Реферат: Таможенное право 3

Название: Таможенное право 3
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат

2. Таможенное право: понятие и сущность.

Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.

Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.

Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.

3. Таможенно-правовая терминология и ее значение.

ТАМОЖЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - совокупность профессиональных терминов, употребляемых в правовых актах, регулирующих порядок управления таможенным делом, а также в процессе практической реализации таких актов.

Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, то есть не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;

Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами.

Товары, находящиеся под таможенным контролем - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;

Транспортные средства - любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы.
Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка.

Таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ.

Лица - юридические и физические лица.

Российские лица - юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.
Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

Таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

Свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

Налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

Таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган.

Транспортные документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.

Коммерческие документы - счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

6.Источники таможенного права.

Источники – это внешне выраженная форма, содержащая нормы ТП:

1.Конституция РФ

2.Акты международных форумов, общепринятые акты всемирной таможенной организации.

3.Законы РФ

А) кодифицированные

1. ТК 16.09.2003

2. Уголовный кодекс

3. Административный кодекс

4. Гражданский кодекс

5. Бюджетный кодекс

Б) не кодифицированные

1. Закон РФ 1993 года о тамож тарифе

2. Закон о валютном регулировании и валютном контроле

3. Закон РФ о свободных экономических зонах

4. Акты Президента РФ, указ Президен РФ от 09.03.2004 года о реформе органов государственной власти.

5. Постановления правительства РФ о положении федеральной там службы.

6. Акты федеральной таможен службы

7. Принципы ТП:

1.идеологический – согласно которому принципы это основные идеи, закрепленные законодательством в нормативно-правовых актах.

2.Теория прогностическая (нормотивистская ) – согласно этой теории принцип это

как режим юридической техники при восполнении пробелов в праве путем применения права по аналогии и закона по аналогии.

К принципам ТП относятся:

1. законность

2. равноправие

3. равенство перед законом

4. взаимность

5. суверенитет

8. Субъекты таможенного права.

Субъект-это физич лица: являющиеся гражданами РФ, не состоящие в гражданстве какого-либо гос., имеющие двойное гражданство, иностранные граждане.

Если они постоянно или преимущественно нах на терр Рф, то они явл резидентами РФ.

Если они временно нах на терр РФ,то резидентами не явл.

Организации – это организации, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством, с участием иностранного капитала, филиалы и представительства иностранных организаций и совместные предприятия. Они относятся к частным субъектам ТП.

Существуют публичные субъекты ТП:

1.Федеральные органы исполнительной власти, наделенные компетенцией в области таможенного дела. Данная структура имеет свою иерархию:

1.правительство РФ

2.министерство экономического развития и торговли.

3.Федеральная таможенная служба

4.Региональное таможенное управление

5.Таможни

6.Таможенные посты.

4,5,6-это структура таможен органов.

10.Федеральная таможенная служба (ФТС):

1.представляет РФ в международных организациях в области таможен дела.

2.выступает с законодательной инициативой перед Минэкономразвития.

3.вырабатывает концепции таможенного развития.

4.контроль за ведением таможенной статистики.

5.написание плана прогноза поступлений в доходную часть бюджета от таможенной деятельности.

6.контроль за деятельностью нижестоящих организаций

Региональное таможенное управление – это структурное подразделение, действующее в федеральном округе:

1.рассматривает жалобы на действия руководителей таможни.

2.предоставляет сведения для внесения таможенных брокеров и таможенных перевозчиков в единый государ реестр.

3.контроль поступления тамож пошлин.

Подразделения таможни бывают общие и специализированные:

Общие таможни создаются по одной в каждом субъекте РФ. Основные полномочия:

1.проверка выданных таможенных постановлений, разрешений.

2.контроль поступления таможенных сборов.

3.рассмотрение жалоб на деятельность таможенного поста.

4.рассмотрение апелляций на принятых таможенным постом решений.

5.руководство деятельностью таможенного поста.

