Курсовая работа: Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха в детском с

Название: Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха в детском с
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.А.Шолохова

Курсовая работа на тему:

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха в детском саду

Студентки

Кафедры сурдопедагогики,

4 курс заочного отделения,

дефектологического факультета,

группы 4Cурдо ССО,

Ниловой Татьяны Алексеевны.

Научный руководитель:

Никольская И.А.,

К.П.Н., доцент

Москва 2010

ПЛАН:

1 Введение…………………………………………………………………….3

2 Особенности психического развития детей с нарушением слуха……… 6

3 Программа по формированию математических представлений слабослышащих детей дошкольного возраста……………………………..10

4 Заключение………………………………………………………………….26

5 Список используемой литературы……………………………………….. 30

1 Введение

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить. И многое, многое другое.

Изменение содержания обучения в школах обычного вида и в коррекционных школах значительно повысило требования к уровню математических представлений на занятиях в дошкольных учреждениях.

Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования личности ребенка c нарушением слуха.

Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствовать формированию понятий. Элементарные математические представления складываются у детей рано, так как речь изобилует математическими понятиями: круг, шар, квадрат, угол, прямая, кривая и т.д. и уже примерно к 4 годам у дошкольника есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать.( Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.,1984)

Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т.е. сенсорного развития детей.

Сенсорное воспитание включает в себя умение видеть, слышать, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

У детей с сенсорными нарушениями (слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие) выключен один из ведущих анализаторов, что чрезвычайно обедняет чувственное познание мира. Поэтому сенсорное воспитание этих детей должно быть направлено на всемерное использование всех сохранных анализаторов ребенка и остаточных возможностей пораженного анализатора.

Систематическое проведение сенсорного воспитания с учетом структуры нарушения, направленное на включение в восприятие не только всех сохранных анализаторов, но и пораженного анализатора ( с помощью звукоусиливающей аппаратуры), может в значительной степени компенсировать нарушение.( Дефектологический словарь: В 2 –х т. Т.2. – М.- Воронеж , 2007. – 295 с.)

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Объект . Процесс формирования математических представлений у детей с нарушением слуха в детском саду.

Субъект. Дошкольники с нарушенным слухом.

Цель. Рассмотрение программы по формированию математических представлений для детей с нарушенным слухом в детском саду.

Программа по формированию математических представлений в детском саду ориентирована на практическую реализацию задач всестороннего воспитания ребенка и развития его творческих способностей на широкой основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, конструирование и др.

.( Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. М., 2008)

2 Особенности психического развития детей с нарушением слуха.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха – это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а так же к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частичных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координаций. Это проявляется в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л.С.Выгодский).

Большое значение имеет соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, определяющие тип темперамента; задатки способностей – общих и специальных. Социальные факторы характеризуются обществом, в котором живет и развивается ребенок: тип идеологии, культурные традиции, религию, уровень развития науки и искусства.

Следует также отметить, что психическое развитие детей с нарушением слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие, введенное Л.С.Выгодским, о структуре дефекта. Первичный дефект, в данном случае – нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют же системный характер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Именно поэтому отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. А развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от нарушений слуха, и поэтому их коррекция будет более легкой – так, например, пополнение словарного запаса возможно не только за счет устного общения, но и благодаря чтению и письму. Вторичные отклонения являются основными объектами психолого – педагогической коррекции развития при нарушенном слухе. Поэтому необходима наиболее ранняя коррекция вторичных нарушений. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а потребуют более сложных специальных усилий по преодолению нарушений. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации. (Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002)

Отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического ра-звития после рождения и ускорение в последующие периоды. И.М. Соловьев объяснял это: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течении последующего времени. Вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка, тем быстрее и значительнее происходит компенсация недостающего или не полностью работающего органа, в данном случае слуха.

Развитие мышления у глухих детей идет в том же направлении, что и у слышащих: развиваются возможности практического анализа, сравнения, синтеза. Однако более сложные процессы, требующие высокого уровня обобщения и синтезирования целого, развиваются медленнее. Вместе с тем участие детей в практической деятельности, ориентирование в окружающем мире, осмысление назначения различных предметов, понимание некоторых явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, способствуют возможности осуществлять практический анализ, синтез, наглядное обобщение.

