Курсовая работа: Финансовое планирование на предприятии 12

Название: Финансовое планирование на предприятии 12
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: курсовая работа

российский государственный социальный университет

филиал в г. Наро-Фоминске

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

на тему « Финансовое планирование на предприятии. Пути его совершенствования»

__________________________________________________________

Выполнил: Студент III курса

Заочного отделения ___________

Специальность«Финансы и кредит» подпись

Проверил д.э.н., профессор ___________

подпись

2006 год.

Оглавление.

Введение. 3

Глава I. Сущность, методы, и виды финансового планирования на предприятии. 5

1.1. Сущность финансового планирования на предприятии. 5

1.2. Методы планирования финансовых показателей. 9

1.3. Виды финансового планирования. 12

1.4. Основы составления финансового плана. 17

Глава II. Финансовый план. 19

2.1. Методика расчета финансового плана. 19

2.2. Пути улучшения финансового планирования. 28

Заключение 32

Список используемой литературы 35

Приложение

Введение.

Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

. увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

. высокая нестабильность внешних условий и факторов;

. новый стиль руководства персоналом;

. усиление центробежных сил в экономической организации;

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

. неопределенность внешней (рыночной) среды;

. возможность слияния или поглощения другой фирмой;

.возможность монопольного установления цены реализации продукции;

. контрактные отношения;

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть процесс разработки финансового плана

Объектом исследования является состояние финансового планирования на реально действующем предприятии ОАО «Завод ЭИМ «Элинар», планирующее свою деятельность на 2005 год. В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;

2. Познакомиться с методикой финансового планирования;

Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

Глава 1. Сущность, методы и виды финансового планирования на предприятии.

1.1. Сущность финансового планирования на предприятии.

Управлять - значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.1

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый финансист, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, насколько это касается его деятельности.

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

-соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

- гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;

- выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

- контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Краткосрочное и долгосрочное планирование.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

Организация планирования

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

Различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).

По схеме break-down работа по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По схеме build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Схемы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

1.2 Методы планирования финансовых показателей.

В условиях планово-директивной экономики целью составления финансового плана хозяйствующего субъекта являлось определение суммы излишка его доходов с тем, чтобы изъять этот излишек в госбюджет. При рыночной экономике хозяйствующий субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие прибыли в бюджет производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли, и т.п

Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования - это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

. федеральные нормативы;

. республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

. местные нормативы;

. отраслевые нормативы

. нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Расчётно-аналитический метод

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.

Расчётно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

Метод балансовых расчетов используется для определения буду­щей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на опреде­ленную дату в перспективе.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при со­ставлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозиро­вания размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресур­сов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтерна­тивных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оп­тимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Методы экономико-математического моделирования позволяют ко­личественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми пока­зателями и основными факторами, их определяющими.2

1.3. Виды финансового планирования.

Финансовые планы, которые разрабатываются на предприятии, по содержанию, задачам и объектам планирования можно разделить на следующие группы:

- перспективные,

- текущие,

- оперативные.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, явля­ется главной формой реализации целей предприятия. Перспективный финансовый план содержит важнейшие показатели и целевые установки развития и поведения предприятия на рынке, им задаются пропорции и темпы, стратегия инвестиционной политики, формирования накоплений, ценовая и дивидендная политика. Такие планы разрабатываются на несколько лет и могут уточняться по мере реализации основных задач. Временной интервал зависит от экономи­ческой стабильности и возможности прогнозирования объемов финан­совых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с це­лями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой опре­деление долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включа­ет в себя следующие основные этапы: определение периода реализации стратегии; анализ факторов внешней финансовой среды; формирование стратегических целей финансовой деятельности; разработка финансо­вой политики предприятия; разработка системы мероприятий по обес­печению реализации финансовой стратегии; оценка разработанной фи­нансовой стратегии. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. д. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Прогно­зирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных про­гнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку аль­тернативных финансовых показателей и параметров, использование ко­торых при наметившихся тенденциях изменения ситуации на рынке по­зволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Важный момент при осуществлении прогнозирования - признание факта стабильности изменений показателей деятельности предприятия от одного отчетного периода к другому.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств и прогноза бухгалтерского баланса.