Специализированные таможни проводят акцизную и транспортную экспертизы. Они подчиняются ФТС акцизному отделу, осуществляют проверку подакцизных товаров.

14. Понятие, содержание и общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Таможенное оформление – таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемые через таможенную границу.

Принципы таможенного оформления:

1. требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными ТК РФ, и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

2. порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для этого, категории лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

3. При ввозе товара оформление начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации или документов. При вывозе товаров – в момент предоставления таможенному органу таможенной декларации. Таможенное оформление завершается совершением таможенной операции, необходимой для применения к товарам таможенных процедур или помещение товара под таможенный режим.

4. если на совершение таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, оно должно быть выдано незамедлительно, сразу после того, как уполномоченной лицо убедится, что необходимые условия для получения разрешения выполнены.

5. таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время их работы.

6. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления предоставление только тех документов, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При отказе в принятии документов таможенные органы должны уведомить лицо в письменной форме.

7. при таможенном оформлении должны присутствовать заинтересованные лица.

8. таможенное оформление производится на русском языке.

9. Таможенное оформление может быть завершено только после санитарно-карантинного, ветеринарного контроля ввоза/ вывоза товара.

10. При ввозе/вывозе товаров с территории РФ, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, или товаров, подвергающихся порче, радиоактивных материалов и т.д. таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке.

11. Устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.

17. формы таможенного декларирования и порядок их применения.

Таможенное декларирование представляет собой заявление уполномоченным лицом (декларантом или таможенным брокером) по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры.
Таможенный кодекс РФ предусматривает следующие формы таможенного декларирования:

1.письменную;

2.устную - при перемещении товаров физическими лицами в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей и (или) на товары не нужно получать специальное разрешение;

3. электронную - осуществляется путем подачи в электронной форме сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках или в таможенной декларации, оформленной в виде письменного заявления;

4.конклюдентную- В местах таможенного оформления, оборудованных для применения физическими лицами «зеленого коридора», декларирование может осуществляться в конклюдентной форме. Выбор «зеленого коридора» рассматривается как заявление об отсутствии товаров, подлежащих письменному декларированию.
Срок подачи таможенной декларации на товары, ввозимые в РФ не должен превышать 15 дней с момента предъявления товаров в месте их прибытия на таможенную территорию РФ либо с момента завершения внутреннего таможенного транзита.

Допускается продление срока подачи таможенной декларации в пределах срока временного хранения товаров.
Таможенная декларация на вывозимые товары подается, как правило, до их убытия за пределы таможенной территории РФ.

Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится при следовании через Государственную границу РФ.

18. Понятие и статус таможенного брокера.

Таможенный брокер – коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию ГТК РФ на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Таможенный брокер (представитель) вправе совершать от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК РФ.

При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Таможенный брокер (представитель) вправе:

- выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом;

- требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного

оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную

охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и

сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК РФ.

Деятельность таможенного брокера (представителя) ограничивается совершением таможенных операций и

таможенных процедур, относящихся к таможенному оформлению товаров.
Таможенный брокер (представитель) обязан:

- уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату;

- не разглашать или использовать для собственных целей, не передавать иным лицам, за исключением

случаев, предусмотренных федеральными законами, полученную от представляемых лиц информацию,

составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую

конфиденциальную информацию;

- вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции;

- представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях.

19. понятие и статус таможенного перевозчика.

Таможенный перевозчик - это вид деятельности в области таможенного дела по перевозке товаров (находящихся под таможенным контролем) в пределах таможенной территории РФ.

Претендовать на получение права осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика может только российская транспортная организация (российское юридическое лицо).
Получение права на занятие деятельностью в качестве таможенного перевозчика не ограничивает российскую организацию в возможности выступать в роли иных участников таможенной, в том числе таможенно-перевозочной деятельности.

Транспортные услуги могут выходить за рамки статуса таможенного перевозчика. Например, помимо перевозок товаров, по таможенной территории РФ, транспортная организация может заниматься и международными перевозками грузов.