Детям с нарушениями слуха старше пяти лет становятся доступными такие задания, как осуществление простейшей предметной классификации: группировки предметов по форме, цвету, величине; выстраивание сериационных рядов. Все это происходит в результате совместной со взрослыми деятельности, демонстрации способов выполнения различных действий, уточнения значения соответствующих слов. ( Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001.)

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Вопрос о зрительном восприятии следует рассматривать применительно к этапам его развития в детском возрасте. Как уже отмечалось, у детей с нарушением слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и синтезирования целого, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее. При зрительном восприятии им труднее совершать единый аналитико – синтетический процесс, а неполнота анализа и синтеза может привести к неверному объединению элементов.

Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляется при анализе восприятия изображений детьми с нарушениями слуха: они испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно – временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, контурных изображений предметов; дети могут не узнавать предмет, если он частично закрыт другим.

Из -за поражения слуха ребенку тяжело общаться с окружающими людьми, взаимодействие со средой обеднено. Психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Поэтому компоненты психики у детей с нарушением слуха развиваются в иных пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно –образного и словесно – логического мышления; письменная речь в двух формах - импрессивной (чтение) и экспрессивной(письмо) – приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.

3 ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В данной главе мы ссылались на : Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

1 год обучения

Формирование представлений о количестве, величине, форме, пространственных отношениях

I . Количество

Учить детей выделять один предмет и много из группы однородных предметов по подражанию, образцу, слову. Составлять множества из единичных предметов, раскладывать множества на единицы. Познакомить со словами один, много. Практическое сравнение множеств в пределах 3 (без словесного определения), выбор 1 и 2 предметов из множества. Проводить соотнесение по количеству в игре и в быту, сопоставляя привычно объединяемые предметы (чашки — блюдца, тарелки — ложки, коробочки — крышки, половинки матрешек и т. д.). Использовать соотнесение предметов с количеством пальцев.

II . Величина

Учить сопоставлять предметы по величине в игровой ситуации (например: кукла большая — кровать маленькая, дом маленький — мишка большой, ворота маленькие—машина большая). Познакомить детей со словами большой, маленький.

III . Форма

Учить различать шар « куб и учитывать форму при работе с дидактическими игрушками при выборе из 2—3 (игры «Что катится, что не катится», «Найди окошко» — проталкивание шаров и кубов в прорези коробки).Познакомить детей со словами шар, куб.

IV . Ориентировка в пространстве

Учить детей ориентироваться в пространстве комнаты и пространственном расположении предметов: тут — там, внизу — наверху, рядом (в процессе труда по самообслуживанию, в конструировании, в предметно-игровой деятельности).

К концу года дети должны:

выделять один и много предметов из множества однородных предметов;

соотносить предметы по количеству в пределах 3 в игровой и бытовой ситуации (без называния количества);

уметь сопоставлять два предмета по величине (большой — маленький) в игровой и бытовой ситуации;

различать шар и куб в играх (с называнием: шар, кубик).

Речевой материал: делай так, один, много, большой, маленький, такой, не такой, шар, кубик, тут, там, внизу, наверху, рядом.

II год обучения

I . Количество и счет

Учить сравнивать группы по количеству входящих в них предметов: устанавливать равенство и неравенство, пользуясь наложением и приложением; соотносить множества в пределах 3 зритель­но, брать нужное количество предметов группой в пределах 3; соотносить количество предметов в пределах 3 с количеством пальцев. Познакомить со словами сколько, столько, поровну, больше, меньше.

II . Величина

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по высоте, ширине, длине, обозначать результат сравнения словами. При сопоставлении предметов по заданному признаку пользоваться приложением и наложением, учитывать величину в работе с дидактическими игрушками. Познакомить детей со словами выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, одинаковые.

III . Форма

Учить детей различать, шар, куб, круг, квадрат, треугольник; соотносить плоскостную и объемную форму; учитывать форму в работе с дидактическими игрушками. При соотнесении объектов по форме пользоваться наложением, приложением, обследовать предметы зрительно и тактильно-двигательно. Познакомить детей со словами шар, куб, круг, квадрат.

IV . Ориентировка в пространстве

Учить детей ориентироваться в пространстве комнаты: далеко— близко (тут — там),внизу — наверху, рядом (около). Учить раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо.

