Реферат: Анализ производительных сил Уральского Федерального округа

Название: Анализ производительных сил Уральского Федерального округа
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский Государственный Аэрокосмический Университет»

В г. Зеленогорске

Реферат

Дисциплина: Экономическая география и регионалистика

Тема: Анализ производительных сил Уральского Федерального округа

Выполнил:

Студент гр.

Проверила:

Зеленогорск 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Природно-ресурсный потенциал…………………………………...4

1.1. Природные ресурсы…………………………………………………4

1.2. Трудовые ресурсы…………………………………………………...5

2. Территориально-хозяйственный комплекс………………………...8

3. Транспорт…………………………………………………………...14

4. Проблемы и перспективы развития……………………………….15

Заключение………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………….19


Введение

Актуальность : В условиях развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Уральский Федеральный округ занимает одно из первых мест в стране по многим показателям: это и демографические характеристики (естественный прирост), и объем валового регионального продукта, объем экспорта и пр. Регион развивается динамично, статистические данные позволяют проследить, выявить эти изменения. Уральский федеральный округ уникален и по своему экономико-географическому положению. Территория богата полезными ископаемыми. Здесь находятся уникальные производства, крупные предприятия металлургического и машиностроительного комплексов. Уникальна и транспортная система: через территорию Урала проходят многие внутренние и международные пути (авиалинии, Транссибирская магистраль).

Однако следует выделить ряд проблем, которые отрицательно сказываются на развитии экономики округа:

- экологические;

- недостаток инвестиций;

- устаревание основных фондов промышленности.

В связи с этим данная тема является актуальной.

Цель : Проанализировать производительные силы Уральского Федерального округа.

Задачи :

1. Раскрыть природно-ресурсный потенциал Уральского Федерального округа.

2. Рассмотреть основные виды деятельности и их территориальную структуру.

3. Изучить транспорт и экономические связи.

4. Исследовать проблемы и перспективы развития.

5. Сделать вывод.


1. Природно-ресурсный потенциал.

1.1. Природные ресурсы.

Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его специализацию и уровень развития. Уральский экономический район обладает и минерально–сырьевыми, и топливными, и нерудными полезными ископаемыми. По запасам некоторых видов минеральных ресурсов ( медных руд, асбеста, калийных солей) Урал занимает ведущее место в мире.

Топливные ресурсы Урала представлены всеми основными видами: нефтью природным газом, углем, горючими сланцами, торфом. Месторождение нефти сосредоточены в основном в Башкортостане, Пермской и Оренбургской областях и в Удмуртии, природного газа – в Оренбургском газоконденсатном месторождении, которое является крупнейшим в европейской части страны.

Месторождения железных руд и руд цветных металлов сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор. На Урале известно свыше 2 тысяч месторождений и рудопроявлений железных руд, из них балансовых месторождений – 75, эксплуатируются – 29. Балансовые запасы железных руд 75 месторождений Уральского экономического района на 1 января 1992 года составляли 14,8 млрд.т. в т.ч. по промышленным категориям А+ В + С 1 – 9,2 млрд.т. По добыче железной руды Урал уступает только Центрально – Черноземному экономическому району. Тем не менее потребности района в железных рудах удовлетворяются за счет собственной добыче только на 3/5. В настоящее время ведется разработка бедных руд Качканарской и Бакальской групп месторождений, в которых сосредоточенны 3 /4 запаса уральских железных руд. Только благодаря тому, что руды многокомпонентные и содержат также ванадий и титан, добыча их рентабельна. [1. С. 136.]

Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов. Это и медные руды ( Красноуральская , Кировоградская, Гайское, и др. Месторождения ), и цинковые ( преимущественно медно–цинковые), и никелевые ( Верхний Уфалей, Орск, Реж). Имеются значительные ресурсы алюминиевого сырья ( бокситы ), сосредоточенные в Североуральском бокситоносном бассейне (месторождений Красная Шапочка, Северная,Сосьвинское и др. ). Правда, многие месторождения бокситов уже истощены. Важную роль играет добыча золота, драгоценных и поделочных камней.

