Контрольная работа: Современные тенденции и формы международного инвестирования в мировой экономике

Название: Современные тенденции и формы международного инвестирования в мировой экономике
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: контрольная работа

Оглавление

Введение. 3

1 Основные правовые формы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. 4

2 Фискальные побудительные механизмы привлечения иностранных инвестиций 7

3 Создании ПИИ-службы в России. 10

Задачи. 15

Заключение. 18

Библиографический список. ….19

Введение

Необходимость изучения процессов международного инвестирования в рамках профессиональной подготовки экономистов по продиктована растущей ролью и динамизмом этих процессов в международной хозяйственной жизни. Темпы роста вывоза капитала за пределы национальных границ превышают темпы роста мирового производства и мировой торговли. К числу наиболее актуальных проблем в мировой экономике относятся следующие: обострение международной конкуренции за инвестиционные ресурсы; развитие направлений и форм международного инвестирования; вовлечение новых участников (стран и организаций) в процессы международного инвестирования; усиление взаимозависимости национальных финансовых систем как следствие финансовой либерализации и транснационализации мирового производства и капитала.

Актуальность данной работы связана с интеграцией России в мировую финансовую систему и международный инвестиционный процесс, с потребностями российских предприятий в инвестиционных ресурсах как источнике финансирования модернизации российской экономики.

Целью данной работы заключается в изучении современные тенденции и формы международного инвестирования в мировой экономике.

Задачи работы:

- изучить основные правовые формы коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

- изучит фискальные побудительные механизмы привлечения иностранных инвестиций;

- изучить процесс создания ПИИ-службы в России;

- на примере выполненных задач приобрести практические навыки по курсу «Иностранные инвестиции».

1 Основные правовые формы коммерческих организаций с иностранными инвестициями

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОсИИ) со дня вхождения и состав ее участников иностранного инвестора и соответственно утрачивает статус КОсИИ со дня выхода иностранного инвестора (всех иностранных инвесторов) из состава ее участников (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, далее — Закон об иностранных инвестициях).

КОсИИ пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными в указанном Законе, которые распространяются и на филиалы иностранных юридических лиц (п. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях) и не распространяются на дочерние и зависимые КОсИИ (п. 4 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций коммерческих организаций или все функции, включая представительство от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам (п. 4 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Иностранными инвесторами, входящими в состав участников КОсИИ, в соответствии со ст. 2 Закона об иностранных инвестициях могут быть:

- иностранное юридическое лицо;

- иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

- иностранный гражданин;

- лицо без гражданства;

- иностранное государство;

- между народная организация.

Иностранный инвестор становится участником КОсИИ, учреждая ее, либо приобретая ранее учрежденное предприятие без иностранных инвестиций или долю участия (пай, акции) в нем.

Виды учредительных документов определяются действующим законодательством в зависимости от выбранной организационно-правовой формы организации (АО, ООО, ХТ, ПрК). Ими могут быть устав, учредительный договор о создании организации и др.

В учредительных документах устанавливаются: предмет и цели деятельности; размер и порядок формирования уставного фонда; размеры долей участников; структура, состав и компетенция органов управления; порядок принятия решений; перечень вопросов, решение которых требует единогласия; порядок ликвидации предприятия и другие положения, не противоречащие законодательству (ст. 52 ГК РФ).

Имущество КОсИИ является ее собственностью в соответствии с действующим законодательством. Имущество иностранного инвестора или КОсИИ не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ (п. 1 ст. 8 Закона об иностранных инвестициях). [5, с. 41-42]

Закон об иностранных инвестициях предусматривает основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также определяет условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Указанный Закон не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации (п. 2 ст. 1).

В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем у российских инвесторов, за исключением случаев, устанавливаемых федеральными законами. Исключения ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть определены федеральными законами только в той море, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях). [3, с. 112]

Согласно Закону об иностранных инвестициях, иностранный инвестор имеет право:

- получать возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 5);

- передавать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) к соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 7);

- после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов свободно использовать доходы и прибыль на территории РФ для реинвестирования, а также беспрепятственно переводить за пределы РФ доходы, прибыль и другие правомерно полученные денежные суммы (ст. 11);

- приобретать акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги (ст. 13);

- участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности (ст. 14);

- приобретать права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (абз. 1 ст. 15);

- приобретать право аренды земельного участка на торгах (аукционе, конкурсе) (абз. 2 ст. 1 5);

- пользоваться льготами по уплате таможенных платежей (ст. 16) в соответствии с таможенным законодательством РФ при осуществлении приоритетного инвестиционного проекта (абз. 5 ст. 2);

- по своему усмотрению осуществлять страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска (ст. 19).

