Реферат: Оценка и охрана водных ресурсов

Название: Оценка и охрана водных ресурсов
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: реферат

Экологическая оценка ЭО – это процесс систематического анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультации с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультации, планирования, проектирования, утверждения и осуществление данной деятельности.

ЭО рассматривается как процесс, а не просто как данные или документы, которые получаются в результате этого процесса.

Систематический процесс – это процесс, следующий по определенной системе.

ЭО не ограничивается этапом планирования, но охватывает и этап осуществления намечаемой деятельности.

Способы регулирования воздействия на окружающую среду:

- лицензирование

- лимитирование

Процесс ЭО включает следующие основные составляющие:

  1. анализ потенциальных воздействий намечаемой деятельностью на окружающую среду и оценка их значимости
  2. консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений
  3. использование результатов анализа воздействий и консультаций в процессе принятия решений относящихся к намечаемой деятельности

Принципы ЭО

Процедуры ЭО в разных странах различаются во многих аспектах:

- для каких видов деятельности проводится ЭО

- кто проводит ЭО

- каким образом, и в каких решениях учитываются результаты ЭО

Не смотря на эти различия, эффективные системы ЭО отвечают 3 основным принципам:

  1. Превентивность

Принцип превентивности означает, что ЭО проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также что ее (ЭО) результаты используются при выработке и принятии решений. Одним из важных инструментов реализации принципа превентивности является анализ альтернатив – рассмотрение нескольких альтернатив намечаемой деятельности, обеспечивая свободу принятия решений в зависимости от результатов ЭО.

  1. Комплексность

Принцип комплексности предусматривает совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде. Задача ЭО состоит не только в том, чтобы проследить, на сколько соблюдаются стандарты и нормативы для отдельных компонентов природной среды, но и в том, чтобы понять, как природно-социальная система в целом отреагирует на воздействие намечаемой деятельности.

  1. Демократичность

Принцип демократичности отражает тот факт, что ЭО не сводится к научно-техническому исследованию, а является инструментом принятия взаимоприемлемых решений. Предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду затрагивает интересы потенциально не ограниченного круга лиц и организаций. Этот принцип подразумевает признание за этими лицами и организациями право на непосредственное участие в процессе принятия решений, их мнение должно учитываться наряду с заключениями экспертов при формировании выводов и использовании результатов процесса ЭО. Еще одно важное следствие этого принципа: для обеспечения возможности участия заинтересованных сторон ЭО должна проводиться в соответствии с определенными правилами, которые известны и понятны всем ее участникам, т.о. необходимо наличие регламентированной процедуры ЭО. Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность процесса принятия решений часто приводит к тому, что на практике решение в таких системах принимается на основе неформальных переговоров и соглашений с участием отдельных наиболее влиятельных заинтересованных сторон.

Рассмотрев основные принципы ЭО, мы можем сформировать ее особенности, отличающие ЭО от других методов регулирования. Экологически ориентированные правила проектирования выполняют некоторые функции ЭО. Однако, они не могут учесть всех нюансов конкретной ситуации, особенно мнение заинтересованных сторон, как это может сделать комплексное и систематическое ЭО.

Системы экологического лицензирования намечаемой деятельности часто осуществляются на ведомственной основе и т.о., не отвечают принципу комплексности анализа экологических воздействий, на котором основана ЭО.

Предметом ЭО является воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду. Под воздействием понимаются изменения в окружающей среде. Прогноз и разработка мер по их смягчению является одной из основных составляющих процесса ЭО. Систематическая комплексная природа ЭО позволяет выявлять те воздействия, которые могут неадекватно учитываться стандартами, установленными для отдельных сред и источников воздействия (непрямые и кумулятивные воздействия). Воздействия рассматриваются не только с точки зрения физической величины, но и с точки зрения их значимости для общества в целом, и отдельных социальных групп и граждан. Под окружающей средой в ЭО понимают не только компоненты биосферы, но и ландшафт, историко-культурные памятники. Ухудшение качества окружающей природной среды может повлечь для местного населения ухудшение здоровья, последствия социального и экономического характера. Предметом ЭО является намечаемая деятельность проектного уровня, т.е. проекты конкретных хозяйственных объектов.