Урал обладает крупными ресурсами калийных и поваренных солей. Здесь расположен один из самых больших соленосных бассейнов - Верхнекаменский, его балансовые запасы по всем категориям составляют свыше 173 млрд.т. Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. На Урале сосредоточены основные промышленные запасы асбеста в стране: Баженовское ( Свердловская область ) и Киембаевское (Оренбургская область ) месторождения. Имеются залежи глин, песков, известняка и др.

Значительны лесные ресурсы района. Урал входит в многолесную зону страны, по лесистости (свыше 40 %)уступает только Сибири, Дальнему Востоку и Северу европейской части страны. Преобладают хвойные леса. Основная часть лесных ресурсов расположена в северной части Уральского Экономического района – в Свердловской и Пермской областях.

Многие регионы Урала недостаточно обеспечены водными ресурсами. Средний многолетний объем речного стока составляет около 136 куб.км. в год. Основные запасы поверхностных вод сосредоточены на западе Урала, что не совпадает с районами наибольшей концентрации промышленности.

Климат Уральского экономического района изменяется с севера на юг, что связано с большей меридиональной протяженностью по сравнению с широтой. Условия для сельскохозяйственного производства более благоприятны в южной части Урала.

Многие территории нуждаются в проведении мелиоративных работ : северо-запад района – преимущественно в осушении болот ( например, только Пермская область насчитывает свыше 800 болот ), юг и юго-восток – в орошении земель.

1.2. Трудовые ресурсы.

Численность экономически активного населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2005г. составила 6,5 млн. человек, или 60,8% общей численности населения округа и 9,1% общей численности экономически активного населения страны.

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2005г. 486 тыс. человек, или 7,5% экономически активного населения не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 118 тыс. человек, или 1,8% экономически активного населения (в 2004г. - 114 тыс.человек).

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по Уральскому федеральному округу составили 5982 рубля (в среднем по России - 5129 рублей).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2005г., по предварительным данным, составила 8178 рублей и возросла по сравнению с 2004г. на 21,4%, реальная заработная плата - на 8,8%. [1. С. 138.]

Максимальная для Уральского Федерального округа плотность населения наблюдается в Челябинской области -- 41 чел. На 1 км2. Причиной тому высокая концентрация промышленного производства. А наименьшая заселенность характерна для Курганской области -- 12,6 чел. На 1 км2 -- следствие недостаточного развития промышленного производства и земледелия.

Значение расселения определяется не только тем, что в населенных пунктах размещается наиболее активная часть производительных сил общества -- человек, но и организующей ролью, экономическим и социальным значением. Расселение в значительной степени влияет на развитие и размещение хозяйственного комплекса страны и ее регионов. Это влияние реализуется через исторически сложившиеся и современные тенденции развития населенных мест, через особенности размещения поселений, их количество, функции, людность, социальные, экономические, демографические, транспортные и другие взаимосвязи, через концентрацию производства и уровни социального развития населенных пунктов.

На основании заселенности выделяют городское и сельское население. В качестве критериев определения городских поселений положены два основных признака:

- численность населения данного населенного пункта;

- род занятий населения (процент рабочих и служащих и членов их семей в общем составе населения).

Городское население и городские населенные пункты

Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, транспорте, связи, торговле и социальной сфере. Численность населения городов должна быть не менее 10 тыс. Чел., а других городских образований (поселков городского типа) -- не менее 2 тыс. чел.

В соответствии с действующей классификацией городских поселений по величине выделяют три основные категории поселений.

1. Большие города, которые подразделяются на сверхкрупные с населением от 500 тыс. До 1 млн чел. И свыше 1 млн, крупные -- от 100 до 500 тыс. Чел.

2. Средние города, которые подразделяются на полусредние с численностью от 50 до 100 тыс. Чел. И средние -- от 20 до 50 тыс. Чел.

3. Небольшие малые города с населением от 10 до 20 тыс. Чел. И поселки городского типа -- до 10 тыс. Чел.

Каждый из типов заселений Уральского Федерального округа имеет свои проблемы, обострившиеся в период становления рыночной экономики.

