Реферат: Организацией торгово-технологического процесса товарного отдела

Название: Организацией торгово-технологического процесса товарного отдела
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт

ОТЧЕТ

о производственной (профессиональной) практики.

студентки III курса группы КТ-84

специальность 080302.51 «Коммерция в торговых организациях»

Батталова Зарина Зиннуровна

практику проходила в магазине женской одежды «Beauty» ИП

начало практики: «26» апреля 2010г

окончание практики: «4» июня 2010г

Отчет принят с оценкой ______________

Руководитель практики от института:_______ Николаева Раиса Сергеевна.

«___» _______2010г.

г.Набережны Челны

2010г.


Содержание

Введение.................................................................................................................. 3

1. Ознакомление с магазином женской одежды «Beauty».............................. 4

2. Организацией торгово-технологического процесса товарного отдела...... 7

3. Организации материальной ответственности............................................. .12

4. Изучение покупательского спроса и принципов формирования ассортиментной политики предприятия…………………………………………………………….16

5. Организацией коммерческой деятельности торгового предприятия...... ..18

6. Ознакомление с организацией управления и контроля……………………….23

Заключение.......................................................................................................... ..27

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения.

В настоящее время в России идет бурное развитие торговли, проявляющаяся в разнообразных организационно-правовых формах предприятий, которые обеспечивают самый быстрый оборот капитала и самую высокую норму прибыли в стране. Особенно произошел гигантский рост строительства гипермаркетов и торговых центров. Так и в городе Набережные Челны за последние года заметно увеличилось количество торговых предприятий. На сегодняшний день в городе более 800 торговых организаций, из них 147 государственных. Последними открытиями являются: гипермаркет «Перекресток», «Рамстор», «METRO», «Эссен», также расширились торговые сети «Стократ», «Пятерочка», «Сквозняк», «Народный», «Магнит» и другие. Большинство из уже имеющихся предприятий в городе успешно функционируют более 15 лет, среди них и магазин ТД «Изге Ай» .

Торговые предприятия, ориентированные на рынок должны решать свои проблемы, учитывая всю совокупность факторов внешней и внутренней среды.

Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеют необходимых теоретических и практических знаний в области коммерческой деятельности. В результате они зачастую допускают просчеты при установлении цен, ассортимента, методов продажи, что немедленно сказывается на конечных финансовых результатах, ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должен владеть теорией и практикой коммерческого дела.

Целью данной работы является наиболее глубокое изучение:

- организации управления и контроля предприятием, материальной ответственности.

- организации торгово - технологического процесса;

- покупательского спроса и принципов формирования ассортиментной политики

предприятия.

1.Ознакомление с торговым предприятием ТД «Изге Ай»

Торгово-розничное предприятие ТД «Изге Ай» было создано 25 сентября 1989 года в городе Набережные Челны.

Предприятие является юридическим лицом и действует на основании устава и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, расчетный счет в ГКБ Автоградбанке, валютный и иные счета, круглую печать, штампы, бланки со своим фирменным наименованием, товарный знак.

Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ТД «Изге Ай» является коммерческой организацией и создано в целях получения прибыли.

ТД «Изге Ай» осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности. Выпуск и реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных Законодательством.

ТД «Изге Ай» расположен по адресу г. Набережные Челны, Московский проспект 56/12, тип магазина – специализированный. Торговая площадь 550 кв.м. Численность работников по штатному расписанию составляет 48 человек. Форма продажи в магазине ТД «Изге Ай» традиционная (т.е. через прилавок). Режим работы магазина в будние дни и субботу с 10.00 до 20.00, а в воскресенье с 10.00 до 18.00 без обеда.

Генеральным директором является Авдеева Гузель Мунавировна, заместителем Давлетшина Дамира Нургазизовна.

Основным направлением деятельности ТД «Изге Ай»является:

- розничная торговля промышленными товарами детского ассортимента;

- сдача в аренду административных, торговых и складских помещений;

- выпуск и реализация собственной продукции;

- комплектование подарочных наборов;

- осуществление иных видов деятельности, не противоречащих законодательству и отвечающих целям и задачам деятельности Общества.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Общество в течение срока действия лицензии не вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме предусмотренной лицензией и им сопутствующих.

Ассортимент реализуемых товаров в магазине ТД «Изге Ай» следующий: детская одежда, обувь, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия, канцтовары, игрушки, другое.

На предприятии ТД «Изге Ай» организационной структурой является линейно - функциональная структура управления. Она реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решения производятся коллегиально, а принятие решения и ответственность только первым учредителями общества. Она синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация - управления в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений).

Организационная структура управления ТД «Изге Ай» состоит из:

Схема структуры штата магазина «Изге Ай».

Директор

Руководитель

Торгового отдела

Финансовый

отдел

Административно-

Хозяйственная часть


Каждый из работников выполняет определенные функции, согласно должностных инструкций, в которых указаны права, обязанности и ответственность работника.

