Реферат: Межэтнические конфликты причины, типы и формы проявления

Название: Межэтнические конфликты причины, типы и формы проявления
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Причины межэтнических конфликтов. 4

2. Типология межэтнических конфликтов. 9

2.1. Классификация по характеру действий конфликтующих сторон (Э. Паин и А.А. Попов) 9

2.2. Классификация по содержанию конфликтов (Л.М. Дробижева) 10

3. Формы межэтнических конфликтов. 12

4. Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов. 13

Заключение. 14

Список используемой литературы.. 15


ВВЕДЕНИЕ

В современных научных словарях термин конфликт (от лат. Conflictus) – это столкновение или борьба противоположных интересов, действий и взглядов общественных организаций, социально-политических и социально - экономических систем.

Межэтнический конфликт — специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку.

Изучением конфликтов занимаются различные отрасли науки, и каждая из них предлагает свои способы решения. Основной причиной такого внимания со стороны научного сообщества, является их трудноразрешимость, ведь каждый конфликт имеет свою специфику, а, следовательно, и определенную “формулу решения”, вот только эта формула не всегда быстро приходит на ум, да и не всегда она правильная. В нашей стране в последние 20 лет сформировалось уже достаточно большое сообщество ученых-кофликтологов, открываются центры по изучению конфликтов.

Большинство ученых, утверждают, что этнический конфликт, является, чуть ли не самой опасной внутренней угрозой государству, т.к. дестабилизирует общество, тормозит социально-экономическое развитие.

Следовательно, целью данной работы является рассмотрение причин возникновения, типов и форм межэтнических конфликтов, для предложения оптимальных способов их урегулирования.


1. ПРИЧИНЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Причины межэтнических конфликтов могут быть достаточно разные: территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.

Территориальные споры. Этнотерриториальные конфликты предполагают перестройку существующего пространства. Для обоснования перестройки обычно используются исторические факты или иначе сказать историческое право на владение территорией. Дело в том, что за многие века этнических процессов, территория не раз меняла своих хозяев и этнические граница, так что дата от которой проводится отсчет выбираться тщательно, с учетом своих интересов. Углубление в историю с обеих сторон не приводит к разрешению конфликта, а только усиливает его. Претензии на историческое право владения территорией достаточно часто используются политическими лидерами и являются главным признаком назревающего конфликта.

По мере демокртизации общества этнос может, достаточно хорошо резвится в социально-экономическом плане, что повысит его статус, развить совою культуру, а государства своего не иметь, поэтому возникают движения с целью создания независимого национального государства, тем более, если этнос уже имел собственное государство на протяжении его истории. Подобные стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наи­более частых причин этнических конфликтов. К такого рода кон­фликтам можно отнести грузино-абхазский и армяно-азербай­джанский.

Борьба за ресурсы и собственность. Стремление этноса завладеть какими-либо материальными ресурсами, среди которых наиболее важными является земля и её недра, непременно приведет к конфликту, где одни будут пытаться доказать другим право на “естественное” пользование ресурсами. Ресурсные конфликты имеют тупиковый характер, поскольку передел собственности ведет к противоречию местных элит с федеральным центром. Происходит стремление к суверенизации. Примером такого конфликта может быть чеченская война.

Стремление к изменению статуса местных элит. Статусные конфликты возникают всегда из-за стремления элит перераспределить, изменения, смены властные полномочия в обществе и главенствующей политической элиты. Чаще всего такие конфликты происходят в условиях переходного общества, в условиях которого всю социальную напряженности элиты могут перевести межэтнический конфликт. В основе этнических конфликтов этого типа лежат про­цессы модернизации и интеллектуализации народов. . Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к то­му, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представ­лений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и при­вилегированные места, в том числе и во власти.

Изменение системы распределения труда. Как показывает практика, практически во всем полиэтничных государствах складывается негласное разделение труда между группами этносов. А так как каждый труд даёт разный доход, то из-за этого начинается скрытая конкуренция между этносами. Ко­гда же существует определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает на­пряжение в межэтнических отношениях - первый признак назревающего конфликта.

Историческая память. Немаловажным детерминирующим фак­ тором этнических конфликтов может выступать историческая память народов, сохраняющая следы насильственных действий в области национальной политики, таких, как произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов и т.д.

Этот список можно продолжать и дальше, разрабатывать каждую из этих причин более глубоко. Современное их многообразие позволяет \то сделать, но необходимо также учитывать специфика каждого вида межэтнических конфликтов, тем более что она может меняться в ходе самого конфликта.

По официально версии бытовавшей в СССР, главным фактором происхождения межэтнических конфликтов считается отступление от ленинской национальной политики. Одни ученые видели это в сталинских репрессиях, депортациях целых народов, в декларативном характере федеративных отношений в обществе.

