Курсовая работа: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО Витебские ковры

Название: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО Витебские ковры
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: курсовая работа

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный университет туризма и сервиса (ГОУ ВПО «РГУТиС»)

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал)

Курсовая работа

по дисциплине: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

тема: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Витебские ковры»

Выполнил: Сухорукова А.И. _

Группа ЭВ4-2 _

Проверил: Катель Л.Я. ___

Москва

2009 г .

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……………....3

I. Характеристика ОАО «Витебские ковры»………………......................................................5

1. История предприятия ……………………………...............................................................5

2. Техническое перевооружение, совершенствование технологии и создание новых видов продукции…………………………………………………………………………….…...6

3. Основные задачи предприятия……………………………………………………….........9

4. Награды предприятия в области качества……………………………………………….11

II. Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Витебские ковры»…….12

1. Метод сравнения…………..................................................................................................12

2. Факторный анализ………………………………………………………………………...16

2.1 Анализ объемов реализации работ……………………...............................................17

2.2 Анализ сезонности спроса на продукт……………………………………………….18

2.3 Анализ эффективности использования основных фондов…………………………20

2.4 Анализ по труду и зарплате…………………………………………………………..23

2.5 Анализ использования рабочего времени……………………………………….......25

2.6 Анализ себестоимости работ…………………………………………………………26

2.7 Анализ прибыли…………………………………………………………………….....28

2.8 Анализ уровня рентабельности………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………………………...30

Список использованных источников……………………………………………………….…31

Введение

Изучение явлений природы и общест­венной жизни невозможно без анализа. Сам термин "анализ" происходит от гре­ческого слова "analyzis", что в перево­де означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет за­глянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутрен­нюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или яв­лении.

В науке и на практике применяются разные виды анали­за: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и ме­тодикой исследования. Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений, где невозможно использовать ни микроскопы, ни химические реактивы, где то и другое должна заменить сила абстракции.

Экономический анализ — это научный способ по­знания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимо­стей.

Различают макроэкономический анализ, который изу­чает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микро­экономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название анализа хозяйственной деятельности (АХД).

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

Анализ хозяйственной деятель­ности классифицируется по разным признакам:

I. По отраслевому признаку

II. По признаку времени

1. Предварительный анализ

2. Последующий анализ

III. По пространственному признаку

1. Внутрифирменный анализ

2. Межфирменный анализ

IV. По функциональному признаку

По методике изучения объектов различают качест­венный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и т.д.

Как функция управления АХД тесно связан с планировани­ем и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль АХД в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в про­верке и объективной оценке выполнения планов. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются выполнения предыдущих планов, изу­чаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы производства.

I . Характеристика ОАО "Витебские ковры"

1. История предприятия

Открытое акционерное общество «Витебские ковры» является предприятием смешанной формы собственности без иностранного участия с преобладающей долей государства (51,1%) в уставном фонде. Входит в состав Белорусского государственного концерна легкой промышленности.

ОАО «Витебские ковры» является правопреемником Витебского производственного коврового объединения им.50-летия БССР и создано в феврале 1994 года путем преобразования последнего в ОАО. Основано в 1947 году на базе льнопрядильной фабрики «Двина», которая в свою очередь была построена в 1900 году бельгийскими акционерами.

Как свидетельствуют архивные документы, 15 ноября 1898 года в одном из центров бельгийского предпринимательства - старом Генте состоялось учредительное собрание будущих акционеров «Русско-бельгийского анонимного общества Витебской Льнопрядильной фабрики». Николай II издал «высочайший» указ 29 мая 1899г., по которому предпринимателям предоставлялись широкие полномочия на строительство и эксплуатацию новой льнопрядильной фабрики.

Возведение фабричных корпусов завершилось к исходу второго года подрядного договора, и 25 ноября (7 декабря по н.с.) 1900 года предприятие выдало первые пуды льняной пряжи.

Обрушившаяся война 1941года сорвала планы льнопрядильщиков. Многие вместе с оборудованием эвакуировались на Алтай. Обугленные, запустелые коробки без крыш, без окон и дверей, засыпанные землей и обломками штукатурки, поросшие бурьяном,- вот, что осталось после изгнания фашистов на месте крупнейшей в стране льнопрядильной фабрики.

Восстановительные работы подходили к концу, когда в марте 1946 года СНК СССР решил создать на базе льнопрядильно-ткацкой фабрики коврово-плюшевый комбинат. В августе рабочие приступили к монтажу оборудования, полученного по репарациям из Германии.

В августе 1947 года были выпущены первые метры ковровой дорожки «Букле» и плюша, а к 5 ноября этого же года пущена первая очередь коврово-плюшевого комбината. Были смонтированы и освоены 27 плюшевых и 73 ковроткацких станка.