В магазине ТД «Изге Ай» большое внимание уделяют технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда. Правила охраны труда и ТБ строго соблюдаются. Инструктажи проводятся регулярно и документально оформляются в журнале по ТБ и ПБ. Ответственный за соблюдением ТБ и охраны труда в магазине ТД «Изге Ай»: Сираева Мая Каримовна.

ТД «Изге Ай» имеет следующие помещения: служебные, бытовые, торговый зал, дебаркадер, склады.

Руководство магазина тщательно продумало планировку и поэтому площадь используется эффективно, и с максимальным удобством как для покупателей, так и для персонала.


2. Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса

товарного отдела.

Магазин «Изге Ай» оснащён всем необходимым оборудованием, так как оно для торгового предприятия играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. В магазине имеется стационарное оборудование, которое служит для размещения и хранения товаров, подготовки их к продаже и отпуску покупателям. За последние годы оборудование во многом изменилось, что связано с применением прогрессивных методов продажи товаров. Наряду с улучшением планировки и повышением эффективности использованных площадей для рациональной организации работы магазина весьма важное значение имеет оснащение его новым торговым оборудованием, средствами механизации, а также различными приспособлениями, инструментами и инвентарем, с помощью которых осуществляется продажа товаров.

Она должна быть удобной для продавца, т.е. иметь размеры, соответсвующие среднему росту человека. Удобна для покупателя, чтобы он мог видеть товар со всех сторон. Оно должно способствовать повышению производительности труда при наименьшей затрате физических сил.

Этот магазин располагает оборудованием для торгового зала (пристенные и островные горки, прилавки, стеклянные витрины, вешала для одежды, примерочные кабины и многое другое).

Для размещения распакованных товаров или товаров в мелкой упаковке в магазине применяют стеллажи (металлические , деревянные, комбинированные. Высота 175 см, глубина 55, длина секции 150 см).

Для хранения товаров в ящиках, кипах, используют подтоварники. Они бывают деревянные, длина 150 см, ширина 100, высота 28 см.

Оборудование в подсобном помещении расставлено вдоль стены. Проход между стеллажами не менее 70 см. у холодных стен используют стеллажи на расстоянии 10-15 см, для циркуляции воздуха. Магазин оборудован противопожарными датчиками, сигнализацией и имеет простейшие средства пожаротушения – огнетушители. В магазине на видном месте установлены коробки красного цвета с инструкцией . применяемый инвентарь находится в постоянной эксплуатационной готовности. В магазине имеется подъемно-транспортное оборудование, способствующее облегчению тяжелых трудоемких работ, сокращение времени, увеличения объема, предоставляемых покупателям дополнительных услуг повышения культуры обслуживания. К подъемно-транспортному оборудованию относятся грузовые тележки типа ТГ-125, ТГ-1000М1, ТГВ-500.

Работники магазина хорошо знают и строго соблюдают правила эксплуатации инвентаря. Для этого проводится инструктаж по ТБ, которая является обязательной в магазине. Для регистрации проведения инструктажа в каждом магазине заведена специальная книга. Всё оборудование в магазине отвечает требованиям, предъявляемым к торговому оборудованию. Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазина является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа товаров, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций (счетный инвентарь, ножи, ножницы и т. д.). Из выше указанного можно сделать вывод: магазин оснащён всем необходимым оборудованием, инвентарём и эффективно его использует в своей деятельности.

Организацию приёмки товаров по количеству и качеству в магазине осуществляют товароведы и материально ответственные лица. Товары в магазин поступают по заявкам (которые осуществляются по средствам телефонной связи), на основе договоров о поставке. Приемка товаров по количеству осуществляется на основе инструкции П-6 и заключается в сверке числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. В процессе приемки товаров по качеству (инструкция П-7) товаровед выявляет качество и комплектность товаров, соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. Приемка товаров по 'качеству проводится в установленные сроки, но не позднее 10 дней. Акт о приёмке товаров содержит следующие сведения: наименование и адрес магазина-получателя товаров; номер и

дату составления акта; место приемки; ФИО, место работы, должности участников


приемки; наименование и адрес изготовителя и поставщика; дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов и другие реквизиты . При приемке товаров по количеству и качеству необходимо проверить сертификаты качества и сопроводительные документы: накладные, товарно -транспотрную накладную, счет - фактуру и др.

После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения в магазине «Изге Ай» предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимальной температуры хранения и относительной влажности воздуха, наблюдение и текущий уход за товарами. За сохранность количества и качество товаров в процессе их хранения в магазине отвечают заведующая комплексом Валеева Т. Б. и её заместитель Степованная Н. М. Товары в складских помещениях хранятся на подтоварниках и стеллажах. За каждым товаром закреплено постоянное место хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Температуру и ОВВ в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют.

Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине «Изге Ай» зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин и сложности ассортимента.

При размещении товаров в торговом зале соблюдаются правила товарного соседства. За каждой товарной группой закреплено постоянное место. Товары с высокой оборачиваемостью расположены ближе к источникам пополнения, с целью их быстрой доставки в торговый зал. Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости. При выкладке товаров учитываются следующие основные принципы:

- однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая лучшую их обозримость;

- декоративная выкладка используется только с рекламной целью;


- полки горок не следует переполнять товарами;

- выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной.

