Реферат: Консолидированная финансовая отчетность назначение, состав, принципы и методы
Название: Консолидированная финансовая отчетность назначение, состав, принципы и методы Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КОНСОЛИДАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (на примере ОАО «ЮТК») Ейск 2009 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3 1. СОСТАВ И СТРУКТУРА КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ 1.1. Сущность основные понятия консолидированной отчетности.............................. 6 1.2. Принципы подготовки консолидированной отчетности 14 1.3. Подготовка отчетности дочерних и зависимых компаний..................................................................................................................... 19 к составлению консолидированной отчетности 2. ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ КОНСОЛИДАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В МСФО 2.1. Процедура консолидации............................................................... 23 2.2. Методы первичной консолидации................................................. 26 2.3. Последующая консолидация отчетности предприятия 33 3. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОАО «ЮТК» 3.1. Краткая характеристика ОАО «ЮТК».......................................... 37 3.2. Принципы составления консолидированной отчетности в ОАО «ЮТК».... 41 3.3. Анализ основных показателей консолидированной финан- совой отчетности ОАО «ЮТК»....................................................................... 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................. ВВЕДЕНИЕ Развитие бизнеса приводит к усложнению производственных и финансовых взаимосвязей между предприятиями. Современные крупные компании несколько предприятий. Система участия одной компании в другой, тесные долгосрочные связи между ними приводят к необходимости оценки деятельности не каждого экономического субъекта отдельно, а группы организаций, взаимосвязанных между собой. В результате развивается консолидированная отчетность — отчетность, характеризующая финансовое положение и эффективность деятельности нескольких экономических субъектов. В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые операции организаций. Потребовались перемены в уточнении концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности. отчетности. В первом речь шла об отношениях между головной компанией и зависимым предприятием. Во втором предусматривалось составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками договора о создании ФГП. уравнены различные по своему содержанию понятия сводной и консолидированной отчетности. Использование этих понятий в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально. ОАО «ЮТК». Для достижения поставленной цели в работе определены следующие конкретные задачи: — определить сущность и основные понятия консолидированной отчетности; — изучить принципы подготовки консолидированной отчетности и подготовку отчетности дочерних и зависимых компаний к составлению консолидированной отчетности; — исследовать процедуру и методы консолидации финансовой отчетности; — дать краткую характеристику экономическому субъекту исследования; — указать принципы составления консолидированной отчетности ОАО «ЮТК»; — провести анализ основных показателей консолидированной финансовой отчетности. Теоретической основой работы послужили: основные положения нормативно-законодательной базы России, положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положения требований МСФО, материалы налоговой, статистической, финансовой отчетности. Методической базой послужили такие методы как: статистический, балансовый, математический, анализа, группировки. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 1. СОСТАВ И СТРУКТУРА КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ 1. 1. Сущность и основные понятия консолидированной отчетности Составление консолидированной отчетности связано, прежде всего, с Впервые в мировой практике применили консолидацию и опубли-ковали консолидированный отчет американские компании в самом нача-ле XX века. Это было вызвано большими масштабами концентрации и централизации капитала, появлением холдингов, концернов. Первой ком-панией, опубликовавшей консолидированную отчетность стала United States Steel Company [10]. Позже консолидированная отчетность стала составляться и в Европейских странах. Это произошло в конце 40-х годов XX столетия. В законодательстве Великобритании первое упоминание о консолидированной отчетности относится к 1947 г., в Западной Германии — к 1965-му, а во Франции — к 1986-му. Однако первые публикации по данному вопросу появились в Великобритании еще в 20-х годах. Лондонская фондовая биржа стала требовать представления консолидированной отчетности в 1939 г. Лишь 22 французские компании опубликовали консолидированный баланс в 1967 г., но в 1986 г. требования к такой публикации стали во Франции обязательными. В Германии консолидирование отчетности является обязательным лишь с 1990 г. при наличии следующих условий: — большинства голосов; — персонального влияния, обеспечивающего контроль; — контроля по контракту; — контроля на основании учредительных документов — акцент делается на фактическом контроле. В еще меньшей степени консолидированная отчетность распространена в других европейских странах — Испании, Италии, Греции. Возникновение транснациональных корпораций, имеющих высокую долю зарубежных активов, экспортных операций и рабочей силы за рубежом, создание предприятий с участием иностранного капитала, появление разнообразных форм коммерческих, производственных, финансовых связей между компаниями потребовали представления информации об их деятельности в форме консолидированной отчетности. Теория и практика составления консолидированной отчетности в разных странах существенно различаются по следующим основным моментам: — неодинаковая степень распространения консолидированной финансовой отчетности; — различные подходы к пониманию категории «группа компаний» с точки зрения консолидации; — неодинаковые объемы информации, публикуемой компаниями; — разные методы консолидации. Общая идея консолидации очень проста по своей сути. Имеется группа предприятий, взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане, но являющихся самостоятельными юридическими лицами. Необходимо составить консолидированную отчетность, позволяющую получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, входящее в состав корпоративной группы, обязано вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде собственной финансовой отчетности [15]. При анализе деятельности групп их частные балансы не дают комплексного представления об общих результатах деятельности, так как они являются ограниченными и утрачивают свои аналитические возможности. Возникает необходимость в принципиально иной информации, которая формируется в результате составления консолидированной бухгалтерской отчетности. Задачей ее является отражение фактической картины имущественного, финансового положения и результатов хозяйственной деятельности группы юридически самостоятельных предприятий, которые рассматриваются как одна экономическая общность. Таким образом, консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества — так называемого материнского общества, стоящего над всеми прочими членами группы. Консолидированные отчеты показывают, какими были бы отчеты организации, если бы она закрыла все дочерние предприятия и осуществляла управление их деятельностью в рамках одного юридического лица. Вопросы порядка составления, структуры и назначения консолидированной отчетности отражаются в нескольких международных стандартах финансовой отчетности. Наиболее важными по проблемам консолидированной отчетности являются стандарты: 22 «Объединение компаний»; 25 «Учет инвестиций»; 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерней компании»; 28 «Учет инвестиций в ассоциированные предприятия»; 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» [18]. Одним из наиболее сложных стандартов, без которого понимание процедуры составления консолидированной отчетности крайне затруднено, является МСФО 22 «Объединение компаний». Целью данного стандарта является описание методологических проблем бухгалтерского учета при объединении компаний. В нем разбираются примеры приобретения одного предприятия другим, а так же ситуации, когда невозможно определить предприятие-покупателя. В этом же стандарте рассматриваются вопросы определения стоимости приобретения, ее распределения между приобретаемыми идентифицируемыми активами и обязательствами предприятия, проблемы учета возникающей положительной или отрицательной деловой репутации, ее дальнейшей амортизации. В международных стандартах финансовой отчетности приведены и все основные определения разных понятий , так или иначе связанных с консолидированной отчетностью. К числу потребителей информации консолидированной отчетности можно отнести: — акционеров материнской компании и дочерних предприятий; — внешних инвесторов; — кредиторов; — управляющий персонал группы; — руководство и наблюдательный совет материнской компании и дочерних предприятий; — государственные органы управления; — покупателей; — поставщиков; — аналитиков и консультантов; — деловые круги и общественность. Консолидированная финансовая отчетность адресована руководству и наблюдательным советам предприятий, входящих в корпоративную семью, учредителям, а также внешним потребителям информации, таким как существующие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государство. Тем самым она оказывается замкнутой на информационной функции. Для внешних пользователей она выступает в качестве дополнительной информации, которая устраняет ограниченность частных балансов. Для материнской компании консолидированная отчетность является своеобразным «расширением» и «дополнением» к своей отчетности [8]. 1.2. Принципы подготовки консолидированной отчетности В соответствии с международными стандартами консолидированная 1.3. Подготовка отчетности дочерних и зависимых компаний к составлению консолидированной отчетности В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам [1]. В ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставном капитале друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, определяются законом [1]. Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному Международными стандартами предусмотрено, что в таком случае в несколько этапов при помощи составления промежуточных балансов необходимо подготовить отчетность компаний группы к составлению консолидированной отчетности, перейдя на единые требования к отчетности, применяемые материнской компанией. Способ включения в сводную отчетность группы данных дочерних и зависимых обществ представлен в табл. 1.1. Таблица 1.1. Способ включения в сводную отчетность группы данных дочерних и зависимых обществ
В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть — в состав и содержание статей баланса; — в оценку статей баланса; — в пересчет статей баланса из одной валюты в другую. Представители другого направления пытаются, применяя различные курсы пересчета, добиться единства при оценке статей отчетности. В прошлом был разработан ряд методов, использующих различные курсы пересчета. Например, основные средства, долгосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), долгосрочные пассивы и собственный капитал оцениваются по историческому курсу (т.е. на дату приобретения или возникновения); запасы, денежные средства и краткосрочные дебиторская и кредиторская задолженности — по курсу на отчетную дату, а доходы и расходы — по среднемесячному курсу, рассчитанному для месяца их возникновения. Недостаток этого метода заключается в том, что при пересчете возникают разницы, которые необходимо учитывать отдельно. 2. ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ КОНСОЛИДАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В МСФО 2.1. Процедура консолидации Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета — кредитов, выданных предприятиям группы; — долгосрочных финансовых вложений; В консолидированную бухгалтерскую отчетность не включаются отчеты предприятий, в принципе входящих в сферу консолидирования, но не представляющих интереса для объединения. К ним относятся: — компании, контроль над которыми можно считать временным. Например, контрольный пакет акций дочернего общества приобретается и находится в собственности материнского общества исключительно с целью его последующей продажи в недалеком будущем; — дочерние общества, действующие в условиях долгосрочных непреодолимых ограничений, которые лишают их возможности (или существенным образом снижают её) переводить денежные средства на счет материнского общества. Например, из-за валютных ограничений на зарубежных филиалах, «блокирования» банковских счетов и т.п.; — дочерние компании, хозяйственная деятельность которых резко отличается от характера деятельности основной материнской компании, например, банк и промышленное акционерное общества [14]. — метод покупки (приобретения); — метод слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности. Самостоятельные предприятия могут объединяться в единую экономическую единицу. Объединения могут привести созданию нового предприятия, устанавливающего контроль над объединяющимися предприятиями, передаче нетто-активов одного или нескольких объединяющихся предприятий другому предприятию либо расформированию одного или нескольких объединяющихся предприятий. Объединение может осуществляться путем покупки нетто-активов или акций другого предприятия. Объединение может проводиться также путем слияния. Несмотря на то что требования к юридическому слиянию в разных странах различны, обычно оно является объединением двух предприятий, в которых — активы и обязательства одно предприятия передаются другому предприятию и первое ликвидируется; — активы и обязательства двух предприятий объединяются в новое предприятие и два прежних ликвидируются. Объединения бывают горизонтального, вертикального и конгломеративного типов. При горизонтальном объединении одно предприятие объединяется с другим и оба они относятся к единой отрасли производства. При вертикальном объединении предприятия, находящиеся на разных полюсах производственного процесса и взаимодействующие по схеме: «поставщик—производитель—покупатель», сливаются. При конгломеративном объединении создается многопрофильное объединение из предприятий многоотраслевой принадлежности [17]. 