Другие ученые считают, что отступление от ленинской национальной политики произошло тогда, когда большевики согласились на федеративное устройство в бывшем СССР и отошли от единого централизованного государства.

Как следствие коммунистического тоталитарного политического режима рассматривал конфликтолог и этносоцилог И. М. Крупник, считавший это простым “возвращением насилия прошлого”.

Кроме политических версий была предложена новая социально-структурная модель, суть которой заключалась в том, что в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанный с современной модернизацией и интеллектуализацией общественного разделения труда. Этот процесс привел к тому, что начала нарастать конкуренция в различных сферах труда между русскими и титульными этносами. По мнению ученых в 70-х годах XX века сложилась не только полиструктурная интеллигенция, но также научная, художественная-творческая, производственная, начали складываться новые этносоциальные ценности и представления, в том числе о самодостаточности и большей этнической самостоятельности. Но это не воспринималось всерьёз правительством СССР. Большинство русских, приезжавших в республики, с установкой на помощь местному населению чувствовали себя выше титульного этноса.

Этот подход даёт нам понять, что на определенном отрезке времени происходит изменение потенциала внутри этнических групп, претендующих на привилегированные места. Такая ситуация в обществе может сохраняться достаточно долго после заявления претензий на этносоциальные изменения, но так продолжаться может только в той социальной структуре, в которой достаточно мощная централизованная власть (в том числе и при тоталитаризме). Но как только власть теряет легитимность, как это случилось в СССР (в конце 80-х – начале 90-х годов XX века), то появляется шанс не только на высказывание претензий, но и реализовать их. Дальнейшее развитие событий – эскалация или свертывание конфликта на прямую зависит от потенции центральной власти.

В работе А. Г. Здравомыслова “Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве” главной причиной межэтнических конфликтов выступает стремление этноса, вновь вовлекаемых в политический процесс, дать свою интерпретацию национальных интересов сообщества.

Как уже упоминалось выше, с 70-х годов начинается укрепляться этническое самосознание, это должно было стать сигналом для власти, но этого не произошло, власть продолжала насаживать идеологию, которая должна была привести к созданию нового исторической общности людей – советского народа.

Здоровое функционирование этнической культуры всегда построена на уважении и понимании не только своих культурных ценностей, но и культуры других народов, предпочтение родовых ценностей как главного фактора сохранения ядра культуры. В СССР же целые поколения отчуждались от этих ценностей, выселение целых народов. Они сознательно отчуждались обществом от своих культурных корней (языка, культуры, религии). Затем ошибки в национальной политике, основанные на идеи, что этнические различия должны быть стерты и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Но все это привило к сплочению не просто отдельных людей, а даже целых народов.

Все существующие причины в бывшем СССР и на нынешнем постсоветском пространстве можно свести к нескольким группам:

1) социально-экономические - неравенство уровней жизни, различное представительство в престижных профессиях, социаль­ных слоях или органах власти;

2) культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этни­ческого меньшинства, использование его языка и культуры в об­щественной жизни;

3) этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

4) экологические - ухудшение состояния окружающей среды и природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциирующимся с другим народом;

5) этнотерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;

6) исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства - подчинения и т.д.);

7) конфессиональные - не только из-за принадлежности к раз­личным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне со­временной религиозности населения;

8) культурные - от особенностей бытового поведения до спе цифики политической культуры.


2. ТИПОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Существует два основных принципа классификации межэтнических конфликтов:

1. по характеру действий конфликтующих сторон

2. по содержанию конфликтов, по основным целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона.

2.1. Классификация по характеру действий конфликтующих сторон (Э. Паин и А.А. Попов)

Именно Э. Паин и А.А. Попов первыми опубликовали статью по этническим конфликтам в СССР. Их классификация:

1. Конфликты стереотипов.

Этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа». Как пример приводится армяно-азербайджанский конфликт. Взаимная неприязнь возникла задолго до активной стадии конфликта.

2. Конфликт идей.

Выдвижение тех или иных притязаний. Обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики). Разрабатываются основные идеологемы, политическая мобилизация вокруг которых есть уже проявление конфликта.

3. Конфликт действий.

Митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Эта классификация скорее отражает стадии и формы межэтнических конфликтов, однако многие конфликты так и остаются «конфликтами идей».

2.2. Классификация по содержанию конфликтов (Л.М. Дробижева)

Предложена в 1992 – 1993 годах на основе оценки опыта конца 1980-х –начала 1990-х годов.

1. Статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость.

Суть таких конфликтов может быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствует непременно. От требований реализации этнических интересов к требованиям государственной независимости. Основная форма таких конфликтов была институциональной.

2. Статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение.

Характерно для части бывших союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан, Татарстан). Сегодня в отношениях Москвы и Казани прослеживаются элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений. Сейчас подобная борьба идёт между Грузией и Абхазией.

3. Этнотерриториальные конфликты.