При выкладке товаров в упаковке отдельные образцы остаются без упаковки, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.

Из всего многообразия форм продажи товаров магазин «Изге Ай» применяет такие методы продажи как: индивидуальное обслуживание покупателей (например, отдел «Бельё для новорожденных»), самообслуживание (отдел «одежда»), а также открытая выкладка (отдел «Обувь»). В целом наиболее распространенным методом продажи в магазине является традиционный метод, так как площадь отделов небольшая и самым оптимальным является этот метод.

Продажа товаров в магазине организована в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Покупатель по данному закону в праве обменять товар ненадлежащего качества (гл.П ст. 18 - 19) или товар надлежащего качества (ст. 25). Но при этом покупателю необходимо написать заявление установленной формы.

На каждую контрольно-кассовую машину в магазине заведена книга кассира-операциониста, которая должна быть прошнурована, пронумерована, заверена печатью организации, подписью руководителя и главного бухгалтера. В главной кассе находится кассовая книга, в которой отражаются все денежные операции, производимые магазином. Порядок сдачи выручки:

- в конце рабочего дня кассир пересчитывает выручку и составляет покупюрную опись и сдает деньги в главную кассу.

- поступление денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером.

- при приеме денег кассир снова пересчитывает деньги и расписывается в их
получении на квитанции, которая является отрывной частью приходного кассового
ордера и выдается сдатчику денег с наложением щтампа «ПОЛУЧЕНО» с
указанием даты.

Все поступившие и выбывшие денежные средства из кассы указаны в кассовом отчете .


В магазине «Изге Ай» на каждый отдел заведена книга отзывов и предложений. Каждые два дня книга просматривается руководителем предприятия, и применяются соответствующие меры.

Для повышения культуры обслуживания покупателей, руководители магазина применяют такие методы воздействия на работников как прибавка к заработной плате, премия или предоставление выходного дня.

Для улучшения организации продажи товаров и обслуживанию покупателей были предложены следующие предложения:

- расширить ассортиментный перечень товаров;

- переработать и изменить политику ценообразования;

- приобретение более современного кассового оборудования.

Таким образом, организация торгово-технологического процесса в данном
магазине находится на высоком уровне. Благодаря чему, обеспечивается сохранность
товароматериальных ценностей, удобная выкладка товаров в отделах, хорошие условия
для выполнения торговых операций и обслуживания покупателей, а следовательно и
увеличение товарооборачиваемости магазина.


3. Изучение организации материальной ответственности в магазине.

Для обеспечения сохранности товароматериальных ценностей каждому руководителю торгового предприятия необходимо знать нормы трудового законодательства и механизм их реализации на практике, особое внимание уделять организации материальной ответственности и порядку проведения инвентаризации.

Материальная ответственность - это основанная на нормах трудового права обязанность работника возместить ущерб, причиненный организации в пределах и в порядке, установленных законодательством.

Основным нормативным документом, регулирующим вопросы, связанные с материальной ответственностью, является Трудовой кодекс РФ.

Материальную ответственность в магазине «Изге Ай» несут все его работники, состоящие с этой организацией в трудовых отношениях, т.е заключившие трудовой договор.

Основанием для привлечения членов коллектива в магазине «Изге Ай» к материальной ответственности является материальный ущерб, причиненный недостачей, который может быть выявлен при проведении плановой или внеплановой инвентаризации, т.е. при проверке фактического наличия всех ценностей и сопоставлении их с остатками по данным товарного отчета . После чего составляется Акт результатов проверки ценностей. Подлежащий возмещению ущерб, причиненный коллективом предприятию, распределяется между членами данного коллектива пропорционально месячному должностному окладу и фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.

Материальная ответственность может быть двух видов:

- ограниченная - возлагается на лица, имеющие не полный доступ к товароматериальным ценностям и ответственность, они несут в пределах одной третий заработной платы. В магазине «Изге Ай» такая ответственность возлагается на техничек и грузчиков.


- полная - возлагается на работников, имеющих полный доступ к товароматериальным ценностям (руководитель, заведующий отделом, контролер-кассир); предполагает возмещение работниками полной суммы ущерба.

Полная материальная ответственность может быть индивидуальной и коллективной.

В магазине «Изге Ай» на работников возлагается в основном полная коллективная материальная ответственность, так как в отделах, на складах и в других подразделениях работают бригадами. Все члены бригады имеют свободный доступ к материальным ценностям, находящимся в торговом зале, на производстве и в подсобном помещении, и участвуют во всех торгово-складских и производственных операциях. Руководство бригадой осуществляется бригадиром, который является старшим по должности и имеет соответствующее образование, достаточную квалификацию и опыт работы в торговле. Бригадир назначается приказом руководителя организации. В магазине «Изге Ай» в отделе бригадиром является -Степевонная Надежда Михайловна, в отделе «Игрушки» - Махмутова Флюса Ахметовна, в «Одежде» - Махмутова Халима Габдулловна, в «Обуви» - Гареева Роза Удеряковна. Преимущества коллективной ответственности заключается в её взаимозаменяемости.