2.2. Методы первичной консолидации Сделки по объединению, при которых одно из объединяющихся предприятий приобретает контроль над другим, считаются покупкой. Датой покупки признается дата, с которой покупатель имеет право управлять финансовой и текущей политикой приобретаемого предприятия с целью извлечения выгоды из ее деятельности. На практике такой датой является дата общего собрания акционеров, утверждающего сделку и вносящего необходимые изменения в учредительные документы. Контроль считается установленным, когда одно объединяющихся предприятий приобретает право на более чем половину голосов другого объединяющегося предприятия, если только ( в исключительных случаях) не будет ясно продемонстрировано, что такое право владения не влечет за собой контроля. Дополнительные признаки контроля: — право более чем на половину голосов другого предприятия в силу наличия соглашения с другими инвесторами; — право руководить финансовой и производственной политикой другого предприятия в соответствии с уставом или соглашением; — право назначать или заменять большинство членов правления или равнозначного руководящего органа другого предприятия; — право подавать большинство голосов на собраниях правления или равнозначного органа управления другого предприятия. Если определить предприятие-покупателя трудно, можно руководствоваться дополнительными косвенными признаками покупки: — соотношением справедливой стоимости объединяющихся предприятий (более крупное предприятие является покупателем); — обменом акций с правом голоса на денежные средства (в таких случаях предприятие-плательщик является покупателем); — возможностью решать вопрос подбора управленческих кадров другого предприятия (в таких случаях доминирующее предприятие является покупателем). Иногда предприятие приобретает акции другого предприятия, но в качестве компенсации выпускает достаточно своих акций, дающих право на большее число голосов, так что контроль над объединенными предприятиями переходит к владельцам предприятия, акции которого были приобретены изначально. Такая ситуация называется обратным приобретением. Юридически предприятие, выпускающее акции, может рассматриваться как материнское, или предприятие-правопреемник, к акционерам которого переходит контроль над объединенными предприятиями. В этом случае оно становится приобретающим предприятием и получает право голоса или другие права. Считается, что предприятие, выпускающее акции, было приобретено другим предприятием; последнее считается покупателем и метод покупок применяется к активам и обязательствам предприятия, выпускающего акции. Когда акционеры объединяющихся предприятий не создают доминирующего партнера, а объединяются, по существу на равных условиях с целью разделения контроля над всеми или почти всеми активами и производственной деятельностью, то речь идет о слиянии. Кроме того, администрация объединенных предприятий участвует в руководстве объединенной структурой и, как следствие, акционеры предприятий совместно разделяют риски и выгоды подобной структуры [8]. Сущность слияния состоит в том, что приобретения не происходит и продолжается совместное разделение рисков и прибылей, которое как бы существовало до объединения хозяйственной деятельности. При слиянии хозяйственная деятельность объединенных предприятий продолжается раздельно, как и раньше, хотя они находятся под общим, совместным контролем. Соответственно, при объединении отдельных финансовых отчетов происходят только минимальные изменения. К слиянию предъявляются жесткие требования. Для того, чтобы классифицировать сделку как слияние, а не как покупку, необходимо соблюдение 12 условий. 1. Любая из объединяющихся сторон в течении двух лет не должна быть дочерним предприятием или подразделением другого объединяющегося предприятия. 2. Каждая из объединяющихся сторон должна быть независима от других объединяющихся предприятий. 3. Объединение осуществляется в виде единой сделки в соответствии со специальным планом в течение одного года после принятия такого плана. 4. На дату завершения плана объединения одна из объединяющихся компаний выпускает только обыкновенные акции с правами, идентичными правам акций, находящихся в обращении, в обмен практически на все обыкновенные акции с правом голоса другого предприятия. Их доля должна составлять не менее 90% обыкновенных акций с правом голоса, подлежащих обмену. 5. Ни одна из объединяющихся сторон в течении двух лет до принятия плана объединения или в промежутке между его принятием и завершением не намеревается вносить изменения в структуру собственного капитала с целью повлиять на условия обмена, например, путем дополнительного выпуска акций, их распределения между существующими акционерами, обмена или изъятия из обращения. 6. Объединяющиеся предприятия после принятия плана и до его завершения покупают обыкновенные акции в обычных размерах для целей, отличных от объединения. 7. В результате обмена акциями доли владельцев обыкновенных акций остаются прежними. 8. Акционеры не лишаются права голоса, и их права не ущемляются в течение действия плана объединения. 9. Объединение принимается голосованием на дату завершения плана объединения; не предусматривается наличие каких-либо невыполненных условий по выпуску акций. 10. Объединенная компания прямо или косвенно не соглашается выкупить или изъять из обращения все или часть обыкновенных акций с целью воздействия на объединение. 11. Обыкновенная компания не вступает в финансовые сделки с целью получения выгоды бывшими акционерами, например, не использует выпущенные для объединения акции в качестве залога по займам. 12. Объединенная компания не планирует избавиться от значительной части активов в течении двух лет после объединения, за исключением случаев сделок, обычных для объединившихся предприятий, или с целью устранения дублирования или избыточных мощностей. Так как слияние приводит к созданию единой структуры, объединенное предприятие принимает единую унифицированную учетную политику. поэтому объединенный хозяйствующий субъект признает активы, обязательства и собственный капитал объединяемых предприятий по существующей балансовой стоимости, корректируемой только для приведения в соответствие с учетной политикой объединяющихся предприятий и ее применения ко всем представленным отчетным периодам [12]. При любых объединениях предприятий в финансовых отчетах следует приводить дополнительную информацию: — названия и описания объединяющихся предприятий; — методы учета; — дату вступления в силу объединения для учетных целей; — сведения о производственной деятельности, которую решено ликвидировать. При покупке необходимо привести такие данные: — процент приобретенных акций с правом голоса; — стоимость приобретения и сумму оценки встречного удовлетворения при покупке, выплаченную или условно подлежащую выплате; — сведения о характере и сумме резерва на перестройку и других расходах по закрытию предприятия, возникающих в результате приобретения и признанных на дату приобретения. В финансовых отчетах следует раскрывать: — методы учета положительной и отрицательной деловой репутации, в том числе за период амортизации; — обоснование срока полезного использования положительной и отрицательной деловой репутации или амортизационный период для отрицательной деловой репутации; — методы начисления амортизации; — результаты сверки остаточной стоимости положительной и отрицательной деловой репутации. При слиянии в отчетности необходимо приводить дополнительные данные, касающиеся: — описания и количества выпущенных акций наряду с процентом акций каждого предприятия, дающих право голоса, обмененных с целью объединения долей капитала; — суммы активов и обязательств, внесенных каждым предприятием; — сведения о доходе от продаж, другой выручке от производственной деятельности, чрезвычайных статьях и чистой прибыли или убытке каждого предприятия до даты объединения, которые включаются в чистую прибыль или убыток, отраженных в финансовых отчетах объединенного предприятия. Консолидированная отчетность включает помимо баланса консолидированный отчет о прибылях и убытках. При составлении такого отчета финансовые результаты деятельности объединяющихся компаний и их представление будут зависеть от способа объединения — покупки или слияния. Консолидированный отчет о прибылях и убытках составляется аналогично консолидированному балансу, т.