В 1957 году была осуществлена реконструкция и расширение производств. Демонтировались коврово-плюшевые станки, оборудованные для набивных ковров. Взамен их производился монтаж 43-х английских аксминстерских коврово-ткацких станков с комплектующим их оборудованием.

В 1976 году началось строительство второй очереди комбината по выпуску прошивных ковровых изделий.

В 1977 году на комбинате освоен выпуск прошивных ковровых изделий с рельефным рисунком, в 1980 году выдал первую продукцию цех по выпуску изделий способом печати. В этом же году закончилось строительство мастерской по изготовлению шаблонов для печатного цеха.

В феврале 1994 года Витебское производственное ковровое объединение преобразовано в открытое акционерное общество « Витебские ковры». В реестре акционеров общества на 01.01.2005г. зарегистрировано 3738 акционеров, 300436 акций, в т.ч. принадлежащих государству – 153626.

2. Техническое перевооружение, совершенствование технологии и создание новых видов продукции

В середине 90-х годов производственные мощности ОАО «Витебские ковры» по выпуску ковровых изделий составляли 11 млн. кв.м., в том числе 7млн. кв.м. – по прошивным ковровым покрытиям (тафтингу). Предприятие осуществляло в небольших объемах товарный выпуск шерстяной пряжи, ватина, нетканых материалов типа тканей. Однако выпуск ковровых изделий, в том числе тафтинга, являлся до 1995 года приоритетным направлением в общем объеме выпускаемой продукции.

Экономический кризис поразивший экономику республики наиболее остро отразился на работе предприятий легкой промышленности, в том числе и ОАО «Витебские ковры».

Одной из главных причин спада производства являлась технологическая и техническая отсталость предприятия от своих западных конкурентов. Амортизация технологического оборудования составляла около восьмидесяти процентов , имелось оборудование 1903 года.

В 1998 году на ОАО «Витебские ковры» была принята программа дальнейшего развития предприятия. Приоритетным направлением выбрано развитие двухполотного ковроткачества на современных ткацких станках с электронной жаккардовой машиной. При выборе оборудования и анализе конъюнктурного рынка предпочтение было отдано предложению немецкой фирмы «Шенхер». В конце 1998 года был приобретен, смонтирован и введен в действие первый станок СТМ 640/1 и в ноябре были получены первые метры восьмицветных ковров двухполотного способа производства.

За период, с 1998 по 2005-й год (включая 1-ое полугодие) в целях техперевооружения ткацко-отделочной фабрики было приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию в безостановочном режиме шесть восьмицветных и один шестицветный двухполотный ковроткацкий станок.

Использование технологии двухполотного ткачества на восьмицветных станках позволило значительно улучшить их потребительские свойства. Технология смены рисунка без существенных затрат позволило значительно увеличить число вырабатываемых рисунков, т.е. быстрее реагировать на конъюнктуру рынка. Производительность нового технологического оборудования в 10 раз выше, чем на старых станках, это снижает трудозатраты и соответственно в целом себестоимость.

Техперевооружение ткацко-отделочной фабрики проводилось как за счет собственных средств, так и путем привлечения валютных кредитов банка.

Наше предприятие в Республике Беларусь является основным производителем прошивных ковровых покрытий. Действующие производственные мощности эксплуатировались на фабрике прошивных ковровых изделий ОАО «Витебские ковры» с 1978 года.

Для печати рисунка использовался печатный агрегат фирмы «Миттер», 1980 года изготовления, со значительным физическим износом. Восстановление неработающих печатающих головок из-за устаревшей технологии и высокой цены модернизации было нецелесообразно.

Предприятие в сложившихся условиях не в состоянии было обеспечить поддержание необходимого уровня конкурентоспособности выпускаемых прошивных покрытий, так как могло предложить покупателям крайне ограниченный ассортимент изделий с цветовой гаммой в 2-3 цвета, в то время, когда ведущими фирмами-производителями использовалось до 12 цветов.

В 2002 году предприятием закуплено и установлено лабораторное оборудование (модель «Хромоджет-ЛС 1200/2 4/12с») для моделирования и изготовления новых образцов (дизайна) прошивных ковровых изделий. Такое оборудование позволяет выполнять индивидуальные заказы размером 1х1м.

Модернизация производства прошивных ковровых покрытий путем внедрения новой сопловой технологии печати по ворсовой поверхности ковров стала возможной после приобретения промышленной печатной машины «Хромоджет» фирмы «Циммер» (Австрия), которая была введена в эксплуатацию в сентябре 2003г.

Система сопловой печати (форсуночной) «Хромоджет» представляет собой принципиально новый способ нанесения рисунка на ворсовую поверхность ковровых изделий или тяжелые ткани. Технология «Хромоджет» имеет ряд преимуществ:

- возможность работать по индивидуальным заказам и малыми сериями за счет быстрой сменяемости рисунка;

- оперативность в разработке и моделировании нового художественно-колористического оформления любого рисунка;

- возможность увеличения цветовой гаммы рисунков до 8-ми цветов;

- отказ от закупки дорогостоящих сетчатых шаблонов и материалов для них;

- возможность снижения расхода ворса;

- неограниченный (до 60 метров) диапазон размеров раппорта рисунка.

