Реферат: Экологический туризм 4

Название: Экологический туризм 4
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

17. Экологический туризм – относительно новое явление в туристской деятельности. Началом формирования концепции экотуризма следует считать 80-е годы, когда в печати появились исследования на эту тему, связанные с работами западногерманских и швейцарских ученых.

Основная причина обращения к экологическому туризму коренится в неотрегулированности отношений в системе «туризм – экология». Отсюда, очевидно, и происхождение понятий «мягкий туризм» или «зеленый туризм». Именно ориентацией на экологическую составляющую в целях привлечения туристов можно объяснить повышенное внимание в последние годы к посещению мест с незагрязненной природой. Многочисленные опросы туристов показывают, что среди ведущих мотивов туристских путешествий на первый план все больше выдвигается стремление людей к общению с живой природой. И это общение следует реализовать в рамках организованного экологического туризма.

Классическое определение экотуризма, предложенное в 1980 году мексиканским экономистом – экологом Г. Цебаллос – Ласкурьйном, сочетает посещение уголков дикой природы с экологически чутким отношением к среде. Экологический туризм в современном представлении – отдых в привлекательных регионах, мало нарушенных человеческой деятельностью, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения.

По мнению известного специалиста по туризму М.Б. Биржакова, экологический туризм – это одна из разновидностей природного туризма, объединяющего людей. Путешествующих с научно – познавательными целями. Он считает, что сферой интересов этих туристов является окружающая природная среда, ее наблюдение и, в частности, ее охрана.

15. Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью:

• увеличения валового национального дохода от туристской деятельности;

• защиты потребителя туристских услуг;

• организации туристской деятельности в цивилизованных рамках;

• сохранения туристско-рекреационных ресурсов.

Увеличение валового национального дохода за счет туристского бизнеса регулируется налоговым законодательством.

Пополнение местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами и платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор и др.).

Защита потребителя туристских услуг на государственном уровне производится: для физических лиц (граждан) в рамках Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений и организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.

Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:

• нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензировании туристской деятельности;

• налоговым законодательством;

• нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;

• таможенным кодексом Российской Федерации и др.

Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным Кодексом Российской Федерации.

Нормативно-правовые основы туристской деятельности

В большинстве развитых зарубежных стран туристская отрасль народного хозяйства является приоритетной и имеет значительную государственную поддержи К сожалению, до сих пор в России не принят Закон о туризме, отсутствует Туристский кодекс Российской Федерации, нет Федерального министерства туризма.

Существующий Государственный комитет по физической культуре и туризму (ГКФТ) занимается физической культурой и спортом, санаторно-курортным делом и туризмом, в том числе.

Регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

7.8.18- Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:

• капитала;

• технологии;

• кадров;

• туристских ресурсов.

Это означает, что, недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая – туристские ресурсы – является наиболее дешевой (в России нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:

• экономические;

• природные;

• культурно-исторические;

• трудовые;

• финансовые;

• социальные;

• производственные.

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы имеют следующее основные свойства:

• аттрактивность (привлекательность);

• климатические условия;

• доступность;

• степень изученности;

• экскурсионная значимость;

• пейзажные и видео экологические характеристики;

• социально-демографические характеристики;

• потенциальный запас;

• способ использования и др.

Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

• природные;

• инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

Несмотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:

• экологического просвещения;

• ограничения туристко-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;

• налогового регулирования и т.д.

Интенсивное неконтролируемое посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.

К сожалению, в России благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают менее 10 % ее территории, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.

Туристское природопользование связано с понятием рекреационной системы, состоящей из ряда подсистем: турист, природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления и др.

Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория

России распределена на туристские экономические районы и зоны потенциального развития туризма федерального значения.

Указанные данные не учитывают места в общежитиях, пионерских лагерях, частном секторе и на теплоходах.

С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения, все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.

К первому уровню относятся часть Северо-Западного региона, Москва и Московская область, Черноморское и Азовское побережья, Кавминводы.

Ко второму уровню относятся часть Северо-Западного региона, Балтийское побережье, Золотое кольцо древних русских городов, Поволжье и Северный Кавказ.

К третьему уровню относятся Север, Горный Алтай, Горная Шория, Байкал, Якутия, Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатка.

Данное районирование и прогнозирование емкости туристских ресурсов России было положено в основу разработки целевой федеральной программы: "Развитие

туризма в Российской Федерации", ориентированной на среднесрочную (1995-1997 г.г.) и долгосрочную (до 2005 г.) перспективы.

Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта.

Как видно из таблиц 5 и 6, туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.

Зоны развития туризма федерального значения в соответствии с табл. 6 специализированы по видам туризма, а также городам, районам и регионам, рекомендуемым для его развития.

В соответствии с картой туристских ресурсов производятся подробная паспортизация зон перспективного развития туризма. Цель зонирования территорий и их паспортизация – определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экологической защиты) Диаграмма нагрузки чел/км2 определяется для каждой зоны по месяцам. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данной зоны без ограничений.

Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.

В ряде регионов России для воспроизводства данных ресурсов введен местный налог. Ограничения или запрещения по использованию туристско-рекреационных ресурсов действуют для уникальных природных заповедников, заказников, природно-ландшафтных комплексов и др. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, где туризм является основной статьей национального дохода.

19/ Перечень основных туристских и курортных зон федерального значения

п/п №

Зоны развития туризма федерального значения

Специализация по видам туризма

Города и районы, рекомендуемые для развития туризма

1.

Север (Баренцево море, Белое море, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республика Карелия)

Познавательный и экологический, религиозный, спортивный виды туризма

Архангельск, Соловки, Вологда, Волго-Балтийск, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Хибины, Сорталава

2.

Северо-Запад (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области)

Познавательный, деловой и конгрессный виды туризма

Санкт-Петербург, Выборг, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Новгород, Старая Руса, Валдай, Псков, Печеры, Пушкинские гор

3.

Балтийское побережье (Калининградская область)

Деловой и рекреационный, лечебный виды туризма

Калининград, Зеленоград, Светлогорск, Рыбачье

4.

Москва и Московская область

Познавательный, деловой, конгрессный виды туризма

Москва, Верея, Сергиев посад, Звенигород, Коломна, Истра, Руза

5.

Золотое кольцо древних русских городов (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская и Тверская области)

Познавательный, деловой, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма

Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Тутаев, Углич, В. Волочек, Тверь, Осташков, оз. Селигер, Торжок

6.

Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, республики Татарстан и Чувашия)

Познавательный, деловой, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма

Нижний Новгород, Волгоград, Б. Болдино, Астрахань, Казань

7.