е. суммированием счетов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы, так как концерн не может реализовывать прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В его консолидированный отчет о прибылях и убытках включаются лишь финансовые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается пересчетом корреспондирующих затрат и результатов и (или) перегруппировки их в составе счета прибылей и убытков. Следует отметить, что исключаются не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг. Процесс консолидирования счета прибылей и убытков включает: Следует отметить, что слияние является более предпочтительным для предприятий, стремящихся максимизировать показатели продаж, прибылей, активов и минимизировать расходы в результате такого объединения [12]. 2.3. Последующая консолидация отчетности предприятия Следующий этап консолидации — консолидация отчетности предприятий, проработавших какой-то срок в составе группы, — имеет ряд особенностей. При консолидации отчетности компаний, входящих в группу, в последующие периоды их деятельности возникают дополнительные трудности, связанные с необходимостью элиминорования статей, отражающих взаимные внутрифирменные операции, во избежание повторного счета и искусственного завышения величины капитала и финансовых результатов. Статьи, подлежащие элиминированию, — это статьи, которые исключаются из консолидированной отчетности, поскольку приводят к повторному счету и искажению финансовой характеристики деятельности группы. Концепция группы предполагает особое отношение к операциям между компаниями, входящими в группу. Внутрифирменные операции схожи с операциями между подразделениями (отделами) внутри компании. Такие операции совершаются при торговых сделках и расчетах по ним, выдаче кредитов, получении дивидендов. Все подобные операции должны быть элиминированы при подготовке консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках, как и внутрифирменные остатки по расчетам. При составлении консолидированной отчетности подлежат эллиминорованию следующие расчеты: — задолженность по еще не внесенным в уставной капитал вкладам; — авансы полученные или выданные; — займы компаний входящих в группу; — взаимная дебиторская и кредиторская задолженность компаний группы (поскольку единая хозяйственная единица не может иметь дебиторской и кредиторской задолженности сама по себе); — другие активы и ценные бумаги; — расходы и доходы будущих периодов; — непредвиденные операции. Если суммы дебиторской задолженности одной компании полностью соответствуют суммам кредиторской задолженности другой компании, входящей в группу, то они взаимно эллиминируются. Причины расхождений по дебиторской и кредиторской задолженности в учете материнской компании и дочернего предприятия могут быть вызваны При составлении последующих консолидированных отчетов о прибылях и убытках корректировки проводятся в четырех основных направлениях: 1. Исключение промежуточных результатов, вызванных внутригрупповыми продажами; 2. Амортизация деловой репутации, возникшей при создании группы; 3. Амортизация отклонения справедливой стоимости активов и обязательств от их балансовой стоимости, включенного в состав данных статей при первичной консолидации; 4. Выделение доли меньшинства в результатах деятельности дочернего общества. При инвестировании менее 100% в капитал покупаемого предприятия возникает так называемая доля меньшинства — это доля сторонних акционеров, которая в консолидированной отчетности должна отражаться отдельно от капитала группы. Доля меньшинства в чистых активах консолидированных дочерних предприятий должна быть определена и отдельно представлена в сводном балансе. В прибылях (убытках) дочерних предприятий за отчетный период доля меньшинства должна быть определена и отдельно представлена в отчете о прибылях и убытках. Этот показатель используется для корректировки финансового результата (прибыли или убытка) группы для определения чистой прибыли, причитающейся материнской компании. Доля меньшинства при этом в сводном балансе определяется расчетным путем исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации акций в их общем количестве. Величина капитала дочернего общества определяется как итог раздела Ш «Капитал и резервы» его бухгалтерского баланса за минусов статей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирования и поступления». В свободном балансе показатель доли меньшинства отражается за итогом раздела III баланса. В свободном отчете о прибылях и убытках доля меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации; это доля определяется расчетно исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. В свободном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства показывается отдельной статьей по вписываемой строке; доходы и расходы так же выделяются отдельной статьей. Доходы и расходы группы в свободном отчете приводятся за минусом соответствующих доходов и расходов меньшинства. Если показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества больше показателя доли меньшинства в капитале этого общества, то на эту сумму разницы уменьшается величина резервного капитала (при его недостаточности — добавочного, затем уставного) дочернего общества, включаемого в свободную бухгалтерскую отчетность [10]. 3. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ 3.1. Краткая характеристика ОАО «ЮТК» ОАО «ЮТК» было зарегистрировано 20 мая 1994 г. в качестве открытого акционерного общества «Кубаньэлектросвязь» в результате приватизации Государственного предприятия связи и информатики «Россвязьинформ». На годовом собрании акционеров в 2001 г. было принято решение о переименовании ОАО «Кубаньэлектросвязь» в ОАО «Южная телекоммуникационная компания». В своей деятельности Общество руководствуется законодательством РФ, а так же настоящим Уставом. ОАО «ЮТК» создано в соответствии с Федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178—ФЗ [4], «Об акционерных обществах» от 26.12.95 №208—ФЗ [3] ОАО «Южная телекоммуникационная компания» является традиционным оператором связи, действующим на территории 10 из 13 регионов Южного федерального округа (ЮФО) РФ: Республика Адыгея (Адыгея), Астраханская область, Волгоградская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Северная Осетия, Ставропольский край. Руководство ЮФО осуществляет Полномочный представитель Президента РФ в ЮФО и его аппарат. Центром ЮФО является г. Ростовна-Дону. Деятельность компании направлена на: — объединение клиентов в едином мировом телекоммуникационном пространстве; — способствование успеху и взаимопониманию людей, развитию бизнеса и личности; — формирование условий профессионального роста; участие в формировании высокоэффективной экономики России. Стратегические цели и задачи компании направлены на: — создание технологических и организационных конкурентных преимуществ в области телекоммуникаций, обеспечивающих устойчивый базис для рыночного роста компании; — придание услугам компании дополнительной потребительской ценности (в частности пакетирование инфокоммуникационных услуг); — повышение уровня клиентского сервиса, эффективности каналов продаж услуг, дистрибуции и коммуникаций с абонентами, внедрение и развитие партнерских программ; — приоретизация инвестиций в быстро-окупаемые телекоммуникационные и медийные проекты с целевыми параметрами отдачи на капитал; — минимизация инвестиций в убыточные и низко-рентабельные инвестиционные проекты, в том числе сельскую телефонную связь, с учетом обеспечения требований закона «О связи»; — участие в конкурсе на предоставление универсальных услуг связи. Лицензионная территория ОАО «ЮТК» составляет 519,6 тыс. км2 (88,2% всей территории округа) с численностью населения 18 759 тыс. чел. (81,9% от населения ЮФО). Большая часть населения (61,3%) проживает в городской местности (в целом по ЮФО — 57,5%). Геополитическое место Южного федерального округа в России уникально. На территории ЮФО располагается мощная система транспортных коридоров и структур экспорта нефти и газа, крупнейший агропромышленный комплекс в России. Природно-ресурсный потенциал, выгодное географическое положение определили основные отрасли специализации ЮФО: транспортный, топливно-энергетический, агропромышленный, туристическо-рекреационные комплексы, отдельные отрасли промышленности (пищевая, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая). По итогам 2007 г. ВРП ЮФО составил около 1 трлн. руб. По данным Росстата, наибольшие денежные доходы в среднем на душу населения за декабрь 2007 г. были отмечены в Ростовской и Астраханской областях (8916,6 и 8071,4 руб. соответственно). Наименьшие среднедушевые доходы — в Республике Калмыкия (4291,0 руб.). Средний размер частного домохозяйства по 10 регионам ЮФО — 2,9 чел. (в целом по ЮФО — 3,1 чел.). В настоящее время в ОАО «ЮТК» действуют 12 цифровых междугородных телефонных станций в 12 городах общей монтированной емкостью 146,323 тыс. каналов, задействованная емкость – 108,886 тыс. каналов. На городской сети ОАО «ЮТК» в эксплуатации находится 579 АТС общей монтированной емкостью 3 233 100 номеров, из которой задействовано 3 081 896 номеров, т.е. 95,32%. Стратегия развития сети состоит в строительстве новых мощностей на основе современных цифровых АТС и в обновлении основных фондов путем поэтапной замены морально устаревших станций. В период с 2004 по 2007 гг. в ЮФО наблюдалось активное развитие рынка Интернет-услуг. Подтверждением этому служит увеличение числа пользователей Интернет за анализируемый период более чем в 10 раз и рост количества новых операторов, предоставляющих услуги доступа в Интернет (в 2007 г. в ЮФО в зоне оказания услуг ОАО «ЮТК» работало 116 компаний, что на 36,5% больше, чем в 2004 г.). За 2004-2007 гг. изменились предпочтения пользователей в выборе технологии доступа в Интернет (благодаря использованию новой технологии доступ удалось сделать более доступным). Средством продвижения услуг связи и, одновременно, фактором повышения лояльности потребителей и доходов компании является внедрение Call-центров, что позволит на высоком уровне реализовать следующие основные процессы: — прием всех входящих звонков в информационно-справочной службе (минимизация потерянных вызовов); — поддержка всех видов обращений клиента (канал коммуникации); — предоставление справочных услуг, в том числе на платной основе; — предоставление дополнительных услуг (SMS-пейджинг, интеллектуальная маршрутизация и другие); — обеспечение доступа к междугородной и международной телефонной сети; — обеспечение доступа к международным информационным ресурсам; — реализация на практике концепции CRM (концепции управления взаимоотношениями с клиентом); — реализация массмедиа технологий (в том числе на платной основе); — оказание услуг на принципах «аутсорсинга»; — дополнительных услуг на сети электросвязи, отличающийся от традиционного тем, что часть алгоритма обслуживания вызова, которая относится к дополнительной услуге, вынесена в общесетевой блок контроля услуг (контроллер услуг—SCP), что упрощает ввод и видоизменение дополнительных услуг (CS-1 и CS-2), в том числе и непосредственно самим поставщиком услуг. Основными задачами компании в этом направлении являются: — Создание надежной высокопроизводительной интеллектуальной сети на территории ЮФО с распределенным резервированным центром управления; — Интеграция элементов этой сети с биллинговой системой «ОНИМА», интеграция биллинговой системы «ОНИМА» с АСР «КУРС» и внедрение Единой сервисной карты; — Обеспечение посттарификации услуг ИCC, предоставляемых за рамками ЕСК, а именно организация выгрузки соответствующих CDR файлов для последующей обработки в АСР «КУРС»; Интеллектуальная сеть позволит предоставлять следующие услуги в рамках ЕСК: Интернет, местная, зоновая, междугородная и международная связь, оплата услуг связи, операции с сокращенными номерами, перенос остатка. В 2007 г. доходы ОАО «ЮТК» от предоставления услуг связи составили 17873,0 млн. руб., что на 9,6% выше уровня 2006 г. Прирост доходов от предоставления услуг связи за рассматриваемый период составил 1569,9 млн. руб., из них за счет развития средств связи и увеличения обмена было получено 220,1 млн. руб. (14% от общего объема прироста доходов), а за счет повышения тарифов — 1349,8 млн. руб. (86% от общего объема прироста доходов), в том числе регулируемых государством - 1326,3 млн. руб. Наибольший прирост доходов был получен от абонентской платы ГСТС и от услуг Интернет, 42,5% доходов ОАО «ЮТК» получило от оказания услуг местной связи и более 35% доходов — от оказания услуг дальней связи. 3.2. Принципы составления консолидированной отчетности ОАО «ЮТК» Консолидированная финансовая отчетность ОАО «ЮТК» включает финансовую отчетность ОАО «ЮТК» и его 10 дочерних обществ. Перечень дочерних обществ компании представлен в табл. 3.1. Таблица 3.1. Дочерние общества
Продолжение табл. 3.1.
