Реферат: Возникновение денег и их роль в условиях рыночной экономики. Виды и функции денег

Название: Возникновение денег и их роль в условиях рыночной экономики. Виды и функции денег
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

По дисциплине «Финансы и кредит»


1. Возникновение денег и их роль в условиях рыночной экономики. Виды и функции денег.
2. Денежная система и ее элементы. Тенденции развития современной денежной системы.
3. Социально-экономическая сущность и функции финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.
4. Финансовая система, ее функции и звенья.
5. Основные направления финансовой политики государства.
6. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства.
7. Роль налогов в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы.
8. Внебюджетные фонды, и их социально-экономическая сущность.
9. Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ.
10. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции.
11. Социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.
12. Понятие и виды рисков. Методы решения и снижения финансовых рисков.
13. Кредит как форма движения ссудного капитала, его функции.
14. Банковская система РФ: сущность, структура, этапы развития.
15. Центральный банк и его функции.
16. Коммерческие банки России, их функции и операции.
17. Рынок ценных бумаг: структура, функции, участники.
18. Валютная система. Национальная, мировая и международная валютные системы.
19. Кредитование внешней торговли.
20. Платежный баланс: понятие и основные составляющие.

1. Возникновение денег и их роль в условиях рыночной экономики. Виды и функции денег.

Первые деньги возникли в государствах Средиземноморья, Индии, Египте, Китае. Их возникновение обусловила необходимость дальнейшего развития хозяйственной жизни стран. Развитие товарообмена и увеличение специализации в процессе производства товаров и услуг привело к необходимости обменивать большие объемы продукции и возрастанию количества участников самого процесса обмена, что делало практически невозможным прямой обмен и постоянное соотнесение с различными видами товаров. Предпосылка выделения денег в качестве всеобщего эквивалента и присвоения им определенных функций связана с процессами:

1) увеличения объемов производимой для обмена продукции;

2) возрастания специализации производства;

3) увеличения объемов торговли, в том числе между государствами или крупными хозяйствующими субъектами;

4) формирования необходимости в сокращении издержек, связанных с процессом обмена товаров

Деньги – специфическое финансовое средство, используется для покупки других средств, признается всеми как средство обращения, которое принимают в обмен на товары и может использоваться для накопления богатства и использоваться в будущем. Является особым видом товара, служащим всеобщим эквивалентом, натуральная форма денег срастается с общественной функцией всеобщего эквивалента. Деньги являются связующим звеном между всеми хозяйствующими субъектами стимулирующими развитие производства, опосредствуют движение товаров и услуг. Деньги имеют товарное происхождение, с развитием обмена сменялись различные формы стоимости (простая, случайная, полная (развернутая) всеобщая, денежная)

Виды денег:

· металлические монеты – слиток металла определенной формы, вес и проба которого подтверждены поставленным на нем штампом государства

· бумажные деньги – представители полноценных денег, не имеют стоимости, снабжены государственным принудительным курсом, приобретая представительскую стоимость в обращении, выполняют роль покупного или продажного средства. Эмитентами бумажных денег в РФ является Центральный Банк. Эмиссионный доход, как разница между наличной стоимостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска является важным элементом государственного дохода.

· кредитные деньги – прошли развитие – вексель (письменное обязательство должника), акцептовый вексель (имеет гарантию со стороны банка), банкнота, как электронные деньги, кредитные карточки.

Функции денег

1. мера стоимости

2. средство обращения

3. средство платежа

4. средство образования сокровищ и накопления (функция накопительной стоимости)

5. мировые деньги

Предполагают, что впервые бумажные деньги появились в Китае в ХШ веке. Во Франции, Англии и России бумажные деньги были выпущены в ХУШ веке. Вначале бумажные деньги представляли собой долговые обязательства государственной власти, которые свободно могли размениваться на серебряные и медные монеты. Со временем крупные банки также стали выпускать бумажные деньги, которые получили название банкнот.

Банкноты (долговые обязательства банков) в отличие от казначейских (государственных) билетов разменивались на золото. В настоящее время ни одна денежная единица не имеет золотого содержания и на золото не разменивается.

На протяжении ХХ века в индустриально развитых странах наличные деньги (металлические монеты и бумажные купюры) постепенно заменялись трансакционными банковскими депозитами. Трансакционные депозиты (трансакционные деньги) – это такие депозиты (вклады в банках), средства с которых могут быть переведены другим лицам в виде платежей по сделкам. Чаще всего эти депозиты привлекаются к использованию с помощью чеков, поэтому они получили название чековых депозитов, или чековых счетов.

Одна из причин того, что чековые депозиты в развитых странах становятся основным средством обращения, состоит в том, что эти вклады обладают большей сохранностью, чем наличные деньги, которые нужно хранить и которые могут украсть. Чеки выписываются на точную сумму, что позволяет вести четкие записи о расходах. Особенно они удобны для совершения платежей при крупных сделках.

Другой способ использования средств лежащих на трансакционных депозитах – электронный перевод. Его применение стало новой ступенью в развитии видов денег. При совершении электронного перевода сообщение, передаваемое из компьютера одного банка в компьютер другого банка, заменяет бумажный чек. Электронные переводы денежных средств, или электронные деньги быстро завоевали доминирующие позиции в международных экономических расчетах и в расчетах на рынке ценных бумаг. Постепенно возрастает значение электронных денег и в потребительских сделках. Инструментом такого перевода служат кредитные (пластиковые) карточки.

2. Денежная система и ее элементы. Тенденции развития современной денежной системы.

Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Сформировалась в XVI-XVII вв. с утверждением нейтрализованного государства н национального рынка.

Различают денежные системы двух типов:

· система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (золотых и серебряных), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги (золото и серебро);

· система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные, либо кредитные деньги.

При системе металлического денежного обращения выделяют два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм

Биметаллизм - роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами: золотом и серебром. Предусматривается неограниченное обращение и свободная чеканка, установление двух цен на один товар. Эта система существовала в XVI - XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовало в в X [X в, Система не обеспечивала устойчивости денежного обращения.

Монометаллизм - роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом Серебряный монометаллизм существовал в России (1843-1852 г.г. ), Индии (1852-1893 гг.), Китай (до 1935 г,). Золотое обращение России - с 1897.