Проведение полномасштабной ЭО целесообразно, прежде всего, для крупных объектов. Именно для таких проектов превентивное регулирование с помощью стандартов раз и навсегда установленных для любой ситуации оказывается особенно неадекватным. Именно в случае масштабных воздействий наиболее ярко проявляются взаимосвязи между различными природными средами. Кроме того, крупные проекты являются в большинстве случаев уникальными, и предыдущий опыт может оказаться недостаточным, чтобы установить для них стандарты.

Участники процесса ЭО

1. Инициатор деятельности -

- это юридическое или физическое лицо, ответственное за планирование и осуществление намечаемой деятельности («хозяин»). Расходы по проведению ЭО несет инициатор деятельности. Это связано с тем, что ЭО выполняемая в полном объеме связана со значительными расходами, которые не целесообразно возлагать на бюджет государства.

2. Специально уполномоченные органы -

- это органы или организации, имеющие те или иные полномочия по отношению к процессу ЭО или намечаемой деятельности в целом.

На эти органы возлагаются 3 функции:

а) контроль за процессом ЭО. Как правило, выполняют подразделения (департаменты, министерства природных ресурсов) или специальные агентства по ЭО государственные или частные. В их задачи входит контроль за соблюдением процедуры проведения ЭО и качества документации.

б) принятие решения по итогам ЭО. Решения о возможности осуществления намечаемой деятельности принимают государственные органы, выдавая разрешения на лицензию и тому подобные документы.

в) согласование отдельных аспектов намечаемой деятельности. Проводит с различными специализированными органами, например агентства ответственные за охрану вод, лесов, здоровья населения и т.п.

3. Другие заинтересованные стороны -

- в процессе ЭО могут быть представлены государственными органами, например специализированными агентствами, в сферу компетенции которых входит тот или иной аспект намечаемой деятельности; или органами самоуправления, кроме перечисленных организаций сюда могут входить независимые научные организации, располагающие ценной информацией необходимой для прогноза воздействия или оценки их значимости; многочисленные общественные организации, отражающие интересы разных групп граждан; местное население в зоне осуществления процесса. Эти участники процесса в большинстве случаев не имеют формально определенных полномочий контрольных или распорядительных функций. Но взаимодействие с ними рассматривается как очень важная неотъемлемая часть процесса ЭО, призванное обеспечить эффективность процесса, снижение его конфликтности, а также соблюдение прав граждан. Организация взаимодействия с этими сторонами представляет большую сложность, поскольку круг этих участников потенциально неограничен, и его не возможно определить заранее.

4. Исполнители (профессиональные) -

- процесса ЭО могут привлекаться различными участниками процесса. Инициатор деятельности может использовать услуги сторонних организаций. Государственные организации могут приглашать консультантов для оценки качества документации по ЭО, а общественность может привлекать экспертов для независимой оценки тех или иных аспектов намечаемой деятельности.

5. Ответственность за выполнением процедуры ЭО возложена на инициатора деятельности.

