Реферат: Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной п

Название: Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной п
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат

Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной политики.

Депрессивные территории. Определение депрессивности. «Санация» депрессивных территорий, варианты и ресурсы, условия успешной «санации».

Содержание

Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной политики.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Региональная политика: понятие, основные элементы,

классификация……………………………………………………………...….5

1.1. Понятие региональной политики и основные элементы……………….5

1.2. Классификация региональной политики………………………………..6

2. . Регион и центр: проблемы взаимоотношений…………………………..….9

3. Современная региональная политика……………………………………..…12

3.1. Элементы региональной политики……………………………………....12

3.2. Методы региональной политики………………………………………....15

3.3. Проблемы региональной политики…………………………………...…16

Вывод…………………………………………………………………………...18

Депрессивные территории. Определение депрессивности. «Санация» депрессивных территорий, варианты и ресурсы, условия успешной «санации».

Введение……………………………………………………………………….19

1.Депрессивные регионы…………………………………………………….…21

1.1. Понятие, признаки и виды депрессивных территорий…………………21

1.2. Виды депрессивных территорий…………………………………………22

2. Решение проблем депрессивных территорий……………………………….24

2.1.. Бюджет депрессивных территорий……………………………………...24

2.2. Методы решения проблем………………………………………………..25

Вывод……………………………………………………………………………28

Список используемых источников ………………………………………..….30

Приложения

Региональная экономика и региональная политика, содержание и основные направления региональной политики.

Введение

Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально – экономического развития.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно–географических, социально–демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.

Многочисленность субъектов Российской Федерации всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны.

1. Региональная политика: понятие, основные элементы, классификация.

1.1. Понятие региональной политики и основные элементы.

Региональная политика – система мер, направленных на регулированиеразвития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что региональная политика «субъективна» и динамична. Собственно региональная политика – это политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями. Ее сутью является частичная перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества. Основными элементами региональной политики являются следующие. 1. Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности. 2. Бюджетная политика – механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами. 3. Ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования. 4. Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений. 5. Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий. 6. Институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором. 7. Социальная политика – определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей. Выделяют такие уровни региональной политики: Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем; Региональный – выбор модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и «консервативная» модель, предполагающая сохранение в той или иной форме государственного контроля.

Указами Президента РФ №849 от 13.05.2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и №1149 от 21.06.2000г. «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов: Центральный,

Северо–Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный (Приложение 1).

1.2.Классификация региональной политики. Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа (Приложение 2). В силу относительной новизны региональной политики и как отрасли научных знаний и как направления государственного регулирования экономики, используемый ею категориальный аппарат и методология, пока находятся в стадии формирования, что делает актуальными попытки применить в данной сфере новые приемы и методы исследований, в том числе и методы корпоративного управления, институционального хозяйства и т.д. В этой связи, особый интерес представляет анализ исторических аспектов эволюции содержания, целей, объектов и субъектов регионального регулирования и их взаимодействия в процессе реализации региональных программ.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими ре­гионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространст­венно локализованной сферы на кон­кретной территории и с уче­том ме­стных условий. Государственная регио­нальная политика призвана обеспечить дееспособность региональной поли­тики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отноше­ния между регионами. Главный региональный интерес России в на­стоящее время должен быть осознан как минимизация негатив­ных проявле­ний территориаль­ной дезинтеграции на уровне субъ­ек­тов Федера­ции, как поддержка местных преобразований, как соз­дание обще­российских условий для того, чтобы ка­ждый субъ­ект Федерации максимально использовал свой внутренний потен­циал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности госу­дар­ствен­ной помощи. Местные интересы определяются обес­пече­нием полно­кров­ного и сбалансированного существования на дан­ной террито­рии человека, общества и природы, гарантирова­ние их согласо­ванного воспроизводства на базе задействования ре­сурсов и пол­номочий, государственно признаваемых местными.

