Реферат: Кризис финансовой системы и пути его преодоления

Название: Кризис финансовой системы и пути его преодоления
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

1. Кризис финансовой системы и пути его преодоления

Точного определения термина “финансовый кризис” не существует. Разные словари определяют его по-разному. Так “Большой экономический словарь” под редакцией А.Н.Азрилияна определяет финансовый кризис как глубокое расстройство государственных финансов, возникшее в результате общего кризиса экономики. Финансовый словарь Макмиллана определяет финансовый кризис как резкое, кратное, циклическое ухудшение всех или группы финансовых индикаторов, таких как ставки рефинансирования, цены активов коммерческих банков, и провал финансовых институтов. Одно из направлений изучения финансовых кризисов увязывает их с кредитными циклами. Часто финансовый кризис отождествляют с валютным. [1]

На основании изучения мировых, реги­ональных и страновых социально-экономи­ческих кризисов предыдущих лет (Великая депрессия 1930-х годов, кризис 70- х годов, финансовый кризис 1998г. и др.) экономис­ты пришли к выводу, что их траектории раз­виваются, как правило, по двум агрегирован­ным сценариям: дефляционному и стагфляционному. Первый характеризуется длитель­ным снижением уровня цен и значительным ростом безработицы, второй - интенсивной инфляцией на фоне резкого снижения объе­мов производства.

Борьба с дефляцией предполагает, в пер­вую очередь, активизацию спроса. Последняя осуществляется, как правило, за счет увели­чения бюджетных расходов, формирования дефицитного бюджета (в разумных пределах), удешевления финансовых ресурсов посред­ством снижения процентных ставок, умень­шения налогового давления на экономику.

При стагфляционном пути развития социально-экономического кризиса инстру­менты его преодоления принципиально иные. На первый план выходят монетарные фак­торы: жесткий контроль за денежной мас­сой, снижение бюджетных расходов, безде­фицитный (либо профицитный) бюджет, высокие процентные ставки. При борьбе с кризисом, развивающимся по первому сце­нарию, решается ключевая задача - активи­зация инфляционных процессов, по второ­му - стерилизация инфляционных факто­ров. Очевидно, что противоположные цели требуют применения и альтернативных ме­тодов их достижения.

Специфика современного глобального финансово-экономического кризиса состоит в том, что в его орбиту оказались вовлечен­ными национальные экономики стран, нахо­дящихся на разных уровнях социально-эко­номического развития (высокоразвитые, пе­реходные, развивающиеся), реализующих различные социально-хозяйственные модели, имеющих неодинаковую степень интеграции в мирохозяйственный комплекс и мировую финансовую систему. Именно это обуслови­ло разнонаправленность кризисных векторов в странах с высокоразвитой экономикой и в государствах с переходной структурой хозяй­ства. В первой группе стран (США, государ­ства Евросоюза, Япония и др.) кризис раз­вивается по классическому дефляционному сценарию, а во второй (Россия, Украина, Беларусь и др. страны СНГ) - преимуще­ственно по стагфляционной траектории: рост цен, падение объемов производства, удоро­жание денег.

Борьба с дефляцией приведет к росту инфляции в западном мире, который будет выталкивать ее за свои пределы, т. е. в пере­ходные и развивающиеся экономики. Пос­ледние, слепо копируя западные рецепты преодоления кризиса, будут лишь активно раскручивать инфляционные процессы, что, в конечном счете, быстро приведет их в стагфляционную ловушку.

Таким образом, то, что представляется вполне приемлемым для развитых экономик (США, Евросоюз) - мощные финансовые вливания, дешевые деньги - может оказать­ся смертельным лекарством для развиваю­щихся и переходных экономик. Поэтому многие меры, вырабатываемые сегодня ми­ровым сообществом на глобальном уровне («Группа двадцати» (G-20), «Большая семер­ка», Совет Европы, Всемирный эконо­мический форум), требуют крайне осторож­ного подхода при использовании в конкрет­ных странах. Они, вероятно, будут способ­ствовать преодолению кризиса в развитых странах, что уже хорошо, поскольку эпицентр мировой финансово-экономической нестабильности и ее корни находятся именно там. Что же касается национальных экономик переходного типа, то они должны вырабаты­вать во многом индивидуальные методы пре­одоления кризиса. Последнее обусловлено сущностью их природы, неоднородностью хозяйственных структур, разной степенью интегрированности в мировую экономику, различиями в развитии рыночных отноше­ний и институтов, доминированием стагфляционных процессов. Это должны быть индивидуальные наборы мер преодоления кризиса, сочетающие в себе в различных пропорциях инструменты антиинфляционного и антистагфляционного воздействия.