Порядок получения статуса таможенного перевозчика (в форме свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков) носит разрешительный характер. Причин тому несколько.
Таможенный орган, рассматривающий заявление организации-претендента о включении в Реестр таможенных перевозчиков должен убедиться, что приняты все, предусмотренные ТК РФ меры:
- по снижению рисков и ликвидации возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства (утрата товаров, неуплата таможенных платежей);

-по обеспечению возмещения вреда, который может быть причинен товару, вверенному таможенному перевозчику по договору перевозки.

Кроме ответственности за уплату таможенных платежей и гражданско-правовой ответственности за несоблюдение соответствующих договорных обязательств, таможенный перевозчик может быть привлечен к: - административной ответственности за совершение нарушений таможенных правил;

- ответственности в виде отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.
В зависимости от территориальных масштабов своей деятельности, таможенные перевозчики могут быть:
- общероссийскими (при планируемых перевозках товаров по всей территории РФ либо в рамках регионов двух и более региональных таможенных управлений);

- региональными (при планируемых перевозках товаров между всеми таможенными органами одного регионального таможенного управления или конкретными таможенными органами одного регионального таможенного управления).

Соответственно за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков необходимо обращаться в ФТС России либо региональное таможенное управление.
Таможенный перевозчик вправе осуществлять перевозку товаров любыми видами транспорта, о чем необходимо заявить на стадии обращения в таможенный орган за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.

20. Понятие и статус владельца склада временного хранения.

Временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки.

Владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.

Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем.

Владельцами складов временного хранения могут являться таможенные органы

Владелец склада временного хранения обязан:

1. обустроить склад надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля;

2. исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля со склада товаров и транспортных средств, находящихся на хранении;

3. не затруднять осуществление таможенного контроля;

4. вести учет и представлять таможенному органу РФ отчетность о хранящихся товарах и транспортных средствах в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ;

5.обеспечить невозможность доступа третьих лиц к хранимым товарам и транспортным средствам;

6.оборудовать при необходимости склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа РФ;

7.соблюдать условия лицензии на учреждение склада временного хранения и выполнять требования таможенных органов РФ, включая обеспечение доступа к хранимым товарам и транспортным средствам должностных лиц таможенных органов РФ в любое время по их требованию и предоставление этим лицам безвозмездно помещений, оборудования и средств связи на складе временного хранения для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.

21. Понятие и статус владельца таможенного склада.

Владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенных складов.

Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных ТК РФ.

Владельцами таможенных складов могут являться таможенные органы без включения их в Реестр владельцев таможенных складов. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обязана обеспечить регулярное, не реже одного раза в шесть месяцев, опубликование в своих официальных изданиях перечней таможенных складов, владельцами которых являются таможенные органы, а также изменений, вносимых в этот перечень.

Владелец таможенного склада обязан:

1) соблюдать условия и требования, установленные настоящим ТК РФ в отношении хранения товаров на таможенном складе;

2) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров;
3) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на таможенном складе;
4) обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к хранимым товарам без разрешения таможенного органа;

5) Владелец таможенного склада несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа.

Владелец таможенного склада не несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

22. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ и порядок убытия за ее пределы.

Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, установленных в соответствии с законодательством РФ, во время работы таможенных органов.

В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ.

После пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска.

Если доставка товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия прерывается, а также если морское, воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории РФ вследствие обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

Администрация пункта пропуска через Государственную границу РФ предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска.

При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения.

Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.
Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов.

Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах.

Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа.
До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения на котором осуществляется международная перевозка товаров.

Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории РФ, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, если при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.
Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории РФ в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим.
Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.


23. понятие и классификация документов, необходимых для таможенных целей.

Функционирование экономики каждой страны предполагает экспорт и импорт широкого ассортимента товаров. Для осуществления государственного регулирования внешней торговли возникает необходимость каким-либо образом различать их, что крайне трудно сделать без существования определенным образом упорядоченного перечня.

