Реферат: Мировое хозяйство и этапы его развития

Название: Мировое хозяйство и этапы его развития
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

1.

2. Мировое хозяйство и этапы его развития

Процесс развития мировой эк-ки тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений(МЭО).

МЭО возникли задолго до становления мирового хозяйства. Исторически первой формой интернационализации нац-ой эк-ки явл-сь международная торговля, кот-ая велась и в эпоху рабовладения и при феодализме. Но в силу натур-го типа хоз-ва в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимых товаров. При переходе от натурального хоз-ва к товарному производству происходит толчок развития международной торговли и мировых хоз-х связей. Постепенно междунар. Экономические отношения становятся составляющим элементом мирового хоз-ва.

Этапы развития миров.хоз-ва.

1) 16-19вв –это этап возникновения мир.хоз-ва , хар-ся развитием нар.торговли , преимущественно колониальными товарами. Мировое хозяйство на этом этапе понимается как совокупность внешнеторговых взаимоотношений стран и является сферой происхождения о купеческого капитала.

2) 1870-1913.- хар-ся увеличением экспорта внутренней продукции в т.ч и на душу населения, но темпами более медленными, чем предшествующие 50 лет . На данном этапе беспрецедентных размеров достигла международная интернационализация рынков труда. В данный период 36 млн. чел. Покинули европу, причем 2/3 из них эмигрировали в США. В Азии число китайских и индийских эмигрантов превышало Европейской эмиграции. На данном этапе возросли международные потоки капитала, увеличился общий объем долгосрочных заграничных инвестиций. Наиб. Активн. Участие принимали в этом процессе Великобритания, Франция , Германия. Формальные ограничения на потоки капиталов практически отсутствовали , высокого уровня достигла степень межнац.собственности ценных бумаг, доля которых составляла более 50% от всего кол-ва продававшихся ценных бумаг. В данный период присходит рост международного производства через прямые международные инвестиции(ПЗИ). Главными экспортерами ПЗИ были США и Великобритания.

Главными импортерами были США, развивающиеся страны Латинской Америки,Китай и некоторые страны Европы. Осн.поток ПЗИ был сконцентрирован в развитых странах.

3) В процессе развития огранич-ся временными рамками м\у началов первой и концом 2-ой мировой войны хар-ся разрывом многих достигнутых связей. В Данный период международная финансовая система отличается повышенной неустойчивостью , оттоками долгосрочного капитала из индустриальных стран, замедлявших свое развитие

4) После 2-ой мировой войны до начала 90-х. Этап перестройки МЭО, в ходе кот-го были восстановлены и появились новые внешнеэкономические связи, увеличились потоки ч/з границу товаров и услуг и факторов производства. Рзвитие мирового хоз-ва в этот период опр-ся влияние 5 главных факторов :

· Мощным эк-им ростом

· Тенденцией стран к объединению в эк-ой деятельности

· Интернационализации внешнеторговой политики

· Интепнсивным НТП

· Распадом колониальной системы

На данном этапе в мировое хоз-во вовлекаются развивающиеся страны, активизируются МЭО миров. Капиталистического и миров. Социалистического хоз-в: создается система международных организаций, формир-ся интеграционные объединения , активизиру-ся деят-ть международных корпораций.

5) Ведет отчет с нач. 90х главн. Факторами его развития явл-ся распад СССР и СЭВ( совет экономической взаимопомощи) Переход на рын.основы бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы, дальнейшее развитие интеграционных процессов и возрастающая роль междунар-х корпораций,кот-ая в рамках своей глобальной стратегии используя глобальные факторы произв-ва создали


6)

междунар.-ое произв-во ориентированное на удовлетворение потребностей любого гражданина Мира по жизненному стандарту промышленно-развитых стран.

29. Причины международного движения капитала и его формы

Вывоз капитала( зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из нац-го оборота в данной стране и перемещение его в товарной или иной денежной форме в производственный процесс и обращения другой страны.

Поначалу вывоз капитала был свойственен для небольшого числа промышленно-развитых стран осуществляющих экспорт капитала на переферию. В современных условиях вывоз капитала вывоз капитала становится функцией любой динамично развивающейся эк-ки. Основной предпосылкой вывоза капитала явл-ся относительный избыток капитала в данной стране его перенакопление. В целях получении предпринимательской прибыли или %, он перевозится за границу. Характерным явл-ся также и то, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования. Со второй половины 20 века вывоз капитала вывоз капитала непрерывно растет. На фоне резкого возрастания масштабов вывоза капитала, усиливается его международная миграция.

Междунар.миграция капитала-это встречное движение капиталов м/у странами, приносящая их собственникам соответствующий доход.

Многие страны одновременно являются импортерами и экспортерами капиталов и при этом происходят перекрестные инвестиции. Объективной основой миграции капитала явл-ся растущая интернационализация и глобализация экономики.

Важнейшими причинами вывоза капитала явл-ся:

1) Несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хоз-ва

2) Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того , чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулируя спрос на собственную продукцию.В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые.

3) Наличие в странах, куда экспортируется товар, более дешевого сырья и рабочей силы.

4) Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающея стране( льготный инвестиционный режим в спец-х эк-х зонах)

5) Более низкие экономические стандарты в принимающей стране нежели в стране доноре капитала. Помимо причем вывоза капитала ради наибольшей прибыли сущ-ют другие обстоятельства, вынуждающие к трансграничному перемещению капитала. К их числу можно отнести неблагоприятную соц-но-политическую, экономическую ситуацию в стране, резкое ухудшение финансовой коньюнктуры страны. Перемещие капитала в этом случае принимает хар-р оттока или бегства. Особое место в трансграничном перемещении капитала как по интенсивности, так и по объему играют международные корпорации. Перемещение капитала международными корпорациями осущ-ся для увеличения вложений в дочерние компаний.Это не вписывается в общую схему благоприятных условий хозяйствования и способствует захвату и поглощению местных компаний. Часто международные корпорации скупают местные компании и не строят новые. За этим стоит стремление к диверсификации произв-ва, поддержке филиалов в конкурентной борьбе за освоение местного рынка и повышение международной конкурентоспособности. К причинам трансграничного перелива капитала также можно отнести стремление МК проникнуть на рынки 3-ьих стран, которые установили высокие тарифные и нетарифные ограничения на продукцию той или иной междунар.корпорации. На практике необх-ть инвестирования определяется комплексом причин, включающих все составные части инвестиционного климата, и сравнительные преимущества отдельных рынков. Выделяют ряд факторов стимулирующих вывоз капитала:

1) Движущей силой, активизирующий вывоз капитала явл-ся взаимосвязь и взаимодополняемость нац-х экономик. Интернацианализация произв-ва оказ-т большое возд-е на междунар-ое движение капитала. Экспорт капитала,особенно в


форме прямых инвестиций явл-ся главным фактором, способствующий превращению произв-ва в международную и создающую международную продукцию.

2) Международное производственное кооперирование и вложение в ТНК дочерние компании.