Фундаментальными методами региональной политики можно счи­тать разъ­яснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исклю­чения сторон, согласительно-дого­ворные про­цедуры с развернутым закреп­лением условий, обеспе­чиваю­щих ин­тересы регионального развития, форми­рование соот­вет­ствующей правовой базы.

Только с осознанием общественной необходимости региональ­ной поли­тики, с ее разработкой и реализацией появится воз­можность решения обще­российских проблем:

- начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональ­ная сувере­низация и конфронтация в отношениях региональ­ных структур власти и управления с общегосударственными;

- национально-этническое развитие и дополнительное обособле­ние по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социаль­ного и общест­венно-политического характера;

- формирование собственной региональной ресурсной базы соци­ально-эко­номического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно се­верных территорий);

- выделение и функционирование регионов со специфическими ста­тусами (свободные экономические зоны, федеральные ох­ра­няе­мые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

2. Регион и центр: проблемы взаимоотношений

Отношения центра и регионов в современной России опреде­ля­ются, прежде всего, Конституцией 1993 г., в которой закреп­лено федеративное устройство. Территория РФ на сегодняшний день со­стоит из территорий 89 ее субъектов. Федеративное уст­ройство современной России, система госу­дарственной власти и ее орга­низация на всей территории закреплена в Конституции 1993 г. Российский федерализм — смешанный: часть субъектов вы­делена по национальному признаку, часть — по территориальному. Тра­дици­онные федерации формировались посредством передачи полно­мочий снизу вверх, т.е. субъекты федерации, объединяясь, соз­давали центр и передавали ему свои полномочия. РФ формиро­ва­лась на основе совершенно др. принципа. Передача полномочий осуществля­ется сверху вниз, т.е. от центра к субъ­ектам феде­рации. Со­гласно Конституции существуют 6 видов субъектов Фе­дерации, равных по своим конституционным правам. Смешанная на­ционально-государственная и административно-территориальная система госу­дарствен­ного устройства, существовавшая ранее, обуславливала правовую асиммет­рию между субъектами Федера­ции. В марте 1992 г. был заключен Федеративный Договор, вер­нее было подписано 3 договора: РФ с республиками, РФ с ав­то­номиями округами, РФ с обл. и краями. В состав субъектов были вклю­чены области и края, состав субъектов расширился, феде­рализм распро­страня­ется на всю территорию. В Федеративном договоре, подписанным субъектами Федерации (за исключением Та­тарстана и Чечни) в 1992 г. было зафиксировано, что респуб­лики в составе РФ обладают суверенитетом. В феврале 1994 г. был подписан договор с Татар­станом, не подписавшим феде­ра­тивный договор. По сути, это конфедеративный договор. Консти­туцией 1993 г. была в основном устранена правовая асимметрия между субъектами фе­дерации, суще­ствовавшая до того. Смешанная национально-госу­дарствен­ная и административно-территориаль­ная система госу­дарственного уст­рой­ства в значительной сте­пени приближена к единой форме тер­риториального устройства. Закрепление равных прав для субъектов Федерации формально оз­начает, что все они — государственные образования и имеют равные права во взаимо­отношениях с феде­ральными органами го­сударственной вла­сти. Взаимодействие ме­жду центральной вла­стью и субъектами стро­ится на основе раз­граничения полномо­чий. Способы разграниче­ния полномочий между центром и регио­нами могут быть различ­ными —договорное, консти­туционное раз­граничение. Принцип равноправия субъектов Федера­ции, закреп­ленный в Конституции не исключает различий в пред­метах веде­ния, объеме и харак­тере их конкретных полномочий. Вопреки декларированному в Кон­ституции РФ равноправию субъек­тов, пра­вовое регулирование управления из центра в различных субъек­тах идет различными путями на договорной основе. Факти­чески сохраняется неравно­правие субъек­тов Федерации с точки зрения предметов ведения и полномочий. Передача полномочий осу­ществ­ляется в форме за­ключения договоров.

