Реферат: Экономический механизм менеджмента

Название: Экономический механизм менеджмента
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Введение 3
1. Методологические основы менеджмента. 5
2. Внутрифирменное планирование 8
3. Управление производством 14
4. Управление персоналом 21
Заключение 29
Список литературы 30Введение

Цель работы исследовать вопросы, касающиеся экономического механизма менеджмента.
В современных условиях одним их приоритетных направлений изменения управления Российской экономикой является выработка основных теоретических и методологических положений менеджмента в Российской практике (особенно на уровне предприятий, фирм и организаций).
Актуальность темы определяется тем, что многие руководители современных предприятий, оказавшись в новых условиях хозяйствования, стали активно использовать элементы экономического механизма менеджмента в управлении, что позволило значительно повысить эффективность деятельности этих предприятий. Это, прежде всего, осуществление стратегического планирования, улучшение организационной структуры предприятия, применение современной организация контроля, учета и анализа производственной деятельности и развитие внешнеэкономической деятельности.
Изучение применяемых принципов, методов и средств менеджмента в управлении предприятиями отрасли, обобщение и анализ полученных данных, представляет значительный теоретический и практический интерес.
Однако, проблемы эффективного использования экономического механизма менеджмента в управленческой практике не получили еще должного развития в экономической науке.
Особенности системы управления современными российскими предприятиями тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятий в настоящее время являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков, удовлетворение потребностей общества и коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества самостоятельного выбора поставщиков и потребителей и принятия других управленческих решений.
В большинстве своем функционирующие ныне предприятия-предприятия нового скорее ориентированы на выживание и пытаются обеспечить продолжение своей деятельности в крайне нестабильных экономических условиях.
Все эти факторы предъявили новые требования к механизму управления предприятием и самим менеджерам. Главная особенность этих требований заключается в максимально эффективном использовании руководителями любого уровня своего творческого потенциала, который бы позволил им самостоятельно, своевременно и эффективно выполнять свои основные функции, которые, в настоящее время, сводятся к:
направляющей функции: обоснование целей и выбор главных путей их достижения;
координирующей: балансировка важнейших ресурсных ограничений и согласование противоречивых интересов всех участников производственного процесса;
стимулирующей: активизация движущих сил развития.
Объект исследования организация. Предмет исследования экономический механизм менеджмента фирмы.

1.Понятие менеджмент,его сущность и функции

Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.

На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.

Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.

Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

  • планирование;
  • организовывание;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

Функцией менеджмента "номер один" общепризнано считается планирование . Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Реализацию планов берут на себя другие функции и, прежде всего, функция организовывание .. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Центральной функцией менеджмента является координация . Ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организовывания, мотивации и контроля), а так же действие руководителей.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить.

2.Методологические основы менеджмента.

Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование , принципы : единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:
- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход , который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков » (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология , которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука , например, хозяйственное и финансовое право;

- многие другие.

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов , разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных выше.

3.Внутрифирменное планирование

Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. Журнал Экономист №7 2000г

1.1 Стратегическое планирование. Основные функции и задачи

Стратегическое планирование является основной частью внутрифирменного планирования и выполняет следующие функции:

1) Формирование стратегии развития предприятия.

2) Планирование основных направлений действий.

3) Оценка потенциальных возможностей фирмы (комплексная) по реализационной стратегии.

4) Определение необходимых ресурсов и организационно-финансовое сопровождение стратегического плана.

И выполняет следующие задачи:

1. Анализ состояния и перспектив развития рынка.

2. Определение соотношений объемов продаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий.

3. Определение целевых установок на основе маркетинговых исследований.

4. Разработка дерева целей.

5. Установление требований к сбытовым, основным и обеспечивающим производствам (подразделениям).

6. Оценка восприимчивости рынка к планируемой продукции.

Алгоритм стратегического планирования:

1. Сбор информации о внешней среде.

2. Анализ состояния рынка и определение стратегических целей и ключевых условий их достижения.

3. Анализ конкурентоспособности фирм и разработка стратегии поведения по отношению к конкурентам.

4. Анализ и оценка необходимых ресурсов для успеха.

5. Моделирование и анализ воздействия внешних факторов на стратегическое развитие бизнеса и оценка хозяйственного риска.

6. Разработка стратегии и альтернативных путей развития для выбора на альтернативном уровне.

7. Разработка вариантов стратегических планов с учетом возможного изменения ключевых условий.

8. Анализ эффективности плановых решений.

9. Разработка организационно-финансового сопровождения стратегических планов.

Сущностью стратегического планирования является разработка стратегий которая предполагает прежде всего:

1. Строгая формулировка стратегических целей.

2. Оценка потенциала.

3. Оценка, диагностика, анализ внешней среды.

4. Диагностика сильных и слабых сторон.

5. Анализ стратегических альтернатив.

6. Выбор стратегии.

7. Реализация стратегии. Браймер Р.А. Основы управления. - М.: Аспект Пресс, 2001

И основывается по следующим видам стратегий:

§ Корпоративные;

§ Функциональные.

