Реферат: Роль иностранных инвестиций в современной российской экономике

Название: Роль иностранных инвестиций в современной российской экономике
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Роль иностранных инвестиций в современной российской экономике

Введение . 3

Глава 1. Иностранный капитал и условия его привлечения в российскую экономику . 5

1.1. Иностранные инвестиции: понятие, классификация и источники формирования. 5

1.2. Важнейшие условия привлечения иностранных инвестиций в Россию. 11

Глава 2. Роль иностранных инвестиций в экономике страны. 16

2.1. Динамика поступления иностранных инвестиций в РФ.. 16

2.2. Влияние иностранных капиталовложений на экономику России. 23

2.3. Противоречивое воздействие иностранных инвестиций на экономику России. 27

Заключение . 31

Список использованной литературы .. 33

Введение

Для нашей страны в настоящее время привлечение иностранного капитала весьма значимо. В российской экономике они играют особую роль. Они необходимы для стабильного развития экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.

Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию внутренних инвестиций.

Целью данной курсовой работы является анализ современного состояния и роль иностранных инвестиций в России.

Предмет исследования: роль иностранных инвестиций в России. Объект исследования: иностранные инвестиции в России.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что значительное число исследователей видят выход из сложной ситуации в российской экономике, прежде всего, в иностранных инвестициях. Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитал. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Задачи:

1. Рассмотреть сущность иностранных инвестиций;

2. Выявить проблемы привлечения иностранных инвестиций;

3. Проследить динамику иностранных инвестиций за последние 8-10 лет.

4. Изучить влияние иностранных инвестиций на экономику России;

5. Выявить противоречивое воздействие иностранных инвестиций на экономику страны.

Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе рассматривается классификация и источники формирования иностранных инвестиций, а так же проблемы, связанные с их привлечением. Во второй главе рассматривается динамика иностранных инвестиций, их влияние, а так же негативное воздействие на экономику России. В работе имеются 3 таблицы.

Глава 1. Иностранный капитал и условия его привлечения в российскую экономику.

1.1. Иностранные инвестиции: понятие, классификация и источники формирования.

Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранными инвестициями признаются вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.[1,статья 2].

Иностранные инвестиции имеют значительное преимущество по сравнению с другими видами международной экономической помощи:

1. Иностранные инвестиции - это дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами;

2. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга;

3. Иностранные инвестиции часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт;

4. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры. Сближение условий функционирования капитала с общепринятыми в мире способствует притоку ИИ, порождает уверенность инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью и одновременно ускоряет процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов;

5. Поток иностранных инвестиций способствует развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство благоприятствует и способствует умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.

Иностранные инвестиции можно классифицировать следующим образом:

1 в зависимости от активов, в которые происходит вложение капитала:

1.1 реальные инвестиции - вклад в долгосрочный проект с приобретение новых производственных объектов за границей;

1.2 финансовые инвестиции - приобретение иностранных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество;

1.3 нематериальные инвестиции - покупка нематериальных прав, т. е. лицензий, патентов;

2 формы собственности на инвестиционные ресурсы:

2.1 государственные инвестиции - бюджет государства, направленный за рубеж по решению правительственных организаций;

2.2 частные инвестиции - вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных пределов данной страны;

2.3 смешанные иностранные инвестиции - совместные инвестиции государства и частных инвесторов осуществляемые за рубежом;

3 в зависимости от характера использования:

3.1 предпринимательские инвестиции - вложение в бизнес, направленное на получение прибыли в виде дивиденда;

3.2 ссудные инвестиции - связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента;

4 в зависимости от объекта вложения инвестиций:

4.1 прямые иностранные инвестиции - вложения иностранных инвесторов с последующим правом контроля и участием в управлении предприятием на территории другого государства;

4.1.1 капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими и для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

4.1.2 транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране.

4.2 портфельные инвестиции - вложение ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов;

4.3 прочие инвестиции - вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств.

Прямые иностранные инвестиции - приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей [1, статья 2].

Наиболее привлекательной для страны-реципиента формой притока капитала являются прямые иностранные инвестиции, так как они вкладываются в реальные производственные активы и сопряжены с множеством положительных эффектов для реципиента, как дополнительные рабочие места и налоговые поступления, развитие инфраструктуры, приток технологий и управленческого опыта, поэтому показатель доли ПИИ в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций важен с точки зрения эффективности привлекаемого капитала.

