Реферат: Лондонский и Парижский клубы кредиторов 3

Название: Лондонский и Парижский клубы кредиторов 3
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Кафедра мировой экономики и международного бизнеса

Реферат по МЭО на тему:

«Лондонский и Парижский клубы кредиторов»

Студент: Кузнецов А.О., ФК2-2

Преподаватель: Криворучко Е.В

Москва, 2010


План:

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Парижский клуб

2.1.1. Определение

2.1.2. Главная цель

2.1.3. Члены

2.1.4. Задачи

2.1.5. Основные принципы работы Парижского клуба

2.1.5.1. Угроза прекращения платежей

2.1.5.2. Условия погашения для должников

2.1.5.3. Равномерное распределение долгов

2.1.6. Критика Парижского клуба

2.1.7. Протокол Парижского Клуба

2.2. Лондонский клуб

2.2.1. Организация деятельности Лондонского клуба

2.2.2. История создания Лондонского клуба

2.2.3. Принципы Лондонского Клуба

2.2.4. История взаимоотношений России с Лондонским клубом

3. Заключение

4. Список используемых источников

5. Приложение


Введение

Специфика финансовых взаимоотношении многих стран заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Возникновение международного кредита связано с развитием международной торговли в XIV—XV вв., особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а также в Америку и Индию.

Международный кредит как разновидность экономической категории «кредит» представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Необходимо заметить, что международный кредит играет двойную роль в развитии производства. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение, способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда; с другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.

Ведущими участниками международных кредитных отношений являются Лондонский и Парижский клубы кредиторов.

Эти организации ведут обширную деятельность со странами всего мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.

Парижский клуб

Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году, когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже.

Главная задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время — реструктуризация задолженности развивающихся стран.

С 1956 по 2009 год в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд. долларов США.[1]

Отличие Парижского клуба от Лондонского клуба состоит в том, что он занимается урегулированием государственного долга стран-заёмщиков перед странами-кредиторами, в то время как Лондонский клуб рассматривает вопросы урегулирования долга перед частными банками-кредиторами.

Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения.

Члены клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.[2]

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.
В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.
Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику:

· Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу.

· Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.
В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Основные принципы работы Парижского клуба

Несмотря на то, что Парижский клуб не имеет строго формализованного статуса, то есть является неформальной организацией, его деятельность базируется на определённых правилах и принципах.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

· наличие непосредственной угрозы прекращения платежей

· обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику

· равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.


2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

  • ограничение роста денежной массы,
  • сокращение дефицита государственного бюджета,
  • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
  • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
  • ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

Критика Парижского клуба

Несомненно, у Парижского клуба есть определенные и вполне очевидные недостатки. «Игра» ведется по правилам, установленным кредиторами. Вследствие слабости своей позиции должники, хотя они и не согласны с этими правилами, вынуждены принимать диктуемые им условия. В Парижском клубе должники участвуют в переговорах по одному, а кредиторы все вместе, так что несчастному должнику приходится выступать против целого картеля кредиторов. При решении практически любых вопросов члены Парижского клуба работают в тесном взаимодействии друг с другом. Вот пояснения одного из членов Парижского клуба: «Конечно, здесь существует определенное ядро, в которое входят крупнейшие государства-кредиторы; время от времени эти кредиторы проводят неофициальные встречи, а в промежутках между заседаниями клуба постоянно поддерживают контакты по телефону и телексу. Название »Парижский клуб« – это не совсем шутка, -сегодня главы 17-18 делегаций уже хорошо знают друг друга, называют друг друга по имени. Раз в месяц мы встречаемся за ужином, который, по сути, является рабочим заседанием»

Это заявление свидетельствует о сплоченности кредиторов. В принципе, по многим важным вопросам у государств-кредиторов настолько близкие позиции, что одним из наиболее почитаемых правил клуба является консенсус. По всем вопросам должно быть всеобщее согласие: голосование в Парижском клубе никогда не проводится. Еще большее разочарование испытывают страны-должники по поводу того, что при столь тесной сплоченности кредиторов весь процесс ведения переговоров и принятия решений в Парижском клубе не регулируется никакими положениями. Применение индивидуального подхода в каждом конкретном случае означает, что по принятии того или иного решения страна-должник не может пожаловаться на то, что ей предоставили худшие условия, чем другой стране в аналогичном экономическом положении.

Считается, что каждый должник имеет дело с новой группой кредиторов, хотя это и не так. При принятии решения кредиторы подвержены различным политическим влияниям, и должники ни в коей мере не защищены от предвзятости на основе политических соображений. Это тем более контрпродуктивно, так как в этом случае одни страны-должники поют кредиторам дифирамбы и получают различные льготы и уступки (в частности, на основе Торонтских условий), а долги других реструктурируются на самых тяжелых условиях.


Лондонский клуб

Неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами.

Деятельность Лондонского клуба похожа по целям на деятельность Парижского клуба. Отличие состоит в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторы в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время как Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. Членами Лондонского клуба являются около 1000 банков из разных стран.