Так же в магазине с некоторыми работниками заключается договор и о полной индивидуальной ответственности. Лица, на которых возлагается индивидуальная МО отвечают только за свои действия. В магазине «Изге Ай» индивидуальную материальную ответственность несут кассиры.

В магазине, с материально ответственными лицами, заключается договор о материальной ответственности.

Договор - это письменное двухстороннее соглашение, заключенное между руководителем организации и работником (бригадой).

Договор о материальной ответственности, конкретизирует обязанности работника, коллектива и администрации по обеспечению сохранности ценностей. Договор состоит

из следующих разделов: общие положения, права и обязанности членов коллектива и


администрации, порядок ведения учёта и отчётности (приемка ценностей, случаи проведения инвентаризаций и т.д.), возмещение ущерба, заключительные положения, т.е. когда договор вступает в силу и сроки его действия, полностью указывается фамилия, имя, отчество, материально ответственного лица, бригады и руководителя организации; их адреса и подписи.

Действие договора о материальной ответственности распространяется на все время работы с вверенными работнику материальными ценностями организации. Договор оформляется в двух экземплярах, первый находится у администрации, а второй - у работника. Обязательным условием является указание в договоре даты его заключения. Если в договоре отсутствует эта дата, он считается недействительным.

Права и обязанности материально ответственных лиц и администрации. Материально ответственные лица имеют право:

а) участвовать в приеме вверенного имущества и осуществлять взаимный
контроль за работой по хранению, обработке, продаже (отпуску), перевозке или
применению в процессе производства вверенного имущества;

б) принимать участие в инвентаризации;

в) знакомиться с отчетами о движении товароматериальных ценностей;

г) требовать проведения инвентаризации вверенного бригаде имущества;

д) заявлять об отводе членов коллектива, в том числе руководителя коллектива
(бригадира), которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность вверенного
коллективу (бригаде) имущества.

Материально ответственные лица обязаны:

а) бережно относиться к вверенному, бригаде имуществу;

б) в установленном порядке вести учет, составлять и своевременно представлять
отчеты о движении и остатках вверенного бригаде имущества;

в) своевременно ставить в известность Работодателя обо всех обстоятельствах,
угрожающих сохранности вверенного бригаде имущества.

Администрация обязана:


а) создавать работнику, коллективу (бригаде) условия, необходимые для
обеспечения полной сохранности имущества, вверенного коллективу (бригаде);

б) своевременно принимать меры по выявлению и устранению причин,
препятствующих обеспечению работником, коллективом сохранности вверенного
имущества, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать
их к установленной законодательством ответственности;

в) знакомить работника, коллектив с действующим законодательством о
материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю,

г) обеспечивать условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и остатках вверенного ему имущества;

д) рассматривать в присутствии работника заявленный ему отвод и в случае
обоснованности отвода принимать меры к выводу его из состава коллектива, решать
вопрос о его дальнейшей работе в соответствии с действующим законодательством;

е) рассматривать сообщения коллектива об обстоятельствах, угрожающих
сохранности вверенного ему имущества, и принимать меры по их устранению.

Таким образом, видно, что материальная ответственность работников в магазине «Изге Ай» организованна в соответствии с требованиями и нормами трудового законодательства. Руководитель организации Токмакова Юлия Васильевна своевременно учитывает изменения в трудовом кодексе РФ и вносит поправки в устав магазина. Все вносимые изменения в уставе доводит до сведения работников. Лица, заключившие договор о материальной ответственности соблюдают все права и обязанности указанные в данном договоре. Директор в свою очередь также добросовестно выполняет свои обязательства перед сотрудниками магазина.

Благодаря правильной и грамотной организации материальной ответственности
магазие «Изге Ай» имеет постоянный сплоченный трудовой коллектив и
успешно функционирует на протяжении многих лет.

4.Изучение покупательского спроса и принципов формирования ассортиментной политики.

В условиях рыночной экономики предприятия, занимающиеся производством и реализацией потребительских товаров, в целях успешного существования на рынке все больше нуждаются в информации о степени насыщения рынка товарами народного потребления, о деятельности предприятий конкурентов, о степени удовлетворения спроса населения на реализуемые товары.

В настоящее время конъюнктура рынка характеризуется высокой динамичностью рыночной среды: значительное расширение ассортимента за счет появления товаров-новинок, товаров-заменителей, повышение требований покупателей к ассортименту и качеству товаров.

В связи с этим, среди возросшего числа производственных и торговых предприятий наблюдается усиление конкуренции по сбыту и реализации потребительских товаров. Нужно отметить, что большинство из этих предприятий в процессе формирования производственного и торгового ассортимента полагаются, в связи с инерционностью мышления, лишь на свою интуицию, а не на результаты изучения спроса, позволяющие добиваться больших результатов в работе.

