Реферат: Мировые религии ислам

Название: Мировые религии ислам
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: реферат

Содержание

Введение

3

Ислам — религия мира и благоденствия

4

Ислам и нравственность: основы моральных устоев

8

Пророк Мухаммад как модель нравственности

13

Заключение

16

Список использованной литературы

17


Введение

Очень часто можно услышать, как те иные или иные люди совершают какие - либо действия, провозглашая, что действуют во имя Ислама, однако порою даже не понимая того, что же представляет собой истинный Ислам. Так же как нельзя судить об Исламе по поступкам тех или иных людей, объявляющих себя мусульманами. Есть лишь один источник, дающий нам истинной понимание того, что же представляет собой вероучение Ислама — это Священный Коран, откровение Всевышнего Аллаха, ниспосланное человечеству 14 веков тому назад.

Стереотип представления об Исламе на Западе и во всем мире очень часто не имеет никакого отношения к нравственным устоям истинного Ислама, Божественной морали, ниспосланной мусульманам в Священном Коране, в котором воспеваются истинные человеческие добродетели — высокая нравственность, любовь, сострадание, милосердие, смирение, самопожертвование и терпимость. Мусульманин, живущий по законам, предписанным ему Кораном, является примером добродетели и терпимости, высоконравственной личности. Он дарит окружающим его людям мир, искреннюю любовь, уважение и светлую радость жизни.


Ислам — религия мира и благоденствия

В переводе с арабского слово «Ислам» означает «Мир». Ислам — это религия, которая призвана нести человечеству жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия. Всевышний Аллах, в ниспосланном им Священном Коране, призывает верующих развивать в своих сердцах самые светлые качества души человека, что были дарованы Богом каждому из нас от рождения: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение, наставляет людей жить в мире и согласии: «О вы, кто верует! В ислам смиренно всей душой войдите, не следует стопами Сатаны. Ведь он вам явный враг» (Корова, 208). Коран учит нас, что люди могут обрести благополучие в жизни только тогда, когда всей душой осознают и примут в сердце заповеди Ислама и будут жить по законам, предписанным их Творцом, Всевышним Аллахом.

Всевышний Создатель повелел людям избегать злых деяний и предотвращать их, если другие вынашивают такие мысли. Запретил верующим держать в сердцах чувства подозрения и недоверия к ближнему, порицает безнравственность, жестокость, агрессию и кровопролитие. Каждый, кто нарушит эти заповеди Всевышнего Аллаха, совершит величайшее преступление против Создателя и служит Сатане, о чем свидетельствуют приведенные выше аяты Корана. В Священном Коране Аллах неоднократно увещевает людей не противиться Его воле и не совершать зла. Вот что повелевает нам Всевышний: «А те, кто неверны в завете Богу, и обещания свои не соблюдают, и разделяют то, чему велел Он быть соединенным, а по земле несут нечестие и зло,- на тех — проклятие (Аллаха), и зла для них обитель воздаянья» (Гром, 25). «А с помощью того, что даровал тебе Аллах, стремись к обители последней (жизни), и своей доли в этой жизни не забудь, - добротвори к другим в такой же мере, в какой Аллах добротворил к тебе, и не стремись на сей земле нечестие посеять,- Аллах, поистине, не любит тех, то сеет (на земле) нечестие и смуту» (Повествование, 77). Всевышний Аллах повелел недозволенным все, что может нанести вред людям. Террор и насилие — величайшие преступления против Всевышнего. Истинный мусульманин может нести людям лишь Божественную гармонию заповедей Ислама и призван совершенствовать мир, в котором Аллах сотворил его.

Ислам выступает за свободу слова и совести. Ислам — это религия, которая защищает свободу жизни, слова и волеизъявления человека. Порицает любые конфликты и противоречия, не допускает ни малейшего проявления бесчестия, малодушия или клеветы людей по отношению друг к друг. Ислам не только категорически запрещает террор и насилие, но негативно относится даже к малейшим проявлениям давления или навязывания мнения одного человека другому. «Не разрешил в религии Он принужденья, разнится ясно истина от заблужденья; кто зло отверг и обратился к Богу, обрел себе надежную опору, для коей сокрушенья нет. Аллах все слышит и Всеведущ!» (Корова, 256). «А потому ты должен дать предупрежденье им, тебе дано предупреждать, а не вершить над ними. Кто ж отвернется и отвергнет веру, наказан будет тяжко Богом,- ведь к Нам лежит их возвращенье, и перед Нами им держать ответ» (Покрывающие, 21-22).

