Реферат: Кейнсианство 9

Название: Кейнсианство 9
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Введение:

Кейнсианское направление является одним из наиболее известных и признанных направлений экономической теории, предложивших свои рецепты регулирования экономики. Автором этой концепции является выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс, изложивший свои идеи в не менее известном труде "Общая теория занятости, процента и денег". Это событие в истории формирования экономической науки может по праву называться революцией, переворотом.

Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции", действительно вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Советы и рекомендации английского экономиста Кейнса уже нашли широкое применение на практике, в экономических программах, акциях экономической политики. Кейнсианские рецепты применялись в основном в Англии и США, но были и другие страны Запада, воспользовавшиеся ими.

Целью данной работы является изучение и анализ кейнсианской концепции экономического развития. Для этого будут последовательно рассмотрены такие этапы формирования этой экономической школы, как условия появления кейнсианской теории; ключевые положения теории Дж.М.Кейнса, в которые входят методологические позиции, основные положения "Общей теории занятости, процента и денег", и практическая рограмма Дж.М.Кейнса. Рассмотрение данных этапов является задачей этой работы.

Глава 1.

1. Значение совокупного спроса и совокупных расходов.

Классики особое значение придавали предложению, считая, что предложение порождает спрос. Жан Батист Сэй считал, что люди работают ради доходов, на которые они могут приобрести необходимые им товары и услуги, т.е. работают, для того чтобы предъявить спрос на товары и услуги. Классики не исключали возможности перепроизводства или недопроизводства, но они считали, что на конкурентных рынках цены на товары и факторы производства очень гибки и это позволит им мгновенное реагировать на отклонения корректировать экономику.

Великая депрессия открыла путь новому подходу, Кейнсианству.

Кейнсианский подход может быть представлен на основании макроэкономической модели AD/AS, но для более четкого объяснения идеи Дж. Кейнса прибегают к модели совокупных расходов (Кейнсианский крест).

Модель совокупных расходов исходит из нескольких предпосылок: во-первых, существует уровень потенциального национального дохода, который достигается при полной занятости, во-вторых, не эластичность цен и заработной платы, особенно в сторону понижения, в-третьих, правительственные налоги и денежная политика постоянны.

Центральной является идея совокупных расходов, которые, как и совокупный спрос, включают четыре элемента: потребление (C), сбережения (S), инвестиции (I), чистый экспорт (Xn ). Кейнс исходил и того, что у всех этих элементов есть свои детерминанты, но первичной детерминантой считал текущий доход, т.е. расход зависит от дохода. Отсюда важнейшей детерминантой текущего потребления является располагаемый доход.

Кейнс полагал, что все участники рыночных отношений, так или иначе, планируют свои расходы. Но планируемые расходы по разным причинам могут отличаться от фактических. В модели Кейнса планируемы расходы потребителей, инвесторов, государства и зарубежных покупателей составляют планируемые совокупные расходы (AE). С другой стороны, производители готовы предложить лишь тот объем товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести при существующих ценах. В этой модели равновесие устанавливается в точке, где совокупные расходы равны стоимости текущего производства, т.е. Y=C+G+I+Xn . Где C – потребительские расходы, G –гос. расходы, I – инвестиции, Xn – чистый экспорт.

Согласно простейшей модели кругооборота, т.е. в которой не участвует государство и отсутствует «остальной мир», потребительские расходы и инвестиции составляют национальный доход. С другой стороны, национальный доход равен потребительским расходам и сбережениям, т.е. C+I=Y=C+S. Одним словам утечка в виде сбережений должна равняться инъекции в виде инвестиций. Решение о том, чтобы сберегать часть доходов принимает потребитель, в тоже время решение о том, чтобы осуществить инвестиции принимает инвестор. Так как решения о сбережении и инвестировании принимают разные лица, то гарантировать совпадение планов этих двух групп не возможно.

Рассмотрим ситуацию, когда потребители решили больше сберегать, чем инвесторы инвестировать. В данном случае, во-первых, сократится поток доходов, так как чем больше сбережения, тем меньше будут расходы, во-вторых, меньшие инвестиции приведут к сокращению производства, что в свою очередь сократит располагаемый личный доход. В дальнейшем это приведет к сокращению, как располагаемого дохода, так и сбережений. Равновесие восстановится только тогда, когда объем сбережений, сравняется с объемом инвестиций, это займет довольно-таки много времени, и приведет к падению объемов производства.