Основные элементы ЭО

  1. Процесс ЭО начинается с рассмотрения проекта и принятия решения о необходимости проведения ЭО. Это решение может приниматься инициатором деятельности или государственными органами на основе списков деятельности подлежащих ЭО или сформированных в нормативно-правовых актах по охране окружающей среды. На этой же стадии может проходить более точное определение объекта ЭО, например если предполагается прокладка шоссе, то ЭО требуется не только для того участка, на который в данный момент выделяется финансирование, а на всю магистраль в целом с учетом подъездных путей, АЗС и других объектов неразрывно с ней связанных, с учетом тех изменений, которые произойдут на прилегающей территории.
  2. Определение задач ЭО. На этой стадии выявляются потенциально важные воздействия, которые должны детально изучаться. Здесь же может происходить определение принципиальных альтернатив намечаемой деятельности, которые будут анализироваться, и сравниваться в процессе дальнейшей оценки. На этой же стадии готовиться программа проведения ЭО (ТЗ – техническое задание), которая включает получение необходимых согласований, консультации с общественностью и другие мероприятия.
  3. Прогноз, анализ и оценка значимости ожидаемых воздействий на окружающую среду является основной стадией процесса ЭО. При этом должна быть изучена не только физическая величина факторов оказывающих воздействие (объем выбросов, концентрации вредных веществ и т.д.), но и ожидаемое изменение в различных компонентах окружающей среды. Должно быть изучено возможное влияние осуществляемой деятельности на здоровье человека, социально-экономические условия, историко-культурные ценности. Потенциальные воздействия должны изучаться для всех альтернатив рассматриваемых в ходе ЭО, чтобы обеспечить возможность выбора наиболее приемлемой альтернативы.
  4. Разработка мероприятий по смягчению воздействий представляет собой предотвращение или уменьшение воздействия (например, установка очистных сооружений, применение прогрессивных технологий), ликвидацию или уменьшение ущерба, нанесенное окружающей среде, различные формы компенсаций.
  5. Составление итогового документа ЭО осуществляется по поручению инициатора деятельности разработчиком проектной документации или специализированными организациями. Документация по экологической деятельности должна способствовать принятию информированного решения по намечаемой деятельности, кроме того, она должна представлять информацию в понятной форме для всех заинтересованных лиц и организаций.

Консультации и участие общественности целесообразно проводить на всех этапах ЭО. Например, на стадии определения задач ЭО полезно знать мнение общественности о том, какие именно воздействия на окружающую среду вызывают наибольшую озабоченность и, следовательно, должны быть изучены. Необходимо предусмотреть обсуждение итогового документа ЭО или его проекта, представление комментариев и замечаний к нему. В течение определенного периода этот документ должен быть доступен общественности и другим заинтересованным сторонам. Одновременно документ направляется в ряд государственных органов и других организаций для получения официальных комментариев и замечаний. Обязательно включение результатов общественных слушаний в материалы ЭО.

Оценка полноты и качества ЭО в РФ осуществляется входе государственной экологической экспертизы.

Учет результатов ЭО проводится различными сторонами. Например, проектировщиками при выборе проектных решений, связанных с наименьшим воздействием на окружающую среду и при планировании мер по смягчению воздействия на окружающую среду; инициатором при выборе альтернатив осуществления намечаемой деятельности, вплоть до отказа от деятельности; кредитно-финансовыми организациями при принятии решений о выделении средств на осуществление намечаемой деятельности; органами ответственными за охрану окружающей среды при выдаче разрешения на природопользование и согласовании условий природопользования; другими органами государственного надзора и контроля, органами власти и местного самоуправления при принятии решений о разрешении или лицензировании намечаемой деятельности.

В документацию по ЭО включаются так называемые планы экологического менеджмента, которые подробно описывают каким образом будут выполняться предлагаемые меры по смягчению негативных воздействий, а также эти планы включают программы мониторинга реальных воздействий и сравнение их с предсказанными.

Начальные стадии процесса ЭО

Решение о необходимости проведения ЭО должно следовать важному принципу: содержание и процедура ЭО должны соответствовать потенциальной экологической опасности намечаемой деятельности, поэтому большинство систем ЭО требуют ее проведения в полном объеме только для определенных видов деятельности.