Различают трн разновидности, то есть стандарта золотого монометаллизма:

золотомонетный; золотослитковый; золотодевизный.

Золотомонетный стандарт характеризовался свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, не запрещенным движением золота между странами. Этот стандарт требовал наличия золотых запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война привела к отмене золотомонетного стандарта в большинстве стран.

После Первой мировой войны в Великобритания и Франция введен золотослитковый стандарт, при котором банкноты обменивались на золотые слиткн; в Германии. Австрии, Данин, Норвегии - золотодевизный стандарт, при котором банкноты обменивались на девизы, то есть платежные средства в иностранной валюте, разменные на золото. Б результате мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньга. Система предусматривает господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионными центрами стран.

Элементами денежной системы являются: денежные единицы; масштаб пен; виды денег, являющихся законным платежным средством; эмиссионная система: государственный аппарат регулирования денежного обращения. Денежные единицы - это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения пен всех товаров и услуг. В большинстве стран действуют десятичные системы деления: например: 1 доллар равен 100 центам, 1 руб. равен 100 коп.

Масштаб цен - средство выражения стоимости через весовое содержание денежного металла в выбранной денежной единице ( зто определение утратило экономическое значение, т.к. кредитные деньги не имеют собственной стоимости в не могут быть выразителем стоимости других товаров). А в 1961г. 1 руб, приравнивался к 0.98741 г золота.

Виды денег, являющиеся законными платежными средствами - это прежде всего кредитные деньги и банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляет Центральный банк (выпуск банковских билетов) и казначейство (выпуск казначейских билетов, мелко купюрных бумажно-денежных знаков). Эмиссия банкнот осуществляется тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Регулирование денежного обращения, Мерой регулирования прироста денежной массы и кредита является маркетирование - установление целевых ориентиров, на которые должны ориентироваться центральные банки. Центральный банк по согласованию с государ с таенными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Однако эффективность такой меры невелика.

3. Социально-экономическая сущность и функции финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

Финансы - экономические отношения, связанные с процессом формирования. распределения и использования централизованных в децентрализованных фондов денежных средств [государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства н обе с печения условий расширенного воспроизводства,

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств,

Процесс воспроизводства представляет нз себя совокупность непрерыв­но повторяющихся циклов (рис 1),

Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как. вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы пелевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на вто­рой стадии движение стоимости происходит обособленно от, движения това­ра и характеризуется ее отчуждением [из рук в руки) или целевым обособле­нием каждой части стоимости (в рамках одного владельца,!, На этой стадии. стадии возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хо­зяйствования,

А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.

Выделяют три основные функции финансов: распределительную, контрольную и регулирующую.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности н социальными группами населения.

Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности н полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Функции финансов осуществляются:

· на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

· во всех сферах общественной жизни (материальное производство. сфера обращения, сфера потребления);

на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов. межотраслевом н межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

4. Финансовая система, ее функции и звенья.

Финансовая система - это совокупность органов и учреждений. форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и исполь­зованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

При определении финансовой системы, рассматривается вся совокуп­ность финансовых отношений, как системы, в которой выделяются отдель­ные сферы и звенья финансовых отношений.

Наиболее крупными подразделениями финансовой системы являются сферы финансовых отношений. Выделяют четыре сферы финансовой систе­мы:

· государственные и муниципальные финансы;

· страхование;

· финансы предприятий и организации народного хозяйства;

· финансы домашних хозяйств,

Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные зве­нья. В составе государственных и муниципальных финансов обычно выде­ляют три звена:

· бюджетная система;

· государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит.

Выделяют три социальных государственных внебюджетных фонда:

· Пенсионный фонд РФ;

· Фонд социального страхования РФ;

· Фонды обязательного медицинского страхования;

Страхование объединяет большое количество отношений, основны­ми из которых являются:

· социальное страхование (объект - потеря доходов и дополнительные расходы населения в результате потерн трудоспособности, безработицы, а также в связи с материнством и др. выплаты);

· медицинское страхование (финансовые отношения, возникающие по поводу возмещения затрат на оказание медицинской помо­щи застрахованным гражданам - предоставление помощи в натуре);

· личное страхование (связано со страхованием жизнн и здоровья граж­дан, т.е. страхуется только собственное здоровье - учитывается та сумма, в которую оценивается ваша жизнь);

· имущественное страхование (объект - имущество физических и юри­дических лиц. гибель, повреждение, пропажа - все это может быть основани­ем для выплаты страхового взноса};

· страхование предпринимательских рисков (объект - убытки, недопо­лученная прибыль, дополнительные расходы, возникшие в результате хозяйственной деятельности застрахованного предприятия).

· страхование ответственности (объект - ущерб, нанесенный застрахо­ванным третьим лицам; например: страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств).

Классификация производится по ряду признаков:

1)В зависимости от форм собственности выделяют финансы товари­ществ. обществ, госпредприятий, учреждений, общественных организаций. общественных фондов.

2)В зависимости от степени централизации:

· финансы предприятий;

· финансы объединений, корпораций, холдингов. ФПГ;

· финансы министерств и ведомств (здесь речь идет о фактических от­ношениях, связанных с формированием и использованием на основе центра­лизованного распределения финансовых ресурсов по фондам);

· финансы филиалов, дочерних предприятий.

3) Отраслевой признак; финансы промышленных, сельскохозяйствен­ных. транспортных предприятии и др.

4) В зависимости от характера хозяйственной деятельности выделя­ют некоммерческие и коммерческие финансы предприятий и организаций.

Финансы домашних хозяйств включают сферу формирования, распре­деления и использования финансовых ресурсов домашних хозяйств.

Внутри каждой сферы также существуют финансовые отношения. Реально просматривается связь бюджета с внебюджетными фондами - Пенсионный фонд получает из бюджета средства для выплаты пенсии военнослужащим; многие внебюджетные фонды размешают свои свободные ресурсы в государственные пенные бумаги. внутри финансов предприятий - покупка ценных бумаг одного предприятия другого, участие в образовании предприятия в качестве учредителя, выплата неустоек, образовавшихся в результате взаимных расчетов.

Между коммерческими и некоммерческими организациями финансовые отношения определяются следующим образом: некоторые социально-культурные учреждений состоят на балансе крупных предприятий (в недавнем прошлом были широко распространены и градообразующие предприятия особенно в ВПК).