Согласно Кон­ституции в РФ су­ществует разграничение предметов ведения и полномочий, существуют 3 сферы компетенции: сфера компетен­ции федерации, сфера субъектов РФ и сфера совместного веде­ния. Фе­деративное устройство предполагает прямое участие субъектов РФ в осуществлении законодательной власти на федера­тивном уровне через одну из палат представительного органа власти — Со­вет Федерации.

Конституционное закрепление равноправия субъектов Федера­ции, устра­нило правовую асимметрию. А вот возможности реали­зации этих прав у раз­ных субъектов остаются разными (эконо­ми­ческое положение, наличие при­родных ресурсов, географиче­ское положение, научный потенциал и другие факторы). В усло­виях продолжающегося системного кризиса выровнять стар­товые условия регионов нереально. В настоящее время фактический раз­рыв в со­циально-экономическом и финансовом положении ре­гио­нов продол­жается углубляться. В связи с этим проблема РФ со­стоит в эконо­мическом кри­зисе, утрате прежних рычагов управ­ления государст­вом и неотлаженности новой системы. А также концентрации у фе­деративного Центра непомерной тяжести полно­мочий по предметам совместного ведения и в отсутствии у субъ­ектов РФ инструментов для решения на своем уровне соци­ально-эконо­мических проблем регионов.

3. Современная региональная политика

3.1. Элементы региональной политики.

Региональная политика федеральных властей в России должна включать такие элементы, как:

- конституционный процесс (правовое определение отношений ме­жду субъ­ектами Федерации и центральными структурами, сим­во­лизирующими Феде­рацию в целом);

- согласование интересов территорий с различным статусом (на­циональ­ные республики - области) и различных этниче­ских групп. Экономиче­ская составляющая региональной поли­тики рассматривается президент­скими структурами скорее, как средство решения, как они считают, действительных про­блем - сохранение целостности государства и под­держание межна­цио­нальной стабильности.

Распад Федерации рассматривается как постоянная угроза. Для удержа­ния под контролем центробежных тенденций главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных принципов (равноправие субъектов Федерации, единство государ­ственного строя, отсутствие внутренних эко­номических гра­ниц). Исключи­тельно силовыми методами обеспечить соблюде­ние этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осущест­вление но­вой региональной стратегии российского госу­дарства, направ­ленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход от узкоэкономических к более широким - общест­венным и социальным целям.

Кроме того, существует необходимость реформирования нало­го­вой сис­темы (с разделением налоговых баз бюджетов городов, ре­гионов и Федера­ции) и окончательно разграничить федераль­ную и региональную собствен­ность. Актуальна проблема созда­ния Феде­рального фонда регионального развития, ориентирован­ного на поддержку экономических депрессивных ре­гионов и фор­мируе­мого за счет территориальной ренты, изымаемой в более благо­приятных регионах.

В области экономики ключевым элементом региональной поли­тики явля­ется предоставление регионам прав на ускоренное ре­формирование экономи­ческих отношений ради скорейшего преодо­ления кризиса переходного пе­риода. Важным элементом регио­нальной политики является региональная по­литика в сфере меж­национальных отношений.

Отсутствие скоординированной региональной политики обу­слов­лено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но и отсутствием давления со стороны регионов. С од­ной сто­роны, федеральным властям уда­лось уверить региональ­ные элиты в своей готовности к компромиссам по конкретным во­просам (что снизило уровень претензий на общее изменение курса), с другой - произошли существенные изменения в струк­туре местных элит. По­ложение отраслевых элит в регионах ос­лабло в связи с продол­жаю­щимся экономическим спадом и прива­тизацией, меняющими "статусные веса" участников. Отраслевые проблемы фактически становятся проблемами регио­нов, однако при этом не превраща­ются в региональные, по крайней мере, в сознании правящих элит. Руководители регионов обеспокоены про­блемами локальных рынков труда, неплатежей и кризисом сбыта на местных предпри­ятиях.

