Реферат: Основы предпринимательской деятельности 3
Название: Основы предпринимательской деятельности 3 Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ведение В современных экономических условиях выживание предприятий, не говоря уже об их развитии, в значительной степени зависит от уровня стратегического планирования. Только при ясном представлении о целях деятельности предприятия, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды четкое распределение материальных и людских ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности. В истории планирования были свои взлеты и падения, как на корпоративном уровне, так и на уровне общественного управления. В 50-х и 60-х годах в промышленности и строительстве было очень модно долгосрочное планирование, а в правительственных кругах – системное планирование, закрепленное во многих положениях. Сегодня их место начинают занимать другие концепции: стратегическое планирование, корпоративное планирование и т.д. Однако при всех терминологических и концептуальных изменениях на первое место в деятельности предприятий выходит забота об уменьшении неопределенности экономических результатов. Любое предприятие, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должно в новых условиях заниматься планированием. Что мы подразумеваем под планированием? «План – это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения». Он направляет на достижение конечной цели и указывает, как должно развертываться выполнение запланированного во времени и пространстве. В более широком толковании: планирование – это определение целей предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Позже было сформулировано понятие перспективного планирования, называемого также стратегическим, или корпоративным. Как отличить перспективное планирование от других видов планирования? Сайзер говорит, что «перспективное планирование можно определить как систематичный и формализованный процесс, цель которого – управлять будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели, в период свыше одного года» . С другой стороны, краткосрочное (текущее) планирование , как и составление сметы, должно отражать текущие условия и человеческие и финансовые ресурсы, которыми предприятие располагает в данный период. Эти планы в значительной степени определяются качеством перспективного планирования предприятия. В новых условиях существенно меняется роль планирования: выполнение плана – не самоцель, а средство эффективной работы предприятия. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Работа цехов и участков оценивается не по проценту выполнения или тем более перевыполнения планов, а по реализации графиков поставок, качеству продукции (числу дефектов на 100 изделий), использования производственной мощности, уровню и динамике затрат и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т.д.). Если исходить из посылки, что планирование является управленческой функцией, то и планирование затрат предприятия в области производства необходимо рассматривать как составную часть разработки производственного и финансового планов, направленных на расчет прибыли от реализации произведенной продукции (работ, услуг) и общей прибыли предприятия. 1. Виды и принципы планирования предпринимательской деятельности В процессе разработки долгосрочных планов для выбора правильного решения необходимо обладать информацией: - о предполагаемых затратах на производство продукции (работ, услуг); - о потребности в инвестициях. На основании этой информации принимается решение: - какие товары продавать на том или ином рынке; - по каким ценам; - как осуществлять финансирование; - где лучше размещать производство. Предварительный расчет затрат, планирование доходов и контроль за затратами начинаются на стадии конструирования и разработки технологии. Уровень затрат закладывается именно на этих стадиях. На этапе предварительной оценки затрат необходимо исходить из четко определенных объемов производства; учитывать технологию, возможные заменители материалов; осуществлять разбивку затрат и качественных показателей на составляющие части для сравнения их преимуществ и недостатков с аналогичными показателями у конкурентов. Эта оценка должна предусматривать необходимость дальнейшей модернизации изделия. При разработке перспективных (долгосрочных) планов оценка предполагаемых затрат призвана учитывать затраты на новое оборудование и другие элементы основного капитала. После расчета нормативных и фактических затрат следует оценить разницу между ними и определить, чем она вызвана: величиной прямых затрат, накладных расходов, выбором решения – производить или покупать, затратами на обеспечение качества, изменениями норм стандартов, количеством выпускаемой продукции, влиянием спроса и цены или другими факторами. Исходя из специфики функционирования, составляют стратегические, тактические и оперативные планы. При этом двух-, трехлетний план развития предприятия должен включать следующие разделы: - концепция развития (основные направления развития, цели предприятия, ресурсы и их использование); - план производственной деятельности; - финансовый план; - план инвестиций. В годовой план текущей деятельности малого предприятия включаются два раздела план производственной деятельности и финансовый план. План производственной деятельности предприятия включает план сбыта (реализации) продукции, производственную программу, план материально-технического обеспечения, план по персоналу, плановый расчет себестоимости продукции и план доходов. Основными показателями плана могут быть: - номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг); - объем реализации (выручка); - себестоимость продукции; - прибыль от производства и реализации продукции. Рассмотрим принципы планирования предпринимательской деятельности Непрерывность означает, что планирование должно охватывать все этапы работы и распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки. Бессистемность, на каком-либо одном