Процесс приватизации государственной собственности, акционирование промышленных предприятий привели к формированию в России фондового рынка, создали объективные предпосылки для портфельных капиталовложений иностранных инвесторов.

К портфельным инвестициям относятся приобретенные иностранцами российские ценные бумаги, а так же приобретение такой части активов российских предприятий, которая позволяет иностранному капиталу извлекать доход, но не дает права контролировать деятельность предприятия.

В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль над ними. То есть под портфельными инвестициями понимается покупка нерезидентами акций, облигаций, паев, векселей, государственных ценных бумаг (краткосрочных и долгосрочных) и других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10 % акционерного капитала предприятия.

К портфельным инвестициям прибегают обычно фирмы, которые ведут международные операции главным образом с целью решения каких-либо финансовых задач. Эти вложения носят краткосрочный характер. Для западных инвесторов данная форма капиталовложений в экономику России относилась и относится к рисковым инвестициям.

Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие – торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады, трансферты из-за границы.

Сам факт предоставления российским предприятиям финансовых кредитов свидетельствует о достаточном доверии к ним со стороны международных финансовых структур. Вместе с тем этот процесс может иметь негативные последствия. Во многих случаях заемщиками средств иностранных кредиторов выступают российские предприятия, в уставных капиталах которых значительная доля принадлежит государству. В этих условиях бесконтрольное заимствование при недостаточном контроле со стороны государства может привести к увеличению государственного долга, особенно в тех случаях, когда займы и кредиты берутся под государственные гарантии.

Источники иностранных инвестиций в России можно разделить на три части:

1) Вложение денег иностранным банками, кредитными организациями и так далее. Доля таких займов со стороны национальных предприятий достаточно высокая, что свидетельствует об их инвестиционной привлекательности. Это инвестиции осуществляются на возвратной основе, то есть, предпочитают возврат инвестору не части от доли, а заранее оговоренной конкретной суммы. В таком случае, по большому счету, кредитору все равно, как будут развиваться дела у предприятия.

2) Иностранные инвесторы, которые вкладывают деньги в национальные предприятия. Отличия от банков в том, что инвестиции могут быть как прямыми, так и нет, то есть, либо инвестор просто вкладывает деньги в ценные бумаги, либо он получают долю и право на управление деятельностью. В таком случае инвестор, конечно же, заинтересован в позитивных результатах деятельности предприятия и может непосредственно влиять на нее.

3) Различные организации по типу МФК – Международная финансовая корпорация, которая оказывает финансовую поддержку перспективным проектам. Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в состав группы Всемирного банка, поддерживает технологически и технически обоснованные проекты, имеющие благоприятную коммерческую перспективу, удовлетворяющие экологическим и социальным требованиям МФК, и способствующие экономическому прогрессу страны. Финансовая поддержка предоставляется на долевых началах: для новых проектов максимальный объем финансирования со стороны МФК не должен превышать 25% от сметы суммарных затрат по проекту; в исключительных случаях по небольшим проектам эта доля может быть увеличена до 35%. По проектам, связанным с расширением ранее реализованных проектов, МФК может предоставлять до 50% затрат по проекту, при условии, что ее капиталовложения будут составлять не более 25% суммарного объема капитализации компании, осуществляющей данный проект.

Источниками иностранных инвестиций в экономику РФ могут быть ссуды иностранных и международных банков, однако основным источником является участие инвестора-нерезидента (иностранного лица) в капитале предприятия.

Наша страна привлекает капитал, в основном, форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов

В условиях продолжающегося инвестиционного кризиса в реальном секторе российской экономики и практического отсутствия доступа к международному рынку кредитных ресурсов и портфельных инвестиций, одной из перспективных задач правительства является привлечение в страну иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций.

Страны – реципиенты считают бесспорным достоинством ПИИ то, что после того как они произведены, их достаточно сложно изъять из объекта их вложения и вывезти за пределы страны. В особенности это относится к недвижимости: зданиям, различным сооружениям, коммуникациям и т.д. В других своих формах, в частности в виде различных услуг, прямые инвестиции потребляются в процессе их предоставления. Таким образом, прямые иностранные инвестиции, практически безвозвратно оседающие на территории страны – реципиента, являются предпочтительными перед всеми прочими формами.