Северный Кавказ

7.1

Каспийское побережье (республика Дагестан)

Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды т

Дербент

7.2

Черноморское и Азовское побережья (Краснодарский край, республика Адыгея, Ростовская область)

Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма

Анапа, Азов, Сочи, Ейск, Геленджик

7.3

Кавказские Минеральные воды

Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды т

Кисловодск, Минводы, Железноводск, Пятигорск

7.4

Республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия

Познавательный, экологический, спортивный рекреационный, лечебный виды туризма

Домбай, Архыз, Теберда, Приэльбрусье

8.

Сибирь

8.1

Горный Алтай (Алтайский край)

Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды т

Телецкое озеро, курорт Белокуриха

8.2

Горная Шория (Кемеровская область)

Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды т

Междуреченск, Таштагор

8.3

Байкал (Иркутская, Читинская области, республика Бурятия)

Многофункциональная зона

Иркутск, оз. Байкал, Улан-Уде, Кяхта

8.4

Якутия

Познавательный, экологический, деловой виды туризма

Якутск, река Лена

9.

Дальний Восток

9.1

Приморье (Приморский край)

Многофункциональная зона

Владивосток, Находка

9.2

Сахалин, Курилы

Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды а

Анивский залив, Курилы

9.3

Камчатка, Командоры (Камчатская область)

Познавательный, экологический виды туризма

Петропавловск-Камчатский, Долина Гейзеров, Командорские острова

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что в современной России достаточно распространенными являются экологический, познавательный, рекреационный, лечебный, деловой виды туризма. Для реализации данной туристской деятельности имеются социокультурные и природно-климатические ресурсы.

Теперь рассмотрим следующую карту-схему, которая дает нам информацию о разновидности курортно-оздоровительного туризма согласно регионам страны. Согласно данным карты, можно увидеть, что основным центром туризма является юг страны. Высокая и очень высокая плотность предприятий наблюдается в Одесском, Северо-Кавказском и центральном районах. В основном, кроме IV зоны преобладает средняя и низкая плотность предприятий.

По функциональности большое предпочтение отдается Крымскому, Одесскому, Азовскому, Северо-Кавказскому, Горно-Кавказскому, Закавказскому районам. Лечебный курорт наблюдается в Горно-Кавказском районе; Лечебно-оздоровительный курорт – в Дальневосточном, Среднеазиатском районах; Лечебно-туристический туризм относится к 4-му сектору; оздоровительный туризм принадлежит к Обско-Алтайскому району; оздоровительно-лечебный – к Енисейскому, Прибалтийскому районах; оздоровительно-экскурсионный - к Западному району; Днепровско-Днестровский, Волжский, Уральский районы относятся к экскурсионно-оздоровительному туризму, а к спортивному – Закавказский и часть Центрального района.

44/ Страхование путешественников

Наверное, нет такого человека, который не мечтал бы об отпуске. Когда долгожданный отпуск наконец-то наступает, необходимо, чтобы он прошел гармонично, весело и познавательно, а в случае возникновения непредвиденных неприятностей, их можно было бы легко разрешить.

Это возможно с Международным страховым полисом, который действует как и на территории РФ, так и за границей. При путешествиях за границу он, как правило, входит в так называемый «турпакет», и Вам нужно только узнать, какая компания и на каких условиях Вас страхует (хорошо, если это известная на рынке, надежная компания, — неизвестное название и слишком низкий тариф должны настораживать). Если условия страхования или сама страховая компания Вас не устраивают, то можно отказаться от стандартной страховки и страховаться самим.

По алфавиту или по классу

Код «А» включает в себя оплату медицинских расходов на лечение в результате несчастного случая (уточните, что входит в это понятие) или внезапной болезни, эвакуацию в лечебное учреждение и услуги по репатриации. Не покрывает услуги стоматолога.

Код «В» помимо услуг, включенных в вариант, А, обеспечит оказание стоматологической помощи в размере, не превышающем 200 долларов США.

Код «С» кроме перечисленных услуг включает предоставление юридической помощи (поддержку адвоката) и административной помощи, т. е. помощь при утере багажа, в том числе денежную компенсацию при безвозвратно утерянном багаже (обычно не более 500 долларов США за одно место), а также помощь в оформлении утерянных документов.

Код « D » может быть полезен путешествующим на собственном автомобиле, т. к., помимо всего вышеуказанного, позволит оплатить услуги СТО в случае поломки автотранспорта.

В некоторых страховых компаниях применяется другая классификация. например, ВСК предлагает полисы трех видов: Econom Class , Business Class , VIP , однако за этими названиями скрываются все те же варианты страхования. Так, эконом-классу соответствует вариант, А, бизнес-классу — вариант В, а VIP — это вариант С.

Виды страхования

Полис страхования от несчастного случая покрывает все медицинские расходы, предусмотренные вариантами страхования, А- D , а также обеспечивает страховую выплату в случае смерти застрахованного или присвоения ему группы инвалидности. По полису страхования на случай вынужденного отказа от поездки застрахованному выплачивается определенная сумма (как правило, стоимость путевки), если ему пришлось отказаться от поездки. Внимательно изучайте перечень страховых случаев. Возмещения Вы, скорее всего, не получите, если: — Своевременно не известите страховую компанию. — Поездка не состоялась из-за военных действий, мятежа, военного переворота или узурпации власти. — В посольстве отказали в визе. Однако чаще всего страховку на случай вынужденного отказа от поездки покупают именно тогда, когда опасаются отказа в визе, поэтому некоторые страховые компании не исключают этот случай из перечня страховых событий, но повышают стоимость страховки.

Международный страховой полис: нюансы

Международный страховой полис заключается при предъявлении загранпаспорта. При страховании от отказа от поездки также предъявляются билеты, путевки или иные документы, подтверждающие оплату планируемой поездки.

Размеры выплат

Все выплаты, производимые по Международным страховым полисам, ограничены размером страховой суммы (за расходы свыше этой суммы Вам придется доплачивать). Максимум и минимум страховых сумм в каждой страховой компании свой (как правило, не меньше $10 000 для зарубежных поездок и $3 000 для путешествий по России и СНГ). Кроме того, некоторые страховые компании применяют франшизу, т. е. определяют размер ущерба, который будет оплачивать сам застрахованный, а страховая компания производит выплату, только если ущерб больше величины франшизы.

Тарифы и коэффициенты

Тариф по Международному страховому полису определяется в зависимости от размера страховой суммы, варианта страхования, срока поездки, возраста застрахованного и страны пребывания. При этом могут применяться повышающие и понижающие коэффициенты. Скидки обязательно предоставляются детям (некоторые компании страхуют детей только старше года, а для детей младше трех лет тариф наоборот больше, так как выше риск заболеваний и травм) — 20–50% от стоимости взрослого полиса. Группы туристов также страхуются со скидкой. Надбавки применяются к спортсменам, к туристам старше 60–70 лет, к выезжающим в определенные страны (например, в США, Канаду или в Японию; в «Ингосстрахе» особые тарифы при выезде в Швейцарию). Стоимость стандартного Международного страхового полиса для поездки в Германию (т. е. такого, который обычно предлагается в турпакете), предлагаемого различными компаниями, приведена в таблице*.