Имеется и еще один фактор, который априори предполагает применение разного набора антикризисных мер для развитых, развивающихся и переходных экономик. Более того, течение современного финансо­во-экономического кризиса свидетельствует о том, что именно из-за наличия этого фак­тора наборы антикризисных мер в опреде­ленной степени разнятся и в развитых стра­нах. Таким фактором является доллар, мно­гие десятилетия выступающий в качестве лидирующей мировой резервной валюты. Наличие этого статуса у доллара позволяет США достаточно свободно запускать печатный станок и не бояться сиюминутных негативных последствий эмиссии. Сегодня США имеют отрицательное сальдо внешней тор­говли товарами и услугами в размере 1,5 % ВВП, что эквивалентно 190 млрд долл. США или четырем годовым объемам ВВП Бела­руси. С экономической точки зрения, это означает, что фактически остальной мир «бес­платно» работает на Америку, которая ис­пользует эмиссию доллара для оплаты тако­го колоссального дефицита. [2, с. 6]

Именно в силу этого обстоятельства США могут проводить в последние месяцы чрезвычайно экспансионистскую бюджетно-денежную политику и не опасаться суще­ственного ускорения обращения денег в стра­не. Специалисты считают, что скорость об­ращения денег в США не только не возрас­тает, как это обычно бывает в других странах при подобных обстоятельствах, а по некото­рым параметрам даже замедляется.

Отсутствие статуса лидирующей миро­вой резервной валюты у евро понуждает Ев­росоюз проводить куда более сдержанную, чем США, бюджетно-денежную политику, объясняет иной набор и соотношение анти­кризисных мер.

Факт наличия у доллара обозначенного статуса следует учитывать всем государствам при выработке современной антикризисной политики, поскольку нет каких-либо серьез­ных предпосылок для смещения его в среднесрочной перспективе с пьедестала лидирующеймировой резервной валюты1 . Ана­литики прогнозируют сохранение за ним доминирующих позиций в обозримом буду­щем по следующим причинам:

• во-первых, американская экономика все еще существенно превышает экономики всех других стран мира как по своим масшта­бам, так и по эффективности. В мировом объе­ме производства ВВП (по данным 2005г. по паритету покупательной способности) в 54,98трлн долл. на долю США приходится 22,5% (12,4трлн долл.). Это практически столько же, сколько производят все остальные стра­ны «семерки» вместе взятые (Германия, Фран­ция,Италия, Великобритания, Канада, Япо­ния). Их совокупная доля составляет 23,5%, или 12,9трлн долл. Удельный вес США в мировом ВВП, рассчитанный по обменному курсу, еще выше и составляет 27,4%. [2, с. 7]

Еще более разительные контрасты пре­подносят показатели эффективности. Так, про­изводительность труда на одного занятого в хозяйстве США (по ППС) в 1,38р. выше, чем в Японии и Германии, в 1,18р. - чем во Фран­ции и Италии, в 6,9р. - чем в Китае, в 9,3р. - чем в Индии, и в 3,65р. - чем в России. Зна­чительно большая, если не сказать шокирую­щая, дифференциация этого параметра наблю­дается в аграрном секторе стран. В Китае и Индии она ниже, чем в США, в 17р., в Рос­сии - в 5,2р., в Японии и Германии - в 2,1-2,2р., во Франции - на 23%. [2, с. 7]

США также занимают лидирующую позицию (вторые после Норвегии) и по про­изводству ВВП на душу населения (41,7тыс. долл.), опережая Японию (30,2),Германию (30,5),Великобританию (31,6),Францию (29,6),Италию (27,8),Канаду (35,1тыс. долл.). Значительно отстали по этому интег­ральному показателю, результирующему всю хозяйственную деятельность национальных экономик, страны БРИК: Бразилия (8,8тыс. долл.), Россия (11,9), Индия (2,1), Китай (4,0 тыс. долл.). [2, с. 7]

Кроме того, американский рынок кор­поративных облигаций и акций в 2,5-3,0 раза превышает аналогичный рынок в зоне евро. Такие его масштабы делают оправданными вложения даже в рисковые активы;

