Контрольная работа: Контрольная работа по Экономической теории 2

Название: Контрольная работа по Экономической теории 2
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: контрольная работа

1. Основные положения теории потребительского поведения

Поведение потребителя в рыночной экономике объясняет теория потребительского поведения. Анализ потребительского поведения имеет огромное практическое значение: с его помощью производитель, выпустивший новый товар, может определить, на каком уровне устанавливать цену, а потребитель - принять более рациональное решение. Таким образом, теория потребительского поведения учит субъектов экономических отношений вести себя более рационально.

Цель потребителя - получить товары и услуги для удовлетворения своих запросов и удовольствия , т.е. максимизировать полезность. Полезность - это способность экономического блага удовлетворять человеческим потребностям. Различают общую и предельную полезности.

Основные положения теории потребительского поведения:

1. Множественность видов потребления и стремление потребителя к разнообразию потребительского набора.

2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество благ. Предельная полезность благ положительна.

3. Транзитивность. Постоянство и согласованность вкусов потребителей.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага, если ему предложат взамен большее количество блага - субститута.

5. Убывающая предельная полезность.

Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ .

Но на выбор потребителя влияют не только бюджетное ограничение и кривые безразличия, но и другие факторы:

Культурные факторы

Самое сильное влияние на поведение потребителя оказывают культурные факторы, особенно общий его уровень, принадлежность к определенной субкультуре и социальному классу.

Культура :

Культура - определяющий фактор потребностей и поведения человека, который с детства усваивает в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения.

Субкультура:

Каждая культура состоит из более мелких субкультур, которые дают человеку возможность более полного отождествления и тесного общения с себе подобными. Субкультуры формируются на национальной, религиозной , расовой или региональной основе, многие из них образуют важные сегменты рынка, что должны учитывать производители при разработке продукции и планирования маркетинговых программ.

Социальные классы :

Практически каждое современное общество подразделяется на социальные слои. Одно из наиболее жестких разделений такого рода - касты, членам которых предписаны определенные роли, а переход из касты в касту не допускается. Гораздо менее жестко разделение общества на социальные классы.

Социальные классы - построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.

К критериям разделения общества на классы относят не только доход, но и работу, образование и место жительства. Представители различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией отдыха и многими другими характеристиками. К отличительным признакам социального класса относят:

1. склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению;

2. наличие определенного социального статуса;

3. образование, род деятельности и уровень доходов;

4. возможность перехода из класса в класс.

Представители социальных классов имеют определенные общие предпочтения в выборе различных товаров и торговых марок, включая одежду, домашнюю мебель, проведение досуга и автомобили. Некоторые производители, использую данное обстоятельство, фокусируют свое внимание на удовлетворении потребностей какого-то одного класса.

Социальные факторы

Кроме культурных на потребительское поведение оказывают влияние такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы

Референтные группы :

Референтные группы - группы, которые оказывают (при личном контакте) прямое или косвенное влияние на отношение человека к чему(кому)-либо и его поведение. Группы, оказывающие прямое влияние на человека, называются группами членства .

Группы членства могут быть первичными (семья, друзья, соседи, все те общности, взаимодействие с членами которых носит постоянный и неформальный характер) и вторичными группами (профессиональные

коллективы, религиозные и профсоюзные объединения, построенные скорее на формальной основе, общение с членами которых носит периодический характер).

Референтные группы оказывают влияние на индивида по крайней мере в трех направлениях: они могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения и стиля жизни; оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; могут воздействовать на выбор индивидом конкретных товаров и торговых марок.

Семья :

Семья - важнейшее социальное объединение потребителей-покупателей. Члены семьи составляют самую влиятельную первостепенную референтную группу. Различают два типа семей: наставляющая и порожденная .

Наставляющая семья состоит из родителей индивида и его родственников. В ней он получает религиозные наставления, здесь определяются его жизненные цели, чувства самоценности и любви, в ней формируется его позиция по политическим и экономическим проблемам. В то же время влияние наставляющей семьи носит косвенный характер. Прямое влияние на поведение покупателя оказывает его порожденная семья - супруг(а) и дети. Маркетологу необходимо определить, кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на остальных при выборе товара. Обычно это один из супругов, обладающий большим авторитетом в семье либо хорошо разбирающийся в предмете покупки.