1.2. Важнейшие условия привлечения иностранных инвестиций в Россию.

Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока инвестиций, включают в себя 3 основные группы: базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата; правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов; специфические стимулы для притока инвестиций.

Стратегической целью политики в сфере привлечения иностранных инвестиций (ИИ) должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат в России, принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Приоритеты политики привлечения ИИ в России должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:

- поощрение отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;

- приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний, но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;

- приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;

Политика в отношении ИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:

1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;

2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.

Понятно, что процесс формирования благоприятного инвестиционного климата является важнейшим условием сбалансированного развития финансового рынка России, повышения его эффективности и конкурентоспособности. Для этого, прежде всего, необходимо доверии иностранных инвесторов, стабильные правила ведения бизнеса и предсказуемость регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является, таким образом, комплексной задачей, в решении которого должны участвовать органы государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях и деловое сообщество.

Глава 2. Роль иностранных инвестиций в экономике страны.

В условиях глобализации экономики, интеграции рынков, в том числе финансовых, значительно возросла роль иностранных инвестиций. Создаются благоприятные условия на базе полученных кредитов обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повысить эффективность производства и выпускать конкурентоспособные товары.

2.1. Динамика поступления иностранных инвестиций в РФ

В процессе формирования рыночной экономики и активного включения России в систему мирового хозяйства возрастает интерес зарубежного капитала к емкому и перспективному российскому рынку.

В таблице 1 представлены объемы вложения иностранных инвестиций в экономику России за период с 1995 по 2008 гг.

Таблица 1

ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ТИПАМ

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

Иностранные инвестиции - всего

2983

10958

40509

53651

55109

120941

103769

в том числе:

прямые инвестиции

2020

4429

9420

13072

13678

27797

27027

портфельные инвестиции

39

145

333

453

3182

4194

1415

прочие инвестиции

924

6384

30756

40126

38249

88950

75327

Источник :Росстатежегодник 2009. с 671

В 2000 году российская экономика характеризовалась более благоприятными условиями для привлечения иностранных инвестиций по сравнению с предыдущими годами.

Основная часть иностранных инвестиций в российскую экономику приходится на прочие инвестиции (формируемые в основном за счет кредитов международных финансовых организаций и средств, направляемых инвесторами на приобретение государственных ценных бумаг), объем которых в 2000 г. оценивается в 6, 384 млрд.долл.

Приток иностранных инвестиций в Россию в 2004 г вырос на 36,4 % по сравнению с предыдущим годом и составил 40,509 млрд. долл. Прямые инвестиции за 2004 год поступили на сумму 9,42 млрд. долл., что на 38,9 процента больше по сравнению с объемом 2003 г. Объем портфельных инвестиций составил 333 млн. долл. Прочие инвестиции поступили на сумму 30,756 млрд. долл. - на 36,6 процентов больше по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, в общей структуре притока иностранных инвестиций в РФ за 2004 г 75,9 процентов составляли "прочие инвестиции", 23,3 процента - прямые инвестиции и 0,8 процентов - портфельные инвестиции.

По темпам роста и объемам иностранных инвестиций в российскую экономику 2007 г. является рекордным: масштаб поступивших от иностранных инвесторов средств увеличился более чем вдвое по отношению к уровню предыдущего года. Объем поступивших прямых инвестиций в 2007 г. достиг 27,8 млрд долл., что превысило сумму поступлений за предыдущие два года. Динамичный рост прямых инвестиций поддерживался резким увеличением масштабов связанных торговых кредитов и кредитов прямых инвесторов. За 2007 г. прирост прочих инвестиций составил более 50 млрд долл., что, безусловно, оказало влияние на финансовые показатели государства. Вместе с тем фондовый рынок остается зоной высоких рисков, что определило неустойчивость динамики портфельных инвестиций. Сокращение объемов портфельных инвестиций, основную массу которых составляют инвестиции в акции, в период 2000–2004 гг. было прервано некоторым оживлением в 2005 г. и взрывным ростом в 7 раз в 2006 г. При замедлении динамики до 131,8% в 2007 г. Резкий всплеск активности иностранных инвесторов сменился вялой динамикой в 2008 г. По итогам 2008 г. объем иностранных инвестиций в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился на 14,8%. Ослабление динамики поступления иностранных инвестиций в основной капитал продолжалось в течение всего 2008 г.