Важность Сервисной компании

При подписании Международного страхового полиса вы отдаете себя не только в руки страховщика, но и в руки Сервисной компании, которая будет обслуживать вас на месте пребывания, поэтому выбирайте страховую компанию, сотрудничающую с надежными и известными Сервисными компаниями, такими как, например, Europe Assistance , Assistance CORIS , International SOS . Если с вами произойдет страховой случай, необходимо связаться с Сервисной компанией, телефон которой обязательно должен быть указан в полисе. Именно Сервисная компания подскажет, что делать и в какое лечебное учреждение обращаться, она же произведет оплату лечения. Если все же случится непредвиденное (не удастся связаться с Сервисной компанией, среди её персонала не найдется русскоговорящего оператора и т. д.), обязательно соберите все справки, направления и рецепты, подтверждающие стоимость вашего лечения, а по возвращении обратитесь в офис страховой компании, где вам должны будут произвести выплату.

19. Перечень основных туристских и курортных зон федерального значения

п / п №

Зоны развития туризма федерального значения Специализация по видам туризма Города и районы, рекомендуемые для развития туризма
1. Север (Баренцево море, Белое море, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республика Карелия) Познавательный и экологический, религиозный, спортивный виды туризма Архангельск, Соловки, Вологда, Волго-Балтийск, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Хибины, Сорталава
2. Северо-Запад (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области) Познавательный, деловой и конгрессный виды туризма Санкт-Петербург, Выборг, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Новгород, Старая Руса, Валдай, Псков, Печеры, Пушкинские гор
3. Балтийское побережье (Калининградская область) Деловой и рекреационный, лечебный виды туризма Калининград, Зеленоград, Светлогорск, Рыбачье
4. Москва и Московская область Познавательный, деловой, конгрессный виды туризма Москва, Верея, Сергиев посад, Звенигород, Коломна, Истра, Руза
5. Золотое кольцо древних русских городов (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская и Тверская области) Познавательный, деловой, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Тутаев, Углич, В. Волочек, Тверь, Осташков, оз. Селигер, Торжок
6. Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, республики Татарстан и Чувашия) Познавательный, деловой, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Нижний Новгород, Волгоград, Б. Болдино, Астрахань, Казань
7. Северный Кавказ
7.1 Каспийское побережье (республика Дагестан) Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды т Дербент
7.2 Черноморское и Азовское побережья (Краснодарский край, республика Адыгея, Ростовская область) Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Анапа, Азов, Сочи, Ейск, Геленджик
7.3 Кавказские Минеральные воды Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды т Кисловодск, Минводы, Железноводск, Пятигорск
7.4 Республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия Познавательный, экологический, спортивный рекреационный, лечебный виды туризма Домбай, Архыз, Теберда, Приэльбрусье
8. Сибирь
8.1 Горный Алтай (Алтайский край) Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды т Телецкое озеро, курорт Белокуриха
8.2 Горная Шория (Кемеровская область) Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды т Междуреченск, Таштагор
8.3 Байкал (Иркутская, Читинская области, республика Бурятия) Многофункциональная зона Иркутск, оз. Байкал, Улан-Уде, Кяхта
8.4 Якутия Познавательный, экологический, деловой виды туризма Якутск, река Лена
9. Дальний Восток
9.1 Приморье (Приморский край) Многофункциональная зона Владивосток, Находка
9.2 Сахалин, Курилы Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды а Анивский залив, Курилы
9.3 Камчатка, Командоры (Камчатская область) Познавательный, экологический виды туризма Петропавловск-Камчатский, Долина Гейзеров, Командорские острова

20. Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.

. В новых рыночных условиях и при слабой экономике страны существовавшая ранее модель социального туризма практически не возможна. Для возрождения социального туризма потребуются новые концептуальные подходы, основанные на разумном балансе интересов государства, его граждан и туристских организаций.

Мировой опыт убеждает, что массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью наличных денег, что увеличивает занятость, инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления.

Законопроект «О социальном туризме» нацелен на то, чтобы создать основы для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма. Имеется в виду, что необходимо законодательно сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и системой льгот заинтересовать их в формировании и реализации дешевых туров по России5 .

Рекомендации ВТО, где Российская Федерация имеет полноправный статус, а также Международного бюро социального туризма таковы: в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, т.е. на одного уезжающего путешествовать за границу должно приходиться четверо, путешествующих на внутренних туристских маршрутах. Помимо прочего это способствует улучшению условий для недорогого въездного туризма, т.е. для дополнительного притока валюты. В России это соотношение сейчас 1:156 . На одного отправляющегося по российскому маршруту приходится 15 граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. Сравнительно с оптимальным показателем – негативное расхождение в 60 раз.

Необходимо стимулировать туристский рынок в стране таким образом, чтобы наряду с происшедшим подъемом выездного туризма смог подняться на социальных началах внутренний туризм.

В условиях регулируемой государством рыночной экономики в России может быть не только достигнут существующий ранее уровень развития социального туризма, но и значительно превзойден, а для этого необходимо сделать упор на общедоступность туризма внутри страны для ее граждан, а также возродить сущностное значение туризма в социальном государстве.

С социально-экономической точки зрения туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятостьместного населения. Определенное воздействие туризм оказывает и на экономику страны.

1. Это проявляется при использовании предприятием таких производственных факторов, как труд, земля и капитал. При их комбинировании создается прибавочная стоимость. Данный процесс называют накоплением ценностей. Предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей, выполняя производственную функцию.

2. Туризм прямым или косвенным образом способствует занятости населения. При прямом эффекте занятости население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях, при создании мест в других отраслях экономики осуществляется косвенный эффект.

Туризм помогает трудоустроить множество людей. В мире каждый десятый трудоспособный работник занят в области туризма, в России, к сожаленью, пока только каждый пятьдесят первый7 . Процесс создания и потребления услуг в большинстве случаев предполагает личный контакт исполнителя услуги с ее потребителем, всесторонний учет индивидуальных особенностей и запросов потребителя. Вследствие чего, процесс оказания услуг в меньшей степени поддается механизации и автоматизации, чем производство товаров.

3. Экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода. Это относится к людям, чье рабочее место напрямую зависит от туризма (прямой эффект создания дохода в туризме), а также при получении дохода третьими лицами (функция косвенного эффекта создания дохода в туризме). Эффект получения национального дохода в туризме имеет, прежде всего, региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит, когда выручка туристкой отрасли переходит в региональную торговлю, промышленность и сельское хозяйство.

4. Как фактор развития национальной экономики туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов.

Чаще всего это районы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Развитие туризма в таких местах особенно благоприятно, поскольку это дает возможность на месте реализовать продукцию сельского хозяйства, местных ремесел и таким образом стимулировать их деловую активность, увеличивать покупательскую способность экономически менее развитых районов страны.

5. Кроме непосредственного влияния на многие отрасли хозяйства стран, туризм способствует повышению квалификации обслуживающих работников и культуры обслуживания, лучшему использованию природных ресурсов страны.

Система туризма решает важные задачи социальной сферы – определение образа и уровня жизни людей, их благосостояния, потребления, использования времени: осуществляет различные виды деятельности, активно влияет на занятость населения и социально-экономический прогресс; является фундаментом рынка услуг.

По данным В.А. Квартальнова и А.А. Романова, статистика развития туризма в нашей стране показывает, что если в развитых странах доля туризма в валовом национальном продукте составляет от 5 до 15 % (в некоторых странах достигает 50 %), то в России этот показатель составляет лишь 0,01 %. Дефицит платежного баланса по статье «туризм» достиг в 1995 г. уровня 5,5 млрд долл. США, например, в первом полугодии 1995 г. российские туристы вывезли 2,5 млрд долл., а ввезено в страну было не более 800 млн долл.9

Много проблем стоит перед российским туризмом: слабая правовая база, недостаточность инвестиции в туризм, не разработанность государственной стратегии туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах.

Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе. И с другой стороны, столь же очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам.

Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания. Работники всех иерархических уровнейуправления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность задач межличностного общения при работе предприятий в условиях рыночных отношений.

В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно, финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а также теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 чел.)10 .

Для того чтобы вывести туристский бизнес в России из кризиса, не нужно придумывать что-то новое, нужно модернизировать и усовершенствовать уже существующую производственно-техническую базу. Но главное – уделить внимание человеческому фактору, улучшить качество работы сферы обслуживания. Для воплощения всего этого в жизнь следует:

–усовершенствовать материально-техническую базу международного туризма до уровня мировых стандартов;

– развивать инфраструктуру туристской отрасли для комплексного обслуживания зарубежных туристов;

– научиться обслуживать и развлекать все категории туристов;

– уметь грамотно подбирать, обучать кадры, а также повышать их профессиональный уровень;

– внедрять новейшие научные разработки и достижения техники;

– широко использовать рекламу;

– сотрудничать с различными государствами в области туристских обменов;

– широко использовать достижения науки и техники в области руководства, управления, обслуживания в международном туризме.

Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. К развитию въездного и внутреннего туризма в стране существуют объективные предпосылки как внешнего, так и внутреннего характера (рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация процесса реформирования отрасли). Все это позволяет предположить, что сделанные сегодня в туристическую инфраструктуру инвестиции могут стать крайне выгодными.

10 Становление и развитие туристского рынка в условиях современной России напрямую связано с изменением понимания в обществе социальной роли, функции и предназначения туризма во всей жизни общества. Процесс переосмысления социального предназначения туризма оказался трудным и долгим по времени, что нанесло серьезный удар не только по самому туризму, но и экономике, и престижу общества в целом.

Изменение отношения к туризму со стороны государства, общества и его различных институтов позволит туризму занять соответствующее место во всей общественной структуре и решать многообразные задачи по дальнейшему эффективному развитию современной России.

21. Туристские формальности – процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывании

Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении, поездок и пребываний. Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествий, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают:

- заграничные паспорта,

- визы,

- таможенные правила,

- валютный контроль и порядок обмена валюты,

- санитарные правила,

- режим въезда-выезда,

- особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране,

- иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

Существуют паспортные и визовые формальности.

Паспорт является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина. Помимо заграничных паспортов бывают:

- дипломатические, служебные, консульские паспорта.

Как правило, въезд в страну пребывания требует получения визы.

Виза – это специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через территорию данного государства. Разрешение может быть проставлено в паспорте, либо представлять собой отдельный документ (групповая туристская виза).

Визы бывают:

- одноразовые и многоразовые, индивидуальные и групповые;

- студенческие;

- въездные;

- транзитные;

- выездные, шенгенские и др.

В 1995 г. в семи европейских странах вступило в действие Шенгенское соглашение, упраздняющее пограничный контроль на внутренних границах: Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Германии, Франции, Испании и Португалии. Позднее присоединилась Греция.

Два типа шенгенских виз:

- единая ш.виза, выдается на срок до 3-х месяцев и дает право беспрепятственно передвигаться на территории стран, заключивших Ш. соглашение.

- национальная въездная виза на срок свыше 3-х месяцев

Таможенные формальности представляют процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны (аэропорты, железнодорожные, морские и речные вокзалы, пункты пересечения границы на автодорогах).

Таможенные формальности для туристов и путешественников обычно состоят из письменного или устного декларирования перечня и количество перевозимых вещей, товаров и денег (валюты), разрешенных к перевозке. При этом заполняется таможенная декларации

Таможенная декларация применяется при таможенном контроле за товарами и предметами, принадлежащими физическим лицам. Заполнение декларации предусмотрено для лиц, достигших 16-летнего возраста. При временном въезде заверенная сотрудником таможенная декларация остается на руках владельца и при утере не возобновляется. При необходимости багаж и валютные средства могут быть проверены таможенниками. Провоз вещей и товаров сверх установленной нормы облагается специальным налогом.

Таким образом, таможенные формальности связаны с выполнением установленных государством таможенных правил и уплатой туристом налогов, пошлин, сборов и других начислений.

22,23. Субъекты операций международного туризма

турист

посольства, консульства турагент банки

страховые компании туроператор государственные органы

транспортные компании зарубежные партнёры

Система взаимоотношений между основными субъектами операций международного туризма юридический оформляется различными договорами (контрактами). В договор между туристической фирмой и туристом, как правило, содержит следующие типовые условия: — предмет договора (приобретение туристом прав(гарантий) на тур, оформленных в виде путёвки); — стоимость услуг фирмы и форма их оплаты (наличными или перевод денег на расчётный счёт фирмы); — обязанности туристической фирмы (по предоставлению туристического продукта в полном объёме и качественно; по медицинскому страхованию туристов; по оформлению для них посольских виз); — ответственность и освобождение от ответственности сторон (в случаях форс - мажорных обстоятельств, изменения качества предоставляемых услуг, сроков их предоставления, отказа сторон от тура); — обязанности туриста (по оплате, предоставлении необходимых документов для оформления виз и т.п.). В договоре с клиентом целесообразно отразить следующие сведения: дату заключения договора, сроки предоставления услуг, вид транспорта до места отдыха и обратно, класс гостиницы, его наименование и место расположения. Договор между туроператором и турагентом в зависимости от содержания отношений между турфирмами может быть нескольких видов. Агентские соглаашенияя предусматривают передачу производителем услуг туристическому агенту прав на продажу отдельных видов услуг и инклюзив-туров от имени и за счёт туроператора.