маркетинговая

финансовая

производственная

кадровая

Главным инструментом разработки стратегии выступает дерево целей. Под каждую цель создается стратегическая хозяйственная цель.

По словам Эмерсона: «Если не цели, то нет смысла выбирать дорогу» значит цели должны быть:

- реальными и достижимыми;

измеримыми;

однозначными;

конкретизированными и детализированными по подразделениям;

понятными исполнителям.

По условиям определения цели составляются с учетом:

объема работ;

сроков выполнения;

количества исполнителей;

возможностей предприятия.

С учетом внешних факторов:

законодательных;

политических;

международных;

финансовых;

технологических.

С учетом внутренних факторов:

организационных;

технических;

деловой философии фирмы.

Существуют различные подходы к разработке стратегического плана:

1. От прошлого к будущему (прогноз).

2. От будущего к настоящему.

Отличительные черты стратегии:

1. Разработка стратегии не завершается немедленным действием.

2. Для реализации стратегии необходим набор - дерево целей.

3. На основе стратегии разрабатывается стратегический план.

1.2. Прогнозирование в системе планирования

Прогноз - это один из подходов разработки стратегического плана и в процессе прогнозирования решаются следующие основные задачи:

1. Установление целей развития.

2. Определение рациональных путей и средств достижения..

3. Расчет необходимых ресурсов.

Прогноз - это научно обоснованное суждение о будущем и путях его достижения.

Прогноз составляется по следующему алгоритму

Предпрогнозная ориентация (системно-структурный анализ объекта).

Постановка задачи для разработки прогноза (уточняются характеристики объекта; определяются масштабы; определяются периоды прогнозирования; устанавливаются условия и ограничения, при которых будет проводиться прогноз).

Анализ и установление факторов прогнозного (активного) фона.

Формирование информационной базы для прогноза активного фона и объекта.

Разработка собственно прогнозной модели и выбор метода прогнозирования.

Разработка прогноза и оценка его достоверности.

Разработка плановых решений (по результатам прогноза).

Исходя из всего этого можно выделить некоторые особенности прогнозирования:

при прогнозировании необходимо знать предельные значения параметров развития;

при прогнозировании прогнозируют не объект как таковой, а прогнозируют развитие объекта через параметры эффективности.

Формирование стратегического планирования осуществляется по следующим требованиям:

Наличие высококвалифицированного планового персонала (менеджеров).

Активное использование методов моделирования (имитационного).

Необходимость учитывать стохастичность (неопределенность, вероятностность) получения результатов.

Установление резервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).

Здесь могут выступать возможные генеральные цели:

Повышение уровня конкурентоспособности.

Обеспечение динамики роста собственной доли рынка.

Повышение прибыльности и рентабельности.

Обеспечение социальной защиты работников.

Элементами процесса стратегического планирования являются:

Анализ внешней среды;

Построение, формирование целей предприятия;

Увязка, согласование целей верхнего уровня и функционального уровня с нижним;

Взаимосвязь планирования с источником финансирования (бюджетом).

Особенностью внутрифирменного планирования является стратегическое планирование, которое основывается по многим видам стратегий и формировании прогноза который включает в себя: установление целей развития, определение рациональных путей и средств достижения и расчет необходимых ресурсов Феденя А.К. Организация производства и управление предприятием. - Минск: ТетраСистемс, 2004.. Еще при прогнозировании необходимо знать предельные значения параметров развития.

4.Управление производством

"Управлять - значит вести предприятие к цели"Анри Файоль

1.1. Что такое производство.

Изучая процесс производства, необходимо понимать, что:

  • процесс производства включает больше, чем просто производство продукции;
  • производство всегда предоставляет потребителям не только продукцию, но и услугу
  • процесс переработки означает добавление ценности или преимущества к тому, что перерабатывается;
  • люди и машины являются ресурсом и базой процесса переработки.

Что представляет собой производство с точки зрения предпринимателей?

Производство:

  • это - процесс переработки или преобразования;
  • предназначено для изготовления товаров или продуктов;
  • предполагает наличие профессиональных знаний и умений,
  • требует сложного сочетания решений, действий и умений;
  • является основной задачей управления;
  • представляет основную область для инвестиций в бизнесе;
  • отвечает за большую часть подбора кадров;
  • основное средство удовлетворения запросов потребителя;
  • являет собой решающий фактор прибыльности и роста.

Этот перечень, конечно же, не является исчерпывающим, но утверждения достаточно типичны и свойственны любым производственным видам бизнеса.

Как выглядит схема процесса производства?

Один из основных аспектов производства - преобразование ресурсов, которые приобретает предприятие, в товары, которые затем с успехом продаются потребителям. Это предполагает, что Ваши клиенты считают Ваши товары более ценными по сравнению с конкурирующими товарами. Поэтому можно рассматривать производство как процесс переработки, который добавляет ценность .

