Реферат: Морально-психологические аспекты в проблеме обеспечения жизнедеятельности
Название: Морально-психологические аспекты в проблеме обеспечения жизнедеятельности Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: реферат |
Пензенский Государственный Университет Кафедра «Экология и БЖД» Реферат На тему: морально-психологические факторы в проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности Пенза 2010г. Содержание Введение 1 Психология безопасности 2 Структура психической деятельности 3 Процесс снижения трудоспособности 4 Возбудимый психический процесс Заключение Список используемой литературы Введение Защита человека от опасностей сопровождает человечество от момента его возникновения до настоящего времени. Если ранее опасности носили природный (землетрясение; пожары; грозы; горные обвалы; наводнение; ураганы и т.д.) и биологический (укусы зверей и змей; отравление растительной и животной пищей; микроорганизмы и т.д.) характер, то сегодня номенклатура опасностей резко возрасла, в основном, за счет антропогенного фактора (взрывчатые вещества; вращающиеся детали машин; гербициды и пестициды; медикаменты; лазерное, рентгеновское и инфракрасное излучение; электричество и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что абсолютной безопасности не бывает; всегда существует некоторый остаточный риск. Следовательно, безопасность – это такой уровень опасности, с которым на данном этапе можно смириться. 1 Психология безопасности Психология безопасности составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасности. Проблемы чрезвычайных ситуаций и травматизма невозможно решать только административными и инженерными-техническими методами. Под психологией безопасности понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности путешествий и рассмотрение психических процессов, психических свойств и анализ различных форм психических состояний туристов, которые характерны для различных видов туризма и наиболее часто проявляются на объектах туристской индустрии. Как отечественный, так и заграничный опыт исследований это направления показывает, что при решении задач снижения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний должен включаться не только инженерно-техническое направление, но и аспекты анализа психологии работающих в производственной обстановке. По оценке специалистов вытекает, что в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств близко 60 – 90% случаев бытового и производственного травматизма происходит по вине пострадавших. На практике выше перечисленные две группы основных психологических факторов во многих случаях являются взаимозависимыми, потому что человек воспринимает комплекс информации о состоянии внешнего среды через несколько анализаторов одновременно. в)особые психические состояния. 2 Структура психической деятельности В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния, влияющие на условия безопасности. Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психические свойства – это качества личности, ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные эмоциональные, волевые, моральные, трудовые, психические, которые устойчивы и постоянны. Психические состояния – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека как обладателя психики с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Эффективность деятельности человека зависит в значительной степени от уровня психического напряжения. Еще в начале 20-го век Р. Иеркс и Дж. Додсон показали прямую зависимость производительности, трудоспособности человека от степени ее положительной эмоциональной активации. Однако, психическое напряжение, которое увеличивается с увеличением положительной активации человека, влияет на результаты работы к определенной границе. Превышение некоторого критического уровня активации психического напряжения приводит к перенапряжения нервной системы человека и, как следствие, – к снижению интенсивности работы вплоть до полной потери трудоспособности человека. Вследствие этого чрезмерные формы психического напряжения определяются как запредельные. 3 Процесс снижения трудоспособности Процесс снижения трудоспособности человека обуславливается тем, что запредельные равные психической напряженности вызывают дезинтеграцю психической деятельности, развитие тормозных процессов. Нормальная эмоциональная активация оператора не должна превышать 40 – 60 % максимального нагрузки, то есть нагрузка к границе, при которой наступает снижение трудоспособности человека. Критический уровень эмоциональной активации и связан с ним предельный уровень психической напряженности являются индивидуальными свойствами каждого человека. Более всего ярко предельные или запредельные ровне эмоциональной активации проявляются в снижении реакции и координации действий человека, в непроизводительных формах обращения и других негативных явлениях. Запредельные психологические напряжения, которые формируются в ЦНС человека при превышении критического уровня эмоциональной активации, разделяют на две таких категории: разделяют на две таких категории: 1–тормозной психический процесс; 2-возбудимый психический процесс. Тормозной психический процесс – это процесс, который развивается на уровне центральной нервной системы и вызывает скованность и замедленность реакций, движений человека. Работающий не способен делать профессиональные действия с активностью, которая была у него к развитию тормозного психического процесса. У человека снижается скорость соответствующих реакций, замедляет умственный процесс, появляются невнимательность и другие негативные признаки психической организации, не присущий данному человеку в нормальном производственном психическом состоянии. 4 Возбудимый психический процесс Возбудимый психический процесс также развивается на уровне центральной нервной системы. Он вызывает гиперактивность, многословие, дрожание рук, голоса. В этом случае работающие, как правило, делают значительное количество дополнительных действий, движений, которые не выполняются в нормальном производственном психическом состоянии.Извне такой вид психического процесса человека может проявляться в невольном потирании рук, плеч, в дополнительном, что не требуется по производственной обстановке, наведению порядка на рабочему месте и т.п. В таком состоянии работающие, при общении с окружающими, выявляют раздражительность, пылкость, не присущий им резкость, грубость и уязвимость. Продолжительное пребывание человека в особом психическом состоянии, особенно в его запредельной форме, приводит к ярко выраженного состояния утомления. Основными механизмами формирования настроения "толпы" и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция – нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи. Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наиболее важное свойства толпы-ее легкую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и т.д.). Такие превращения происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение, наводнение, террористический акт, экономический кризис и т.д.); весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению. Массовая паника – один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров. Выделяются социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и т.д.); общепсихологические условия (неожиданность; испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности; времени ее возникновения и способах противодействия); физиологические условия (усталость, голод, опьянение). Психологическая наука дает некоторые рекомендации по коррекции поведенческих реакций человека и действиям в чрезвычайных ситуациях. Заключение Особые психические состояния, которые вызываются запредельными формами психического напряжения, могут быть причиной ошибочных действий и неправильного обращения работающего в сложной производственной обстановке. Таким образом, организация контроля за психическим по состоянию работающих необходимая в связи с тем, что под влиянием внешних факторов или в связи с особым психическим по состоянию могут сформироваться вредные и опасные свойства человека, которые не являются постоянным свойством, характерной для конкретной личности. При таких состояниях у человека существенным образом меняются трудоспособность и внутренняя психическая организация. Используемая литература 1 Иванов Б.С. «Безопасность жизнедеятельности» учебное пособие, часть 1 2 Основы безопасности жизнедеятельности \\ Лужкин И.П., Санкт-Петербург, 1999. 3 Основы охраны труда \\ Васильчук М.В, Киев, Просвещение, 2000. |