3) Экономическая политика промышленно-развитых стран, направленная на привлечение значительных объемов капиталов для поддержания темпов эк-го роста, развития передовых отраслей промышленности.

4) Экономическое поведение развивающихся стран, стремящихся путем либерализации инвестиционно климата привлечь иностранный капитал и с его помощью дать импульс своего эк-го развития.

5) Важным стимулятором является деятельность международных финансовых организаций направляющих и регулирующих трансграничные потоки капиталов.

6) Международные соглашения об избегании двойного налогообложения доходов и капиталов м/у странами, способствует развитию торгового , научно-технического сотрудничества и привлечению инвестиций. Субъектами движения капитала в мировом хоз-ве, источником его происхождения, выступают частные коммерческие структуры, гос-ые, международные, экономические и финансовые организации.

Движение капитала осущ-ся в кач-ве:

  1. прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия
  2. Портфельные инвестиций в иностранные акции, облигации, ценные бумаги
  3. Среднесрочных и долгосрочных международных займов и кредитов, ссудного капитала, промышленным и торговым корпорациям, банкам и др. учреждениям
  4. Экономической помощи в виде льготных кредитов и благотворительных акций.

В мировой практике провод-ся четкое различие м/у перемещением капитала и иностранными инвестициями.

Перемещение капитала включает платежи по операциям зарубежными партнерами, предоставление займов на срок не более 5 лет, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг иностранных кампаний исключительно с целью размещения капитала, диверсификации портфеля бумаг.

Под иностранными инвестициями понимается такое перемещение капитала, кот-ое преследует цель установление контроля и участие в управлении компанией в стране принимающий капитал.

К прямым инвестициям относят те капиталовложения в принимающей стране, кот-ые позволяют участвовать в управлении объектов вложения. Основными формами прямых инвестиций является : Открытие зарубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий на контрактной основе, совместные разработки природных ресурсов, покупка предприятий страны, принимающий иностранный капитал.

Прямые инвестиции составляют основу господства международных корпораций на мировом рынке. Они обеспечивают либо полное владение зарубежными предприятиями, либо обладание такой частью акционерного капитала, кот-ое обеспечивает фактический контроль со стороны инвестора. Распределение зарубежных инвестиций по странам и отраслям, определяет структуру современной международной эк-ки. Ведущая роль в прямых инвестициях принадлежит развитым странам, кот-ые одновременно явл-ся крупнейшими импортерами и экспортерами капитала.

Портфельные инвестиции - это акции, облигации, иные формы капиталовложений не дающие возможности непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия. Инвесторы могу получать прибыль лишь в соответствии с установленными правилами о ценных бумагах. На движение портфельных инвестиций знач-ое влияние оказывает разница в норме %-х ставок выплачиваемых в отдельных странах.

Фундаментальное отличие прямого инвестирования состоит в том, что портфельный инвестор не стремится захватить управление предприятием в кот-ое он инвестирует.


30. Особенности тенденции международного движения капитала

С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осущ-ся из развитых стран. Происходит активная миграция капитала и м/у промышленно-развитыми странами. Миграцию капитала в основном следует рассматривать м/у странами триады( США, Япония, ЕС). С точки зрения субъектов миграции капитала различают МАКРОУРОВЕНЬ ( межгосуд-ый перелив капитала ) и МИКРОУРОВЕНЬ т.е движение капитала внутри международных кампаний по внутрихозяйственным каналам. В последнее время наиболее интенсивным регионом миграции капитала становится Западная Европа в частности по импорту Великобритания. Крупнейшими экспортерами капитала явл-ся страны ЕС, Скандинавские страны, Швейцария. США лидирует как по объему привлеченных инвестиций, так и вывезенного капитала. Крупнейшими НЕТТО( чистыми донорами капитала) в конце 20 века являлись Япония, Швейцария, Тайвань. Крупными заемщиками США, Великобритания, Мексика, Саудовская Аравия.

Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Происходит отход от участия в предпринимательской деятельности ч/з портфельные, прямые инвестиции. Наблюдается переориентация с добывающей на обрабатывающую промышленность. Опережающими темпами происходит рост в сферу услуг по сравнению с обрабатывающей промышленностью. В 90х годах наблюдается активизация миграции капитала, м/у развивающимися странами и в особенности м/у новыми индустриальными странами и остальными развивающимися странами.

Основной поток прямых инвестиций поступает из развитых стран. Отличительной особенностью современных процессов миграций капитала, является , то что капитал не навязывается странам, а наоборот происходит жесткая конкурентная борьба за его привлечение. Также увеличивается поток иностранного капитала в страны Восточной Европы и СНГ( а именно в Венгрию, Польшу, Чехию).Важнейшим фактором оказывающим влияние на объемы и качественные параметры международного движения капитала, является либерализация условий его миграции.

Воздействие развитых гос-в на движение капитала осущ-ся путем стимулирования экспорта-импорта капитала на нац-ом и межгосуд-ом уровнях. В отношении прямых иностран-х инвестиций, гос-во оставляет за собой право принимать любые ограничения направленные на защиту нац-х интересов. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени , чем приток иностранных капиталов. Гос-во использует след-ие меры регулирования:

1) Метод финансового воздействия: налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование, гарантирование кредитов

2) Нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание тех. Помощи.

Американские экономисты разработали критерий эк-ой свободы кот-ые опр-ся как интегральный показатель, включающий 10 частных показателей характеризующих на сколько гос-во активно вмешивается в отношении хозяйствующих субъектов. Частные показатели отражают ситуацию в след-х областях, где возможно подобное вмешательство:

Торговая политика, налогообложение, монетарная политика, функционирование банковской системы, правовое регулирование иностранных инвестиций, доля потребляемое гос-ом в общем объеме производимых в стране товаров и услуг, политика эк-го стимулирования, масштабы осущ-ие в стране черного рынка, ценообразование и регулирование з/п

По каждому из показателей страна может получить оценку от 1 до 5 ,т.е соответственно наименьшая и наибольшая степень вмешательства гос-ва в эк-ку. По рез-там исследования наиболее свободной признана эк-ка Гонконга получившая 1 по всем показателям, кроме банковского дела и монетарной пол-ки. След-но степень эк-ой свободы не является сущ-им препятствием для зарубежного капитала при создании для него льготного инвестиционного режима.


31. Международная миграция рабочей силы

Кассовая миграция населения стала одним из характерных явлений и мирового сообщества второй половины XX вв. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др.

Международная миграция рабочей силы во второй половине в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Международная трудовая миграция — один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени — служащие, специалисты и ученые.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием.


Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

Волны международной миграции рабочей силы и их основные особенности

В середине XIX в. было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода».

Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное переселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. текущего столетия. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После Второй мировой войны отмечены три новых потока- в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» — устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974—1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В 90-х гг. 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае — чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 долл. в час.

Особую роль в процессах трудовой миграции XIX—XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, носящие спорадический характер и, как правило, не сопровождающиеся натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского союза.