Задача предприятия состоит в том, чтобы воспринять "на входе" факторы производства (затраты), переработать их и "на выходе" выдать готовую продукцию (результат). Это и называется производственной деятельностью.

Что происходит в "процессе переработки"?

Исходные ресурсы - категория пассивная в системе производства. В процессе производства они перерабатываются в готовую продукцию. Поэтому процесс переработки во всех смыслах активен. Он включает долгосрочные и ежедневные решения, большой объем видов деятельности, операции и процессы, управление людьми - их временем, умением и мотивацией - и различную деятельность по планированию, управлению, контролю и развитию.

Деятельность разных фирм, имеющих совершенно разные ресурсы, готовую продукцию и процессы, можно разделить на четыре категории:

  • производственная деятельность;
  • введение и планирование стандартов качества;
  • контроль и управление;
  • организация и основные операции.

Следует отметить, что ни одна из четырех категорий деятельности в производственном процессе не является независимой от других. А поскольку элементы процесса производства взаимосвязаны, производство требует квалифицированного управления.

Производство представляет собой комплекс принятия решений , что требует тщательного планирования. Первоначальные решения обычно меньше касаются технических вопросов, а больше - организационных и маркетинга. Вам следует решить, как использовать свое время и какой объем работы вы готовы взять на себя. Также, чтобы принять правильное решение, необходимо знать, какую работу вы можете выполнить лучше ваших конкурентов.

Что понимают под «готовой продукцией»?

Основной выход производственного бизнеса - это его продукция, но не только. Мелкие производители часто выполняют специальные заказы по желанию клиента. Любой бизнес, который может помочь клиентам определить их запросы или снизить затраты их времени и труда на оформление запросов, задумок, планов, имеет большой шанс на получение заказов. Эта деятельность представляет собой услуги и может быть более ценной для клиентов. Услуга потребителю может также продолжаться и после доставки, например сборка, монтаж, обслуживание.

Готовая продукция производственного бизнеса всегда представляет собой определенный продукт, но услуга - это элемент, который добавляет ценность продукту в глазах потребителя.

Выводы и рекомендации

  • Помните, что главной задачей производства является переработка ресурсов в готовую продукцию большей ценности для потребителей, чем у Ваших конкурентов.
  • Основные ресурсы включают людей и энергию, а также сырье и машины.
  • В каждом бизнесе процесс переработки происходит по своей технологии, и Вам необходимо понимать, как в целом функционирует производство.
  • Вы также должны уметь подобрать специалистов, которые обеспечивают выполнение основных операций, контроль и совершенствование процесса переработки.

1.2. Основные типы производства.

Тип производства - это комплексная характеристика технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленная его специализацией, объемом и постоянством номенклатуры.

Если объем использовать в качестве ключевого фактора в определении разнообразия типов процессов, то можно выявить пять типов производства:

Проектное производство . Производит один объект, и все производственное оборудование переносится на место, где производится продукт (строительный проект или объект). Это характерно для строительства, а не для производственного бизнеса.

Изготовление продукции по заказам . Производство одного продукта для конкретного клиента. Производитель приспосабливает свое оборудование для производства продукта клиента. Примером может служить система производства на предприятии двигателей, предназначенных для машин с высокими техническими характеристиками.

Изготовление продукции партиями . Продукт повторяющегося характера, с относительно большими объемами. Производство разбивается на операции. Каждая операция завершается определенным количеством заказанных деталей, которые затем используются на следующей операции, и так далее, до окончания производственной стадии.

Поточное производство . Объем продукта увеличивается еще больше, появляется необходимость ввести специальный процесс, в котором отдельные части или собранные блоки проходят через каждый этап производства последовательно.

Непрерывное производство . Этот процесс характерен, например, для нефтяных или химических очистных сооружений (которые работают непрерывно) и редко встречается на небольших производственных предприятиях.

Каково влияние выбора типа производства на продукцию и потребности заказчиков?

Для фирм, изготавливающих продукцию по заказам, важно точно выполнять требования потребителя. Для этого, прежде всего, необходимо наличие квалифицированной рабочей силы, что позволит выполнять широкий диапазон заказов в рамках данной квалификации и быть конкурентоспособным во всем, кроме цены. Цена здесь скорее выражает качественную характеристику, чем влияет на получение заказов.

При изготовлении продукции партиями имеется возможность выполнять разные объемы работ. Этот тип производства является связующим звеном между вариантами выполнения небольших заказов и широкомасштабного производства стандартной продукции. К изготовлению продукции партиями прибегают, если необходимо расширить объем производства продукции по заказам и применяются повторяющиеся, но недостаточные для выбора целенаправленного поточного производства, работы.

Фирмы с поточным производством продают стандартную продукцию, которая выпускается большими партиями и конкурирует в цене. Изменений видов продукции практически не бывает. Дизайн и качество продукции задаются с самого начала в соответствии с требованиями потребителей.

Каково влияние типа производства на процесс изготовления продукции?