Система определения таких видов деятельности должна удовлетворять следующему условию:

  1. обеспечивать рассмотрение воздействия на окружающую среду всех проектов потенциально опасных для окружающей среды (атомная станция, нефтепроводы, мусоросжигательные заводы и пр.); степень экологической опасности тепловых станций зависит от ее масштабов
  2. учитывать местные условия
  3. взаимодействовать с населением и другими заинтересованными сторонами. Это позволит получить дополнительную информацию
  4. для экономии ресурсов необходимо сосредоточивать на действительно опасных объектах

Существуют 2 принципиальных подхода к определению объектов ЭО:

  1. Основан на предварительной оценке всех проектов или их значительной части. В результате такой оценки принимается решение о проведении полномасштабной ЭО. Достоинствами этой системы отбора является ее гибкость. Она позволяет учитывать как разнообразные типы проектов, так и особенности местных условий, законодательство, мнение заинтересованных сторон и другие факторы. Такая система обеспечивает возможность участия общественности уже на стадии принятия решения о необходимости проведения ЭО. Такая оценка служит не только для принятия решения о проведении полномасштабной ЭО, но и определяет наиболее важные воздействия, которые должны изучаться в ходе дальнейшего процесса. Недостатки: она не гарантирует проведение ЭО всех без исключения опасных проектов, оставляя это на усмотрение участников процесса, что может привести к злоупотреблению. Она все же требует проведение оценки всех проектов, что достаточно дорого.
  2. Основан на использовании списков видов деятельности. Такие списки определяются нормативными актами. Достоинства: в простоте применения и в гарантированном проведении ЭО экологически опасных объектов. Недостатки: в отсутствии гибкости, а также в невозможности участия общественности и заинтересованных сторон в принятии решения.

Оба метода обладают определенными достоинствами и недостатками, поэтому эффективные системы ЭО используют их комбинацию.

Определение задач ЭО

Задачами ЭО являются:

  1. установление «границ объектов» ЭО, т.е. определение видов работ в рамках намечаемой деятельности или с необходимостью вытекающих из нее воздействий, которые будут изучаться.
  2. определение особо значимых потенциальных воздействий.
  3. исключение из дальнейшего рассмотрения тех воздействий, которые в силу их меньшей значимости могут не рассматриваться при принятии решений.
  4. определение круга альтернатив, которые будут изучаться в ходе ЭО.
  5. определение потребности в информации для проведения ЭО и получения исходной информации.
  6. определение рекомендуемых к применению методов прогноза и оценки воздействия.
  7. определение необходимых согласований и законодательных требований.
  8. разработка плана проведения ЭО, установление временных рамок и требований к экспертам.
  9. разработка плана по взаимодействию с заинтересованными сторонами, в частности по информированию и участию общественности.

Формулировка задач осуществляется опытными специалистами по ЭО. На основе сформулированных задач может быть определен состав экспертной группы и составлено техническое задание на проведение ЭО. Должны быть указаны сведения о квалификации и продолжительности вовлечения специалистов.

При определении задач ЭО должны соблюдаться следующие принципы:

  1. систематичность и учет местных условий
  2. участие заинтересованных сторон. Без консультаций с различными заинтересованными сторонами трудно выяснить, какие именно воздействия на окружающую среду значимы и должны быть изучены в ходе ЭО. Часто информация о памятниках природы и культуры, особо уязвимых экосистемах может быть получена на ранних стадиях ЭО только в ходе консультаций с различными государственными и неправительственными организациями, широкой общественностью
  3. документированность. Составление документа определяющего задачи ЭО в виде технического задания, отдельного документа – это способ заказчика и разработчика обосновать свой подход к ЭО и проинформировать заинтересованные стороны.

Методы выявления значимых воздействий

  1. метод списка. Наиболее простым методом выявления потенциально значимых воздействий является просмотр исчерпывающего списка компонентов среды обитания и выделение тех из них, на которые намечаемая деятельность может оказать значимое воздействие. Список компонентов окружающей среды, содержащие от 50 до 100 пунктов, часто приводится в руководствах по ЭО. Достоинством списков является простота использования. Недостаток – трудность учета непрямых воздействий, возникающих на разных стадиях осуществления проекта.
  2. метод матриц. Выявлять значимые воздействия с помощью матрицы предложил в н. 1970г. ученый Леопольд. Составляется матрица, в которой столбцы соответствуют различным этапам осуществления проекта (подготовка площадки, подъездные пути, складирование материалов и т.д.), а строки – компонентам окружающей среды (атмосфера, вода, флора и т.д.). На пересечении строк и столбцов при помощи условных знаков указывается значимость, степень предсказуемости, природовоздействие или другая информация. Матрицы помогают выявить значимые воздействия более систематично, чем списки. С помощью матриц легче учитывать опыт прошлых проектов. Матрицы могут указать не только на возможные, на возможные значимые изменения в окружающей среде, но и на те элементы проекта, которые могут привести к серьезным экологическим последствиям, а значит, возможно, нуждаются в альтернативной проработке.