Принуждение к вере противоречит принципам Ислама, ибо истинная вера возможна лишь по доброй воле и велению совести. Конечно, мусульмане могут побуждать друг друга следовать законам нравственности, предписанным им Кораном, но они никогда не станут навязывать свою веру другим. Каждый человек имеет право выбирать, жить ли ему, повинуясь законам Всевышнего Создателя или предпочесть иной жизненный путь.

Давайте, к примеру, представим себе иной мир, в котором людей принуждают жить по законам религиозной морали. Такая модель общества также противоречит сути Ислама, ибо вера и поклонение Всевышнему имеют ценность только тогда, когда они идут от чистого сердца и с искренним молитвами направлены к Богу. Ислам не приемлет веры из страха. Истинный Ислам существует только там, где разрешена свобода слова и совести. Только такое положение верующих угодно Всевышнему.

Всевышний Господь запретил убийство людей. Согласно Корану, убийство невинного — одно из величайших грехов против Всевышнего. «…Тот, кто убьет живую душу не за душу, и не за нечесть на земле, тот как бы всех людей погубит. А тот, кто эту душу сохранит, он как бы всех людей обережет от смерти. К ним с ясными знаменьями от Нас Наши посланники являлись. Но даже вслед за этим многие из них к земным (утехам) невоздержанны остались» (Трапеза, 32). «И те, которые с Аллахом наравне другого божества не призывают; и не лишают жизни душу, которую Аллах запретной для убийства сотворил, иначе как по (установленному) праву. И те, кто не вступают в блуд,- а тот, кто это совершает, встретит (у Господа расчет), (как) воздаянье (за содеянное им)». (Различение, 25). Как сказано в писании, тем, кто убивает невинных людей, грозит наказание. Убийство одного человека -не менее тяжкий грех, чем покушение на мирную жизнь и спокойствие всего человечества. Истинно верующие мусульмане, что чтят законы Всевышнего, никогда не смогут причинить вреда ближнему. Тех же, которые надеются избежать наказания, оправдываясь служением Исламу, ждет неизбежное великое наказание Всевышнего. Каждый из нас после смерти в день Великого Суда будет держать перед Господом ответ за все содеянное и не содеянное в земной жизни.

Всевышний Аллах призывает верующих к состраданию и милосердию. В Коране так описываются нравственные ценности и образ жизни истинного мусульманина: «…И вот тогда вы станете одним из тех, кто верит в Бога и смиренно сострадает, и с милосердием творит добро. Таков лик праведных, — стоящих по праву сторону в День Судный» (Город, 17-18). «Побуждение друг друга к состраданию» является одним из важнейших предписаний Всевышнего, милость Аллаха пребудет над тем, кто милосерден к людям.

Ислам, как это видно из аятов Священного Корана, религия, обращенная на все времена, религия современная, просвещенная и прогрессивная. Истинный мусульманин, прежде всего, активно участвует в жизни своей страны, уважителен и полон душевной щедрости по отношению к окружающим его людям, высокообразован, честен и добродетелен.

Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несет людям только лишь любовь и уважение, он с почтением относится к любой идее, даже самой отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях. Задумайтесь, если каждый мусульманин сможет в душе сказать себе, что он соответствует всем этим критериям, то общество, в котором он живет, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и благополучным во всем мире.

Всевышний Аллах призывает верующих к терпимости и милосердию. В суре «Аль-Араф», в аяте 199 Всевышний Аллах взывает нас: «Будь терпелив и снисходителен к таким, зови к добру и удаляйся от невежд». Коран повелевает верующим проявлять прощение и терпимость. Эти качества являются основными заповедями Ислама. История Ислама показывает нам, что во все времена истинные мусульмане следовали этому наказу Всевышнего и воплощали его в своей социальной жизни. Представители различных религиозных конфессий жили на землях Ислама в мире и согласии, правители -мусульмане предоставляли иноверцам самые благоприятные возможности для сохранения своей религиозной, языковой и этнической самобытности. Пожалуй, самым ярким примером такого мирного сосуществования может служить Османская Империя. Семисотлетнее господство империи на большей части Малой Азии и Ближнего Востока и многих странах Европы было возможным лишь благодаря уважению и терпимости ко всем многонациональным этническим и религиозным группам, входивших в состав империи. Мусульмане несли своим подданным добро и мир, терпимость и уважение.

Величайшее уважение и терпимость, которой учит мусульман Священный Коран, призвано нести мир и благополучие всему человечеству. Ибо повелевается в Коране всем истинно верующим: «Добро и зло не могут быть равны, так оттолкни же зло добром, и тот, кто ненависть к тебе питает, в родного друга обратится» (Разъяснены, 34).

