Реферат: Современные культуротворческие технологии
Название: Современные культуротворческие технологии Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ Филиал Московского государственного университета культуры и искусств Кафедра социально – гуманитарных дисциплин КУРСОВА РАБОТА по социальной – культурной деятельности « Современные культуротворческие технологии» Выполнила: студентка Шайхетдинова Н.И._____ Специальность СКД Курс 1 Группа 903 Проверил: кандидат исторических наук, доцент Низамова М.С._______ Набережные Челны, 2010 Содержание Введение 3 1. Теоретические подходы в технологии СКД 5 1.1. Сущность определения понятий СКД 5 1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды 7 1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры 14 2. Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 19 2.1. Условия организации 19 2.2. Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 23 2.3. Выводы и рекомендации 34 Заключение 37 Список используемой литературы 38 Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Сегодня наиболее актуально работать с молодежью. Одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала в культурно-досуговой деятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств подростков. Необходимо подчеркнуть, что в сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами культурно-досуговой деятельности, в которой участвуют подростки, должны стать: - решение общих задач социализации личности; - организация содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности преступности, наркомании, суицидов; - психологической коррекции личности; социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и т.д. Проблеме воспитания подростков в культурно-досуговой сфере, посвящен ряд исследований, в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование досуговой деятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов). Предмет исследования: культуротворческие технологии. Объект исследования: молодежный центр «Шатлык». Цель: изучить культуротворческие технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык». Задачи: - рассмотреть теоретические аспекты культуротворческих технологий; - изучить на практикеразвитие культуротворческих технологий, на примере деятельности молодежного центра «Шатлык». Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 1. Теоретические подходы в технологии СКД 1.1. Сущность определения понятий СКД В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1920 г.) -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.) -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.) -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов) -социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов) До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД. СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы). Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности («Закон о культуре»)[2 c. 125]. Особенности СКД: -осуществляется в свободное время -отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д. -характеризуется многообразием видов -РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.) Отличительные черты СКД: -гуманистический характер -культурологический характер -развивающий характер Функции СКД: -развивающая -информационно-просветительская -культурно-творческая -рекреационно-оздоровительная Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы. Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: - творческий уровень — преобладание творческих моментов в деятельности; - репродуктивно-творческий уровень — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; - репродуктивный уровень — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п. Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения. 1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе. После Октябрьской революции 1917 в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.). Большое распространение получили коллективы “Живая газета”, “Синяя блуза”, “Красная рубаха” и др. В середине 20-х гг. зародилось движение ТРАМов. (Театр рабочей молодежи). КПСС и Советское правительство создали все условия для развития творческих сил народа. Огромное значение имели выступления В.И. Ленина с оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП (б)» О пролеткультах” (1920), постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела” (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности [5 c. 196]. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1937 на московском смотре художественной самодеятельности были показаны спектакли: “Укрощение строптивой” (клуб “Каучук”) и “Ромео и Джульетта” (клуб “Авиахим”) Шекспира, “Мещане” (Дом культуры им. Горбунова) и “Васса Железнова” (Клуб им. Кухмистерова) Горького, “Очная ставка” братьев Тур (клуб “Красный деревообделочник”) и др. В 1940-41 проведен Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских). Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема, велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. На Всесоюзных смотрах в конце 40-х - начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных спектаклей: “Ревизор” Гоголя (Ленинградский университет), “Шторм” Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), “Егор Булычев и другие” Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград), “Аттестат зрелости” Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачева, Москва) и др. [5 c. 182]. С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные театры при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода “Большевик” в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные (при Центральном доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве). Распространение получили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танца Ашхабадского сельско-хозяйственного института, рижский танцевальный ансамбль “Гатве”), оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор “Гаудеамус”, Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода). Обогащение художественной сокровищницы социалистического общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Новым свидетельством внимания партии к развитию художественной культуры советского народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР, министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию “О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся” (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917. В коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания “народный” (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500. В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа выступала со своей программой по заданной теме. А темы были связаны в основном с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции, юбилеем комсомола и т.п.). В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов. Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.) [19 c. 85]. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счет талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью привлекаются мастера профессионального искусства. Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров художественной самодеятельности не обходится ни один концерт районного, городского, областного и даже Российского масштаба. Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются – проведение общегородских праздников, массовых гуляний. В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности. Основные мероприятия, которые не обходятся без художественной самодеятельности – это: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские гуляния, День Победы, День защиты подростков, Сабантуй, День города, День пожилых людей, День матери и многие другие. В России каждое учебное заведение, практически каждое предприятие имеют свои коллективы художественной самодеятельности. Так, например, Всероссийское общество слепых не представляет своей жизни без художественной самодеятельности и имеет следующие коллективы: 1. Народный коллектив театр “Внутреннее зрение” - многократный лауреат смотров и конкурсов. В репертуаре театра более 10 спектаклей, в том числе: “Доходное место” А.Н. Островского, “Гарольд и Мод” К. Хиггинса, “Закат” И. Бабеля, “Оркестр” Ж. Ануя и др. В труппе театра более 30 человек и половина из них – люди с ослабленным зрением (инвалиды 1 и 2 группы). В 1997 году театр стал Лауреатом фестиваля профессиональных театров к 100-летию Федерико Гарсии Лорки, а в 2001 году – Лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров “Протеатр” [16 c. 87]. 2. Народный театр звука “Русская рапсодия” возник на основе любительского оркестра русских народных инструментов Всероссийского общества слепых, творчество которого стало выходить за рамки деятельности привычного инструментального состава и достигло профессионального уровня. Одним из подтверждений тому является присвоение коллективу в 1998 г. звания “народный”. Стиль коллектива соединяет в себе традиции и современность. Наряду с народными мотивами звучат русская классика, авторские песни и романсы, эстрадные ритмы. Разнообразные по количеству инструментов ансамблевые составы способствуют мобильности, удовлетворяют вкусы любой аудитории. 3. Класс академического вокала. В репертуаре солистов класса – арии и романсы из опер русских и зарубежных авторов (Чайковский, Пучини, Моцарт, Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт и др.), старинная музыка (Гендель, Глюк, Кариссими и др.), песни и ансамбли прошлых лет (Хренников, Новиков, Дунаевский, Соловьев-Седой и др.), городской романс и народные песни (Русские, украинские, неаполитанские и т.д.). 4. Народный коллектив «Хор русской песни» приглашает всех, кто любит задушевные русские песни, частушки, плясовые и шуточные наигрыши. По составу коллектив смешанный, преобладают женские голоса. Пение основано на народной манере, что придает особые тембровые краски звучанию хора. 5. Ансамбль “Старинушка” исполняет фольклорные, народные, авторские и современные песни. Выступления этого небольшого мобильного коллектива очень нравятся публике. 6. Шоу-группа «Премьер» – молодежный коллектив, имеющий в своем репертуаре вокально-хореографические миниатюры, чтецкие и танцевальные номера, классические произведения, эстрадные песни, зачастую объединенные увлекательным сюжетом. Отличительные черты группы – совместное творчество и синтез жанров, поэтому участники могут проявить себя сразу в нескольких качествах: сценариста, исполнителя, постановщика номеров, создателя костюмов и реквизита. [8 c. 147] Таким образом, технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности. 1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные [14 c. 112]. 1.Общие технологии представляют собой группу технологий ориентируемых на процессы, характерные для всей социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности». 