С целью повышения конкурентоспособности прошивных покрытий на немецкой фирме «А+Р Macshinenbaum GmbН» была проведена модернизация прошивной машины «Зингер» с переводом с класса 5/32 на класс 1/8. Для получения при печати ярких и сочных расцветок используется текстурированная жгутовая полиамидная нить только профилированного сечения, что обеспечивает выпуск продукции мирового уровня.

3. Основные задачи предприятия

В перспективе дальнейшее закрепление позиций белорусского ковра на зарубежных рынках, особенно в условиях стабилизации российского коврового производства и конкуренции со стороны бельгийских, турецких производителей, производственные и финансовые показатели предприятия будут определяться рядом факторов:

- уровнем внутреннего потребления;

- ценами на сырье, энергоносители, железнодорожные тарифы;

- курсом рубля (по отношению к доллару США и рублю РФ) и т.д.

В складывающихся условиях стратегия низких и дифференцированных цен, позволяющая в условиях высокой конкуренции проникать на зарубежные рынки требует от предприятия считать главной стратегией производства - снижение себестоимости на единицу товарной продукции. Это задача № 1.

Успешно конкурировать на зарубежных рынках можно только добиваясь снижения затрат, которые включают в себя снижение материалоемкости, энергоемкости, при этом необходимо соблюдение паритета между ценой и качеством товара.

Вторая по значимости задача это экономия всех видов энергоресурсов. ОАО «Витебские ковры» постоянно стремиться к снижению удельных норм потребления топливно-энергетических ресурсов и выполнению доведенного показателя по энергосбережению. На предприятии создан фонд «Энерго- и ресурсосбережение», внедряются рационализаторские предложения по снижению энергоемких затрат.

Третья задача по счету, но не по своей актуальности и значимости - это рост объемов производства, который является одним из важнейших факторов, определяющих эффективность работы предприятия в целом.

Увеличение объемов производства необходимо производить без роста запасов готовой продукции.

Задача увеличения объемов напрямую связана с увеличением экспорта продукции.

Миссия и стратегический план коллектива предприятия заключается в выпуске продукции конкурентоспособной на рынках Республики Беларусь и стран СНГ, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей.

Предприятие намерено:

- завоевывать и сохранять доверие и уверенность каждого потребителя в выпускаемой продукции;

- совершенствовать технологии производства прошивных и тканых ковровых изделий;

- расширять рынки сбыта выпускаемой продукции;

- завоевывать лидерство на рынках Республики Беларусь и стран СНГ;

- принимать участие в конкурсах за престижные призы и премии в области качества.

4. Награды предприятия в области качества

ОАО «Витебские ковры» в 1999 году было признано лучшим экспортером Республики Беларусь по результатам года.

ОАО «Витебские ковры» является лауреатом конкурса в номинации «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» в программе «100 лучших товаров России» в 2002 году.

Коллектив ОАО «Витебские ковры» в период с 1999г. по 2004г. является 4 раза победителем Республиканского соревнования коллективов производственных объединений и предприятий концерна «Беллегпром» за звание «Лучшее предприятие».

По итогам смотра-конкурса по энергосбережению по концерну «Беллегпром» в 2003 году коллектив ОАО «Витебские ковры» занял 3-е место.

Предприятие является лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» в программе «100 лучших товаров России» в 2004 году, также лауреатом Премии Витебского областного комитета за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции в 2004 году.

ОАО "Витебские ковры" в 2005 году было удостоено Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

II . Анализ основных технико-экономических показателей ОАО "Витебские ковры"

1. Метод сравнения

Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучае­мое) явление, предметы сопоставля­ются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономи­ческих явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе сравнение используют для реше­ния всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.

1. Сопоставление фактических уровней показателей с пла­новыми используется для оценки степени выполнения плана.

2. Сопоставление фактических уровней показателей с нор­мативными позволяет осуществлять контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3. Сравнение фактических уровней показателей с данными прошлых лет применяется для определения тенденций разви­тия экономических процессов.

4. Сопоставление уровня показателей анализируемого пред­приятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поис­ка резервов.

5. Сравнение уровня показателей анализируемого предпри­ятия со средними их величинами по отрасли производится с це­лью определения положения предприятия на рынке среди дру­гих предприятий той же отрасли или подотрасли.

6. Сопоставление параллельных и динамических рядов слу­жит для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. На­пример, анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь меж­ду этими показателями,.

7. Сопоставление различных вариантов управленческих ре­шений производится с целью выбора наиболее оптимального из них.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете вли­яния факторов и подсчете резервов.