В настоящее время обеспечение государственного единство РФ, решение проблем повышения эффективности управления госу­дарст­вом, устранение экономической и бюджетной асимметрии ви­дится не в сокращении количества субъектов РФ, а в усилении регио­нальной политики, повышении авторитета федерального Цен­тра и укреплении доверия к нему со стороны регионов и всего населе­ния. Регио­нальная политика должна основываться на идеях:

- национального центризма и демократического федерализма (обес­печение всем национально- и административно-террито­риальным единицам подлин­ного равноправия);

- преодоления асимметричности нынешнего федеративного уст­рой­ства. Осо­бое значение приобретают согласование и раз­грани­чение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - ре­гионы (края, области, города),

- освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов ме­жду на­циями. Важно обратить серьезное внимание на мас­совое ущемление по­требностей и нужд этнического характера (как ти­тульные нации, так и национальные меньшинства). Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регио­нах чре­ваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского на­ционального движения, более жестким противодей­ствием анти­русским настроениям и акциям.

- учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и Си­бири, и Дальнего Востока.)

- укрепление самостоятельности регионов, не противопостав­ляю­щих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к при­оритету наднациональных ценностей.

Новая региональная политика России рассчитана на 10 лет. Ос­новные цели (политические):

- обеспечение экономических, социальных и правовых основ фе­де­рализма,

- создание единого экономического пространства,

- становление и обеспечение гарантий местного самоуправле­ния.

Решив эти проблемы, можно решать все остальные задачи (эко­номиче­ские, социальные, экологические, демографические и т.д.).

Социально-экономические задачи региональной политики:

- выравнивание социально-экономических условий, создание ус­ло­вий для экономического роста;

- обеспечение единых минимальных стандартов и равной социаль­ной за­щиты, га­рантирование прав граждан независимо от экономиче­ских воз­можностей региона.

3.2. Методы региональной политики

Методы региональной политики: прямые и косвенные. Прямые методы региональной политики — это когда государство напрямую финансирует ре­гионы. Федеральное Правительство предоставляет регионам трансферты, субвенции — финансовые средства, выде­ляе­мые для целевого финансирования бюджетов субъектов РФ. Субвен­ции бывают текущие и инвестиционные. Этот метод широко применя­ется в России, реже на Западе. Косвенные методы — это когда го­сударство создает благоприятные условия для развития регио­нов. Этот метод преобладает на Западе, применяется и в России. Реа­лизу­ется он через:

- нормативное регулирование путем установления общих правил (на­пример, налогового законодательства),

- путем его оперативной корректировки в соответствие с реаль­ными зада­чами (например, ставки налогов могут корректиро­ваться путем изменения законов),

- координацию и общее направление деятельности регионов, со­дей­ствие ее успешному осуществлению,

- определение приоритетов и стимулирование этого направление в регионе.

Развитие регионов во многом зависит от до­таций, транс­фер­тов и региональной политики центра. Но в усло­виях эконо­миче­ского кризиса финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Ши­роко распространилась практика вы­дачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на ос­нове "До­говоров о разграничении предметов веде­ния и полно­мочий", се­годня около 40 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают про­тиво­стояние регионов и способствуют желанию "тянуть одеяло на себя". Регио­нальная политика не способна пока пре­одолеть многие трудности отношений центра с регионами.

Хотя в Конституции существует принцип равноправия субъ­ек­тов РФ, но в реальности этого нет. Важная задача региональ­ной политики — устано­вить это равноправие. Государство может пре­доставить равные права, но их использование — проблема ка­ждого региона. Создать благоприятные ус­ловия во всех регио­нах не­возможно, но возможно их выравнивание. Сущест­вует 3 принципа выравнивания регионов:

1. отсталые регионы должны достичь уровня развития самых вы­со­коразвитых регионов;

2. принципы компенсирования, т.е. различия, которые нельзя пре­одолеть, должны быть компенсированы;

3. комплексное выравнивание социально-экономических уровней раз­вития регионов (улучшение качества жизни человека).

3.3. Проблемы региональной политики.