Сельское население и сельские населенные пункты. Типы сельских поселений Уральского Федерального округа очень разнообразны и представлены селами и деревнями центральных регионов России, казачьих станиц и аулов и стойбищ. Для Уральского Федерального округа характерен деревенский тип расселения населения, сложившийся исторически в связи с общинной формой землепользования.

Сокращение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также их густоты. Особенно резко этот процесс протекал в период реализации решений по развитию.

В отличие от городского населения, размещение которого находится в большей зависимости от уровня экономического развития и технической оснащенности государства, на размещение сельских населенных пунктов большое влияние оказывают природно-географические факторы.

Трудовые ресурсы УФО отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В этом одна из причин более высокой производительности труда по сравнению со средней по стране. В районе преобладает занятое в промышленности население, хотя структура занятости за годы кризиса несколько изменилась. Сократилась численность занятых в промышленности и строительстве, возросла доля занятости в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании, в непроизводственной сфере и на транспорте. В переходный период чрезвычайно обострились проблемы занятости в индустриальных, с высокой концентрацией предприятий ВПК, областях Урала. Происходит сокращение совокупного спроса на рабочую силу. В настоящее время преобладает скрытая безработица (особенно высок ее уровень в Челябинской и Свердловской областях), но растет число официально зарегистрированных безработных. Ситуация осложняется с притоком мигрантов из регионов Севера, из государств -- бывших союзных республик. Основные пути решения этих проблем -- структурная перестройка хозяйственного комплекса Уральского района, развитие предпринимательства.


2. Территориально-хозяйственный комплекс.

Макрокомплекс промышленности и сельского хозяйства. Промышленные отрасли районной специализации. Их территориальная структура. Сельскохозяйственная база. Транспорт и экономические связи.

На Урале сформировался крупнейший макрокомплекс промыш­ленности и сельского хозяйства (более 16% суммарного произ­водства в стране). В его внутренней структуре преобладают базо­вые комплексы (56%), на втором месте — потребительские (27%) и третьем — ведущие (17%).

Промышленность в народном хозяйстве макрорегиона занима­ет доминирующее положение. В ее отраслях трудится почти 1/3 занятых в экономике. В структуре производства, отличающейся особой сложностью, преобладают отрасли тяжелой индустрии. Только две крупнейшие отрасли - черная металлургия и машино­строение - производят более трети всей промышленной продук­ции (табл. 21.2). Вместе с цветной металлургией, химической и рядом других отраслей они определяют промышленную специа­лизацию Урала. Уровень специализации по некоторым из них вы­сок. Для черной и цветной металлургии этот показатель значи­тельно выше среднего по всем регионам. [4. С. 167.]

Лидирующей по значению и старейшей отраслью специализа­ции является черная металлургия, которая в территориаль­ной структуре российской металлургической промышленности стоит на первом месте, производя 51% чугуна, 44% стали, более 43% готового проката, около 3/5 труб, 100% феррохрома, значи­тельно опередив Центральное Черноземье, Европейский Север и Западную Сибирь. На черную металлургию приходится 18% про­дукции всей промышленности Урала. В своем развитии она опи­рается на неиспользованные еще полностью собственные ресурсы железной руды (Качканарское месторождение и др.; до последне­го времени здесь добывалось около 1/5 всей руды), на рудные бо­гатства Казахстана (Соколовско-Сарбайское месторождение) и частично — КМА и на коксующиеся угли Кузбасса и Караганды.

В силу высокого качества сырья и топлива, низкой себестои­мости их добычи и крупного производства металла его средняя себестоимость на Урале заметно ниже, чем в некоторых других районах. В конечном счете это определяет эффективность метал­лургической специализации макрорегиона. Решающая роль в производстве принадлежит мощным Магнитогорскому, Нижне­тагильскому, Орско-Халиловскому (Новотроицк, Оренбургская область) комбинатам и Челябинскому заводу, на долю которых приходится 4/5 районной выплавки чугуна и стали.

Основное производство металла территориально сосредото­чено на Южном Урале, располагающем более крупной сырьевой базой и находящемся пространственно ближе к базам технологи­ческого топлива - Карагандинскому и Кузнецкому угольным бас­сейнам.