Технико-экономические показатели ОАО «Витебские ковры»

Таблица 1

№ п/п

Показатели

ед. изм.

Величина показателей

Абсолютное отклонение (+/-)

Отчетный год к предшествующему в %

Предшествующий год

Отчетный год

1

Объем реализуемых работ:

в натуральном выражении

м2

11 186

17 150,35

5 964,35

153,32%

в стоимостном выражении

т.руб

36 354 468,00

58 311 203,00

21 956 735,00

160,40%

2

Средняя цена единицы работ

руб.

3 250,00

3 400,00

150,00

104,62%

3

Численность персонала

чел.

1 363

1 235

-128

90,61%

4

Объем работ на одного работника:

в натуральном выражении

м2

8

14

6

169,21%

в стоимостном выражении

т.руб

26 672,39

47 215,55

20 543,16

177,02%

5

Общий фонд зар.платы всего персонала

т.руб

3 489 968,00

4 057 715,00

567 747,00

116,27%

6

Затраты зар.платы на 1 руб. реализации

руб.

0,096

0,070

-0,026

72,49%

7

Среднегодовая зар.плата 1-го работника

т.руб

2 560,50

3 285,60

725,09

128,32%

8

Полная себестоимость всего объема работ

т.руб

32 305 105,00

53 977 852,00

21 672 747,00

167,09%

9

Себестоимость единицы работ

руб.

2 887,99

3 147,33

259,34

108,98%

10

Затраты на 1 руб. реализации

руб.

0,89

0,93

0,04

104,17%

11

Общая сумма балансовой прибыли

т.руб

4 049 363,00

4 333 351,00

283 988,00

107,01%

12

Прибыль на единицу работ

руб.

362,00

252,67

-109,33

69,80%

13

Уровень рентабельности деятельности

%

12,53%

8,03%

-4,51%

14

Рентабельность продаж

%

11,14%

7,43%

-3,71%

За отчетный год объем реализуемых работ в натуральном выражении увеличился на 5 964,35 м2 и составил по отношении к предшествующему году 17 150,35 м2 , а прирост составил 53,32%.

Объем реализуемых работ в стоимостном измерении увеличился на 60,4% и составил по отношению к предшествующему году 160,4%.

В отчетном году основная доля прироста объема реализации была получена за счет повышения цены.

Численность персонала за отчетный год составила 90,61% и уменьшилась на 128 человек.

Выработка одного работника увеличилась: в натуральном выражении – на 69,21% и составила 169,21% к предшествующему периоду, в стоимостном выражении увеличилась на 77,02% и составила 177,02% к предшествующему году.

Общий фонд заработной платы за отчетный год увеличился на 567 747,00 тыс. руб. и составил 116,27% к предшествующему году, увеличился на 16,27%. Заработная плата – часть выручки. Экономически грамотно если темпы роста объема реализации опережают темпы роста заработной платы, только в этом случаи не произойдет удорожание себестоимости и уменьшение прибыли. В данном случаи темпы роста объема реализации (160,40%) значительно опережают темпы роста заработной платы (116,27%), такое соотношение не приведет к удорожанию себестоимости и уменьшению прибыли. Об этом свидетельствуют затраты заработной платы на 1 руб., уменьшились в каждом рубле затраты заработной платы на 2,6 коп. и по отношению к предшествующему году 72,49%.

Среднегодовая заработная плата одного работника увеличилась на 28,32%. С целью решения социальных задач заработная плата работников должна ежегодно индексироваться минимум на уровень инфляции, возможно индексировать за счет увеличение производительности труда. Следовательно выработка одного работника должна расти более высокими темпами, чем повышение его среднегодовой заработной платы.

За отчетный год себестоимость всего объема работ увеличилась на 67,09% и составила 167,09%. Себестоимость – это часть объема продаж. Экономически целесообразно, чтобы темпы роста объема реализации опережали темпы удорожания себестоимости работ. Темпы удорожания себестоимости (167,09%) опережают темпы роста объема реализации работ (160,40%) за отчетный год. Такое отношение приводит к уменьшению прибыли. Увеличиваются затраты на 1 рубль реализуемых работ (на 4,17%). Увеличиваются на 4 коп.

2. Факторный анализ

Под факторным анализом понимается методика ком­плексного и системного изучения и измерения воздействия фак­торов на величину результативных показателей.

Основными задачами факторного анализа являются следующие.

1. Отбор факторов для анализа исследуемых результатив­ных показателей.

2. Классификация и систематизация факторов с целью обес­печения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

3. Определение формы зависимости и моделирование взаи­мосвязей между факторными и результативными показателями.

4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

5. Работа с факторной моделью (практическое ее исполь­зование для управления экономическими процессами).