К концу года дети должны уметь выделять один и много предметов из множества, отвлекаясь от несущественных признаков — цвета, формы, величины, по подражанию, образцу, слову; составлять множества из единиц; сопоставлять группы предметов по количеству, устанавливать равенство и неравенство групп; брать предметы группой при соотнесении в пределах 3, соотносить один, два, три предмета с количеством пальцев; сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по высоте, длине, ширине; различать объемные и плоскостные геометрические формы — шар, куб, круг, квадрат, треугольник; иметь представление о том, что такое далеко, близко, наверху, внизу, рядом, ориентируясь от себя; уметь опираться в деятельности на величину, форму, пространственное расположение предметов; пользоваться при сопоставлении по количеству, величине, форме приемами наложения и приложения, при обследовании величины и формы опираться не только на зрительное, но и на тактильно-двигательное восприятие.

Речевойматериал:один, много, сколько, столько, где, поровну, больше, меньше, .выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, одинаковые, шар, куб, квадрат, треугольник, там, тут, далеко, близко, наверху, внизу, рядом, такой, не такой; дай, такой, дай столько (же), делай так.

III годобучения

I . Количество и счет

Учить детей выделять из множества 1, 2, 3, 4, 5 предметов по подражанию, образцу, слову; соотносить количество предметов в пределах 5 с количеством пальцев; познакомить с числительными в пределах 5.

Учить считать предметы в пределах 5, пользуясь правильными приемами:

называть числительные по порядку, последовательно указывая на предметы, расположенные в ряд;

относить последнее числительное ко всей группе предметов, т. е. выделять итоговое число (всего три мяча);

согласовывать в итоговом числе числительное с существительным (один мяч, два мяча, два гриба, пять грибов и г. п.).

Учить порядковому счету в пределах 5. Познакомить с порядковыми числительными. Учить различать порядковый и количественный счет, отвечать на вопросы сколько? и который? (или какой по счету?).

Продолжать формировать у детей представление о том, что количество не зависит от цвета, формы, величины предметов. Показать независимость количества от расположения объектов в пространстве (от расстояния объектов друг от друга, от конфигурации расположения).

Закреплять представления о равенстве и неравенстве групп предметов, учить сопоставлению групп с помощью разных способов: наложения, приложения, пересчета; выражать результат сравнения в словесной форме; сравнивать по количеству не только однородные, но и разнородные группы предметов; преобразовывать неравенства в равенства — добавлять к меньшей группе недостающий предмет, отнимать от большей группы лишний предмет при разнице в единицу.

Подводить детей к пониманию состава числа: учить раскладывать множества, состоящие из 2, 3, 4 предметов на равные группы; составлять число из разных групп: 2=1 + 1; 3=1 + 1 + 1 = 2+1 = 1+2;4=1+ 1 + 1 + 1 = 1 + 1 + 2=2+1+ 1 = 2 + 2 = 3+1 = 1 + 3; познакомить с образованием числового ряда в пределах 5 (присчитывание по единице).

Учить детей объединять и разъединять предметы с открытым результатом в пределах 5, с закрытым результатом в пределах 3.

Учить считать количество звучаний (хлопков, ударов в барабан и т. п.), воспринимать количество предметов на ощупь.

II . Величина

Продолжать учить детей учитывать величину предметов в деятельности; сопоставлять (соизмерять) предметы по длине, высоте, ширине путем прямого наложения и приложения. Учить при соизмерении пользоваться одной точкой отсчета (предметы при соизмерении должны лежать рядом, на одной линии, стоять на одной плоскости и т. п.). Учить сопоставлять предметы по толщине (толще — тоньше) путем приложения.

Учить детей сравнивать (соизмерять) два предмета с помощью третьего — с помощью условной меры.

Учить раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке по ширине (например, широкий, уже, уже, ... уже, самый узкий), толщине, высоте, длине, пользуясь определенной точкой отсчета. Обратить внимание детей на относительность величин: один и тот же предмет оказывается по отношению к одному маленьким, а по отношению к другому — большим.

III . Форма

Продолжать учить детей воспринимать плоскостные и объемные формы — шар, куб, квадрат, круг, треугольник; запоминать формы в условиях деятельности, выбора по образцу, отсроченного выбора по образцу, выделять форму в предмете, пользоваться словесным обозначением формы. Познакомить детей с цилиндром, параллелепипедом (бруском), прямоугольником, овалом. Продолжать учить детей обследовать форму зрительно и тактильно-двигательно. Формировать у детей представление о том, что фигуры одной и той же формы могут быть разной величины, разного цвета.