Организация деятельности Лондонского клуба

Интересы банков-кредиторов в Лондонском клубе представляет банковский консультативный комитет (БКК), в котором представлены те банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Процедура урегулирования долга включает подготовительную работу, которая включает в себя разработку стратегии урегулирования долга. Затем страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства.

В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank.

История создания Лондонского клуба

Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте переоформления задолженности Заиру. В период, который предшествовал мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам применялись серьезные санкции. С 1985 г. банки осознали, что репрессивные мероприятия уменьшают вероятность платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.

Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена займов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло кредиторам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. Тем не менее не поняло, какие преимущества получает заемщик от сокращения долга и использование «меню вариантов». Преимущества возможностей из финансирования, которые открывает урегулирование его долговых проблем, полученные ценой превращения долга в ценные бумаги, которые могут стать предметом купли-продажи. Изменение формы долга означает, что заемщик имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на действии своих кредиторов.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

  1. Положение об общем доступе . При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов;
  2. Положение о равноправии . Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;
  3. Положение об обязательной подписке . В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает дефолт, как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как правило, обращается в банк, от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой предоставленных кредитов. После этого составляется перечень всех кредиторов, и банки назначают координационный комитет своим, на который приходится максимальная сумма предоставленных кредитов. Этому комитету предоставляются полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.

Следующий шаг координационного комитета состоит в назначении разных подкомитетов. Важнейшим из них есть экономический подкомитет, в обязанности которого входит оценка положения с задолженностью и общих экономических перспектив страны с целью информировать другие коммерческие банки-кредиторы о возможностях должника из погашение своих долговых обязательств.

Принципы Лондонского Клуба

Лондонский клуб – это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название «Лондонского клуба». Данный «клуб» является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны «третьего мира».

Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов. Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этих клубов не является международной организацией. Их «членский состав» нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге). Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продолжительностью более одного года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли свыше двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

История взаимоотношений России с Лондонским клубом

Лондонский клуб - это объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с суверенными заемщиками. В случае России клуб объединил свыше 600 банков, деятельность которых координировалась консультационным комитетом во главе с "Дойче банком". Долг перед Лондонским клубом представлял собой задолженность СССР перед частными коммерческими банками Западной Европы, США и Японии по кредитам, привлеченным Внешэкономбанком СССР до 31 декабря 1991 года. Объем долга составлял свыше $30 млрд.

В 1997 году долг б.СССР перед Лондонским клубом претерпел первую реструктуризацию. Задолженность по основному долгу была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (PRINs) со сроками обращения с 2002 по 2020 годы, а обязательства по процентам - в процентные облигации Interest Arrears Notes (IANs) со сроками обращения в 2002-2015 годах. Эмитентом новых долговых обязательств выступил ВЭБ, но правительство РФ декларировало, что поддержит их выполнение за счет бюджетных средств.

Но реальность, как всегда, внесла свои коррективы. После дефолта России по долгам в августе 1998 года российское правительство перестало обслуживать долги бывшего СССР и рублевые ГКО и ОФЗ, производя выплаты только по новым российским евробондам и займам международных финансовых организаций. Высокопоставленные российские чиновники колесили по ключевым финансовым центрам, ведя, с одной стороны, переговоры с МВФ о новой финансовой помощи, и о списании бремени советских долгов, с другой. Финансовые новости поступали, как сводки с поля боя. И, если официальные кредиторы - члены Парижского клуба - остались тогда непреклонными, то кредиторов Лондонского клуба тогдашнему министру финансов РФ Михаилу Касьянову удалось убедить пойти на списание существенной части долга и реструктуризацию.

Встречи с кредиторами Лондонского клуба шли весь 1999 год, а окончательные договоренности были закреплены в феврале 2000 года. И эти договоренности оказались триумфальными для России. Кредиторы Лондонского клуба пошли на списание 36,5% ($10,5 млрд) основной суммы долга. Остаток задолженности общим объемом $31,7 млрд (включая проценты) подлежал переоформлению в еврооблигации России РФ с погашением в 2010 и 2030 годах. Проведенная операция, как отмечают в Минфине, стала уникальной как по своему масштабу - объему эмиссии высоколиквидных рыночных инструментов ($21,2 млрд), числу участников (более 400 финансовых институтов), количеству долговых позиций (около 27 тыс.) и по степени льготности для РФ. Всего Минфин, действуя от имени РФ, сделал четыре предложения об обмене, которые были приняты подавляющим большинством (99,9%) кредиторов.

Причем после повторной реструктуризации никаких средств по оставшимся неурегулированными PRIN's и IAN's не выплачивалось. Тем не менее, существование остатка задолженности, пусть и микроскопического, не позволяло говорить об окончательном урегулировании этой категории долга.