Направления миграции

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся в развитые страны;

2) миграция в рамках развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);

5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 — в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.

В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США — обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600— 800 тыс. долл.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40—50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами — членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами — с другой. Так, например, в послевоенные годы (60—80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран ЮВА. Активно импортировал рабочую силу


Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн человек рабочих только из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах — импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «гифах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.).

Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. Наряду с организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России.

В 90-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом из Украины).

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах — ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Влияние миграции рабочей силы на экономику. Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.

Помимо этого можно отметить следующее:


• иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

• при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

• иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;

• иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

По мнению специалистов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10% всех новорожденных, в Швейцарии — 24%, в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь и др.

Выгоды стран-экспортеров. Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений.

Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

• налоги с прибыли фирм-посредников;

• переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

Помимо этого для стран — экспортеров рабочей силы уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов означает, соответственно, снижение социального напряжения в целом. Трудящиеся страны-экспортера обучаются новым профессиональным навыкам, знакомятся с передовой организацией труда.

В то же время страны — экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное — это отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

32. Центры притяжения рабочей силы

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-х гг. США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и


полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн человек (20% прироста населения за 70-е гг.) — на треть больше, чем в предшествующее десятилетие. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще больше возросли — на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х гг. интенсивность иммиграции не уменьшилась. Вместе с тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр для трудовой миграции является неперспективным.

Другой традиционный центр притяжения рабочей силы — Западная Европа. По оценке Международной организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей — не менее 1,3 млн человек. В 80-х гг. произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лишь в середине 90-х гг. стала проявляться понижательная тенденция. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.

Новые центры. Формирование в 60—70-х гг. новых полюсов экономического роста так называемого периферийного капитализма привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.

К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока — Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине 90-х гг. только в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн трудовых мигрантов со всего света, занятых в различных сферах производства, экономической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобывающего государства мира.

Главным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет. Все большее число мигрантов направляются сюда из стран Южной и Юго-Восточной Азии, а также из некоторых арабских стран. Ряд арабских стран (Йемен, Ирак, Ливия) являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы.

Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.

Африка. Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. Южно-Африканская Республика еще со второй половины 50-х гг. встала на путь использования «лишней» рабочей силы из других африканских стран. Проникновение международных монополий в Южную Африку и Намибию в 70-х гг. сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает работников из других частей света.

Азиатско-Тихоокеанский регион. Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанскoгo региона, прежде всего азиатские новые индустриальные страны.

Латинская Америка. В 60-х гг. стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.

27. Механизм воздействия тарифа на импорт

В зависимости от экономического веса страны на мировом рынке все страны делят на малые и большие. Изменение спроса большой страны на импортные товары приводит к изменению мировых цен. Изменение спроса на импортные товары малой страны не

оказывает влияние на цены мирового рынка.

В малой стране при превышении объема спроса на товар, не достающую товарную массу страна импортирует. После введения тарифа происходит повышение внутренней цены на


величину таможенной пошлины и уменьшение массы импортных товаров. При этом для участников рынка, хар-ны след-ие последствия.

Население из-за повыш-я внутренних цен несет потери двоякого рода.

1. Происходит сокращение объема потребления за счет вынужденного частичного отказа от дорогого импорта.

2. Возникает более дорогая плата за тот объем потребления, от кот-го население не отказ-ся.

У производителей занимающихся импорто-замещением возросли продажные цены на внутреннем рынке и соотв. Их доходы. В связи с этим они расширяют производство заполняя ниши неудовл. Спроса из-за сокращ-я импорта. Нац-ое произвд-ль получает двойной выигрыш за счет:

-более высокой рыночной цены-увеличения масштабов производства

- этот дополнительный доход, кот-ый получает производитель, оплатили покупатели, кот-ым пришлось покупать продукцию по возросшей цене. Таким образом таможенный тариф на импорт,направил доходы потребителей к отечественным производителям. Оплата таможенного тарифа попадает в гос. бюджет о импортеров, но конечном счете эти доходы оплачивают потребители, приобретая импортные товары по повышенным из-за тарифа ценам. Импортеры лишь передают их гос-ву.

В условиях дефицита гос. бюджета многие гос-ва усиливают протекционистские меры, желая за счет увеличения тамож-х тарифных ставок пополнить доходную часть бюджета страны. Увеличение ставки таможенного тарифа может привести к сокращению импорта. Уменьшающийся импорт оборачивается потерей таможенных доходов.

Переспред. Доходов потребителей происходит по 2-ум направлениям. Потребители финансируют дополнительную прибыль производителей продукции импорто-замещения и прирост доходной части гос. Бюджета. Таким образом потребитель оказывается в проигрыше.

В целом таможенные тарифы снижают ур-нь благосостояния страны т.к потребители теряют больше, чем выигрывае гос-во и нац-ые производители. Таким образом введение таможенного тарифа на импорт, необходимо применять с осторожностью и по возможности производить стимулирование отеч-х производителей другими более эфф-ми способами, например снижением наоложенного бремени, поддержка разл. Рода преференций.

При отмене или снижении таможенных тарифов, может возникнуть противоположенный эфф-т при кот-ом страна встает на путь либерализации своего нац. Рынка, открыв ее для импорта. При этом она рискует оказаться в состоянии Стогнации( застоя) При сокращении тамож-х пошлин, импорт расширит свою экспансию на внутр. Рынке и поглотит часть нац. Производства, скр-т занятость и соответ-но совокупн. спрос. Часть потребителей потеряют свои доходы, что создаст отрицательный мультипликативный эфф-т. Переориентация вытесненных производителей на новый вид произв-ва, требует длит. времени и не может произойти сразу, после сокращения таможенного тарифа. В рез-те резкий поворот в сторону либерализации вн. Торговли т.е снижение тяжести там. Тарифа может создать для страны трудности.

В совр. Усл-х страны ВТО ограничены в своих возможностях повышать тариф, поэтому они используют иные методы поддержки нац-х производителей в частности прямые субсидии гос-ва , но подобный путь стимулир. Эк-го роста имеет пределы, т.к прямые субсидии могут отрицатно сказаться на бюджете, поэтому субсидир-е необх. Применять очень осторожно.

Прямые субсидии требуют увеличения гос-х расходов. Таможенный тариф, если он не выше оптимального, ведет к увеличению бюджетных доходов. Но у прямого субсидирования есть преимущества. При субсидировании нац-х производителей цены на импортную продукцию не меняются, а нац-ое произв-во растет. Импорт поскольку не дорожает, потребители не отказ-ся от покупок импортных товаров.

В большой эк-ке введение импортного тарифа в кроткосрочном периоде приводит к аналогичным последствиям, что и в малой эк-ке. Т.е повыш-ся внутр. Цены, сокр-ся объем импорта, происходит перераспределение доходов потребителей производителям и гос-ом. При уменьшении импорта, большой эк-ой, сокр-ся Мировой спрос на импортную продукцию


.