Функции такого перечня товаров в странах выполняет Товарная Номенклатура Внешнеэкономической деятельности.

В основу ТН ВЭД положена Номенклатура Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), которая на сегодняшний день получила наибольшее распространение во всем мире.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности представляет собой перечень товаров с присвоенными мм цифровыми кодами.

В Конвенции по ГС предусматривается (статья 3), что страны, принявшие ее, не будут изменять классификацию товаров и их код в пределах первых шести знаков. Таким образом код товара на уровне шести знаков в странах, подписавших Конвенцию по ГС, будет одинаков.

Товарная Номенклатура Внешнеэкономической деятельности имеет следующие уровни детализации:

- разделы;

- группы,

- позиции;

- субпозиции;

- подсубпозиции.

(см. Вопрос 38). Для проведения различия между товарами в ТН ВЭД СНГ используется различные критерии, основными из которых являются:

- функции, выполняемые товарами;

- материалы, из которых изготовлены товары. Такое положение, при котором существует свобода выбора между различными вариантами классификации товаров, неприемлемо с точки зрении единообразия применения мер государственного регулирования внешней торговли - определения ставок таможенной пошлины, акциза и т.д.

В решении этой проблемы помогают Примечания к разделам я группам, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД СНГ, которые являются неотъемлемой частью ТН ВЭД СНГ и определяют порядок последовательного включения конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем в соответствующую субпозицию (см. Вопрос 36).

25. Формы таможенного контроля и критерии их применения.

Формы таможенного контроля:

- проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.

- таможенный досмотр;

- учет товаров и транспортных средств;

- устный опрос физических и должностных лиц;

- проверка системы учета и отчетности;

- осмотр территории и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и т.д.;

- проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров или иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ;

- таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств.

При проведении Таможенного контроля таможенные органы используют те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства РФ.

В отношении юридических лиц таможенный контроль охватывает предварительное заявление или декларирование, проверку таможенной декларации, контроль документов, используемых при таможенном оформлении, физический контроль самого товара.

В отношении физических лиц производится контроль документов, досмотр багажа, досмотр некоторых личных вещей, а также личный досмотр.

При необходимости таможенные органы, могут использовать все формы таможенного контроля.

В некоторых случаях производится освобождение от определенных форм таможенного контроля.

Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть использована по решению начальника таможенного органа РФ при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, скрывает и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства.

27. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Объекты интеллектуальной собственности вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. За включение в реестр плата не взимается.

Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства.

Объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:
по желанию правообладателя (его представителя);

при невыполнении правообладателем условий;

по истечении срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности;
если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих официальных изданиях.

Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, устанавливается на основании заявления правообладателя, но не более чем на пять лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя (его представителя) при условии соблюдения требований. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не может быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.


33. Понятие таможенной пошлины, виды ставок и содержание таможенного тарифа РФ.

ТП - налог, которым обкладываются товары и прочие предметы, которые ввозятся на таможенную территорию или вывозятся за ее границы через таможенную границу.

К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина.

Наибольший перечень товаров облагается ввозными таможенными пошлинами.
Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, (древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый).
Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ.
Перечень размеров ставок таможенных пошлин в отношении конкретных видов товаров закреплен в Таможенном тарифе РФ. Таможенный тариф РФ утверждается Правительством РФ.
Наименования и обозначение товаров в Таможенном тарифе РФ осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Законом РФ «О таможенном тарифе» предусмотрены 3 вида ставок:

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

б) специфическая ставка таможенной пошлины;

в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.

Специфическая ставка устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежной единицы выступает евро.

Комбинированные ставки таможенных пошлин включают в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров.

Установленные Таможенным тарифом РФ ставки таможенных пошлин имеют неофициальное название базовых. Базовые ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации.
Использование режима наиболее благоприятствуемой нации для какой-либо страны проистекает из заключенного с ней двухстороннего торгового договора (соглашения).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Таможенным тарифом РФ, увеличиваются вдвое..
Если страна происхождения товаров не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации.