этапе, способна разрушить даже хорошо продуманный план, и устранение ее последствий зачастую требует немалых усилий. Научность означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами. В современном планировании для этого широко применяются математические модели, компьютерная техника. При этом в природоохранном обустройстве территорий должны использоваться результаты экологических и экономических прогнозов, экологического мониторинга, положений целевых природоохранных программ. Приоритетность означает необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела. Именно умение выбирать такие приоритеты отличает сильного менеджера от более слабого. Взаимная увязка и координация означает необходимость охвата всех производственных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансированности совместной работы. Независимо от экономической системы плакирование обычно разделяют по срокам выполнения намечаемых задач на - долгосрочное (более трех лет) - среднесрочное (1...3 года) - краткосрочное (недели месяцы) 2. Стратегическое, и оперативное планирование В зависимости от содержания (широты, направлений деятельности и значимости) решаемых вопросов планирование разделяют на - генеральное - стратегическое - оперативное (текущее, регулярное) Генеральное планирование определяет цели к принципы деятельности на длительную перспективу. Оно всегда долгосрочное и выполняется чаше всего научными, реже проектными организациями. Как правило оно охватывает деятельность большого числа организаций. Примерами могу; служить, генеральные планы развития городов или сельских районов, генеральные планы освоения новых территорий, целевые долгосрочные программы охраны природы. Стратегическое планирование предполагает реализацию целей, постав ленных в генеральных планах. Оно обычно охватывает деятельность конкретной организации и определяет пути развития этой организации с точки зрения повышения ее эффективности. Такое планирование является в основном среднесрочным или долгосрочным. Как правило, стратегические планы разрабатываются строительной (проектной, изыскательской) организацией применительно к своим условиям. По содержанию учитываемых факторов стратегическое планирование можно разделить на два вида: - бизнес-планирование - производственно-экономическое планирование Бизнес-планирование предполагает учет не только производственно-экономической, но и предпринимательской стороны деятельности организации. Бизнес-планы в определенной мере выполняют функцию рекламы, так как по ним потенциальные заказчики могут решать, иметь ли им дела с данной организацией или нет. Производственно-экономическое планирование охватывает производственную и связанные с ней экономическую и социальную стороны деятельности строительной организаций, не затрагивая ее предпринимательской части. Производственно-экономическое планирование деятельности строительной организации включает составление годового производственного плана, иначе называемого стройфинпланом. Иногда стройфинпланом называют только финансовую часть годового плана, но это в меньшей степени соответствует терминологии, принятой в научно-справочной литературе. Планирование работ по конкретному объекту или комплексу объектов включает разработку рассмотренных в разделе проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР). В отечественной литературе обычно такое планирование относят к сфере проектирования организации СМР (ПОС является обязательной частью проекта) и рассматривают отдельно от вопросов производственно-хозяйственного планирования, хотя следующую ступень конкретизации работ по объекту - оперативное планирование обычно снова рассматривают как вид планирования. Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование, которое ведется прорабом или мастером "устно", т.е. без составления специальных документов (графиков). Оперативное планирование является процессом доведения до непосредственных исполнителей тех задач, которые ставятся более общими планами. Кроме того нужно учесть, что никогда нельзя точно предвидеть псе возможные ситуаций. Всегда требуется не только конкретизация, но и определенная корректировка ранее намеченных действий применительно к складывающимся условиям. Оперативное планирование должно охватывать не только собственно производства строительно-монтажных работ, но и вопросы материально-технического снабжения, сбыта и т.д. Кроме названных видов планирования следует также назвать планы, которые часто составляются на предпроектной стадии перед развертыванием крупного строительства. Обычно заказчик собирает техническое совещание руководителей всех организаций-участников, на котором конкретизируются функции всех участников, намечаются необходимые организационные мероприятия, сроки их выполнения. Решения записываются в виде протокола технического совещания, который подписывается всеми участниками и утверждается заказчиком или представителем местной исполнительной власти. 3. Бухгалтерский учет фирмы Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Основными задачами бухгалтерского учета являются: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются: - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. 