Это, в конечном счете, отражается на их деятельности: произведенная продукция не пользуется спросом у населения и не находит сбыта, снижается прибыльность предприятий.

Согласно Концепции Комплексной Программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1996-2005 годы, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года. Одной из важнейших задач в настоящее время является «создание системы изучения товарных рынков в региональном разрезе и по Российской Федерации в целом, анализ хозяйственных связей между регионами, определение потребности в важнейших видах продукции по России в целом и по отдельным регионам, анализ возможностей производства отдельных видов продукции, потребностей и спроса различных групп населения ».

В связи с этим возникает необходимость создания единой системы мониторинга спроса в целях выявления закономерностей его развития, потребительских предпочтений, а также более прогнозирования и максимального

приближения планируемого ассортимента выпускаемых и реализуемых товаров

к предъявляемому спросу населения.

Изучение и оценка спроса населения на потребительские товары относится к числу основных вопросов маркетинговых исследований в современных условиях, нашедших достаточно широкое отражение в экономической литературе.

Однако, современные исследования проблем изучения спроса на потребительские товары имеют определенную терминологическую путаницу в связи с отсутствием системного подхода и единой методологии исследования спроса. Некоторые методики исследования спроса, представленные в экономической литературе не могут быть адаптированы в практической деятельности предприятий из-за различий в толковании базовых понятий, в выделении основных направлений исследования спроса на товары. В связи с этим, возникла необходимость в переосмыслении, систематизации имеющихся взглядов, мнений и методик исследования спроса с целью формирования такого соотношения спроса и предложения на рынке потребительских товаров которое бы обеспечивало достаточно полное удовлетворение спроса населения.

В целях изучения покупательского спроса и выявления предпочтений у покупателей проводить анкетирования, приглашать всех желающих на открытые семинары. Так как основной частью покупателей являются специалисты и рабочие предприятий нашего города, они обязательно захотят узнать больше информации о новых товарах, применимых в какой-либо отрасли.


5. Ознакомление с организацией коммерческой деятельности

торгового предприятия.

Коммерческая деятельность в ТД «Изге Ай» имеет свою специфику, которая проявляется на всех ее этапах. Этапы коммерческой работы:

1. Информационное обеспечение:

2. Определение потребности в товарах:

3. Выбор наиболее предпочтительных партнеров:

4. Установление договорных отношений с поставщиками товаров. Коммерческая деятельность торговых предприятий должна осуществляться на

основе маркетинговых исследований. При этом необходимо ориентироваться на интересы конечного потребителя. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, в частности: уровень квалификации коммерческих работников, состояние материально-технической базы предприятия, ассортимент товаров и перечень услуг, уровень конкуренции, финансовое состояние предприятия.

ТД «Изге Ай» учитывает степень влияния факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования

Успех коммерческой деятельности предприятия во многом зависит от того, насколько квалифицированно и своевременно работники смогут разобраться в требованиях покупателей и удовлетворить их.

Для того чтобы обеспечить успешную реализацию товаров потребителям, в ТД «Изге Ай» проводиться повседневная работа по изучению и прогнозированию покупательского спроса населения. С этой целью в магазине организован учет продажи и запасов, а также регистрация неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров. Деятельность торговой организации во многом зависит от организации работы ее коммерческой службы, которая отвечает за закупку и реализацию товаров.


ТД «Изге Ай»коммерческую службу возглавляет заместитель руководителя по коммерческим вопросам (коммерческий директор). В его подчинении находятся различные подразделения: отдел по закупке и реализации товаров, исследованиям рынка и рекламы, отдел продаж, склады.

Каждый из отделов коммерческой службы выполняет определенные функции, связанные с решением стоящих перед ними задач.

Отдел маркетинга и рекламы решает следующие задачи: информационное обеспечение; проведение маркетинговых исследований; анализ и оценка ситуации на рынке; формирование ценовой, товарной, рекламной политики; разработка стратегии продаж; организация рекламной деятельности.

Отдел закупок обеспечивает: поиск поставщиков; заключение договоров и контроль их исполнения; развитие хозяйственных связей; формирование товарного ассортимента; управление доставкой товаров и т.д.

Отдел продаж осуществляет следующие функции: разработка и реализация сбытовой политики; поиск оптовых покупателей; установление договорных отношений; организация различных методов оптовой продажи; оформление сопроводительных документов; управление товарными запасами и т.д.

На складах выполняются следующие операции: приемка товаров по количеству и качеству; организация хранения товаров; погрузка товаров и отправка покупателям.

Подразделения коммерческой службы взаимодействуют между собой и с другими отделами организации.

Одной из важных задач коммерческой деятельности розничных торговых
предприятий является обеспечение ими своей конкурентоспособности. Оценивая

свою конкурентоспособность и конкурентные позиции на розничном рынке, ТД «Изге Ай» выявляет, сколько реальных и потенциальных конкурентов оно имеет, информацию о них, их позицию на рынке и т.д. Помимо этого, предприятие в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов.