Деятельность

Компонент окр. среды

Очистка участка

Подготовка площадки

Подъездные пути

фундамент

Установка сооружения

Воды:

подземные

поверхностные

Дс

Кс

? Дс

? Кс

?

К

К

К

К

К

Воздух

К

К

К

К

К

Почва

-

Кс

К

К

К

Шумовые вибрации

Кс

Кс

Кс

Кс

Кс

- отрицательное воздействие

? – нуждается в дальнейшем изучении

Кс – краткосрочное воздействие

+ - положительное воздействие

* - зависит от мер по смягчению воздействия

Дс – долгосрочное воздействие

К- ключевое воздействие

3. метод «сетей». Сети отражают взаимодействия в экологических системах и помогают отследить непрямые воздействия намечаемой деятельности.

Консультирование и участие общественности в процессе ЭО

Участие общественности в процессе ЭО преследует очень важные цели:

  1. это инструмент согласования интересов различных групп вовлеченных в планирование и осуществление намечаемой деятельности, или затрагиваемых ее возможными воздействиями. Т.е. выработка взаимоприемлемых решений и как следствие уменьшение конфликтности проекта в целом.
  2. общественное участие может использоваться для решения таких задач ЭО, как выявление более значимых воздействий, изучение социальной значимости проекта, альтернатив, планирование мер по смягчению воздействий.

Эти цели показывают, что участие общественности в процессе ЭО является инструментом осуществления конституционных прав граждан.

Участие общественности – это непрерывный процесс взаимодействия между гражданами и учреждением ответственным за принятие решения.

Этот процесс протекает по определенным правилам:

- должны быть созданы условия для формирования у общественности ясного и полного представления о механизмах и процедурах выявления и решения экологических проблем и учета экологических потребностей соответствующими учреждениями.

- общественность должна иметь доступ к полной информации о ходе и текущем состоянии процесса разработки и осуществления проекта.

- все заинтересованные граждане должны иметь возможность сообщить о своей точке зрения, потребностях, предпочтениях, связанных с использованием ресурса, а также другую информацию, имеющую отношение к принимаемому решению.

Эффективная система ЭО включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  1. выявление заинтересованных групп и лиц
  2. своевременное предоставление достоверной информации в форме понятной для аудитории
  3. диалог между стороной принимающей решение и другими заинтересованными сторонами
  4. использование результата диалога при принятии решения

Заинтересованная общественность означает общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе.

Общественность – это одно или несколько физических и юридических лиц.

При организации участия общественности в процессе ЭО нужно иметь в виду, что общественность не является чем-то однородным, поэтому эффективные программы участия общественности основаны на выявлении заинтересованных (целевых) групп и последующей работе с ними.

Анализ таких групп служит двум основным целям:

  1. выявление и учет различных интересов и мнений, связанных с намечаемой деятельностью
  2. учет специфики различных групп при организации взаимодействия с общественностью, т.е. методы информирования и взаимодействия, круг обсуждаемых проблем существенным образом зависит от особенностей конкретной группы.

Количество проблем образующихся на стадии обсуждения документов ЭО тем меньше, чем раньше организовано общественное участие.