• во-вторых, нет каких-либо серьезных симптомов, свидетельствующих о стремле­нии центральных банков разных стран мира уйти от накопления золотовалютных резер­вов в долларах. За период 1990-2007 гг.доля доллара в инвалютных резервах стран даже выросла: с 50 до 63,8%. Те же изменения доли, которые имели место внутри этого интерва­ла в конце 90-х годов и в 2005 г., аналитики объясняют колебаниями курса ключевых валют. [2, с. 7]

Подтверждением справедливости обозначенного тезиса может служить и тот факт, что доля второй по значимости мировой резервной валюты – евро за 2002-2006 гг. оставалась практически неизменной - 24,2-25,2%;

• в-третьих, в пользу доллара говорят и масштабы накопленных резервов. Общая сумма мировых официальных резервов в долларах составляет гигантскую величину - 5 трлн, при этом на долю Китая приходится более 1 трлн долл. США. 5 трлн долл. - это совокупный годовой объем производства ВВП таких стран, как Япония и Канада. [2, с. 7-8]

Учитывая зависимость многих стран от доллара как резервной валюты, иностранные государства предпринимают и будут предпринимать серьёзные усилия по поддержанию этой валюты, недопущению коллапса мировой финансовой системы.

Как ни парадоксально, но современный мировой финансово-экономический кризис вконечном итоге также работает на укреп­ление доллара. Здесь нужно учитывать два обстоятельства. Первое. Американские инве­сторы являются крупнейшими держателями иностранных акций. Ихсобственность вэтом сегменте оценивается на уровне 5трлн долл. Смомента начала кризиса они предприни­мают серьезные усилия по репатриации вло­женных средств. Это обусловлено тем, что, несмотря на множество проблем на амери­канском фондовом рынке, он все же значи­тельно более устойчив, чем рынки развива­ющихся стран. В результате «международ­ные взаимные фонды в течение III квартала 2008 г. потеряли 31 млрд долл., в то время как американские фонды привлекли 28 млрд долл. Понятно, что по мере воз­врата средств американских инвесторов курс доллара будет расти. [2, с. 8]

Второе обстоятельство обусловлено тем, что развивающиеся страны, накопив­шие за последние годы значительные ресур­сы, стремятся приобретать именно амери­канские активы. Это также обеспечивает приток валюты в страну и способствует ро­сту курса доллара.

Таким образом, получается своеобраз­ный, но достаточно устойчивый во времени механизм стабилизации доллара. Он будет работать до тех пор, пока американская эко­номика не сдаст лидирующие позиции по качеству, эффективности и конкурентоспо­собности своего производства.

Единственным потенциальным конку­рентом доллара в качестве лидирующей ми­ровой резервной валюты может стать в от­даленной перспективе евро, но для этого необходимо соблюдение двух труднодости­жимых условий:

• все страны ЕС, включая Великобри­танию, должны войти в зону евро;

• обесценение доллара должно быть устойчивым и продолжаться достаточно дли­тельное время.

Однако большинство экспертов сходит­ся во мнении, что в отдаленной перспективе будет формироваться не однополярная, а многополюсная финансовая архитектура мира, базирующаяся на корзине валют веду­щих экономических держав.

Обратимся к современному финансово-экономическому кризису. Финансовые проблемы, начавшиеся в США летом 2007 г., достаточно последовательно и быстро трансформировались в гло­бальный экономический кризис, который сегодня оказывает негативное воздействие на экономические процессы в большинстве стран мира. Не стала исключением и Бела­русь, экономика которой ощущает отрица­тельные внешние воздействия с осени 2008 г. Первопричинами являются: сжатие внешне­го спроса на товары и услуги белорусских производителей, резкое сокращение внешних и внутренних кредитных ресурсов, опреде­ленное несоответствие проводящейся внут­ренней социально-экономической политики меняющимся условиям развития мировой хозяйственной системы.