Все вышеперечисленные предприятия являются российскими юридическими лицами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и имеют тот же финансовый год, что и материнская компания. В 2006 году в соответствии с решением Совета Директоров материнская компания увеличила свою долю в уставном капитале ОАО «Ставтелеком им. В.И. Кузьминова», оператора предоставляющего услуги стационарной связи в Ставропольском крае, до 81%. Разница между стоимостью приобретения и балансовой стоимостью приобретенной доли в чистых активах дочерней компании составила 45 066 и была отражена как операция с собственным капиталом на 31 декабря 2006 г. Компания увеличила свою долю в уставном капитале ОАО «Ставтелеком им. В.И. Кузьминова» до 100%, затратив 26 003. Разница между стоимостью приобретения и балансовой стоимостью приобретенной доли в чистых активах дочерней компании составила 22 086 и была отражена как операция с собственным капиталом. Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ведение и составление которых осуществляется в соответствии с системой регулирования бухгалтерского учета, установленного законодательством Российской Федерации, посредством дополнительной корректировки и перегруппировки данных бухгалтерского учета, необходимых для отражения финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств в соответствии с требованиями МСФО [2]. Консолидированная финансовая отчетность подготавливается на основании правила учета по фактическим затратам за отчетный период. Валютой измерения хозяйственных операций и валютой отчетности компании является государственная валюта Российской Федерации, российский рубль. Операции в иностранных валютах первоначально отражаются в валюте отчетности по курсу на дату операции. Монетарные активы и обязательства, выраженные в иностранных валютах, пересчитываются в валюту отчетности по курсу на отчетную дату. Разницы, возникающие при пересчете, отражаются в консолидированном отчете о прибылях и убытках как прибыли (убытки) от курсовых разниц. Немонетарные статьи, отражаемые по исторической стоимости в иностранной валюте, пересчитываются по курсу на дату операции. Сделки, совершаемые в рублях, тогда как соответствующие активы и обязательства выражены в иностранных валютах (или условных единицах), отражаются в финансовой отчетности компании так же, как сделки, выраженные в иностранных валютах. Доля меньшинства в чистых активах дочерних компаний группы отражается в составе капитала отдельно от капитала, приходящегося на акционеров материнской компании. Ранее, доля меньшинства в консолидированном балансе группы отражалась отдельно от обязательств и капитала. Компания приобрела акции ОАО «Фотон» и ООО «Акцент» на сумму 29 076 (9 120 и 19 391 соответственно, включая затраты на приобретение в размере 565) и получила 51% голосующих акций в каждой из компаний. По состоянию на 31 декабря 2006 г. компания рассматривала данные инвестиции как инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи, учитывая наличие временного контроля, так как компания намеревалась продать данные дочерние компании в ближайшем будущем. Таким образом, компания учла приобретение ОАО «Фотон» и ООО «Акцент» используя метод покупки в соответствии с МСФО 3 «Объединение компаний». Компания произвела оценку справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и дополнительных договорных обязательств посредством независимой оценки на дату приобретения. Были внесены корректировки в финансовую отчетность 2006 г. в целях отражения справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и дополнительных договорных обязательств и консолидации результатов операционной деятельности ОАО «Фотон» и ООО «Акцент» с даты приобретения. По состоянию на 31 декабря 2007 г. инвестиции в ОАО «Фотон» и ООО «Акцент» не удовлетворили критерию для их классификации в качестве внеоборотных активов предназначенных для продажи в соответствии с требованиями МСФО 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность», так как вероятность продажи в течение одного года была маловероятна. Эффект изменения учетной политики уменьшил величину чистого убытка за год, закончившийся 31 декабря 2006 г. на 2 001 и увеличил величину нераспределенной прибыли по состоянию на 31 декабря 2006 г. на сумму 2 255. Для 2006 г. величина базового и разводненного убытка на акцию, приходящегося на акционеров материнской компании уменьшилась на 0.001 рубль Российской Федерации. Прибыли и убытки от переоценки по справедливой стоимости финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи, отражаются отдельным компонентом в составе капитала. Прибыль или убыток от финансового актива, имеющегося в наличии для продажи, относится непосредственно на капитал (включая восстановление убытков от обесценения долевых инструментов) с отражением в отчете об изменении капитала, за исключением убытков от обесценения и положительных и отрицательных курсовых разниц, до момента прекращения признания данного финансового актива, когда накопленная прибыль или убыток, ранее отраженная в составе капитала, относится на прибыль или убыток. Однако, проценты, рассчитанные по методу эффективной процентной ставки, признаются в составе прибыли или убытка. Дивиденды по долевым инструментам, имеющимся в наличии для продажи, включаются в состав прибыли или убытка после установления права Компании на получение выплаты. Подготовка финансовой отчетности требует обоснованных оценок и допущений, которые влияют на отраженные в финансовой отчетности суммы активов и обязательств на отчетную дату, а также на отраженные в финансовой отчетности суммы доходов и расходов за отчетный период. Фактические результаты могут отличаться от этих оценок. Наиболее значительные оценки в данной финансовой отчетности относятся к оценке стоимости и срока полезной службы основных средств, нематериальных активов, отложенному налогообложению, начислению резерва под снижение стоимости дебиторской задолженности и пенсионным обязательствам. Для определения обесценения основных средств используются оценки, относящиеся, в частности, к причинам, срокам и суммам обесценения. Обесценение зависит от целого ряда факторов, в том числе от изменений конкурентных условий, ожиданий роста в телекоммуникационной отрасли, увеличения стоимости капитала, изменений в возможности привлечения финансирования в будущем, устаревания технологий, прекращения оказания услуг, значений текущей стоимости замещения, а также иных изменений обстоятельств, указывающих на наличие обесценения. Значения возмещаемой суммы и справедливой стоимости, как правило, определяются по методу дисконтированных денежных потоков, предусматривающих использование обоснованных допущений участников рынка. Для выявления признаков обесценения, расчета будущих денежных потоков и определения справедливой стоимости активов (или групп активов) руководству необходимо выносить существенные суждения относительно выявления и оценки показателей обесценения, ожидаемых денежных потоков, применяемых ставок дисконтирования, срока полезного использования и остаточной стоимости. В частности, при расчете денежных потоков, составляющих основу стоимости от использования основных средств компании, учитывается влияние новых правил, устанавливаемых новыми положениями Федерального закона «О связи». В рамках этой реформы был введен новый механизм ценообразования и расчетов между операторами услуг связи, отдельные элементы которого изложены не вполне четко, что может потребовать дополнительных разъяснений со стороны регулирующих органов. Изменение данного механизма ценообразования и расчетов между операторами услуг связи может существенно повлиять на оценки руководства в отношении ожидаемых денежных потоков и результатов от операционной деятельности и, следовательно, на оценки руководства о величине возможного обесценения основных средств компании. Компания анализирует деловую репутацию и нематериальные активы, не готовые к эксплуатации, на предмет обесценения не реже одного раза в год. Это требует