Предполагаемый объем продаж определяет величину выручки, за­трат и прибыли. Использование метода «издержки - объем - прибыль» предполагает разделение затрат на постоянные и переменные, при кото­рых достигается безубыточность. Расчет такой критической точки (точ­ки безубыточности) означает определение объема производства про­дукции в натуральном выражении, при котором выручка от продажи будет равна сумме затрат, т. е. постоянных и переменных расходов. Оп­ределение критических объемов производства и реализации тем более важно, что позволяет учесть не только возможности самого предприя­тия, но и целесообразность производства вообще, поскольку платеже­способный спрос на рынке определяет параметры производства и объе­мы продаж. При недостаточном объеме спроса выпуск продукции в ко­личествах менее критических значений становится при прочих равных условиях нецелесообразным. Для определения точки безубыточности применяется специальный анализ соотношений между объемом произ­водства, затратами предприятия и его доходом. На точку безубыточно­сти большое влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом бу­дет действовать следующая закономерность. С ростом цен на произво­димую продукцию минимальный объем производства, соответствую­щий точке безубыточности, уменьшается, а при снижении цены - воз­растает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производ­ства можно за счет увеличения минимального объема производства.

Система текущего планирования финансовой деятельности пред­приятия основывается на разработанной финансовой стратегии и фи­нансовой политике по отдельным аспектам деятельности. Текущие фи­нансовые планы определяют показатели, как правило, на ближайший год, конкретизируют и детализируют перспективные планы, здесь обес­печивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируе­мого года. Данный вид финансового планирования заключается в разработке планов прибыли и убытков, плана движения денежных средств, плана бухгалтерского баланса. Эти финансовые документы дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финан­сирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода. Планирование объемов производства и реализации продукции - од­на из первостепенных задач финансового планирования на предприя­тии. Приступая к ее решению, следует определить ряд принципиальных позиций. Прежде всего необходимо исходя из сложившейся конъюнк­туры рынка и финансового положения определить, что предпочтитель­нее - рост или снижение объема производства и реализации; существу­ют ли реальные предпосылки обеспечения роста объема реализации; какие из имеющихся факторов производства и коммерции могут быть задействованы для наращивания производства и реализации продук­ции; какая структура выпуска продукции на предстоящий плановый пе­риод является наиболее рациональной, как в зависимости от вариантов структуры меняется величина прибыли; чему равняются пороговые зна­чения производства, обеспечивающие предприятию выживание при крайне неблагоприятной конъюнктуре рынка.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необ­ходимое количество материальных и трудовых ресурсов, также опреде­ляются и другие составные затраты на производство. На основе полу­ченных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убыт­ках, с помощью которого прогнозируется величина прибыли.

Разработка планов прибылей и убытков происходит в несколько эта­пов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизацион­ных отчислений, так как она является частью себестоимости и предше­ствует плановым расчетам прибыли. На втором этапе определяется сумма затрат. На третьем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации.

Далее разрабатывается план движения денежных средств, необхо­димость его составления определяется тем, что многие из затрат, пока­зываемых при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. План движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избы­ток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных пото­ков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разгра­ничения направлений деятельности при разработке плана движения де­нежных средств позволяют повысить результативность управления де­нежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельнос­ти предприятия.

Заключительным документом текущего финансового плана является плановый баланс активов и пассивов на конец планируемого года. Этот документ отражает все изменения в активах и пассивах в результате за­планированных мероприятий и показывает состояние имущества и фи­нансов предприятия. Формирование баланса происходит на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а также плана прибылей и убытков. План баланса служит хоро­шей проверкой плана прибылей и убытков и движения наличных средств. В процессе его составления учитываются приобретения основ­ных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т. п.