5. Основные направления финансовой политики государства.

Основными направлениями финансовой политики являются:

1. налоговая;

2. бюджетная;

3. денежно-кредитная;

4. социальная;

5. инвестиционная;

6. в области международных финансов,

Важным направлением финансовой политики является налоговая полити­ка. Основные задачи налоговой политики на современном этапе:

· комплексное реформирование налогового законодательства в пелях оп­тимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

· пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

· введение единого реестра налогоплательщиков;

· ужесточение налогового администрирования;

· реструктуризация задолженности по платежам в бюджет н государст­венные внебюджетные фонды,

Первостепенной задачей бюджетной политики является преодоление бюджетного кризиса,

Наиболее актуальные задачи в этой области:

· реализация программ экономии государственных расходов;

· централизация доходов и средств федерального бюджета на счетах ор­ганов Федерального казначейства;

· реструктуризация государственного долга;

· инвентаризация внешних н внутренних заимствований и результатов нх использования,

Важнейшим задачами денежно-кредитной политики являются:

· преодоление банковского кризиса;

· восстановление доверия к кредитным организациям;

· стимулирование организованных сбережений населения;

· реструктуризация банковской системы;

· регулирование курса рубля к иностранной валюте на основе паритета покупательной способности;

· пополнение валютных запасов государства и снижение огтока капита­лов за границу;

· регулирование процентных ставок;

· расширение денежного предложения.

К задачам социальной политики относятся:

· увязка финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ с выполнени­ем ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собст­венных доходов;

· разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индекса­ции пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;

· реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование мно­гоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

· упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением ос­новной части государственной помогли на малообеспеченные слои населения;

· регулирование вынужденной миграции.

Не менее важна инвестиционная политика, которая направлена на:

· повышение роли бюджета развития Российской Федерации как источ­ника как источника финансового обеспечения государственной инвестици­онной политики;

· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения:

· развитие ипотечного кредитования;

· привлечение прямых иностранных инвестиций.

Полшпика в области международных финансов должна быть направлена на:

· продолжение интеграции России в мировую финансовую систему;

· вступление во Всемирную торговую организацию и другие междуна­родные объединения;

· урегулирование внешней задолженности России;

· повышение курса рубля по отношению к иностранным валютам:

полномасштабное участие России в группе восьми ведущих стран мира

6. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями и организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.

Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и связаны с сторнированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей,

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.

Государственный бюджет — как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Другими словами — это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств,

Бюджет рассматривается как самостоятельная экономическая категория, Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, но одновременно имеет особенности. К числу особенностей относятся следующие:

· государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства в ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества н отдельных его государственно- территориальных формирования;

· с помощью бюджета происходит перераспределение национального докода между отраслями народного хозяйства, территориями и сферами общественной деятельности;

· область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов,

Государственный бюджет имеет силу закона. С позиции законодательного установления финансовой базы государства рассматривается как его финансовый план.

Основные функции бюджета:

· перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения:

· государственное регулирование н стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение государственной политики:

· контроль за образованием и использованием нейтрализованного фонда денежных средств.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (межотраслевое, межтерриториальное - федеральный, республиканский, краевой, областной, сельский и поселковый)

Из средств государственного бюджета осуществляется финансирование наиболее приоритетных направлений экономики страны, С помощью налогового и кредитного механизма государство регулирует экономические отношения в различных отраслях и секторах экономики, В этом заключается регулирующая функция бюджета.

Бюджет является основным источником финансирования силовых структур (армия. МВД и др.), государственного аппарата управления и контроля, которые призваны осуществлять реализацию государственной политики.

Контрольная функция заключается в том. что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет показывает как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений.

7. Роль налогов в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы.

Налоги - обязательные платежи, и как экономическая категория они имеют две функции:

1. Фискальная - налоги сформируют государственный бюджет;

2. Регулирующая - налоги влияют на экономическую систему государства, т. е. на темпы воспроизводства, платежи населения, накопление капитала.

Функнии налогов отражают отношения, которые государство использует в качестве налоговой политики через налоговый механизм.

Налоговый механизм - налоговые ставки, способы налогообложения, льготы и организационно-правовые нормы.

Налоговая система РФ несовершенна. Основными ее недостатками являются высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, сложность их расчетов, постоянные дополнения и изменения в налогообложении и переучете льгот. Принят новый налоговый кодекс, который представляет свод правил по налогообложению. Современная налоговая система РФ в зависимости от объектов налогообложения, взаимоотношений плательщика и государства выделяет две группы налогов прямые и косвенные.

Прямые налоги — устанавливаются непосредственно на доход или имущество и денежные отношения возникают между государством и плательщиком налогов. Прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, которые взимаются с отдельных физических или юридических лиц.

Косвенные налоги — включаются в виде надбавки к цене товара или тарифу на услуги и оплачиваются потребителями. Владельцы товаров и услуг при их реализации получают налоговые суммы, которые перечисляют в казну государства. Здесь продавец выступает посредником между государством и плательщиком налогов.

По характеру их использования налоги делятся на обшие и специальные. Общие налоги обезличены и поступают на государственные нужды. А специальные налоги используются только по назначению.

В зависимости от органа, который взимает налоги и в распоряжение которого они поступают, различают федеральные, региональные, местные налоги.

Прямые налоги, взимаемые с юридических лиц, такие как налог на прибыль, налог на имущество предприятия, плата за волу и рентные платежи. Прямые налоги с физических лиц - это подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, сбор за парковку автотранспорта. Прямые налоги, которые взимаются и с юридических лиц, и с физических — земельный налог, лесной налог. налог на операции, связанные с ценными бумагами, налог на рекламу.

К. косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.

К федеральным налогам относятся (на 1 января 2004-г.): налог на добавленную стоимость:

· акцизы;

· налог на прибыль организаций;

· налог на доходы физических лнц;

· единый социальный налог;

· государственная пошлина;

· таможенная пошлина;

· налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

· - налог на добычу полезных ископаемых;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· налог на операции с ценными бумагами;

· плата за пользование водными объектами;

· сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на нх основе слов и словосочетаний;

· сбор за выдач}' лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

· сбор за пользование объектами животного мира и пользование объек­тами животного мира и за пользование объектами водных биологи­ческих ресурсов,

К региональным налогам и сборам относятся:

· налог на имущество организаций;

· лесной доход;

· транспортный налог;

· налог на игорный бизнес.