Ислам и нравственность: основы моральных устоев

Ислам наделяет человека определенными основополагающими правами, уважение которых считается обязательным независимо от обстоятельств. Гарантом же соблюдения этих прав является не только свод исламских законов, но и эффективная система моральных устоев. К примеру, в мусульманском сообществе все, что ведет к благоденствию отдельного человека или всего общества считается добром, и напротив, то, что вредит индивиду или обществу в целом считается злом. Ислам уделяет большое внимание концепции воспитания искренней любви к Богу и справедливого отношения к окружающим, а также предостерегает от излишнего формализма. В Коране говорится: “Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные”. (Коран 2:177) Эти аяты рисуют перед нами яркий образ богобоязненного человека, которого отличает не только строгое исполнение божественных предписаний и любовь к Богу, но и неукоснительное соблюдение прав окружающих его людей. Мы можем выделить четыре основных принципа, заключенных в этом аяте:

1. Мусульманин должен быть правдив и искренен в своей вере.

2. Он должен быть готов к тому, чтобы, не колеблясь выполнить требования своей религии, что в частности может выражаться в расходовании имущества в пользу тех, кто имеет на это право.

3. Он должен строго соблюдать божественные законы и нормы исламской нравственности.

4. Он должен быть терпеливым и оставаться твердым в своей вере независимо от испытаний, обрушившихся на него.

Таким образом, вышеприведенный аят устанавливает некоторые стандартные принципы, на основе которых деяния человека классифицируются как хорошие или плохие. Эти принципы представляют собой некий стержень, вокруг которого вращается вся система моральных устоев мусульманина. Но прежде чем предписать эту систему, Ислам стремится утвердить в сердцах своих последователей веру в то, что они должны совершать дела только лишь ради Всемогущего Бога, Который видит их, где бы они ни находились и чтобы они ни делали. Человек может спрятаться от целого мира, но не от своего Господа. Он также может убежать от своих недоброжелателей и врагов, но не сможет убежать от божественного воздаяния.

Таким образом, Ислам предоставил миру идеальную систему нравственных устоев, где целью человеческих деяний является стремление достичь довольства Бога. Сделав божественное откровение основным источником знаний, Ислам обеспечивает стабильность, постоянство нравственных стандартов и их разумную гибкость в пределах границ, за которыми начинается нравственная распущенность, разврат и господство атомистического релятивизма. Ислам предоставляет человеку средства, позволяющие ему строго соблюдать законы нравственности даже при отсутствии контроля со стороны окружающих. Таким образом, вера в Бога и уверенность в грядущем воздаянии позволяют мусульманину принять систему нравственных устоев со всей искренностью и готовностью.

Ислам отвергает любые призывы к пересмотру или обновлению системы нравственных ценностей. Он не стремится к необоснованному изменению тех или иных моральных устоев, которые в Исламе считаются эталонными или неизменными. Он отводит каждому моральному принципу или правилу особое место в общей структуре человеческого бытия. Ислам расширяет в дозволенных пределах границы законов, регулирующих частную и общественную жизнь человека – его общение с домочадцами, с посторонними людьми, а также различные аспекты его жизни: политику, экономику, общественно-правовую сферу и образование. Правила, составляющие основу исламской нравственности, сопровождают человека, где бы он ни был, и что бы он ни делал: дома, на работе, за обеденным столом или на поле битвы, одним словом, вся жизнь человека, начиная от колыбели и кончая смертным одром, регулируется принципами, источником которых является божественное откровение. Таким образом, исламская нравственность является мощным оружием в руках человека, позволяющим ему эффективно бороться с низменными качествами его души и его собственным «эго». Она помогает ему построить жизнь, наполненную светом добра и свободную от темени зла. Она требует от людей не только практиковать благодеяния самим, но и учит побуждать других к добродетели и искоренению зла… Она учит тому, чтобы нравственная чистота стала неизменной составляющей нашей жизни. Люди, которые ответили на призыв Ислама и приняли его совершенную систему моральных устоев, составляют одну общину – общину мусульман. И каждый член этой общины – Уммы - должен приложить все усилия, чтобы добро возобладало над злом.

Ниже мы приведем некоторые принципы, составляющие основу нравственной системы в Исламе. Мы поговорим не только о личностных качествах идеального мусульманина, но и о его обязанностях по отношению к другим людям.