Роли и статусы :

Человек на протяжении всей своей жизни принадлежит к нескольким группам - семье, друзьям, различным организациям. Его позиции в каждой группе определяются исполняемой ролью и статусом.

Роль - это набор действий, исполнения которых ожидают от человека окружающие его лица. Каждой исполняемой роли соответствует определенных статус. Обычно люди покупают товары, которые должны поддерживать и укреплять их социальный статус. Очень важно, чтобы маркетолог осознавал потенциальную возможность превращения продукта и марки в символы статуса .

Личностные факторы

На решение покупателя влияют его личностные характеристики: возраст и этапы жизненного цикла семьи, работа, экономическое положение, образ жизни, особенности характера и самооценка.

Возраст и этапы жизненного цикла семьи :

На протяжении жизни человек приобретает самые разные товары и услуги. Ребенку необходимо детское питание. Взрослый человек стремится попробовать разнообразные продукты, а в пожилом возрасте он переходит на диетическое питание. Со временем меняются вкусы человека в отношении одежды, мебели, отдыха. Исследования установили существования психологических этапов

жизненного цикла семьи. На протяжении зрелого периода жизни человек переживает определенные психологические "переходы", или "трансформации". Маркетологи уделяют большое внимание обстоятельствам, меняющим жизнь человека, - разводу, вдовству, повторному браку - и их влиянию на поведение потребителей.

Род занятий:

Большое влияние на приобретение товаров покупателем оказывает род его занятий. Рабочий вынужден приобретать спецодежду и обувь. А положение президента компании обязывает к покупке дорогих костюмов. Маркетологи стремятся определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении конкретных товаров и услуг, а компании стремятся к выпуску товаров для них.

Экономическое положение :

Экономическое положение очень сильно влияет на выбор товара потребителем. Экономическое положение индивида определяется уровнем и стабильностью расходной части его бюджета, размерами его сбережений и активов, долгами, кредитоспособностью и отношением к накоплению денег.

Образ жизни :

Люди, принадлежащие к одной субкультуре, одному социальному классу и имеющие один род занятий, могут вести совершенно разный образ жизни.

Образ жизни - форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях. Образ жизни отражает "всего человека" в его взаимодействии с окружающими.

При классификации различных образов жизни используются различные методики. Например, в 1992г. рекламные агентства "D`Arcy, Masius, Benton & Bowles" опубликовали исследование "Русский потребитель: новая перспектива и маркетинговый подход", в котором описываются 5 категорий русских потребителей: Купцы, Казаки, Студенты, Руководители компаний и Русские душой. Казаки, к примеру, характеризуются амбициозностью, независимостью и стремлением к повышению социального статуса, а Русские душой - пассивностью, боязнью выбора и надеждами на улучшение экономической ситуации. В то время как Казаки водят "BMV", курят сигареты "Dunhill" и пьют коньяк "RemiMartin", Русские души ездят на "Ладах", курят "Malboro" и предпочитают "Смирновскую" водку.

Тип личности и представление о себе :

Тип личности - совокупность отличительных психологических характеристик человека, обусловливающих его относительно постоянные и последовательные реакции на воздействия окружающей среды.

Тип личности обычно определяется на основе следующих присущих человеку черт: уверенность в себе, влияния на окружающих, независимости

почтения, общительности, самозащиты и приспособляемости. Непосредственное отношение к типу личности имеет и представление человека о самом себе (или самоимидж).

Психологические факторы

На выбор покупателем товара воздействуют 4 основных психологических фактора - мотивация, восприятия, усвоение, убеждения и отношения.

Мотивация :

В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма - голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психологическую природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании, уважении или духовной близости. Большая часть потребителей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.

Психологами разработано несколько основных концепций мотивации человека. Самые известные из них - теории З.Фрейда, А.Маслоу и Ф.Герцберга - приводят своих сторонников к совершенно разным выводам относительно исследований потребителей и стратегии маркетинга.

2. Бюджетные ограничения фирмы (оценка затрат с помощью изокосты)

Как и в теории потребительского выбора в теории производства также важно определить при каких условиях можно говорить о равновесии производителя. Для этого необходимо сопоставить производственную функция с затратами фирмы на производство, причем в разрезе затрат на различные факторы производства. Совокупные (общие) издержки в двухфакторной модели можно представить следующим уравнением:

где ТС (totalcosts) – совокупные издержки,

w - ставка заработной платы (другой вариант написания - PL ),

r - цена (процент) использования капитала (другой вариант написания - PK ),

L , K - количество труда и капитала.