ТД «Изге Ай» относится к тем предприятиям, которые добились высокого уровня продаж и в условиях острой конкуренции, идут среди первых фирм, за счет формирования рационального ассортимента и наиболее оптимального удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Для каждого предприятия важно создать свой имидж, который является одним из критериев достижения успеха в коммерческих делах. Реклама играет здесь не маловажную роль. Информацию о себе ТД «Изге Ай» распространяет через рекламу по телевидению, радио, газетам. Реклама привлекает покупателей и тем самым ускоряется реализация товаров, повышается эффективность труда торгового персонала, снижаются расходы.

На данном предприятии используется следующие виды рекламы. Снаружи размещены вывеска и щиты: вывеска находится над входом в здание; щиты распределены по всему городу, на них указываются сообщения о скидках, новых товарах. Внутри магазина установлены красочные указатели отделов, а ценники на товары дают полную, необходимую информацию покупателям. Также огромную рекламную роль выполняют продавцы магазина, которые предоставляют грамотную консультацию на товары.

Построение системы взаимоотношений между поставщиками - важный аспект деятельности ТД «Изге Ай». Пристальное внимание уделяется работе с поставщиками, которые отбираются по следующим критериям: качество товара, стабильность и своевременность поставок, закупочная цена.

За период своей работы предприятие в среде поставщиков заработало репутацию стабильного, надежного и доброжелательного партнера. Магазин активно привлекает поставщиков. В основном поставляются отечественные товары, так как для большего числа покупателей в товаре важен российский производитель (Москва, Казань, Киров, Нефтекамск, Подольск). Из импортных можно назвать ООО «Неолайн» Польша.

Основанием для завоза товаров в ТД «Изге Ай» служит заявка. Она составляется по установленной форме в 2х экземплярах. В ней указывают


наименование товара и их ассортиментные признаки (вид, сорт и т.д.), требуемое количество товаров. Заявку подписывает директор магазина, заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения. В случае разногласий между поставщиками и предприятием по поводу поставляемой продукции составляется протокол разногласий , а если одна из сторон не довольна работой партнера, то оформляется в соответствующем виде претензия, на которую недовольная сторона обязательна должна получить ответ.

Выбор источников товароснабжения зависит от многих факторов. При этом учитываются ассортимент товаров, объем товарооборота, возможность бесперебойного снабжения магазина, скорость товарооборачиваемости и уровень транспортных расходов.

В зависимости от этого применяется транзитная форма товароснабжения. При транзитной форме доставка товаров в магазин осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности (000«Антилопа ПРО», ООО «Картекс», 000«Фани-Плюс, 000«Эгида-радуга», ОАО«Адонис», ООО «Компания «Ярко», 000 «Дана», ЗАО«Верещагинская трикотажная фабрика», «Элита Плюс», 000 «Рассвет», ЗАО«Медведково» и др.). В магазин товары также поступают от лиц занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ИП Гаврилова, ИП Латыпов, ИП Гарипов, ИП Салахов, ИП Чеболаев, ЧП Зайцев).

Значительная часть товаров в ТД «Изге Ай» завозиться децентрализованным методом, где используется сила и средства самого предприятия (личный автомобиль «Газель»). Также применяется эффективный метод доставки товаров—централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика.

Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки товаров. По кольцевым маршрутам товары завозятся одним рейсом на несколько розничных торговых предприятий. Порядок взаимоотношений с транспортными организациями указывается в договоре.


В ТД «Изге Ай» договора заключаются на 1 календарный год. По истечению срока они обновляются или пролонгируются (продлеваются). Разовые сделки на предприятии не заключаются.

Товары в магазин поступают от поставщиков по свободно закупочной цене. По этим же ценам магазин рассчитывается с поставщиками за полученные товары.

Для того чтобы магазин мог покрывать торговые расходы, получать прибыль, платить налоги закупочной цене прибавляется торговая наценка. Размер торговой наценки предприятием установлено в размере 40 - 45 %.

Товары учитываются и продаются по розничным ценам. Розничные цены формируются в реестре розничных цен. Реестр составляется товароведом в 2х экземплярах, который утверждается директором и заверяется печатью.

Таким образом, коммерческая работа в ТД «Изге Ай» учитывает сле­дующие актуальные задачи:

1. Обеспечение для абсолютного большинства населения доступности в приобретении необходимых товаров в цивилизованных формах его организации.

2.Обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров.

3.Формирование развитой системы товародвижения, обеспечивающей
постоянное товароснабжение магазина широким и качественным ассортиментом
товаров.

4 .Восстановление финансового контроля над товарооборотом.

5 .Восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Грамотная организация коммерческой деятельности позволяет предприятию ТД «Изге Ай» быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников. При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, ТД «Изге Ай» помнит, что покупатель -хозяин положения.


6. Ознакомление с организацией управления и контроля.

Правильная организация управления и контроля деятельности предприятия дает возможность эффективно использовать и координировать все ресурсы организации.

Управление - это процесс, направленный на достижение поставленных целей, представляющий последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач.