Чтобы лучше понять этот подход, применяют понятия утечек и инъекций. Сбережения, налоги и импорт являются утечками, а инвестиции, государственные расходы, экспорт и трансферты – инъекциями. Кейнсианская модель исходит из того, что равновесный уровень национального дохода будет перестраиваться, чтобы достичь равенства всех утечек и инъекций.

Допустим, что в экономике наблюдается ситуация неполной занятости, точка A. Существует теоретическая возможность увеличить совокупное производство, не меняя ни заработной платы, ни цен. Чтобы увеличить производство до потенциального уровня (Yp ) надо увеличить спрос. На рис. 1показана кейнсианская кривая совокупного предложения.



Горизонтальный отрезок (AB) отражает явление глубокого спада или депрессии, а также значительную недогрузку имеющихся машин, оборудования и рабочей силы. Эти незанятые ресурсы можно привести в движение, не оказывая почти никакого давления на уровень цены. Поскольку в подобных обстоятельствах трудовые и прочие ресурсы доступны производителям по твердым ценам, расширение производства не приведет к росту издержек производства и, следовательно, цены на произведенную продукцию будут стабильными. На восходящем отрезке (BC) кривой совокупного предложения наблюдается рост цен при увеличении объемов производства. Причиной этому является то, что полная занятость не устанавливается во всех отраслях одновременно. Производителям приходится привлекать менее квалифицированную рабочую силу, использовать менее производительное и устаревшее оборудование, использовать менее качественное сырье. Все это в совокупности приводит к снижению производительности труда и к росту издержек и, как следствие растут цены. На вертикальном отрезке (CD) повышение цен не способно привести к росту реального объема производства, так как экономика работает «на полную мощность».

Таким образом, в кейнсианской модели совокупный спрос, выражающий отношения между совокупным уровнем цен и реальным национальным доходом, заменяется на идею совокупных расходов, выражающую отношение между общими расходами и реальным доходом.


Эта модель исходит из постоянства ценового уровня. Поэтому в ней на вертикальной оси – уровень совокупных расходов, а на горизонтальной – уровень реального национального дохода.

Кейнс считал имеющим смысл только горизонтальный отрезок AB (Рис. 3) Внутри этого отрезка любой рост совокупного спроса автоматически ведет к пропорциональному увеличению национального дохода без изменения в уровне цен. В связи с этим место кривой краткосрочного совокупного предложения заняла биссектриса угла 0, которая включает все точки, где измеряемая на одной оси величина равна величине, измеряемой на другой оси. Биссектриса включает все точки равновесия национального дохода или производства, т.е. AE=Y (совокупные расходы = валовой национальный продукт). Фактическое равновесие определяется в точке, где функция совокупных расходов пересекает биссектрису, т.е. точка E (Рис. 3).

Данная модель Кейнса исходит из постоянства ценового уровня и дает возможность проанализировать отдельные элементы совокупных расходов. Анализ отдельных элементов совокупных расходов – ключевая идея Джека Кейнса.

2. Потребительские расходы и кривая потребления.

Из четырех главных элементов важнейшую роль играют потребительские расходы, они составляют почти 2/3 ВНП. Поэтому отношение между национальным доходом и потребительскими расходами – ведущее звено кейнсианской модели. Потребление находится в прямой зависимости от располагаемого дохода. РД идет либо на потребление, либо на сбережение. Потребление и сбережение – две части AE. C+S=Y.

Таблица 1

Располагаемый доход

Прирост AE

Потребление (C)

Пророст потребления

Сбережения (S)

Прирост сбережений

MPC

MPS

300

320

-20

325

25

335

15

-10

10

0,60

0,40

350

25

350

15

0

10

0,60

0,40

375

25

365

15

10

10

0,60

0,40

400

25

380

15

20

10

0,60

0,40

425

25

395

15

30

10

0,60

0,40

450

25

410

15

40

10

0,60

0,40

475

25

425

15

50

10

0,60

0,40

500

25

440

15

60

10

0,60

0,40

С ростом располагаемого дохода растут и потребление и сбережения. На таблицу 1 мы видим, что сбережения принимают отрицательное значение при относительно низком уровне доходов, например, при доходе в 300 млрд. р. фактическое потребление равно 320 млрд. т, т.е. расходы превышают расходы, это происходит за счет влезания долгов, либо за счет ликвидирования части накопленного богатства (продажа за наличные).