Основные участники операций международного туризма и система взаимоотношений.

Осуществление международных туристических операций предполагает определённые отношения между туристами - потребителями туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношения последних с различными организациями(банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.

Система отношений этих главных субъектов международного туристического бизнеса представлена на схеме

Субъекты операций международного туризма

турист

посольства, консульства турагент банки

страховые компании туроператор государственные органы

транспортные компании зарубежные партнёры

Работа туристических фирм с туристами включает в себя:

- предложение туристу или группе туристов определенного набора туристическо-экскурсионных услуг;

- получение от клиента денежных средств за путёвку(тур);

- перечисление денежных средств определённым организациям за размещение, проживание, экскурсионное обслуживание.

Договорные отношения туриста и туристической фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя).При этом следует подчеркнуть особый характер “продукт”, приобретаемого у туристической фирмы. Вступая с ней в договорные отношения, турист рассчитывает получить в конечном итоге необходимый ему набор услуг. Фирма же предоставляет ему, как правило, ещё не сами услуги. а права (гарантии) получения в определённое время, в определённом месте услуг, непосредственно осуществляемых другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом, но состоящими в договорных отношениях с направляющей туристической фирмой. Турист приобретает также и гарантии оказания определённых видов услуг и самой направляющей фирмой. Совокупность этих прав отображается в путёвке, которая является конечным “продуктом” деятельности туристической фирмы и соответственно предметом её реализации.

Туроператорскаядеятельность- это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором).

Турагентская деятельность- деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицо или индивидуальным предпринимателем (турагентом).

Взаимоотношения между туроператором и туристом чаще всего строятся на основании агентского договора о предоставлении первым второму права на реализацию туристического продукта, сформированного туроператором.

Именно поэтому при организации туров Именно поэтому при организации туровтуристические фирмы сотрудничают состраховымикомпаниями. Страховой взнос входит в стоимость путёвки. Его величина зависит от тарифа. Существуют четыре разновидности тарифов, которые основываются на:

- условиях посольств, которые могут определить минимальную величину страховой суммы, например, для Западной Европы это примерно 30 долларов США;

- сроке поездки;

- количестве человек в группе (возможны скидки от 5 до 20%);

- возрасте (старше 60 лет страховая сумма может быть увеличена в два раза).

На сегодняшний день существуют две формы страхового обслуживания туристов.

2. Компенсационная.

Предусматривает оплату самим путешественником всех медицинских расходов и возмещение их лишь по возвращении на родину, что, как правило, неудобно, так как вынуждает туриста иметь при себе значительный денежный запас на этот случай.

1. Программа страхования багажа.

Сумма страхового лимита около 2000 долларов. Она выплачивается по предъявлении документов, подтверждающих, что багаж был утерян или повреждён во время хранения или транспортировки. Это наиболее распространенный вид страхования, т.к. тариф страхования багажа составляет около 50 центов в день.

2. Сервисная.

3. Страхование медицинских расходов.

4. Юридический и информационный ассистанс - обеспечение правовой поддержки путешественникам в случае административных или гражданских нарушений, а также гарантия получения необходимой информации о наиболее удобных маршрутах.

5. Страхование от несчастного случая.

6. Программа страхования гражданской ответственности за нанесение ущерба имуществу третьих лиц, нанесённых туристом в результате “неумышленных действий”.

Страховой полис - обязательный документ при турпоездке. Большинство стран мира не выдаёт визы без наличия специального страхового полиса. К ним относятся большинство развитых стран: Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, США.

Страховой полис как документ, гарантирующий оплату необходимого медицинского обслуживания при наступлении страхового случая, обязательно содержит номер телефона фирмы-партнёра, по которому можно обратится за помощью, информацию о страхователе, страховщике, условиях, стоимости страховки и освобождения от (ответственности) обязательств компании в случае войны, ядерных взрывов, дорожных аварий, хронических заболеваний и т.д.

Туристическая фирма пересылает поставщику запрос и гарантийное письмо со сроками поездки, наименованием страны назначения, средств передвижения, принимающей фирмы, количеством туристов поимённо с указанием номера паспорта и возраста.

25. Санитарные (медицинские) формальности — процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации.

Сертификат о вакцинации — удостоверение, подтверждающее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемических заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и т.д.). Сертификат выдается официальными медицинскими органами страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа.

В необходимых случаях санитарные (медицинские) формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных санитарных (медицинских) правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов.

Существуют определенные санитарные (медицинские) правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что подтверждается его подписью.

Практика международного туризма показывает, что с увеличением количества путешествующих и расширением географии поездок резко возрастает необходимость более полного учета специфики поездок и соблюдения мер безопасности. Прежде всего это касается регионов со сложной социально-политической обстановкой. Фактически речь идет о риске таких поездок, вплоть до реальной угрозы жизни и здоровью туристов.

Кроме того, к вопросам безопасности относятся и другие проблемы - эпидемии, ВИЧ-инфекция, криминогенные ситуации и преступность, распространение наркотиков, проституция, вандализм и иные формы насилия, пиратство, военные осложнения и перевороты, терроризм, а также рассмотрение всех возможных рисков, связанных с туристами, местными жителями, турфирмами и индустрией туризма в целом.

Пока же практически в каждой туристской группе, отправляющейся в жаркие страны, происходят одни и те же печальные события. Туристы при купании в море получают долго незаживающие раны от острых кораллов и морских ежей. Многие просто обгорают на солнце, поскольку не имеют ни малейшего понятия о правилах пользования защитными кремами. Другие получают травмы при совершении морских прогулок на малых судах, например из-за качки падают в трюмные люки, сильно ударяются о такелаж и т.д. Конкретных примеров на эту тему можно привести сколько угодно.

Следует заметить, что все эти проблемы находятся не только в прямой зависимости от правильной подготовки к зарубежному туру, но и поведения туристов во время путешествия. Прежде чем впервые надеть ласты и маску

Статья 14. Обеспечение безопасности туристов

Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставляют федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов.

Туроператоры и турагенты обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.

Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах.

Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов

Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

26. Содержание комплекта:

1. Договор о реализации туристского продукта (купля-продажа).

2. Приложение к Договору о реализации туристского продукта – Заявка на бронирование.