Так на этапе отбора проектов целесообразно выяснить степень обеспокоенности общественности по поводу данного проекта, желание участвовать в принятии решений. На этапе определения задач ЭО выяснить, какие проблемы вызывают наибольшую обеспокоенность. Это позволит выявить на третьем этапе наиболее значимые воздействия. Стадия оценки значимости воздействия в наибольшей степени носит научно-технический характер. Обсуждение документов процесса ЭО, сбор замечаний и последующая корректировка проектных решений, представляют собой одну из наиболее важных и одновременно наиболее проработанных стадий общественного участия. На этом этапе общественность, как правило, представляет комментарии и замечания к документам, проводятся общественные слушания. На стадии осуществления намечаемой деятельности участие общественности может проявляться в общественном контроле выполнения проектных решений и оценке соответствия реальных воздействия предсказанным на стадии ЭО. Конкретные методы вовлечения общественности в послепроектной стадии может быть документировано в плане экологического менеджмента. Ответственность за организацию участия общественности, как правило, несут стороны ответственные за выполнение задач ответственного этапа.

Важным условием эффективного процесса участия общественности является его предварительное планирование.

Формы и методы участия общественности очень разнообразны. Первой целью является информирование общественности. Эту задачу обычно решают с помощью публикаций в прессе, подготовке теле- радиопередач, распространение информационных листов и буклетов. Однако, в случае масштабного проекта, вызывающего обеспокоенность общественности, этих форм может быть недостаточно, поэтому проводят информационные семинары, посещение аналогичных проектов и пр. Для получения информации от общественности существуют различные формы консультаций, сбор письменных комментариев, горячи линии, опросы общественного мнения, социологические исследования.

Формы участия общественности:

  1. Общественные слушания одна из более формализованных и структурированных форм работы с общественностью. Эти слушания служат целям: информируют общественность, обсуждение различных точек зрения, выработка компромиссных решений.
  2. Сходы – это традиционная форма работы с населением в поселках, деревнях.

Принципы сотрудничества:

  1. предварительное информирование общественности о намечаемой деятельности является необходимым условием любых консультаций и общественных слушаний
  2. успешное участие общественности обеспечивается обсуждение различных альтернатив
  3. необходимость обратной связи, т.е. реакций стороны принимающей решения на результаты общественных обсуждений. Мнения, высказанные в ходе общественных обсуждений должны фиксироваться, каждое замечание должно проанализировано и на него должен быть разумный ответ. Если замечание признано значимым, то на его основе проектные решения могут быть скорректированы.
  4. участие общественности на ранних стадиях подготовки проекта. Позднее вовлечение общественности может привести к серьезным финансовым потерям, связанными с корректировкой проектных решений, либо появление конфликтных ситуаций в ходе обсуждения общественностью.
  5. важно документировать мероприятия по участию общественности и их результаты.

Международные нормы участия общественности в принятии экологически значимых решений

Принципы участия общественности и ее прав отражены в 2 конвекциях, подготовленных европейской экологической комиссии ООН (ЕЭК ООН).

  1. «Конвенция об оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном пространстве» 1991г. Этот документ был первым международным соглашением, которое зафиксировало права общественности на получение информации о намечаемой деятельности и участие в принятии связанных с ней решений.
  2. «Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятий решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» 1998г.

Экологическая оценка и рассмотрение альтернатив

Анализ и сравнение различных вариантов осуществления намечаемой деятельности является одним из важнейших элементов ЭО. Под альтернативами в контексте ЭО понимают взаимоисключающие способы достижения целей. Принятие оптимального решения представляет собой выбор между вариантами и от того, на сколько качественно эти варианты проработаны, определены последствия их осуществления, правильно осуществлено их сравнение и зависит количество конечного результата. Выбор предпочтительного варианта должен осуществляться исходя не только из собственных интересов инициатора деятельности, но и на основе оценки альтернатив, не только экономических, но и экологических критериев. Рассмотрение альтернатив также играет важную роль и в оценке значимости и приемлемости воздействий. Оно позволяет сравнить уровень воздействий не только с тем или иным стандартом, или пороговой величиной, но и с воздействием при других вариантах осуществления намечаемой деятельности. Решение о принципиальном подходе к достижению цели далеко не единственное, принимаемое в ходе планирования намечаемой деятельности, хотя и одно из важнейших. Принятие различных решений происходит на всем протяжении проектного цикла, причем спектр возможных вариантов постоянно сужается и предметом рассмотрения становится более частное решение.