Информация об уровне издержек позволяет графически построить изокосту (линию равных затрат).

Изокоста включает в себя все возможные сочетания труда и капитала, которые имеют одну и ту же суммарную стоимость, то есть все сочетания факторов производства с равными валовыми издержками.

Изокоста графически представляет собой прямую линию, которая определяется двумя предельными точками – максимальным количеством труда и капитала, которое может приобрести фирма.

Изокоста имеет угловой коэффициент, равный отношению цен факторов производства, взятому с отрицательным знаком .

Это следует из уравнения изокосты:

Используя изокосту, можно определить какой набор факторов производства обеспечивает заданный выпуск с наименьшими совокупными издержками (ТС). Решение данной проблемы – в точке касания () изокосты с изоквантой, которая отражает равновесие производителя .

В точке  углы наклона изокванты и изокосты одинаковы, то есть:

Выше было отмечено, что предельная норма технологического замещения соответствует углу наклона касательной к изокванте, а в ситуации равновесия изокоста является касательной, таким образом, ее угол наклона соответствует MRTS .

Наконец, из этого уравнения следует, что отношение предельного продукта каждого из факторов производства к их цене в точке  должны быть равны.

Это отношение отражает ситуацию равновесия производителя

Задача1. Функция спроса имеет вид:

Qd=30-5p, а функция предложения: Qs=-5+2p

Определите:

а) цену равновесия и равновесный объем продаж;

б) как изменится спрос и предложение, если установится цена, равная 4 единицы;

в) что произойдет с объемом продаж, если цена установится на 6 единицах.

Решение:

а) Qd=Qs

30-5p=-5+2p

35=7p

P=5

Следовательно равновесная цена p=5 денежных единиц.

Равновесный объем продаж определим подставив p в уравнение функции спроса (либо в уравнение предложения).

Q=30-5*5=5

б) Если цена данного товара будет составлять 4 денежные единицы, то спрос на товар будет превышать его предложение.

Объем спроса составляет:

Qd=30-5*4=10

Объем предложения:

Qs=-5+2*4=3

в) Если цена устанавливается на уровне на уровне 6 единиц

Qd=30-5*6=0

Qs=-5+2*6=8

Объем предложения будет превышать объем спроса.

Образуется излишек товара

Qs-Qd=8-0=8

Задача2. Деятельность фирмы характеризуется данными, представленными в таблице.

Таблица . Объем производства и издержки предприятия

Общий объем производства, ед. Сумма переменных издержек, тыс. р. Сумма постоянных издержек, тыс. р.
0 0 60
1 45 60
2 85 60
3 120 60
4 150 60
5 185 60
6 225 60
7 270 60
8 325 60
9 390 60
10 465 60

Рассчитайте следующие показатели для всех объемов деятельности:

· Сумма общих издержек;

· Средние переменные издержки;

· Средние постоянные издержки;

· Средние общие издержки;

· Предельные издержки;

Охарактеризуйте динамику всех видов издержек.

Решение:

Q VC FC TC AVC AFC ATC MC
0 0 60 60 - - - -
1 45 60 105 45 60 105 45
2 85 60 145 42,5 30 72,5 40
3 120 60 180 40 20 60 35
4 150 60 210 37,5 15 52,5 30
5 185 60 245 37 12 49 35
6 225 60 285 37,5 10 47,5 40
7 270 60 330 38,6 8,6 47,1 45
8 325 60 385 40,6 7,5 48,1 55
9 390 60 450 43,3 6,7 50 65
10 465 60 525 46,5 6 52,5 75

Общие издержки:

TC=FC+VC

Средние переменные издержки:

AVC=VC/Q

Средние постоянные издержки:

AFC=FC/Q

Средние общие издержки:

ATC=TC/Q

Предельные издержки

MC=∆TC/∆Q

Литература:

1. Грегори Мэнкью. Принципы экономикс. С-П., 1999.

2. Филип Котлер. Маркетинг менеджмент. С-П.,1999.

3. Арешонков В.Г "Экономика" М.: Инфра-М, 1996.