Региональная политика в настоящее время во много зависит от объек­тив­ных условий, сложившихся в России. Полиэтнич­ность страны и этнодис­персность на­селения, значительные раз­меры го­судар­ственной территории обу­славливают ряд суще­ст­венных осо­бенностей. Кроме того это обуславли­вает значи­тельное число проблем. Одна из них —нечеткое распределение рос­сийским зако­нодательством ком­петенции центра и регионов. Конститу­ция и двухсторонние договоры создают столь "широкое" и аморфное пра­во­вое поле, что каждая из участвующих в феде­ра­тивных отноше­ниях сторон имеет возможность трактовать кон­сти­туционные ос­новы развития россий­ского общества в свою пользу.

Следующей важной проблемой яв­ляется неравенство субъек­тов Россий­ской Федерации, обусловлен­ное функцио­нированием инсти­тута двусторон­них договоров и со­глашений между Цен­тром и ре­гионами. После заключе­ния названных договоров и со­глашений начала углуб­ляться тенденция по­вышения правового и социально-экономического статуса субъектов Федера­ции, подпи­савших по­добные договоры и согла­шения с Центром, по сравне­нию со ста­тусом субъектов федерации, не подписавших таких до­гово­ров. Договорной процесс затрагивает и сферу бюджетного федера­лизма, – ряд регионов увеличивают свои полномочия в фискальной сфере, что в условиях централизованной системы фи­нансово-бюд­жетных отношений приводит к мультипликации регио­нального нера­венства – возникает система узаконен­ного нера­венства федера­тивных отношений.

Еще одна проблема региональной политики связана с эска­ла­цией по­тенциала этнической конфликтности под влиянием дос­тав­шейся от советской эпохи идеологемы "национальной госу­дарст­венности". Возникает проблема отношений между представи­телями титульной нации и прочими постоянными жителями "нацио­наль­ного" региона. Существует у ряда регионов и опреде­ленный уро­вень конфликтности в отношениях с центральной властью. Боль­шая часть которых разрешается путем переговоров. Не ре­шенные в свое время проблемы Чечни вылились в вооруженное противобор­ство с федераль­ным центром. В настоящее время из 128 ста­ти­стиче­ски учетных этносов Российской Федерации лишь 21 имеет свои го­сударственные образования, еще 11 – автоном­ные обра­зования. Ос­тальные этнические группы собствен­ной государ­ст­венности не имеют. Подобное положение скрывает в себе го­су­дарство деста­билизирующий и этноконфликтный потен­циал, спо­соб­ный при опре­деленных условиях при­вести к кри­зису госу­дарст­венности. Ре­шить все эти проблемы можно только с помо­щью правильной регио­нальной политики.

Вывод

Таким образом, основные задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постепенном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях. Главная цель региональной политики заключается в сохранении и единства целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Депрессивные территории. Определение депрессивности. «Санация» депрессивных территорий, варианты и ресурсы, условия успешной «санации».

Введение

Для страны, занимающей первое место в мире по территории, региональный аспект анализа всегда имел большое значение. При централизованном управлении экономикой главной была тенденция к сглаживанию межрегиональных различий, и анализ был подчинен их выявлению. В условиях переходного периода ломка старого хозяйственного механизма по-разному повлияла на экономику и социальное положение в регионах. Различия возросли в результате реформенных преобразований, структурных изменений, отказа от централизма и перехода к федерализму в государственном управлении и других факторов.

Начальным шагом многоэтапного процесса оздоровления экономики регионов и повышения благосостояния населения должна стать работа классификационного характера по ранжированию регионов страны, выделением в их числе депрессивных и регионов с особо низким уровнем развития (Приложение3),определением приоритетных направлений государственных усилий в этих регионах.