Среди предприятий, внедряющих новые технологии произ­водства металла, приоритет принадлежит крупнейшему в мире Магнитогорскому комбинату. Его сталеплавильное производство переводится на конвертерную и электропечную технологию. В результате повысится качество металла, расширится применение вторичного сырья. Передовая технология одновременно позво­лит использовать возможности непрерывной разливки стали, снизить расход топлива, повысить производительность труда и, наконец, значительно оздоровить воздушный бассейн прилегаю­щей территории. На заводах вводится и новое прокатное оборудо­вание. Строится крупнейший завод газовых труб большого диа­метра (Нижний Тагил).

Намечено осуществить также реконструкцию металлургичес­ких заводов небольшой мощности. Это позволит Уралу сохранить одно из самых видных мест по производству металлопродукции с повышенным удельным весом качественных марок стали.

Важной отраслью уральского металлургического комплекса, его специализацией является цветная металлургия (почти 1/4 общероссийского производства, в том числе более 70% добы­чи бокситов). До революции она была представлена главным об­разом медеплавильной промышленностью. За советские годы в ее структуре появились алюминиевая, цинковая и никелевая отрас­ли. Все предприятия работают преимущественно на местных ру­дах и размещены в районах их добычи и крупного производства электроэнергии. Частично они перерабатывают концентраты руд цветных металлов, поставляемых из соседнего Казахстана и дру­гих районов.

Старейшая отрасль цветной металлургии - медная промыш­ленность. На Урале получают как черновую, так и рафинирован­ную медь. Выделяются производством меди предприятия Сверд­ловской и Оренбургской областей. Алюминиевая промышлен­ность представлена заводами в этих же регионах. Производство цинка основано в Челябинске.

Высокого уровня развития достигло машиностроение, являющееся одной из главнейших отраслей специализации и за­нимающее второе место в стране после машиностроения Центра. Оно выпускает свыше 2/5 металлорежущих станков, более 1/5 тракторов, 1/10 — экскаваторов, около 1/5 — стиральных машин и т. д. Значительна его доля (1/6) в суммарной продукции промыш­ленности района.[4. С. 170.]

Отличительной особенностью уральского машиностроения является сложность его структуры. По числу машиностроитель­ных отраслей и подотраслей макрорегион не уступает Централь­ному району. Машиностроительному комплексу, однако, присущ высокий удельный вес металлоемких производств, складывав­шихся под влиянием металлургии и отраслей, потребляющих крупногабаритную и многотоннажную технику, получивших раз­витие на Урале.

На отрасли тяжелого машиностроения приходится значитель­ная доля производственных мощностей по кузнечно-прессовому оборудованию, экскаваторам, уникальному оборудованию для ме­таллургических предприятий, в том числе машин непрерывного литья заготовок, технологическому оборудованию для предприя­тий химической промышленности и др. Предприятия тяжелого машиностроения, производящие сложное технологическое обору­дование для базовых отраслей промышленности, размещены, как правило, в крупных индустриальных центрах. Среди них можно отметить Екатеринбург («Уралмаш»), Пермь, Челябинск, Орск.

Важная отрасль — транспортное машиностроение, в состав которого входят товарное вагоностроение, автомобилестроение и речное судостроение. Головным предприятием выступает Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, профилированный на изготовлении вагонов большой грузоподъемности по перевозке руды, угля и других навалочных грузов. Одной из ведущих отраслей является энергетическое и электротехническое машиностроение. Развито сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. В степной зоне Урала, в Челябинске, размещен один из основных заводов по выпуску тяжелых гусеничных тракторов. Производство трактор­ных плугов, сеялок и другого сельскохозяйственного инвентаря сконцентрировано в Курганской области.

В то же время на Урале широко представлены сложные, на­укоемкие производства машиностроения, главным образом обо­ронно-промышленные: авиа-космическая, средств связи, радио­промышленность и другие отрасли, а из гражданского машино­строения — станкостроение, приборостроение и т. д. Военно-промышленный комплекс Урала - один из самых мощных в стране (около двух десятков производственных и территориаль­ных центров), включает заводы по производству танков, артил­лерийских орудий, боеприпасов и другого вооружения. На ВПК приходится 1/3 всего промышленного производства района и свыше 1/2 - машиностроения (например, в Свердловской области и Удмуртии - около 9/10).