К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются.
Перечень стран-пользователей системой преференций РФ утвержден постановлением Правительства.
К числу таких товаров относятся, например: мясо; рыба; молочная продукция, яйца, мед, кофе, чай, фрукты, масла эфирные, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.


34. Понятие, виды и порядок предоставления льгот по таможенным платежам.

Тарифными льготами принято называть преимущества, предоставляемые по уплате таможенных пошлин.
Тарифные льготы проявляют себя в:

- освобождении от уплаты таможенных пошлин;

- применении сниженных ставок таможенных пошлин;

- возврате уплаченных таможенных пошлин;

- установлении тарифных квот на преференциальный ввоз товаров.

Наиболее удобней рассматривать тарифные льготы по основаниям их предоставления.
Такими основаниями могут выступать:

- страна происхождения товаров - преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения;

- цель ввоза товаров - Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины:

1. товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве безвозмездной помощи

2. товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий;

- категории перемещаемых через таможенную границу товаров - Независимо от обстоятельств

перемещения товаров, основаниями предоставляемых льгот могут служить их индивидуальные

характеристики (валюта РФ, ценные бумаги);

- стоимость ввозимого товара - таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если общая

стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного

получателя, не превышает 5000 рублей.

- вид таможенного режима или специальной таможенной процедуры. Основаниями предоставления

тарифных льгот в пределах конкретных таможенных режимов и специальных таможенных процедур могут

выступать следующие критерии.

а) Статус товаров (российские или иностранные товары). Определяющим такого статуса является факт

нахождения товара в свободном обращении на таможенной территории РФ.
б) Категории лиц, для которых предусмотрена возможность заявить соответствующий таможенный режим или специальную таможенную процедуру.

в) Цель перемещения товаров. На данном критерии основано, в частности, применение иных специальных таможенных режимов. Например, при перемещении товаров для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, при перемещении товаров между таможенными органами через территорию иностранных государств и другие варианты перемещения товаров.

35. Содержание и виды льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств.

Таможенные льготы - любое изъятие из действующих в таможенно правовой сфере правил.

Льготы по таможенному оформлению и контролю товаров и транспортных средств предоставляются товарам, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц, и вспомогательного персонала таких представительств и организаций и заключаются в освобождении перемещаемых этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного оформления. Законодательными актами РФ такого рода льготы могут предоставляться и отдельным категориям российских лиц: Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.

36. Понятие, виды и правовой статус плательщиков таможенных платежей. Добросовестные и недобросовестные приобретатели товаров, ввезенных в РФ с нарушением таможенных правил.

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом РФ.

В случае неуплаты таможенных платежей в установленные сроки и в установленном порядке суммы причитающихся платежей взыскиваются таможенными органами с лиц, ответственных за их уплату.

40. Международный таможенный транзит

-тамож режим, при котором иностранные товары перемещаются по там территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономич характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о гос. регулировании внешнеторговой деятельности.

Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами РФ и международными договорами РФ

43. Таможенная стоимость товаров: (назначение, методы определения, порядок заявления и контроля).

Таможенная стоимость товаров представляет собой стоимостную характеристику, перемещаемых через таможенную границу товаров, которая используется для целей:

- исчисления таможенных платежей (таможенных пошлин, НДС, акцизов, таможенных сборов за таможенное оформление товаров);

- ведения таможенной статистики внешней торговли.

Методы определения таможенной стоимости:

  1. метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  2. метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
  3. метода по стоимости сделки с однородными товарами;
  4. метода вычитания;
  5. метода сложения;
  6. резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Методы вычитания и сложения могут применяться в любой последовательности.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Для этих целей могут применяться отдельные формуляры таможенных документов, например, декларация таможенной стоимости.