Местные налоги н сборы:

- земельный налог;налог на имущество физических лиц; налог на реклам)'.

Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

· плательщик - физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налогов:

· объект обложения - доход, земельная рента, имущество и пр.;

· единима обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога:

· налогооблагаемый оклад - общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;

· ставка налога - размер налога с единицы обложения, ставка может устанавливаться в абсолютных суммах или в процентах;

налоговая льгота - уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого.

8. Внебюджетные фонды, и их социально-экономическая сущность.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей н комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности,

С помощью внебюджетных фондов возможно:

• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования. кредитования отечественных предприятий;

• обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

• предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Фонды создаются двумя путями:

· фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения

· создание других фондов обусловлено возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества.

Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на:

· экономические фонды: дорожные. НИОКР н др.;

· социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.

В соответствии с уровнем управления внебюджетные фонды подразделяются на:

- общегосударственные - находящиеся в федеральной собственности;

- региональные - создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Доходы внебюджетных фондов складываются из:

• специальных целевых налогов и сборов, установленных государством для соответствующего фонда;

• отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;

• бюджетных средств;

• прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

• банковских кредитов.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных н реализуемых программ.

Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в пенные бумага Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем. что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиции являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

9. Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ.

Финансы предприятия - это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

1) между учредителями в момент создания предприятия, связанные с формированием собственного капитала;

2) между предприятиями и организациями, возникающие в процессе производства и реализации продукции. Это финансовые отношения между поставщиками и покупателями средств производства, готовой продукции, отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи и т.д.;

3) между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, бригадами) – по поводу финансирования расходов, распределения и использования оборотных средств и прибыли;

4) между предприятием и его работниками – при распределении и использовании доходов, выплате процентов, дивидендов;

5) между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятия. Финансовые отношения в этом случае возникают при формировании, распределении и использовании централи-зованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых программ, проведения маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ и т.п.;

6) между коммерческими организациями и предприятиями, возникающие в процессе эмиссии и размещения ценных бумаг, взаимного кредитования, до-левого участия в создании совместных предприятий;

7) между предприятием и финансовой системой государства – при уплате налогов и осуществление других платежей в бюджет, формировании внебюд-жетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применения штрафных санкций, финансировании из бюджета;

8) между предприятиями и банковской системой - при хранении денег в коммерческих банках, получении погашении банковских ссуд уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказании других банковских услуг;

9) между предприятиями и страховыми компаниями – при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и финансовых рисков;

10) между предприятиями и инвестиционными институтами – в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако, все они носят двусторонний характер и их основой является движение финансовых ресурсов.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Среди них в качестве основных выделяют следующие принципы: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовыми резервами.

10. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции.

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Отношения страхования возникают между двумя сторонами - страховщиком и страхователем.

Страховщик - это специальная организация (государственная или негосударственная), ведающая созданием и использованием де­нежного фонда.

Страхователь - юридическое или физическое лицо, вносящее в названный фонд установленные платежи. В отношениях страхования страховщик берет на себя ответственность за возмещение убытков ввиду гибели (повреждения) имущества или выплату денежной сум­мы при определенных обстоятельствах, на­ступающих в жизни человека

Страховой фонд - это резерв материальных или денежных средств, предназначенных для обеспечения расширенного общественно­го воспроизводства, в том числе и воспроизводства рабочей силы, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий, стихийных бедствий и несчастных случаев.

Основными признаками страхования являются:

1) страхование носит целевой характер. Страховые выплаты происходят лишь при наступлении заранее оговоренных условий, связан­ных с наступлением тех или иных событий;

2) оно носит вероятностный характер. Заранее неизвестно, когда наступит событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет;

3) страхование характеризуется возвратностью средств. В этом признаке страховые отношения похожи на кредитные. Отличие от кредитных отношений в том, что средства страхового фонда предназначены для выплаты совокупности страхователей, а не каждому из них в отдель­ности.

Страхование выражает свою сущность через функции:

Сущность страхования проявляется в его функциях:

- рисковая функция. Страховой риск как вероятность ущер­ба непосредственно связан с основным назначением страхова­ния — оказанием денежной помощи пострадавшим,

- предупредительная, го есть использование части страхо­вого фонда на уменьшение вероятности и последствий страхо­вого риска;

- сберегательная. Страхование направлено на сбереже­ние денежной суммы по такой форме, как страхование на дожитие;

- контрольная. Предполагает строго целевое формирова­ние и использование средств страхового фонда,

Страховой рынок - это особая сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая услуга - страхо­вая защита, формируются предложение и спрос на нее. Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страхо­вая услуга, которая имеет потребительную и меновую стоимость. Потребительной - обеспечение страховой защиты (страховое покры­тие). Меновая стоимость - это цена страховой услуги (страховой тариф). Перечень видов страхования - ассортимент страхового рынка.

Договор страхования является юридическим фактом, порождающим страховое обязательство. Договор страхования, или страховой до­говор, - это соглашение между страхователем и страховщиком о том, что страховщик обязуется при страховом случае произвести стра­ховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы (страховую премию) в установленные сроки. Страховой случай - совершившееся событие. С его наступлением страховщики производят выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодно при­обретателю или иным третьим лицам. Страховая сумма - это денежная сумма, определенная договором страхования (при добровольном страховании) или установленная законом (при обязательном).

Страховое возмещение - возмещение какой-либо денежной суммы вследствие наступления страхового случая.

Страховой взнос - это плата за страхование, ко- торую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с условиями договора.

Страховой тариф - ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховые тарифы по обязатель­ным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании. Страховые тарифы по добровольному страхованию рассчитываются страховщиками самостоятельно, и конкретный размер такого тарифа фик­сируется в договоре страхования.

11. Социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.

Страхование может осуществляться в двух формах: добровольное; обязательное.

Добровольное страхование проводится на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем.

В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей:

1 имущественное;

2 социальное;

3 личное;

4 страхование ответственности;

5 страхование предпринимательских рисков.

