ведется добыча нефти и природного газа, бериллиевых и вольфрамовых руд. Основные отрасли промышленности – пищевая, кожевенно-обувная, текстильная промышленность. Черная металлургия, нефтепереработка, химия.

В 1999 г. Аргентина испытывала кризис во внешнеторговой деятельности, т.к. цена на сельскохозяйственные товары падали.

Внешнеторговая политика направлена на либерализацию. К 1996 г. таможенные тарифы в Аргентине были снижены в среднем до 13,9 %. В 1990-1996 гг. темпы роста внешней торговли были одними из самых высоких в мире. Аргентина опережает все страны по динамике импорта. По темпам роста экспорта она занимает 11-е место в мире. Доля экспорта по отношению к ВВП за последние годы увеличилась с 15 % до 20 %, а доля промышленного экспорта увеличилась вдвое. Это привело к увеличению объемов диверсификации, расширение внешнеэкономических связей.

Аргентина пытается выходить на мировой рынок с электроникой, компьютерами, биотехнологиями.

Основные торговые партнеры: Бразилия, США, Германия, Италия, Испания.


ГЛАВА 3. Перспективы развития новых индустриальных стран

3.1. Перспективы развития Азиатских НИС

С точки зрения экономики, правильным решением Азии будет, если она будет помнить о причинах последнего финансового кризиса. Перекладывать вину на массивные финансовые потоки из-за рубежа означает закрывать глаза на собственную неподготовленность. Главным звеном экономических проблем Азии является недостаточно эффективное управление государством и предприятиями, причем последнее обстоятельство естественным образом вытекает из первого. Предприятия не будут действовать наилучшим образом, банки не станут соблюдать хорошо обдуманные требования, если надлежащие правительственные учреждения не будут приучать их к сдержанности. Для этого необходимы система контроля за банковской деятельностью, свод правил «техники безопасности», учет предписаний биржи, эффективно действующая система правосудия, а также профессиональные органы, требующие от всех соблюдения этических норм.

В то время как нарастает экономическая мощь Азии, она становится одновременно свидетелем воодушевляющего развития событий на региональном и международном уровнях. Прежде всего, явно отступает коммунизм, который после второй мировой войны расколол регион. Во-вторых, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) сохранила свою сплоченность, несмотря на волнения в Индонезии, самой многонаселенной стране, играющей фактически лидирующую роль в регионе. В действительности проходят регулярные формальные форумы для диалога между АСЕАН и его северо-азиатскими соседями. Это шаг в правильном направлении, к созданию восточно-азиатского сообщества. В-третьих, региональный форум АСЕАН представляет собой платформу для диалога по вопросам безопасности, включающего страны всего региона. В-четвертых, внутрирегиональная торговля окрыляла вплоть до последнего по времени кризиса торговлю с США и Европой, причем Европа, которая после второй мировой войны ушла из региона, вновь возвращается к нему, движимая обновленным экономическим интересом. В будущем создание региональных институтов должно выдвинуться на первое место повестки дня азиатских лидеров. Цель заключается в том, чтобы создать мирное сообщество наций, подобное Европейскому союзу. В основе их усилий лежит общее желание экономического развития и совместной безопасности. Однако эта задача является для Азии несравнимо более трудной. Зарождение Европейского союза вызвано политическими соображениями. Франция и Германия, два ключевых государства, особенно хотели исключить в будущем конфликты. В Азии похожая ситуация в отношении Китая и Японии. К несчастью, Япония в отличие от Германии до сих пор последовательно отказывалась от того, чтобы адекватным образом признать свою ответственность за вторую мировую войну. Вследствие этого восточно-азиатские государства все еще оправданно относятся к Японии с подозрением. История Китая с пертурбациями последних десятилетий также внушает опасения его соседям. Более того, в то время как государства - члены Европейского союза находятся на одном уровне экономического и общественного развития, между азиатскими странами существуют большие различия. Из этого вытекает, что Азии потребуется больше времени, чтобы добиться того, чего Европа достигла за 40 лет. Но это не должно удерживать регион от движения по тому же пути. Совместные усилия, предпринимавшиеся до сих пор в экономической области, необходимо обратить также на углубление дискуссии о политике и вопросах безопасности. Действия, которые осуществляются параллельно с этим, например Совет азиатско-тихоокеанского сотрудничества в области безопасности (САТСБ), могли бы стать предвестником официального прорыва.