По состоянию на конец марта 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 265,8 млрд.долларов США, что на 17,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 53,8% (на конец марта 2009 г. - 55,6%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (42,0%), портфельных - 7,5% (2,4%). [18, Об иностранных инвестициях в экономику России в I квартале 2010 года]

В таблице 2 представлены объемы поступлений иностранных инвестиций по основным странам – инвесторам.

Таблица 2

ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ СТРАНАМ-ИНВЕСТОРАМ

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Все инвестиции

2983

10958

40509

53651

55109

120941

103769

в том числе из стран:

Кипр

40

1448

5473

5115

9851

20654

19857

Великобритания

183

599

6988

8588

7022

26328

14940

Нидерланды

85

1231

5107

8898

6595

18751

14542

Германия

308

1468

1733

3010

5002

5055

10715

Люксембург

4

203

8431

13841

5908

11516

7073

Франция

108

743

2332

1428

3039

6696

6157

Виргинские о-ва (Брит.)

17

137

805

1211

2054

2140

3529

Швейцария

436

784

1558

2014

2047

5340

3062

Ирландия

61

34

362

595

986

5175

2903

США

832

1594

1850

1554

1640

2839

2773

другие страны

909

2717

5870

7397

10965

16447

18218

Источник: Росстатежегодник 2009. с 671

Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Великобритания и Нидерланды, на долю которых приходится соответственно 21, 20 и 18% всех накопленных инвестиций в стране. Далее в первую десятку крупнейших инвесторов входят Германия, США, Ирландия, Франция, Виргинские острова, Швейцария. Значительная часть иностранных финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом. Риски для них существенно снижаются за счет понимания местной специфики, налаженных хозяйственных связей. Крупные международные проекты в России осуществляются при участии транснациональных корпораций.

В 2005 году лидерами поступления инвестиций в Россию стали Люксембург (13,841 млрд долл.), Нидерланды (8,898 млрд), Великобритания (8,588 млрд), Кипр (5,115 млрд) и Германия (3,010 млрд).

Примечательно, что Люксембург, который в 2005г. довольно неожиданно стал единоличным лидером с 23,8% притока капиталов, в период с 2006 – 2008гг. заметно сдал свои позиции, а в 2009г. вновь стал в числе первых инвесторов. Безоговорочные лидеры 1995г. - Германия и США - также все больше отходят на второй план. Хотя 2006г. наши немецкие партнеры вполне могут занести себе в актив: их доля в притоке впервые за несколько лет выросла сразу более чем в 1,5 раза. Доля американских инвесторов стабилизировалась на уровне 3% притока. Относительно стабильными, остаются позиции Швейцарии и оффшорных инвесторов с Виргинских островов.

Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2009года - Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1 % общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В таблице 3 представлен объем поступления ИИ по видам экономической деятельности с 2003 по 2008 год.

Таблица 3

ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Иностранные инвестиции -

29699

40509

53651

55109

120941

103769

всего

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

154

121

156

325

468

862

рыболовство, рыбоводство

38

43

22

23

49

27

добыча полезных ископаемых

5737

9934

6003

9152

17393

12396

обрабатывающие производства

6522

10236

17987

15148

31948

33914

строительство

101

234

228

713

2911

3387

оптовая и розничная торговля;

10527

13037

20461

13089

47310

23905

гостиницы и рестораны

23

29

52

32

59

188

транспорт и связь

1114

2033

3840

5297

6703

4861

из них связь

688

1377

3287

4701

3295

1320

финансовая деятельность

781

1001

1813

4698

4450

4977

операции с

недвижи­мым имуществом, аренда и предоставление услуг

4583

2572

2602

5998

8414

15378

образование

0,1

0,3

0,1

1

3

0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

7

10

15

52

68

20

Источник :Росстатежегодник 2009 с 674

В обрабатывающие производства в 2004 г поступили иностранные инвестиции на сумму 10,236 млрд долл, в добычу полезных ископаемых - 9,934 млрд долл; в сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники - 13,037 млрд долл; в сферу операций с недвижимостью - 2,572 млрд долл, в транспорт и связь - 2,033 млрд долл; в госуправление, обеспечение военной безопасности и обязательное соцобеспечение - 1,059 млрд долл, в финансовый сектор экономики - 1,001 млрд долл.