В условиях экономического кризиса определить регионы, объективно ну­ждающиеся в целевой государственной поддержке, очень сложно. Для этого органам власти как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации не­обходима максимально достоверная информация о социально-экономической ситуации в регионах. Западные специалисты по статистике считают, что в ди­рективной плановой экономике более достоверны микроэкономические и ме­нее достоверны макроэкономические показатели, а в рыночной - наоборот. Однако российский опыт свидетельствует, что в период реформ как макро-, так и микроэкономические показатели официальной статистики не полностью от­ражают реальную ситуацию. Количественные оценки социально-экономичес­кого состояния региона оказываются недостаточными, ибо искаженная инфор­мация о потенциале территорий, объемах производства в денежном выраже­нии, реальной налоговой базе, доходах предприятий, уровне жизни населения и т.п. не позволяет принимать адекватные решения. Для объективного и пол­ноценного анализа требуются качественные, экспертные, логически осмыслен­ные оценки.

1.Депрессивные регионы

1.1. Понятие и признаки депрессивных территорий.

Становление и развитие рыночной экономики в России привело к глубокой асимметрии развития регионов. В 2002 году только в 22 регионах финансовая обеспеченность на душу населения превышала среднероссийское значение, в 20 регионах финансовая обеспеченность на душу населения была ниже среднероссийского значения не более чем на 25%, в остальных 47 регионах финансовая обеспеченность на душу населения была ниже 75% от среднероссийского значения. Степень дифференциации финансовой обеспеченности на душу населения между регионами в 2004 году составит более 10 раз. Еще более глубокая асимметрия прослеживается в уровне социально-экономического развития регионов. Диапазон разброса между минимальными и максимальными значениями в развитии регионов по основным социально-экономическим показателям в 2002 году составил 1:132.
Проблемы развития регионов России, проявившиеся в многократном спаде промышленного и сельскохозяйственного производства, высоком уровне населения, находящегося за чертой бедности, в безработице и в других показателях, наиболее остро выявились на современном этапе проведения экономических реформ. В результате среди проблемных регионов произошла дифференциация их на слаборазвитые, отсталые и депрессивные.

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

  • Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала
  • Значительная доля промышленности в структуре экономики
  • Относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

  • Снижение конкурентоспособности основной продукции
  • Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса
  • Истощение минерально-сырьевой базы
  • Структурные сдвиги в экономике страны.

1.2. Виды депрессивных территорий.

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в россии ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

  • Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации
  • Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия)
  • Необходимость переселения избыточного населения.

2. Решение проблем депрессивных территорий

2.1.. Бюджет депрессивных территорий.

Депрессивность территорий проявляется, прежде всего, в отсутствии развития ведущих отраслей региона. При этом число проблемных регионов не уменьшается, а, напротив, увеличивается, причем, к депрессивным регионам уже относятся и те территории, которые до начала экономических реформ развивались нормально, но в результате трансформации экономического базиса России превратились по разным причинам в дотационные регионы, с показателями их социально-экономического развития многократно хуже соответствующих среднероссийских показателей.
В регионах с крайне низким уровнем развития за чертой бедности проживает в 2004 году от 42 до 73% населения при 21,5% в среднем по России, соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума колеблется от 0,50 до 1,41 при среднероссийском значении 2,36, ВРП (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения в 2002 году при среднероссийском значении 66 тыс. руб. составил от 9,73 до 30,86тыс.руб.
Депрессивные и отсталые регионы не в состоянии сформировать свой бюджет на основе собственных финансовых ресурсов, поскольку обеспеченность, собственным налоговым потенциалом (с учетом регулируемых налогов) составляет всего 8-33,5%, поэтому без финансовой государственной поддержки функционировать не могут. Для некоторых депрессивных и отсталых регионов доля государственной финансовой поддержки составляет в общей сумме доходов бюджета свыше 70%. Однако, государственная финансовая поддержка не всегда обеспечивает покрытие даже текущих расходов. И поэтому депрессивные и отсталые регионы, не имея средств на развитие, все более отстают в экономическом развитии от других субъектов Российской Федерации.
Бюджетный процесс в депрессивных регионах имеет свои особенности. Так, принимаемый как закон годовой бюджет депрессивного региона, который на 1/3 состоит из финансовой помощи государства, действует фактически как индикативный план доходов и расходов. При этом федеральное законодательство предписывает казначейское исполнение бюджета, который предполагает наделение казначейства не только учетными функциями, но и функциями осуществления расходных операций от имени и по поручению бюджетных организаций.
В результате организация бюджетного процесса в депрессивных регионах существенно ограничивает возможности управления финансами на региональном уровне, поэтому депрессивные и отсталые регионы слабо заинтересованы в совершенствовании управления финансовыми ресурсами и повышении эффективности их использования.