Результатами стали резкое снижение темпов роста BBП (101,2% за январь-апрель текущего года), рецессия в промышленности (96,4%), существенное сокращение актив ноет и во внешней торговле товарами и услугами (61,3%), падение темпов роста производительности труда и почти двукратное снижение уровня рентабельности реализованной промышленной продукции (с 15,3 % 2008 г. до 8,0 % в январе-марте 2009 г.). [2, с. 4]

Наиболее значительно сократились объемы производства в машиностроении и металлообработке (78,2 % по отношению к январю-апрелю 2008 г.); лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, промышленности (76,6%),легкой (85,9%). На­рядусэтим выросли запасы готовой про­дукции.По отношению к среднемесячному объему производства в фактических ценах они составили на 1.05 2009г. 93,2%(на 1.05 2008г. - 51,5%).Наибольший рост запасов наблюдается в станкостроительной и инструментальной промышленности (237,4%),автомобилестроении (в 3,2р.), легкой про­мышленности (198,9%)- отраслях и подо­траслях с достаточно высоким экспортным потенциалом. [2, с. 4]

Тенденция снижения экспорта товаров и услуг в Беларуси проявилась уже в июле - августе 2008 г., и в январе текущего года он составил лишь 40% от июньского (2008 г.) значения. Объем экспорта товаров за январь-март 2009 г. (в фактических ценах) сократился на 48,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и на 23,2% - к декабрю 2008 г. При этом падение экс
порта в Россию и страны СНГ было более значительным, чем в государства вне Содружества. [2, с. 4]

Аналогичные процессы были присущи и импорту республики, но несколько с мень­шей интенсивностью. Результатом стало воз­растание отрицательного сальдо внешней торговли товарами: с -517,2 млн долл. в июне 2008 г. до -1100,5 млн долл. СШАв декабре. За три месяца текущего года сальдо внеш­ней торговли товарами составило -1866,3 млн долл. США ивыросло по сравнению прошлым годом в 2,5 раза. [2, с. 4]

Столь существенное падение экспортно-импортных операций обусловлено снижени­ем как средних цен, так ифизических объе­мов внешнеторгового оборота. По сравнению с январем-мартом 2008 г. средние цены экспорта упали на 30,4%, импорта на 18,4%. При этом физический объем экспорта умень­шился на 26,5%, импорта - на 16,5%. [2, с. 5]

Резко сократился физический объем эк­спорта в Россию – на 32,8%, при снижении средней цены на 21,7%. По импорту данные параметры составляют 17,8 и 26,5% соответ­ственно. [2, с. 5]

По-иному сложились эти показатели во взаимоотношениях со странами вне СНГ. Сред­ние цены на экспорт снизились существенно – на 34,4%, а на импорт – на 1, 5%. Продолжи­лась тенденция сокращения физического объе­ма и экспорта (21,1%), и импорта (11,9%). [2, с. 5]

Следствием такого развития процессов во внешнеторговой деятельности страны явился рост отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами. Оно вырос­ло с -2,7 млрд долл. США в 2007 г. до -4,4 млрд долл. в 2008 г. Только за IV квартал прошедшего года дефицит «подрос» на 2,3 млрд долл., а за декабрь - на 1 млрд долл. США. За три месяца текущего года сложи­лось также отрицательное сальдо на уровне 1531,3 млн долл. Результат - резкое умень­шение поступления валюты, возрастание спроса на нее. [2, с. 5]

За последние месяцы Национальному банку пришлось продать более 4,5 млрд долл. США, что, тем не менее, не спасло нацио­нальную валюту от разовой 20%-й девальвации и последующего обесце­нения. [2, с. 5]

Параллельно происходило ускорение инфляционных процессов. Начиная с сентяб­ря 2008 г. индекс потребительских цен на товары и услуги (по отношению к предыду­щему месяцу) не опускался ниже 101% и вырос в январе текущего года до 104,1% (фев­раль - 101,2%). Однако в последние два ме­сяца наметилась тенденция снижения этого индекса. В марте он составил 100,6%, а в апреле - 100,4%. В результате по данному параметру за четыре месяца текущего года Беларусь на фоне наших основных партне­ров по СНГ выглядит следующим образом: Россия - 106,2%, Украина - 106,9, Казах­стан - 102,8, Беларусь - 106,5%. [2, с. 5]

Серьезные трудности испытывает фи­нансово-кредитная система страны. Факти­чески, экономика вошла в режим кредитной рестрикции, что в конечном итоге может привести к снижению темпов роста произ­водства. В феврале 2009г. дефицит краткос­рочной рублевой ликвидности белорусских банков достиг 2,5 трлн руб., подавляющая часть которого приходится на системообра­зующие государственные банки. [2, с. 5]

Одновременно происходят сжатие сро­ков, на которые коммерческими банками привлекаются денежные средства и суще­ственное сокращение объемов кредитования субъектов хозяйствования и населения.