На графике потребления вертикальный отрезок выше биссектрисы равен вертикальному отрезку на графике сбережений ниже горизонтальной оси при уровне производства и дохода 300 млрд. р. Каждый из этих вертикальных отрезков указывает на отрицательные сбережения, равные 20 млрд. т при уровне дохода в 300 млрд. т (см. рис. 3)



Уровень дохода в 350 млрд. т является пороговым, т.е. таким доходом который полностью потребляется. На графике при пороговом доходе кривая потребления пересекает биссектрису, а кривая сбережений пересекает горизонтальную ось (S=0).

При более высоком уровне дохода домохозяйства будут стараться отложить часть своего дохода в виде сбережений. Вертикальный отрезок под биссектрисой указывает на размеры этих сбережений, так же как и горизонтальный отрезок на графике сбережений выше горизонтальной оси.

Глядя на график и на таблицу, мы видим, что потребительские расходы с возрастанием дохода начинают отставать от него, в то время как сбережения, напротив, растут быстрее. Мы можем заметить, что существует пропорция в использовании каждой дополнительной денежной единицы дохода. Уровень дохода определяет уровень потребительских расходов, т.е. уровень потребительских затрат есть функция располагаемого дохода (потребительская кривая). Из данных рассуждений сделаем вывод.

Средняя склонность к потреблению – та часть располагаемого дохода, которая полностью потребляется.

ССП = Потребление/Доход

Средняя склонность к сбережению – та часть располагаемого дохода, которая полностью сберегается.

ССС = Сбережения/Доход

Поскольку располагаемый доход либо потребляется, либо сберегается, то при любом уровне РД сумма потребляемой и сберегаемой части должна исчерпать весь доход, т.е. ССП + ССС = 1.

Предельная склонность к потреблению – та часть изменения в доходе, которая приходится на потребление.

MPC = Изменение в потреблении/Изменение в доходе.

Предельная склонность к сбережению – та часть изменения в доходе, которая приходится на сбережение.

MPS = Изменение в сбережении/Изменение в доходе.

Сумма MPC и MPS при любом изменении величины совокупного дохода равна единице. Прирост дохода идет либо на потребление, либо на сбережения; та доля любого изменения в величине дохода, которая не потребляется, идет на сбережения. Поэтому MPS + MPS = 1.

Так как наклон любой кривой можно определить как отношение вертикального смещения к горизонтальному смещению, которое происходит при движении по этой кривой от одной точки к другой, то придельная склонность к потреблению – это числовое значение угла наклона потребительской кривой, а предельная склонность к сбережению – числовое значение угла наклона кривой сбережений (рис.4).



Уровень располагаемого дохода является основным фактором, определяющим объемы потребления и сбережения. Но существуют и недоходные детерминанты:

Богатство. Под богатством мы понимаем реальные активы, такие как дома, автомобиль, телевизор, и финансовые активы, такие как наличные денежные средства, сберегательные счета, акции и др. Как правило, чем больше богатства накоплено, тем больше объем потребления и тем меньше сумма сбережений при любом уровне текущего дохода. Чем больше богатств накоплено, тем меньше стимулов к сбережению для накопления дополнительного богатства.

Ожидания. Ожидания, касающиеся будущих цен, доходов и доступность товаров, могут оказать существенное влияние на текущие расходы и сбережения. Например, если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то в это время люди тратят больше денег, а откладывают меньше.

Задолженность потребления. Когда растет задолженность потребителей, они могут увеличить текущее потребление. Рост задолженности дает им возможность расширить потребление при каждом уровне располагаемого дохода. Однако когда уровень задолженности слишком высокий, потребители могут решить сократить текущее потребление, чтобы погасить долги.

Налогообложение. Изменение в налогообложении повлияет как на потребление, так и на сбережение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления, частично – за счет сбережений.


3. Инвестиции.

Равновесный уровень национального дохода определяется в точке, где кривая совокупных расходов пересекает биссектрису. Если на время исключить из анализа правительственные расходы и внешнюю торговлю, то национальный доход определяется как сумма потребления и инвестиций. Кривая потребления показывает нам уровень потребительских расходов, планируемых на каждом уровне располагаемого дохода. Но кроме потребления имеются и другие составляющие части совокупных расходов в экономике. Одна из них – инвестиции.