Химическая промышленность — также одна из основ­ных отраслей районной специализации - развивается на своей собственной сырьевой базе, включая возможности комбиниро­ванного использования различных материалов и отходов других производств (цветной и черной металлургии). В ее структуре пре­обладают отрасли основной химии, которые выпускают значи­тельно больше продукции как в весовом, так и в стоимостном вы­ражениях, чем их потребляет сам Урал. Район в избытке произво­дит минеральные удобрения (почти 1/2 в России), синтетические смолы и пластмассы (1/5), серную кислоту, кальцинированную соду.

Важнейшей отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений. Особенно развита калий­ная промышленность, основанная на крупнейших Верхнекам­ских месторождениях калия. По производству калийных удобре­ний Урал сохраняет за собой позиции ведущего района в СНГ, не­смотря на бурный рост их выпуска в Белоруссии. Эти удобрения производят мощные комбинаты в Соликамске и Березниках.

Широко развито на Урале содовое производство. Еще 10—15 лет назад здесь выпускалось около 4/5 всей кальцинированной соды. Крупнейший центр производства этой продукции — Березники, использующий залежи солей и карбонатного сырья.

Уральский район вместе с тем стал крупным производителем продукции химии органического синтеза. Предприятия этой от­расли потребляют углеводородное сырье нефтеперерабатываю­щих заводов Башкортостана и Пермской области и работают в тесной с ними кооперации.

Традиционной и важной отрасль специализации всегда вы­ступала лесная промышленность, но в последние десяти­летия она утеряла эту роль, хотя отдельные подотрасли остались профилирующими. На Урале представлены все ее отрасли - ле­созаготовка, деревообработка, производство целлюлозы и бу­маги. Здесь, например, заготовляется 1/8 всей древесины и вы­рабатывается 1/5 бумаги в России. По масштабам заготовок древесины выделяются богатые лесом Свердловская и Перм­ская области.

Среди других отраслей, имеющих большое значение для Ура­ла, выделяется нефтедобывающая промышленность, созданная после Великой Отечественной войны в Башкирии, Пермской и Оренбургской областях и Удмуртии (Туймазинские, Ишимбаевский, Арланские и др. нефтепромыслы). Почти вся до­бываемая нефть перерабатывается на месте заводами Уфы, Пер­ми, Салавата, Октябрьского и др.

Крупное газовое месторождение центрального Оренбуржья послужило основой развития газовой промышленности межрай­онного значения и формирования Оренбургского газодобывающего и газоперерабатывающего комплекса. Газ по магистрально­му газопроводу поступает в страны Восточной Европы, он широ­ко используется местными электростанциями, идет на предприя­тия химической промышленности Салавата и Уфы.

Уральская индустрия по обеспеченности различными видами энергоносителей собственной добычи далеко отстает от других. Поэтому сюда завозится большое количество топлива (уголь, газ, нефть). Основными поставщиками энергоносителей являются соседние Западная Сибирь и Казахстан.

На Урале сложилось мощное электроэнергетическое хозяйство. По производству электроэнергии (1/7 в России) он находится на третьем месте (после Центра и Восточной Сибири).

Подавляющая масса ее вырабатывается на тепловых станциях (более 90%). Вносят свою долю в баланс электроэнергии Камская и Боткинская ГЭС, Белоярская атомная станция.

Однако Урал не обеспечивает себя электроэнергией, произво­димой местными электростанциями, поэтому частично получает ее из Поволжья. Мощные энергетические потоки предполагалось направить сюда из районов Северного Казахстана (Экибастуз).

На Урале создана крупная промышленность строи­тельных материалов. Особенно развиты цементная от­расль, производство огнеупоров, обработка драгоценных камней.

Слабее представлены отрасли легкой промышленности. За­метно только производство обуви. Однако выпуск товаров массо­вого потребления должен расти в связи с увеличивающимся спро­сом местного потребительского рынка.