2.Функциональные, или отраслевые технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного отдыха, спорта и развлечений». 3.Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения». 4.Данная классификация построена по методическому признаку и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс. Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке [7 с. 56]: В предложенной классификации подразделяют функциональные технологии на следующие группы: - технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности; - технологии самодеятельного творчества; - креативно-оздоровительные технологии. К дифференцированным технологиям исследователь относит: - методику организации досуга детей и подростков; - методику молодежного досуга; - методику семейного досуга; - методику организации досуга лиц среднего и пожилого Подобная классификация недостаточно широко охватывает сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы. Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых. Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга. Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере. По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп. Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные технологии. Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа. Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные. В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования. Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых: Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде. Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические). В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей. Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп. В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии. Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья. Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения. К современным технологиям, используемым учреждениями культуры относятся: - технологии изучения; - технологии сохранения; - технологии восстановления; - технологии освоения; - технологии использования культурных ценностей; - технологии использования культурного наследия современного общества; - технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых. - различные виды творчески формирующих, развивающих технологий. - организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения; - развитие авторского творчества, авторских школ - повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д. - возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности; - расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества; - активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д; - технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта, метод символических и фантастических аналогий; - мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления. - сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией; - использование метода объектов и метода морфологического анализа для социально-культурной деятельности; - активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов; - тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде; - закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм. [12 c. 174] Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования сфер общественной жизни и др. Итак, социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического управленческого потенциала педагогики. Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности. 2. Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 2.1. Условия организации В молодежном центре «Шатлык» работают 32 творческих коллектива. В 2008-2009 учебном году был сделан больший упор на подростковые и молодежные объединения. Педагогическому составу была поставлена задача: достижение в учебном процессе результативности, качества, выявление талантливой и одаренной молодежи с дальнейшим продвижением на профессиональные сцены города и Республики. Вид деятельности: Создание условий для нравственного и патриотического воспитания молодежи, интеллектуального развития молодежи и подростков, поддержки художественного творчества, реализация творческого потенциала молодого поколения, развитие творческих навыков и способностей подростков, подростков и молодежи на профессиональном уровне. Создание и обучение сильных творческих коллективов, певцов и солистов города. Организация культурно-досуговых мероприятий, танцевально-развлекательных вечеров, молодежных тематических программ, конкурсов, фестивалей, акций и т.д. Разработка программ и мероприятий по развитию татарского языка, национальной культуры и искусства, работы выставочного зала по различным направлениям народно- прикладного искусства. Основным направлением деятельности Молодежного центра «Шатлык» является: выявление и поддержка талантливой молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного творчества, национальной культуры. В центре реализуются программы, направленные на творческое интеллектуальное развитие, проводятся городские фестивали, конкурсы, форумы. В МАУ «Молодежном центре «Шатлык» в 2010 году проводится работа следующих творческих коллективов, молодежных общественных объединений. Таблица 1 Творческие коллективы, молодежные общественные объединения Молодежного центра «Шатлык»
