УТВЕРЖДЕН
на педсовете № ___ от _______ 2008 г.
Зав. д/у №xxx_____________________
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
педагога-психолога
на 2008 – 2009 г.
Дошкольного учреждения №___
г. Минска
Основные направления в деятельности
1. Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.
2. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики.
3. Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической компетентности в общении.
4. Расширять знания педагогического коллектива и родителей о здоровом образе жизни.
Планируемые результаты:
1. Сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение.
2. Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов.
3. Формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни.
I. РАБОТА С ДЕТЬМИ
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
|
ДИАГНОСТИКА
|
|
1
|
Первичная диагностика вновь поступающих детей.
|
Сент.-Окт.
|
2
|
Углубленная диагностика детей по запросам родителей и педагогов.
|
Ноябр.-Дек.
|
3
|
Диагностика интеллектуального развития детей гр. №3,4,5.
|
Сент.-Окт.
|
4
|
Уровень психологического развития детей гр.№2 и первоклассников.
|
Сент.-Окт.
|
5
|
Межличностные взаимоотношения / ребенок-ребенок , ребенок-родитель, ребенок-воспитатель/.
|
В течение года
|
6
|
Психическое развитие детей гр.№3
|
Март.-Май.
|
7
|
Определение ведущей руки у ребенка гр.№2
|
Февраль.
|
8
|
Психическая готовность детей гр. № 4,5 к обучению в школе.
|
Март-Апрель.
|
9
|
Диагностика личностных особенностей детей /самооценка, уровень притязаний, эмоциональное состояние/
|
В течение года
|
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Психопрофилактические мероприятия для психологического сопровождения процесса адаптации детей гр.№2.
|
Сент.-Окт.
|
2
|
Коррекционно-развивающие занятия с детьми гр. № 4,5 по развитию когнитивной сферы.
|
Ноябр.-Дек.
|
3
|
Психологический тренинг для психопрофилактики негативных личностных отклонений и школьной дизадаптации /гр. № 4,5/
|
2-р. в месяц.
|
4
|
Игры-занятия, игры-упражнения для развития общения /гр. №3, первый класс/
|
2-р. в месяц.
|
5
|
Индивидуальные развивающие занятия с детьми 4-,6 лет с низким и средним уровнем развития.
|
2-р. в месяц.
|
6
|
Сказко- и пескотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии.
|
В течение года
|
7
|
Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении.
|
В течение года
|
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Выступления на педагогических советах
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Адаптация детей гр. №2
|
Ноябрь
|
2
|
Результаты психологической диагностики детей гр. № 4,5 по готовности к школе / итоги диагностики /
|
Май
|
3
|
Анализ работы в летний - оздоровительный период
|
Август
|
УЧАСТИЕ В СЕМИНАРАХ
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
«Искусство общения»
а) психологические основы общения
б) настройте настроение
в) как расширить круг общения?
Г) как изменить взаимоотношения с человеком не конфликтуя
Д) о спорах
|
Январь
|
2
|
Тренинг партнерского общения для педагогов
|
Март
|
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
«Как помочь ребенку в период адаптации?»
|
Сентябрь
|
2
|
«Особенности психологической безопасности личности ребенка» группа раннего возраста №2.
|
Октябрь
|
3
|
«Влияние взаимоотношений взрослых в семье на психическое развитие ребенка»
|
Ноябрь
|
4
|
«Индивидуальный подход в общении с детьми»
|
Декабрь
|
5
|
«Что делать, если…»
|
Февраль
|
6
|
«Сказка-сказка, приходи» / погружение в сказку – формирование экологического мировоззрения /
|
Апрель
|
7
|
«Дети и животные» / каких животных и почему боятся дети? /
|
Май
|
8
|
Индивидуальное консультирование по запросам
|
В течение года
|
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
! По запросу администрации
РАБОТА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Ознакомление и обсуждение вопросов диагностики, ее результатов.
|
По мере проведения
|
2
|
Предоставление справок о результатах проведенной диагностики.
|
По мере проведения
|
3
|
Участие в составлении годового плана д/с.
|
Август
|
4
|
Подготовка и участие в работе педсоветов д/с.
|
В течение года
|
5
|
Оказание психологической помощи в работе с коллективом.
|
В течение года
|
6
|
Участие по запросу администрации в решении возникающих проблем.
|
В течение года
|
7
|
Участие в деятельности д/с: утренники, праздники, дни открытых дверей, оформление наглядной агитации.
|
В течение года
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультативно – просветительская работа:
№
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Консультации по вопросам и результатам диагностики.
|
В течение года
|
2
|
Выступления на родительских собраниях:
а) «Возрастные особенности психолого-педагогического образования дошкольников»
б) «Роль родителей в образовательном процессе»
в) «Культура семейных отношений»
|
Сентябрь
Январь
Май
|
3
|
Индивидуальные консультации по запросам.
|
В течение года
|
4
|
Консультативно – психологическая агитация в групповых родительских уголках:
а) «Как быть здоровым и телом и душой?»
б) «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»
в) «Секреты счастливого дома»
г) «Одаренный ребенок»
д) «Голубой экран – наш друг?!»
е) «Роль сказки в жизни ребенка»
ж) «Психологическая готовность ребенка к школе»
|
В течение года
В течение года
Октябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
|
5
|
Участие в проведении Дней открытых дверей.
|
По плану
|
6
|
ДИАГНОСТИКА:
а) анкета «Какой я родитель?»