Сокращение большой эк-ой импортных закупок, создаст избыток имп-ой продукции и цена на импорт падает, для большой страны эта ситуация выгодна т.к у нее улучшаются условия торговли, когда экспортные цены остаются прежними, а цены на импорт падают. Таким образом вводя тариф ограничения на импорт большая страна улучшает усл-е торговли, повышает благосост-е и эк-ий рост стимулированный ростом экспорта.

25. Инструменты внешнеторговой политики. Нетарифные ограничения

Содержание внешнеторговой политики состоит в регулировании направлений и объемов внешней торговли, исходя из интересов нац. Благосостояния. В большинстве стран осн-ая задача Вн. Торг. Политики направлена на помощь экспортеров т.е продать большое кол-во товара и ограничить импорт, ослабляя конкурентоспособность иностранных производителей на нац-ом рынке. В совр. усл-х цель вн. Торг. Политики заключ-ся не только в стрмлении сох-ть позиции внутр. Рынка, но и содействовать переходу на более высокую ступень эфф-ть

Регулир-е потоков внеш. Торговли осущ-ся экономическими и чисто административными методами. Эк. Методы исп-ся с помощбся налогового рычага( таможенных тарифов) и прямого финн-го поощрения участников МТ.

Усиление налоговой нагрузки , применяются как ограничивающиеся мера. Ослабление, как стимулирующая.

Административные рычаги связаны с принуд-м ограничением внешнеторговых операций. Устанавл-ся рамки в отношении кол-ва и номенклатуры товаров разрешенных для экспорта и импорта.

2.Нетарифные ограничения

Административные колл-ые ограничения объектов импорта и экспорта представляет собой форму нетарифного регулирования торгового оборота. Такие ограничения могут быть выставлены как по величине стоимости продукции, так и по ее физ-ому объему. Действуют они в течении установленного срока. В последнее время нетарифные ограничения резко возросли , поэтому основной задачей ВТО явл-ся постепенная отмена колл-х ограничений и замена их тарифными ограничениями, кот-ые обладают большей прозрачностью и легче подвергаются контролю со стороны международных организаций. Кроме того при тарифных ограничениях легче обеспечить ответную тарифную защиту стране партнеру. Сущ-т 2 основные причины использования колл-х ограничений:

1) Международное соглашение ставит предел росту таможенных тарифов, считая, что их рост уменьшает внешнеторговый оборот субъектов мирового рынка. Уровень таможенных тарифов в промышленно-развитых странах снизился в 10 раз по сравнению с 1940 годом в рез-те правит-ва вынуждены искать альтернативные пути ограничения внешн. Торгов-х операций.

2) Легкость применения комплексных ограничений. К видам комплексных ограничений относят:

- Квотирование

-Лицензирование

Добровольное ограничение импорта

Наиболее распространено квотирование , кот-ое предполагает использование ограничений по стоимостному или количественному объему продукции, предназначенный для экспорта или импорта в пределах страны за опр-ый срок. Также может применяться контингентирование-квоты сезонного хар-ра.

Введение квот имеет свои последствия, также как и импортный тариф. Импортная квота уменьшает объем импорта; ведет к повышению внутренних цен; позволяет отечественным производителям расширять производство ив едет к потерям потребителей из-за повышения цен на импортные товары и добровольное ограничение их покупок. Но м/у квотой и тарифом сущ-ют различия:

1) Тариф способствует пополнению гос. Бюджета, квотирование не дает гос-ву таких выгод

2) Тариф повышает внутренние цены автоматически, а квота приводит к таким же рез-там с опазданием.


3) При использовании импортных квот, повышение спроса ведет к росту цен, при введении тарифа на импорт, повышение спроса предполагает увеличение притока импорта.

4) Импортная квота строго фиксирует импорт, а тариф его удорожает.

Лицензирование представляет с собой покупку разрешений на внешнеторговые операции в установленных комплексах и на определенный срок. Механизм распределения лицензии предполагает 2 направления:

1) Аукцион т.е конкурентную основу, когда импортеры в пределах установленной квоты выставляют цены покупок лицензии. Конкурентная продажа лицензии счит-ся доходным источником для гос-ва, т.к сравнивается с таможенной пошлиной на тот же товар.

2) Система административных предпочтений, определенным фирмам. Поскольку тарифные ограничения нах-ся под контролем ВТО, многие страны импортеры исп-ют иные пути лимитирования объема своего импорта. Они могут оказать политическое давление на экспортирующую страну, вынудив ее ограничить свой экспорт. Данный вид ограничения носит название добровольное ограничение экспорта. Последствия от ограничения экспорта, равноценна введению импортной квоты: Если товар занимает большую долю мирового рынка, то его цена возрастает на мировом рынке и сниж-ся на внутреннем. Таким образом, добровольные ограничения опасны рынком сбыта.

Процесс интернационализации рынков капитала проявляется в постоянном увеличении объемов капитала переливающегося м/у гос-ми рыночн. Эк-ки. Об этом свид-т общий рост прямых и портфельных инвестиций, увеличение объема долгосрочных и кроткосрочных кредитов, рост масштабов операций на валютном рынке. Междун.-ое движение капитала оказывает заметное влияние на мировую эк-ку, кот-ое проявляется в том что миграция капитала способствует росут мировой эк-ки. Капитал пересекает границы в поискахблагоприятных сфер своего приложения и прироста в мировых масштабах. Приток инвестиций для большинаства стран реципиентов помогает решить проблему нехватки производ-го капитала увелич-ет инвестиционную сп-ть, ускоряет темпы эк-го роста. Взаимное проникновение кап-ла м/у странами способствует углублению международной специализации и кооперации производства. Кроме того увеличивается объем взаимного товарообмена м/у странами в то м числе промежуточными продуктами м/у филиалами международных корпораций стимулируя развитие мировой торговли. В условиях интернационализации и нтеграции фин-х рынков обеспечивается международное воспроизводство капитала, повышается эфф-ть механизма международных эк-х связей. Неконтролируемые переливы капитала вызывает нарушение равновеися платежных балансов стран. И ведут к существенным колебаниям валютных курсов. К числу отрицательных последствий для странэкспортирующих капитал можно отнести:

· Вывоз К. зарубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций , ведет к замедлению эк-го развиия вывозящих стран

· Вывоз К. отрицательно сказывается на уровне занятости в стране экспортере

· Перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на плат. Балансе страны

Для стран, которые импортируют капитал положительные последствия могут быть следующие:

· Регулируемы импорт капитала способствует эк-му росту страны реципиента капитала

· Привлекаемый капитал создает новые рабочие места, способствует ускорению развития НТП

· Приток капитала способствует улучшению плат. Баланса страны реципиента

Но имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала.