3. Приложение к Договору о реализации туристского продукта – Сведения о туроператоре, финансовом обеспечении туроператора, порядке получения возмещения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора.

4. Договор на организацию санаторно-курортного обслуживания ( поручение).

5. Договор купли-продажи авиабилетов.

6. Договор поручения на приобретение туристского продукта для юридического лица (с корпоративным клиентом)

7. Приложение к Договору поручения на приобретение туристского продукта для юридического лица (с корпоративным клиентом) - Заявка на бронирование.

8. Приложение к Договору поручения на приобретение туристского продукта для юридического лица (с корпоративным клиентом) - Сведения о туроператоре, финансовом обеспечении туроператора, порядке получения возмещения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора.

9. Договор поручения на оформление визы.

10. Приложение к Договору поручения на оформление визы - Отчет поверенного.

11. Договор поручения на обмен валюты, для физического лица.

12. Приложение к Договору поручения на обмен валюты, для туриста-физического лица – Доверенность на обмен валюты.

13. Форма Доверенности универсальная - на получение документов от имени туриста по любому поручению.

14. Форма Отчета поверенного универсальная, для договора поручения.

15. Текст Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

27, Себестоимость турпродукта, которую формируют туроператоры, представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе его производства материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.

В себестоимость туристского продукта включают затраты по следующим статьям:

- материальные затраты: стоимость материалов и покупных товаров, используемых в производстве туристского продукта (специальные бланки – билеты, туристские путевки, ваучеры и т.п.), расходы на организацию новых туристических продуктов, маршрутов, услуг в период их освоения и др.;

- расходы по оплате труда: зарплата основного персонала турфирмы, премии, отпускные и пособия в соответствии с законодательством о социальном страховании;

- амортизация основных средств, нематериальных активов;

- прочие затраты: различные налоги, сборы и другие обязательные платежи, затраты на командировки, страховки, оплата услуг банков, затраты на связь, подготовку кадров, услуги гидов, информационные, консультационные и аудиторские услуги, связанные с осуществлением деятельности туристической организации, реклама, затраты, связанные с реализацией туристских продуктов, расходы на приобретение прав, на услуги по размещению, перевозке, питанию и прочих услуг у сторонних организаций и т.п.

Все затраты организации по формированию, продвижению и реализации единицы туристского продукта отражаются на счете 20 «Основное производство», где определяется полная фактическая себестоимость каждого его вида.

стоимость туристской путевки определяется по формуле:

Ц= Т+Э/ И+Н+П-С+К,

где Ц – цена турпакета на одного туриста в рублях;

И – себестоимость услуг, входящих в пакет туроператора;

Н – косвенные налоги по отдельным видам услуг;

П – прибыль туроператора в рублях;

С – скидка, предоставляемая туроператором туристу с отдельных видов услуг, входящих в турпакет;

К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (надбавка к цене турпакета или скидка с цены туроператора в пользу турагента);

Т – количество туристов в группе;

Э – количество сопровождающих группу (эскорт).

28, Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его всё более динамичным перемещением по планете. В дополнение ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи.

Сетевые ИТ. глобальная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ.

Сетевые информационные технологии представляют собой актуальное и перспективное направление развития информационных технологий:

Их цель - не только обеспечение обмена информацией между отдельными пользователями информационно - вычислительных систем, но также и создание для них возможности кооперативного использования распределенных информационных ресурсов общества, получения справочной, документальной и другой информации из различного рода специализированных информационных фондов.

Система бронирования

Активно используют ИТ турагенты и туроператоры-без них -компьютерных систем бронирования (КСБ), видеосистем, систем взаимодействующих видеотекстов - невозможно представить ежедневное планирование и управление операциями. Компьютерные системы резервирования оказывают огромное влияние на всю туристическую отрасль. Около 90% турагентов в США и Великобритании связаны в КСБ. КСБ предоставляют не только авиа услуги, но также ночевки в гостиницах, аренду автомобилей, круизные поездки, информацию о месте пребывания, курсы валют, сообщения о погодных условиях, автобусное и ж/д сообщение. Такие системы позволяют резервировать все основные сегменты тура - от мест в гостиницах и авиа перелетов до билетов в театр и страховых полисов. Фактически они составляют всеобщую информационную систему, предлагающую важнейшие распределительные сети для всей туристической торговли. Одним соединением через модем с серверами, имеющими соответствующую базу данных, турагенты получают доступ к информации о наличии возможных услуг, стоимости, качестве, времени прибытия и отправления по разнообразному ряду туристических услуг от своих поставщиков. Более того, турагенты могут связаться с этими базами данных для того, чтобы сделать и подтвердить свой заказ.

Функционирование и эффективность этих систем требуют, чтобы поставщики туристических услуг усвоили, по крайней мере, минимальный уровень технологии (например, навыки работы с персональными компьютерами и использования сетевых ресурсов в турагентствах), чтобы получать доступ к таким системам и быть на них представленными.

Крупнейшими компьютерными системами резервирования (бронирования) на международном рынке туризма являются системы AMADEUS., Worldspan, Galileo (первые две уже имеют свои представительства в России).

се большее распространение в мире получают виртуальные турагентства. Турист, планирующий поездку, отныне может не выходить из офиса или квартиры. Процесс полностью автоматизировани и сводится к четырем простым шагам:

Выбор направления и отеля

Заполнение формы бронирования

Оплата кредитной картой

Получение подтверждения (ваучера)

Весь процесс после выбора направления и отеля занимает 10-15 минут. Теперь туристу достаточно приехать в аэропорт или непосредственно в отель и показать электронный ваучер. Многие IT операторы работают в режиме «Instant confirmation - мгновенное подтверждение». То есть турист видит наличие мест в отеле и в самолете прямо на сайте и может забронировать тур по принципу «сегодня-на завтра», что очень удобно для деловых людей, которые ценят время. По принципу «мгновенного подтверждения» сейчас работают не только ГДС типа “Amadeus”, “Galileo”, “Saber”, но и ряд сайтов, таких как HostelWorld.com, HostelsClub.com, InstantWorldBooking.com и другие.

30. Классификация транспортных средств

Туризм – один из главных факторов мобильности населения, в связи с чем необходимо иметь сведения о средствах транспорта, используемых в тур целях.

1. Сухопутный транспорт

1.1. Железнодорожный: – графиковый транспорт – транспорт, подчиненный определенному расписанию

- международный железнодорожный транспорт

- специализированные железнодорожные поезда

Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети ж/д, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты ж/д туров.

Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что ж/д транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам.

Снижению туристского потока на ж/д транспорте есть ряд объективных причин:

- значительное уменьшение числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения;

- низкое качество обслуживания туристов в пути следования;

- высокие тарифы и пр.