б) тест «Готов ли ребенок к школе?»
|
Октябрь
Март
|
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
№
|
Форма
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Аналитико – диагностическая работа
|
Прослеживание адаптации детей к д/с
Наблюдение за адаптацией учащихся первого класса.
Выявление детей, нуждающихся в социально-психологической помощи
Диагностика интеллектуального развития воспитанников групп «Фантазёры». Выявление детской одарённости
Изучение эмоционального благополучия детей из семей группы риска в сфере их ближайшего окружения: в детском саду, семье
Определение уровня психического развития воспитанников групп «Почемучки» (4-5 лет)
Уровень психического развития детей групп «Почемучки» (3-4 года)
Определение уровня психической готовности детей к школе
Повторное психологическое обследование воспитанников групп «Почемучки» (4-5 лет)
Изучение личностных особенностей дошкольников
|
Авг.Сент.
Сентябрь
Сент.-Окт.
Сент.-Окт.
1 квартал
Сент.-Окт.
Декабрь
Апрель-Май
Апрель-Май
В течение года
|
2
|
Социально – психологическое сопровождение детей
|
Адаптация детей к детскому саду и школе
Работа с детьми, имеющими личностные и поведенческие проблемы. Коррекционная индивидуальная помощь (по мере необходимости)
Работа с одарёнными детьми
Курс игровых занятий по обучению детей основам безопасности «гр. Фантазёры»
Коррекционно – развивающие занятия с воспитанниками групп «Фантазёры» по подготовке к обучению в школе
Игровые занятия по развитию коммуникативных способностей дошкольников «гр.Почемучки»
Профилактика школьной дезадаптации: групповые занятия с элементами игро,- сказко,- арттерапии (гр.Фантазёры)
|
Июнь-Сентябрь
В течение года
В течение года
Окт.-Февраль
Окт.-Апрель
В течение года
В течение года
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
№
|
Форма
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Аналитико – диагностическая работа
|
Социальное обследование семей. Составление социально – педагогического паспорта
Проведение мониторинга по изучению потребностей семей в социально – психологической помощи
Обследование семей, являющихся объектами социально – психологической службы: неблагополучные, неполные, многодетные, приёмные (опекунские)
Анкета «Готова ли Ваша семья к поступлению ребенка в первый класс?»
|
Авг. – Сентябрь
1 квартал
1 квартал
Март
|
2
|
Общие родительские собрания
|
Основные направления воспитательно – образовательной и оздоровительной работы на новый учебный год
Итоговое общее родительское собрание «Портрет первоклассника»
Первая встреча в Д\У (для родителей будущих воспитанников)
«Роль психологической службы в решении проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи»
«Как сохранить у детей психическое здоровье?»
|
Сентябрь
Май
Май
Сентябрь
Январь
|
3
|
Консультации (информационный блок)
|
«Адаптация малыша в дошкольном учреждении: проблемы и достижения»
«Ребенок с синдромом гиперактивности»
«Неврозы детей: причины и следствия»
«Психологические критерии готовности ребенка 6-ти лет к обучению в школе»
|
Сентябрь
Октябрь
Февраль
Апрель
|
4
|
Творческая лаборатория
|
«Социально – психологическая служба - семье»
Информационная страничка «Психолог советует»
|
1 раз в квартал
1 раз в квартал
|
5
|
Презентация работы
|
«Сотрудничество ради детей»
«День за днём взрослеют дети»
|
Ноябрь
Апрель
|
6
|
Консультационный пункт
|
«Чтобы воспитать человека» (по запросам)
|
В течение года
|
7
|
Телефон доверия
|
Обмен индивидуальной информацией
|
В течение года
|
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:
№
|
Форма
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1
|
Консультационные встречи
|
«Планируем работу с семьей»
Пошаговая технология к контакту и взаимопониманию с родителями (для педагогов без категории и II категории)
Работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации (гр.Малыши, «Почемучки» 3-4 года)
«Концептуальные основания образования одаренных детей»
«Дошкольное учреждение и проблемная семья: опыт и организация работы»
По личным проблемам
|
Авг. –Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Январь
Апрель
В течение года
|
2
|
Вступления на педсоветах
|
«Создание условий для психологической безопасности в детском саду»
«Оценка уровня интеллектуальной и психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе»
|
Ноябрь
Май
|
3
|
Групповые совещания
|
Дифференциация работы с семьями воспитанников
Физическое и нервно – психическое развитие детей (анализ)
Обеспечение психоэмоционального благополучия детей
|
Январь
Январь
Май
|
4
|
Повышение социально – психологической культуры педагогов
|
Мультимодальное сопровождение ребенка (школа педагога)
«Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольников»
«Регуляторно – коммуникативные подходы в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств» (педагоги без категории и II категории)
«Воображение и творчество как необходимый комплимент в развитии личности»
Тренинг общения (для педагогов)
Тренинг общения (для техперсонала)
|
Октябрь
Октябрь
Март
Апрель
Окт. – Февраль
Дек. - Март
|
5
|
Психодиагностика
|
Изучение психологического климата в педколлективе
Изучение творческого потенциала педагогов (методика Е. Торранса для взрослых)
|
Декабрь
Апрель
|
6
|
Информационная страничка
|
«Психолог советует»
|
1 раз в месяц
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ:
1
|
«Круглый стол»
|
Участие в составлении годового плана
Ознакомление и обсуждение результатов диагностических исследований
Предоставление аналитических отчетов
Подготовка и участие в педсоветах, групповых совещаниях
Оказание содействия в работе с педагогами и другими сотрудниками ДЦРР
Участие в работе творческой лаборатории
|
Май – Август
По мере проведения
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
|
|