  • Приток иностранного капитала вытесняет местный капитал из прибыльных отраслей в рез-те чего это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее эк-ой безопасности
  • Импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны

  • В рез-те фин-х кризисов и резкого оттока с фондовых рынков спекулятивного капитала, наруш-ся стаб-ть валют и общая финансого-экономическая ситуация в стране
  • Использование международными корпорациями трансф-х цен ведет к потерям страны реципиенту в налог-х поступлениях и таможенных сборах.

24. Инструменты внешнеторговой политики. Таможенный тариф и таможенная защита

Содержание внешнеторговой политики состоит в регулировании направлений и объемов внешней торговли, исходя из интересов нац. Благосостояния. В большинстве стран осн-ая задача Вн. Торг. Политики направлена на помощь экспортеров т.е продать большое кол-во товара и ограничить импорт, ослабляя конкурентоспособность иностранных производителей на нац-ом рынке. В совр. усл-х цель вн. Торг. Политики заключ-ся не только в стрмлении сох-ть позиции внутр. Рынка, но и содействовать переходу на более высокую ступень эфф-ть

Регулир-е потоков внеш. Торговли осущ-ся экономическими и чисто административными методами. Эк. Методы исп-ся с помощбся налогового рычага( таможенных тарифов) и прямого финн-го поощрения участников МТ.

Усиление налоговой нагрузки , применяются как ограничивающиеся мера. Ослабление, как стимулирующая.

Административные рычаги связаны с принуд-м ограничением внешнеторговых операций. Устанавл-ся рамки в отношении кол-ва и номенклатуры товаров разрешенных для экспорта и импорта.

Таможенный тариф и таможенная защита

Тариф-это сбор взимаемы с таможенной стоимости товаров при пересеч. ими таможенной границы гос-ва по заранее установленным ставкам.

Таможенный товар на импорт перекладывается затем продавцом на продажную цену.

Введение таможенного тарифа преследует 5 целей:

1) Защита отеч. Произв-ва и сохр-е достигнутой занятости. Тариф автоматически делает товар более дорогим, нац.Потр-ль заменяет его дешевым отечественным товаром и своими доходами поддерживает отеч.Произв-во,тем самым удается сохранить уровень занятости

2) С-ва полученные от таможенного тарифа поступают в гос. Бюджет. При этом возникает соблазн искусственного завышения таможенного тарифа, в случае бюджетного дефицита

3) Балансирование таможенного баланса и валютного курса страны. При пассивном плат. Балансе возникает угроза обесценивания нац. валюты. В рез-те прав-во вводит или увеличивает таможенный тариф на импорт, уменьшая величину импорта, и объемов его выручки, кот-ая обменивается на импортную валюту. Уменьшение такой выручки сократит оттоки инностр. валюты зарубеж.

4) Защита от демпинга

Для завоевания рынка импортер может прибегнуть к демпингу, т.е продажи товаров по более низким ценам, чем рыночная. Демпинг опасен для нац. произв-ва тем, что может его разорить. По мере устранения местных конкурентов цены импорта повышаются.Введение таможенного тарифа, сделает импорт более дорогим и выровнит продажные цены с ценами на нац-ые товары.

5) Защита новых молодых отраслей.

Когда в стране появляются новые точки роста, гос-во пыт-ся защитить их от иностр. конкуренции т. к собственных ресурсов для соперничества они еще не приобрели. С помощью таможенного тарифа осущ-ся тарифная защита нац-го производителя, кот-ая предусматривает определение уровня тарифной ставки; использование принципа дифф-ции тарифной защиты по отраслям и секторам; ориентацию на принцип тарифной эскалации. Тарифная защита нах-ся в обратной зависимости от готовности перспективной отрасли


участвовать в конкурентной борьбе с инностранцами и в прямой зависимости от уровня добавочной стоимости заключенной в импортном товаре.

Прав-во страны должно опред-ть какой круг произв-ва следует ограждать от иностр-ой конкуренции. Поддержка одновременно всех отраслей законсервирует экономическое отставание страны, что считается нецелесообразным. Поддержка растущих отраслей укрепит внутренний рынок т.к они капитализируют полученную прибыль на внутреннем рынке. Структура тарифов часто защищает нац-х производителей готовой продукции и не препятствует ввозу сырья и полуфабрикатов. %-ая ставка тарифа повышается по мере продвижения продаваемого полуфабриката от сырья к готовой продукции. Подобный метод повышения % ставки тарифа наз-ся тарифной эскалацией . Данный принцип обеспечивает защиту отраслей использующих современный технологический потенциал и дающих небольшой прирост ВНП. Тарифная эскалация служит дополнительным препятствием для развивающихся стран, пробиться на миров. рынок готовой продукции. Тарифная защита может усиливаться, если кроме тарифа на конечную продукцию будет исп-ся и тариф на импортируемых промежуточных товаров. Тамож. тарифы применяются к товарам и услугам в зависимости от того ввоз-ся они или вывоз-ся. Классиф-я тамож. тарифов, построенная по критерию объекта таможенного обложения выделяют:

  1. Импортные пошлины, кот-ые встреч-ся часто и исп-ся как основное оружие политики протекционизма
  2. Экспортные пошлины, кот-ые встреч-ся реже и представляют собой налог на вывозимые товары. Основными целями такого налога могут быть:

· пополнение доходной части бюджета

· использование налога для повышения цен миров. рынка

Такая мера применяетсястранами экспортерами выступающими в кач-ве монополистов. Экспортные пошлины применяются отд.странами вывозящие рис, кофе, какао( Таиланд, Бирма)

· Увеличение предложения товара на внутреннем рынке. Такая мера применяется, когда в стране на внутреннем рынке складывается дефицит товара по причине его чрезмерного экспорта. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Даный рычаг экономической политики считается неэффективным, поскольку он сокращает экспорт и ВНП.

  1. Транзитные пошлины.

Взимается с товаров пересекающих нац. границу транзитом. Такая пошлина не очень распространена в странах ЕС. Они практически отсутствуют т.к существует свобода перемещения товаров, но Латвия, Узбекистан за счет транзита Российских товаров пополняют доходную часть гос. Бюджета ( Белоруссия и Украина).

Таможенные пошлины могут взиматься разными способами, поэтому исп-ся классификация таможенных пошлин по критерию способов их взимания. Выделяют след-ие тарифы: Адвалорный, специфический , комбинированный.

Наиболее распространен адвалорный тариф, кот-ый устанавливается в процентах от величины стоимости импортируемых товаров. Адвалорными явл-ся 80% всех таможенных пошлин. Они применяются не к стандартному, а к дифф-ому продукту.

Специфические пошлины начисляются на единицу облагаемого товара и накладываются на стандартизированную продукцию, чаще на сырье. Данные пошлины оказ-ся в полной зависимости от колебания цен на товары.

Комбинированные пошлины сочетают в себе оба названных вида таможенных пошлин.( Например 20% таможенной стоимость, но не более 10$ за штуку).

Адвалорная пошлина привязывается к таможенной стоимости товара, она устанавливается на момент подачи таможенной декларации продавцом товара. Международная практика использует 2 подхода к определению тамож-ой ст-ти товара: Американский и Западно-Европейский.