Наряду с правами, указанными в Федеральном законе, предусмотрена обязанность иностранных инвесторов соблюдать антимонопольное законодательство РФ, не допускать недобросовестной конкуренции путем создания на территории РФ КОсИИ или филиалов иностранных юридических лиц (ст. 17).

Органом, осуществляющим координацию привлечения прямых инвестиций, является Правительство РФ (ст. 23, 24 Закона об иностранных инвестициях). Создание и ликвидация КОсИИ осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ и другими федеральными законами (п. 1 ст. 20 Закона об иностранных инвестициях).

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, предусмотренном Правительством РФ (абз. 2 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях). [5, с. 43]

2 Фискальные побудительные механизмы привлечения иностранных инвестиций .

Особая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит, иностранным инвестициям, которые должны способствовать разрешению следующих проблем социально-экономического развития:

- освоению невостребованного научно-технического потенциала России;

- продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;

- содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала в развитии имнортнозаменяющих производств в отдельных отраслях;

- содействию притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;

- освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

- содействию производственной инфраструктуры.

Для осуществления указанных направлений инвестирования рекомендуются следующие формы использования иностранного капитала:

- инвестиции зарубежных государств и международных финансовых институтов в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

- инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

- инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственных, корпоративных и институциональных эмитентов;

- иностранные кредиты;

- лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

- финансовые кредиты российским предприятиям.

Правовую среду привлечения иностранных инвестиций в регионы во многом формируют законодательные акты, непосредственно посвященные разграничению полномочий центра и регионов во внешнеэкономической области. Субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс привлечения инвестиций, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К настоящему моменту «пакеты» документов, включающие в себя договоры между органами государственной власти федерального и регионального уровней о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения между органами исполнительной власти разных уровней о взаимном делегировании полномочий, подписаны федеральным центром более чем с 30 регионами.

В целом существующее законодательство дает субъектам федерации достаточно широкие возможности создавать на региональном уровне собственные преференциальные системы для иностранных инвесторов. Регионы имеют право:

- регулировать ставки некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты (в частности, налога на прибыль);

- устанавливать региональные и местные налоги в соответствии с условиями, определенными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации;

- устанавливать налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов;

- создавать на своей территории свободные экономические зоны с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов;

- создавать за счет средств региональных бюджетов страховые и залоговые фонды, гарантирующие соблюдение обязательств перед иностранными инвесторами. [1, с. 61]

Следует подчеркнуть, что эти возможности используются регионами весьма активно.

Регионы, проводящие активную инвестиционную политику, можно разделить нате, где налоговые льготы предоставляются и российским, и иностранным инвесторам, и те, в которых существуют преференции только для инвесторов из-за рубежа. К первой группе относятся, в частности, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ярославская, Белгородская область. Ко второй — Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Бурятия. [4, с. 49]

3 Создание ПИИ-службы в России.

За годы после распада СССР была утрачена государственная функция активного воздействия на общественное мнение зарубежных стран. Эта функция должна быть избавлена от какого-либо идеологического или политического контекста и целиком поставлена на службу государственной политики привлечения иностранных инвестиций.

Согласно Федеральным законам, работа по продвижению инвестиционного имиджа России должна осуществляться в следующих направлениях:

­ активное позиционирование России в качестве благоприятного объекта для инвестиций, которое будет представлять собой целевой маркетинг инвестиционных возможностей конкретных секторов и регионов для конкретных стран мира;

­ активное продвижение позитивной информации о деловом и инвестиционном климате страны, о действиях нового Правительства и Президента в области улучшения инвестиционного климата;

Деятельность Правительства должна быть направлена на преодоление следующих негативных моментов, сложившихся при осуществлении ПИИ в российскую экономику:

­ деформированная отраслевая структура прямых иностранных инвестиций: концентрация прямых иностранных инвестиций в сырьевых отраслях при сравнительно малом внимании к высокотехнологичным отраслям, производящим продукцию с высокой долей добавленной стоимости, которая в потенциале могла бы стать объектом российского экспорта;

­ неравномерное распределение прямых иностранных инвестиций между регионами Российской Федерации, при котором большинство субъектов РФ оказывается в стороне от потоков иностранных инвестиций;

­ ограниченный круг стран-инвесторов, в результате чего в круг потенциальных инвесторов не входит значительное количество перспективных компаний-инвесторов;

­ ослабленный контроль за сохранением экономической безопасности страны: потенциальным источником угрозы является несовпадение интересов государства и инвестора, ориентированного на скорейшее получение прибыли при минимизации первоначальных затрат.