Оперативное финансовое планирование подробно отражает опера­тивный денежный оборот предприятия, поступления и расходования средств по конкретным календарным датам, как правило, на ближай­ший месяц, что позволяет управлять денежными потоками исходя из складывающейся конъюнктуры и возникающих обстоятельств. Опера­тивное финансовое планирование включает составление и исполнение финансового календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите. В платежном календаре подробно отражается оперативный денеж­ный оборот через расчетные, текущие, валютные и другие счета пред­приятия. Поступление и расходование средств планируется в конкрет­ной последовательности по срокам, что позволяет своевременно про­изводить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Информацией для составления платежного календаря являются све­дения об операциях по счетам в банках, содержащиеся в выписках о состоянии счетов, предоставляемых банками, данные о расчетах с постав­щиками с особым выделением просроченных платежей, график отгруз­ки готовой продукции и передачи платежных документов в банк, сроки и размеры перечислений налогов в бюджеты и платежей во внебюджет­ные фонды, сроки и величина предполагаемой к выплате заработной платы, размеры дебиторской и кредиторской задолженности. Платежный календарь составляется на месяц, 15 дней, декаду, пяти­дневку. При этом срок определяется исходя из периодичности основ­ных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление пла­тежного календаря на месяц с подекадной разбивкой. Для того чтобы платежный календарь был реальным, его составителям необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, де­биторской задолженности в целях предупреждения невыполнения фи­нансового плана. Для планирования оборота наличных денег предприятием разраба­тывается кассовый план. Кассовый план обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их использованием. При этом вводятся нормативы остатка наличных денег в кассах (лими­ты), которые при необходимости могут пересматриваться. Наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в обслуживающие предприятие банки. Кассовый план разрабатывается на квартал и в ус­тановленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании. Коммерческий банк анализирует достоверность показателей кассового плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) произво­дит корректировку расчета.

1.4 Основы составления финансового плана.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий - бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию. Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерчески­ми, инвестиционными, строительными и другими планами и програм­мами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап - это осуществле­ние оперативного финансового планирования путем разработки опера­тивных финансовых планов.

Шестой этап предусматривает осуществле­ние текущей производственной, коммерческой и финансовой деятель­ности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом. Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конеч­ных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставле­нии с запланированными показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.3

Основой организации финансов предприятия является финансовый план. Формой финансового плана является баланс доходов и расходов, в котором находят отражение результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками. В состав доходов включаются, прежде всего, суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необходимости – за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отступления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана. В условиях инфляции финансовый план хозяйствующего субъекта делается на квартал и корректируется с учетом индекса инфляции. Главной задачей баланса доходов и расходов является проверка синхронности поступлений и расходования денежных средств, которая обеспечивает поддержание ликвидности и платёжеспособности предприятия, выражающейся в постоянном наличии на счёте в банке денежных сумм, достаточных для расчётов по обязательствам.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того, чтобы представить их в стоимостном выражении.

Глава II . Финансовый план.

2.1. Методика расчета финансового плана.

1. Планирование источников доходов и поступлений.

2. Планирование расходов и отчислений.

3. Проверка финансового плана.

I. Поступления:

1) Прибыль от реализации товарной продукции. Рассчитывается в ценах и условиях предыдущего (отчетного) года. Основа расчета прибыли от реализации - объем реализованной продукции и ее себестоимость на основе расчетов финансистов.

2) Прибыль от прочей реализации (внереализационные доходы):

. Доходы от реализации ненужного, неиспользуемого имущества (активов). Определяется как разница между выручкой от реализации и затратами, связанными с непосредственной стоимостью этого имущества, затратами по его подготовке к продаже и косвенные налоги.

Дополнительный доход в виде экономии на налоге на имущество, т.к. снижается налогооблагаемая база. . Могут быть доходы от аренды.

%%, получаемые от кредитов, %% по ценным бумагам. Внереализационные доходы могут быть убыточными.

II. Амортизационные отчисления.

III. Финансовые ресурсы строительства при выполнении работы хозяйственным способом. Планируется на основании смет. В смету закладываются все расходы (в т.ч. премии работникам и средняя норма прибыли). Экономия появляется за счет отказа от плановых накоплений и значительной части накладных расходов.

IV. Устойчивые пассивы. В качестве финансовых ресурсов планируется прирост устойчивых пассивов (Кредиторская задолженность на законных основаниях). V. Расчет финансовых ресурсов, закладываемых в себестоимость продукции. Из платежей в бюджет - сумма социальных налогов.