Совокупность обозначенных выше про­цессов в экономике страны может привести к возникновению новых угроз национальной безопасности, важнейшими среди которых являются: дальнейшее увеличение валового внешнего долга; чрезмерное сжатие денеж­ной базы и усиление режима кредитной рес­трикции; обострение проблем занятости и социальной защиты населения; деградация реального сектора экономики, снижение его конкурентоспособности на мировом рынке. Для их профилактики и преодоления требу­ется выработка системного антикризисного механизма, базирующегося, с одной сторо­ны, на глубоком анализе причинно-следствен­ных связей деструктивных явлений, миро­вом опыте преодоления социально-экономи­ческих катаклизмов, с другой - на совокуп­ности взаимосвязанных непротиворечивых мер оперативного, тактического и стратегического характера.

Рассмотрим таковые для Республики Беларусь.

Проведенный ранее анализ свидетель­ствует о том, что в Беларуси в последнее время инфляционные процессы протекают на фоне рецессии, которая пока носит характер снижения темпов роста, но в ближайшее вре­мя грозит перейти в стадию паления объе­мов производства и ВВП, что уже наблюда­ется в промышленности. С учетом экспорт­ной ориентации экономики страны выход из этой ситуации предполагает, в первую оче­редь, активизацию внешнего спроса, что, как понятно, в сложившихся условиях далеко не в полной мере зависит от Беларуси.

Наряду с этим в последнее время существенно вырос внешний государственный долг страны: он достиг 10,4 млрд долл. США.

Безусловно, нам еще да­леко до 25%-йдоли внешнего государствен­ного долга в ВВП, считающейся границей экономической безопасности по данному кри­терию. Однако для нашей экономики уже такой внешний долг может стать в ближай­шее время достаточно серьезной нагрузкой для бюджета. Особенно если учесть то обстоятельство, что мировой финансово-экономический кризис еще не достиг своего дна.

Фактором, ограничиваю­щим сегодня внешнее заимствование, явля­ется и план по строительству АЭС, для осу­ществления которого потребуется кредит в размере 9 млрд долл. [2, с. 9]

В связис этим правомерным представ­ляется вывод: увеличивать внешний государ­ственный долг нужно крайне осторожно, од­новременно создавая ресурсный потенциал возврата и направляя внешние займы пре­имущественно на рефинансирование ранее полученных займов и на подпитку так назы­ваемойподушки безопасности. Следовательно, нужно искать новые внутренние ресурсы для подъема экономики. А они находятся в сфере активизации многообразного внутрен­него спроса. Следует также усилить работу по привлечению прямых иностранных инве­стиций.

Уже эти два обстоятельства свидетель­ствуют о том, что в нашей стране антикри­зисный механизм будет носить сложный ха­рактер и основываться на мероприятиях как антистагфляционного, так и антидефляцион­ного свойства. Его сложность предполагает выверенность и четкую последовательность шагов, ориентацию, в первую очередь, на ре­шение таких задач, как:

• социальная поддержка слабозащищенных слоев населения;

• активизация экспортного сектора эко­номики и повышение ее конкурентоспособ­ности на внешнем и внутреннем рынках;

• достижение внешней сбалансирован­ности экономики;

• рационализация кредитной системы;

• совершенствование государственного управления в направлении обеспечения эф­фективного и устойчивого социального и экономического роста после восстановления внешней позитивной конъюнктуры.

Реализация этих задач предполагает осуществление, с одной стороны общесистем­ных мер, которые будут создавать необходи­мые условия и фон для проведения стаби­лизационных действий, с другой - меропри­ятий в наиболее проблемных сегментах реальной экономики и финансов.

В самом общемвиде общесистемные меры включают:

• определение минимальных значений основных социальных индикаторов развития общества, нарушать которые недопустимо и социально опасно. Социальная цена разверты­вающегося кризиса растет вслед за экономическим спадом и выражается в роек безрабо­тицы, снижении доходов населения, увеличе­нии девальвационных и инфляционных потерь, падении общего уровня и качества жизни лю­дей, особенно его наиболее уязвимых слоев;

• ограничение вмешательства органов государственного управления в хозяйствен­ную жизнь организаций, ведущего к росту запасов готовой продукции на складах. Это позволит пополнить денежную часть оборот­ных средств, сократить потребности в кре­дитных ресурсах;

• либерализацию экономической жиз­ни страны, которую следует проводить пос­ледовательно и эволюционно, всемерно под­держивая малый и средний бизнес;

• продолжение реализации комплекса мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата на основе модер­низации экономических институтов и орга­низационных механизмов.