2.1 Анализ объема реализации работ

Цель анализа – выявить резервы увеличения объема реализации работ. В процессе анализа устанавливается степень влияния отдельных факторов на изменения и экономическая целесообразность соотношения между отдельными факторами. Устанавливаются причины недостаточного изменения объема реализации по сравнению с предшествующим периодом. Выявляются внутрихозяйственные резервы на плановый период.

Таблица 2

№ п/п

Показатели

ед. изм.

Величина показателей

Абсолютное отклонение (+/-)

Отчетный год к предшествующему в %

Предшествующий год

Отчетный год

1

Объем реализуемых работ:

в натуральном выражении

м2

11 186

17 150,35

5 964,35

153,32%

в стоимостном выражении

т.руб

36 354 468,00

58 311 203,00

21 956 735,00

160,40%

2

Средняя цена единицы работ

руб.

3 250,00

3 400,00

150,00

104,62%

На изменения объема реализации в стоимостном выражении влияет два фактора: изменение объема реализации работ в натуральном выражении и изменение средней цены единицы работ. Устанавливается степень влияния этих факторов на изменения объема реализации работ в стоимостном выражении.

Об.реализ.ст.в. =21 956 735,00 т.руб.

За счет изменения объема реализации работ в натуральном выражении выручка увеличилась на

об.реал.1 =5 964,35х3 250,00=19 384 120,44 т.руб.

об.реал.1 =(19 384 120,44/21 956 735,00)х100%=88,28%

За счет изменения средней цены выручка увеличилась на

об.реал.2 =150,00х17 150,35=2 572 614,56 т.руб

об.реал.2 =(2 572 614,56/21 956 735,00)х100%=11,72%

За счет повышения объема реализации работ в натуральном выражении получена большая доля прироста объема реализации работ в стоимостном выражении (88,28%).

Баланс фактора дает общее изменения показателя

об.реал.общ. = 19 384 120,44+2 572 614,56=21 956 735,00 т.руб.

За отчетный год повышение средней цены единицы работ не значительное 11,72%.

2.2 Анализ сезонности спроса на продукт

Сезонность – неравномерный спрос на работы по периодам года.

Колебания спроса оказывают значительное влияние на экономику предприятия. В периоде уменьшения спроса => уменьшается объем работ, хуже используется весь потенциал фирмы (основные фонды, трудовые ресурсы), снижения коэффициента оборотных средств, все это приводит к удорожанию себестоимости, уменьшение прибыли и уменьшение рентабельности.

При увеличении спроса снижается уровень организации обслуживания потребителей.

Сезонность надо изучать, анализировать и постоянно работать в области снижения сезонных колебаний.

Уровень сезонности характеризуется рядом показателей:

1. Месячный коэффициент сезонности. Рассчитывается делением фактического объема реализации работ за определенный период на среднемесячный объем реализации.

2. Диапазон отклонения (размах вариации) – это разность между максимальным и минимальным коэффициентом сезонности. Чем выше коэффициент, тем выше уровень сезонности.

3. Годовой коэффициент сезонности (максимальное отклонение за анализируемый год).

Таблица 3

Уровень сезонность за предшествующий год

Показатели

Величина показателей

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Объем реализации работ

985 698,63

2 589 697,69

4 895 755,33

6 645 751,00

5 450 231,23

2 852 150,65

1 150 000,00

2 350 140,56

2 698 562,23

2 754 000,00

2 746 832,79

1 235 647,89

Месячный коэффициент сезонности

0,33

0,85

1,62

2,19

1,80

0,94

0,38

0,78

0,89

0,91

0,91

0,41

Диапазон отклонения

1,87

Годовой коэффициент сезонности

2,19

Основной объем реализации работ в предшествующем году пришел на апрель (19%).

Таблица 4

Уровень сезонность за отчетный год

Показатели

Величина показателей

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Объем реализации работ

2 345 612,00

3 652 153,25

8 652 154,69

10 159 468,63

9 154 635,87

7 619 542,05

4 521 164,23

2 101 120,00

4 548 101,00

2 189 632,15

2 435 465,03

932 154,10

Месячный коэффициент сезонности

0,48

0,75

1,78

2,09

1,88

1,57

0,93

0,43

0,94

0,45

0,50

0,19

Диапазон отклонения

1,90

Годовой коэффициент сезонности

2,09

Основной объем реализации работ в отчетном году пришелся на апрель (16%) и май (16%).

2.3 Анализ эффективности использования основных фондов

Основные фонды - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. К ним относят фонды со сроком службы более одного года и стоимостью более 100 минимальных месячных заработных плат. Основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные фонды.

Производственные фонды участвуют в процессе изготовления продукции или оказания услуг (станки, машины, приборы, передаточные устройства и т.д.).

Непроизводственные основные фонды не участвуют в процессе создания продукции (жилые дома, детские сады, клубы, стадионы, поликлиники, санатории и т.д.). Выделяются следующие группы и подгруппы основных производственных фондов:

1. Здания (архитектурно-строительные объекты производственного назначения: корпуса цехов, складские помещения, производственные лаборатории и т.д.).