оценки стоимости от использования генерирующих денежные потоки подразделений, на которые относится данная деловая репутация. В ходе оценки стоимости от использования компании необходимо рассчитать будущие денежные потоки, которые ожидается получить от указанного подразделения, выбрав подходящую ставку дисконтирования для расчета приведенной стоимости указанных денежных потоков. На 31 декабря 2007 г. балансовая стоимость деловой репутации составляла 15 218 (на 31 декабря 2006 г. – 15 218) а балансовая стоимость нематериальных активов, не готовых к эксплуатации, на 31 декабря 2007 г. составила 1 539 656 (на 31 декабря 2006 г. – 1 274 159). Компания ретроспективно исправила существенные ошибки прошлых периодов в финансовой отчетности, утвержденной в период обнаружения ошибки, посредством исправления сопоставимых показателей финансовой отчетности прошлого периода или периодов, в которых была совершена ошибка, либо, в случае совершения ошибки в период или периоды, предшествующие наиболее ранней из представленных в финансовой отчетности, утвержденной в период обнаружения ошибки, исправления входящего сальдо показателей статей активов, обязательств и собственного капитала наиболее раннего из представленных периодов. В 2007 году компания исправила налоговые базы по основным средствам по состоянию на 31 декабря 2006 и 2005 гг. В результате, компания скорректировала сумму обязательства по отложенному налогу на прибыль по состоянию на 31 декабря 2006 и 2005 гг. и сумму налога на прибыль по состоянию на 31 декабря 2006 г. Эффект от исправления налоговых баз по основным средствам уменьшил величину чистого убытка за год, закончившийся 31 декабря 2006 г. на 238 431. Величина обязательства по отложенному налогу по приобретенным дочерним компаниям признанным в 2006 г. по причине изменения учетной политики увеличила величину обязательств по отложенному налогу на 31 декабря 2006 г. на 12 721. В результате величина нераспределенной прибыли по состоянию на 31 декабря 2006 г. уменьшилась на общую сумму 207 489. Величина нераспределенной прибыли на 31 декабря 2005 г. уменьшилась на 433 199. Для 2006 г. величина базового и разводненного убытка на акцию, приходящегося на акционеров материнской компании уменьшилась на 0.060 рубль Российской Федерации по причине эффекта от исправления налоговых баз и эффекта изменения учетной политики. Доходы признаются в той сумме, в которой вероятен приток экономических выгод компании, когда сумма таких доходов может быть надежно оценена. Доходы признаются в величине денежных средств или их эквивалентов полученных или предстоящих к получению. Однако в случае отсрочки поступления денежных средств или их эквивалентов, справедливая стоимость вознаграждения может быть меньше полученной или ожидаемой к получению номинальной суммы денежных средств. Когда договор фактически представляет собой финансовую операцию, справедливая стоимость вознаграждения определяется дисконтированием всех будущих поступлений с помощью эффективной процентной ставки. Компания выделят 13 категорий доходов по видам оказываемых услуг: — предоставление междугородных телефонных соединений; — предоставление международных телефонных соединений; — предоставление местных телефонных соединений; — плата за установку и подключение; — документарная электросвязь; — услуги сотовой связи; — радио- и телевещание; — услуги передачи данных; — новые услуги; — предоставление в пользование телефонных каналов; — услуги российским операторам связи; — прочие услуги связи; — прочие услуги. Компания не раскрывает в консолидированной финансовой отчетности информацию об операциях между компанией с ее дочерними компаниями и дочерних компаний друг с другом. 3.3. Анализ основных показателей консолидированной финан- совой отчетности ОАО «ЮТК» Финансовое состояние компании характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются: во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Источником информации, использовавшейся в ходе анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЮТК», послужила годовая финансовая отчетность за 2006—2007 гг. (форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №3 «Отчет об изменениях капитала, форма №4 «Отчет о движении денежных средств», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»). В том числе использовалась статистическая отчетность, аналитические расчеты, учетные регистры и другие данные. Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность. Под платежеспособностью понимается способность предприятия своими текущими активами полностью погасить внешнюю задолженность, а именно вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджеты и внебюджетные фонды [9]. Характеризуя платежеспособность ОАО «ЮТК», рассчитаем и проанализируем коэффициенты ликвидности, т.е. способности предприятия в определенные сроки выполнять свои обязательства перед кредиторами. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы разделяются на следующие группы: А1. Наиболее ликвидные активы — к ним относятся все денежные средства и краткосрочные финансовые вложения; А2. Быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты; А3. Медленно реализуемые активы — статьи раздела IIбаланса, включающие НДС, дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев; А4. Трудно реализуемые активы — внеоборотные активы. Пассивы баланса формируются по степени срочности их оплаты. П1. Наиболее срочные обязательства — к ним относится кредиторская задолженность. П2. Краткосрочные пассивы — это краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы. П3. Долгосрочные пассивы — это статьи баланса, относящиеся к разделам IVV, т.е. долгосрочные кредиты и займы, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей. П4. Постоянные, или устойчивые пассивы — это статьи раздела IIIбаланса «Капитал и резервы». Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп [12]. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1≥П1 А2≥П2 А3≥П3 А4≤П4 В таблице 3.2. приведены значения активов по степени их ликвидности и пассивов по срочности их оплаты. Табл. 3.2. Значения активов по степени их ликвидности и пассивов по срокам их погашения.
Исходя из данных таблицы можно охарактеризовать ликвидность баланса как недостаточную. Для анализа платежеспособности рассчитаем финансовые коэффициенты платежеспособности. Это три относительных показателя, различающихся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств (табл. 3.3). Таблица 3.3. Коэффициенты ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочной задолженности компания может оплатить в ближайшее время и характеризует платежеспособность на дату составления баланса [19]. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что за счет денежных средств компания на конец отчетного периода, в самое короткое время, смогла погасить только 4% краткосрочной задолженности. Коэффициент быстрой ликвидности равен отношению величины наиболее ликвидных активов и дебиторской задолженности к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочной задолженности компания может оплатить за период, равный продолжительности одного оборота дебиторской задолженности и характеризует платежеспособность [11]. Коэффициент промежуточного покрытия показывает, что за счет денежных средств, краткосрочных ценных бумаг и средств в расчетах, компания на конец отчетного периода смогла погасить 9% краткосрочной задолженности. Коэффициент текущей ликвидности (другое название — коэффициент общего покрытия) равен отношению стоимости всех оборотных средств компании к величине краткосрочных обязательств. Этот коэффициент показывает платежные возможности компании и характеризует ожидаемую платежеспособность компании за период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств [9]. Коэффициент общего покрытия показывает, что за счет всех оборотных средств, компания на конец отчетного периода смогла погасить лишь 20% краткосрочной задолженности. Важной задачей анализа финансового состояния является исследование показателей финансовой устойчивости. Соотношение стоимости производственных запасов и величины собственных и заемных средств их формирования определяет устойчивость финансового состояния компании. Обеспеченность запасов источниками формирования является сущностью финансовой устойчивости [12]. Проведем анализ основных показателей финансовой устойчивости ОАО «ЮТК» на основании данных балансов за 2006—2007 гг. (табл. 3.4). Таблица 3.4. Анализ показателей финансовой устойчивости ОАО «ЮТК» за 2006—2007 гг.
Коэффициент капитализации говорит о том, что на каждый рубль собственных средств на конец 2006 г. приходилось 2,8 рубля заемных средств, а на конец 2007г. — 3,1 руб. заемных средств. Этот коэффициент выше нормы, что свидетельствует о том, что компания привлекает много заемных средств. Коэффициент финансовой независимости (автономии) показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. Этот показатель на конец 2006 года составлял 0,3, а на конец 2007 года уменьшился на 0,1. Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности компании финансируется за счет собственных средств, а какая — за счет заемных. Этот показатель за 2007 год также уменьшился по сравнению с 2006 годом на 0,1. Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников. Данный показатель за рассматриваемый период соответствует норме, что говорит о финансовой устойчивости ОАО «ЮТК» и его дочерних компаний. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что консолидированной отчетности присуши некоторые особенности: — консолидированная отчетность не является отчетностью юридически самостоятельного предприятия. Ее целью является получение общего представления о результатах деятельности корпоративной семьи. Она имеет явную информационную и аналитическую направленность; — результаты сделок между членами корпоративной семьи не включаются в консолидированную бухгалтерскую отчетность. В ней показывают только активы и обязательства, доходы и расходы от операций с внешними контрагентами. Любые внутригрупповые финансово-хозяйственные операции идентифицируются и исключаются в процессе консолидации. Консолидация не является простым суммированием одноименных статей финансовой отчетности компаний группы; — отчеты группы содержат сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в объединение. Это значит, что прибыль одной дочерней компании может «скрывать» убытки другой, а прочное финансовое положение одной дочерней компании может «скрывать» потенциальную неплатежеспособность другой; — если группа состоит из компаний, работающих в различных видах бизнеса, то консолидированная отчетность по данной группе может не раскрывать отдельных важных деталей, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы. Сформулированные особенности консолидированной отчетности позволяют полно раскрыть ее роль в деятельности группы: — предоставить обобщающую информацию в целом по группе для поддержания положительных представлений о группе и укрепления позиций на фондовом рынке (рост котировок акций материнского общества и прочих обязательств группы); — дать более реальную картину хозяйственных операций и финансового положения единой экономической единицы, но не заменять отдельные финансовые отчеты; — дать основу для принятия управленческих решений; — охарактеризовать экономическую взаимосвязь и взаимодействие членов группы; — выполнять контролирующую функцию для материнской компании, так как эта отчетность составляется в валюте материнской компании; — оказывать влияние на финансирование и финансовое планирование деятельности группы и др. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о том, что цель работы достигнута полностью, раскрыты и изучены основные принципы и методы консолидации финансовых показателей. Задачи поставленные перед написанием данной курсовой работы были полностью достигнуты и освещены, а именно: — были определены сущность и основные понятия консолидированной отчетности; — были изучены принципы подготовки консолидированной отчетности; — исследовалась процедура и методы консолидации финансовой отчетности; — дана краткая характеристика экономического субъекта исследования; — указаны принципы составления консолидированной отчетности ОАО «ЮТК»; — проведен анализ основных показателей консолидированной финансовой отчетности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): ст.105, ст.106. 2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.96 г. (в ред. от 03.11.06 г.). 3. Об акционерных обществах: Федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.95 г. (в ред. от 05.02.07 г.). 4. О приватизации государственного и муниципального имущества: Феде ральный закон № 178—ФЗ от 21.12.2001г. 5. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Фе дерации на среднесрочную перспективу: Приказ Минфина РФ №180 от 1.06.04 г. 6. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности: Приказ Минфина РФ №112 от 30.12.96 г. 7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организа- ции» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина РФ №43н от 6 июля 1999 г. 8. Баканов А.С. Годовая отчетность коммерческой организации: Учебник. — М.: Бухгалтерский учет, 2003. — 517 с. 9. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория , практика и ин терпретация: Пер. с англ. / Науч. ред. перевода И.И. Елисеева; ГЛ. ред. се рии Я.В. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 624 с. 10. Волков Д.Л. Финансовый учет: теория, практика, отчетность организа ции: Учеб. пособие. — СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. — 640 с. 11. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник. — 2-е изд., доп. — М.: — ЮНИТИ, 2004. — 615 с. 12. Донцова Л.В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие. — М.: Дело и Сервис, 2003. — 336 с. 13. Карзаева Н.Н. Новое в форсировании бухгалтерской отчетности при ре организации организации // Бухгалтерский учет. — 2003. — №18. — С. 23—27. 14. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 752 с. 15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 448 с. 16. Кутер М.И., Таранец Н.Ф., Уланова И.Н. Бухгалтерская финансовая от четность: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 232 с. 17. Николаева С.А. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Учебник. — М.: Аналитика – пресс, 2004. — 520 с. 18. Новодворский В.Д, Пономарёва Л.В. Порядок составления бухгалтерской отчётности: Учеб. пособие. — М.: Бухгалтерский учёт, 2004. — 263 с. 19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб ник. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФА–М, 2007. — 512 с. ПРИЛОЖЕНИЯ |