IV . Ориентировка в пространстве и времени

Продолжать учить детей ориентироваться во времени и воспринимать пространственные отношения между объектами: далеко, близко, внизу, наверху, рядом. Учить воспринимать эти отношения, ориентируясь от себя и от другого объекта, принятого за точку отсчета; правильно воспринимать верх и низ бумаги, соотносить пространственные отношения в объеме и на плоскости.

Учить детей различать правую и левую руку, расположение предметов справа и слева от себя, направление слева направо (в процессе деятельности).

Учить детей ориентироваться в процессе деятельности на заданный темп, обозначенный словами быстро, медленно; различать времена суток: ночь, утро; познакомить со сменой дней: сегодня, завтра.

К концу учебного года дети должны:

уметь выделять предметы из множества, владеть количественным и порядковым счетом, выделять итоговое число, соотносить количество предметов с количеством пальцев, с числительным, с цифрой в пределах 5; понимать, что количество не зависит от цвета, формы, величины, расположения предметов в пространстве; сопоставлять группы предметов по количеству с помощью наложения, приложения, пересчета; преобразовывать неравенства в равенства, прибавляя или отнимая один элемент (предмет); раскладывать множества в пределах 4 на разные группы и составлять из разных групп; уметь образовывать числовой ряд от 1 до 5 путем присчитывания по единице; владеть операциями объединения и разъединения на предметах в пределах 5;

уметь сравнивать предметы по величине путем наложения, приложения и с помощью условной меры (два предмета); раскладывать в порядке убывающей и возрастающей длины, ширины, высоты, толщины, соблюдая точку отсчета;

воспринимать форму предметов, пользуясь зрительным и тактильно-двигательным восприятием; отвлекаться при восприятии формы от величины, цвета, функционального назначения предмета; различать все указанные в программе формы;

ориентироваться в пространстве от себя и от других предметов: далеко, близко, внизу, наверху, рядом; различать левую и правую руку; верх и низ бумаги; уметь при пересчете, наложении, приложении двигаться слева направо.

Речевой материал: два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, всего, наложи, приложи, который, разложи, все, толще, тоньше, начало, обведи, ощупай, измерь, цилиндр, брусок, овал, прямоугольник, верх, низ, левая, правая, слева, справа, где; разложи по порядку; разложи по-другому; дай столько же морковок; морковок больше, а зайцев меньше; тут меньше, а тут больше; два гриба, пять грибов, четыре конфеты; сделай поровну; сколько всего, всего пять конфет; три больше, а два меньше; тут и тут поровну.

IV год обучения

1 Количество и счет

Формировать у детей представление о числах до 10 на основе действий со множествами и измерений с помощью условной меры.

Учить детей выбирать предметы из множества по слову, цифре, по образцу; соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах 10. Познакомить с числительными и числами в пределах 10. Учить выделять из множества предметы, имеющие разные свойства: Дай все синие; все длинные, все шары; все круги,

Пересчитывать выделенные предметы (Сколько шаров?) и всю совокупность в целом (Сколько всего игрушек?).

Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10 с соблюдением всех известных детям приемов:

называние числительных по порядку, слева направо, соотнесение каждого числа с предметом;

выделение итогового числа при количественном счете;

согласование в итоговом числе числительного с существительным.

Продолжать учить различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы сколько? и который?

Продолжать формировать представление о том, что количество не зависит от цвета, формы, величины, расположения предметов в пространстве, их функционального назначения.

Познакомить детей с обратным счетом в пределах 5.

Закреплять представления о равенстве и неравенстве групп предметов, учить самостоятельно выбирать способ сопоставления в зависимости от количества объектов, их свойств, пространственного расположения и т. п.; выражать результат сравнения в словесной форме; преобразовывать неравенства в равенства в пределах 10, добавляя или отнимая 1 и 2 предмета.

Продолжать знакомить детей с образованием числового ряда в пределах 10 путем присчитывания по единице; показать место числа в ряду, опираясь на конкретный материал (6 меньше 7, 6 больше 5; 6 меньше 7, если добавить 1, будет 7; 6 больше 5, если взять 1, будет 5).