4. Финансовый анализ фирмы Иногда сам руководитель хочет понять, верна ли политика, которую выбрало производство. Например, если речь идет о торговой организации, то данный анализ помогает рассмотреть все ее аспекты, вплоть до закупки товара и ценообразования на услуги. С его помощью можно понять, как следует поступить, чтобы доходы предприятия значительно выросли. Его задачи могут включать в себя оценку рентабельности и финансовой устойчивости, эффективности использования вложенных средств и многое другое. Все это необходимо делать, чтобы выявить сильные и слабые стороны компании и выбрать верный путь к наилучшему ее развитию. А источником данной информации будет служить бухгалтерская отчетность. Так как анализ проводится общий и разносторонний, то здесь может быть задействована нормативная и плановая информация, сведения о технической подготовке производства, результаты проведенных опросов, выводы экспертов. Проще говоря, компания сможет понять правильность выбранных методов ведения финансовой политики и скорректировать их, если это необходимо. Руководителей предприятий интересует вся информация, связанная с управлением компании, которая может сделать его еще более эффективным. Также подобный анализ может проводиться при смене генерального и финансового директора, юридического лица, при купле-продаже. В любом случае, финансовый анализ очень полезен и эффективен, так как подчас позволяет увидеть нечто скрытое. Кто же проводит финансовый анализ? Практически во всех достаточно крупных фирмах существует экономический или финансовый отдел, который с успехом его и осуществляет. Если фирма небольшая, то в этой ситуации придется звать экономиста со стороны, из аудиторской компании. Подобную работу специалист проделает в среднем за два дня, а стоимость услуги будет составлять от пятидесяти тысяч рублей. В целом эта сумма колеблется в зависимости от баланса фирмы и ее вида деятельности. 5. Налоговое планирование фирмы Планирование налогов – это совокупность мер, которые должны выполняться на каждом этапе существования и развития предприятия. На этапе организации фирмы планирование налогов – это обязательный пункт бизнес-плана, который служит для оптимизации налогообложения и расчета результативности хозяйственной деятельности. Перспективное планирование налогов необходимо для выбора наилучшего вида налогообложения. Этот процесс включает в себя ряд мероприятий, которые позволяют выработать грамотное направление для налогового планирования. Прежде всего, необходимо оптимально выбрать способ такого осуществления финансовой и экономической политики, чтобы можно было в рамках закона уменьшить размер налогового бремени предприятия. Планирование налогов в каждый текущий момент времени осуществляется с использованием различных методов и инструментов налогового планирования, которые являются наилучшими для каждого конкретного периода. В составе текущего планирования налогов принято различать налоговое планирование сделок и планирование налогов различного характера. В зависимости от этого и выбираются соответствующие инструменты оптимизации налогообложения. Особого внимания заслуживает налоговое планирование при такой форме организации деятельности компании, как холдинг. В зависимости от этапа, на котором производится планирование налогов, различают налоговое планирования для создающихся холдингов и для уже действующих. Для того, чтобы налоговое планирование было удачным и привело к положительным последствиям необходимо проработать ряд важнейших моментов. Прежде всего, руководству компании следует провести детальный анализ существующей и используемой на предприятии модели налогообложения, определить ее достоинства и слабые места. Для представления полной картины дел на фирме также потребуется рассмотреть ее организационную структуру, заново очертить виды деятельности и составить список основных поставщиков и потребителей продукции или услуг предприятия. После этого необходимо детально изучить систему налогового планирования фирмы и выяснить, в чем именно ее проблемы. Для этого можно провести детальное исследование договорной деятельности компании и ознакомиться с первичными документами налогового учета. Следующим шагом должен стать расчет уровня налоговой нагрузки на предприятие. После этого можно приступить к выбору наилучших методов осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Перед принятием окончательного решения о налоговом планировании нужно проанализировать все возможные результаты и последствия от внедрения той или иной модели планирования налогов. Следующим этапом на пути достижения оптимизации налогообложения компании является непосредственное претворение в жизнь выбранной стратегии по налоговому планированию. Для этого необходимо составить перечень мероприятий по планированию налогов с детальным описанием каждого из них. Далее следует непосредственный расчет объемов налоговых платежей, разработка документации по налоговому планированию в соответствии с выбранной моделью планирования налогов. Следует отметить, что все перечисленные выше мероприятия, призванные достичь высокого уровня оптимизации налогообложения, компания может выполнить самостоятельно. Но в целях экономии времени и максимального эффекта от изменений в налоговом планировании можно обратиться к специализированным консалтинговым фирмам и агентствам. IV. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА 4.1 Выручка от реализации продукции (работ, услуг). Таблица 1 Расчет себестоимости продукции по статьям калькуляции(в расчете на единицу продукции).
4.3 Составление финансового плана Таблица №3 Финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов)
К финансовому плану предприятия составляется проверочная (шахматная) таблица. В данном случае вся прибыль планируется на год в сумме 51 900 тыс.руб.(сумма пп.1-5). Основная ее часть – это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, составляющая 74,3%. Часть прибыли (15%0 должна быть получена от реализации и прочего выбытия основных средств. Предприятие выступает учредителем совместного предприятия и имеет доходы от долевого участия в его уставном капитале, составляющие по плану поступлений 4,6%. За реализацию нематериальных активов, в частности программной продукции, планируется получить 4,4% от общей прибыли. Оставшиеся 1,7% предполагается получить в виде доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. Незначительная часть поступлений запланирована в виде доходов от продажи валюты на аукционе. Значительным по объему в доходной части финансового плана является начисление амортизации основных фондов. Это связано с проведенной переоценкой основных фондов и использованием метода ускоренной амортизации активной их части [9с.203]. Проверочная ( шахматная ) таблица к балансу доходов и расходов
|