Молодежный центр «Шатлык» имеет большой опыт в организации и проведении всевозможных праздников, шоу программ, корпоративных мероприятий, концертов. Молодежный центр «Шатлык» предлагает следующие услуги: - Аренда шоу-зала на 120 человек для проведения мероприятий; - Прокат и пошив сценических, театральных, маскарадных костюмов; - Проведение детских утренников, игровых программ, дней рождения; - Проведение заказных тематических мероприятий, корпоративных вечеров, - Концертных и развлекательных программ (в том числе выездных); - Ведущие, концертные номера, аниматоры, разработка сценариев; - Запись рекламных аудиороликов, фонограмм формата «+». Таким образом, в молодежном центре «Шатлык» созданы все условия для применения культуротворческих технологий. 2.2. Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны На протяжении 15 лет в молодежном центре «Шатлык» большое внимание уделяется талантливой и творческой молодежи. Главным направлением деятельности является: выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи и подростков; привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни. В центре создаются и реализуются программы, направленные на интеллектуальное и творческое развитие, проводятся городские фестивали, конкурсы, выставки, форумы. Также приоритетными направлениями деятельности МЦ «Шатлык» являются: ¾ военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи; ¾ воспитание национального самосознания, сохранение и развитие национальной культуры, языка и традиций татарского народа, создание благоприятных условий для консолидации татарской молодежи; укрепление дружбы и сотрудничества татарской молодежи, формирование толерантного отношения к представителям других культур и национальностей; ¾ профилактика негативных влияний в молодежной среде; ¾ развитие молодежного общественного движения; ¾ работа со студенческой и работающей молодежью города. Основные направления деятельности: ¾ выявление и поддержка талантливой молодежи ¾ содействие развитию самодеятельного и профессионального творчества ¾ развитие национального татарского творчество и культуры. Объединение творческой молодежи «Молодые мастера» ¾ Форум творческой молодежи ¾ Фестиваль творчества «Молодые мастера» ¾ Фестиваль солдатской песни ¾ Профильная смена «Музыкальная галактика» ¾ Профильная смена "Кодекс Чести" ¾ Профильная смена "Школа "Татарская лига КВН" ¾ Зональный тур Республиканского телевизионного молодежного фестиваля эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык» ¾ Городской праздник «День призывника» ¾ Городской праздник «День победы» ¾ Городской праздник «День молодежи» ¾ Городской праздник «День города» Одним из приоритетных направлений деятельности МЦ "Шатлык" является организация студии эстрадного вокала, где берет свои истоки творчество и мастерство солистки Вероники Ереминой. В данный момент действуют студии с общим охватом более 2000 человек: Театр Моды: -студия национально-стилизованной одежды «Ак кош» -студия молодежной моды «Авангард» -экспериментальная студия театрализованных костюмов «Миледи» Танцевальные коллективы: -народные -эстрадные -бально-спортивные -восточные -степ -«брейк-данс» -хореографические -шоу-балет «Айверон» Вокальные коллективы: -молодежный татарский ансамбль «Сайран» -молодежный вокально-хореографический ансамбль «Остабике» -ансамбль «Сомбель» (младшая, средняя и старшая группы) -квартет «Фляж» -татарская вокальная студия солистов Студии обучения игры на музыкальных инструментах: -ансамбль «Гармонист» -игры на ударных инструментах -игры на гитаре. Достойным результатом и наградой за активные занятия в студиях явились достижения и признания молодых талантов: - Молодежным фольклорным вокально-хореографическим ансамблем «Остабике» на Республиканском конкурсе-фестивале фольклорных коллективов, посвященных 1000-летию города Казани, был завоеван диплом лауреатов первой степени. - Солистка Вероника Кузнецова на Республиканском фестивале «Созвездие 2008» в городе Казань стала дипломантом конкурса. Заняла первое место на фестивале «Балкыш йолдызлары»; лауреат конкурсов «Тан йолдызлары», «Жемчужина 2008»; приняла участие в международном фестивале искусств «Роза ветров» в городе Бугульма, где заняла второе место, и получила приглашение на второй тур в г. Москва; награждена стипендией главы администрации города Набережные Челны 2008/2009 года. - Впервые образованная в нашем городе, в молодежном центре «Шатлык» команда «Би квартал», явилась первопроходцем в популярном молодежном движении «Брейк данс» и завоевали диплом первой степени в городе Уфа. - Солисты татарского продюсерского центра «Язмыш» Дамир Хабибуллин, Светлана Валиахметова, Гасанова Азиза и Гиниятуллин Артур являются лауреатами Республиканских конкурсов «Тан йолдызлы», «Тургай». Дипломантами Республиканского телевизионного фестиваля эстрадного искусства «Созвездие-йолдызлык». - Мастера по национальной вышивке и сценических модельных костюмов заняли первое место в номинации «Декоративно- прикладное искусство» в Республиканском молодежном конкурсе – фестивале народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Ватан 2008». Им были вручены диплом и кубок. - Квартет «Фляж» стали победителями ХI-го ежегодного фестиваля популярной музыки и современного танца «Жемчужина». - Молодежному центру «Шатлык» был вручен диплом за большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства на республиканской выставке «Декоративно-художественного и прикладного искусства» выставочным предприятием «Экспо-Кама». - Шоу–балет «Айверон» в этом году явились