С помощью контроля руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению планов, о ходе решения поставленных вопросов. Главной причиной необходимости контроля является то, что организация должна обладать способностью вовремя выявлять свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей. Помимо внутреннего контроля магазин подвергается и внешнему контролю, осуществляемому МНС России по г.Наб.Челны.

Руководство предприятия ТД «Изге Ай»в лице генерального директора Авдеевой Гузель Мунавировны и заместителя генерального директора Давлетшиной Дамиры Нургазизовны в процессе управления и контроля опирается на правовые и нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия. Это устав предприятия.

Руководитель является главным управляющим деятельности предприятия и его сотрудников. Он избирается общим собранием акционеров на определенный Уставом срок (5 лет). За свою деятельность отчитывается перед ежегодным собранием акционеров путем предоставления отчетов. С генеральным директором заключается контракт, в котором указаны его полномочия. Контракт от имени акционеров подписывается председателем Совета директоров.

В непосредственном подчинении генерального директора находятся:

1 .Заместитель директора по планово-экономическим вопросам. В подчинении находится главный экономист. Работает в контакту с бухгалтерией и коммерческим отделом.

2 .Заместитель директора по общим вопросам. На период очередного отпуска

замещает генерального директора. Ведает всеми организационными вопросами. В

непосредственном подчинении начальник службы администрации. Работает в контакте со всеми службами.

3 .Бухгалтерия. Возглавляется главным бухгалтером со штатом бухгалтеров, которые осуществляют учет и контроль деятельности предприятия

4 .Коммерческий отдел со штатом менеджеров. Осуществляет деятельность по закупке и реализации товаров детского ассортимента.

5.Техническая служба во главе с главным инженером. Ведает вопросами
строительства, эксплуатации инженерно-технических сетей, здания, оборудования,
экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

При реализации функций управления у руководителя предприятия постоянно возникает перечень вопросов по повышению эффективности работы предприятия, увеличению прибыли с помощью удовлетворения потребностей покупателей, а также возникающих проблемах, связанных с деятельностью организации, которые приходится решать, полагаясь на свои профессиональные качества и опыт.

ТД «Изге Ай» опирается на демократический стиль руководства, который характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей действующих решений. Руководитель предприятия старается быть объективным к подчиненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива. Большинство проблем, ставших перед коллективом, обсуждаются сообща. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику.

Рабочий день генерального директора начинается с обхода территории магазина для визуального наблюдения за состоянием подготовки к рабочему дню. Выявленные недостатки сразу же при заходе в кабинет обсуждаются со специалистами и исправляются в течении необходимого для этого времени. Об исполнении специалисты докладывают директору по мере исполнения.

Перспективные вопросы обсуждаются на Совете директоров. Принятое решение

фиксируется в протоколе, и доводятся до акционеров на общем собрании.


По итогам года генеральный директор готовит годовой отчет о проделанной работе, который он представляет акционерам. Выносит на обсуждение перспективный план деятельности на следующий год. Акционеры на собрании дают оценку деятельности распорядительного органа- в данном случае генерального директора.

Личные деловые качества руководителя играют значительную роль в достижении успеха деятельности предприятия. Руководитель ТД «Изге Ай»имеет множество положительных качеств в своей профессиональной деятельности. Такими качествами являются:

* умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, обеспечить их деятельность всем необходимым, координировать и контролировать ее осуществление;

* честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

* контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;

* инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;

- способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем,
взаимоотношениями с окружающими:

- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск
самому и увлекать за собой подчиненных.

К самым важным и основным деловым качествам руководителя можно выделить его организаторские способности, стремление к преобразованиям, к новому, а также умение организовать коллективное творчество.

На предприятии ТД «Изге Ай» уделяется большое внимание по созданию работоспособного коллектива и повышению профессионального мастерства работников. Руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие

традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту. Сотрудникам предоставляется оптимальные условия работы, соответствующие санитарным и техническим нормативам, ежегодный отпуск и выходные дни. При необходимости дается возможность обучения по повышению квалификации, что говорит о перспективе данного предприятия.

Руководитель предприятия воздействует на работников с помощью прямых указаний, адресуемых конкретным управляющим объектам. Наиболее категоричной регламентирующей формой воздействия является приказ. Он обязывает подчиненных точно выполнять принятое решение в установленные сроки. Невыполнение приказа влечет за собой соответствующую санкцию, наказание. Действие приказа начинается немедленно или в установленный в этом приказе срок.

Меньшая степень регламентации характерна для распоряжений, которые тоже обязывают точно выполнять решения, но не устанавливают определенного срока начала реализации. Здесь связующим звеном между руководителем и подчиненным является само задание. Методические указания носят необязательный для выполнения характер. Наименьшая степень регламентации характерна для рекомендации или совета, позволяющих выбирать не только способ реализации, но и уточнить само задание.