В США для импортных товаров таможенная стоимость исчисляется по внутр. цене страны продавца или ценам мирового рынка. Но не по ценам страны покупателя. Такой метод получил название цены ФОБ, что переводится как свободно по борту. Таможенная ст-ть включает 3 компонента:


· Ст-ть товара по ценам страны продавца

· Ст-ть доставки товара в порт отправки

· Ст-ть его погрузки на судно

При Западно-Европейской исчислении тамож. Ст-ти к компонентам используемым в США, добавл-ся ст-ть страхования товара и оплата ФРАХТА судна.Такой метод получил название СИФ. Доп-ые компоненты таможенной стоимости товара увеличивают величину таможенной пошлины.

РФ в определении таможенной ст-ти товара придерживается Западно-Европейских стандартов.

Импорт товаров США связан с большими транспортными расходами, кот-ое удорожает иностранный товар. В связи с этим США могут позволить себе исп-ть метод опр-я тамож.ст-ти товара кот-ое делает более мягкой уровень защиты нац-го производителя.

23. Типы внешнеторговой политики

Внешн. Экон. Политика может основ-ся на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм означает защиту нац-го производства за счет ограничения иностранной конкуренции. Свободная торговля, предполагает, что хоз-ое поле страны не имеет запретов для иностр-х товаров и капиталов.

Первые теории МТ представленные школой меркантилистов пытались определеть нац-ый интерес во внешней торговле. Они указали, что внешняя торговля должна преумножить и сохранить богатство страны, кот-ую они связывали с наличием драгоц-х металлов и прежде всего золотом и серебром.

Гос-ые усилия должны были содействовать притоку этих ценностей в страну, поскольку экспорт товаров обеспечивал приток драгоценных металлов в страну, а импорт их отток,то меркантилисты рекомендовали поощрать экспорт и тормозить импорт. Такая политика ограничивала иностранную конкуренцию. Нац-ое произв-во находилось под потранажем под протекцией гос-ва. К типичным мерам сдерживания импорта относят:

· Тарифные пошлины на импортные товары ( на единицу или на декларируемую сумму)

· Нетарифные ограничения( квоты, лицензии)

· Установление гос-ой монополии на право торговли отдельными товарами

К формам поощрения экспорта относят:

· Прямую дотацию(экспортную премию)

· Льготный кредит, льготные налоги на экспортное производство

· Госуд-ое страхование экспортной продукции

· Гос-ые гарантии для вывоза товаров в страны с неустойчивым политическим режимом

· Правовое обеспечение защиты интересов зарубежом и изучение коньюнктуры мирового рынка

· Прямое участие в инвестициях наукоемкого производства, облегчая финансирование объемных проектов

· Снижение курса нац-ой валюты в интересах экспортных отраслей. Экспортер обменивает свою валютную выручку у себя в стране. При обесценении нац-ой валюты его доход выраженный в нац-х деньгах возрастает.

Протекционистская политика носит конфликтный хар-р т.к ограничение импорта сдерживает развитие стран экспортеров. Как только страна примет меры ограничивающие импорт, страна импортер примет ответные меры и введет такие же ограничения на импорт, ухадшая позиции 1-ой страны. В рез-те в обеих странах не только упадут объемы импорта, но и сок-ся их экспортные возможности. Система протекционизма ведет к сужению внешнеэкономич-х отношений.

Критики протекционизма, начиная с Адама Смита приводят док-ва выгодности внешней торговли для всех его участников. Поскольку во внешней торговле


достигается выгода для каждой страны, то наиболее рациональна модель свободной торговли. Страны придерживаются открытой эк-ки не применяют жестких мер ограничивающих импорт. При этом они могут стимулировать своих экспортеров. В совр-условиях страны используют идеи разумного протекционизма применяя их достаточно гибко. Протекционистские меры счит-ся уместными для защиты новых эфф-х рыночных структур. Но с течением времени ограждать их от международной конкуренции нецелесообразно.

Современный протекционизм, рассмтривается как частный случай эк-ой политики, он может распр-ся на регулированиеотдельных сфер хоз-я и охватывать отдельный временной период.

Мотивами современного протекционизма выступает

· Защита нац.рынка от импортного демпинга с его заниженными ценами

· Содействие диверсификации производства

· Стремление сохранить занятость

· Защита военного произв-ва

Россия опирается на методы протекционистской внешн.торговой политики, о чем свид-ет более высокий уровень таможенных пошлин на импорт по сравнению с разв. Странами. Среднетаможенный тариф в 2002г. Составил около 11%, в ЕС 4.2%, в США 5.4%.

Вхождение России в ВТО вынудит снизить таможенный барьеры

22.Объекты и субъекты международной торговли

МТ-это сфера товарно-денежных отношений, представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Т.е это сфера обмена продуктами труда м/у продавцами и покупателями разных стран.

МТ связывает нац-ые эк-ки в единую систему мирового рынка, кот-ый имеет принцип-ые отличия от внутренних нац. Рынков:

1) На мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары

2) Действуют мировые цены, в основе кот-ых лежит интернациональная стоимость, кот-ая образуется при производстве товара в средне-мировых, общественно-нормал-х условиях.

3) Внутренний рынок в большей степени подвержен монополизации

4) Решающее влияние на миров.рынок оказывает политические факторы

5) Расчеты осущ-ся в свободно конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

В процессе МТ возникают 2 направления товара потоков. Это экспорт и импорт. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорта и импорта, имеют следующие виды

1.Вывоз товаров изготовленных, произведенных и переработанной в данной стране.

2. Вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с послед. возвратом.

3. Реэкспорт-вывоз товаров ранее ввезеных из-за границы включая товары проданные на международных аукционах, товарных биржах.

4. Временный вывоз за гарницу нац-х товаров на выставки,ярмарки с послед. Возвратом. Или вывоз раннее ввезенных иностранных товаров на аукционы, выставки, ярмарки.

5. Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

1.Ввоз из-за границы товаров-технологии для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение услуг производственного и потребительского назначения

2.Ввоз сырья полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу

3. Ремпорт- обратимый ввоз раннее вывезенных товаров

4.Временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы.

5. Ввоз продукции в рамках ТНК

Учет экспортных поставок осущ-ся в ценах ФОБ, импортных поставок в ценах СИФ( с учетом страхования грузов). Показатели оценок экспортно-импортных поставок играют большую роль для определения коллич-х и качеств-ых характеристик международной торговли, также как:

· Стоимостной и физический объем( товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени, в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.Различают


· Номинальный и Реальный стоимостной объемы. Номинальный объем выражается в $ США в текущих ценах, поэтому сильно зависит от обменного курса $ к другим валютам.Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем конвертируемый в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет призводить необходимые сопоставления и определять динамику. Физич. и Стоимостной объем исчисл-ся в нац. Валюте и переводится в $.

· Товарная структура. Это соотношение товарных групп в мировом экспорте.