1. Богобоязненность. Коран упоминает о богобоязненности, как об одном из достойнейших качеств мусульманина: “… самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный”. (Коран 49:13) Скромность, смиренность, самообладание, честность, искренность, терпеливость, твердость и верность данному слову – вот те моральные качества, о которых часто упоминается в Коране: “…Аллах любит терпеливых…” (Коран 3:146) “Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро”. (Коран 3:133-134) “Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла”. (Коран 31:18-19) Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также упомянул в одном из своих изречений некоторые качества идеального мусульманина: «Мой Господь ниспослал мне девять повелений: быть богобоязненным, как наедине с собой, так и перед людьми; произнося слова, быть справедливым, как во время гнева, так и во время спокойствия; быть умеренным, в богатстве и в бедности; возрождать дружбу с теми, кто разорвал со мной отношения… а также призывать к одобряемому».

2. Обязанности перед обществом. Ислам определил для своих последователей обязанности по отношению к окружающему их обществу, которые различаются от одной категории людей к другой. К примеру, по отношению к близким родственникам - родители, дети, жена… - на мусульманине лежит больше обязанностей, чем по отношению к дальним родственникам и остальным людям: соседям, друзьям, сиротам, вдовам, беднякам...

3. Родители. Уважение и доброе отношение к родителям, являются одними из величайших обязанностей мусульманина. “Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно”. (Коран 17:23-24) Остальные родственники. “Воздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно…” (Коран 17:26)

4. Соседи. Пророк сказал: “Не является истинно верующим тот, кто наедается досыта, зная, что его сосед голодает”. (Аль-Мунзири)

“Не является верующим тот, чьи соседи страдают от его плохого поведения”. (Сахих аль-Бухари) Более того, в соответствии с Кораном и наследием Пророка Мухаммада, мусульманин обязан проявлять высокую нравственность не только по отношению к родителям, родственникам и соседям, но также и по отношению к остальным людям, животным, деревьям и растениям. К примеру, Ислам запрещает охоту на птиц и зверей ради забавы. Также, запрещается уничтожать плодоносящие деревья и растения, кроме случаев, когда в этом есть реальная необходимость.


Пророк Мухаммад как модель нравственности

Явление Пророка Мухаммада моделью нравственности, требует от него быть примером в претворении в жизнь нравственных ценностей. Пророк, как человек, непосредственно внедрял в жизнь нравственные ценности Ислама и является наглядным образцом для людей.

Нравственные ценности вместе с религией основывают ум, чувства и предчувствия и основывая эти формы, за исключением веры, связаны с чувственным, умственным и предчуственным миром человека. В результате этого, невозможно поставить в одно место общие, вернее свойственные всем людям, нравственные ценности. Потому что, в связи с изменением человека, местом проживания и временем, понятие нравственных ценностей меняется. Это приводит к невозможности основать универсальную теорию нравственных ценностей и вызывает нравственную подозрительность. Потому что, мы, не в состоянии предположить когда, где и что является правильным.

Чтобы затронуть универсальные нравственные принципы необходимо затронуть обязательные нравственные ценности. Только Абсолютное Существо в состоянии говорить об обязательных нравственных ценностях. Что касается других теорий, основанных религией, то пусть будет предопределен только вахйем или определен умом, источником всех норм ценностей является Аллах. Айаты Корана вместе с определением значений добра и зла определили и нормы ценностей добро - зло, правильное - неправильное, запрещенное - позваленное, красота - некрасивое. Хадисы Пророка по принципам норм Корана определили нормы слов, действий и поведения. Вся жизнь Пророка Мухаммада в целом - это наглядная демонстрация форм понятий, анализа и внедрения в жизнь норм ценностей, определенных Кораном. Вернее, явление Пророка как модели нравственности, исходит от явления моделью для нравственных ценностей. Определенные Кораном нормы и ценности универсальны. Они не меняются в силу времени и местности или условий окружающей среды и далеки от релативизма. Определив обязательные правила, далеки и от нравственных подозрений. Приведение послания в функциональное положение возможно при условии внедрения в жизнь человеком. Точнее, пример анализа и внедрения в жизнь принципов Корана в социальной жизни наглядно показан Пророком. В этом смысле мы нуждаемся в образцовости Пророка. Потому что, он избавив религиозные ценности от всего лишнего, он внедрял их в жизнь в объективном порядке. В лице Пророка наглядно видно каким может быть человек в случае внедрения в жизнь повелений Аллаха. Это очень ясно и точно видно на примере личности Пророка. В этом смысле его жизнь - наглядная модель внедрения ценностей Ислама.