При изготовлении продукции по заказам сохраняется высокая степень гибкости производства в пределах имеющейся квалификации. Задача производителя состоит в эффективной реализации квалификации рабочих. При таком типе производства заказы часто накапливаются, поэтому производителю важно оценить будущую загрузку и своевременно внести необходимые изменения, поскольку главной задачей такого производства является выполнение заказа в соответствии с предложенной спецификацией и в установленное время.

При изготовлении продукции партиями происходит расширение ассортимента продукции и объемов производства. Чтобы справиться с этим, производство должно иметь универсальный характер, обеспечивающий высокую гибкость. Такое производство имеет общецелевой характер и отличается от позаказного метода большим количеством одновременно обрабатываемой продукции.

При изготовлении продукции поточным методом выпускается заданный ассортимент продукции. Поскольку поточное производство заключается в повторяющихся операциях, в течение всего процесса сохраняется необходимый уровень качества. Объемы производства в данном случае большие, что оправдывает капиталовложения за счет эффективного использования оборудования.

Каково влияние типа производства на капиталовложения и себестоимость?

При изготовлении продукции по заказам капиталовложения в оборудование сравнительно низкое. Обычно используется небольшое число специалистов, что ведет к относительно низким накладным расходам. Всю работу выполняют высококвалифицированные рабочие, и, учитывая высокую интенсивность труда, затраты на оплату труда составляют большую часть всех расходов. Стоимость материалов низкая по сравнению со стоимостью труда, если же требуются дорогостоящие материалы, то они часто предоставляются заказчиком.

При изготовлении продукции партиями увеличиваются капиталовложения в производство для достижения более низкой себестоимости. Фирмы стараются максимально использовать оборудование путем выпуска большего числа продукции при одинаковой технологии, что повышает эффективность использования капиталовложений в процессе производства.

Высокий уровень капиталовложений в поточное производство приводит к снижению себестоимости. Здесь большая часть затрат приходится на материалы и приобретаемые у других фирм компоненты, а также на накладные расходы, а стоимость труда составляет относительно малую часть затрат.

А как влияет тип производства на организационную инфраструктуру?

Организация производства, направленного на выполнение заказов, требует децентрализованного управления и предприимчивости, чтобы быстро и эффективно реагировать на изменяющиеся запросы рынка. Руководители компаний должны разбираться в технологическом процессе, чтобы принимать квалифицированные решения. Также очень важна квалификация рабочих, поскольку по большому счету им приходится принимать многие решения самостоятельно. Конкурентоспособность здесь в значительной мере зависит от того, насколько грамотно осуществляется руководство высококвалифицированной рабочей силой.

При изготовлении продукции небольшими партиями организационный стиль и управление остаются теми же, что и при изготовлении продукции по заказам. Но для производства больших партий продукции становится более характерным централизованное - бюрократическое - управление, поскольку по мере усложнения производства растет уровень использования специалистов в управлении. Сам руководитель производства должен обеспечивать координацию и развитие системы производства.

Поточное производство применяется при больших объемах продукции и, следовательно, многочисленности персонала, поэтому здесь наиболее эффективной будет централизованная система управления. Здесь появляется большое количество отделов и функциональных подразделений, которыми необходимо управлять. Руководители следят за оптимальным использованием возможностей производства и персонала, а специалисты обеспечивают техническое ноу-хау для продукции и технологических процессов.

К каким последствиям приводит выбор того или иного типа производства?

Рассмотрим таблицу для сравнения разных аспектов производственных процессов и последствий, характерных для каждого из типов производства.

Рабочие показатели

Тип производственного процесса

Производство по заказам

Поточное производство

Что продает фирма?

По каким параметрам оценивается продукция?

Какой диапазон продукции может выпускать фирма?

Каковы размеры заказов и объемы производства?

Какое оборудование используется?

Какова степень гибкости производства?

Каков уровень использования оборудования?

Какова себестоимость единицы продукции?

Каков уровень накладных расходов?

Какой вид управления используется?

Уровень необходимых капиталовложений.

Наиболее подходящий стиль руководства.

Какова организация производства?

Продукция, выполненная по заказам.

Объем поставок, качество и обслуживание клиента.

Широкий диапазон разовых работ.

Небольшие разовые заказы.

Общецелевое.

Очень высокая.

Низкий, часть оборудования может простаивать.

Высокая.

Низкий.

Простое гибкое.

Низкий.

Открытый, предпринимательский.

Гибкая, допускающая свободу планирования.

Стандартная продукция.

Цена и качество.

Узкий ассортимент стандартной продукции.

Большие.

Высокоспециализированное.

Низкая, ограниченная.

Высокий, большая часть используется в "потоке".

Низкая.

Высокий.

Сложная система управления.

Высокий.

Бюрократический.

Централизованная, не дающая свободы.

При изготовлении продукции партиями влияние на данные аспекты определяется как нечто среднее между рассмотренными вариантами в зависимости от конкретной ситуации.