Ключ к решению проблем снижения социальной цены кризиса лежит, в первую очередь, в производственной сфере. Поэто­му важнейшим элементом антикризисного механизма должны быть меры в реальном секторе экономики. Важнейшие из них:

• разработка перспективной (долгосроч­ной) программы по оздоровлению, модерни­зации, структурной перестройке на иннова­ционной основе реального сектора;

повышение технического уровня и ка­чества продукции, обновление технологичес­кой базы производства, активный переход к технологиям V и VI укладов. Сегодня в мире удельный вес шестого технологического уклада остается незначительным. Предполага­ется, что качественный скачок произойдет после завершения структурной перестройки ведущих экономик мира и перехода нового технологического уклада к фазе роста. Это наступит, по мнению специалистов, в середи­неследующего десятилетия. К этому времени годовой оборот рынка нанотехнологийдостигнет 1-1,5 трлн долл.[2, с. 10]

Поскольку трансформация националь­ного хозяйства на основе принципов новой экономики повлечет за собой радикальные изменения во всех системах и инструмен­тах, созданных для обслуживания индустри­ального общества, то они должны быть либо существенно изменены, либо заменены на новые. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в постиндустриальном обществе ра­дикально меняется роль информатики, про­граммного продукта и услуг. Этот сектор экономики становится более важным, чем производство материало- и энергоемкой про­мышленной продукции. Но для этого нуж­ны не только значительные финансовые ре­сурсы, но и четко выверенная программа действий, основанная на созданном заделе, приоритетах национального развития, интел­лектуальных возможностях общества. Поэто­му без программно-целевого решения здесь не обойтись. Тем более что мы существенно задержались на старте;

• увеличение объемов экспорта и опти­мизация импортных потоков на основе ра­ционализации развития импортозамещающих производств. Особое внимание нужно при­дать диверсификации внешних рынков сбы­та, активному вовлечению в зону экспорт­ных интересов Беларуси стран Азии, Афри­ки и Латинской Америки;

• поддержка отраслей экономики, ори­ентированных на внутренний спрос и обес­печивающих внутреннюю занятость (жилищ­ное строительство, аграрно-промышленный комплекс, транспортная инфраструктура (строительство дорог, мостов, логистических центров), деревообработка;

• конкретизация приоритетов в облас­ти развития экспорта с выделением потен­циально наиболее эффективных, конкурен­тоспособных отраслей и производств, требующих государственной поддержки. Создание системы этой поддержки;

• оптимизация таможенного регулиро­вания, особенно в отношении оборудования для обновления основного капитала, созда­ния новых наукоемких и высокотехнологич­ных производств, проведения приоритетных НИОКР;

• совершенствование методов и механизмов менеджмента, маркетинга, логисти­ки для поиска и завоевания новых рыноч­ных ниш. Создание совместных предприятий, сборочных производств за рубежом. Внедрение новых форм организации крупного бизнеса (холдингов, транснациональные корпораций и др.) в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС, СНГ, мирового сообщества. Активизация такого инструмента развития, как совместные программы Союзного государства Беларуси и России.

На поддержание реального сектора белорусской экономики в условиях мирового экономического кризиса в максимальной степени должен быть направлен потенциал национальной денежно-кредитной системы.

В этих целях модно предложить создание государственной специализированной небанковской кредитно-финансовой организации (НКФО), основными задачами которой явились бы, с одной стороны, льготное кредитование и финансирование приоритетных инвестиционных и социальных программ, с другой – покупка проблемных активов крупнейших отечественных банков, возникших в результате кредитования ими госпрограмм и предприятий. Это позволило бы повысить адресность предоставляемых средств, и экономное и эффективное использование, расширить возможности коммерческих банков по привлечению ресурсов на внешних финансовых рынках, по поиску отечественных и зарубежных инвесторов.