Продолжать подводить детей к пониманию состава числа: закрепить умение раскладывать на группы предметы в количестве 4 и составлять группу из 4 предметов; учить раскладывать на группы предметы в пределах 7 и составлять такие группы из меньших— из единиц, двоек, троек. Познакомить с разменом монет в пределах 5 (3 коп.= 1коп.+ 1 коп. + 1 коп.= 1 коп.+ 2 коп.; 5 коп.= 1 коп.+1 коп.+ 1 коп.+ 1 коп.+ 1 коп.=1 коп.+1 коп. + 1 коп + 2 коп.= 1 коп.+ 1 коп. + З коп. = 3 коп.+ 2 коп.; 2 коп.= 1 коп.+ 1 коп.).

Продолжать формировать у детей операции объединения и разъединения на предметах: с открытым результатом в пределах 7, с закрытым результатом в пределах 5. Познакомить со знаками + , —, =. Учить фиксировать процесс и результат операций с помощью разрезных цифр.

Продолжать использовать при счете слуховое и тактильно-двигательное восприятие: считать количество звучаний, считать количество предметов на ощупь.

II . Величина

Учить детей с помощью условной меры определять величину (длину, ширину, высоту) протяженных и объемных, сыпучих и жидких тел; при измерении протяженных тел выделять часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложилась в измеряемом объекте; при измерении сыпучих и жидких тел вырабатывать представление о выбранной мере как об измененной величине; учить соблюдать одинаковую полноту меры; с помощью измерения сопоставлять величину протяженных, объемных, сыпучих и жидких тел.

Продолжать учить при непосредственном сопоставлении предметов по величине пользоваться единой точкой отсчета; раскладывать предметы в убывающем и восходящем порядке, пользуясь единой точкой отсчета. При использовании измерения показать количественный состав числа в пределах 5.

Учить сравнивать с помощью условной меры численность групп, состоящих из отдельных предметов.

Познакомить детей с простейшими задачами (в пределах 5).

III . Форма

Познакомить детей с округлыми и угловатыми формами: сопоставлять формы, у которых есть углы, прямые стороны (куб, квадрат, параллелепипед, прямоугольник, треугольник), и формы, у которых нет углов (шар, круг, цилиндр, овал). Продолжать учить выделять форму в предметах и группировать предметы по форме.

IV . Ориентировка в пространстве и времени

Продолжать развивать у детей ориентировку в пространстве: познакомить с направлениями: впереди (перед), сзади (за) от себя и от другого предмета, принятого за точку отсчета (впереди меня; сзади, за мной, перед шкафом, за шкафом).

Учить различать правую и левую сторону, середину листа бумаги; двигаться в заданном направлении: вперед, назад, вправо, влево.

Продолжать учить детей различать время суток: ночь, утро, день, вечер; познакомить со сменой дней: вчера, сегодня, завтра.

Формировать у детей первоначальные представления о возрасте; познакомить с вопросом Сколько тебе лет? Дать первичные представления о неделе: в неделе 7 дней, дни называются по-разному; в детский сад мы приходим в понедельник, домой уходим в субботу; понедельник — первый день недели.

К концу года дети должны:

иметь представление о числах до 10; уметь считать в пределах 10, различать и называть цифры в пределах 10, понимать независимость числа от цвета, формы, величины, назначения, пространственного расположения элементов в пространстве; уметь сравнивать последовательные числа в пределах 10; знать различия между количественным и порядковым счетом; владеть обратным счетом в пределах 5. Ориентироваться в составе числа в пределах 7; производить операции объединения и разъединения на предметах в пределах 5 с закрытым, в пределах 7 с открытым результатом; уметь -записать проведенное на предметах действие и его результат в виде примера (2+1 = 3; 3—1 = 2 и т. п.) с помощью разрезной азбуки; решать простейшие задачи по демонстрации действий. При употреблении числительных согласовывать их с существительными;

уметь сравнивать величину протяженных тел разными способами— наложением, приложением, измерением с помощью условной меры; раскладывать объекты по возрастающей и убывающей величине, соблюдая точку отсчета; сравнивать с помощью условной меры объем сыпучих и жидких тел, а также численность групп, состоящих из отдельных предметов;