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих тако-вой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

К важнейшим функциям социального страхования относятся:

1) защитная;

2) компенсирующая;

3) воспроизводственная;

4) перераспределительная;

5) стабилизирующая.

К основным видам социального страхования следует отнести:

1) страхование по болезни;

2) страхование пенсионного обеспечения;

3) страхование от несчастных случаев на производстве;

4) страхование по безработице.

Имущественное страхование - это отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах.

Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда. Имущественное страхование обеспечивает возмещение в первую очередь прямого фактического ущерба, восстановление погибших объектов, однако при определенных условиях в ответственность может включаться и косвенный ущерб.

Личное страхование - это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью.

В личном страховании страховые суммы определяются в соответствии с пожеланиями страхователя, исходя из его материальных возможностей.

Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда. Возмещается имущественный вред, причиненный третьим лицам.

Принято различать страхование гражданской и профессиональной ответственности.

К блоку страхования ответственности относятся следующие виды страхования:

1) гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

2) гражданской ответственности перевозчика;

3) гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности;

4) профессиональной ответственности;

5) ответственности за неисполнение обязательств;

6) иных видов ответственности.

Страхование предпринимательских рисков - поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода), то риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или образования убытков является объектом данного страхования.

12. Понятие и виды рисков. Методы решения и снижения финансовых рисков.

Финансовые риски — это риски предпринимательской деятельности, которые характеризуются вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств). Финансовые риски различают по источникам возникновения:

• риски, связанные с покупательной способностью денег:

– валютные (убытки от изменения валютных курсов, отказ иностранного партнера рассчитаться по своим обязательствам); – инфляционные (удорожание сырья, материалов и других ресурсов для фирмы; уменьшение объема реализации продукции в результате снижения покупательной способности населения; невозможность развития производства из-за сложности получе-ния банковского кредита в условиях высокой инфляции); – дефляционные (падение цен на товары, производимые фирмой, и соответственное снижение ее доходов);

• риски непредвиденных расходов и превышения сметы затрат на производство:
– увеличения рыночных цен на различные ресурсы;

– повышения плавающей процентной ставки по предоставленным фирме кредитам и понижения депозитной ставки по средствам, хранящимся на депозитных счетах в банках;

– вынужденного (незапланированного) увеличения дивидендов по акциям или выплат по взносам учредителей, других незапланированных выплат из прибыли;

– связанные с ассигнованиями на непредусмотренные планом развития мероприятия (например, необходимость повторных испытаний при изготовлении инновационной продукции; дополнительное стимулирование продажи новой продукции; оплата услуг специалистов других фирм, например юристов, для защиты интересов фирмы);

– выплаты надбавок за срочность выполнения работ и поставок из-за срыва их партнерами предприятия;

• риски необеспечения хозяйственной деятельности необходимым финансированием:

– не нахождения фирмой источника финансирования по отдельным направлениям деятельности или в целом;

– того, что избранный метод финансирования окажется недоступным (например, закрытие или замораживание кредитной линии из-за невыполнения обязательств по обслуживанию кредита);

– исчезновения источника финансирования в ходе реализации проекта (например, банкротство или арест имущества кредиторов фирмы; срыв сделки, доходы от которой должны были пополнить финансирование);

• риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски):

– капитальных вложений и прямых финансовых инвестиций в предприятия различных отраслей экономики;

– деятельности фирмы на финансовом рынке (риски упущенной выгоды и снижения доходности).

Приемлемый уровень риска — это субъективный показатель, который каждое предприятие определяет индивидуально. Важно установить, какой риск считается для предприятия катастрофическим, критическим и допустимым.

Допустимый уровень риска - вероятность частичной или полной потери прибыли по отдельным направлениям деятельности или в целом по предприятию. Критический уровень риска может означать вероятность убытков в определенных пределах.

Существует две основные стратегии управления рисками: пассивная защита и активное реагирование . Пассивная защита — это стратегия различных видов и способов страхования. При пассивной защите от рисков финансовые менеджеры могут избирать различные способы страхования в зависимости от источников риска и направлений деятельности, по которым может возникнуть риск.

Активное реагирование предусматривает следующие методы управления риском: разделение рисков; передача рисков; сокращение рисков за счет осуществления различных технических мероприятий и обучения персонала; диверсификация деятельности. Фирмы могут также применять комбинированный подход, т. е. одновременно использовать все перечисленные методы или часть из них.

Разделение рисков осуществляется , как правило, рассредоточением имущества предприятия в целях сокращения возможных потерь за одно событие (надо учитывать, что при этом одновременно увеличивается количество случаев риска).

13. Кредит как форма движения ссудного капитала, его функции.

Ссудный капитал - это совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента.

Специфика ссудного капитала состоит в следующем (в отличие от торго­вого и промышленного):

· владелец (собственник) капитала продает заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование;

· потребительная стоимость ссудного капитала как товара определяется его способностью обеспечивать прибыль заемщику;

· передача капитала от кредитора заемщику в его оплата как правило име­ют разрыв во времени;

· на стадии передачи ссудный капитал имеет денежную форму.

В отличие от ростовщического капитала (основным источником кото­рого выступают собственные денежные средства кредитора) ссудный капи­тал формируется за счет:

· временно свободных денежных средств государства, юридические и фи­зических лиц на добровольной основе передаваемых финансовым посредни­ком в виде депозитных счетов для последующей капитализации и извлечения прибыли;

· средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота про­мышленного н торгового капитала из-за несовпадения сроков поступления доходов и осуществлением расходов на приобретение материалов, выплату зарплаты, приобретение основных фондов, выплату дивидендов. Эти средст­ва аккумулируются на расчетных счетах юридических лиц и, в отличие от первого источника .являются для банков бесплатными и не требуют согласия владельцев на использование.

Основными участниками рынка ссудных капиталов являются:

1. Первичные инвесторы— владельцы свободных финансовых ресурсов;

2. Специализированные посредники в лице кредитно-финансовых органи­зации;

3. 'Заемщики в липе юридических, физических лиц и государства, испыты­вающих потребность в финансовых ресурсах н готовых заплатить за право их временного использования.