· Географическая структура. Представляет собой распределение торговых потоков м/у отдельными странами и их группами выделяемыми либо территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура- это принадл-тьстран к части света, либо к определенной группе. Огранизационная структура- это принадлежность стран к отд. Интеграционным или торгово-политическим группировкам, либо выделенными в опред-ую группу по тем или иным критериям.

Субъектами МТ выступают: страны мира ТНК и МНК-региональные интеграционные группировки

Объектами МТ выделяют: -товары и услуги.

Товар- это предмет труда человека удовлетворяющую общую потребность и произведенный для обмена.

Услуга- это предмет труда человека, но принимающий форму неосязаемости, невидимости,неспособность к хранению, непостоянство кач-ва. Не все товары и услуги могут стать объектами междунар-го обмена. Поэтому их разграничивают на торгуемые и неторгуемые.

Торгуемые товары- это товары кот-ые могут передаваться м/у различными странами, их цена опр-ся взаимодействием спроса и предложения, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Неторгуемые товары-это товары, кот-ые потребляются в той же стране в которой производятся, т.е не перемещается м/у странами и цена на которых устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Границы м/у торгуемыми и неторгуемыми товарами условны. Зависят от транспортных издержек на вывоз и торговых барьеров сущ-х на пути.

Таким образом учитывая, что объектами Мт выступают товары и услуги выделяют 2 формы: международной торговли товарами и междунар. товрговлю услугами.

21. Альтернативные теории международной торговли

Одной из современных теорий МТ явл-ся концепция технологического разрыва Вернона. При анализе внутри отраслевого обмена странами со сходной эк-ой структурой Вернон заостряет внимание на временном разрыве в производстве экспорта одних и тех же изделий в различ.странах. Специализация при таком подходе определяется последовательностью начала производства изделий в разных странах с использованием тех факторов производства, кот-ые позволяют в условиях мирового рынка занимать прочные позиции. Страна, освоившая производство нов-го продукта имеет сравнительное преимущество над другими в след-ии монополии на рынке данного товара и обеспечивает как внутрен-го потреб-ля, так и внешнего спроса.

Появление нового продукта в той или иной стране объясняется в различие научно-техническом потенциале, в уровне калификации раб. Силы, в степени восприятия производств-м аппаратом достижения нтп.

С середины 60х годов экономисты зап-х стран активно развивают теорию жизненного цикла продукта. Данная теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукции на основе этапов ее жизненного цикла. Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз:


появление, рост спроса, насыщение, спад. Переход прод-та из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями произв-ва. На 1 этапе( появление), когда продукт производится небольшими сериями важ. Факторами явл-ся научн. Кадры и инженеры. В период роста произв-ва прод-та становится более массовым, появл-ся имитирущие изделия в других странах, распр-ся ноу-хау. На этой фазе произ-во продукта начинает перемещаться в менее развитые в научно-техн-ом отношении страны.На 3 фазе цикла, увелич-ся число конкурирующих изделий и поддержание спроса осущ-ся за счет снижения цен.

На 1-ый план выходит проблема снижения издержек произ-ва. В рез-те появл-ся тенденции перемещения произв-ва данного прод-та в те страны, где издержки произв-ва ниже. Удовл-е спроса на данный прод-т в развитых странах идет за счет импорта из стран с низкимим издержками. В стране основательнице данного продукта происходит совершенст-е технолигии изделия или же взамен созд-ся относительно новый продукт. Но теория жизненного цикла продукта не явл-ся универсальным объяснением тенденции развития м/ународной торговли т.к сущ-т не мало продуктов кот-ые не вписываются в данную теорию. Это товары с коротким жизн.циклом, высокими затратами на транспор-ку, с узким кругом потенц-х потребителей и пред-щие знач-ые возм-ти дифф-ции по кач-ву.

Некоторые экономисты раскрывают механизм МТ, используя эфф-т масштаба производства. Суть этой теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность кот-х опр-ся экономией в крупномасштабном произв-ве.

МТ позволяет расширять рынок сбыта, формировать единые интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отд. взятой страны. Страна с небольш. Внутр. Рынком произ-ва, будет концентр-ться на выпуске прод-ии не требующий особых преимущ-в в масштабе, т.е уникальной продукции имеющий высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высок. Продажные цены.

Теория эфф-та масштаба произв-ва не явл-ся универсальной, поскольку, рассматривает часть номенклатуры внешн. Торговли. К тому же реализация эфф-та масштаба произв-ва связана с концентрацией произв-ва и укрупненем фирм, превр-ся в монополистов. Соотв-но меняется струк-ра рынков и механизм их функционирования. Они становятся олигополисточескими, с наличием монополистич. Конкуренцией, что мешает развитию МТ на принципах либерализации МЭО.

Успешную попытку выявить новые факторы определяющие развитие совр-ой МТ, сдела америк. Экономист Портер, кот-ый выдели 4 основных параметра опр-х развитие совр. Вн. Торговли промышленно-развитых стран.Портер показал, что факт-ры произв-ва не насл-ся , а созд-ся в процессе расширенного воспроизводства. Т.е 1-ой группой были выделены факторы произ-ва. 2-ая состовляющая-условия спроса т.е треб-я рынком, определяющие развитие фирмы и развитие мирового рынка.3-ья состовл-ая хар-ся наличием континентального, выысоко-профес-го, с глубокими традициями произв-го окружения, влияющего на деят-ть фирмы. 4-ый параметр-это стратегии фирмы и конкуренция. Портер считает, что универсальной конкурентной стратегии не сущ-ет, успех может принести только стратегия согласованная с деяельностью конкур-ой отрасли, навыками и капиталом, кот-ый обладает фирма.

Помимо теорий, ставивших своей задачей объяснить и обосновать процесс МТ с позиции теории сравн.преимущ-в в западной эк-ке получает развитие направление, анализирующее хар-р совр. МТ с позиций международных крупных корпораций. Объективной основой такого подхода явл-ся тот факт, что 1/3 мировой торговли осущ-ся ч/з трансфертные цены т.е цены действующие внутри отраслевой филиальной сети, крупных корпораций. Возрастающая роль международных корпораций сущ-м образом влияет на кач-ые хар-ри мирового обмена. Действия международных корпораций в процессе прямого инвестирования или закупок, а также поставок сырья и комплектующих частей, противоречит теории сравн. Преимущ-в .ТНК разбивают монополию отдельных стран на обладание сравнит. Преимуществом. Они организуют произв-ва там, где издержки наименьшие и польз-ся преимущ-ми в своих интересах.