2. Сооружения (инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства: тоннели, эстакады, автомобильные дороги, дымовые трубы на отдельном фундаменте и т.д.).

3. Передаточные устройства (устройства для передачи электроэнергии, жидких и газообразных веществ: электросети, теплосети, газовые сети, трансмиссии и т.д.).

4. Машины и оборудования (силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, автоматические машины, прочие машины и оборудование и пр.).

5. Транспортные средства (тепловозы, вагоны, автомобили, мотоциклы, кары, тележки и т.д., кроме конвейеров и транспортеров, включаемых в состав производственного оборудования).

6. Инструмент (режущий, ударный, давящий, уплотняющий, а также различные приспособления для крепления, монтажа и т.д.), кроме специального инструмента и специальной оснастки.

7. Производственный инвентарь и принадлежности (предметы для облегчения выполнения производственных операций: рабочие столы, верстаки, ограждения, вентиляторы, тара, стеллажи и т.п.).

8. Хозяйственный инвентарь (предметы конторского и хозяйственного обеспечения: столы, шкафы, вешалки, пишущие машинки, сейфы, множительные аппараты и т.п.).

9. Прочие основные фонды. В состав этой группы включают библиотечные фонды, музейные ценности и т.д.

Под амортизацией понимается процесс перенесения стоимости основных фондов на создаваемую продукцию. Осуществляется этот процесс путем включения части стоимости основных фондов в себестоимость произведенной продукции (работы). После реализации продукции предприятие получает эту сумму средств, которую использует в дальнейшем для приобретения или строительства новых основных фондов.

Таблица 5

№ п/п

Показатели

ед. изм.

Величина показателей

Абсолютное отклонение (+/-)

Отчетный год к предшествующему в %

Предшествующий год

Отчетный год

1

Объем реализуемых работ:

т.руб

36 354 468,00

58 311 203,00

21 956 735,00

160,40%

2

Стоимость основных фондов

на начало года

т.руб

15 345 149,65

16 897 530,00

на конец года

т.руб

16 897 530,00

21 135 123,00

3

Среднегодовая стоимость основных фондов

т.руб

16 121 339,83

19 016 326,50

2 894 986,68

117,96%

4

Амартизационные отчисления

т.руб

5 154 235,00

7 564 152,36

2 409 917,36

146,76%

5

Общая сумма балансовой прибыли

т.руб

4 049 363,00

4 333 351,00

283 988,00

107,01%

6

Фондоотдача

руб

2,26

3,07

0,81

135,98%

7

Фондоемкость

руб

0,44

0,33

-0,12

73,54%

8

Фондовооруженность

т.руб

11 827,84

15 397,84

3 570,00

130,18%

9

Амартизация на 1 рубль реализации

руб

0,14

0,13

-0,01

91,50%

10

Рентабельность основных фондов

%

25,12%

22,79%

-2,33%

11

Численность персонала

чел.

1 363,00

1 235,00

-128,00

90,61%

В процессе анализа эффективности износа основных фондов в первую очередь сопоставляются темпы изменения объема реализации работ и среднегодовой стоимости основных фондов. Экономически целесообразно чтобы более быстрыми темпами увеличивался объем реализации работ и меньше среднегодовая стоимость основных фондов, только так не произойдет увеличение себестоимости и уменьшение прибыли.

За отчетный год объем реализации работ увеличился на 60,40%, а среднегодовая стоимость основных фондов на 17,96%, таким образом темпы роста объема реализации работ (160,40%) значительно опережают темпы роста среднегодовой стоимости основных фондов (117,96%).

Коэффициент опережения = 160,40/117,96=1,36. Темпы удорожания объема реализации работ опережают на 36% среднегодовую стоимость основных фондов.

Фондоотдача увеличилась на каждый рубль увеличение на 81 коп. и составила по отношению к предшествующему году 135,98% (увеличилась на 35,98%). Об этом свидетельствует уменьшение амортизации на рубль реализации 1 коп. => уменьшение на 8,50%.

Фондоемкость уменьшилась на 12 коп. в каждом рубле и составила 73,54% по отношению к предшествующему периоду.

Фондовооруженность увеличилась на 30,18%, по сравнению с темпами роста среднегодовой стоимости основных фондов это увеличение значительно, так как численность персонала уменьшилась на 9,39%.

Рентабельность основных фондов снизилась на 2,33%.

2.4 Анализ по труду и зарплате

Планы и отчеты по труду и зарплате характеризуются 4 показателями:

1. Численность персонала

2. Производительность труда (выработка 1 работника и трудоемкость)

3. Общий фонд заработной платы

4. Среднегодовая зарплата 1 работника

Анализ производиться по этим показателям.