Айаты Корана тоже указывают на наличие понятия ценностей в основе человека и находятся впереди религиозных правил. С момента зарождения чувства нравственности (добро-зло), религия (святое-несвятое), искусство (красота-некрасивое) было вдохнуто в душу каждого человека. Айат "...И всякою душой, и соразмерностью ее (для проживания на сей земле), ее прозрением о том, что праведно, что скверно..."(аш-Шамс, 91/7-8) вместе с определением ценностей человеку Аллахом, подчеркивает их наличие и при зарождении. Человек обязан брать в пример Пророка, чтоб правильно понять ценности, определенные вахием и имеющимся в нем от зарождения. Потому что, Пророк Мухаммад до пророчества устроил свою жизнь в силу нравственных ценностей и после пророчества жил по ценностям Корана и этим явился наглядной нравственной моделью. Самой высокой ценностью Ислама является признание воли Аллаха, а самым ценным действием внедрение в жизнь воли Аллаха.

В Коране зачастую говорится о "верующих и имеющих чистое намерение". Термин "благое намерение" иногда используется для хорошего, иногда для красивого, иногда для дозволенного и саваба, иногда для правильного действия. Становится ясно, что благое намерение применяется в следующих формах: с точки зрения нравственности - добро, науки - угодного признакам, эстетики - красивым действиям. Имеющие в основе данные три действия входят в статус "благих намерений". Действие, далекое от красоты невозможно охарактеризовать как правильное.

Можно привести множество примеров о внедрении в жизнь ценностей Пророком. Но, привлекает особое внимание изменение в жизни асхабов, которые принимали его за модель в жизни. Примером в этом смысле, можно назвать жизнь Умара ибн аль-Хаттаб. И вправду, изменения в его жизни очень внушительны. В книгах по истории, Умар до принятия Ислама известен как очень резкий, безжалостный и грубый человек. Но, со временем он подвергся превосходным изменениям. Нравственность невозможно приобрести внезапно, оно приходит со временем; на протяжении долгих лет необходимо обязательное восприятие Пророка за пример в жизни и обязательное восприятие ценностей Ислама. Этот процесс изменения, наглядным образом виден на примере личности Умара. Грубый Умар ушел и на его место пришел простой Халиф Умар, который таскает на спине мешки с мукой для бедной женщины. Место резкого, безжалостного Умара занял справедливый, не стесняющийся слез Умар.

Сегодня, мы должны правильно понять, внедрять в жизнь то, что предназначено нам Аллахом от самого возрождения и определено Кораном; детально рассмотреть на наглядных примерах из жизни Пророка и стараться жить по этим правилам. Таким образом, возможно с достоинством упоминать Пророка и избавиться от бессмысленного и сухого копирования.


Заключение

Из всего вышесказанного следует, что нравственность, которой учит Ислам — мир, уважение и справедливость. Варварство, которое сейчас в мире называют «исламским терроризмом» не имеет никакого отношения ни к Исламу, ни к Корану. Это дело рук изуверов, нелюдей, которые прикрываются именем Ислама, оскверняя её Божественные заповеди и чистую мораль. Наш долг — наказать этих преступников, сеющих вражду между верующими и зверски убивающих невинных людей под знаменем Ислама.

Ислам, нравственные законы, которые предписывает людям Коран, не могут призывать верующих к террору и насилию, а напротив, повелевают оберегать и защищать человечество от этого Зла.

Благодаря исламской нравственности, душа человека очищается от эгоизма, тирании, распущенности и недисциплинированности. Ислам воспитывает богобоязненного человека, преданного своим идеалам, благочестивого, с умеренными запросами, порядочного и неприемлющего ложь, во всех ее проявлениях. Он рождает в человеке чувство ответственности за свои поступки, воспитывает в нем способность к самоконтролю. А также формирует в людях доброту, щедрость, милосердие, сострадание, миролюбивость, доброжелательность, справедливость и честность. Разве можно ожидать зла от религии, которая воспитывает своих последователей на таких моральных принципах?!


Список использованной литературы

1. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. Учебник. Серия: Образовательный стандарт XXI. Издательство Эксмо. 2005. - 480 стр.

2. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2008. - 488 стр.

3. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебное пособие. Серия: Библиотека студента. Издательство МОДЭК. 2007. - 696 стр.

4. Яблоков И.Н. Религиоведение. Учебное пособие – 2-е изд. Издательство Гардарики. 2008. - 319 стр.

5. http://www.islamreligion.com

6. http://www.islam.az