2.2. Методы решения проблем.
Логика экономических преобразований и реализация принципов территориальной самостоятельности выдвигают на первый план решение проблемы развития депрессивных и отсталых территорий в ракурсе их способности к самообеспечению. При этом совершенствование управления финансами регионов на современном этапе экономического развития России все еще не отличается комплексностью и системностью решения проблемы. Отдельные ее аспекты носят фрагментарный характер, что не способствует достижению финансовой самодостаточности и финансовой стабилизации депрессивных и отсталых регионов.
Сложность решения проблемы управления территориальным развитием в России усугубляется неотработанностью механизмов учета неравенства (асимметрии) регионального развития и территориальной дифференциации в укреплении финансового потенциала депрессивных и отсталых регионов, что требует формирования концептуальных основ внедрения новаций и нахождения оптимальных путей к их практической реализации. Все это предопределяет необходимость переосмысления и выявления новых подходов к исследованию теоретических и практических проблем организации финансов депрессивных и отсталых территорий.
Потребности бюджетной сферы в финансировании, рассчитываемые традиционными нормативными методами, оказываются несопоставимыми с ресурсными возможностями даже самых богатых и успешно развивающихся территорий. Такая ситуация сложилась не только в результате глубокого и продолжительного спада российской экономики в 90-х годах, но и отчасти из-за существования нерационального подхода к управлению государственными финансами.
В этой связи принципиально новыми и приоритетными для России являются реформирование бюджетного сектора и совершенствование механизмов повышения качества и эффективности управления финансами регионов в рамках реализации среднесрочного финансового планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, что предполагает создание для депрессивных и отсталых регионов эффективных стимулов для увеличения собственных финансовых ресурсов и более эффективного управления ими. Вместе с тем данные реформы находятся лишь на начальной стадии развития, что вызывает необходимость их дальнейшего изучения, проведения научных исследований и доведения до практической реализации и логического завершения.
Социально-экономическая значимость исследуемой проблемы эффективного управления финансовыми ресурсами депрессивных и отсталых регионов в рыночных условиях, недостаточная проработанность ее теоретических и методологических положений определили основные направления исследований, выбор темы настоящей диссертационной работы и обусловили ее актуальность.
Состояние изученности проблемы. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами депрессивных регионов являются достаточно новой областью экономической науки, поскольку само понятие "депрессивный" регион появилось достаточно недавно (в 90-х годах) и первое определение этому понятию было дано в "Программе развития депрессивных и отсталых районов Российской Федерации", принятой в 1995 году.

Вывод

Большое число кризисных территорий в России, беспрецедентная дифференциация региональных показателей, углубившаяся за последние 10 лет, порождены длительным системным кризисом, общей стагнацией экономики. Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения, эффективности региональной экономики. В этом случае государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства.

Задачи регионального выравнивания стоят не только перед Россией. В Западной Европе региональная политика направлена главным образом на подтягивание относительно отсталых регионов до уровня средних с акцентом на территориях с наихудшими экономическими и социальными показателями. Между тем общеэкономическая и социальная среда, в которой приходится решать задачи регионального выравнивания, в России принципиально иная, чем во многих индустриально развитых странах, где состояние экономики при всех оговорках, связанных, прежде всего с высоким уровнем безработицы и наличием проблем циклического развития, в целом можно признать здоровым. Существование в них отдельных проблемных ареалов является, скорее, исключением из общего правила и может рассматриваться как своего рода трудности роста. Необходимость поддержки отдельных территорий за счет перераспределения ресурсов в их пользу хотя и не вызывает восхищения у населения, но и не приводит к массовым протестам. Общество готово временно смириться с дополнительными издержками ради социального спокойствия в стране.