Как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве зарегистрировано 180 этнотерриториальных споров.

Этнотерриториальные конфликты – споры, ведущиеся от имени этнических общностей, относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Любое притязание на территорию, если оно отрицается другой стороной, - уже конфликт.

Такие споры далеко не всегда захватывают большие группы населения. Кроме того, не всякий спор из-за территории является этнотерриториальным конфликтом (условие - этническая мобилизация населения).

4. Межгрупповые конфликты (межобщинные).

Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты, напряжение существует в отношениях между чеченцами и казаками, ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, в Молодежных группах в Якутии, Тыве, нынешние русско-эстонский, русско-латышский конфликты. Массовые межгрупповые насильственные столкновения имели место в Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Узбекистане.

Данная классификация приобретает всё большее распространение. Однако однозначно классифицировать конфликты не всегда удается, поскольку в одном конфликте может сочетаться множество факторов. Поэтому исследователи говорят о «кластерах» конфликтов.

3. ФОРМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Самый простой способ определение формы этнического конфликта – отнесение его к вооруженным или невооруженным.

Вооруженные конфликты (насильственные):

· региональные войны – вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, чеченский конфликты;

· краткосрочные вооруженные столкновения – продолжаются несколько дней и сопровождающиеся жертвами. Столкновения в Фергане, Оше, Осетино-Ингушское, - всего около 20. Такие столкновения часто называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами», «конфликтами неуправляемых эмоций».

Невооруженные конфликты (более 100 на постсоветском пространстве):

· институциональные – в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Такая форма конфликта не всегда сопровождается межобщинными конфликтами. Пример – Татарстан середины 90-х. Основные субъекты: властные структуры, партии, организаторы общественных движений;

· манифестирующие – митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. Основные субъекты: массы людей;

· идеологические – конфликт идей. Основные субъекты: представители политической, научной, художественно-творческой элиты.

4. ПРОФИЛАКТИКА И УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Возможности и способы урегулирования конфликтов зависят от множества факторов: насколько широко они разрастаются, какую (качественно) территорию занимают, население какого типа вовлечено в конфликт, интенсивность и время развития конфликта, какого типа субъекты вовлечены в конфликт.

Деконсолидация сил, участвующих в конфликте. Отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам. Важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например).

Применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

Перерыв конфликта. В результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе.

Прагматизация переговорного процесса. Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным.

Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на не допускание событий, приводящих к конфликтам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, конфликт это “вещь” достаточно сложная, которая не так просто “решается”, так что следует обратить внимание политической элиты на центры по исследованию разноуровневых конфликтов, особенно надо научиться взаимодействовать с ними, увеличить их финансирование.

Необходим комплекс экономичеких и социальных мер с целью устранения социально-экономического неравенства по этническому признаку, устранение дискриминации в доступе к ресурсам и предпринемательской деятельности.

Проведение работы по анализу существующей ситуации, прогнозирование возможных конфликтов, примерное выявление косвенных и прямых участников. Названная работа должна проводиться не только центром, но и регионами.

Конечно же, приоритет по предотвращению конфликтов принадлежит центральным органам власти, но следует также ставить определенные задачи перед органами местного самоуправления и местными культурно-национальными объединениями, временными соглашательскими комиссиям из представителей церкви, советов старейшин, женских организаций и т.д.

Стоит отметить законодательство РФ, которое довольно слабо в этом плане, необходимо выработать определенный ряд законов, которые бы закрепляли права различных этнос, например, как использовании родного языка и т.д. Создать с помощью законодательства определенную сферу, где каждый из этносов мог бы не просто развивать свою культуру, но и показывать её прелести другим народам. Воспитание патриотизма, толерантности, должно происходить с малых лет, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом.

Может быть тогда мы добьемся определенных сдвигов в этнополитики и это нам не будет мешать развиваться в социально-экономическое плане, а только будет помогать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авксентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология//Социологические исследования 1996. №12. С. 43-50

2. Авксентьев В. А., Гриценко Г. Д., Дмитриев А. В. Региональная конфликтология (экспертное мнение). – М.: Альфа М. 2007. – С. 208

3. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусополов А. А. Этносоциология. – М.: Аспект пресс. 1999. – С. 271

4. Безвебный А. А., Безвербный А. С. Этнос и межэтнические отношения. – Ростов н/Д.: Изд. Рост. Универ. 2000.

5. ВикипедиЯ//Свободная энциклопея.

6. www.wikipedia.org

7. Регионоведение / Под общ. ред. Ю. Г. Волкова. – Ростов н/Д.: Феникс. 2004 – С. 448

8. Регионоведение. Юг России: краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю. Г. Волкова, А. В. Попова – Ростов н/Д: СКНЦ ВШ. 2004 – С. 696

9. Коркмазов А. Ю. Природа и типология межэтнических конфликтов//Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия “Гуманитарные науки” 2005. № 1.