Помимо создания региональных институтов следует укреплять также межрегиональные соглашения, как, например, Организацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Важен также и диалог со странами, расположенными по другую сторону Тихого океана, прежде всего, если он касается роли США, которые являются крупнейшим торговым партнером Азии и к тому же страной, экспортирующей капитал и технологии. Нравится ли это кому-то или нет, но Америка все еще является щитом, обеспечивающим защиту большой части Азии. К тому же США – это единственный катализатор в отношениях между Китаем и Японией. В конечном счете широкомасштабное трехстороннее сотрудничество между Соединенными Штатами Америки, Китаем и Японией – единственный путь к обеспечению прочного мира в Северо-Восточной Азии.

Ключевая позиция США порождает, однако, целый ряд проблем. Прежде всего, Америка не уверена в том, как следует вести себя с Китаем; однако вовлечение этой страны в региональное и международное сообщество имеет решающе значение. Это отношение осложняется смещением приоритетов в американской внешней политике – отходом от реальной политики и дрейфом в сторону прав человека и демократии. И это происходит как раз в тот момент, когда Китай добивается самых больших успехов в своей истории.

Во-вторых, между США и Восточной Азией существуют большие различия в восприятии Японии. Америка будет всегда рассматривать Японию как лояльного подданного, которым она и является после поражения во второй мировой войне. Эта точка зрения не находит понимания у государств Восточной Азии, ставших поголовно жертвами японской жестокости. До тех пор пока существует американский ядерный зонтик, он будет представлять собой перестраховку, но вряд ли следует рассчитывать, что это будет продолжаться вечно, ведь военные расходы Японии уже сейчас вторые по величине в мире. На практике это не означает фактически никакого различия, поскольку обе стороны – США и Азия – должны «церемониться» с Японией. Однако недоверие Азии оправдано, и его необходимо уменьшать.

Самая неотложная задача Азии заключается в том, чтобы создать институты. В глобализованном мире игровые поля выравниваются, торговые барьеры устраняются. Большинству азиатских стран необходимо провести всеохватывающее обновление общества, чтобы обеспечить надежную основу для сохранения конкурентоспособности. Адекватную экономическую инфраструктуру необходимо подкрепить разумным политическим аппаратом. Если этого не произойдет, то Азия в лучшем случае, останется второразрядным мировым игроком.

На региональном уровне необходимо укреплять, а в некоторых областях и создавать транснациональные организации, чтобы сохранить мир. Это задача колоссального масштаба, которая подвергнет проверке подлинный характер азиатских лидеров.

Азия показывает нам немало примеров успешного экономического развития. В "азиатской модели" государство вступает в союз с интересами местного бизнеса и помогает ему аккумулировать капитал. Стратегия "азиатской модели" требует государственного руководства в промышленном планировании, более высокой степени финансовой зависимости и некоторой степени защиты внутренней экономики.

3.2. Перспективы развития Латиноамериканских НИС

Для продвижения вперед первостепенное значение имеет создание основ для более высокого устойчивого роста, причем не только для защиты от внешних рисков — высокие мировые цены и спрос на сырьевые товары, частично обеспечившие сильный рост экспорта, могут оказаться недолговечны, — но и для того, чтобы преодолеть отставание в показателях экономического роста от других динамично развивающихся регионов с формирующейся рыночной экономикой и уменьшить бедность. Хотя общее воздействие недавнего повышения цен на нефть на перспективы экономического роста региона до сих пор было незначительным, дальнейший сильный рост цен на нефть может сказаться на темпах роста промышленно развитых стран-партнеров, ослабить устойчивый мировой спрос на нетопливные сырьевые товары и свести на нет некоторые достигнутые после 2002 года улучшения торгового баланса. Это уже весьма заметно сказалось на странах-импортерах нефти, особенно в Центральной Америке. Для региона в целом возрастают риски, связанные с замедлением экономического роста в Китае, даже несмотря на то что доля Китая в совокупном объеме экспорта региона по- прежнему невысока. Этот риск особенно велик для экспортеров некоторых ключевых товаров (таких как железная руда, соевые бобы и медь), поскольку на долю Китая приходится значительная часть мирового потребления этих продуктов. Увеличение спреда рисков для стран с формирующейся рыночной экономикой также приведет к ослаблению бюджетных и внешних позиции во многих странах. Страны региона выиграли от необычно низких мировых процентных ставок, что стимулировало «гонку за доходностью» и привело к сокращению спредов по долговым обязательствам стран с формирующейся рыночной экономикой. Хотя страны региона воспользовались этими благоприятными условиями для укрепления своих бюджетных позиций и улучшения управления долгом, отношение долга к ВВП во многих странах остается очень высоким — в целом выше 50 % ВВП, — и сохраняется высокая зависимость от привязанных к обменному курсу и краткосрочных инструментов. Поэтому Латинская Америка уязвима к неожиданным изменениям конъюнктуры на мировых рынках капитала. Для нейтрализации этих рисков правительствам стран Латинской Америки придется действовать по нескольким направлениям[3] . Во-первых, для снижения макроэкономической уязвимости разработчикам экономической политики потребуется сосредоточить внимание на следующих областях.