Очень важным для существования предприятия является своевременное получение достоверной информации о состоянии рынка, поставщиках, конкурентах, товарах-новинках, современных методах управления, предложениях по совершению различных сделок, о покупателях, их мотивах и предпочтениях, а также политических и экономических событиях в стране.

ТД «Изге Ай» для получения необходимой информации пользуется посредством телефонной связи, телефакса, Интернета, СМИ, личного контакта.


Заключение

Во время прохождения производственной практики в магазине «Изге Ай» в период с 26 апреля по 4 июня были получены хороший опыт и знания в сфере торговой деятельности, контролю и учёту товаров, а также по организации приёма и отпуска товаров.

Проанализировав за время практики такие вопросы как, организация торгово-технологического процесса, организация материальной ответственности, покупательский спрос и принципы формирования ассортиментной политики предприятия, организация коммерческой деятельности торгового предприятия, организация управления и контроля можно сделать следующие выводы:

Организация торгово-технологического процесса в данном магазине находится
на высоком уровне. Магазин оснащён всем необходимым оборудованием и
инвентарём, которые подобраны с учетом планировки, возможностей организации и
соответствуют предъявляемым к ним требованиям: эксплуатационным (надежность,
прочность, типизация, унификация и стандартизация), эргономическим (параметры
оборудования), эстетическим и санитарно- гигиеническим. За счет правильной и
удобной планировки магазина площадь используется эффективно и с максимальным
удобством, как для покупателей, так и для персонала, так же обеспечивается
эффективное использование торгового оборудования, сохранность

товароматериальных ценностей, удобная выкладка товаров в отделах, хорошие условия для выполнения торговых операций и обслуживания покупателей.

Материальная ответственность работников в магазине «Изге Ай» организованна в соответствии с требованиями и нормами трудового законодательства. Руководитель организации Авдеева Гузель Мунавировна своевременно учитывает изменения в трудовом кодексе РФ и вносит поправки в устав магазина. Все вносимые изменения в уставе доводит до сведения работников. Лица, заключившие договор о материальной ответственности соблюдают все права и обязанности указанные в данном договоре. Директор в свою очередь также добросовестно выполняет свои

обязательства перед сотрудниками магазина.


ТД «Изге Ай» имеет устойчивое положение на рынке по продаж , детских товаров. За счет налаженных хозяйственных связей с постоянным поставщиками имеет расширенный товарный ассортимент, который всегда насыщен качественной продукцией, вследствие чего предприятие приобретает устойчивых ] взыскательных покупателей. Также этому способствует полное понимани! потребностей клиентов и стратегических подходов и постоянно возрастающим влиянием к общественному мнению и законодательным актам, оказывающим влияние на сферу товарного производства.

Коммерческая деятельность в ТД «Изге Ай»имеет свою специфику и учитывает следующие актуальные задачи:

1.Обеспечение для абсолютного большинства населения
доступности в приобретении необходимых товаров в цивилизованных формах его
организации;

2 .Обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров;

3.Формирование развитой системы товародвижения, обеспечивающей
постоянное товароснабжение магазина широким и качественным ассортиментом
товаров;

4 .Восстановление финансового контроля над товарооборотом;

5 .Восстановление оптимального соотношения магазинных и внемага-зинных форм продажи товаров.

Грамотная организация коммерческой деятельности позволяет предприятию ТД «Изге Ай»быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников. При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, ТД «Изге Ай» помнит, что покупатель -хозяин положения.

На предприятии ТД «Изге Ай»уделяется большое внимание по созданию работоспособного коллектива и повышению профессионального мастерства работников. Руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие


традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту. Сотрудникам предоставляется оптимальные условия работы, соответствующие санитарным и техническим нормативам, ежегодный отпуск и выходные дни. При необходимости дается возможность обучения по повышению квалификации работников. Благодаря правильной организации управления предприятие имеет постоянный, сплоченный и опытный коллектив.

Таким образом, из выше приведенных выводов можно сказать, что магазин ТД «Изге Ай»является модернизированным, современным предприятием и имеет большую перспективу своего дальнейшего успешного функционирования.


Список использованной литературы

1. Закон РФ «О защите прав потребителей»

2. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. «Маркетинговые исследования потребительского рынка» - СПб.: Питер. 2006 — 270 с.

3. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е.; «Основы маркетинга»: - учебник для вузов, М.: Высшая школа, 2001. - 367 с.

4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. «Коммерция и технология торговли»: Учебник для студентов высших учебных заведений — 4-е издание; переработанное и дополненное — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 596 с.

5. Егоров В.Ф. «Организация торговли»: Учебник для вузов, издательская серия «Учебник для вузов», С-Петербург, 2006 — 352 с.

6. Панкратов Ф.Г. «Коммерческая деятельность» Учебник для вузов — 7-е издание; переработанное и дополненное — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004 — 504 с.

7. Пигунова О.В. «Стратегия коммерческой деятельности предприятий розничной
торговли» - Маркетинг, 2002 — 117 с.

8. Синецкий Б.И. «Основы коммерческой деятельности»: Учебник — М.: издательство
Юность, 1998 —659 с.