VI. Доходы от выпуска ценных бумаг. Планируются на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала и той доли акций, которая определена для реализации. За цену принимается номинальная цена акций. Учитываются суммы ценных бумаг, оставшихся в распоряжении предприятия и предполагаемые к реализации.

VII. Расчет эмиссионного дохода от реализации акций. Базируется на

котировках акций на фондовой бирже.

VIII. Финансовые ресурсы от размещения облигационного займа. Рассчитываются по его объему и срокам размещения на основании данных проспекта эмиссии.

IX. Инфляционный доход. Дополнительный доход, обусловленный ростом цен.

X. Высвобождение финансовых ресурсов при снижении нормативов оборотных средств. Появляются в связи с сокращением объемов производства, изменением условий поставок ресурсов.

XI. Фонд амортизационных отчислений основных средств. Остатки фонда, которые предприятие может использовать как финансовый резерв. XII. И т.д.

В финансовый плане отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей, прочие расходы. Все конкретные направления и пропорции использования средств предприятие определяет самостоятельно.

I. Капитальные вложения. Основание для планирования - наличие проектно-сметной документации (лицензии, решение органа государственной власти об отводе земельного участка, наличие договоров подряда).

II. Прирост собственных оборотных средств. Основа для планирования -расчеты по формированию оборотных средств на конец планируемого года, намеченные цели ускорения оборачиваемости оборотных средств. Первичный источник - прирост устойчивых пассивов.

III. Проценты по долгосрочным кредитам. Планируются на основе договоров с кредитными учреждениями и сведениях об изменениях процентной ставки и методики расчета суммы процентов.

IV. Расходы по смете фонда потребления. Расходы по коллективному договору в Уставе предприятия и отраслевых тарифных соглашениях.

V. Формирование резервных фондов:

1. Резервный фонд предприятия (15 % от уставного капитала -«Закон об АО»). Обычно для других предприятий - 8-10%. Источник - прибыль.

2. Фонд страхования имущества и коммерческих рисков предприятия Может создаваться в в любых объемах, но за счет себестоимости - лишь в пределах 2 % от объема реализованной продукции. Дополнительные суммы резервов - за счет прибыли (по желанию).

3. Резерв на оплату налога на землю. Источник оплаты себестоимость продукции. Норматив отчислений в резерв рассчитывается как - сумма налога / себестоимость товарной продукции.

4. Ремонтный фонд. Создается по нормативу и определяется отношением запланированных затрат на ремонтные, подготовительные работы как себестоимость товарной продукции.

5. Фонд на выплату вознаграждения за выслугу лет. Организуется на предприятиях, где такие выплаты предусмотрены. Создается за счет себестоимости. Пик приходится на январь («13 зарплата»). Норматив отчислений - отношение запланированной величины фонда к фонду оплаты труда.

6. Резерв на оплату отпусков. Пик приходится на лето. Норматив рассчитывается аналогично п.5.

7. Отчисления единого социального налога (ЕСН) с сумм остатков фонда на выплату вознаграждения за выслугу лет и с резерва на оплату отпусков.

8. Фонд на выплату дохода (дивидендов). Источник - прибыль.

Платежи в бюджет.

1. НДС. Указывается в доходной части финансового плана. Иногда указывается даже перед прибылью. Источник - выручка, в которую по установленной ставке включается сумма налога. [Бабич, 348]

2. Группа налогов, включаемых в себестоимость продукции:

. Сбор на нужды образовательных учреждений.

. Целевой сбор на содержание милиции (3 % фонда минимальной оплаты труда* среднестатистическую численность работников).

. Налог на имущество (2 % к стоимости основных средств,

нематериальных активов, запасов и затрат).

. Земельный налог (360 руб. за кв.метр).

. Налог на рекламу (5 % от расходов на рекламу).

. ЕСН (35,6 % + в фонд социального страхования [0,2 %] ).

. Налог на прибыль (24 % к прибыли).

. Налог на ценные бумаги (0,8 % от номинала проспекта эмиссии

Степень напряженности - соотношение уровня финансовых ресурсов, абсолютно необходимых для нормального функционирования предприятия и общего объема доходов, запланированных к получению. Чем меньше величина показателя, тем менее напряженным будет финансовый план.