Из предлагаемой таблицы видно, что варианты изготовления продукции разными типами производства приводят к абсолютно разным результатам. Отсюда становится понятно, что выбор любого производственного процесса оказывает важное практическое и стратегическое воздействие на многие аспекты бизнеса .

Выводы и рекомендации

При выборе типа производства для Вашего бизнеса старайтесь использовать аналитический подход, при котором необходимо:

  • Четко различать основные типы производства.
  • Выявить скрытые недостатки и преимущества каждого типа производства.
  • Определить наиболее приемлемый для Вас тип производства.
  • Предвидеть организационные и другие изменения, обусловленные выбором конкретного типа производства.

Вверх

1.3. Производственный процесс и производственный цикл.

Производственные процессы в Вашей фирме предъявляют наиболее жесткие требования к Вашему времени и капитальным вложениям и во многих случаях представляют решающий фактор, определяющий гибкость в работе, конкурентоспособность и, наконец, рост.

Что такое производственный процесс?

Задача предприятия состоит в том, чтобы воспринять "на входе" факторы производства (затраты), переработать их и "на выходе" выдать готовую продукцию (результат). Это и называется производственной деятельностью.

Основными элементами, определяющими производственную деятельность, являются труд рабочих, предметы труда (материалы и полуфабрикаты) и средства труда (оборудование, здания и т.д.). Суть производственного процесса состоит в том, чтобы преобразовать затраты в результат путем воздействия средствами труда на предметы труда.

Согласно роли, которую играют производственные процессы в общем процессе изготовления готовой продукции, их можно разделить на:

Основные , направленные на изменение сырья и материалов и придание им свойств готовых продуктов.

Вспомогательные , создающие условия для нормального хода основного процесса производства (изготовление инструмента для нужд своего производства, ремонт технологического оборудования и т.п.).

Обслуживающие , предназначенные для перемещения (транспорт), хранения в ожидании последующей обработки (складирование), контроля, обеспечения материально-техническими и энергетическими ресурсами и т.п.

Управленческие , связанные с разработкой и принятием решения, регулированием и координацией хода производства, контролем за точностью реализации производственной программы, анализом и учетом проведенной работы.

Какими бывают производственные процессы?

По характеру воздействия на предмет труда выделяют процессы:

  • технологические , в ходе которых происходит изменение предмета труда под воздействием живого труда;
  • естественные , когда меняется физическое состояние предмета труда под влиянием сил природы (они представляют собой перерыв в процессе труда).

По формам взаимосвязи с другими процессами различают:

  • аналитические , когда в результате первичной обработки сырья получают продукты, которые поступают в последующую обработку;
  • синтетические , осуществляющие соединение полуфабрикатов, поступивших из разных процессов, в единый продукт;
  • прямые , создающие из одного вида материала один вид готового продукта.

По степени непрерывности различают непрерывные и дискретные (прерывные) процессы.

По характеру используемого оборудования выделяют:

  • аппаратурные (замкнутые) процессы, когда технологический процесс осуществляется в специальных агрегатах (аппаратах, ваннах, печах), а функция рабочего заключается в управлении и обслуживании их;
  • открытые (локальные) процессы, когда рабочий осуществляет обработку предметов труда с помощью набора инструментов и механизмов.

По уровню механизации принято выделять:

  • ручные процессы, выполняемые без применения машин и механизмов;
  • машинно-ручные , выполняемые с помощью машин и механизмов при обязательном участии рабочего (например, обработка детали на станке);
  • машинные , осуществляемые на машинах, станках и механизмах при ограниченном участии рабочего;
  • автоматизированные , осуществляемые на машинах-автоматах, где рабочий выполняет контроль и управление ходом производства;
  • комплексно-автоматизированные , в которых наряду с автоматическим производством осуществляется автоматическое оперативное управление.

По масштабам производства однородной продукции различают процессы:

  • массовые — при большом масштабе выпуска однородной продукции;
  • серийные — при широкой номенклатуре постоянно повторяющихся видов продукции, состав процессов носит повторяющийся характер;
  • индивидуальные — при постоянно меняющейся номенклатуре изделий, здесь большая доля процессов носит уникальный характер и не повторяется.

Что такое производственный цикл?

Производственным циклом называется календарный период времени, в течение которого предмет труда проходит все стадии производственного процесса - от первой производственной операции до сдачи (приемки) готового продукта включительно .

Производственный цикл состоит из двух частей: из рабочего периода, т.е. периода, в течение которого предмет труда находится непосредственно в процессе изготовления, и из времени перерывов в этом процессе.

Рабочий период состоит из времени выполнения технологических и нетехнологических операций; к числу последних относятся все контрольные и транспортные операции с момента выполнения первой производственной операции и до момента сдачи законченной продукции.

Практика успешного бизнеса показывает, что сокращение производственного цикла дает возможность предприятию ускорить оборачиваемость оборотных средств, выполнить установленный план с меньшими затратами этих средств, высвободить часть оборотных средств.

