Реферат: Классификация гостиниц 2

Название: Классификация гостиниц 2
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

2.Классификация гостиниц

Гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям. Наиболее употребляемыми среди них являются сле­дующие:

1. Уровень комфорта.

2. Вместимость номерного фонда.

3. Функциональное назначение.

4. Месторасположение.

5. Продолжительность работы.

6. Обеспечение питанием.

7. Продолжительность пребывания.

8. Уровень цен.

По месторасположению гостиницы могут быть:

1) расположенные в черте города (в центре, на окраине). Центральными являются практически все гостиницы делового назначения, отели-люкс, гостиницы среднего класса;

2) расположенные на морском побережье. В данном случае очень важным является расстояние до моря (50 метров, 100, 150, 200, 250, 300);

3) расположенные в горах. Обычно это небольшие гостини­цы в живописной горной местности на туристском маршруте в наиболее удобном месте отдыха. В горной гостинице, как пра­вило, содержится необходимое снаряжение для летнего и зим­него отдыха ее гостей, например альпинистский и горнолыж­ный инвентарь, подъемники и др.

По продолжительности работы гостиницы подразделяются на:

1) работающие круглогодично;

2) работающие два сезона;

3) односезонные.

По обеспечению питанием различают:

• гостиницы, обеспечивающие полный пансион (размеще­ние + 3-разовое питание);

• гостиницы, предлагающие размещение и только завтрак.

По продолжительности пребывания гостей различают гости­ницы:

1) для длительного пребывания клиентов;

2) для кратковременного пребывания.

По уровню цен на номера гостиницы классифицируют на:

• бюджетные (25—35 долларов США);

• экономичные (35—55 долларов США);

• средние (55—95 долларов США);

• первоклассные (95—195 долларов США);

• апартаментные (65—125 долларов США);

• фешенебельные (125—425 долларов США).

Гостиничные предприятия также можно классифицировать по связи с особыми средствами передвижения (транспорта), по виду собственности и т.д. Однако на первое место при класси­фикации гостиниц выходит несомненно уровень комфорта.

Уровень комфорта

Классификация гостиничных предприятий по уровню ком­форта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта — это ком­плексный критерий, слагаемыми которого являются:

• состояние номерного фонда: площадь номеров (м2 ), доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, но­меров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;

• состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;

• наличие и состояние предприятий питания, ресторанов, кафе, баров и т.п.;

• состояние здания, подъездных путей, обустройство приле­гающей к гостинице территории;

• информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизо­ров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов и т.д.,

• обеспечение возможности предоставления ряда дополни­тельных услуг.

Указанные параметры оцениваются практически во всех име­ющихся сегодня системах классификации гостиниц. Кроме то­го, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке: образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, зна­нию языков, внешнему виду и поведению.

Установление уровня комфорта в настоящее время лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее рас­пространенными среди которых являются следующие:

• европейская, или, как часто ее называют, система "звезд", базирующаяся на Французской национальной системе классифи­кации, в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран;

• система букв (А, В, С, D), используемая в Греции;

• система "корон", применяемая в Великобритании;

• система разрядов (люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый), используемая на территории бывшего СССР.

В каждом отдельном государстве к пониманию уровня комфорта как критерия классификации подходят по-разному. Именно это обстоятельство, а также ряд факторов, обусловлен­ных культурно-историческими и национальными традициями государств, препятствуют введению в мире единой классифика­ции гостиниц. В этом направлении остается сегодня безрезуль­татной деятельность Всемирной туристской организации (ВТО), Комитета гостиничной и ресторанной индустрии ЕС, Междуна­родной гостиничной ассоциации (МГА). ВТО предложена толь­ко стандартная классификация средств размещения, в которой гостиницы и аналогичные предприятия представляют одну из четырех больших групп (рис. 1.5).

На европейском гостиничном рынке имеется единая сис­тема стандартизированной информации (SIS — Standardized Information System), принятая 23 декабря 1986 года Советом Министров Европейского сообщества, состоящая из огромного количества пиктограмм (условных рисунков) (рис. 1.6). Цель системы стандартизированной информации состоит в том, чтобы облегчить туристам пребывание в Европе, преодолеть существу­ющие проблемы в чтении путеводителей, каталогов, проспектов, связанных с предприятиями размещения. Эта система удобна и имеет ряд преимуществ. Она объективна, информативна, легка в управлении, поддается контролю посредством использования существующего законодательства по защите интересов потреби­телей, не допускающего применения вводящих в заблуждение трактовок.

При рассмотрении классификации гостиничных предприятий по уровню комфорта следует выделить сложившиеся в междуна­родной практике подходы к разработке документов, непосредст­венно устанавливающих классификацию и порядок ее последу­ющего проведения (осуществления сертификации на соответствие требованиям определенной классификационной группировки).

При первом подходе разработкой, проведением и контролем занимаются государственные органы, то есть существует офици­альная государственная классификация по уровню комфорта гос­тиничных предприятий, возможно, других средств размещения, а также предприятий питания. В частности, примеры такого под­хода наблюдаются во Франции и России Французская национальная классификация введена на основании Постановления Министерства торговли по делам ремесленников и туризма № 66.371 от 13.07.1966 года. Классификация гостиниц в Россий­ской Федерации осуществляется на основании государственно­го стандарта РФ — ГОСТ Р 50645-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц".

Функциональное назначение гостиничного предприятия

Исходя из данного критерия выделяют две большие группы пред­приятий (рис. 1.7):

1. Транзитные гостиницы.

2. Целевые гостиницы.

Транзитные гостиницы предназначены для обслуживания турис­тов в условиях кратковременной остановки. Обычно они располага­ются вдоль магистралей с большим движением (на железнодорож­ной, авиа-, авто-, водных). Проектируются малой или средней вмес­тимости с ограниченным уровнем комфорта. В этой группе наибольшую популярность и широкое распространение в мире по­лучил такой тип гостиниц, как мотели.

Первые мотели появились в США, и национальная статистика этого государства определяет их как учреждения для приема ту­ристов, путешествующих на автомобиле. Мотели представляют собой простые одноэтажные или двухэтажные сооружения малой или средней вместимости (до 400 мест), расположенные вне городской застройки, у автомагистралей. Для них характерен средний уровень обслуживания при небольшом количестве персо­нала (американская норма обслуживания — 11 человек на 100 но­меров). Кроме того, предусмотрен полный комплекс технического сервиса: гаражи, стоянки для автомобилей, станции для заправ­ки и ремонта и другие услуги.

Первый мотель был построен калифорнийским архитектором Артуром Хайнеманом в 1925 году в Сан-Луис Обиспо (штат Кали­форния) — в городке, расположенном примерно в 200 милях от Лос-Анджелеса. В те дни до этого места приходилось ехать почти целый день. Хайнеман спроектировал свой мотель таким обра­зом, что гости могли подъезжать к дверям своих одноэтажных бунгало или к прилегающему к бунгало гаражу. Таких бунгало было всего 40, и они стояли вокруг внутреннего двора,

Как новая самостоятельная гостиничная концепция мотели получили развитие лишь в 50-е годы. В 1952 году мотель был построен основателем цепи "Holiday Inn" Кеммонсом Уилсоном. Рост числа и популярности мотелей создали значительную напряженность в отношениях между владельцами существовав­ших в 50-е годы предприятий размещения. Предпочтение, отда­ваемое клиентами мотелям, делало многие небольшие традици­онные гостиницы неконкурентоспособными. Некоторые были вынуждены прекратить свою деятельность. В отдельных случаях конкурентная борьба приобретала драматический характер. При­знание наступило только в 60-х годах, когда владельцы тради­ционных отелей восприняли новую концепцию с полным осоз­нанием ее необходимости в гостиничной индустрии США, что нашло отражение в принятии владельцев мотелей в Американ­скую ассоциацию мотелей и гостиниц.

Целевые гостиницы подразделяются на:

1. Гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, пре­бывающих в деловых поездках и командировках. Гостиницы этой группы наиболее известны как гостиницы для конгрессного об­служивания: обслуживания симпозиумов, съездов, собраний, кон­ференций и т.д.

2. Гостиницы для отдыха (курортные, туристские).

Гостиницы делового назначения. Начало развитию концепции "гостиницы делового назначения" было положено в США открыти­ем в 1908 году Элсвортом Статлером гостиницы "Буффало Статлер", предназначенной для обслуживания бизнесменов и коммерсантов. В настоящее время эта концепция является одной из ведущих на рынке гостиничных услуг, что во многом объясняется особеннос­тями сложившегося на гостиничное размещение спроса:

свыше 50 % совершаемых поездок составляют деловые;

на поездки с целью отдыха и лечения приходится около 40 %;

поездки с остальными целями (поиски работы, посещение друзей и т.д.) составляют около 10 %.

Важность деловых клиентов для гостиничных предприятий обусловлена рядом причин:

1. Деловые люди — участники конференций, симпозиумов, форумов и т.д., как правило, имеют большой достаток, в связи с чем они не только оплачивают свое проживание, но и активно пользуются дополнительными услугами: прачечной, парикма­херской, массажными кабинетами, бассейном, спортивными ком­плексами, казино, прокатом автомобилей и т.д. Кроме того, де­ловые люди часто размещаются в гостиницах с членами своих семей (детьми, супругами), которые не связаны с деловой про­граммой, но активно участвуют в развлекательной. Все это в итоге значительно повышает доходы гостиниц.

2. Ориентация на обслуживание деловых людей позволяет гостиницам наиболее точно проводить предварительное брони­рование мест, прогнозировать загрузку материальной базы.

3. Создаются прекрасные возможности для повторных при­ездов. Будучи связанными с деловым мероприятием, люди не­посредственно получают информацию о самой гостинице, пред­лагаемых услугах, их качестве и т.д. В случае удовлетворения они обязательно поделятся информацией и порекомендуют эту гостиницу своим друзьям и знакомым, а также сами непремен­но воспользуются ее услугами еще раз.

4. Обслуживание деловых людей позволяет гостиницам уве­личить загрузку в период межсезонья и т.д.

Для обслуживания деловых людей должны быть созданы со­ответствующие условия, в связи с чем к гостиницам делового назначения предъявляются следующие требования:

• месторасположение вблизи административных, обществен­ных и других центров городов и поселений;

• преобладание в номерном фонде одноместных номеров;

• обязательная организация в номере, наряду с зоной отды­ха и сна, рабочей зоны;

• наличие в номерном фонде номеров-апартаментов, необ­ходимых для обслуживания в случаях размещения деловых лю­дей с членами своих семей;

• наличие специальных помещений для проведения деловых мероприятий: конференц-залов (желательно различной вмести­мости), переговорных комнат, помещений для экспозиции и т.д.;

• наличие специального технического оборудования: для син­хронного перевода, всевозможных видов связи и оргтехники;

• наличие служб финансового обеспечения: отделений бан­ков, пунктов обмена валюты и т.д.;

• обеспечение возможности предоставления высококачес­твенного питания: наличие ресторанов европейской и нацио­нальной кухонь, кафе и баров высших категорий, а также дос­тавка питания в номера;

• оборудование стоянок и гаражей для транспортных средств и т.д.

Курортные гостиницы. Концепция "курортной гостиницы" предусматривает предоставление размещения, питания и ряда дополнительных услуг людям, стремящимся к отдыху и вос­становлению здоровья. Наиболее популярным местом размеще­ния курортных гостиниц являются территории, предоставляю­щие возможности для отдыха и лечения в естественных клима­тических и природных условиях: на морских побережьях, в горных районах и т.д. Специалисты полагают, что предприя­тия—прообразы современных курортных гостиниц начали свое развитие со II века н.э. — времени появления древнеримских бань с минеральными источниками, служащими местом отдыха и роскошных банкетов высшего общества.

В структуре курортных гостиниц в обязательном порядке дол­жны быть предусмотрены помещения для оказания медицинских услуг лечебно-профилактического характера, предоставления дие­тического питания, занятия спортом и активным отдыхом и др.

Важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются курортные гостиницы, обусловлены сезонностью спроса, что в значительной степени сказывается на загрузке их материальной базы. Многие курорты являются сезонными по своей сути (например, зимние или летние курорты). Продолжительность периода активного функционирования может варьироваться от 90 до 180 дней, что часто зависит от климатических и ряда других факторов. С целью выравнивания загрузки в период межсезонья в последние годы многие курортные гостиницы стали стремиться к созданию но­вых рынков, в частности, все большее внимание этих гостиниц обращено на обслуживание делового туризма.

Сезонность спроса на гостиничные услуги порождает и ряд других проблем, особой из которых является найм и сохранение квалифицированной рабочей силы. Как правило, сезонный харак­тер найма рабочей силы в курортных гостиницах ослабляет влия­ние таких важнейших мотивационных факторов, как продвиже­ние по служебной лестнице и возможность сделать карьеру. Во многих случаях вопросы мотивации здесь трудноразрешимы, и часто происходит так, что администрация гостиницы вынужде­на нанимать каждый сезон на работу новую группу служащих, что влечет значительные расходы на их профессиональную под­готовку.

Еще одну группу серьезных проблем представляет обеспечение сохранности и поддержание здания и оборудования в надлежащем состоянии в несезонный период, когда гостиница закрыта. Для решения этих проблем в зарубежной практике избрали путь исполь­зования сложной электронной аппаратуры, позволяющей сократить штат охраны без потери эффективности охранных мероприятий.

Туристские гостиницы. Сущность концепции "туристской гос­тиницы" сводится к следующему:

• туристская гостиница, как правило, располагается на ту­ристских маршрутах и принимает клиентов с этих маршрутов;

• комплекс услуг, предлагаемых в туристской гостинице, фор­мируется в соответствии с программой маршрута и заранее оп­ределяется ваучером или путевкой;

• для организации обслуживания в структуре туристской гос­тиницы предусмотрены турбюро или бюро путешествий и эк­скурсий.

В период существования СССР концепция "туристской гос­тиницы" была ведущей на рынке гостиничных услуг В связи с серьезными изменениями, произошедшими в последнее время, она потеряла свою актуальность, а развивавшие эту концепцию предприятия, несмотря на сохранение в своей структуре бюро путешествий и экскурсий, стали ориентироваться на обслужи­вание других сегментов рынка.

В зарубежной практике в группе туристских гостиниц наи­большее распространение получили гостиницы спортивного наз­начения, представляющие туристам широкие возможности для занятия различными видами спорта (гольф-отели, отели для плов­цов, отели с теннисными кортами и т.д.).