В 2005 г. сохранилась тенденция к концентрации иностранных инвестиций в двух сферах российской экономики: в промышленности (45,3% от общего объема иностранных инвестиций) и сфере торговли -38,1%. Вместе с тем следует обратить внимание, что динамика и изменение доли инвестиций в промышленность находится под усиливающимся влиянием повышения инвестиционной привлекательности новых сегментов рынка услуг. В частности, повысилась с 3,4% в 2004 г. до 6,1% в 2005 г. доля инвестиций в связь как один из наиболее динамично развивающихся видов деятельности.

В то же время, в последние годы идет более активная, чем раньше, иностранная экспансия в несырьевые секторы российской промышленности, в средние по масштабу предприятия и проекты в потребительском секторе и торговые сети. Больше всего иностранных средств было направлено в сферу добычи полезных ископаемых ($2 млрд. 935 млн.) и обрабатывающие производства ($2 млрд. 216 млн.). Также зарубежные вложения направлялись в сферу оптовой и розничной торговли, в транспорт и связь, в сектор финансовой деятельности и в сферу операций с недвижимым имуществом.

За последние несколько лет страна испытывала непрекращающийся приток иностранных розничных сетей, и, видимо, эта тенденция продолжится. Аналитики консалтинговой компании считают, что Россия все еще сохраняет свою привлекательность и рыночная экономика продолжает испытывать рост, поэтому те розничные сети, которые еще задумываются о том, чтобы использовать Россию в качестве своей стратегической цели - должны действовать немедленно[2,c.20].

России иностранные инвестиции крайне необходимы, учитывая, что ей необходимо активно обновлять и развивать инфраструктуру, трубопроводный транспорт и электроэнергетику. На все это необходимы триллионы долларов. В настоящее время накопленный объем иностранных инвестиций в экономику РФ составляет 262,4 млрд. долл.

Анализ показал, что остро стоит проблема отраслевого «перекоса» привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы в России ориентируются на вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других природных ресурсов, торговля и общественное питание, пищевая промышленность). Зарубежные инвестиции не идут в те отрасли, которые наиболее нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура). Очевиден существенный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации, выражающейся в отсутствии четких приоритетов в вопросах привлечения и стимулирования капиталовложений в высокотехнологические отрасли, которые сегодня являются главной движущей силой мировой экономики.

Что касается прямых иностранных инвестиций, которые как раз способствуют развитию экономики России, то их объем в результате кризиса в январе-сентябре 2009 г. сократился почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как портфельные инвестиции показали снижение лишь на 20%. Для того чтобы привлечь в нашу страну "полезные" инвестиции, по словам экспертов, прежде всего, необходимо улучшить инвестиционный климат.

2.2 . Влияние иностранных капиталовложений на экономику России

О роли инвестиций в экономику России высказываются разные мнения,

порой абсолютно противоположные. Одни считают, что сокращение объемов капиталовложений, устаревание и износ основных фондов и ряд других причин делает невозможным проведение экономических реформ в стране без поступлений инвестиций из-за рубежа. Другие считают, что иностранные инвестиции угрожают экономической безопасности страны, и если прекратить процесс «бегства капитала» из России, внутренних средств для эффективного развития экономики вполне достаточно.

Однако практика показывает, что ни одна страна в мире не может эффективно развиваться без вливания капитала в ее экономику. Иностранные инвестиции – распространенный в мировой практике способ расширения источников финансирования развития национальной экономики, решения социальных проблем. Иностранные инвестиции имеют значительные преимущества в сравнении с привлечением иностранных кредитов. Они проявляются в том, что, во-первых, иностранные инвестиции

предоставляются бесплатно, бессрочно. Во-вторых, результаты инвестиционной деятельности иностранных инвесторов остаются в распоряжении страны, принимающей иностранных инвесторов. В-третьих, иностранное инвестирование осуществляется, как правило, на основе передовой техники, технологии, прогрессивных методов организации хозяйственной деятельности.

В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. В современной экономической ситуации страны вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти.

Поэтому привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является объективной необходимостью.