Типы альтернатив:

  1. отказ от деятельности
  2. принципиально различные подходы к достижению цели
  3. различные площадки для осуществления намечаемой деятельности
  4. масштаб намечаемой деятельности
  5. различные типы производственного процесса и оборудования
  6. план площадки, размещения и конструкции объектов
  7. режим функционирования объекта
  8. различные варианты смягчения воздействий

Документирование ЭО

Документирование является одним из центральных элементов процесса ЭО. Многие задачи, возникающие в ходе ЭО, могут быть решены лишь на основе документации. Так недокументированные результаты с трудом поддаются учету в процессе принятия решений, не могут быть предметом систематической оценки. Контроль качества ЭО государственными органами или другими заинтересованными сторонами практически всегда основан на анализе документации. Документы создают реальную основу для взаимодействия различных сторон в ходе ЭО. Практически во всех системах ЭО есть требование о подготовке и обсуждении заинтересованными сторонами итогового документа, отражающего основные результаты процесса ЭО в целом. Этот документ ориентирован на широкий круг пользователей и содержит все сведения, необходимые заинтересованному читателю, который может обладать или не обладать специальными инженерно-техническими знаниями, необходимыми для понимания экологических аспектов намечаемой деятельности.

В состав документа входит следующая информация:

1. законодательные рамки – краткая характеристика нормативно-правовых актов различных уровней, под действие которых попадает намечаемая деятельность.

2. основные сведения о проекте и альтернативах. Должны быть кратко описаны цели осуществляемого проекта, а также возможные альтернативные варианты достижения поставленных целей. Должны быть приведены основные характеристики проекта, в том числе по потребляемым ресурсам, объемом отходов, физические параметры используемой технологии и т.д.

3. характеристика исходных природных условий и компонентов окружающей среды. Должна быть определена зона предполагаемого воздействия намечаемой деятельности и описаны природные условия и компоненты окружающей среды.

4. характеристика потенциальных факторов воздействия проекта на окружающую среду. Должны быть выявлены и описаны все значимые воздействия. Отчет должен давать представление не только о величине, но и значимости воздействия.

5. описание мероприятий по смягчению воздействий и обоснования выбора предпочтительной альтернативы. Природоохранные мероприятия должны быть обоснованы и направлены на уменьшение наиболее значимых отрицательных воздействий. Последнее время включают в документ план экологического менеджмента.

6. необходимо вводить описание процедур консультаций или согласований с заинтересованными сторонами или общественностью, т.е. документ должен включать список мероприятий общественного участия.

Форма документации ЭО

Форма документации настолько же важна, как и ее содержание. Документ должен быть четко структурирован, чтобы облегчить поиск необходимого материала. Результаты ЭО должны излагаться сбалансировано и объективно. Описанию значимых воздействий следует уделять больше внимания, чем описанию незначительных или легкоустранимых воздействий. Сравнимые по значимости воздействия на окружающую среду должны занимать сравнимые по объему части документа. Следует избегать использования «оценочных характеристик» предполагаемого проекта и его воздействий. При употреблении таких выражений, как «незначительные изменения» или «экологически чистая технология» необходимо приводить разъяснения по сравнению, с чем данное изменение незначительно и как измерялась экологическая чистота технологии.

Государственная экологическая экспертиза ГЭЭ

Теоретически ЭЭ основывается на концепции приемлемого экологического риска. Эта концепция получила широкое распространение в индустриально развитых странах как средство поиска баланса между стратегиями экономического и экологического развития. С этой точки зрения ЭЭ – это процесс принятия решений, в которых оценивается экологический риск и возможность его предупреждения.

Целью ЭЭ является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на ОПС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий, а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

Задачами ЭЭ является организация и проведение объективных научных исследований, и анализ объектов экспертизы, оценка соответствия экологическим стандартам, информирование всех заинтересованных лиц о возможных неблагоприятных воздействиях на ОПС.