Инвестиции – это затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов, это форма инъекций, которая возвращает в кругооборот вычтенные из него прежде сбережения. Инвестиции осуществляются в зависимости от соотношения предельной выгоды и предельных издержек, т.е. от соотношения нормы чистой прибыли и затрат на привлечение займа. В отличие от потребления инвестиции, во-первых, намного более изменчивы, а, во-вторых, меньше зависят от доходов. Среди причин нестабильности инвестиций выделяют: долгосрочность, нерегулярность нововведений, изменчивость прибыли и изменчивость ожидания.

Главными детерминантами инвестиций являются их предполагаемая прибыльность, ставка процента за кредит, налоги, имеющиеся запасы капитальных товаров, технологические изменения, расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию. Частично инвестиции зависят и от уровня национального дохода, но эта зависимость скорее психологическая (рис.5) Общие оптимистические ожидания процветания подтолкнут фирмы инвестировать больше. И наоборот. Если же национальный доход не влияет на объем инвестиций, то функция будет иметь вид горизонтальной прямой, т.е. инвестиционная функция станет константой (рис.6)

Важнейшей детерминантой инвестиций является процентная ставка за кредит. Например, если кредит стоит дорого, то это ослабит стимулы к инвестированию по двум причинам: во-первых, дорогой кредит бать невыгодно, во-вторых, если у фирмы есть свой доход и она могла бы не прибегать к кредиту, то при дорогом кредите эти средства выгодней обратить в кредит.

Рис. 5


Рис. 6



4. Равновесие национального дохода и другие детерминанты.

Деятельность правительства связана с расходами на товары и услуги, налогами и трансфертами. Налоги это – утечки из кругооборота доходов, в то время как правительственные расходы и трансферты – инъекции. Налоги существенно влияют на потребительские расходы, поскольку снижают главную детерминанту потребления – располагаемы доход. Трансферты, напротив, увеличивают РД. С учетом правительственной деятельности получаем что S + T = I + G, а совокупные расходы равны сумме потребления, инвестиций и общих расходов государства: AE = C + I + G.

Нужно заметить, что G не зависят от доходов, и являются константой.

Четвертый компонент совокупных расходов – это чистый экспорт (Xn ), т.е. разница между экспортом и импортом. Экспорт зависит от уровня доходов в других странах. В свою очередь импорт зависит от доходов внутри страны. Поэтому Кейнс считал, что между доходами и чистым экспортом существует обратная связь.

5.Равновесный уровень совокупных расходов и ПН Д.

Внедрение идеи потенциального национального дохода в кейнсианскую модель позволяет определить текущее состояние экономики.

На рис. 7 вертикальная линия, показывающая Yp , потенциальный национальный доход, говорит нам о том, что уровень Yp не зависит от совокупного спроса и не изменяется, когда изменяется совокупный спрос.


Рассмотрим ситуацию, когда равновесие оказывается ниже уровня Yp , точка E1 (рис. 8). Это говорит о появлении рецессионного разрыва – ситуации, когда уровень совокупных расходов слишком низок, а цены слишком высоки, чтобы экономика могла достичь точки равновесия на уровне потенциального национального дохода. Рецессионный разрыв может быть следствием слишком высоких цен. А цены – детерминанта, которая сдвигает потребительскую функцию, а следовательно и функцию всех совокупных расходов. Именно это и отраженно на рис. 8, когда цены выросли. Если цены упаду, то потребительская функция сдвинется вверх. Потребительская функция поднялась, и новое равновесие возникло в точке E1 . Фактическая безработица оказалась ниже естественной. Возник инфляционный разрыв – ситуация, когда уровень совокупных расходов слишком велик, а цены слишком низки, чтобы экономика могла достичь равновесия на уровне Yp .

Рецессионный и инфляционный разрывы – явления кратковременные, которые преодолеваются благодаря автоматическим механизмам, уравновешивающим совокупные расходы с уровнем Yp (перестройка ценового уровня, с тем, чтобы сдвинуть кривую совокупных расходов). Однако Кейнс считал, что этот механизм действует слишком медленно, особенно когда нудно преодолеть рецессионный разрыв. Основываясь на этом, Кейнс считал, что государству необходимо вмешиваться в экономику.

6.Кейнсианская программа экономического роста.

Кейнс написал работу теоретического характера. Однако его обоснования и выводы представляют основу для фор­мирования важнейших принципов экономической полити­ки. В своей «Общей теории» он в целях обеспечения эффективного спроса как определяющего фактора роста и повышения уровня за­нятости выдвигает следующие «рецепты»:

1. Денежная политика, регулирование процентной ставки. Предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит раз­рыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложении, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства. Но снижение про­центной ставки – это не главный путь. Кейнс предполагал, что не исключена ситуация, когда денежная масса продолжает расти, а понижение процентной ставки практически останавливается. Возникает «ловушка ликвидности» .