Выводы и рекомендации

  • Предпринимателю - производственнику необходимо четко представлять специфику производственных процессов своего предприятия, в том числе – цикличность производства
  • Опыт успешных предприятий показывает, что почти на каждом производственном участке могут быть обнаружены возможности сокращения длительности производственного цикла

Вверх

1.4. Принципы и методы организации производства.

Сокращение длительности производственных процессов представляет собой одну из наиболее важных задач организации современного производства, от надлежащего решения которой в большой мере зависит его эффективная рентабельная работа.

Решить эту задачу Вы можете путем внедрения современных принципов и методов организации производства.

Каковы основные принципы эффективной организации производства?

На сегодняшний день для эффективной и конкурентоспособной организации производства используются следующие принципы организации производства :

  • пропорциональность ,
  • параллельность ,
  • непрерывность ,
  • прямоточность ,
  • ритмичность ,
  • гибкость ,
  • комплексность .

Что понимается под "пропорциональностью" производства и как ее обеспечить?

Пропорциональность в организации производства - это соответствие производительностей всех подразделений предприятия (цехов, участков, отдельных рабочих мест) друг другу .

Для обеспечения пропорциональности Вам необходимо правильно проектировать предприятие, оптимально сочетая производственные участки. При современных темпах обновления производства и сменяемости номенклатуры производимой продукции необходимо постоянно отслеживать поддержание пропорциональности производства, потому что перевооружение одних подразделений производства требует изменения мощности других. Для этого Вам необходимо разрабатывать задания для каждого производственного участка с учетом наиболее полного использования возможностей производства.

Соблюдение принципа пропорциональности позволит Вам исключить перегрузку одних участков, т.е. возникновение "узких мест", и недоиспользование мощностей других и обеспечить равномерную бесперебойную работу предприятия.

Что такое "параллельность" производства?

Под параллельностью понимается одновременное (параллельное) выполнение различных производственных процессов по изготовлению одного продукта.

Параллельность реализуется на всех уровнях организации. Например, параллельное выполнение основных процессов можно реализовать путем обработки детали и одновременном выполнении сборочно-монтажных работ. А параллельность в выполнении основных и вспомогательных операций можно достигнуть путем совмещения времени машинной обработки со временем установки и съема деталей, контрольных промеров, загрузки и разгрузки оборудования и т.д.

Усложнение продукции в настоящее время, а также использование автоматического оборудования и разделения труда увеличивают число параллельно проводимых процессов, что позволяет оптимально сократить длительность производственного процесса и соответственно повысить эффективность производства.

В чем заключается принцип "непрерывности" производства?

В условиях сложного процесса изготовления продукции все большее значение приобретает непрерывность производства, которая обеспечивает ускорение оборачиваемости средств. На рабочем месте она достигается путем сокращения вспомогательного времени (внутриоперационных перерывов) в процессе выполнения каждой операции, на участке и в цехе - при передаче полуфабриката с одного рабочего места на другое (межоперационных перерывов) и т.д.

Непрерывность работ обеспечивается, прежде всего, совершенствованием производства (например, автоматизацией), а также рациональным сочетанием и согласованием различных производственных процессов во времени.

Что понимается под "прямоточностью" производства и как ее добиться?

Прямоточность организации производственного процесса представляет собой обеспечение кратчайшего пути прохождения изделием всех стадий и операций производственного процесса — от запуска в производство исходных материалов до выхода готовой продукции.

В соответствии с этим требованием взаимное расположение зданий и сооружений на территории предприятия, а также размещение в них основных цехов должны соответствовать требованиям производственного процесса. Поток материалов, полуфабрикатов и изделий должен быть кратчайшим , без встречных и возвратных движений. Вспомогательные цехи и склады должны размещаться как можно ближе к обслуживаемым ими основным цехам.

В чем состоит принцип "ритмичности" производства и как обеспечить ритмичность?

Для обеспечения полного использования оборудования, материальных ресурсов и рабочего времени большое значение имеет ритмичность производства.

Принцип ритмичности предполагает равномерный выпуск продукции и ритмичный ход производства. Равномерный выпуск продукции означает изготовление в равные промежутки времени одинакового количества продукции. Ритмичность производства выражается в повторении через равные промежутки времени производственных процессов и осуществлении на каждом рабочем месте в равные промежутки времени одинакового объема работ.

При ритмичной работе обеспечиваются полная загрузка оборудования, нормальная его эксплуатация, улучшается использование материально-энергетических ресурсов и рабочего времени. Неритмичная работа каждого участка приводит к нарушению нормального хода производства.

Ритмичность производства Вы можете обеспечить рациональной организацией работы во всех подразделениях предприятия, а также его своевременной подготовкой и комплексным обслуживанием.

Что понимается под "гибкостью" производства?

Современный уровень научно-технического прогресса предполагает соблюдение гибкости организации производства.