Они обусловлены:

а) международным разделением труда;

б) развитием международных связей;

в) интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство

Иностранные инвестиции способствуют:

1) ускорению экономического и технического прогресса;

2) внедрению новых форм управления;

3) обновлению и модернизации производственного аппарата;

4) активизации конкуренции;

5) развитию малого и среднего бизнеса;

6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;

7) расширению экспортного потенциала страны;

8) замене импортозамещающего производства;

9) созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;

10) повышению конкурентоспособности отечественного производства;

11) решению проблем реформирования экономики.

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Приток иностранного капитала способен изменить ситуацию и способствовать значительному спросу на активы.

Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы, помимо этого, для нашего времени не мало важное значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

2.3. Противоречивое воздействие иностранных инвестиций на экономику России.

Капитал крайне важен для экономического развития любой страны: инвестиции в увеличение производственного и человеческого потенциала являются основой для ее успешного развития.

Однако, необходимо иметь ввиду, что иностранные инвестиции оказывают противоречивое воздействие на национальное хозяйство. Они могут способствовать интенсивному экономическому росту, повышению технологического уровня и эффективности производства. Но иностранные инвестиции также способны привести и к упадку конкурирующих с ТНК национальных предприятий и отраслей. В результате в стране закрепляются отсталые отраслевые структуры производства и экспорта, тем самым усиливается зависимость национальной экономики и финансово-кредитной системы от иностранных инвесторов и ТНК, ослабляется экономическая безопасность страны.

При этом никто не собирается инвестировать во внедрение в России действительно прогрессивных технологий, а только тех, которые обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват российских рынков и гарантируют отсутствие создания в будущем полноценных российских конкурентов.

За счет направленных иностранных капиталовложений намеренно деформируется структура экономики, навязываются неблагоприятные приоритеты экономического развития предприятий. Это в конечном итоге принудительно выводит российские предприятия за пределы зоны нормальной управляемости со стороны федеральных и региональных органов управления.

Все эти тенденции и факторы создают серьезную угрозу национальным интересам России и инвестиционной безопасности как подсистеме национальной безопасности на федеральном и региональном уровнях.

Кроме положительной роли для экономики, иностранные инвестиции могут нанести вред российскому государству и обществу. Однако структура и характер иностранных инвестиций в России заставляют говорить об обратном. Вместо строительства новых предприятий, иностранные инвестиции влекут лишь смену собственников на старых. Вновь, развиваются лишь отрасли сбыта в России иностранной продукции и добыча природных ресурсов. Таким образом, приходиться констатировать помимо положительной роли и неудовлетворительную роль механизма иностранных инвестиций в России.

Масштабы присутствия иностранного капитала дают возможность значительно увеличить влияние иностранных инвестиций на деятельность предприятий. Последствия такого влияния определяются задачами, которые преследует инвестор при вложении: создание и освоение новых видов продукции (работ, услуг), способов организации производства и т.п. Иностранные инвесторы могут использовать целый ряд методов для оказания своего влияния.

1. Несмотря на ограниченный допуск иностранных инвесторов к участию в процессах приватизации, инвесторы, получившие такую возможность, стремятся устранить российских конкурентов путем проведения соответствующей производственной, экспортной и социальной политики предприятия.

2. Еще одной формой инвестиционного влияния является захват иностранными фирмами общенациональных и региональных рынков в инвестируемой стране. Здесь может быть несколько вариантов: захват российских рынков готовой продукции и полуфабрикатов; использование дешевой рабочей силы; использование производства в России для переработки сырья и т.п.

Установив контроль над имеющейся инфраструктурой, или создав новую, вытеснив местных производителей и изменив номенклатуру местного спроса, иностранные компании препятствуют модернизации и повышению конкурентоспособности российского предприятия, последние утрачивают самостоятельность и становятся полностью зависимыми от владельца.

3. Установлению контроля над рынками сопутствует захват иностранными компаниями наиболее прибыльных или стратегически важных предприятий, являющихся опорой национальной экономики. Это достигается путем приобретения контрольных пакетов акций и паевых взносов, заключения долгосрочных договоров, маркетинговых, технологических и управленческих контрактов, выкупа долговых обязательств и т.п.