2. Бюджетная политика. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные за­купки товаров. Рекомендовалось также уменьшить налоги. Но все же главным Кейнс считал наращивание расходов. В даль­нейшем увеличение расходной части госбюджета будет ком­пенсировано новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счет увеличения производства и расширения занятости.

Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инве­стиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной де­ятельности государства будет направлено, прежде всего, на ор­ганизацию общественных работ – строительство дорог, осво­ение новых районов, сооружение предприятий.

3. Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить «спрос» этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреб­лению в обществе должна увеличиться.

4. Политика полной занятости, направленная на недопуще­ние значительной безработицы, на расширение системы соци­ального обеспечения. Предлагался комплекс мер социального характера, включая выплату пособий, развитие системы дол­госрочного кредита и т. д.

В качестве главного инструмента Кейнс рассматривал бюд­жетную политику, в том числе расширение расходов и инве­стиционной деятельности самого государства. Косвенные ме­тоды регулирования, в частности снижение процентной ставки, считались малоэффективными.

7.Эффект мультипликатора.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множи­тель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Первоначально эффект мультипликации был показан на при­мере увеличения занятости при организации общественных ра­бот. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывался более значительным, чем увеличение числа работ­ников, непосредственно привлекаемых к общественным рабо­там. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызыва­ют» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специ­ализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» сек­торе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потреб­ления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Образую­щаяся таким образом цепная связь распространяется (по убы­вающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины «начального» импульса.

Кейнс использовал мультипликатор, трансформировав его в показатель, выражающий взаимосвязь между приростом инве­стиций и увеличением дохода. Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода).

Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государ­ственного стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых вырастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Это произойдет, во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает це­почку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вто­рых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С, тем сильнее действует мультипли­катор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению - МРС) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению - МРS) находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Формула мультипликатора исходит из известного нам по­ложения, согласно которому доход Y равен сумме потребле­ния C и сбережений S . Если принять, что Y =1, то C +S =1. Поскольку мультипликатор показывает, в какой мере увеличи­вается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации KM может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбереже­нию:

(1)

Другое выражение этой зависимости:

(2)

где – предельная склонность к потреблению.

Общий эффект мультипликатора не проявляет себя сразу, а как бы «растягивается» на протяжении определенного периода. Применительно к показателям амери­канской экономики 20-х годов затухание первоначального эффекта продолжалось примерно полтора-два года. Эффекты мульти­пликации наслаивались и добавлялись. В реальной действи­тельности действует не простой, а многосложный мультипли­катор.

Само проявление мультипликационного эффекта предпола­гает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли на­правляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъ­ема, а не в период спада. Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. «Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шах­ты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе хорошо испытанных прин­ципов laissez faire выкапывать эти банкноты из земли, то без­работица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом, это привело бы, вероятно, к значительному увеличению реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего».

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится ве­роятность дефицита платежного баланса.

Как известно, инвестиционная деятельность наименее ста­бильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, например, сфера потребления. На учете действия мультиплика­ционных связей строится экономическая политика, принима­ются решения по регулированию экономической жизни. По­нимание мультипликационных взаимосвязей необходимо и для уяснения особенностей экономических сдвигов в условиях пе­реходной экономики. Само понятие мультипликатора позволяет уяснить три важных особенности экономического процесса. Во-первых, при KM >1 про­граммы стимулирования экономической деятельности должны частично основываться на самофинансировании: получаемый доход должен приносить новый доход, часть которого сберегается и слу­жит источником новых инвестиций. Во-вторых, поскольку <1, то рост доходов не может длиться бесконечно и затухает: величина последующих инвестиций посте­пенно падает до нуля. Но это уменьшает уровень занятости. Рыноч­ная саморегулируемость, таким образом, не может гарантировать полной занятости. Это противоречит утверждениям классиков, на­чиная с А. Смита.

В-третьих, сбалансированность сбережений и инвестиций за­висит в большей степени от изменений в уровне дохода, чем от изме­нений нормы процента, как полагали экономисты-классики. Более низкий уровень дохода соответствует меньшему объему сбереже­ний. Равновесие сохранится, если этому меньшему объему сбереже­ний будет соответствовать меньший объем инвестиций. Наоборот, если величина инвестиций больше сбережений, то спустя некоторое время экономика, через действие мультипликатора, может перейти в новое равновесие, соответствующее большему уровню дохода (или росту инфляции).