Но главное, - это позволит устранитьпричины ухудшения финансового положенияи, соответственно, рейтингов крупнейшихбелорусских банков.Источниками ресурснойбазы НКФО могут стать средства госбюд­жета и Национального банка, которыев рам­ках деятельности одной организации можнобудет полностью контролировать и направ­лять исключительно на эффективные про­екты и социальные программы;

• установлениена период стабилизации для банков индикативного (либо более жес­ткого, директивного) показателя по доле кре­дитов субъектам реального сектора в акти­вах банка на уровне величины, сложившей­ся в среднем по банковской системе, напри­мер, за последние три года;

• ускорение развития страхового рын­ка, создание благоприятных условий для привлечения на работу в нем по всем ви­дам услуг частных иностранных страховых компаний;

• обеспечение стабильного превышения реальной доходности по инструментам при­влечения ресурсов в национальной валюте над соответствующими инструментами в иностранной валюте. Это будет действенный шаг на пути дедолларизации экономики;

• запрещение банкам повышать процен­тные ставки по ранее выданным кредитам физическим лицам;

• полная сохранность вкладов физичес­ких лиц и их 100%-е возмещение независимо от суммы вклада.

На нужды реального сектора националь­ной экономики должна быть в большей сте­пени ориентирована и налогово-бюджетная система.

Для снижения экспортных цен, повы­шения конкурентоспособности отечественно­го производителя иувеличения собственной ресурсной базы следовало бы уменьшить на­логовую нагрузку на экономику в 2009г. за счет снижения ставок налогов на прибыль, дивиденды, социального налога. Тем более что многие наши партнеры по СНГэто уже сделали (например, Россия, Украи­на, Казахстан). [2, с. 11]

Так, в Казахстане в 2009 году НДСснижен до 12% (у нас НДС составляет 20%), налог на при­быль - до 15%, социальный на­лог - до 11% (у нас 34%). У важнейшего нашего внешнеэкономического партнера - России большинство из этих налогов также ниже. Социальный налог исчис­ляется по регрессивной шкале со ставками от 26 до 2%. Меньшую ставку имеет и налог на дивиденды и т.д. [2, с. 11]

С целью активизации потребительского спроса и снижении инфляции целесообразно отменить 5 %-й налог с продаж в розничной торговле, вернуться к практике предоставле­ния налоговых каникул в течение 3 лет с момента объявления прибылидля орга­низаций с иностранным участием, в которых доля иностранных инвестиций составляет более 30% уставного капитала. Последний шаг сделает более привлекательной нашу эконо­мику для иностранных инвесторов. [2, с. 11]

В условиях кризиса необходимо уменьшение давления на платежный баланс по­средством проведения тотальной ревизии расходов бюджета всех уровней с целью их максимального снижения. Первоочередной задачей может стать инвентаризацияпро­грамм и проектов с участием государства и оценка целесообразности их реализации и возможностей финансирования.

Аксиомой считается стремление прави­тельств в периоды экономического спада и проблематичности внешнего кредитования увеличивать в разумных пределах дефицит бюджета. Эти средства могут быть направ­лены на поддержку реального сектора эко­номики и социальную защиту населения, что существенно активизирует внутренний спрос.

На финансирование бюджетного дефи­цита может быть использовано превышение доходов над расходами по результатам ис­полнения бюджета. Кроме того, дефицит может покрываться доходами от реализации ценных бумаг, кредитами Национального банка. Включение печатного станка, безус­ловно, должно быть исключено.

Ключевой проблемой является поддер­жка населения в условиях глобального кри­зиса. В качестве первоочередных мер можно рассматривать:

• принятие широкого спектра программ по переобучению и адаптации населения, потерявшего работу, поддержке молодежи (гарантия сохранения рабочих мест, льготы по кредитам и выплатапроцентов по ним, поддержка молодых семей);

• увеличение инвестиций во все сегмен­ты образовательной системы страны;

• недопущение снижения реальной за­работной платы работников бюджетной сфе­ры и денежного содержания пенсионеров.

Важно также определить эффективные меры по совершенствованию государствен­ного управления экономикой в новых усло­виях. Среди них в первую очередь необхо­димо выделить:

• отказ от директивного установления целевых показателей, прежде всего, объемов производства;

• проведение курса на дебюрократиза­цию, сокращение расходов на госаппарат, оптимизацию его функций, структуры и чис­ленности с учетом кризисных явлений в эко­номике. Иными словами, пришло время пе­ресмотреть действующую Генеральную схе­му управления народным хозяйством.

Таким образом, предложенная система мер не претендует на абсолютную истину и на полный охват необходимого инструментария, но является, исходя из опыта предыдущих мировых и крупных региональных экономичес­ких кризисов, сложившейся в стране ситуации, специфики национальной экономичес­кой модели, вполне логичной. Это минимально необходимый набор шагов для стабилизации национальной экономики и формирования предпосылок выхода из кризиса, развития в будущем экономики высокими темпами на основе её модернизации и оздоровления.