различать и называть знакомые геометрические формы; сопоставлять объемные и плоскостные (графические) формы; выделять форму в предметах, группировать предметы по форме; иметь представление об округлых и угловатых формах;

ориентироваться в пространстве листа бумаги (верх, низ, середина, левая, правая сторона); ориентироваться в пространстве, принимая за точку отсчета себя или другой предмет (наверху, внизу, рядом); знать направления (справа, слева, впереди, сзади от себя); двигаться в заданном направлении (вперед, назад, вправо, влево);

иметь представление о времени суток (ночь, утро, день, вечер); о смене дней (вчера, сегодня, завтра); знать, что в неделе 7 дней, первый день недели — понедельник.

Речевой материал: шесть, семь, восемь, девять, десять, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый, впереди, сзади, за, перед, слева, справа, налево, направо, вперед, назад, середина, наверху, внизу, угловатый, округлый, угол, сторона, прямая, обратно, прибавить, отнять, плюс, минус, равно, если, неделя, понедельник, суббота, день, вечер, пример, составь, разменяй, повернись, копейка; считай обратно; иди прямо (вперед, назад и т. п.), не ходи назад (влево) и т. п., повернись налево (направо, назад); если добавить (принести, купить, слепить и т. п.) /, будет 3; если отнять (взять, унести, съесть и т. п.) /, будет 2; Сколько тебе лет? Разменяй 5 копеек и т. п.

V год обучения

I . Количество и счет

Продолжать учить детей количественному (прямому, обратному и порядковому) счету в пределах 10. Познакомить с числами и цифрами в пределах 20, учить отсчитывать нужное число предметов из большого количества. Научить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему, уменьшать или увеличивать число на 1 в пределах 10, понимать отношения между числами (больше, меньше, поровну) в пределах 10 (5 больше 4 на 1; 4 меньше 5 на 1 и т. п.). Продолжать формировать у детей представление о независимости числа от формы, величины, предметной отнесенности, расположения предметов в пространстве. Познакомить с составом числа на числах до 10; учить составлять группу предметов в пределах 10 из единиц, двоек, троек; раскладывать большую группу предметов на меньшие; учить называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке от любого числа; выкладывать числовой ряд в пределах 20; учить составлять большее число из двух меньших на числах до 10, обозначая указанное действие соответствующими знаками и цифрами из разрезных цифр (5 + 2=7; 4 + 3 = 7 и т. п.); раскладывать большее число на два меньших числа до 10, обозначая указанное действие соответствующими знаками и цифрами (5—3= 2; 7 — 2 = 5 и т. п.). Познакомить с разменом монет в пределах 10, используя монеты достоинством 1 коп., 2 коп., 3 коп., 5 коп., 10 коп.

Продолжать учить детей сравнивать численность групп, состоящих из отдельных предметов, с помощью условной меры; сравнивать группы предметов по количеству, используя разные способы сопоставления, самостоятельно прибегать к сравнению групп в практической ситуации, выбирать наиболее адекватный способ сопоставления; упражнять в объединении и разъединении совокупностей предметов с открытым и закрытым результатом в пределах 10 с записью в виде примеров (с помощью разрезных цифр).

Продолжать учить составлять и решать простейшие задачи по демонстрации действий и наглядные задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать результат в виде примера (безусловия), пользуясь разрезными цифрами. Учить детей обыгрывать действия с помощью предметов, рисовать тексты знакомых (составленных на занятиях) задач.

II . Величина

Продолжать учить детей соизмерять предметы по величине (протяженные, объемные, сыпучие, жидкие тела) с помощью всех известных детям способов, самостоятельно выбирать соответствующий данной конкретной задаче способ; показать детям зависимость числа от величины выбранной условной меры (чем больше мера, тем меньше число, и наоборот). Показать детям, что окончательное суждение о величине (больше — меньше — одинаково) нельзя выносить, опираясь на какое-либо одно измерение — длину, ширину, высоту, нужно сопоставить все основные параметры.

III . Форма

Закрепить и расширить имеющиеся у детей представления об округлых и угловатых формах. Познакомить с четырехугольником, его свойствами и разновидностями (квадрат, прямоугольник и др.), отграничить от других многоугольников, не давая названия «многоугольник». Учить детей группировать геометрические формы со сменой основания — угловатые и округлые; квадраты и прямоугольники; все объемные и все плоскостные; круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шестиугольник, четырехугольник и другие игровые формы — по заданному образцу; оформлять результат группировки в слове, отвечая на вопрос: Почему ты разложил так?