Что касается России, то возможности межрегионального перераспределения ресурсов с целью поддержки проблемных регионов здесь быстро сужаются. Одновременно готовность в целом бедного общества помогать еще более нищим территориям без каких-либо гарантий на успех в будущем является проблематичной.

Список используемых источников

1. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для студ. вузов

/А.Г. Гранберг. – изд. 2-е.- М.: Европейская комиссия, 2001. – 493 с.

2. Социально-экономическое состояние депрессивных регионов –

Режим доступа: http://www.studentport.ru/referat/cardinfo.php?id_card=17548

3. Экономические науки – научно информационный журнал –

Режим доступа: http://ecsn.ru/index.php?task=catalog&catid=16

4. Экономика infо. Региональная политика – Режим доступа:

http://www.economika.info/index.php?action=ref&p=M ...

5. Региональная экономика. Реферат, курсовая работа –

Режим доступа:http://ref.ewreka.ru/r39478/ -

6. Referat. su Гуманитарные курсовые и дипломные работы –

Режим доступа: http://www.referat.su/refs_new/13211/ref_part_5.sh ...

7. Тургель И.Д. Курс лекций "Региональная экономика и управление". Лекция 6 Проблемные регионы – Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/search.html?words=%D2%F3%F0%E3%E5%EB%FC+%C8.%C4.+%CA%F3%F0%F1+%EB%E5%EA%F6%E8%E9+&x=10&y=12

Приложение 1

Состав федеральных округов Российской Федерации

Федеральные

округа

Субъекты Федерации
Центральный г. Москва; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области
Северо–Западный г. Санкт-Петербург; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; республики Карелия, Коми; Ненецкий АО
Южный Астраханская, Волгоградская, Ростовская области; Краснодарский, Ставропольский края; республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чеченская
Приволжский Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Коми-Пермяцкий АО
Уральский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО
Сибирский Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Алтайский, Красноярский края; республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский АО
Дальневосточный Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Приморский, Хабаровский края; Республика Саха (Якутия); Корякский, Чукотский АО; Еврейская авт. обл.

Приложение 2

Классификация региональной политики

Критерии Виды региональной политики
1. Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона
  • экономическая;
  • социальная;
  • экистическая;
  • экологическая;
  • научно-техническая.
  • 2. Цель применения
  • - выравнивание уровней социально-экономического развития регионов
  • оптимизация использования региональных ресурсов и т.д.
  • 3.Механизм реализации
  • автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями);
  • проблемная (распределение по специальным программам);
  • целевая (распределение по конкретным регионам).
  • 4. Форма реализации
  • финансовая (трансферты, льготы, штрафы);
  • административная (разрешения, запреты, лицензирование);
  • инфраструктурная и т.д.
  • 5. Адресаты
  • фирмы;
  • граждане;
  • отрасли;
  • территориальные органы власти
  • Приложение 3

    Перечень депрессивных регионов, выделенных по разным методикам.

    Методика ученых из ИЭиОПП СО РАН (по итогам развития регионов за 1992 – 1994гг.)

    Исследование

    Международной академии регионального развития и сотрудничества

    Перечень депрессивных регионов, предложенный А.Г. Гранбергом (к 1997 г.)
    Архангельская обл. Архангельская обл. Ивановская обл.
    Ивановская обл. Ивановская обл. Кировская обл.
    Чувашская республика Ленинградская обл. Псковская обл.
    Кировская обл. Кировская обл. Республика Чувашия
    Удмуртская республика Владимирская обл. Владимирская обл.
    Курганская обл. Челябинская обл. Тамбовская обл.
    Республика Бурятия Новосибирская обл. Курганская обл.
    Читинская обл. Волгоградская обл. Волгоградская обл.
    Приморский край Калужская обл. Алтайский край
    Хабаровский край Воронежская обл. Читинская обл.
    Амурская обл. Рязанская обл. Хабаровский край
    Ярославская обл. Амурская обл.
    Еврейская авт.обл.
    Удмуртская республика