Цель анализа – выявить эффективность использования трудовых ресурсов и возможные резервы улучшения их использования; оценить экономическую целесообразность соотношения между отдельными показателями по труду и установить возможные резервы улучшения этих соотношений; оценить эффективность оплаты труда персонала фирмы.

Таблица 6

№ п/п

Показатели

ед. изм.

Величина показателей

Абсолютное отклонение (+/-)

Отчетный год к предшествующему в %

Предшествующий год

Отчетный год

1

Объем реализуемых работ:

в натуральном выражении

м2

11 186

17 150,35

5 964,35

153,32%

в стоимостном выражении

т.руб

36 354 468,00

58 311 203,00

21 956 735,00

160,40%

2

Численность персонала

чел.

1 363

1 235

-128

90,61%

3

Объем работ на одного работника:

в натуральном выражении

м2

8

14

6

169,21%

в стоимостном выражении

т.руб

26 672,39

47 215,55

20 543,16

177,02%

4

Общий фонд зар.платы всего персонала

т.руб

3 489 968,00

4 057 715,00

567 747,00

116,27%

5

Затраты зар.платы на 1 руб. реализации

руб.

0,096

0,070

-0,026

72,49%

6

Среднегодовая зар.плата 1-го работника

т.руб

2 560,50

3 285,60

725,09

128,32%

7

Коэффициент соотношения между темпами изменения проиводительности труда и среднегодовой зарплаты

1,38

Устанавливается степень влияния трудовых показателей на изменения объема реализации работ. Численность и производительность.

Определяются абсолютное и относительное отклонение численности. Абсолютное отклонение – -128 человека. Недостаток или излишек работников в соответствии с выполненным объемом работ за отчетный период для определения относительного отклонения.

Ч=1 363*153,32/100=2 089,75 чел.

Ч=1 235-2 089,75=-854,75 чел.

Экономически целесообразно большую долю прироста объема реализации получать за счет повышения производительности труда и меньшую за счет численности.

Определяем долю прироста объема реализации за счет изменения численности и за счет изменения производительности труда.

Объем реализации работ в натуральном выражении увеличился на 5 964,35 м2 в отчетном году.

Об.реал.1 =-128х8=-1 050,48 м2

Об.реал.2 =6х1 235=7 014,83 м2

Об.реал.общ. =-1 050,48+7 014,83=5 964,35 м2

Объем реализации работ в стоимостном выражении увеличился на 21 956 735,00 т.руб.

Об.реал.1 =-128х26 672,39=-3 414 065,96 т.руб.

Об.реал.2 =20 543,16х1 235=25 370 800,96 т.руб.

Об.реал.общ. =-3 414 065,96+25 370 800,96=21 956 735,00 т.руб.

За отчетный год весь прирост объема реализации был получен за счет уменьшения численности персонала на 9,39% (128 чел) при повышении эффективности их труда.

2.5 Анализ использования рабочего времени

Наряду с этим необходимо проанализировать движение трудовых ресурсов.

В процессе анализа фонда заработной платы в первую очередь сравниваются темпы измерения объема реализации работ и общего фонда заработной платы. За отчетный год объем реализации увеличился на 60,40%, а общий фонд заработной платы на 16,27%. В отчетном году темпы роста объема реализации значительно опережают темпы роста общего фонда заработной платы, такое соотношение между этими показателями приводит снижению себестоимости работ и к увеличению прибыли. В результате этого затраты заработной платы в каждом рубле реализации уменьшились на 3 коп. Соответственно увеличилась прибыль по 3 коп. в каждом рубле +налог 26% (ЕСН).

ЕСН=26%

З=-0,026 руб.

ЕСН – -0,026х0,26=-0,007 руб.

-0,033 руб.

Рп =-0,033х58 311 203,00=-1 924 269,70 т.руб.

На изменения фонда заработной платы влияют 2 фактора: изменения численности персонала и изменения среднегодовой зарплаты 1 работника. В процессе анализа определяется степень влияния этих факторов на фонд заработной платы.

Фонд заработной платы увеличился на 567 747,00 т.руб. и составил 116,27%. За отчетный год уменьшилась численность на 128 чел., изменения фонда заработной платы составило

Зп.=-128х2 560,50=-327 744,61 т.руб.

За счет увеличения среднегодовой зарплаты 1 работника на 725,09 т.руб., изменения фонда заработной платы составило

Зп.=725,09х1 235=895 491,61 т.руб.

Зп.общ. =-327 744,61+895 491,61=567 747,00 т.руб.

Заработная плата должна индексироваться с учетом инфляции. Экономически целесообразно чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста среднегодовой зарплаты.

Копер. =177,02/128,32=1,38

Темпы выработки роста труда на 38% выше темпов изменения среднегодовой заработной платы.

2.6 Анализ себестоимости работ

Все затраты в себестоимости классифицируются по нескольким направлениям:

1. По экономическим элементам и по статьям канкуляции.