Бюджет доходов и расходов.

Показывает соотношение всех доходов (выручки) от реализации со всеми видами расходов с выделением наиболее важных (критических) статей расходов. Показывается валовая, операционная, балансовая и чистая прибыль. В этом смысле этот бюджет приближен к форме отчета о финансовых результатах (Ф-2), но могут быть различия. Минимальная разбивка этого бюджета - помесячная (может быть подробная). Позволяет рассчитать рентабельность производства, массу прибыли, т.е. возможности погашения кредита, точку безубыточности (постоянные расходы / цена - средние переменные расходы), сумму перечислений вышестоящим органам управления.

В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции. Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.

Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или в отрасли, где смежники требуют от новой фирмы наличных выплат (или необходимо капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж.

Финансовый план. Цель: сформулировать и представить полную и достоверную систему проектов ожидаемых финансовых результатов деятельности. Здесь обобщаются все предшествующие расчеты в стоимостном варианте. Возможны 2 финансовых цели предприятия:

1) Максимизация прибыли (высокая чистая прибыль).

2) Максимизация стоимости бизнеса (высокая рыночная цена акций, пая).
Здесь разрабатывают:

1) Прогноз объемов реализации. Разрабатывается с учетом плана маркетинга.

План маркетинга

2) Прогноз прибылей и убытков. Показывает процесс формирования и изменения прибыли. Выявляет рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, прямых и накладных издержек, взаимоотношения с бюджетом чистой прибыли.

3) Прогноз движения денежных средств. Оценивает потребность в деньгах по времени. Проверяет синхронность поступления и расходования денежных средств.

4) Сводный баланс. Его рекомендуется составлять на начало и конец первого года. Цель — определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающего устойчивость фирмы.

5) График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки). С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

Расчет ведется на основании доходов и затрат и уровня цены на единицу продукции. Цель расчета - определение критического объема производства и

запаса финансовой прочности предприятия. Критический объем производства (Укр) определяется по формуле: Укр=УПЗ/(Ц-УППЗ) ,

Где УПЗ - сумма условно-постоянных затрат, руб.,

Ц - цена единицы продукции, руб.,

УППЗ - сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб.

Запас финансовой прочности» определяется как разница между планируемым размером выручки и размером пороговой выручки и отражает размер, до которого можно снижать объем производства или цену продукции с тем, чтобы производство не оказалось убыточным.

Сопоставлением критического объема производства с планируемым выпуском продукции определяется дата, с которой проект начнет приносить прибыль. Для построения графика безубыточности следует составить уравнения следующего вида. yl=ax; y2=aO + alx

где yl - выручка, руб.,

у2 - затраты (полная себестоимость) на производство продукции, руб.,

а - цена единицы продукции без НДС, руб./ед.,

х - планируемый объем реализации продукции, ед.,

аО - сумма условно-постоянных затрат (УПЗ), руб.,

al - сумма условно-переменных затрат на единицу продукции (УППЗ), руб./ед.»

В заключении финансового раздела излагается стратегия финансирования, т.е. какие источники средств предоставляются. Для составления финансового плана мне были предоставлены документы:

- Бухгалтерский баланс на 01 января 2005 г. (приложение 1);

- Приложение к бухгалтерскому балансу за период с 1 января по 31 декабря 2004 года (Приложение 2);

- Отчёт о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2004 года (приложение 3);

- Отчёт об изменениях капитала за период с 1 января по 31 декабря 2004 года (приложение 4);

- Отчет о движении денежных средств за 2004 год (приложение 5);

- Основные сведения о деятельности предпр-я за 2004год (приложение 6). При составлении финансового плана необходимо:

1. Исчислить и распределить амортизационные отчисления. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, приведённых в исходных данных.

2. Рассчитать смету затрат на производство продукции. При определении производственной себестоимости товарной продукции нужно обратить внимание на особенности учёта изменения остатков незавершённого производства и остатков расходов будущих периодов при их увеличении или сокращении. Изменение остатков незавершённого производства определится после расчёта норматива оборотных средств.

3. Определить объём реализуемых услуг и прибыли Остатки готовой продукции на складах на конец года рассчитываются исходя из норм запаса в днях и данных сметы затрат на производство на четвёртый квартал.