Теория МТ, в частности теория сравн. преимущ утверждает, что в рез-те развития внешнеторговых отношений, все учавств-ие в них страны получают выигрыш в увеличении


произв-ва в отраслях ориентир-х на экспорт в приросте общего благосостояния. Важную роль в этом играет теория внешнеторг-го мультипликатора. В соотв-ии с этой теорией, эфф-т оказываемый внешн. Торговлей, в частности экспортом на динамику роста НД, на размер занятости, потребления и инвестиционную активность хар-ся для каждой страны определенными коллич-ми зависимостями.Эфф-т может быть вычислен и выражен в виде мультипликатора множителя. Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции и как след-ие з/п , в отраслях выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы. Однако, не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному рез-ту. Расширение экспорта сырья для стран эк-ий рост кот-х связан с этим ресурсом может привести к ухудшению условий торговли и снижению благосостояния нации. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, кот-ое перекрывает положительный эфф-т от эк-го роста. Особое внимание следует обращать на послед-я развития внешней торговли для эк-ки страны при изменяющемся предложении факторов производства. В долгосрочном периоде предложение факторов производства не остается постоянным: увелич-ся накопленный капитал, в хоз-ый оборот включ-ся новый месторожд.полезных ископаемых и новые земли.

Последствия неравномерного роста фактором производства приводит к тому, что преобладающий рост одного из них повышает удельный вес сектора в котором он постоянно исп-ся. При неизменных ценах-это приводит к сокр.произв-ва товаров в остальных секторах эк-ки. Это происходит потому что, сектор где наиболее интенсивно использ-ся более дешевый фактор произв-ва уводит у другого сектора все мобильные факторы произв-ва. Выявив данную закономерность английский экономист Рыбчинский в 1955 году сформулировал теорему: « При неизменных ценах и наличии в эк-ке только 2х секторов, рост 1-го из факторов произ-ва ведет к росту выпуска продукции того товара для произ-ва кот-го данный фактор исп-ся более интенсивно и сокращению выпуска продукции в др. секторе». Из теоремы Рыбч-го вытекает, что разр-ка новых месторожд.полезн.ископаемых может затормозить другие отрасли в частности обрабатывающие отрасли. И наоборот, активное капиталовложение и рост квалиф.раб. силы в быстрораст.эк-ке с развитой вн.торговлей, могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его иморта.

20. Концепции международной торговли. Меркантилизм и классические теории

Меркантилизм.

Меркантилисты, представляющие интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма и становления капитализма (XV-XVIII вв.), высоко оценивали роль внешней торговли в деле достижения богатства нации. Однако деньги считались единственным богатством, а обмен товаров на деньги представлялся единственным способом увеличения богатства. В то же время импорт товаров, т.е. отдача денег, согласно воззрениям меркантилистов, был равносилен уменьшению богатства. В итоге рекомендации меркантилистов сводились к тому, чтобы стимулировать экспорт и путем государственного вмешательства ограничивать импорт.

Наиболее известными представителями меркантилизма были английские экономисты У. Стаффорд (1554-1612), Т. Мен (1571-1641), французский экономист А. де Монкретьен (1575-1621), впервые употребивший термин "политическая экономия". Сторонником меркантилизма был русский экономист И.Т. Посошков (1652-1726), отстаивавший идеи развития отечественного производства, в частности путем развития торговли и увеличения товарооборота с другими странами, выступал за организацию в России цехов ("Книга о скудости и богатстве", 1724).

Вводившиеся ограничения импорта осложняли международную торговлю, противоречили логике развития капиталистического производства. Откровенно протекционистской доктрине меркантилизма были противопоставлены идеи свободной торговли (фритредерства), сторонники которой по-новому оценивали роль внешней торговли в международных экономических отношениях, ее причины и внешнеторговую политику государств.


Выбор политики свободной торговли или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. В наше время эти два подхода взаимосвязаны и переплетаются. Но во все большей степени в этом противоречивом единстве проявляется ведущая роль принципа свободной торговли.

Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им теории международной торговли, доказывающей необходимость либерализации условий ввоза заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что "обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество". Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли.

Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей.

Теория сравнительных преимуществ

Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в принципе или теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства).Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.

Дж.С. Милль в своих "Принципах политической экономии" (1848 г) показал, по какой цене осуществляется международный товарный обмен. Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать ее совокупный импорт. Формулирование Закона интернациональной стоимости, или "теории интернациональной стоимости", - важная заслуга Дж.С. Милля. Теория международной стоимости показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения.

Новое слово в развитии теории классиков буржуазной политэкономии было сказано Г. Хаберлером, который конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда.

Основы современных представлений о том, какими причинами определяются направления и структура международных торговых потоков, возможные преимущества в международном обмене, заложили шведские ученые-экономисты Э. Хекшер и Б. Олин.

Теория сравнительных преимуществ объясняет международную торговлю межстрановыми различиями в относительных издержках производства. Однако она не отвечает на основной вопрос: почему возникают эти межстрановые различия? По мнению шведских экономистов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях; во-вторых, национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах или ценами.

Теория Хекшера-Олина

Согласно теории Хекшера-Олина страны будут стремиться экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке. И, соответственно, товары, требующие небольших затрат дефицитных для страны факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратном отношении. В результате в скрытом виде будут экспортироваться избыточные факторы и импортироваться дефицитные факторы производства.

Теория Хекшера-Олина успешно объясняет многие закономерности международной торговли. Страны действительно вывозят преимущественно ту продукцию, в затратах на


производство которой преобладают относительно избыточные у них ресурсы. Однако не все явления международной торговли укладываются в схему, предложенную Хекшером и Олином. Структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается. Центр тяжести в мировой торговле постепенно смещается к взаимной торговле "подобными" товарами между "подобными" странами.

В 1948 г. американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.

В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера-Олина и Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.

Парадокс Леонтьева

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в исследовании американского экономиста В. Леонтьева под названием "парадокс Леонтьева". Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, следовало, что США экспортируют, а не импортируют высоко капиталоемкие товары.

В последние годы открытие Леонтьева получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран дискутировали на эту тему, разъясняя "парадокс Леонтьева". В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. К числу новых обстоятельств можно отнести следующие:

неоднородность факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации. Согласно этому обстоятельству избыток в стране значительного количества высокоорганизованной и неквалифицированной рабочей силы ведет к экспорту сложных изделий. В то время как преобладание неквалифицированного труда в структуре занятого населения склоняет экономику страны к производству и экспорту продукции, не требующей высокого уровня квалификации;

значительную роль природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в известной степени объясняет, почему экспорт из развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства;

влияние на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

Одной из современных теорий международной торговли является концепция "технологического разрыва" (Г. Хафбауэр, Р. Вернон - США). При анализе внутриотраслевого обмена странами со сходной экономической структурой авторы этой концепции заостряют внимание на временном разрыве в производстве и экспорте одних и тех же изделий в различных странах. Специализация при таком подходе определяется последовательностью начала производства изделий в разных странах с использованием тех факторов производства, которые позволяют в условиях их разновременного выхода на мировой рынок занимать прочные позиции. Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими, вследствие монополии на рынке


данного товара, и обеспечивает удовлетворение, как внутреннего потребления, так и внешнего спроса.

19.Интеграционные объединения в странах с переходной экономики