В режиме внутреннего туризма ж/д транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях.

Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что ж/д – это основной путь в Россию из этих государств.

1.2.Автомобильный:

- международные автобусы

- тур. автобусы для поездки на дальние расстояния

- городские и пригородные пассажирские автобусы

- чартерные и экскурсионные автобусы

- автомобили с водителями и без (прокат)

- такси

Сокращение доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее, автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции:

1. самостоятельный вид путешествий и экскурсий;

2. вспомогательный (трансфертный) транспорт.

2. Водный транспорт:

-Морской каботажный транспорт – плавание в определенных водах, бассейне

-Круизные суда

-Внутренний водный транспорт (катера, паромы)

-Внутренний водный транспорт с размещением (яхта)

-Субмарина

Авиатранспорт – основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту.

Преимущества:- расширенная география путешествий, сокращение сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния), самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния, привлекательный для туристов сервис

Чартер

Под чартером понимается фрахт воздушного суда с экипажем для выполнения единичного рейса или определенной программы полетов вне твердого расписания. Чартерные рейсы организуются авиакомпаниями, выполняющие регулярные перевозки и авиакомпании, специализирующиеся исключительно на чартерах. Чартер осуществляется на условиях заказа и оплаты самолета в целом. Риск недобора пассажиров до расчетного количества несет заказчик (фрахтователь).

При организации чартерных авиаперевозок заказчик с авиакомпанией определяет маршрут, с ним оговариваются обязанности сторон, выясняется соответствие арендного договора международным правилам, определяется стоимость рейса.

Железнодорожный транспорт - главный конкурент автобусов в групповых перевозках.

Преимущества:- более низкие тарифы, разветвленная система скидок, проездных билетов и т.п., позволяющих путешествовать по значительно низким ценам

Водный транспорт ( речной, морской).

Преимущества: высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.

Недостатки: невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, подверженность некоторых людей «морской болезни»

34, Классификация средств размещения

Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки.

В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства размещения делятся на 2 категории: коллективные и индивидуальные.

Коллективное средство размещения – это любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум, определяемый каждой страной самостоятельно (например: в России – 10 номеров, в Италии –7). Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единому руководству, быть сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием.

К коллективным средствам размещения относятся:

1. -гостиницы и аналогичные средства размещения;

2. -специализированные заведения;

3. -прочие коллективные средства размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками:

1. состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;

2. предоставляют различные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;

3. сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;

4. не входят в категорию специализированных заведений.

Гостиницы и аналогичные заведения включают в себя 2 группы:

1.Гостиницы:

- транзитные (на ж\д, авиа трассах).

- Делового назначения.

- Туристского класса.

- Квартирного типа.

- Придорожные, пляжные.

- Конгрессные.

- Малые (франчайзинг).

- Фешенебельные.

2. Аналогтчные заведения.

- Флотель – г-ца на воде.

- Ботель – г-ца на воде поменьше.

- Ротель – г-ца ан колёсах в виде ж/д вагона.

- Мотель – г-ца для авто туристов, д.б. место для парковки.

Специализированные заведения включают в себя:

1. Лечебно-оздоровительные заведения: здравницы, курорты, санатории, пансионаты, реабилитационные центры.

2. Оздоровительные заведения: дома отдыха, тур. базы, тур. приюты, рекреационные фермы.

3. Лагеря труда и отдыха: экологические лагеря, археологические, скаутские, деревни отдыха(в Чугуевском р-не).

4. Общественные средства транспорта.

Прочие коллективные средства размещения : места, предназначенные для отдыха – площадки для кемпинга, палаточные биваки.

Индивидуальные средства размещения это размещение на индивидуальной основе: арендуемые у частных лиц жилища, предоставленные бесплатно родственниками или знакомыми места, арендуемые жилища у агентств.

Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны.

32,32 Лицензирование туристской деятельности. В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются стандартизация, лицензирование туроператорской и тур-агентской деятельности, а также организаций туристической индустрии, сертификация услуг туроператоров, турагентов и иных услуг, предоставляемых туристам. Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Лицензия — это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление туристской (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности. В сфере туризма таким органом до 2005 г. являлся Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, который осуществлял лицензирование туристской деятельности и делегировал на договорной основе функции по выдаче лицензий отечественным туристским фирмам региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сейчас данный орган переименован в Федеральное агентство по туризму.

Туристские предприятия, получившие государственную лицензию на туристскую деятельность, заносятся в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, может прекратить ее действие из-за несоблюдения турфирмой лицензионных требований.

Для получения лицензии заявитель представляет в уполномоченный орган:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц — наименования и организационно-правовой формы заявителя, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка; для физических лиц — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серии, номера, когда и кем выдан) и местожительства. Также указывается вид деятельности и срок действия лицензии. Форма заявления утверждается органом, уполномоченным лицензировать виды деятельности;

2) нотариально заверенные копии учредительных документов (при отсутствии нотариального заверения необходимо предъявить оригиналы);

3) копию свидетельства о государственной регистрации;

4) документ (квитанция), подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

5) документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

Сертификация туристских услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований (стандартов) к выполнению работ или оказанию услуг (в том числе туристских), а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Основными принципами технического регулирования отношений в области предоставления туристских услуг являются: о применение единых правил установления требований к выполнению работ или оказанию услуг клиентам туристских компаний; о соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы;

- независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей туристских услуг;

- единство требований технических регламентов независимо от видов сделок;

- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении сертификации;

- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации;

- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований регламентов.

Сертификация туристских услуг включает следующие этапы:

- оценку на месте служебного помещения, его соответствия профессиональным требованиям;

- оценку материально-технического обеспечения процесса;

- анализ организационной структуры турфирмы;

- анализ квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации, о прохождении обучения персонала мерам по обеспечению безопасности потребителя услуг;

- проверку наличия необходимой нормативной и технологической документации;

- анализ комплекса предоставляемых услуг и наличия необходимых лицензий на оказание услуг;

- анализ договоров;

- проверку наличия информационных материалов, инструкций;

- проверку учета претензий и пожеланий туристов и процедуры реагирования турфирмы на замечания клиентов, относящиеся

к сфере деятельности исполнителя услуги, проведения корректирующих мероприятий при возникновении отклонений.

33,38 Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,

содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

охрана окружающей природной среды;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

обеспечения картографической продукцией;

иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Статья 5. Лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта

В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.

Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов.

Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности.

36, Платежный баланс – это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.