Исходя из целевой направленности кредитных ресурсов, рынок ссудных капиталов м-но разд. на 4 сегм:

1. Денежный рынок - совокупность краткосрочных кредитных операций. обслуживающих движение оборотных средств;

2. Рынок капиталов - совокупность средне и долгосрочных операций, об­служивающих движение, прежде всего основных средств;

3. Фондовый рынок - совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг;

4. Ипотечный рынок - совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.

Основные принципы кредита :

· возвратность;

· срочность (возврат в точно определенный срок);

· платность;

· обеспеченность;

· целевой характер;

· дифференцированный характер.

Основными функциями кредита являются следующие:

· Перераспределителъная. Ссудный капитал, ориентируясь на естественно нли искусствен­но устанавливаемый уровень прибыли а различных отраслях или регионах выступает в ро­ли насоса. перекачивающего временно свободные денежные средства из одних сфер хозяй­ственной деятельности в другие.

· Экономия издержек обращения. Возможность восполнения временного недостатка собственных оборотных средств способствует ускорению оборачиваемости капитала и следо­вательно экономии общих издержек обращения.

· Ускорение концентрации капитала.

· Обслуживание товарооборота. Кредит, вводя в сферу денежного обращения инструмен­ты безналичных расчетов (векселя. чеки, кредитные карточки) ускоряет и упрощает механизм экономических отношений.

· Ускорение научно-технического npoгpесca, через кредитование перспективных, дающих
отдачу в отдаленной перспективе заработок.

14. Банковская система РФ: сущность, структура, этапы развития.

Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру. Она включает Банк России, который образует верхний уровень банковской системы, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Банк России создан и действует на основании ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которым уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Высший орган Банка России - Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность Центрального банка РФ Государственной Думе выражается в том, что Дума назначает на должность Председателя Банка России и членов Совета директоров сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В силу подотчетности Государственной Думе Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет ей годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в законе:

• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы РФ;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:

· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций с целью поддержания стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредиторов; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

· устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на три этапа:

· регулирование и контроль за созданием кредитных организаций;

· надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;

· регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов он выполняет следующие функции:

- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.

Второй уровень банковской системы составляют многочисленные кредитные организации, которые осуществляют финансовое посредничество, перемещая временно свободные денежные средства от кредиторов к заемщикам, обеспечивая при этом трансформацию ресурсов по срокам и суммам и снижение рисков владельцев денежных средств.

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. В Российской Федерации выделяют два вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Основными функциями коммерческих банков являются:

· мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

· кредитование предприятий, государства и населения;

· выпуск кредитных денег;

· осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

· эмиссионно-учредительская функция;

· консультирование, представление экономической и финансовой информации.

15. Центральный банк и его функции.

Центральный банк России (ЦБР) является главным банком страны и выполняет функции банка банков.

Все основные пол­номочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются:

1) Конституцией Российской Феде­рации;

2) законом о Центральном банке России;

3) федеральными законами, действующими в стране и имеющими отноше­ние к финансовой деятельности.

ЦБР и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР независим от исполнительных органов власти и подотчетен только Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР предостав­ляется только этому органу власти.

Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания - 4 года, возможность повторного избрания - 3 года.

Основные функции совета директоров ЦБР:

· утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Гос. Думе;

· взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;

· утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР;

· принятие решений:

а) о величине резервных требований;

б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений;

в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР;

г) об определении лимитов на открытом рынке;

д) об участии в деятельности международных организаций;

е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;

ж) о контроле над объемом денежной массы;

з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.

ЦБР выполняет функцию советника правительства по финансовым вопросам и вопросам денежного кредитного обращения. Государственная Дума и Президент РФ контролируют деятельность ЦБР и принимают участие с правом совещательного го­лоса в совете директоров.

ЦБР принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения и осуществляет контроль над объе­мом денежной массы.

ЦБР организует налично-денежное обращение. Официальные отношения между рублем и драгоценными металлами не устанавливаются. Банкноты и монеты являются без­условным средством расчетов и обязательными к приему на всей территории России, а также обеспечиваются всеми актива­ми ЦБР. Банкноты и монеты не могут быть объявлены недействительными без предупреждения о сроке их обмена.

ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.

ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицен­зии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет права пролонгировать кредиты, также не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью и приобретать доли или акции кредитных или иных органи­заций. Основные критерии надзора:

1) достаточность капитала, то есть отношение собственных средств к суммарным обязательствам;

2) оценка качества активов (с точки зрения риска и ликвидности);

3) качество менеджмента (квалификация работников и руководящего состава);

4) ликвидность - способность быстро и безболезненно выполнять свои обязательства. Доходность или рентабельность - это уровень прибыли по отношению к собственному капиталу.

ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет ответственности за деятельность кредитных учреждений

16. Коммерческие банки России, их функции и операции.

Банк - это коммерческое предприятие, целью которого является максимизация прибыли, увеличивающей собственный капитал банка, что способствует обогащению его владельцев. Однако банк должен всегда соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности. Банк, предоставляющий слишком много ссуд или оказывающийся не в состоянии обеспечить ликвидность, необходимую в некоторых непредвиденных ситуациях, может оказаться неплатежеспособным. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов, что является основополагающим принципом деятельности коммерческого банка, означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Депозитные операции - это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей - наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов - срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.

К пассивным операциям относятся и различные сберегательные операции. Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка).

Активные операции банков - это операции по выдаче (размещению) различного рода кредитов. Наиболее часто встречающимся видом кредита, выдаваемого банками, является краткосрочная ссуда экономическим агентам, обычно для финансирования покупки товарно-материальных ценностей. Эта ссуда может выдаваться под реальное обеспечение или без него, но в любом случае для ее получения необходимо наличие отчетных финансовых документов, характеризующих финансовое положение заемщика, с тем чтобы банк мог в любой момент оценить вероятность своевременного погашения ссуды.

Функция кредитования предприятий, государства и населения имеет важное экономическое значение. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных капиталов их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам. Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту их уровня жизни. Поскольку государственные расходы не всегда покрываются доходами, банки также кредитуют финансовую деятельность правительства.

17. Рынок ценных бумаг: структура, функции, участники.