IV . Ориентировка в пространстве и времени

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, принимая за точку отсчета себя или другой предмет; двигаться в заданном направлении; ориентироваться в пространстве листа бумаги. Учить соотносить положение предмета в реальном пространстве; направления движения в реальном пространстве с его изображением на листе бумаги (графическим изображением).

Учить детей ориентироваться в близких отрезках времени — день, час, минута; познакомить с часами, учить определять время в пределах часа. Продолжать знакомить с днями недели: в неделе 7 дней, первый день недели — понедельник; познакомить с названиями всех дней недели.

Уточнить представление детей о временах года, их количестве, последовательности; познакомить с месяцами; знакомить с названием каждого текущего месяца.

К концу года дети должны:

владеть количественным (прямым и обратным) счетом в пределах 10; знать место числа в -числовом ряду, уметь сравнивать соседние числа в пределах 10; знать названия числительных и цифр в пределах 20; уменьшать и увеличивать число на 1 в пределах 10; при пересчете выделять итоговое число, согласуй числительное с существительным;

уметь выделять из множества любое количество предметов з пределах 10 по образцу, слову, цифре; уметь сравнивать по количеству группы предметов, пользуясь разными способами сопоставления, выбирать наиболее подходящий способ; понимать, что количество не зависит от чувственно воспринимаемых свойств предметов— цвета, формы, величины, материала, расположения элементов в пространстве, а также от их предметной отнесенности;

знать состав числа в пределах 10, уметь раскладывать большее число на меньшие и составлять большее число из меньших (на предметах), записывать действия с помощью разрезных цифр и знаков « + », « —», « = »; разменивать монеты в пределах 10;

составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 по демонстрации действий и на предметах, записывать решение в виде примера из разрезных цифр; знакомые задачи изображать в действиях, на предметах, в рисунках;

уметь соизмерять по величине протяженные и объемные предметы, сыпучие и жидкие тела, пользуясь разными способами (приложением, наложением, измерением), выбирать соответствующую меру, соблюдать ее единство (полноту); понимать, что длина, ширина, высота, толщина не полные определения величины (величина зависит от нескольких измерений); при сопоставлении объектов пользоваться единой точкой отсчета;

иметь представление об округлых и угловатых формах, о четырехугольнике; уметь группировать формы со сменой основания;

ориентироваться в пространстве, принимая за точку отсчета себя или другой предмет; соотносить реальное пространство с его графическим изображением; ориентироваться в пространстве листа бумаги; двигаться в заданном направлении;

ориентироваться в близких, доступных восприятию отрезках времени: день, час, минута; иметь представление о смене дней— вчера, сегодня, завтра; о днях недели — количество, названия, последовательность; о временах года — количество, названия, последовательность; о месяцах — название текущего месяца;

знать все слова и выражения, связанные с предусмотренными программой требованиями по формированию элементарных математических представлений на всех годах обучения.

Речевой материал: одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать; порядковые числительные от 11 до 20; вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; время, час, минута, часы, стрелки; названия месяцев; задача; четырехугольник; считай дальше, считай обратно; Сколько времени (который час)? Почему ты так разложил, положил, сделал? и т. п.

4 Заключение

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка с нарушенным слухом на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

В данной программе для детей слабослышащих сохранено традиционное базовое содержание. Наряду с этим учитывались современные подходы к обновлению содержания и методов дошкольного образования с позиции комплексного развития личности ребенка с нарушенным слухом. В связи с этим программа ориентирована прежде всего на практическую реализацию задач всестороннего воспитания ребенка с нарушениями слуха и развития его творческих способностей на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, конструирование и др.

Исходные принципы построения программы эффективно обеспечивают как определенный уровень общего психического развития ребенка, так и его собственно математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей ( количество, число, порядок, равенство – неравенство, целое – часть, величина – мера и др.), а также некоторых умений и навыков( счет, измерение, классификация и др.).