дипломантами фестиваля танцевального искусства «Танцевальная феерия». - Рок группа «Жить» была награждена дипломом III степени на открытом рок-фестивале Республики Татарстан «Харокат 2009». - Молодежный татарский ансамбль «Сайран» на региональном фестивале фольклорных коллективов посвященных 60-летию победы ВОВ стали лауреатами с композицией «Су буенда». Являются дипломантами «Созвездия 2009»; заняли первое место на городском конкурсе-фестивале вокальных коллективов «Чишмэлэр». - Общественный танцевальный клуб «Вальс» выставил шоу – балет «Dance Way» на 9-ый международный конкурс «Кубок ЦСК» в номинации «Вальс победы - 2009» г. Москва, где было завоевано призовое место. В начале 2009 года лучшие коллективы от общественного танцевального клуба «Вальс» приняли участие в открытом кубке России по современным танцевальным направлениям в г. Москва где их документально оформили в «Федерацию современных и эстрадных танцев Республики Татарстан». Шоу – балет «Dance Way» участвовал в фестивале «Российские Таланты - 2009» г. Москва в номинации «Фармейшн» где заняли призовое место. - Директор Молодежного центра «Шатлык» Еремина Айна Гиндуловна является поэтом и композитором города. Знаменитая песня «Чаллыда Бэйрэм» была специально написана ко «Дню Республики Татарстан» и «Дню города». «Йэ, ходаем», «Чаллы чишмэсе», «Алма чуар атлар чаба», «Яратам», «Я люблю тебя жизнь», «Даже если» - это лишь не многие известные песни, написанные Айной Гиндуловной, которыми открываются многие городские праздники. Еремина А.Г. стала дипломантом Российского фестиваля композиторов «Чишмэлэр» в г. Набережные Челны, в 2009 году. Помимо студий в Молодежном центре «Шатлык» работают молодежные общественные объединения 1. Молодежные Общественные Объединения ¾ МОО «Молодые мастера» - рук. Федоров О. ¾ МОО «Татарская лига КВН» - рук. Таштабанова Ф. ¾ Творческое Объединение «Яна сулыш» - рук. Зиннурова И. ¾ Ассоциация трейсеров «StreetAlliance» - рук. Шайдуллин Э. ¾ ОО «Много деток – хорошо» - рук. Карташов В. ¾ Сообщество анонимных наркоманов «Новые» - рук. Бойко А. 2. Клубы ¾ Клуб любителей «Ретро» - куратор Пиминов А. ¾ Клуб общения молодых инвалидов «Вдохновение» - куратор Петрова А. Общественная организация Татарская Лига КВН Общественная организация Татарская Лига КВН ведет свою работу по активизации и дальнейшему развитию самодеятельного творчества татарской молодежи, привлекая молодежь к активному участию в общественной жизни; создает благоприятные условия для консолидации татарской молодежи на основе развития КВН на татарском языке в регионах РФ и СНГ, укрепляя дружбу и сотрудничество между татарской молодежью различных регионов. А так же приобщает молодежь к национальным ценностям татарского народа, воспитанию у молодого поколения уважения к культурно-историческому наследию татарского народа, любви к родному языку. Результаты работы: ¾ лига вышла на принципиально новый уровень, идет интенсивная работа по закреплению достигнутых результатов, по дальнейшему расширению зоны деятельности «Татарской лиги КВН» и продвижению в другие регионы РФ и СНГ; ¾ в каждом сезоне проводится 8-10 региональных игр КВН, в которых принимают участие 30 команд из городов Татарстана, Башкортостана, РФ, СНГ, с общим числом участников более 500 человек, с общим охватом зрителей от 500 до 800 чел. в год; ¾ «Татарская лига КВН» проводит 3-4 турнирные игры с выездом в другие города региона. Цель и задачи: - Активизация и дальнейшее развитие самодеятельного творчества татарской молодежи, привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни. - Создание благоприятных условий для консолидации татарской молодежи на основе развития КВН на татарском языке в регионах РФ и СНГ, укрепление дружбы и сотрудничества между татарской молодежи различных регионов. - Приобщение татарской молодежи к национальным ценностям татарского народа, воспитание у молодого поколения уважения к культурно - историческому наследию татарского народа, любви к родному языку. Руководитель Таштабанова Фарида Якубовна Клуб многодетных семей «Много деток – хорошо!» Направления деятельности: ¾ организация детского досуга ¾ потребительская кооперация ¾ жилищная кооперация ¾ производственная кооперация ¾ школа родителей Руководитель - Карташов В. МОО "Молодые мастера" Цель и задачи: 1. Поддержка и развитие молодых талантливых исполнителей и коллективов 2. Создание условий для реализации творческого потенциала молодежи Челнов 3. Популяризация и развитие молодежного творчества 4. Возрождение духовных основ личности, развитие и раскрытие творческого потенциала молодежи города; 5. оказание помощи в повышении профессионального уровня молодых талантливых исполнителей и коллективов 6. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала и гармоничного развития молодого поколения Сохранение и развитие культурных традиций Руководитель - Федоров О. Клуб любителей танцевать "Ретро" руководитель Пиминов А. Цель: ¾ создание условий для организации отдыха и занятости людей пенсионного возраста; ¾ расширение и укрепление творческих контактов. Клуб общения молодых инвалидов "Вдохновение" руководитель Петрова А. Цель: ¾ поиск, стимулирование и поддержка талантливых инвалидов города; ¾ повышение творческой активности среди инвалидов города; ¾ расширение и укрепление творческих контактов; Творческое Объединение «Яна сулыш» - рук. Зиннурова И. Цель и задачи: ¾ Ознакомление молодежи с историей, духовными ценностями, обычаями и традициями татарского народа; ¾ Воспитание в них лучших качеств, свойственных татарскому народу; ¾ Пробуждение у молодежи чувства гордости за свою нацию и народ, развитие национального самосознания; ¾ Воспитание толерантности и чувства уважительного отношения к другим народам. ¾ Совершенствование разговорной речи, оказание помощи в освоении татарского языка. Руководитель Зиннурова Илюса Творческие молодежные проекты 1. «Челны топ-13» К участию в кастинге проекта приглашаются вокальные исполнители и хореографические коллективы в возрасте от 15 до 25 лет. После проведения кастинга в проекте принимают участие 50 исполнителей, которые будут проходить обучение по специальностям: ¾ Вокальное исполнение; ¾ Эстрадная хореография; ¾ Актерское мастерство; ¾ Пластика движения; ¾ Сценическая речь; ¾ Хореография. Ежемесячно по итогам обучения педагогами номинируются кандидаты на завершение участия в проекте, одного из которых имеют право оставить телезрители при помощи SMS-голосования, и одного – зрители отчетных концертов. По завершению проекта останется 13 лучших исполнителей, чьи песни войдут в запись финального альбома «Хит-ТОР-13».По итогам проведения каждого ежемесячного отчетного концерта исполнительная дирекция проекта выбирает победителя в номинации «Звезда месяца». В программе предусмотрены образовательные занятия, фотосессии, практические выступления на концертах, тренинги. 2. «Интеллект портал» Для участия в играх сезона приглашаются команды ВУЗов, Ссузов, работающей молодежи, школьников в количестве пяти человек и один человек – наблюдающий за командой соперников. Программа «Интеллект-портал» состоит из серии вопросов: ¾ десять командных вопросов; ¾ блиц-опрос (пять вопросов); ¾ кроссворд; ¾ вопросы болельщикам (+ пять баллов команде за правильный ответ); ¾ «Игра-наоборот»; ¾ музыкальный вопрос. 3. «Дни татарской молодежи» Проект «Дни татарской молодежи «Милләтем киләчәге» реализуется в рамках реализации государственной молодежной политики, Закона о языке народов Татарстана и государственной молодежной программы «Молодежь Татарстана» в городе Набережные Челны Республики Татарстана. Проект является открытым для всех общественных организаций татарской молодежи, учреждений, учебных заведений независимо от ведомственной принадлежности и места расположения. Проведение данного мероприятия направлено на упрочение связей между молодежью из регионов компактного проживания татар, на основе осуществления совместных творческих проектов, обмена опытом работы, проводимой в регионах. 4. Региональный фестиваль татарского национального творчества «Миллетем килечеге – сокровище нации». К участию в фестивале приглашаются вокальные исполнители, авторы, композиторы, исполнители татарских песен в возрасте от 15 до 35 лет. Фестиваль призван содействовать: - возрождению и упрочению культурных традиций, сохранение культурного наследия татарского народа; - укреплению толерантных, межконфессиональных и этнических отношений татарской молодежи. - созданию системы поддержки молодых талантов через выход на профессиональную сцену, телевидение и радио. Фестиваль проводится по номинациям: - Художественное чтение; - «Вокал» по направлениям «народная песня», «эстрадная песня», «авторская песня»; - «Хореография»; - Инструментальная музыка. 5. Творческий проект "Татар Егете" В целях воспитания гражданственности, патриотизма и толерантности среди молодежи в центре реализуется проект «Татар егете», который объединяет студентов ВУЗов и ССУЗов города неравнодушных к культуре, истории татарского народа. На сегодняшний день данный проект перерос в межрегиональный при поддержке Всемирного конгресса татар, который проходит в городе Казань, где челнинские конкурсанты стали абсолютными победителями 2005, 2006г. 6. Творческий проект хип-хоп музыки "BATANDABUBE" Проект был создан на основе I регионального хип-хоп фестиваля “BatandaBube” Программа проекта. В рамках проекта проводится конкурс хип-хоп команд/отдельных исполнителей. Выступления гостей (брейк-команды, рэп-группы). По итогам проведения каждого концерта определяются лучшие команды/участник в зависимости от количества заявок. Проект проводится в Развлекательном Клубе “OPERA” один раз в месяц с декабря по апрель 2010 года. Таким образом, в молодежном центре «Шатлык» успешно применяются культуротворческие технологии, что показывают результаты деятельности творческих коллективов и объединений. Приорететным направлением деятельности является: выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи и подростков; привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни. Также приоритетными направлениями деятельности МЦ «Шатлык» являются: ¾ военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи; ¾ воспитание национального самосознания, сохранение и развитие национальной культуры, языка и традиций татарского народа, создание благоприятных условий для консолидации татарской молодежи; укрепление дружбы и сотрудничества татарской молодежи, формирование толерантного отношения к представителям других культур и национальностей; ¾ профилактика негативных влияний в молодежной среде; ¾ развитие молодежного общественного движения; ¾ работа со студенческой и работающей молодежью города. Основные направления деятельности: ¾ выявление и поддержка талантливой молодежи ¾ содействие развитию самодеятельного и профессионального творчества ¾ развитие национального татарского творчество и культуры. В центре создаются и реализуются программы, направленные на интеллектуальное и творческое развитие, проводятся городские фестивали, конкурсы, выставки, форумы. 