Сокращение государственного долга. Несмотря на достигнутые в последнее время успехи, коэффициенты задолженности по-прежнему превышают средние показатели середины 1990-х годов и в целом остаются выше уровней, которые считаются оптимальными для устойчивого экономического роста и общей макроэкономической стабильности, особенно в странах с историей дефолтов и периоды инфляции. Существуют основания для оптимизма ввиду укрепления в последние годы институциональных систем многих стран; в этом контексте оказались полезными бюджетные правила и законы о бюджетной ответственности, позволившие сдержать расходы в ряде латиноамериканских государств, включая Бразилию, Колумбию, Перу и Чили. Для стран-экспортеров нефти, таких как Венесуэла, Мексика и Эквадор, текущие высокие цены на нефть открывают исключительные возможности для дальнейшего сокращения государственного долга. Дальнейшие усилия по ограничению второстепенных расходов, расширению и увеличению доходов и повышению гибкости бюджета будут также стимулировать экономический рост, позволяя увеличивать затраты на развитие физической и социальной инфраструктуры, способствующей росту производительности и сокращению бедности.

Сохранение низкого уровня инфляции. Несмотря на значительный прогресс в области снижения инфляции, существуют возможности для дальнейшего закрепления достигнутых успехов, особенно перед лицом более высоких и более изменчивых цен на нефть. Необходимо сохранить гибкость обменных курсов. Представляются полезными дополнительные меры, направленные на усиление независимости центральных банков и повышение степени прозрачности политики. Страны, проводящие иную политику ввиду долларизации экономики или особых структур торговли, должны обратить особое внимание на поддержание достаточного уровня устойчивости и гибкости налогово-бюджетной и структурной политики.

Ускорение реформ в финансовом секторе. Латинская Америка все еще отстает от других регионов в том, что касается финансового посредничества и доступности кредитов. Во многих странах сохраняются высокие процентные ставки, что, в частности, отражает неэффективность банковской системы, а в некоторых случаях и налогообложение банковских операций. Странам региона необходимо усилить регулирование финансовой системы, ввести консолидированный надзор, довести финансовое регулирование до уровня международных стандартов и модернизировать законодательство о банкротстве. Эффективность финансового посредничества можно также повысить путем дальнейшего развития рынков капитала в национальной валюте для управления процентным и валютным рисками. Укрепление финансового сектора поможет также снизить высокий уровень долларизации, все еще характерный для некоторых стран региона. Опыт Перу показывает, что сочетание надлежащих мер макроэкономической политики и более эффективного регулирования финансового сектора позволяет сократить масштабы долларизации. Во-вторых, для того чтобы поднять коэффициенты сбережений и инвестиций, которые являются низкими, и привлечь инвесторов, разработчикам политики следует обратить особое внимание на следующее.

Эффективное управление природными ресурсами. Несмотря на то, что регион обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти после Ближнего Востока, он слишком медленно использует преимущества бума цен на нефть. Вялая динамика объемов производства отражает краткосрочные факторы — в том числе периодически остановки работ, — а также более глубокие базовые проблемы, которые препятствовали необходимым инвестициям. К числу последних относятся слабость государственных финансов, доминирующее положение национальных нефтяных компаний, которые характеризуются слабым управлением, и непредсказуемость политики, которая сдерживает инвестиции частного сектора.

Улучшение инвестиционного климата. В области обеспечения основных компонентов благоприятного инвестиционного климата Латинская Америка в целом добилась меньших успехов, чем другие регионы, развивающиеся более быстрыми темпами. Чрезмерное регулирование порядка начала и прекращения предпринимательской деятельности, обременительные формальности на рынке труда и слабое обеспечение договорных отношений ведут к оттоку капитала и инвестиций за рубеж, что часто особенно сильно сказывается на малых и средних предприятиях и предприятиях, расположенных в сельской местности. Деловой климат должен быть улучшен, чтобы стимулировать частные инвестиции, и в частности необходимо усовершенствовать нормативную базу и укрепить конкурентную политику. Необходимо также улучшить государственное управление; коррупция и слабые нормы права подрывают доверие инвесторов к правовому обеспечению исполнения контрактов и реализации прав собственности.