В 2004 году Правительством РФ были сформулированы основные направлениями федеральной инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России:

­ совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учётом стратегических интересов РФ;

­ стимулирование благоприятной для России отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций;

­ активное участие в международном регулировании прямых иностранных инвестиций;

­ развитие политики привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы, включая вопросы координации регулирования прямых иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровне;

Можно предположить, что для осуществления деятельности по указанным направлениям Правительству будет необходимо провести следующий комплекс мер:

­ формулировка базовых принципов политики привлечения прямых иностранных инвестиций;

­ разработка принципов и подходов стимулирования инвесторов;

­ разработка приоритетов привлечения прямых иностранных инвестиций (структурные, отраслевые, региональные, геополитические);

­ создание системы страхования инвестиционных рисков;

­ законодательная поддержка привлечения прямых иностранных инвестиций.

Заинтересованность в привлечении инвестиций из-за рубежа вынуждает создавать систему льгот и гарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами. При формировании специфических стимулов инвестирования необходимо предусмотреть выполнение инвестором ряда условий и ограничений – по экспорту, по импорту, по занятости, по доле в собственности. Важным аспектом является соединение побудительных механизмов в единый пакет в соответствии с приоритетностью развития отдельных секторов национальной экономики.

Несмотря на прогрессивность постулатов инвестиционной политики разработанной Правительством РФ, практическая деятельность исполнительной власти недостаточна.

В первую очередь необходимо устранить фундаментальные причины слабости российской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства, ликвидировать обширный сектор убыточных производств.

Решение этих проблем требует выработки новых принципов осуществления государственной инвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики страны.

Пробелы в деятельности федеральных органов позволяют говорить, о том, что в РФ практически отсутствует федеральная инвестиционная политика. Основная нагрузка по организации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики фактически ложится на регионы.

В современных условиях ключевой проблемой инвестиционной политики для всех без исключения регионов стал поиск источников финансирования. Основную роль в инвестиционном процессе могут играть три источника: собственные средства региональных бюджетов и предприятий и федеральный бюджет. Возможными источниками финансирования также могут стать прямые частные иностранные инвестиции и долгосрочные кредиты российских коммерческих банков.

Однако, как показывает опыт, если привлеченные финансовые ресурсы не будут своевременно инвестированы в соответствующие проекты, то это может привести к очередному экономическому спаду в регионе.

Немаловажным шагом на пути формирования инфраструктуры инвестиционной сферы должно стать создание Регионального Информационного Центра, основными задачами которого является формирование информационной системы в сети Интернет; обеспечение региональной информацией потенциальных российских и зарубежных инвесторов; повышение информированности региональных эмитентов рынка о технологиях и финансовых инструментах других регионов, распространение государственной (не закрытой) информации (реестры инвесторов, законодательство и т.д.).

Одним из обязательных условий предоставления гарантий по проектам, имеющим особое значение для социально-экономического развития области, является страхование, поэтому следует предусмотреть организацию Региональной Страховой Компании.

Если региональным властям удастся избежать ошибок прошлых лет и воспользоваться новыми возможностями, инвестиционная ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации может стабилизироваться сравнительно быстро. Хотя бурный рост инвестиций в ближайшие годы ожидать не приходится, так как экономика России еще должна накопить соответствующие ресурсы, что потребует достаточно длительного времени, но регионы могут сыграть ключевую роль в восстановлении инвестиционных возможностей России.

Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Экономическая самостоятельность и безопасность региональных систем в наибольшей степени зависит от социально-экономического потенциала, размеры и структура которого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическому развитию региона. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше возможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности.

Оживлению инвестиционной активности, притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала до сих пор препятствуют многочисленные негативные явления и процессы в экономике страны и регионов, сопряжённые с трудностями переходного периода. Сложные системы с неограниченным разнообразием состояний, каковыми являются региональные экономики, сегодня требуют нового подхода к эффективному управлению и развитию. В последнее время в научной литературе активно обсуждается проблема "экономического ядра", т.е. такой совокупности рыночных субъектов и процессов, которые могут стать генераторами и точками роста устойчивого развития экономики. [2, с. 73]

Одним из ведущих в системе важнейших экономических показателей для региона должен быть объём вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность региона напрямую связана с объёмами реального инвестирования, обновлением основного капитала, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы - пусковые, именно они являются толчком к развитию экономики региона, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход других экономических процессов.

Таким образом, важнейшим инструментом системы управления инвестиционной деятельностью в регионе должна стать осмысленная региональная инвестиционная политика. [6, с. 87]

Задачи

Задача 1. По данным приложения А рассчитайте и представьте в табличной форме кросс-курсы следующих основных мировых валют: австралийского доллара (АИD), фунта стерлингов (GBP), доллара США (USD), евро (EUR), канадского доллара (CAD).