4. Составить проект Отчёта о прибылях и убытках

При расчёте прибыли (убытка) планируемого года необходимо исходить из определения, что в её состав входит прибыль от реализации услуг и прочих доходов за минусом прочих расходов. В свою очередь прочие доходы и прочие расходы подразделяются на операционные и Внереализационные доходы и расходы. Выручка от реализации выбывшего имущества отражается как операционные доходы. Расходы по реализации выбывшего имущества - как операционные расходы. По строкам «Внереализационные доходы» и «Внереализационные расходы» учитываются внереализационные доходы и внереализационные расходы. Внереализационные расходы расшифровываются по строкам 9, 10, 11, 12, 13, 14.

5. Рассчитать потребность в собственных оборотных средствах на конец планируемого года, их прирост исходя из данных, приведённых в приложениях

Потребность в оборотных средствах по статьям «Производственные запасы», «Незавершённое производство», «Готовая продукция» определяется исходя из нормы запаса в днях и однодневного (планового) оборота по соответствующим статьям затрат на производство на четвёртый квартал. При этом величина однодневного (планового) оборота по производственным запасам исчисляется исходя из величины материальных затрат, незавершённому производству из себестоимости валовой продукции, а по готовой продукции исходя из производственной себестоимости товарной продукции, используя данные сметы затрат на производство продукции. Величину остатков по счетам «Расходы будущих периодов» и «Незавершённое производство» на конец периода будут исчисляться на основе данных сметы, где по строкам 13 и 14 указано изменение этих остатков.

6. Заполнить таблицу «Распределение прибыли планируемого года» исходя их данных.

7. Составить баланс доходов и расходов (финансовый план).

По данным пояснительной записки к годовому отчету о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Завод электроизоляционных материалов Элинар» за 2004 год (Приложение 6) и на основании всех расчетов был разработан финансовый план предприятия на 2005 год

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ОАО "ЗЭИМ ЭЛИНАР"

по элементам затрат

2005 год

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

тыс.руб.

план

план

план

план

план

ОЬЪЕМ эл. изоляц. мат.(тн.)

лаки (ти.)

Трубки эл.из.(тыс.пог.м.)

тн.

эл. обогреватели (тыс.шт.)

1700,00 400,00 1200,00

35,76

0,00

355,00

90,00

300,00

8,94

0,00

420,00 95,00 300,00

8,94

0,00

475,00 105,00 300,00

8,94

0,00

450,00

110,00

300,00

8,94

0,00

1 Материальные затраты всего:

251718,43

56131,59

61273,31

67505,64

66807,90

в т ч, основное сырье и материалы вспомогательные материалы материалы столовой

материалы в общехоз. затратах

газ

электроэнергия

2 Затраты на оплату труда

203925,26 19722,54 1204,40 568,50 12359,96 13937,78

43152,35

43416,62 4286,60 287,57 141,50 4385,80 3613,50

10788,22

50482,53 4894,84 296,60 149,50 2179,44 3270,40

10788,21

56805,37 5273,74 316,80 152,00 1727,48 3230,26

10787,71

53220,74 5267,36 303,43

125,50 4067,24 3823,62

10788,21

3 Начисленияна з/пл

15875,12

4002,43

4002,43

3986,50

3883,76

4 Амортизацииосновных фондов

5557,84

1375,96

1378,96

1398,96

1403,96

5 Прочие затраты

19550,29

4588,91

4985,95

5388,32

4587,11

услуги ПМК-94

услуги функциональных служб Холдинга

аренда

услуги службы обеспечения пр-в

услуги сторонних организаций

спец. питание

налоги

ИТОГО

4080,00 5809,00 1088,64 3754,57 3025,68 1172,40 620,00 335854,03

1 1 50,00 1420,75 272,16 888,61 420,82 281,57 155,00

76887,10

1035.00 1462,75 272,16 956,02 818,42 286,60 155,00

82428,86

975,00 1472,75 272,16 979,99 1226,62 306,80 155,00

89067,13

920,00 1452,75 272,16

929,95

559,82

297,43

155,00

87470,93

Хоз. способ (строящиеся обьекты) хоз.способ (введенные обьекты)