В основу отнесения конкретных затрат к той или иной статье себестоимости по экономическим элементам является экономический признак этих затрат в независимости от места их использования. Отнесения затрат к той или иной статье канкуляции производится по месту проведения этих затрат.

Себестоимость характеризуется 3 показателями:

1. Себестоимость всего объема работ

2. Себестоимость единицы работ

3. Затраты на 1 руб. реализации

2. Только по статьям канкуляции.

Переменные (изменяются с изменением объема производства) и условно-постоянные расходы (от объема производства не зависят).

Анализ затрат на 1 руб. реализации работ.

Таблица 7

№ п/п

Показатели

ед. изм.

Величина показателей

Абсолютное отклонение (+/-)

Отчетный год к предшествующему в %

Предшествующий год

Отчетный год

1

Объем реализации работ в стоимостном выражении

т.руб.

36 354 468,00

58 311 203,00

21 956 735,00

160,40%

2

Полная себестоимость всего объема работ

т.руб.

32 305 105,00

53 977 852,00

21 672 747,00

167,09%

3

Затраты на 1 руб. реализации

руб.

0,89

0,93

0,04

104,17%

4

Себестоимость фактического объема работ за отчетный год по затратам предшествующего года

т.руб.

51 816 176,64

При анализе себестоимости прямое сравнение фактических данных за предшествующий и отчетный период не дает объективной оценки об изменении себестоимости. Не все затраты меняются пропорционально объему реализации. В силу этих причин и пересчитывается себестоимость. Фактическая себестоимость пересчитывается по затратам предшествующего года.

Спересч. =58 311 203,00х0,89=51 816 176,64 т.руб.

Сравнивается с фактической себестоимостью отчетного года

С=53 977 852,00-51 816 176,64=2 161 675,36 т.руб.

С=53 977 852,00/51 816 176,64х100=104,17%

2.7 Анализ прибыли

На изменения прибыли влияют три фактора: объем производственных работ, изменения средней цены единицы работы и изменения себестоимости работ. В процессе анализа определяется степень влияния отдельных факторов на изменение общей суммы балансовой прибыли отчетного года по сравнения с предшествующим годом.

Таблица 8

№ п/п

Показатели

ед. изм.

Величина показателей

Абсолютное отклонение (+/-)

Отчетный год к предшествующему в %

Предшествующий год

Отчетный год

1

Объем реализуемых работ:

в натуральном выражении

м2

11 186

17 150,35

5 964,35

153,32%

в стоимостном выражении

т.руб

36 354 468,00

58 311 203,00

21 956 735,00

160,40%

2

Средняя цена единицы работ

руб.

3 250,00

3 400,00

150,00

104,62%

3

Полная себестоимость всего объема работ

т.руб

32 305 105,00

53 977 852,00

21 672 747,00

167,09%

4

Себестоимость единицы работ

руб.

2 887,99

3 147,33

259,34

108,98%

5

Общая сумма балансовой прибыли

т.руб

4 049 363,00

4 333 351,00

283 988,00

107,01%

6

Прибыль на единицу работ

руб.

362,00

252,67

-109,33

69,80%

За отчетный год общая сумма балансовой прибыли увеличилась на 283 988,00 т.руб. и составила к предшествующему году 107,01%.

1. За счет увеличения объема реализации в натуральном выражении на 5 964,35 м2 прибыль увеличилась на

Рч1 =(3 400-3 147,33)х5 964,35=1 507 002,60 т.руб.

2. За счет изменения средней цены единицы работ изменения прибыли рассчитывается

Рч2 =(3 400-3 250)х11 186=1 677 940,48 т.руб.

3. За счет изменения себестоимости единицы работ изменения балансовой прибыли рассчитывается

Рч3 =(2 887,99-3 147,33)х11 186=-2 900 955,08 т.руб.

За счет удорожания себестоимости единицы работ на 8,98% фирма потеряла прибыли 2 900 955,08 т.руб.

Баланс факторов дает полное изменение прибыли

Рч.общ. =1 507 002,60+1 677 940,48+(-2 900955,08)=283 988,00 т.руб.

2.8 Анализ уровня рентабельности

Рентабельность – прибыльность в % относительно какого-то показателя.

Rдчпол. х100%

Таблица 9

Годы

Объем реализации работ, т.руб.

Полная себестоимость, т.руб.

Общая сумма балансовой прибыли, т.руб.

Уровень рентабельности, %

Rдтл

Rпродаж

Rосн.фонд.

Предшествующий год

36 354 468,00

32 305 105,00

4 049 363,00

12,53%

11,14%

25,12%

Отчетный год

58 311 203,00

53 977 852,00

4 333 351,00

8,03%

7,43%

22,79%

Рентабельность деятельности, рентабельность продаж и рентабельность основных фондов снизились.

Заключение