Территориальная структура промышленности рас­сматривается в разрезе Западного, Среднего и Южного Урала и Зауралья.

Промышленность Западного Урала, или Предуралья, сформи­ровалась в пределах Пермской области, Удмуртии и Башкортоста­на, дающих свыше 2/5 продукции всей уральской индустрии (табл. 21.3). В структуре производства выделяются нефтедобыва­ющая, химическая, лесная и машиностроительная отрасли, пред­приятия которых сконцентрированы в нескольких мощных про­мышленных узлах.

На Среднем Урале широко представлена многоотраслевая тя­желая индустрия Свердловской области (свыше 1/4 продукции макрорегиона) - производство чугуна, стали, проката, феррос­плавов, труб, меди, алюминия, вагонов, оборудования металлур­гических предприятий, землеройной техники большой мощнос­ти, оборудования химической и энергетической промышленнос­ти, танков и др. Крупнейшие скопления промышленных пред­приятий наблюдаются в Екатеринбургском, Нижнетагильском и Серовском промышленных узлах.

Промышленность Южного Урала в составе Челябинской и Оренбургской областей (около 1/3 уральского производства) спе­циализируется на выплавке черных и цветных металлов, машино­строении; большое значение приобрели газодобывающая и газо-перерабатывающая промышленность и пищевая индустрия. Крупные предприятия сосредоточены в Челябинском, Магнито­горском, Златоустовском, Уфалейском, Оренбургском и Орско — Новотроицком промышленных узлах и центрах.

Сибирское Зауралье представлено Курганской областью (все­го 2,3% районного производства); главным промышленным цен­тром является г. Курган с заводами сельскохозяйственного маши­ностроения, дорожных машин, производством автобусов и пред­приятиями пищевой промышленности.

Сельское хозяйство, играя важную роль в функционировании Уральского хозяйственного комплекса, далеко уступает промыш­ленности в производстве продукции по стоимости. Даже в южных областях, где оно носит товарный характер, в нем производится не более 1/3 суммарной продукции промышленного и сельскохо­зяйственного производства.

Сельское хозяйство обеспечивает зерном (в основном яровая пшеница) потребности Урала и дает его за пределы района. О мо­щи сельского хозяйства говорит, например, тот факт, что по вало­вому сбору зерна макрорегион мало уступает такому зернопроизводящему району, каким является Поволжье. В отдельные годы на долю сельского хозяйства района приходилось 12-14% общего в России производства зерна, около 13% картофеля, 13—17% мяса, 14—16% молока. Однако потребность в мясе превышает его заго­товки.

Уральское сельское хозяйство располагает широкими возмож­ностями развития и отраслей земледелия, и отраслей животно­водства. Более 2/5 всей земельной площади составляют земли сельскохозяйственного назначения (33 млн га). Под пашней за­нято около 17 млн га, под сенокосами и пастбищами - 16 млн га. Основные массивы сельскохозяйственных угодий, в том числе па­хотных земель, находятся в южных районах Урала - в Башкортос­тане, Оренбургской, Челябинской и Курганской областях, на ко­торые приходится более 3/5 всей продукции уральского сельского хозяйства (табл. 21.3). Здесь, в лесостепных и степных районах с высоко продуктивными черноземными и каштановыми почвами, получают сравнительно большие урожаи зерновых и других куль­тур. Однако юг Урала относят к зоне рискового земледелия вслед­ствие спорадически повторяющихся засух. В северных областях, входящих в зону российского Нечерноземья, требуются мелиора­ция земель и проведение культуртехнических работ.

В дальнейшем на Урале в степных районах целесообразно обеспечить устойчивый рост валовых сборов высококачественно­го зерна пшеницы твердых и сильных сортов и проса. Должно возрасти производство овощей, картофеля и других культур.

Большое значение в системе уральского животноводства имеет разведение крупного рогатого скота молочных пород и вы­ращивание свиней в пригородных зонах промышленных центров. Для Урала, занимающего срединное пространственное поло­жение между восточными и западными районами России, транс­порт играет исключительно важную роль. Район располагает крупными транспортными коридорами с густой сетью параллель­ных железнодорожных, автомобильных, трубопроводных магист­ралей. Он обеспечивает вывоз продукции индустрии (металл, тех­нологическое оборудование, удобрения, лесные грузы, бумага и др.) и ввоз топлива, руды, товаров массового потребления и др. В целом транспортный баланс района отрицательный (в результате поставок многих миллионов тонн топлива и руды).