4804,48

1232,00

1262.48

1200,00

1110,00

ИТОГО ЗАТРАТ

331049,55

75655,10

81166,38

87 867

86361

Выручка от реализ.пр-ции работ,услуг всего

337 243

73 210

82 666

91 438

89 929

электроизоляция

эл. из. Лаки

прочая продукция, услуги ЭИМ

трубка электроизоляционная

коммунальные услуги

ремонтные работы ОГЭ

прочие услуги ОГЭ

услуги службы качества

аренда

общепит

291525,07 15588,65 1600,00 7407,29 18852,21 740,53 66,86 122,25 1000,00 340,00

59486,39 3418,65 400,00 1851,83 7460,49 193,42 16,71

47,25 250,00 85,00

73106,21 3716,50 400,00 1851,82

3027,38 187,23

16,71

25,00 250,00 85,00

82336,71 4191,40 400,00 1851,82

2103,81 182,90

16,71

25,00

250,00

80,00

76595,76 4262,10 400,00 1851,82

6260,52

176,98

16,71

25,00

250,00

90,00

РЕЗУЛЬТАТ

6 193,3

-2 445,4

1 499,5

3571,2

3 568,0

Прочие расходы(-) доходы(+)

налог на имущество предприятий

% за пользой. банковским кредитом и услуги банка

Прочее

Прибыль (убыток) от фин-хоз.д.

15265,15

1 800,00

8 836,00 4629,15

-9071,85

4088,34

450,00

2 236,00 1402,34

-6533,70

3676,24

450,00

2 200,00

1 026,24

-2176,75

3797,64

450,00

2 200,00

1 147,64

-226,41

3702,94

450,00

2 200,00

1 052,94

-134,98

ИГОГО БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ

-9071,85

-6533.70

-2176,75

-226,41

-134,98

Амортизационные отчисления текущего года

5557,84

1375,96

1378,96

1398,96

1403,96

Остаток собственных средств

I 1863,00

0.00

0,00

0,00

0,00

Капитальныевложении

в т.ч. источник себестоимость

источник амортизация

источник прибыль

14400,00

4804,48 5557,84 4037,68

2900,00

1232,00 1375,96 292.04

3200,00

1262,48 1378,96 558,56

4300,00

1200,00 1398,96 1701,04

4000,00

1110,00 1403,96 1486,04


2.2 Пути улучшения финансового планирования на предприятии

При работе над финансовым разделом полезными могут стать следующие соображения.

Во-первых, следует подчеркнуть важность и достоверность представляемых данных. Качество исследований непосредственно отражается на точности проектировок. Рецензент, вероятно, проведет свое собственное исследование для оценки достоверности расчетов. Поэтому, если приводимые в финансовом разделе данные отклоняются от соответствующих общих показателей, как, например, средних по отрасли, то следует дать вразумительное объяснение этому.

Во-вторых, в силу того, что всякий финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется той или иной степенью неопределенности, имеет смысл рассмотреть несколько сценариев, даже если не все они будут представлены. Финансовый план может включать в себя несколько вариантов проектировок.

В-третьих, важно периодически возвращаться к своим проектировкам и, в случае необходимости, пересматривать их.

На предприятии необходимо проводить планирование использования как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Должна быть составлена смета прямых затрат на материал, чтобы определить, как много материала потребуется и сколько должно быть приобретено, исходя из потребностей производства. Количество материала, подлежащего закупке, зависит от предполагаемого его расхода и имеющихся запасов.

Чтобы снизить расходы по финансированию можно снизить финансирование статей, не влияющих на деятельность. Это фонд потребления, резервный фонд и пр.

После обязательного установления руководством фирмы общей задачи плана начинается его структурная конкретизация во всех подразделениях, т.е. установление более конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и др. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном всей работы предприятия.

Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности участников его выполнения. По этим же причинам снижается и качество оказываемых услуг.

На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций, однако содержание плановой работы не изменяется.

С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов, поэтому любые неточности в планировании неизбежно приведут к потере средств и времени на исправление выявившихся просчетов, а при недостатке у предприятия этих средств - к его банкротству.