Во второй половине 2009 года Минфин РФ активно работал над тем, как осуществить погашение остатка долга перед Лондонским клубом, чтобы полностью закрыть этот вопрос. В начале июля Минфин направил в правительство проект распоряжения о погашении остатка долга б.СССР перед Лондонским клубом кредиторов на сумму $34 млн, который не был обменен на еврооблигации РФ. Остаток долга планировалось погасить по номиналу из средств федерального бюджета на 2009 год. При этом изначально допускалось, что фактическая сумма погашения будет меньше остатка долга, поскольку держатели части долговых обязательств никогда не заявляли требований по урегулированию, а идентифицировать этих кредиторов пока не удалось. Соответствующее распоряжение правительства было подписано 30 июля.

И теперь Минфин РФ объявил об урегулировании остатка обязательств РФ по внешнему долгу бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов на сумму $1 млн. Как говорится в сообщении ведомства, в конце 2009 года Минфин выкупил оставшиеся обязательства PRINs и IANs у кредиторов, принявших предложение об урегулировании, и перевел денежные средства в их пользу на общую сумму около $1 млн.

С учетом того, что в конце декабря 2009 года была урегулирована одна из самых сложных категорий государственного внешнего долга, унаследованного от бывшего СССР - коммерческая задолженность, а еще ранее, в августе 2006 года, Россия полностью досрочно погасила долг перед Парижским клубом кредиторов на $23,7 млрд., можно сказать, что к настоящему времени Россия урегулировала основные категории долга б.СССР.

Заключение

В настоящее время назрела необходимость упорядочить и реформировать правила пересмотра долгов, тогда и кредиторы, и должники получат возможность планировать свои действия по созданию стабильной и здоровой мировой экономики. Этого можно будет достичь только тогда, когда правительства развивающихся стран поймут, что государства-кредиторы действуют по старому принципу «разделяй и властвуй». Странам-должникам следует объединить усилия и потребовать, чтобы в процессе перестройки мировой экономики были приняты во внимание интересы их народов.

В 1978 г. со стороны ЮНКТАД была высказана идея о том, что процесс ведения переговоров о пересмотре условий кредитов в равной степени должен обеспечивать защиту интересов и должников, и кредиторов. Пока это не получается, так как процесс переговоров целиком и полностью готовится и проводится кредиторами и в интересах кредиторов. Переговоры в Парижском клубе ни в коей мере не содействуют интересам должника. Прежде всего, сама процедура переговоров весьма унизительна. Кроме того, пересмотр долгов дает лишь временную отсрочку, но не решает проблему. Погашение долга отодвигается в будущее, т.е. грехи нынешнего поколения перекладываются на плечи будущих поколений без их согласия. На каждого ребенка, рождающегося сегодня, сразу же ложится груз ответственности за погашение кредитов, которых он не брал.

Чтобы избежать непосильных долгов в будущем, правительствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой следует проявлять большую осторожность в ведении переговоров о займах и кредитах. Уже на самых ранних этапах переговоров в делегации необходимо включать экспертов, в том числе юристов. Страны, обремененные большими суммами внешней задолженности, должны действовать единым фронтом против объединенных картелей кредиторов, одним из которых является Парижский клуб. Такие инициативы, как создание Клуба Рио -объединения, которое развивающиеся страны пытаются организовать для защиты своих интересов, – нужно приветствовать и поддерживать . Наконец, эти страны должны провести исследования по всему комплексу проблем, связанных с кризисом внешней задолженности и, в частности, с тяжелым нынешним положением развивающихся стран, и постараться найти решения, которые помогут им покончить с этими трудностями.

Список используемых источников:

1. Интернет-ресурсы:

· http://worlddebt.ru/ - Мировая долговая система

· http://traditio.ru/wiki - Энциклопедия «Традиция»

· http://ru.wikipedia.org/Лондонский_клуб - Википедия

· http://fin-result.ru/mirovoj-dolg13.html - Образовательный портал

· http://www.gorodfinansov.ru/news/index.php?article=7691&sphrase_id=341168- Главный портал по финансовой грамотности и безопасности граждан

2. Учебные пособия:

· Б.М.Смитиенко «МЭО», Москва, 2008 г., ИНФРА-М

· Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник – М.: Междунар. Отношения, 1995

3. Периодические издания:

· http://www.forbes.ru/ekonomika-column/52804-dolgovoi-klub-3 - Долговой клуб №3

Борис Грозовский | 13 июля 2010 15:40

· http://gaap.ru/articles/52831/ - Парижский и Лондонский клубы: реструктуризация долга.

Автор: А.Г. Саркисянц
Источник: Журнал «Аудитор» № 1 2002г
Опубликовано: 15 сентября 2005

· http://www.ng.ru/economics/2000-03-03/4_club.html - Что скажет Парижский клуб?

Независимая газета, 2000-03-03 / Артос Саркисянц

4. Официальные источники:

· http://www.veb.ru/ru/agent/debt/outer/ - официальный сайт Внешэкономбанка

· http://www.clubdeparis.org/sections/services/chiffres-cles/81-accords-conclus-par-les - Официальный сайт Парижского клуба

Приложения

№1 – Распределение долгов перед Парижским клубам по годам

№2 - «Страны-члены парижского клуба»


[1] См.Приложение №1 «Распределение долгов перед Парижским клубам по годам»

[2] См.Приложение №2 «Страны-члены парижского клуба»