Таким образом, в широком контексте программа нацелена на формирование основ интеллектуальной культуры личности и тех качеств, которые необходимы ребенку для успешного вхождения в «большую школьную жизнь», овладения навыками учебной деятельности; развития любознательности, самостоятельности, произвольности, инициативности, коммуникативности, творческого самовыражения.( Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. М., 2008)

Значительное внимание в программе уделяется развитию психических процессов: слухового и зрительно – пространственного восприятия, внимания, речи, памяти, воображения, а также зрительно – моторных координаций. На основе привлечения внимания к количественным и пространственным отношениям предметов, их моделирования у детей формируются навыки умственной деятельности, первые логические операции, развиваются творческое и вариативное мышление, способность мыслить и действовать самостоятельно. Важнейшее значение в программе придается анализу, сопоставлению, противопоставлению и связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения.

Большое внимание уделяется речевому материалу, он дается дозировано и в соответствии с их возрастными возможностями. Развитие математических представлений тесно связано с умственным развитием ребенка. Математические знания и умения детей являются основой изучения математики в школе. Однако усвоенные знания окажутся полезными, если они опираются на понимание математических отношений, усвоение состава числа, и бесполезными, если они усвоены механически.

Цели и задачи программы достижимы при условии органического сочетания обучения с воспитанием; развивающего характера обучения, который предполагает активное использование метода моделирующих действий, эмоционально –деятельностный подход и сотворчество воспитателей и детей, всесторонний учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, преемственность содержания обучения в детском саду с примерной программой по математике для начальной школы.

Содержание программы характеризуется комплексностью. В ней объединены элементы арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики.

Реализация программы предполагает широкое использование наглядно – практических и проблемно – поисковых методов обучения, детского експериментирования, самостоятельного «открытия» ребенком математических закономерностей, проведения различных операций с множествами и величинами (формирование множеств; выделение, объединение, удаление частей множества; деление непрерывных величин на части и измерение их с помощью условных мер; рассмотрение отношений целого и части и т.д.)

Большое внимание в программе уделяется геометрической пропедевтике: выполнению разнообразных игровых и практических упражнений, связанных с обследованием фигур на плоскости и в пространстве, анализом их свойств, развитием умения выделять в них сходство и различия, классифицировать, упорядочивать, конструировать, создавать фигуры по собственному замыслу, по выкройке, образцу, описанию, представлению; развитию геометрической зоркости: умению распознавать фигуры на рисунке, чертеже, видеть форму предметов в целом и отдельных частей, а также представление в различных ситуациях.

Программа предполагает использование геометрического материала для развития у детей наглядно – образного и элементов абстрактного мышления. Так, при ознакомлении с различными геометрическими фигурами (кругом, овалом, отрезком, многоугольником) воспитатель использует их в качестве наглядной основы для развития счетных навыков, представлений о долях величин и их отношениях, решения различных практических задач. Геометрические фигуры также широко используются для развития умения доказывать, делать доступные умозаключения и обобщения.

В программе уточнено содержание работы по развитию представлений о пространства и времени, определены задачи по формированию умения оперировать средствами, выраженными в знаково – символических формах, понимать значение некоторых общепринятых условных обозначений (знаков, символов), «читать» простейшую графическую информацию, предназначенную для решения различных жизненных задач ( изображение направления движения объектов в пространстве; ориентирование в схемах, планах, маршрутных картах).

В программе нашли отражение пять основных содержательно – методических линий, которые соответствуют пяти основным тематическим блокам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Объем программного содержания этих разделов от одной возрастной группы к другой расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях, что создает оптимальные условия для формирования у детей с нарушенным слухом необходимых представлений, умений и навыков.

5 Список используемой литературы

1 Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду – М., Мозаика – Синтез, 2008

2 Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., Академия, 2002.

3 Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., Владос, 2001.

4 Дефектологический словарь: В 2 т./ Под редакцией В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М –Воронеж, МОДЕК, 2007.

5 Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6 – 7 лет. – М., Гном – пресс, 1999.

6 Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 1984.

7 Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение, 1990.

8 Новикова В.П.Математика в детском саду. – М., Мозаика – синтез, 1999.

9 Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

10 Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1991.

11 Русскова Л.В. Методические рекомендации к « программе воспитания и обучения в детском саду». – М.,Просвещение,1986.

12 Сурдопедагогика /Под ред. Е.Г.Речицкой. – М.,Владос, 2004.