С этими величинами связана и занятость. Доход соизмерим с объемом продукции (при неизменных ценах), а на малых интервалах времени, исключающих новое применение НТП к производству, объем выпуска соизмерим с занятостью. На малых интервалах вре­мени, следовательно, теория равновесного дохода является одновре­менно и теорией занятости.

Связь между величиной мультипликатора и изменением рав­новесного уровня дохода легко выражается в мультипликаторной модели:

(3)

где – изменение равновесного дохода и – изменение объема инвестиций. Отсюда видно, что всякий раз, когда происходит приращение (сокра­щение) инвестиций, равновесный или близкий к равновесному доход увеличивается (уменьшается) на сумму, в MK раз превышающую это приращение. Или иначе: каждый рубль, затраченный на инвести­ции, дает несколько рублей в совокупном доходе. Равенство (3) показывает, что приращение дохода тем больше, чем выше склонность к потреблению .

Глава 2.

1. Фискальная политика государства.

С переходом к рыночной форме хозяйствования изменилась и формы влияния государства на экономику от прямого влияния на цены и на объемы производства к «косвенному», т.е. регулирование величины спроса. С развитием рынка в России появляются институты способные осуществлять такое регулирование.

Фискальная политика.

Что же такое фискальная политика? Это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей.

Рассмотрим, каким образом фискальная политика государства влияет на совокупный спрос и предложение. Различают расширительную, ограничивающую и антициклическую фискальную политику.

Расширительная фискальная политика осуществляется государством за счет государственных расходов и снижения налоговых ставок, как правило, это ведет к дефициту бюджета. Расширительную фискальную политику целесообразно проводить, когда в экономике наблюдается спад. Согласно классикам экономика самостоятельно вернется в точку полной занятости, однако, этот процесс очень медленный, так как, по мнению Кейнс цены на ресурсы обладают очень низкой эластичностью в сторону снижения. Именно поэтому государство должно помочь этому механизму. Предположим, что экономика находится в точке E (рис.1) которая указывает на более низкий, чем Yp , уровень реального национального дохода. При автоматической перестройки экономики цены на факторы производства упадут, издержки фирм снизятся, и кривая краткосрочного совокупного предложения сдвинется вправо, возвращаясь к уровню Yp , и таким образом равновесие восстановится в точке E3 . Но быстрее будет действовать государственное вмешательство. Правительство, увеличивая расходы и снижая налоги, стимулирует совокупный спрос, и кривая AD сдвинется вправо, возвращая экономику к равновесному уровню реального национального дохода, точка E2 . Таким образом, расширительная фискальная политика проводится в случае рецессионного разрыва, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Этот тип фискальной политики применяется для снижения инфляции. Снижение правительственных расходов и повышение налогов приведет к уменьшению совокупного спроса.

Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположному тому, куда ее толкают силы циклического развития, т.е. стимулирование спроса во время спада и ограничение его во время оживления. Государство должно поддерживать достаточный уровень совокупного спроса для обеспечения полной занятости, причем, оно должно это делать так, чтобы не спровоцировать инфляцию.

Фискальная политика способна повлиять не только на спрос, но и на предложение. Снижение налогов приведет к сдвигу совокупного предложения вправо. Это произойдет, во-первых, потому что более низкие налоги увеличат размер доходов после уплаты налогов и таким образом увеличат сбережения домохозяйства, а снижение налогов на бизнес повысит рентабельность инвестиций. Снижение налогов увеличит объемы сбережений и инвестиции, что приведет к росту нормы накопления капитала. Таким образом, масштабы производственных мощностей возрастут более быстрыми темпами, чем прежде. Во-вторых, снижение личного подоходного налога увеличит также посленалоговую величину зарплаты труда и, следовательно, усилится стимул к труду. Многие из тех, кто все еще не входит в состав рабочей силы, будут стремиться предложить свои услуги при более высокой зарплате после уплаты налогов, а те, кто уже работают, согласятся на более продолжительный рабочий день и согласятся на сокращение отпусков. В-третьих, снижение ставок налога – это также хороший импульс для тех, кто берет на себя риск. Частные лица и предприниматели с гораздо большей готовностью станут рисковать своими усилиями и финансовым капиталом, внедряя новые производственные технологии и новые продукты, так как снижение налоговых ставок обещает им более высокую отдачу от капиталовложений.