Рынок ценных бумаг (РЦБ) непосредственно связан с кредитно-денежной и -финансовой системами. На РЦБ обращаются ценные бумаги. служащие средством аккумулирования кредитных ресурсов, а также собира­ются ресурсы, которые затем перераспределяются через финансовую систе­му. РЦБ вообще для многих денежных потоков является инструментом их "направления" или ускорения. В целом, можно выделить следующие функ­ции рынка ценных бумаг:

• оптимизация финансовых потоков. Инвесторы, кредиторы, плательщики могут наиболее удобным способом вложить свои средства или произвести расчеты с контрагентами,

• индикация состояния экономики. Многочисленные индексы и рейтинги, используемые на РЦБ, котировки ценных бумаг, информати­зация РЦБ. - все это позволяет по этому рынку следить за состоянием дел на других рынках и в других секторах экономики.

• осуществление государственной политики (фискальной н денежно-кредитной), Так, выпуская ГКО, государство привлекает (изымает) временно свободные средства и оказывает тем самым влияние на объем денежной мас­сы, а приобретая акции предприятий - производит "мягкую национализа­цию".

Основными участниками рынка ценных бумаг являются: покупатели, продавцы и посредники.

Покупатели именуются инвесторами, а посредниками могут выступать брокеры,

Государство может выступать в качестве инвестора либо продавца, но чаще всего оно действует как регулятор РЦБ,

Профессиональные участники РЦБ осуществляют следующие виды дея­тельности: среди них брокерская деятельность, дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, депозитарные операции, клиринговая деятельность на рынке цен­ных оумаг, деятельность по организации торговли на рынке цен­ных бумаг, деятельность фондовой биржи и др.

Очень важно отметить, что основу рынка ценных - бумаг составляют эмиссионные ценные бумага, которые могут выпускаться в одной из сле­дующих форм:

- именные пенные бумаги документарной формы выпуска (именные до­кументарные пенные бумаги);

- именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ценные бумаги);

- ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска (доку­ментарные ценные бумаги на предъявителя),

Выбранная эмитентом форма ценных бумаг должна однозначно опреде­ляться в его учредительных документах и/или решении о выпуске ценных бумаг и проспекте эмиссии ценных бумаг,

Процедура эмиссии эмиссионных пенных бумаг, если иное не преду­смотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:

1, принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

2, регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;

3, для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов;

4, ценных бумаг;

5, размещение эмиссионных ценных бумаг;

6, 6, регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг,
При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

- подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

- регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

- раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;

- раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах вы­пуска.

Первичный рынок - это рынок первых или повторных эмиссий ценных бумаг, рынок на котором осуществляется начальное размещение ценных бу­маг среди инвесторов, Размещение производится обычно через специальные финансовые институты (инвестиционные байки, брокерские фирмы, дилер­ские агентства, клиринговые компании) или через фондовые биржи, Весь мо­билизованный капитал поступает в распоряжение инвестора.

Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги, Вторичный рынок не увеличи­вает стоимости привлеченных финансовых ресурсов, но создает механизм ликвидности, формирует доверие к инвестору и спрос на пенные бумаги,

18. Валютная система. Национальная, мировая и международная валютные системы.

Валютная система представляет собой совокупность двух элементов - валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях.

Валютные системы могут строиться по различным принципам. На основе этого можно выделить несколько видов валютных систем мировой экономики :

1) национальная валютная система. Данная валют ная система определяет условия организации и функционирования национальной валюты крепленную законодательно. Другими словами, определяет, как будет функционировать национальная валюта, кто ее будет выпускать и кем она будет контролироваться;

2) мировая валютная система. Данная система представляет собой форму организации и функционирования национальных валют в мировом масштабе. Спецификой данной валютной системы является отсутствие единой мировой валюты и функционирование и учет национальных валют различных государств;

3) региональная валютная система. Данная форма является новым элементом всеобщей валютной системы и является промежуточным звеном между предыдущими видами. Отличительной чертой данной системы является нормирование правил функционирования валют определенного региона при их стремлении к появлению или использованию одной общей валюты. Ярким примером является евро как валюта, появившаяся при объединения национальных валют региона. Кроме того, определенным примером может служить рубль при условии принятия его в качестве общей валюты некоторыми странами СНГ. В основе современной международной валютной системы является конкуренция между долларом США и евро. Следует обратить внимание, что основные расчеты между государствами пересчитываются в долларах США и именно он определяет конвертируемость остальных валют. Тем не менее евро уверенно отыгрывает свои позиции в качестве нового эквивалента международных расчетов. В настоящее время на валютном рынке уже выработался набор правил валютных ограничений, унифицировались формы международных валютных расчетов и т. д

Международная валютная система сложилась во второй половине XIX в. На тот период времени преобладала система золотого Стандарта, суть которой сводилась к поддержанию нормированного содержания золота в каждой национальной единице. Золото свободно продавалось, вывозилось и обменивалось. Данный золотой стандарт претерпел ряд изменений золотомонетный , золотослитковый и золото девизный стандарты. Разница между данными системами состояла в сущности вещи, приравниваемой к золоту: монета, слиток, валюта другого государства.

Европейская валютная система прошла длительный путь развития. Основные принципы функционирования были оформлены в марте 1979 г. Европейская валютная система представляет собой форму организации валютных отношений стран Евросоюза, направленную на установление повышенной валютной стабильности внутри Евросоюза и создание основных элементов стратегии роста в условиях стабильности, А также новая система валют должна способствовать усилению взаимосвязи процессов экономического развития и оказать воздействие на международные валютные отношения. Эволюция европейской валютной системы протекала в несколько этапов, каждый из которых характеризуется собственными признаками:

1) с 1972 г. Европа переходит к системе согласованности валютных политик стран Евросоюза. Было принято решение об ограничении колебаний валют данных стран, для чего центральные банки должны были согласовывать валютные интервенции на валютном рынке. Пределы колебания курсов составляли от 1,125 до 4,5 %. Центральный банк мог проводить валютные интервенции при ситуации несоблюдения данного коридора возможных колебаний;

2) с 1979 г. происходит установление европейской валютной системы, которая базировалась на особой денежной единице «ECU». Это была коллективная валюта, курс которой формировался на основе корзины валют государств. Данная валюта существовала только в безналичной форме, но использовалась для произведения расчетов как между государствами, так и между предприятиями. Она являлась своеобразным резервным активом;

3) последний этап связан с введением единой общеевропейской валюты и отказом от национальных валют государств. Данный процесс проходил в Несколько этапов:

а) координация экономической и валютной политики стран участниц Евросоюза. Данный этап характеризуется
усилением взаимосвязей между центральными банками государств. Здесь же происходит переход к свободному расче
ту в экю, либерализации оборота капитала в рамках Евросоюза;

б) с января 1994 г. создается европейский валютный институт, который ужесточает меры по координации
экономической валютной политики;

в) с 1998 г. происходит окончательный переход на единую валюту, для чего были определены критерии готовности стран к данному переходу.