3. Транспорт.

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района территориальном разделении труда, а с другой , - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок ( до 60 % ). [2. С. 80.]

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте и газо проводы из Западной Сибири в Европейскую часть страны и за рубеж.

Уральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирский и Поволжский. Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ.[2. С. 84.]


4. Проблемы и перспективы развития.

Перспективы экономики Урала опираются на его огромный науч­но-технический, природноресурсный-и инфраструктурный по­тенциал, позволяющий надежно обеспечить устойчивый эконо­мический рост.

В металлургии предстоит добиться увеличения качествен­ных видов продукции, расширения и укрепления сырьевой базы (в частности, за счет месторождений хромоникелевых бурых же­лезняков и титаномагнетитов, перехода на глубокие горизонты добычи руд цветных металлов), снижения материало- и энерго­емкости, уменьшения вредных выбросов, коренного обновления технической базы (завершение перехода с мартеновской на кис­лородно-конвертерную и электроплавильную технологию при непрерывной разливке стали, реконструкция и модернизация глиноземных и электролизно-алюминиевых производств и т. д.). [3. С. 399.]

Необходимо восстановить специализацию уральской промыш­ленности на машиностроении, повысив его долю не менее чем в 1,5 раза. Особенно целесообразно сохранение профиля заво­дов, выпускающих продукцию с длительным производственным циклом - «Уралмаша», «Уралхиммаша», «Уралэлектротяжмаша» и др. (металлургическое оборудование, буровые установки, химичес­кие аппараты, крупные электротурбины и др.). Этим предприяти­ям будет принадлежать ведущая роль в обновлении производствен­но-технической основы индустрии, в том числе на Урале, и в нара­щивании экспорта уникальной машиностроительной продукции.

Реконструкция ВПК при государственной поддержке позво­лит сохранить его высокий потенциал, расширить экспорт воору­жений и оказание услуг по поставленной за рубеж военной техни­ки наряду с продвижением передовых технологий в отечествен­ные отрасли гражданского машиностроения. Значительный ин­новационный ресурс оборонной промышленности способен заложить в экономику Урала новейшую техническую базу и тем самым способствовать возрождению мощного индустриального региона в условиях рыночной конкуренции. Согласно исследова­ниям Института экономики УРО РАН, на основе конверсируе­мых предприятий возможно создание системы технопарков, технополисов, инновационных программных территорий в целом ряде подготовленных для этого городах-наукоградах.

Химическая и нефтехимическая промышлен­ность мобилизует свои возможности для налаживания выпуска новых материалов с заданными свойствами, антисептиков, удоб­рений из микроэлементного сырья, повышения степени перера­ботки нефти, природного газа и другого сырья.

Большие задачи стоят перед инфраструктурным ком­плексом. Наряду с реконструкцией железнодорожного хозяйст­ва (локомотивный и вагонный парк, сортировочные станции и т. д.) насущно необходимы замена изношенных нефте- и газопро­водов, строительство и благоустройство автодорог (в частности, между севером Свердловской и Пермской областей, между югом Челябинской области и Башкортостаном), прокладка высоко­вольтной линии электропередачи из Тюменской области (для по­вышения надежности электроснабжения), переоборудование аэ­ропорта Екатеринбурга в современный международный (для рас­ширения внешних связей). Выходы к минерально-сырьевым ре­сурсам Крайнего Севера, а также в Европу обеспечит строящаяся железнодорожная магистраль Пермь - Архангельск.

Особого внимания требует экологическая обстановка. Для ее коренного улучшения весьма значима такая назревшая ме­ра, как рассредоточение промышленных производств (металлур­гических, химических и др.). Крайне опасно бесконтрольное ос­воение северных территорий иностранными фирмами, которые избегают внедрять новейшие природоохранные технологии. На Урале реализация природоохранной, экологической политики должна находиться под особым государственным контролем фе­дерального округа.