Главным инструментом фискальной политики являются государственный бюджет и внебюджетные фонды. К фискальной политике также относят налоговое законодательство. Налоговая инспекция осуществляет сбор налогов, а также - контроль над их поступлением.

2. Денежно-кредитная политика государства.

Денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика – сознательный контроль за денежной массой в целях поддержания экономической стабильности, максимального уровня производства и занятости при минимальной инфляции. Кредитно-денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это означает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов. Денежно-кредитную политику проводит Центральный Банк.

ЦБ осуществляет регулирование размеров избыточных резервов[1] , имеющихся у коммерческих банков и, следовательно, влияет на способность банков создавать деньги. Существует три механизма регулирования: операции на открытом рынке, норма обязательных резервов и учетная ставка.

Операции на открытом рынке – наиболее важное средство контроля ЦБ за денежным предложением. Термином операции на открытом рынке обозначают куплю-продажу на открытом рынке государственных облигаций, – т.е. покупку и продажу облигаций коммерческим банкам и населению.

При покупке государственных облигаций ЦБ увеличивает резервы коммерческих банков. Рассмотрим, как это происходит. Коммерческий банк передают часть своих ценных бумаг центробанку, в свою очередь, ЦБ, покупая облигации у коммерческого банка, увеличивает его резервы на сумму покупки, следовательно, способность банка к кредитованию возрастает. Тоже самое происходит и в случае покупки центробанком ценных бумаг у населения: купив у фирмы ценные бумаги ЦБ перечисляет деньги на расчетный счет фирмы в банке, другими словами ЦБ увеличивает резервы банка, в котором находится этот расчетный счет. Покупка государственных облигаций центральным банком сама по себе увеличивает предложение денег независимо от расширения денежного предложения, которое может произойти вследствие увеличения резервов коммерческого банка.

Покупка центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков отличается от покупки у населения. Если предположить что у коммерческого банка отсутствуют кредитные возможности, то приобретение центробанком облигаций у коммерческого банка увеличит его фактические[2] и избыточные резервы. Вместе с тем покупка центральным банком облигаций у населения увеличивает фактические резервы банка, но вместе с тем увеличивает и обязательства банка перед владельцем расчетного счета. Таким образом, покупка облигаций у населения повысит фактические резервы банка на сумму покупки, но при этом избыточные резервы банка будут меньше, в зависимости от нормы обязательных резервов.

Тем не менее, в обоих случаях результат будет одним и тем же: резервы коммерческих банков возрастут.

При продаже ценных бумаг на открытом рынке коммерческим банкам и населению резервы коммерческих банков сокращаются, что вызывает сокращение предложения денег.

Может возникнуть вопрос: что побуждает коммерческие банки и население продавать государственные облигации? Так как цены облигаций и их процентные ставки находятся в обратное пропорциональности, то с ростом спроса их цена возрастет, а процентная ставка упадет, и это побудит держателей облигаций продавать их, а в случае роста предложения цены упадут, процентные ставки вырастут.

Норма обязательных резервов.

Норма обязательных резервов – это установленная законом доля средств коммерческих банков и других кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на депозитах в Центральном банке страны. Главное назначение обязательных резервов в том, что изменение их размеров помогает Центральному банку контролировать сумму депозитов, создаваемых банками, и соответственно регулировать предложение денег и кредита в стране, влиять на динамику инфляции, а также обеспечивать работоспособность банков, обеспечивать способность банков выполнять свои обязательства клиентами.

Повышение резервных требований увеличивает объем обязательных резервов, которые должны держать банки. В подобной ситуации либо банки теряют часть избыточных резервов, что снижает их кредитные возможности, либо же вынуждает уменьшать депозиты, а также банк может продать часть своего портфеля ценных бумаг, добавляя полученную выручку к своим резервам, и таким образом сократится и денежное предложение.

Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать новые деньги путем кредитования. Изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к кредитованию двумя путями: во-первых, влияет на размер избыточных резервов, во-вторых, меняет величину мультипликатора (m= 1/R, где m – денежный мультипликатор; R – норма обязательных резервов).

Учетная ставка.

Центральный банк может предоставлять краткосрочные ссуды банкам, занимающим твердое финансовое положение. Когда коммерческие банк берет ссуду, он выписывает вексель центробанку, обеспеченный приемлемым залогом – чаще всего государственными ценными бумагами. Процент, под который ЦБ дает кредит называется учетной ставкой. Давая ссуду, ЦБ увеличивает резервы коммерческого банка-заемщика. Так как для поддержания ссуд, полученных у центробанка, не требуется держать обязательные резервы, все новые резервы представляют собой избыточные резервы. Одним словом ссуды коммерческим банкам увеличивают их способность расширять кредит.

Снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ЦБ. Ссуды коммерческих банков, опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают денежное предложение. И наоборот, повышение учетной ставки ослабляет заинтересованность коммерческих банков в получении дополнительных резервов путем заимствования, и как следствия этому произойдет снижение денежной массы.

Заключение.

Теория Кейнса – это, прежде всего, теория эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Кейнсианская теория это теория, придающая решающее значение инвести­циям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства. Концепция, выдвинутая и отста­иваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство го­сударства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморе­гулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспе­чения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Рыночная экономика сама себя (без участия государства) «выле­чить» не может.

Во-вторых, теория кейнсианства остается значимой и популярной потому, что имеет прямой выход на практику. Она представ­ляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотр теоре­тических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизвод­ственного процесса, снижение уровня безработицы. По Кейнсу, равновесие может быть достигнуто не только при полной, но и при неполной занятости.

В-третьих, принципиальное значение имеет кейнсианская методология, которая выходит за рамки какой-либо одной про­блемы. Многие считают, что предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Великие классики прошлого не различали микро- и макроэкономические аспекты экономики. Одна­ко, поскольку условия процветания отдельной фирмы не тождест­венны эффективности экономики в целом, то макроэкономический подход не может не отличаться от микроэкономического. Поэтому дальнейшее развитие экономической науки потребовало построе­ния двух разных уровней экономического анализа. Микроэкономический анализ был создан неоклассической экономикой, а вот создание основ краткосрочного макроэкономичес­кого анализа выпало на долю Кейнса.

Кейнс ввел в теоретический обиход экономической науки макроэкономические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа наблюдаемых переменных, а общее равновесие экономики – к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда. Причиной возможной нестабильности экономики он считал колебания в уровне дохода, вызванные неожиданными изме­нениями объема инвестиций. Последние, если они достигают опас­ной границы, не могут быть скорректированы только силами рыноч­ной саморегуляции и требуют дополнительного (но не заменяющего рынка) вмешательства государства.

Взгляды кейнсианцев пользовались огромной популярностью до конца 50-х годов, но позже, особенно когда изменились условия функционирования послевоенной экономики, стали подвергаться все большей критике. Кри­зис кейнсианской концепции государственного регулирования обус­ловлен многочисленными факторами, среди которых, на первом месте стоят технологические и социальные сдвиги, порожденные научно-тех­нической революцией, а также всесторонняя интернационализация про­изводства и капитала. Первый фактор обусловил гигантское расшире­ние номенклатуры изделий при чрезвычайной ее изменчивости, при­вел к невиданной ранее подвижности производственных и финансовых пропорций, увеличил удельный вес мелких и мельчайших предприятий. В этих условиях роль стимулов и рычагов спонтанного рыночного ре­гулирования объективно усилилась, тогда как значение государствен­ного регулирования относительно уменьшилось. В этом же направле­нии действовала и интернационализация хозяйства ведущих капита­листических стран, понижавшая действенность национальных средств воздействия на экономику. Однако даже самые ярые их противники от­крыто признают, что современную экономическую науку нельзя да­же представить себе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Мейнарда Кейнса.

Кейнсианцы показали, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что рав­новесие может быть достигнуто и при неполной занятости и что полезно исследовать типичные явления, складывающиеся из массовых устремлений и действий участников экономиче­ских процессов.

Список используемой литературы:

1. Агапова И.И История экономических учений: Курс лекций.-М:,2001.-285с.;

2. Бартенев С. А. Экономические теории и школы ( история и современность): Курс лекций.-М.:БЕК.1996-352с.;

3. Экономикс/ Самуэльсон П. Ч.1. М.: Прогресс, 1964.;

4. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 1997.;

5. Ховард К и др. Экономическая теория: Теория свободного рынка: Учебник для вузов, М.: Юнити, 1997

6. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Краткий курс: Учебник.-3-е изд. – М.: Инфра – М, 2002.320с.


[1] Избыточные резервы – сумма, на которую фактические резервы банка или сберегательного учреждения превышают его обязательный резерв; фактические резервы за вычетом обязательных резервов.

[2] Фактические резервы – сумма депозитов банка в федеральном резервном банке.