2.3. Выводы и рекомендации Деятельность молодежного центра «Шатлык» занимает очень важное место в социально – культурной деятельности нашего города. Необходимо дальнейшее развитие культурно-досуговой деятельности подростков, т.е. необходимо создать условия для дальнейшего творческого развития самодеятельных, фольклорных коллективов, общественных объединений. Творческим коллективам необходимо оказывать содействие в участии на конкурсах и фестивалях. Опираясь на полученные данные, следует выделить следующие основные позиции, учет которых необходим при определении путей модернизации: – культуру (в том числе и народное художественное творчество) следует рассматривать сегодня как базовое условие возрождения экономики; – в свете реформы бюджетных учреждений РТ, предъявляющей к муниципальным учреждениям культуры новые требования, можно предложить нормативно закрепить приоритет просветительской и развивающей функции в деятельности клубных учреждений, при которых в основном и функционируют детские самодеятельные коллективы; – в муниципальном задании на оказание культурно-досуговых услуг на территории муниципальных образований следует оговорить показатели творческого роста (уровень фестивалей и конкурсов, уровень исполнительского мастерства) «народных самодеятельных коллективов», действующих при местном клубном учреждении. В этом случае будут в большей степени обеспечены условия для творческого развития детских коллективов, повышения квалификации руководителя, что даст возможность поддерживать высокий уровень мастерства участников. У занимающихся в МЦ «Шатлык» имеется одно большое преимущество, в том, что 80% клубов и студий молодежного центра являются бесплатными. Таким образом, подростки из малообеспеченных и многодетных семей свободно могут посещать все существующие студии. Как правило, в таких семьях очень много талантливых и способных подростков, у которых нет возможностей обучаться в платных клубах. Систематически у нас организуются бесплатные клубные вечера, танцевально-развлекательные программы с определенной тематикой, носящие воспитательный и познавательный характер. В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей, в результате чего тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств, привело к резкому их сокращению. В мире накоплен огромный арсенал инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов, форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от задачи текущей политики. Развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования - лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и меценатства. Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо: - Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора. - Создание банка идей и центра молодых инициатив. - Учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста. - Создание и организация клубов по интересам, гостиных и любительских объединений. - Создание на базе молодежного центра социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте. Заключение Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения. Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности. Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. В данной работе была рассмотрена деятельность Молодежного центра «Шатлык», основное направление которой выявление и поддержка талантливой молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного творчества, национальной культуры. В Молодежном центре «Шатлык» созданы все условия для применения культуротворческих технологий. Успешно применяются культуротворческие технологии, что показывают результаты деятельности творческих коллективов и объединений. Список используемой литературы 1. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ. 2. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ. 3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992. – С. 399 4. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998. – С.412 5. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998. – С. 378 6. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999. – С. 415 7. Григорьева Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьева.- Тамбов, 2002.- 504с. 8. Евкин С.И., Шехтман Л.Б., Художественная самодеятельность России. - М., 1987. – С. 376 9. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях. – М., 1994. – С.399 10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М., 2002. – С. 403 11. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 417 12. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 402 13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: Учебная программа. – М.: МГУКИ, 2001. – С.394 14. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004. – С. 478 15. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие– М., 1995. – С. 395 16. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998. – С.296 17. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1999. – С. 18. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992. – С. 19. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004. – С.459 20. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов, 2002. – С.418 21. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – М., 2002. – С.352 |