4. Используя инвестиции в установку импортного оборудования и переориентацию предприятия на зарубежных покупателей и поставщиков, а

также, изменив направления продаж продукции внутри страны, иностранные фирмы активно влияют на изменение технологической структуры, системы технологических связей, цепочек и циклов предприятия, которые являются составной частью национального экономического комплекса инвестируемой страны.

5. В России часто встречающимся видом иностранного влияния является эксплуатация природных и экологических ресурсов, когда инвестиции вкладываются в разработку и вывоз невосстанавливаемых природных ресурсов, перенос в страну экологически вредных производств, что несет за собой негативные последствия и т.п.

6. Использование иностранными корпорациями в своих целях местных финансовых ресурсов. Способы такого воздействия достаточно разнообразны: от привлечения средств мелких инвесторов в контролируемые паевые инвестиционные фонды до открытия филиалов зарубежных банков или установления контроля над местными банками.

7. Существенные возможности для установления инвестиционного влияния дает иностранным компаниям использование в своих целях местных высококвалифицированных кадровых ресурсов, научных и технических разработок.

8. Использование «связанных» кредитов. Зачастую, оборудование, получаемое по таким кредитам, не позволяет производить продукцию, конкурентоспособную западной. Как правило, оно является морально устаревшим и соответствует западному оборудованию середины и конца 80-х гг. XX в.

9. Еще одним направлением иностранного влияния является контроль над региональными, а также национальными и международными финансовыми и фондовыми рынками.

10. Кроме того, при оценке совместных инвестиционных проектов, зачастую занижается потенциал российской стороны, в результате чего российские инвесторы вынуждены осуществлять проект на невыгодных для себя условиях.

11. В некоторых случаях зарубежные инвестиции представляют собой звенья цепочек по «отмыванию» криминальных денег как иностранных, так и российских преступных группировок, реинвестирующих ранее вывезенные и отмытые криминальные капиталы.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что влияние иностранного капитала на развитие российских предприятий не всегда приводит к положительным результатам. Иногда приток иностранного капитала в нашу страну является тем особым методом конкурентной борьбы, в ходе которой российские федеральные или региональные интересы практически не учитываются. Поэтому реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из объективной оценки полного баланса их плюсов и минусов.

Заключение .

Проанализировав роль иностранных инвестиций в современной российской экономике можно сделать следующие выводы:

- Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.

- Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

- Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.

- Российская экономика большую часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.

- Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций – это топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.

- Иностранные инвестиции также могут негативно сказываться на экономике страны, поэтому следует ограничить доступ иностранных инвесторов к природным ресурсам нашей страны и стратегически важным предприятиям.

Из сказанного следует, что иностранные инвестиции важны не сами по себе. Только количественной их меры недостаточно, для того, чтобы судить о том значении, которое они будут иметь для экономики страны, их привлекающей. Окончательная экономическая оценка может быть дана только с учетом их структуры, тех отраслей национального хозяйства, куда они направляются и многих других факторов.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.06.1999)

2. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2009. Буглай В. Б., Д. А. Алешин Иностранные инвестиции в России М.: МГИМО, 2009. – 386 с

3. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики. – 2006. - №11. – с.74

4. Глазьев С. Стабилизация и экономический рост //Вопросы экономики. №1,2007 г. с. 220/с.24

5. Головинский В.Н. Роль иностранных инвестиций в развитии национальной экономике России / Всероссийская научно-практическая конференция «Современная Россия: экономика и государство». М., ГАСИС, 2005.

6. Елизаветин М.Е. Иностранный капитал в экономике России.-М.: Междунар. Отношения, 2007.-264с.

7. Инвестиции (учебник, издание 6); Нешитой А.С.; Издательский дом Дашков и К; 2007.- 373c.

8. Инвестиционные идеи// Финансы и кредит. Октябрь, 2008. №10

9. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.: Международные отношения, 2007. 243с.

10. Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- № 5

11. Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2004 г.

12. Мартынова Н.С. Сущность и классификация инвестиций // Международный бухгалтерский учет, 2007, N 2.

13. Орлова Е. Р., О. М. Зарянкина Иностранные инвестиции в России, Омега-Л, 2009., 203 с.

14. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2008.- № 2.

15. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции- учебное пособие – М.:КНОРУС, 2009-320 с.

16. http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/investments2007.pdf

17. http://rian.ru/analytics/20060607/49149479.html

18. http://www.infostat.ru/ru/news_stat.html?m=11&y=09