Большие возможности усиления уральской экономики от­крываются с укреплением ее интеграции с регионами Центра, Поволжья, Сибири, а также с Казахстаном и среднеазиатскими государствами.

К важным социально-экономическим проблемам макрорегиона на перспективу относятся:

- сглаживание различий в регионах и центрах между социаль­ным положением и уровнем экономического развития;

- совершенствование отраслевой и территориальной структуры промышленности: преодоление ее сырьевого характера, повыше­ние удельного веса производства потребительских товаров, осо­бенно культурно-бытового и хозяйственного назначения, а также продукции сельского хозяйства; реконструкция городских агло­мераций и крупных индустриальных центров; регулирование раз­мещения новых и реконструируемых мощностей промышленно­сти (путем квотирования, лицензирования и т. п.);

- сохранение и укрепление в ходе конверсии ВПК его важней­ших производственных и территориальных центров с оптималь­ным сочетанием эффективных видов изготовления военной тех­ники и гражданской продукции;

- осуществление при техническом перевооружении и интенси­фикации производства селективного отбора и рыночной дивер­сификации основных промышленных предприятий районной специализации (имеющих высокий износ оборудования, но рас­полагающих большими производственными площадями и частью годного оборудования) для удовлетворения потенциального спроса на традиционную и новую продукцию;

- активизация практики создания крупных производственно-корпоративных структур по отраслям промышленности (метал­лургических, машиностроительных и др.) из однопрофильных или технологически связанных предприятий и прекращение дробления предприятий и объединений при переделе собствен­ности;

- совершенствование на региональном уровне правовых основ и практики рациональной разработки и использования природ­ных ресурсов (повышение роли дифференциальной ренты как источника доходов территориальных и федерального бюджетов, восстановление обоснованной платы за природные ресурсы).[3. С. 401.]


Заключение.

Уральский федеральный округ занимает 10,5% территории России, на которой проживает 8,7% ее населения. Округ занимает 3-е место среди федеральных округов по объему ВРП (после Центрального и Приволжского федеральный округов), промышленного производства и поступлениям налогов в федеральный бюджет; 5-е место -- по масштабам привлечения иностранных инвестиций.

Отраслями специализации округа по коэффициенту локализации можно считать топливную промышленность, с том числе нефтедобывающую и газовую, черную металлургию. В Уральском федеральном округе развиты машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности.

В структуре вывоза из региона преобладают продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввоза - товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, руды и концентраты. По объему экспорта Уральский федеральный округ превосходит все остальные округа. Особенно по этому показателю выделяется Тюменская область.

Трудная ситуация сложилась с окружающей природной средой на Урале, особенно в старых горнопромышленных центрах. Загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, некомплексное использование минерально-сырьевых ресурсов, господство военно-промышленного комплекса, радиационное загрязнение территории, перенасыщение предприятиями промышленности -- вот далеко не полный перечень проблем Уральского региона.

Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского Федерального округа в условиях перехода к рыночной экономике -- всемерная интенсификация производства. В последние годы здесь снизилась фондоотдача, возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятий, что в сочетании с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия-гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудованию, медленно реагируют на запросы рынка. 1/4 часть основных фондов промышленных УЭР нуждается в замене на улучшенной технологической основе в первую очередь в черной и цветной металлургии. Например, в доменном производстве устарело 93% фондов.


Список литературы.

1. Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика / Е. В. Вавилова – М. : Гардарики, 2003. – С. 136–139.

2. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учеб. пособие в 2 ч. / под ред. В. Г. Глушковой, А. А. Винокурова. – М. : Владопресс, 2003. – С. 78–92.

3. Кистанов, В. В. Региональная экономика России : учеб. / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. – М. : Финансы и статистика, 2006. – С. 382–397.

4. Родионова, И. А. Экономическая география и региональная экономика / И. А. Родионова. – М. : Инфра-М, 2002. – С. 167–172.

5. Экономическая география России / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. – М. : Инфра-М, Российская экономическая академия, 2004. – С. 394–411.