Чтобы не допустить этого нежелательного явления необходимо тщательнее анализировать такие показатели как прибыль, прирост оборотных средств, амортизационные отчисления, себестоимость.

После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемами изготовления и выпуска продукции; в свою очередь выпуск продукции связывается с наличием рабочей силы и производственными мощностями.

Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Очень популярным подходом при планировании является принцип "желаемого дохода". Он начинается с того, что руководство предприятия определяет, какой доход оно хочет получить, а затем определяет объем продаж, необходимый для покрытия всех расходов и обеспечения этого дохода.

Успех плана корпорации и финансового плана прямо зависит от структуры капитала компании. Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компоненты прибыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании. Если фирма имеет высокую долю долговых выплат, возможны затруднения с поиском дополнительных капиталов.

Структура капитала должна соответствовать виду деятельности и требованиям компании. Соотношение заемных средств и рискового капитала должно быть таким, чтобы обеспечить акционерам удовлетворительную отдачу от инвестиций. Гибкость в изменении структуры капитала может быть необходимым элементом успеха. Обычно легче договориться о краткосрочных займах, чем о средне- и долгосрочных. Краткосрочный капитал может обеспечить ожидаемые и неожидаемые колебания потока наличных, тогда как средний долгосрочный капитал требуется в основном для длительных проектов.

Подготовленный надлежащим образом финансовый план может быть использован для оценки результатов бизнеса после его фактического начала. В некоторых случаях план может послужить также базой для разработки детального рабочего бюджета компании. Финансовый план фактически становится руководящим документом, в котором детально расписано, как и когда будет расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса.

От правильности определения движения финансовых потоков, сбалансированности доходов и расходов, соответствия движения финансовых потоков планам производства и реализации продукции в значительной степени зависит получение прибыли.

Заключение .

Изучив теоретические основы финансового планирования, можно заключить, жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому финансисту. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование. Стратегическое планирование позволяет предприятию так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.

Данная курсовая работа имела целью доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот.

Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован, применение планирования создает следующие важные преимущества:

1. делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

2. проясняет возникающие проблемы;

3. стимулирует финансистов и менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

4. улучшает координацию действий в организации;

5. создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

6. увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

7. способствует более рациональному распределению ресурсов;

8. улучшает контроль в организации.

В рамках Курсовой работы были решены задачи:

1. Рассмотрена сущность и содержание финансового планирования;

2. Ознакомление с методикой финансового планирования;

Переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования и планирования в экономике, а выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий уровень, требуя большей ответственности при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких рамках реального рыночного хозяйства. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

1. Глава 25 Налогового Кодекса Российской Федерации.

2. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. СПб.: Питер, 2002

3. Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. и др., под ред. Н.В.Колчиной. – 2-е изд.,перераб. И доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

4. Александрова Е. И. Финансы и кредит. Журнал 4 (118). 2003

5. Артеменко В. Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. М. : "ДИС", НГАЭ и У, 2000

6. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2001

7. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И. М. Степнова -М. : Лаборатория базовых знаний, 2001.

8. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии.-М.:Информационно-издательский дом«Филин»Рилант 2000

9. Деньги. Кредит. Финансы. / С. В. Галицкая. - М.: Экзамен, 2002

10.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 3-е изд. - М.: «Дело и Сервис», 2001

11.Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. 2-е изд.перераб. и доп. М.: ИНФРА - М, 2003

12. Литвин М. И. Финансовый менеджмент. Журнал 6.2003. Издательство «Финпресс», 2003

13.Основы экономической теории. Учебное пособие /Под ред. Камаева В.Д.-М. : Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001

14. К.В. Пивоваров Бизнес-планирование 2-е изд.- М., Издательско-книготорговый «Маркетинг», 2002

15. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами.-М.: Финансы и статистика, 2004

16.Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А., Бизнес-план фирмы. М.: «ЭКМОС», 2000


1 Глава 25 Статья 264 Налогового Кодекса Российской Федерации

Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

2 Финансы предприятий: учеб. Для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б.Поляк, Л.П. Павлова и др. 2003

3 Лапуста М.Г. Финансы фирмы: пособие. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003