актив платежного баланса включаются следующие статьи:

— поступления от продажи туристских товаров и услуг;

— поступления от экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий;

— поступления от продажи прочих услуг: подготовка кадров, предоставление услуг специалистов данной страны зарубежным странам;

— транспортные расходы иностранных посетителей;

— инвестиции иностранного капитала в туристскую индустрию;

— проценты от кредитов, предоставляемых другим странам. Пассив платежного баланса содержит следующие статьи:

— расходы на приобретение туристских услуг и товаров;

* См. Гуляев В Г. Туризм экономика и социальное развитие. М., 2003

— расходы на импорт товаров, необходимых для международного туристского потребления, в том числе на прямой импорт и на косвенный импорт;

— расходы на приобретение прочих услуг: на подготовку кадров, оплату труда иностранных специалистов;

— транспортные расходы на перевозки неместного характера;

— инвестиции за рубежом в индустрию туризма;

— расходы по долгосрочным иностранным кредитам: проценты, возмещение капитала.

Большинство развивающихся стран имеют отрицательный туристский баланс из-за отсутствия инфраструктуры для привлечения иностранных туристов и необходимости импортировать многие продукты, потребительские товары и оборудование. Кроме того, они платят из валютных выручек от туризма проценты за взятые за рубежом кредиты, а также заработную плату иностранному персоналу, который помогает управлять фирмами. Часть денег уходит в виде репатриированной прибыли транснациональным корпорациям и др.

Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т.е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов. В результате разных комбинаций этих составляющих суммарный баланс может быть как положительным, так и отрицательным. Создание рабочих мест в туризме.

Туризм существенно влияет на занятость населения. Но поскольку он охватывает множество разнообразных секторов экономики, точно оценить численность работников, занятых в этой сфере, сложно. Более того, реальную оценку затруднял специфический характер труда и разнообразные связи между туристским сектором и другими секторами экономики.

37, настоящее время международный туризм оказывает значительное влияние не только на национальные экономики принимающих и генерирующих стран, но и на развитие мирового хозяйства в целом, а также на межгосударственные отношения. Вследствие этого возникает необходимость управления международным туристским обменом как в рамках отдельных государств, так и на международном уровне. Для международного управления туристской деятельностью и ее регулирования на межгосударственном уровне создаются международные туристские организации различного профиля. В настоящее время их существует более 200*. Это ассоциации, группы ассоциаций, союзы, федерации, комитеты, бюро, комиссии, советы и т.д.

Международные туристские организации подразделяют на следующие основные группы: мировые общего характера; мировые отраслевого характера; региональные общего характера; региональные отраслевого характера; специализированные; особые.

Главная мировая туристская организация общего характера — Всемирная туристская организация (ВТО

39,Договор составляется в двух экземплярах: один отдается туристу, другой остается в турфирме.

Обязательной и неотъемлемой частью договора является туристская путевка — документ, в котором содержатся условия путешествия и который подтверждает факт передачи турпродукта, его оплату туристом.

Еще один документ, не поименованный в законе, однако довольно часто применяемый на практике, — туристский ваучер. Он гарантирует, что турист имеет право получить во время поездки все услуги, указанные в нем. В ваучере обычно отражают:

— наименование турфирмы и ее данные;

— наименование документа (туристский ваучер);

— дату и номер ваучера;

— информацию об отеле, оплаченных туристом услугах, сроках поездки и т. д.

Туристу также может быть выдан информационный листок (памятка), который является гарантией того, что турист ознакомлен со всей информацией о туре. Он оформляется в двух экземплярах и содержит общую информацию о стране или курорте, на который направляется турист, сведения о транспорте, которым можно добраться до места отдыха, краткие правила пересечения границы, правила перелета и провоза багажа, возможные угрозы жизни и здоровью и т. д.

40,41,42,43Информационный листок содержит следующие данные:

• указание вида и типа туристского путешествия, основного содержания программы обслуживания в путешествии, протяженности и продолжительности всего маршрута, его походной части, категорийности походов и другой специфики;

• описание трассы путешествия - пункты пребывания, продолжительность пребывания и условия размещения в каждом пункте обслуживания (тип здания, число мест в номере, его санитарно-техническое оборудование);

• краткое описание района путешествия (достопримечательности, особенности рельефа местности и т. п.), программы обслуживания в каждом пункте тура;

• перечень услуг, предоставляемых за дополнительную плату;

• наличие и краткая характеристика спортивных сооружений и площадок, автостоянок, пассажирских канатных дорог, водоемов, аттракционов, детских игровых площадок (комнат), библиотек, кинозалов и т. д.;

• адрес туристского предприятия, в котором начинается туристское путешествие, и проезд до него.

В перечень дополнительной информации входят сведения, зависящие от специфики тура:

• информация о возрастных ограничениях, приеме родителей с детьми, семейных пар;

• специальная информация для туристских путешествий с походом;

• прочая информация и рекомендации, вытекающие из особенностей и специфики конкретного тура или направления.

Туристская путевка формы ТУР-1 разработана ГКФТ России совместно с Российской ассоциацией туристских агентств и Лигой защиты прав путешествующих, утверждена письмом Министерства финансов РФ от 10.04.96 г., представляет собой бланк строгой отчетности и содержит оптимальный набор реквизитов, дающих клиенту наиболее полную информацию о предстоящем туре. Эта форма путевки является типовой, что позволяет турпредприятиям при тиражировании путевок дополнять их и другими необходимыми данными.

Данная форма путевки используется как бланк строгой отчетности при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин. Дата выписки (передачи) путевки и дата ее реализации отражаются на счетах бухгалтерского учета. При передаче путевки отрывной талон остается в качестве документа, подтверждающего факт и дату реализации туристского продукта, и служит основанием для применения льготы по НДС. При расчетах наличными корешки путевок хранятся вместе с другими кассовыми документами. При безналичных расчетах предприятию необходимо обеспечить учет и хранение корешков выданных путевок.

Регистрация путевок в налоговой инспекции и порядок их нумерации законодательством не установлены (приложения 4, 5).

Лист бронирования. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (гл. IV, ст. 9) - это конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, туроператору на формирование туристского продукта. Оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора (приложение 6).

Договор с клиентом на приобретение тура составляется согласно гл. ГУ ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и на базе Типового договора о купле-продаже.

К существенным условиям договора относятся:

• информация о туроператоре (продавце), включая данные о лицензии на право осуществления туристской деятельности, юридическом адресе предприятия и банковских реквизитах;

• сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

• информация о туроператоре на приеме (партнере продавца), включая данные о лицензии, юридическом адресе, банковских реквизитах и контактных телефонах;

• информация о потребительских свойствах туристского продукта, программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;

• дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

• порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

• права, обязанности и ответственность сторон;

• розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; .• минимальное количество туристов в группе;

• срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

• условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

• порядок и сроки предъявления претензий туристом (претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии).