Реферат: Современное понимание сущности и функций финансов

Название: Современное понимание сущности и функций финансов
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ

Москва 2010

Содержание

Введение 3

1. Современное понимание сущности и функций финансов 4

1.1. Современное понимание сущности финансов в работах 4

отечественных и зарубежных ученых

1.2. Основные функции финансов: дискуссия по поводу их видов 9

в работах ученых

1.3. Проявление функций финансов на примере современных 11

условий России

2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ

за 2008-2010г 16

2.1. Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2008 год 16

2.2. Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ

на 2009-2010 20

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют целую абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новую сущность в каждой из них. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Цель курсовой работы – рассмотреть современное понимание сущности и функций финансов.

Задачи курсовой работы – проанализировать дискуссии отечественных и зарубежных ученых по вопросу сущности и функций финансов, а также понять проявление функций финансов на примере современных условий России.

В расчетной части работы рассматривается исполнение бюджета в 2008 году, а также анализ перспективных показателей планового периода 2009-2010гг. Для анализа приводятся абсолютные цифры из отчетов об исполнении бюджета, а также их сравнение с запланированными показателями, отклонение или совпадение с которыми отражает эффективность работы государственного аппарата.

1. Современное понимание сущности и функций финансов

1.1. Современное понимание сущности финансов в работах отечественных и зарубежных ученых

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [3,ст.27-39].

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике» .

По итальянской теории, термин finansia возник XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата [10,ст.28].

Несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия, их сущность до конца не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления, в которых различные финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.

При изучении сущности финансов первостепенное значение имеет правильное понимание фундаментальных теоретических проблем и категорий [3,ст.46].

Исследованию проблем сущности финансов уделяли внимание такие ученые и экономисты как Дьяченко В. П., Александров А. М., Вознесенский Э. А. В период перехода России к рыночной экономике исследованиями теоретических проблем в области финансов занимаются такие ученые и экономисты как Родионова В. М., Дробозина Л. А., Романовский М. В.

Изучение и правильное понимание важнейших финансовых категорий затрудняется наличием в финансово-экономической литературе множества различных, иногда противоположных точек зрения по вопросам их необходимости, сущности, содержания и назначения.

В теории финансов одним из проблемных вопросов является вопрос о необходимости финансов вообще. Изучением финансов занимались очень мало и поверхностно. Имел место упрощенный, формальный подход к решению этой проблемы. Так профессоры Вознесенский Э. А. и Бирман А. М. считали, что основным условием возникновения и функционирования финансов является государство.

Большинство экономистов обуславливали объективную необходимость финансов наличием государства и товарно-денежных отношений без основательного обоснования этого положения применительно к категории финансы.

«Вне государства финансы не существуют»

Но это слишком упрощенный подход к такой категории как финансы. Профессор Родионова В. М. считает, что обусловленность части финансовых отношений фактором существования государства не дает основание для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. По ее мнению обязательным условием функционирования финансов, является наличие денег, а причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность [4,ст.56].

Однако есть еще один фактор, без которого финансы не могут функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее время практически все ученые-экономисты признают необходимость финансов и их важную роль в выполнении государством своих функций.

Однако не до конца остается выясненным вопрос сущности финансов и границы их распространения.

Некоторые экономисты финансами считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени. [3,ст.14]

Переход к рыночной экономике происходит в условиях функционирования многообразных объективных стоимостных категорий и денежных отношений, которые пронизывают все стороны жизни, денежные отношения опосредствуют куплю-продажу, оплату труда, сферу приложения свободных денежных средств, разнообразные отношения с зарубежными странами.

Здесь возникает вопрос – все ли денежные отношения являются финансами или существуют, какая – то граница их распространения?

Экономисты Александров А. М., Вознесенский Э. А. и другие исходили из того, что финансы и кредит, имея денежную форму и обеспечивая в общественном воспроизводстве распределительный процесс, представляют единую категорию «финансы в широком смысле слова». Академик Чантландзе понимал финансы еще в более расширенном смысле, включая в их состав банки, цены на товары, фондовые биржи, денежные рынки, золото, банкноты, векселя, ценные бумаги. А в узком смысле к финансам он относил лишь бюджетные средства.

Большинство же ученых-экономистов считают, что финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, следует считать:

1. Денежный характер финансовых отношений

2. Распределительный характер финансовых отношений

3. Финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных фондов принимающих вид финансовых ресурсов

4. Безэквивалентность отношений распределения (Это отличает финансы от отношений купли-продажи)

5. Безвозвратность и бесплатность (Это отличает финансы от кредита)

Опираясь на данные признаки можно увидеть, что финансы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения и перераспределении стоимости общественного продукта. Из этого следует, что расширительная трактовка сущности финансов вызывает сомнение [5,ст.15-23].

Распределение и обмен – это разные стадии воспроизводственного процесса, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводства, к одной и той же категории – финансам. Ограничение места финансов распределительной и перераспределительной стадией воспроизводства вводит жесткие границы функционирования финансов, но это не означает, что финансы ограничивают свое действие на этой стадии воспроизводства. Финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса посредством косвенных факторов.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин ”императивность” трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.

1.2. Основные функции финансов: дискуссия по поводу их видов в работах ученых

К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно [6,ст.12].

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь ”распределительной”, как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

Развитие отечественной финансовой науки на этом фоне шло не такими быстрыми темпами, как можно было предполагать. Причина этого заключается, по всей видимости, в том, что формирование научных взглядов большинства представителей финансовой науки происходило в советский период. Этим объясняется некий консерватизм и инертность в решении проблем, выдвигаемых экономической действительностью. Отечественная финансовая наука оказалась не готова к стремительному переходу к рыночной экономике. Однако постепенно развитие финансовой науки стало приближаться к практической действительности. Появились переводы наиболее популярных на западе работ по государственным финансам. Среди них, в частности, можно выделить: Э. Аткинсон «Лекции по экономической теории государственной сектора» (1995 г.); Д. Брюмерхофф «Теория государственных финансов» (2001 г.); З. Боди, Р. К. Мертон «Финансы» (2000 г.); Дж. Стиглиц «Экономика государственного сектора» (1997 г.); Дж. Стрик «Государственные финансы Канады» (2000 г.) и др.

Развитие финансовой науки в России в последнее десятилетие XX в. связано с именами таких ученых как: Л. А. Дробозина, В. В. Иванов, А. Ю. Казак, В. В. Ковалев, А. М. Ковалева, В. И. Колесников, Д. С. Моляков, Л. Н. Павлова, В. М. Родионова, М. В. Романовский, Б. М. Сабанти, В. К. Сенчагов, Л. И. Якобсон и др [3,ст.38].

И, все же, выделим главные функции финансов:

1) Распределительная – органически присуща финансам и проявляется всегда. Формы ее проявления будут зависеть от конкретных экономических условий и целей, стоящих перед распределением. Проявляется на макро уровне, мезо уровне и микро уровне.

На макро и мезо уровнях происходит перераспределение национального дохода между уровнями бюджетной системы, территориями, отраслями народного хозяйства, социальными группами населения.

2) контрольная функция заключается в контроле за формированием дохода гос-ва и расходованием средств для выполнения его функций и задач.

3) функция формирования денежных доходов

1.3. Проявление функций финансов на примере современных условий России

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения [7,ст.14-20].

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Распределительная функция может проявляться в виде следующих подфункций:

А) регулирующей

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

Б) стабилизационной

Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Контрольная функция проявляется при наличии следующих условий:

А) органов контроля и условий их функционирования.

Б) показателей контроля и справдивой информацией об их состоянии

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д [8,ст.26-40].Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.Контрольная функция финансов проявляется также через многограннуюдеятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Функция формирования денежных доходов проявляется на микроэкономическом уровне, т к именно здесь создается реальный прибавочный продукт.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – фонда потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории [9,ст.40-43].

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 г.

2.1. Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2008 г.

Проанализируем исполнение федерального бюджета РФ за 2008 г и исследуем его исполнение по доходам, расходам, а так же изучим их соотношение. Для расчетов будут использованы сведения из ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год». Задача данного анализа - увидеть результат исполнения федерального бюджета РФ: профицит или дефицит бюджета, а также превышение или уменьшение по сравнению с плановыми показателями.

В таблице 2.1 представлено исполнение федерального бюджета по доходам за 2008 год. В ней представлена информация о сумме и структуре плановых и фактических показателей доходов, также показано отклонение в сумме и структуре доходов по отношению фактических показателей к плановым.

Таблица 2.1

Исполнение федерального бюджета РФ

по доходам за 2008 г.

Наименование статьи доходов

Сумма доходов, млрд.руб.

Структура доходов, %

Отклонение

План

Факт

План

Факт

В сумме доходов, млрд.руб.

В структуре доходов, %

1

2

3

4

5

6

7

Налоги на прибыль, доходы

739,7

761,1

8,3

8,2

21,4

-0,1

Налоги и взносы на социальные нужды

479,7

506,8

5,4

5,5

27,1

0,1

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1098,3

1123,6

12,3

12,1

25,3

-0,2

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1134,2

1169,1

12,7

12,6

34,9

-0,1

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1591,5

1637,5

17,8

17,7

46,0

-0,1

Государственная пошлина

22,5

33,7

0,3

0,4

11,2

0,1

Продолжение Таблица 2.1

1

2

3

4

5

6

7

Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,4

0,9

0,0

0,0

0,5

0,0

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3504,7

3584,9

39,3

38,6

80,2

-0,7

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

130,1

150,5

1,5

1,6

20,4

0,1

Платежи при пользовании природными ресурсами

94,2

111,8

1,1

1,2

17,6

0,1

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

112,1

114,0

1,3

1,2

1,9

-0,1

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

13,5

22,1

0,2

0,2

8,6

0,0

Административные платежи и сборы

3,2

4,5

0,0

0,0

1,3

0,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

4,5

8,2

0,1

0,1

3,7

0,0

Прочие неналоговые доходы

31,4

39,6

0,4

0,4

8,2

0,0

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

4,5

6,2

0,1

0,1

1,7

0,0

Безвозмездные поступления

1,2

1,3

0,0

0,0

0,1

0,0

Доходы от предпринимательской и другой, приносящей доход деятельности

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

ИТОГО

8965,7

9275,9

100

100

310,2

0,0

Исходя из результатов таблицы 2.1, можно сказать, что фактические доходы федерального бюджета РФ превысили плановые на сумму 310,2 млрд. руб. Данную прибавку обеспечили: доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами; доходы от налогов на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ.

В таблице 2.2 представлено исполнение федерального бюджета по расходам за 2008 год. В ней представлена информация о сумме и структуре плановых и фактических показателей расходов, также показано отклонение в сумме и структуре расходов по отношению фактических показателей к плановым.

Таблица 2.2

Исполнение федерального бюджета РФ

по расходам за 2008 г.

Наименование статьи расходов

Сумма расходов, млрд.руб.

Структура расходов, %

Отклонение

План

Факт

План

Факт

В сумме расходов, млрд.руб

В структуре расходов, %

1

2

3

4

5

6

7

Общегосударственные вопросы

849,7

777,1

12,3

11,5

-72,6

-0,8

Национальная оборона

564,2

562,8

8,2

8,4

-1,4

0,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

575,0

574,0

8,3

8,5

-1,0

0,2

Национальная экономика

1053,5

1013,9

15,3

15,1

-39,6

-0,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

129,7

120,8

1,9

1,8

-8,9

-0,1

Охрана окружающей среды

10,3

10,2

0,1

0,2

-0,1

0,1

Образование

341,3

345,1

5,0

5,1

3,8

0,1

Культура, кинематография, средства массовой информации

88,2

88,7

1,3

1,3

0,5

0,0

Здравоохранение, физическая культура и спорт

271,8

268,7

4,0

4,0

-3,1

0,0

Социальная политика

298,4

293,6

4,3

4,4

-4,8

0,1

Межбюджетные трансферты

2712,1

2674,6

39,3

39,7

-37,5

0,4

ИТОГО

6894,2

6729,5

100

100

-164,7

0

Согласно результатам таблицы 2.2, фактические расходы федерального бюджета РФ сократились на сумму 164,7 млрд. руб.

Данное сокращение вызвано уменьшением финансирования по таким статьям, как общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, межбюджетные трансферты, социальная политика, здравоохранение, физическая культура и спорт.

Превышение фактических показателей по сравнению с плановыми наблюдается в статье культура, кинематография, средства массовой информации.

В Таблице 2.3 проведена оценка соотношения доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2008 год. Выявлены отклонения плановых и фактических показателей, а также абсолютные и относительные отклонения доходов и расходов.

Таблица 2.3

Оценка соотношения доходов

и расходов федерального бюджета за 2008 г.

Наименование показателя

Сумма показателя, млрд. руб.

Отклонения

План

Факт

Абсолютные, млрд. руб.

Относительные, %

Доходы

8965,7

9275,9

310,2

3,5

Расходы

6894,2

6729,5

-164,7

-2,4

Профицит

2071,5

2546,4

474,9

22,9

По результатам таблицы 2.3 можно сделать вывод, фактический профицит федерального бюджета РФ превысил плановый на 474,9 млрд руб, это на 22, 9% превышает плановый показатель. Фактические расходы по отношению к плановым сократились на 164,7 млрд руб, а доды, наоборот, увеличились на 310,2 млрд руб, что в процентном отношении составляет 3,5% и -2,4% соответственно.

2.2. Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ на 2009-2010 г.

На основе анализа структуры и динамики плановых расходов федерального бюджета РФ на 2009 – 2010 г предстоит сделать вывод об изменениях в структуре доходов и расходов данных лет. Задача состоит в выявлении количественного профицита или дефицита.

В Таблице 2.4 приведены статьи плановых расходов федерального бюджета РФ на 2009-2010 годы, в которых показана сумма расходов, а также динамика данных показателей

Таблица 2.4

Динамика плановых расходов

федерального бюджета РФ

на 2009 - 2010 г.

Статьи расходов

Сумма расходов по статьям, млрд.руб.

Динамика показателей 2010 г. по отношению к 2009 г.

2009

2010

Абсолютное отклонение,

млрд. руб.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Общегосударственные вопросы

899,8

963,1

63,3

107,0

Национальная оборона

566,7

596,2

29,4

105,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

642,6

693,5

50,9

107,9

Национальная экономика

789,6

528,6

-261,1

66,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

56,3

51,9

-4,4

92,1

Охрана окружающей среды

10,2

11,0

0,8

107,4

Образование

313,6

339,9

26,2

108,4

Культура, кинематография, средства массовой информации

73,0

67,6

-5,4

92,6

Здравоохранение, физическая культура и

спорт

245,2

295,4

50,1

120,4

Социальная политика

342,7

396,5

53,9

115,7

Межбюджетные трансферты

2423,1

2721,0

297,9

112,3

Секретные статьи

902,2

1021,0

118,8

113,2

Условно утвержденные расходы

1481,4

1982,0

500,5

133,8

ИТОГО

8746,6

9667,4

920,8

110,5

По данным таблицы 2.4, в 2009-2010 г планируется рост расходов на 10,5 %, что составит в общей сумме 920,8 млрд руб. По статьям национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, кинематография, средства массовой информации, планируется снижение расходов; по остальным же, наоборот, увеличение.

В таблице 2.5 отражено постатейное сравнение относительной динамики плановых расходов федерального бюджета РФ на 2009 – 2010 г. с уровнем плановой инфляции.

Показан темп роста 2010 г. по отношению к 2009г., процентный уровень плановой инфляции 2010, а также процентное отклонение по статье темпа роста от уровня плановой инфляции.

Таблица 2.5

Сравнение относительной динамики

плановых расходов федерального

бюджета РФ на 2009 – 2010 г.

с уровнем плановой инфляции.

Статьи расходов

Темп роста 2010 г. по отношению к 2009 г., %

Уровень плановой инфляции 2010 г., %

Отклонение по статье темпа роста от уровня плановой инфляции, %

Общегосударственные вопросы

107,0

107,0

0,0

Национальная оборона

105,2

107,0

-1,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

107,9

107,0

0,9

Национальная экономика

66,9

107,0

-40,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

92,1

107,0

-14,9

Охрана окружающей среды

107,4

107,0

0,4

Образование

108,4

107,0

1,4

Культура, кинематография, средства массовой информации

92,6

107,0

-14,7

Здравоохранение, физическая культура и

спорт

120,4

107,0

13,4

Социальная политика

115,7

107,0

8,7

Межбюджетные трансферты

112,3

107,0

5,3

Секретные статьи

113,2

107,0

6,2

Условно утвержденные расходы

133,8

107,0

26,8

ИТОГО

110,5

107,0

3,5

По данным таблицы 2.5, ожидается увеличение темпов роста 2010 г. по отношению к 2009 г с уровнем плановой инфляции на 3,5%.

В Таблице 2.6 приведены постатейные данные по структуре и структурной динамике плановых расходов федерального бюджета РФ на 2009 – 2010 г. Отражен удельный вес статей в общей сумме расходов, а также абсолютное изменение удельного веса статей в общей сумме расходов.

Таблица 2.6

Структура и структурная динамика

плановых расходов федерального бюджета РФ

на 2009 – 2010 г.

Статьи расходов

Удельный вес статьи расходов в общей сумме расходов, %

Изменение (абсолютное) удельного веса статьи в общей сумме расходов

2009

2010

1

2

3

4

Общегосударственные вопросы

10,3

10,0

-0,3

Национальная оборона

6,5

6,2

0,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

7,3

7,2

-0,2

Национальная экономика

9,0

5,5

-3,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,6

0,5

-0,1

Охрана окружающей среды

0,1

0,1

0,0

Образование

3,6

3,5

-0,1

Культура, кинематография, средства массовой информации

0,8

0,7

-0,1

Здравоохранение, физическая культура и спорт

2,8

3,1

0,3

Социальная политика

3,9

4,1

0,2

Межбюджетные трансферты

27,7

28,1

0,4

Секретные статьи

10,3

10,6

0,2

Условно утвержденные расходы

16,9

20,5

3,6

ИТОГО

100,0

100,0

0,0

Согласно результатам таблицы 2.6 можно сделать вывод, что удельный вес многих статей расходов федерального бюджета в 2010 г. по сравнению с 2009г. , как планируется, увеличится в таких статьях расходов, как национальная оборона, здравоохранение, физическая культура и спорта, социальная политика, межбюджетные трансферты, секретные статьи и условно утвержденные расходы, в остальных же, наоборот, уменьшатся. На неизменном уровне планируется оставить статью по охране окружающей среды.

В Таблице 2.7 сопоставлены плановые доходы и расходы федерального бюджета за 2009-2010 гг., а также рассчитаны абсолютное и относительное отклонение показателя плановых доходов и расходов федерального бюджета.

Таблица 2.7

Соотношение плановых доходов

и расходов федерального бюджета РФ

за 2009 – 2010 г.

Наименование показателя

Доходы

Расходы

Профицит (Дефицит)

Значение показателя, млрд.руб.

2009

9518,3

8746,6

771,7

2010

10402,4

9667,4

735,0

Абсолютное отклонение показателя 2010 г. от 2009 г., млрд. руб.

884,1

920,8

-

Относительное отклонение показателя 2010 г. от 2009 г., %

9,3

10,5

-

Итак, на основании данных таблицы 2.7 можно сделать вывод, что в 2010 г. по сравнению с 2009г. и доходы, и расходы, как планируется, вырастут. Профицит в 2009 году составит 771,7 млрд. руб, а в 2010 году – 735 млрд. руб.

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная – эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов.

Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть следующие вопросы: предпосылки возникновения финансов, их необходимость и особенности, функции финансов как проявление их сущности и наличие дискуссионных вопросов сущности и функций финансов.

В расчетной части курсовой работы приведены расчеты по исполнению федерального бюджета за 2008 год, а также по плановым бюджетам 2009-2010 годов. В течение 2008 года наблюдался профицит бюджета, превышающий плановый, что свидетельствует о более быстром росте экономики страны. В будущем также ожидается профицитный бюджет, при значительном росте расходов.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

2. Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

3. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2009, с. 24-37

4. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010, 479 с.

5. Ковалева А.А. «Финансы и кредит». – Уч. пособие, М.: Финансы и статистика, 2008г, 512 с.

6. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., ИВЭСЭП, 2009, 384 с.

7. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». / Учебное пособие. Москва 2009, 464 с.

8. Финансы. Учебник. Под.ред. проф. В.М. Родионовой. М.: «Финансы и статистика»., 2010, 408 с.

9. Сабанти Б.М. «Теория финансов».; Менеджер 2008г, 168 с.

10. Справочник финансиста предприятия. – 2-е издание, доп. и перераб. – / М.: Инфра-М, 2009

11. www.minfin.ru - сайт Министерства Финансов РФ.

12. www.ach.gov.ru - сайт Счетной палаты РФ