Не так давно принципы организации производства были ориентированы на устойчивый характер производства — стабильную номенклатуру продукции, конкретные виды оборудования и т.п. В современных же условиях быстрого обновления номенклатуры продукции должна меняться и технология производства. Между тем, быстрая смена оборудования вызвала бы неоправданно высокие затраты производителя. Отсюда появилось новое требование к организации производства — гибкость, что означает, прежде всего, быструю переналаживаемость оборудования.

Достижения науки обеспечивают сегодняшних производителей техникой, способной к широкому диапазону использования и производящую в случае необходимости автоматическую подналадку.

Что понимается под "комплексностью" производства?

Еще одним из важнейших принципов современной организации производства является ее комплексность .

Современные процессы изготовления продукции характеризуются постоянным взаимодействием и "сращиванием" основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Поэтому в связи с известным отставанием автоматизации обслуживающего производства по сравнению с оснащенностью основного Вам необходимо концентрировать свое внимание на рациональной организации выполнения не только основных, но и вспомогательных и обслуживающих процессов производства.

Какие методы организации производства чаще всего используются в практике бизнеса?

Различают три основных метода организации производственных процессов:

  • Последовательный .
  • Параллельный .
  • Параллельно-последовательный .

В чем особенности последовательного производства?

При последовательном методе деталь в процессе производства переходит на каждую последующую операцию только после окончания обработки всех деталей данной партии на предыдущей операции. В этом случае с операции на операцию транспортируется вся партия деталей одновременно. При этом каждая деталь пролеживает на каждой операции сначала в ожидании своей очереди обработки, а затем в ожидании окончания обработки всех деталей по этой операции.

Какие черты присущи параллельному методу производства?

При параллельном методе обработка каждой детали на каждой последующей операции начинается немедленно после окончания предыдущей операции независимо от того, закончена обработка других деталей на данной операции или еще нет. При таком методе несколько единиц одной и той же партии могут одновременно находиться в обработке на разных операциях. Общая продолжительность процесса обработки партии деталей значительно уменьшается по сравнению с тем же процессом, выполняемым последовательно. В этом заключается существенное преимущество параллельного метода, позволяющего значительно сократить продолжительность производственного процесса.

Каковы особенности параллельно-последовательного производства?

Параллельно-последовательный метод характеризуется тем, что процесс обработки деталей данной партии на каждой последующей операции начинается раньше, чем полностью заканчивается обработка всей партии деталей на каждой предыдущей операции. Детали передаются с одной операции на другую частями. Накопление некоторого количества деталей на предыдущих операциях перед началом обработки партии на последующих операциях (производственный задел) позволяет избежать возникновения простоев. Параллельно-последовательный метод также позволяет значительно уменьшить продолжительность производственного процесса обработки по сравнению с последовательным методом.

Выводы и рекомендации

Современный производитель должен рационально применять методы и соблюдать требования принципов организации производства в комплексе. Только в этом случае Вы сможете оптимизировать производственные процессы и, соответственно, добиться максимальной эффективности производства.

Чтобы выяснить, являются ли выбранные Вами производственные процессы оптимальными для Вашего собственного бизнеса, обратитесь к Приложению 9.1 .

Вверх

1.5. Цели и функции управления производством

Управление производством - единственная по-настоящему сложная часть Вашего бизнеса, но это профессиональное умение позволяет Вам работать лучше, чем другие.

Какие цели может поставить перед собой наше предприятие, помимо получения максимальной прибыли?

Неправильно считать, что все организации ставят перед собой одну единственную цель - «зарабатывать деньги». Эта цель действительно актуальна, особенно в краткосрочном плане. В долгосрочном же плане на первое место выходит сохранение и развитие бизнеса, что позволит получать прибыль и в будущем.

Вообще в бизнесе существует множество целей, и все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Например:

  • увеличение прибыли организации;
  • сокращение всех видов затрат на производство продукции и услуг;
  • рациональное использование ресурсов (в том числе природных);
  • повышение конкурентоспособности;
  • фокусирование внимания на нуждах потребителя, чтобы получить известность на рынке в качестве лучшего производителя;
  • лидерство в освоении новой техники и технологии для дальнейшего развития производства;
  • достижение известности в своей области деятельности, чтобы иметь возможность привлекать в штат лучших специалистов.

А каковы главные цели управления производством?

На базе перечисленных основных целей организации формируются две главные цели управления производством:

  1. Удовлетворение потребительского спроса.
  2. Эффективная переработка ресурсов.

В чем суть первой цели управления производством - "удовлетворение потребительского спроса"?

Суть данной цели состоит в том, что производство должно иметь на выходе некий товар, удовлетворяющий потребителя. Однако это не единственное требование. Потребитель должен быть удовлетворен также ценой товара и временем его предоставления.

Обычно организация не ставит перед собой задачу добиться максимального результата по всем трем направлениям. Усилия сосредоточиваются на каком-либо одном из них. Это отличает данную организацию от других, работающих в том же сегменте рынка, и определяет специфику ее управления производством.