Решение:

Расчет кросс-курсов производится следующим образом: если известны курсы валюты А и В к одной и той же валюте С, их соотношение между собой рассчитывается как кросс-курс по формуле:

,

Расчет выполнен при помощи программы Excel

Валюта Условные обозначения Коэффи-циент 28.02.2006 01.03.2006 02.03.2006 03.03.2006 06.03.2006
Австралийский доллар AUD 1 20,7936 20,7506 20,8082 20,9172 20,825
Английский фунт стерлингов GBP 1 48,9975 48,897 49,155 49,0628 48,9426
Доллар США USD 1 28,1223 28,1211 28,0245 28,0279 27,9305
Евро EUR 1 33,3305 33,3291 33,4472 33,4373 33,5753
Канадский доллар CAD 1 24,4648 24,6525 24,6413 24,6551 24,667
Кросс-курс AUD/GBP 0,4244 0,4244 0,4233 0,4263 0,4255
Кросс-курс AUD/USD 0,7394 0,7379 0,7425 0,7463 0,7456
Кросс-курс AUD/EUR 0,6239 0,6226 0,6221 0,6256 0,6202
Кросс-курс AUD/CAD 0,8499 0,8417 0,8444 0,8484 0,8442
Кросс-курс GBP/USD 1,7423 1,7388 1,7540 1,7505 1,7523
Кросс-курс GBP/EUR 1,4700 1,4671 1,4696 1,4673 1,4577
Кросс-курс GBP/CAD 2,0028 1,9834 1,9948 1,9900 1,9841
Кросс-курс USD/EUR 0,8437 0,8437 0,8379 0,8382 0,8319
Кросс-курс USD/CAD 1,1495 1,1407 1,1373 1,1368 1,1323
Кросс-курс EUR/CAD 1,3624 1,3520 1,3574 1,3562 1,3611

Задача 2 Курсы валют равны:

покупка продажа

USD / RUB 28,39 28,61

USD / IRY 105,04 107,92

Определите:

а) кросс-курсы покупки и продажи японской иены к рублю;

б) сколько рублей будет получено при обмене 100000 японских иен;

в) сколько японских иен будет получено при обмене 100000 руб.

Решение:

а) Определение кросс-курсов

б) 0,2631*100 000=26310 руб.

в) 1/0,2724*100 000=367107 иен.

Задача 3 Английский инвестор приобрел на Парижской бирже акции компании AirFrance по цене 19,90 евро за акцию при обменном курсе 1,470 евро за ф. стерлингов. Через 20 дней рыночная цена акций составила 19,95 евро за акцию при обменном курсе 1,4578 евро за ф. стерлингов. Определите текущую доходность акций в валюте инвестора как норму доходности и в виде годовой ставки процентов. Выделите составляющие текущей доходности: цену акций и курс валюты.

Решение:

Показатель Покупка Продажа Изменение
1. Цена 1 акции в евро 19,9 19,95 0,0500
2. Цена 1 евро в ф.стерлингах 1/1,47 1/1,4578
0,6803 0,6860 0,0057
3. Цена 1 акции в ф.стерлингах (п.1*п.2) 13,5374 13,6850 0,1476
Доходность от изменения цены 1 акции 0,05*0,6803 0,0340
Доходность от изменения цены курса валюты 19,95*0,0057 0,1136
Итого суммарный доход инвестора 0,0340+0,1136 0,1476
Норма доходности, % 0,1476/13,5374*100 1,09

Годовую норму доходности найдем по формуле:

S = P *(1+20/365*i)

S-P = P*20/365*i

0.1476 = 0.7418i

I = 0.1476/0.17418 = 0.199 или 19,9%

Заключение

По закону России иностранными инвестициями признаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты предпринимательской и другой деятельности в целях получения прибыли (дохода).

От обычных (внутренних) инвестиций иностранные инвестиции отличаются источниками их происхождения и тем, кто является собственником (инвестором).

По своему происхождению они являются иностранным капиталом. Иностранные инвестиции вводятся в страну из других государств. Они вкладываются в экономику принимающей страны инвесторами из других государств. С экономической точки зрения иностранные инвестиции могут подразделяться на инвестиции в виде займов и кредитов (ссудный капитал) и на инвестиции в виде прямых и портфельных инвестиций.

Библиографический список

1. Абалкин Л. и др. Инвестиционная политика: программа на завтра // Инвестиции в России, 2009, №9

2. Балацкий Е. Эффективность инвестиций в открытой экономике. // Мировая экономика и международные отношения. 2009, №10

3. Брагина Е., Гумен Р. Иностранный капитал в мировом экономическом пространстве // Свободная мысль, 2008, №9

4. Бублик В. Инвестиционный имидж России: между прошлым и будущим // Хозяйство и право, 2009, №4

5. Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: БЕК. 2010

6. Экономика и жизнь, 2007. №42