Реформирование рынков труда. Реформы рынка труда – которые в большинстве стран Латинской Америки в 1990-е годы практически не проводились – со временем принесут широкие выгоды и, в частности, обеспечат более быстрый рост занятости в организованном секторе. Государство должно обеспечить систему социальной защиты населения, чтобы решить проблемы переходного периода, связанные с межотраслевой мобильностью, и вкладывать средства в переподготовку и повышение квалификации работников. В контексте усилившейся либерализации торговли значение таких реформ возрастает, поскольку они должны стимулировать перемещение рабочей силы из менее производительных в более производительные сектора.

Либерализация и диверсификация торговли. Несмотря на недавние успехи в этой области, Латинская Америка остается регионом, относительно закрытым для международной торговли по сравнению с более динамично развивающимися регионами, что отнюдь не сочетается с открытостью счета операций с капиталом. Полезными в этом отношении могут оказаться инициативы в области торговли, включая Центральноамериканское соглашение о свободной торговле, и существенным стимулирующим фактором может послужить успешное завершение Дохского раунда на основе смелых договоренностей.

Реализация потенциала

Потенциал Латинской Америки никогда не вызывал сомнений — за последние десятилетия в регионе было несколько периодов быстрого экономического роста, — но слишком часто противоречия в политике приводили к возникновению долговых и финансовых кризисов. При более последовательной политике страны региона могли бы добиться темпов роста, сопоставимых с темпами более быстро растущих стран Азии с формирующейся рыночной экономикой. В настоящее время основная задача, стоящая перед регионом, заключается в том, чтобы воспользоваться недавним экономическим оживлением, свести к минимуму колебания и неопределенность политики, из-за которых прерывался экономический рост в прошлом, закрепить факторы, обеспечивающие текущие темпы роста, и углубить структурные реформы — особенно те, которые связаны с укреплением институциональной системы и рынка труда, что позволит ограничить вредные проявления субъективизма, уменьшить структурную жесткость и открыть новые возможности для частных инвестиций и предпринимательства. Возросшая макроэкономическая стабильность будет способствовать консолидации демократических режимов, обеспечивая благоприятные условия для многих предстоящих избирательных кампаний.


Заключение

На протяжении второй половины XX века в отдельных регионах мирового хозяйства происходило постепенное формирование носящей инновационный характер новоиндустриальной модели экономической эволюции, реализуемой в рамках концепции «догоняющего» развития.

Существуют две основные модели новых индустриальных стран:

1) Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок. 2) Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Новые индустриальные страны имеют следующие общие черты: самые высокие темпы экономического развития; ведущая отрасль - обрабатывающая промышленность; экспортоориентированная экономика; активная интеграция; образование собственных ТНК; большое внимание образованию; использование высоких технологий; привлекательность для ТНК в следствии дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора; главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Достигнутые успехи в развитии НИС, их интеграция в мировое хозяйство позволяют с уверенностью говорить о том, что перспективы их экономического роста, повышения уровня жизни народа и нарастания их внешнеэкономической экспансии достаточно благоприятны. В ХХI веке эти страны займут более высокие места в мировой экономике, продемонстрируют новые значительные результаты. Современный экономический подъем новых индустриальных стран, который происходит на фоне сохраняющихся благоприятных внешних условий, дает перспективы использовать свои значительные природные и человеческие ресурсы, чтобы добиться устойчивого и более высокого экономического роста. Основная задача, стоящая перед НИС, заключается в том, чтобы воспользоваться недавним экономическим оживлением, свести к минимуму колебания и неопределенность политики, закрепить факторы, обеспечивающие текущие темпы роста, и углубить структурные реформы.


Список литературы

1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.

2. Андрианов В. Д., Новые индустриальные страны - М., 1990.

3. Буглай В. В., Ливенцов Н. Н. Международные экономические отношения развивающихся стран.- М., 1990.

4. Батманова Е.С., Томилов П.С., Мировая экономика и международные экономические отношения – Екатеринбург, 2005.

5. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 208 с.

6. Ганелин С. И. Роль развивающихся стран на мировом рынке.- М., 1990.

7. Зверев Ю.М., Мировая экономика и международные экономические отношения – Калининград, 2000.

8. Лаврентьев В. Н. Новые индустриальные страны Азии: перестройка промышленной структуры.- М.: Наука, 1990.

9. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 672 с.

10. Сингх Ануп, Коллинс Чарльз. Возрождение Латинской Америки // Финансы & развитие. декабрь 2005.


[1] Лаврентьев В. Н. Новые индустриальные страны Азии: перестройка промышленной структуры.- М.: Наука, 1990.

[2] Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 208 с.

[3] Сингх Ануп, Коллинс Чарльз. Возрождение Латинской Америки // Финансы & развитие. декабрь 2005.