ДТС заполняется на все товары, ввозимые на территорию РФ, декларируемые с использованием грузовой таможенной декларации, за исключением случаев:

- ввоза товаров для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- ввоза товаров, заявляемая величина таможенной стоимости которых не порождает обязанности уплаты

таможенных платежей.

- если при таможенном оформлении одной из предыдущих партий товаров, поставленных по

внешнеторговому договору, согласно которому ввозятся декларируемые товары, таможенным органом

было принято решение о возможности применения метода определения таможенной стоимости по

стоимости сделки с ввозимыми товарами в отношении всех товаров, поставляемых по этому договору, и не

производятся дополнительные начисления к цене сделки и (или) вычеты из нее, а условия договора

остаются неизменными.

49. правовой статус специалиста по таможенному оформлению. Порядок получения

квалификационного аттестата и основания его аннулирования.

Правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера обладает специалист, имеющий квалификационный аттестат ГТК РФ.

Обязанности специалиста по таможенному оформлению

-проверка достоверности и анализ документов и сведений, полученных от представляемого лица, а также

проверка полномочий представляемого лица относительно товаров и транспортных средств;

- составление документов и их электронных образов, необходимых для таможенных целей;

- правильное исчисление причитающихся к уплате сумм таможенных платежей;

- своевременное предоставление таможенному органу документов и дополнительных сведений,

необходимых для таможенного оформления.

- присутствие по требованию таможенного органа при таможенном оформлении товаров и транспортных

средств;

- ведение учета товаров и транспортных средств, декларируемых таможенным брокером, в штате которого

состоит специалист;

- предъявление по требованию таможенного органа товаров и транспортных средств, перемещаемых через

таможенную границу РФ;

- обеспечение ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля, проводимых в

отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств;

- использование информации, полученной от представляемого лица, исключительно для таможенных

целей;

- разъяснение представляемому лицу требований таможенного законодательства РФ;

- незамедлительное информирование таможенных органов при обнаружении изменений, повреждений,

уничтожения или утраты средств идентификации, повреждений тары и т.д.

Права специалиста по таможенному оформлению

- присутствовать при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, при взятии проб и

образцов товаров;

- производить под таможенным контролем осмотр товаров и транспортных средств, их взвешивание и иное

определение количества;

- знакомиться с результатами проведенного исследования взятых проб и образцов товаров;

- иметь право доступа в зону таможенного контроля для совершения операций по таможенному

оформлению;

- получать информацию и консультации таможенных органов РФ по таможенным вопросам;

- иметь доступ к информационным сетям таможенных органов, используемым для автоматической

обработки информации;

- обжаловать действия или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц.

Для получения аттестата физическое лицо обязано пройти подготовку в специальном учебном центре и сдать экзамен комиссии, утвержденной ГТК РФ. После успешной сдачи экзамена выдается справка, подписанная председателем комиссии и директором учебного центра.

Далее лицо подает заявление на имя председателя Центральной комиссии по аттестации специалистов по таможенному оформлению паспорта. ЦКАСТО рассматривает это заявление в течении 1,5-2 месяцев. За это время проводится поверка заявленных сведений. В случае принятия положительного решения претенденту необходимо уплатить на счет ГТК РФ соответствующий сбор и получить аттестат.

Аттестат специалиста по таможенному оформлению 1 категории выдается сроком на 3 года и сбор за его выдачу составляет 20 МРОТ.

Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению 2 категории выдается сроком на 2 года и сбор за его выдачу составляет 14 МРОТ.

Аттестат может быть аннулирован или отозван. Действие аттестата может быть приостановлено. Заявление о повторной выдаче аттестата может быть рассмотрено по истечении 6 месяцев со дня его отзыва или аннулирования.

За возобновление действия аттестата специалиста взимаются сборы в двойном размере.

55. Перемещение физическими лицами через таможенную границу РФ товаров и наличной валюты.

Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

Правительство РФ вправе устанавливать количественные или стоимостные ограничения на ввоз физическими лицами товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов или с применением единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров, товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения на ввоз в РФ.

В отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в соответствии с настоящей статьей, рассматриваются для таможенных целей соответственно как выпущенные для свободного обращения либо вывезенные в таможенном режиме экспорта.

В отношении товаров, вывозимых физическими лицами, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов производятся в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Временно ввезенные товары, включая транспортные средства, могут быть обратно вывезены с таможенной территории РФ через любой таможенный орган.

Российские физические лица вправе временно вывозить с таможенной территории РФ товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством РФ.

Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу РФ.

Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.

Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и ТК РФ.

При перемещении физическими лицами наличной валюты платежи не взимаются. Однако предусмотрены отдельные ограничения по перемещаемым суммам, превышение которых требует предоставления соответствующих документов либо вообще делает невозможным такое перемещение.

Ввозимая валюта РФ, ценные бумаги подлежат обязательному письменному декларированию в случае, если их общая сумма в эквиваленте превышает 10 000 долларов США.

Вывозить единовременно из РФ валюту РФ и/или иностранную валюту разрешается в сумме, не превышающей 10 000 долларов США.

Единовременный вывоз из РФ валюты РФ и/или иностранной валютыв сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, допускается только при предоставлении документов, подтверждающих ввоз или перевод данной валюты (валют) в РФ.

Единовременный вывоз из РФ иностранной валюты и или валюты РФ осуществляется свободно и без письменного декларирования, если сумма вывозимой валюты (валют) не превышает 3000 долларов США.
Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих обязательному письменному декларированию влечет административное наказание в виде наложения административного штрафа.

56. Перемещение физическими лицами через таможенную границу РФ транспортных средств.

Физические лица могут перемещать (ввозить или вывозить) через таможенную границу автомобили в упрощенном льготном порядке, если они не предназначены для производственной или коммерческой деятельности. В противном случае применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для организаций. Льготный порядок применяется только на случаи ввоза одного автомобиля.

Декларирование автомобилей, вывозимых с таможенной территории РФ в несопровождаемом багаже, а также ввозимых на эту территорию, производится в таможенных органах, в регионе деятельности которых временно пребывают или постоянно проживают лица, их вывозящие (ввозящие). Перемещение автомобилей в соответствующие таможенные органы производится в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита.

Таможенное оформление автомобилей, временно ввозимых на таможенную территорию РФ, а также вывозимых с этой территории, в случае их перемещения через таможенную границу РФ следующими на них физическими лицами производят таможенные органы, расположенные в местах прибытия (убытия) этих автомобилей.

Таможенный орган в месте прибытия оформляет на срок ввоза удостоверение ввоза транспортного средства, форму и порядок заполнения которого устанавливает Государственный таможенный комитет РФ.

Срок действия удостоверения ввоза транспортного средства продлевается таможенным органом, в регионе деятельности которого временно пребывает или постоянно проживает лицо, ввозящее автомобиль.
При прибытии автомобиля на таможенную территорию РФ физическое лицо представляет таможенному органу сведения об этом автомобиле, внося их в соответствующие графы пассажирской таможенной декларации, а также транспортные, товаросопроводительные и иные документы, в том числе:
- документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать автомобиль;
- документы, подтверждающие право собственности или владения на автомобиль лица, его перемещающего;

- документы, подтверждающие предназначение автомобиля.

При убытии автомобиля с таможенной территории РФ должностное лицо таможенного органа, проставляет оттиск личной номерной печати в соответствующей графе пассажирской таможенной декларации, содержащей сведения об автомобиле, постоянно зарегистрированном на таможенной территории РФ и изымает удостоверение ввоза транспортного средства, оформленное таможенными органами при ввозе автомобиля либо при продлении срока временного ввоза автомобиля.
После завершения таможенного оформления таможенные органы выдают на автомобиль следующие документы:
-паспорт транспортного средства;

- таможенный приходный ордер, если производилась уплата таможенных пошлин, налогов.
Паспорт транспортного средства оформляется на имя его собственника и выдается владельцу транспортного средства.