Валютная система России основана на рыночных методах регулирования и воздействия на экономику. Официальной денежной единицей является рубль, причем его курс устанавливается на рынке при существующей возможности влияния на стоимость центрального банка и отсутствии привязанности рубля к золоту или другим драгоценным металлам. В обращении находятся банкноты, металлические, электронные денежные средства и другие формы платежа. Исключительным правом эмиссии наличных денег обладает Центральный банк России, который отвечает за состояние денежного обращения в стране и имеет возможности регламентации деятельности коммерческих банков для косвенного регулирования безналичной эмиссии. Безналичная эмиссия осуществляется посредством коммерческих банков и эффекта банковского мультипликатора. Следует отметить, что курс валюты по отношению к иностранным валютам определяется на валютных биржах посредством открыты х торгов и регулируется спросом и предложением валюты на рынке.

Таким образом, валютная система Российской Федерации является системой, основанной на рыночных принципах регулирования валютного курса и систем использования валют.

19. Кредитование внешней торговли.

Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов.

Функционирует такой кредит на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого характера за счет внешних и внутренних источников.

Формы международного кредита можно классифицировать следующим образом:

по источникам - внутреннее и внешнее кредитование внешней торговли;

по кредитору - фирменные, банковские, государственные, кредиты международных валютно-кредитных организаций;

по назначению - коммерческие, или торговые (непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами), финансовые (на

прямые капиталовложения, строительство объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, валютную интервенцию), промежуточные (для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг, например, в виде выполнения подрядных работ - "инжиниринг");

по форме - товарные (предоставляемые экспортерами импортерам), валютные (предоставляемые в денежной форме);

по валюте займа - в валюте страны-должника, в валюте страны-кредитора, в валюте третьей страны, в международной счетной денежной единице (СДР, ЭКЮ и др.);

по срокам:

- сверхсрочные (суточные, недельные, до трех месяцев),

краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от годадо пяти лет),

долгосрочные (свыше пяти), при пролонгации (продлении) краткосрочных и среднесрочных кредитов они становятся долгосрочными, причем с государственной гарантией;

по обеспеченности - обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью и др.), бланковые - под обязательство должника (соло-вексель с одной подписью);

с точки зрения предоставления - наличные (зачисляемые на счет и в распоряжение должника), акцептные (при акцепте тратты импортером или банком), депозитные сертификаты, облигационные займы, консорциальные кредиты.

Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и импорта.

Кредитование экспорта проводится в двух формах.

1. Фирменного кредита - покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Так, американские и английские машиностроительные фирмы нередко получают авансы от иностранных заказчиков в размере 1/3 стоимости заказа. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков, а, во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера.

2. Банковского кредита в виде:

- кредитования под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров);

- предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов - коносамент, железнодорожная накладная и др.);

- выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере;

- ссуд, не обеспеченных товарами, которые получают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длительные деловые связи или участвующих в их капитале.

Кредитование импорта также имеет формы фирменного и банковского кредита. Фирменные кредиты подразделяются на два вида.

1. Кредит по открытому счету (предоставляется на основе соглашения, по которому экспортер записывает на счет импортера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленный срок). Этот вид кредита применяется при регулярных поставках товаров с периодическим погашением задолженности (в середине или конце месяца). В данном случае банки выполняют функцию чисто технических посредников в расчетах торговых контрагентов.

2. Вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получив товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок.

Банковские кредиты по импорту подразделяются на следующие виды.

1. Акцептный кредит - кредит, выдаваемый в форме акцепта или согласия банка-импортера на оплату тратты экспортера.
При этом перед наступлением срока платежа импортер вносит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязательство
перед экспортером.

Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и иностранным экспортерам.

2. Акцептно-рамбурсный кредит - акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка,
обслуживающего импортера. В таком случае импортер до истечения срока тратты должен внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок.

20. Платежный баланс: понятие и основные составляющие.

Платежный баланс представляет собой соотношение платежей, произведенных страной за границей и поступлений, полученных ею из-за границы за определенный период времени.

Состояние платежного баланса отряжает спрос и предложение нацио­нальной и иностранных валют и является одним из факторов формирования валютного курса.

Платежный баланс имеет следующую структуру:

1. счет текущих операций;

2. счет операций с капиталом и финансовыми инструментами;

3. чистые ошибки и пропуски.

Счет meкущиx операций включает данные об экспорте-импорте товаров и услуг; оплате труда полученной и выплаченной; инвести­ционных доходах к получению и выплате; текущих трансфертах.

Баланс услуг включает: платежи и поступления по транспорту, страхо­ванию, связи, туризму; расходы на содержание зарубежных представи­тельств; комиссионные сборы; расходы на рекламу, ярмарки и др.

Посредством счета операции с капиталом и финансовыми инстру­ментами соотношение ввоза и вывоза государственных и частных капита­лов, полученных и предоставленных кредитов. Различают операции пред­принимательского и ссудного капитала, Предпринимательский капитал включает прямые и портфельные зарубежные инвестиции. Ссудный капитал различается по принципу срочности.

Особо выделяются ошибки и пропуски, по которым устанавливаются незаконный ввоз и вывоз валюты.

Важным элементом платежного баланса являются балансирующие ста­тьи. к которым относятся государственные золотовалютные резервы, внеш­ние государственные займы, кредиты международных валютно - финансовых организаций.

Платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов н финансовых инструментов, а также движение золотых и валютных резер­вов образуют общий платежный баланс страны.

От платежного баланса следует отличать расчетный баланс, в который входят все требования и обязательства по отношению к другим странам, по которым не произведены платежи.

К межгосударственным методам регулирования платежных балансов от­носятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двусторонние правительственные кредиты; краткосрочные взаимные креди­ты центральных банков по операциям; кредиты международных организаций