Рассмотрим три возможных случая:

1. Организация удовлетворяет спрос на обычный товар. Обычные продукты служат удовлетворению насущных потребностей и покупаются часто, в большинстве случаев без оглядки на место приобретения. На них существует предсказуемый спрос. Конкурентам легко их повторить, а, следовательно, их трудно сделать высокорентабельными. Ясно, что менеджмент здесь ориентирован на сокращение производственных издержек и цены на товар. Только так можно удержаться на этом рынке.

2. Организация создает "инновационный" товар. Такие продукты представляют собой последнее слово техники или моды, спрос на них трудно предсказать. Добиться конкурентного преимущества в этой сфере можно лишь, когда менеджмент нацелен на максимально быстрое создание, освоение производства и выпуск на рынок такого товара. В качестве компенсации за риск и краткость существования инновационного товара его производитель получает относительную свободу от конкуренции и в итоге — возможность добиться высокой рентабельности (см. модуль «Инновационная деятельность МП» ).

3. Практика показывает, что конкурентное преимущество имеют те организации, которые создают товары, соответствующие определенной потребности каждого покупателя, а не абстрактным требованиям обобщенного рынка. Способность производителей совмещать индивидуальные покупательские предпочтения с производством соответствующих товаров и адекватной системой менеджмента является решающим фактором. Таким образом, Вашей задачей должно быть привлечение и удержание каждого покупателя, при условии сохранения необходимого соотношения цена-качество.

В чем суть второй цели управления производством - "эффективная переработка ресурсов"?

Другая, менее очевидная, но оттого не менее важная цель производственного менеджмента — эффективная переработка ресурсов, поступающих "на вход" производственного процесса. Многие организации потерпели на рынке крах, несмотря на наличие вполне удовлетворенных покупателей, только из-за того, что не сумели наладить рациональное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов. Существуют разные подходы и методы применительно к оптимизации использования материалов, оборудования и труда на предприятиях, однако во всех случаях добиться сбалансированного и экономного использования ресурсов — это задача производственного менеджмента. Ее решение можно считать непростым делом. Обычно предприятия решают эту проблему следующим образом: они оптимизируют использование какого-либо одного ресурса, идя на определенные уступки по двум другим .

А нет ли между этими целями противоречия?

Действительно, налицо две цели управления производством: максимизация "выхода" производственного процесса и минимизация "входа". Двойственность целей порождает конфликт между ними, и часто улучшение достижения одной из них приводит к ухудшению достижения другой. Все решения производственного менеджмента должны приниматься исходя из наличия двух конфликтующих целей и необходимости достижения баланса между ними. Задача усложняется еще и тем, что внутри каждой из целей существует своя конфликтная ситуация между путями ее достижения.

Таким образом можно говорить об эффективности производственного менеджмента или эффективности управления производством, как об отношении количественно измеренного "выхода" производственной системы к количественно измеренному ее "входу" .

Какие функции выполняет управление производством?

Функции управления производством можно разделить на две группы: создание производственных процессов и обеспечение их функционирования.

Различие состоит в том, что решения, направленные на создание, всегда дают отдаленные во времени результаты, в то время как результаты решений по обеспечению функционирования систем проявляются достаточно быстро. Это позволяет говорить о разделении функций производственного менеджмента соответственно на стратегические и тактические.

В чем суть стратегических функций управления производством?

Стратегические функции управления производством включают:

1) стратегию товара , определяющую выбор новых товаров и модернизацию уже производящихся. Эта стратегия неразрывно связана с анализом жизненного цикла товаров, с проведением маркетинговых исследований;

2) стратегию процесса , определяющую выбор способов производства товаров и обоснование производственной мощности. Под способом производства здесь понимается совокупность средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производством;

3) стратегию размещения новых производств в других регионах аспекте с учетом выполнения требований гибкости и надежности снабженческой и распределительной сети;

4) стратегию организации производства , определяющую организационную структуру предприятия, выбор форм и методов организации работ внутри предприятия, построение рабочих участков и обеспечение их ресурсами;

5) стратегию обслуживания производства , определяющую формы организации и методы технического, транспортного и складского обслуживания предприятия;

6) стратегию качества

В чем суть тактических функций управления производством?

Тактические функции управления производством включают:

1) тактику управления запасами , рассматривающую запасы как необходимый атрибут любой производственной системы, а управление ими — как элемент управления материальными потоками в производстве;

2) тактику «точно в срок» , показывающую пути минимизации запасов и возможности работать вообще без них;

3) тактику расчета потребности в компонентах изделий , определяющую систему планирования на предприятии в условиях рыночного спроса;

4) тактику агрегатного планирования , дающую решения по эффективному планированию темпов производства в среднесрочном периоде с учетом меняющегося рыночного спроса;

5) тактику составления производственных расписаний на уровне исполнителей с учетом степени загруженности производственных участков.

Выводы и рекомендации

Вышеперечисленные основные стратегические и тактические функции производственного менеджмента в ряде конкретных случаев могут быть видоизменены и расширены. Но и те и другие, в конечном счете, должны способствовать достижению организацией стратегических и тактических целей.