Реферат: Форма государства 12

Название: Форма государства 12
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Введение

Категория форма государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением.

Исходной информации о форме государства было недостаточно, т.к. исследования носили в основном описательный характер, но это не мешает использовать их результаты и в настоящее время.

Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Малейшие ошибки и просчёты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжёлыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

Форма государства огромное значение имеет для обычного человека. Поскольку определяет степень участия населения в формировании органов государственной власти. Объёмы свобод человека, его возможности реализовать свои таланты и способности. Как справедливо замечал известный русский философ И.А. Ильин, «необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию»1 . Классификация форм государства имеет цель выявить особенности в организации государственной власти в конкретном государстве, чтобы выявить её достоинства и недостатки.


1 Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954.» В 2 т. М., 1992. С. 102

Более полное представление о форме конкретного государства даёт анализ трёх его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма государства.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления позволяет уяснить:

· Как создаются высшие органы власти и каково их строение;

· Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

· Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;

· В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификацию способов образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права выделяет два основных устройства государственной власти, которые характеризуются содержанием формы правления: монархию и республику.

Глава I Понятие «форма государства»

Любое понятие в науке отражает определённый ряд явлений и процессов, их устойчивые связи, существенные признаки. Форма государства понимается как совокупность способов организации государственной власти, взятой в единстве трёх её элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Во-первых, понятие «форма государства» позволяет рассматривать государство как систему, целостность, состоящую из отдельных элементов, зависимых друг от друга. Эти элементы указывают на то, кем и как формируется государственная власть, как она распределяется на территории государства и какими методами осуществляется. От того, как организована государственная власть, на какие средства (насилие, убеждение, авторитет) она опирается, во многом зависит её эффективность.

Во-вторых, понятие «форма государства», раскрывает организацию государственной власти с различных сторон. Прежде всего, оно указывает на субъект власти, т.е. носителя этой власти. Им выступает государство в лице своих органов. Кроме того, оно выявляет порядок образования органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Наряду с этим, понятие «форма государства» определяет то, как и между кем власть распределена на территории государства. Наконец, форма государства указывает на методы реализации власти. Следовательно, форма государства представляет собой организацию государственной власти, выраженную в форме правления, форме государственного устройства и в форме политического режима.

В-третьих, указанные три свойства формы государства составляют органическое единство, поскольку являются тремя сторонами единой формы государства, которая принимает всякий раз конкретно-исторический облик. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако ведущая роль в форме государства принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку любые изменения в средствах и методах реализации государственной власти отражаются как на форме правления, так и на форме государственного устройства. Хотя нельзя отрицать и обратного воздействия двух последних факторов на политический режим.

В-четвёртых, форма государства посредством своих элементов отражает существенные его признаки как политической, структурной и территориальной организации общества1 .

Государство как политическая организация возникает в социально неоднородном обществе, которое нуждается в согласовании разнородных интересов, в упорядочивании и регуляции взаимоотношений между индивидами, социальными группами. Способность государства решающе влиять на деятельность социальных общностей и групп достигается благодаря наличию у него политической власти, т.е. средств и методов властного воздействия, составляющих политический (государственный) режим.

Государство как структурная организация общества обнаруживает себя в наличии системы органов и институтов публичной власти. Эти институты обладают значительными ресурсами – материальными, правовыми, военными, принудительными, которые делают веления государства общеобязательными. В отличие от других общественных и политических организаций и движений органы государства обладают монополией на легитимное насилие. Органы государства определённым образом сформированы, субординированы, строят свои отношения на нормах права. Структурная организация общества достигается благодаря форме правления.

Наконец, государство как территориальная организация общества объединяет людей по месту проживания, а не по признаку родства. На эту территорию и население, проживающее в границах данной территории, распространяется государственная власть. Управление территорией осуществляется благодаря делению её на административно-территориальные в единицы и созданию них местных органов управления.

Территориальную организацию политической власти, соотношение государства с входящими в него субъектами отражает понятие «форма государственного устройства».

Следовательно, форма государства отражает различные аспекты организации и функционирования государственной власти в обществе. Эффективность форм организации и функционирования государственной власти в обществе в значительной мере зависит от способности существующих властных институтов адекватно реагировать на возникающие у населения потребности и удовлетворять их. Организационно-правовая форма институтов власти, их назначение, средства и методы, которые используются при этом, должны быть понятными обществу, соответствовать существующей политической культуре, дабы не вызвать реакции отторжения.1


1 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004. С. 136

Глава II Форма правления

Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления, впервые зародилась в раннеклассовых обществах, власть в которых захватывали военноначальники, представители разросшихся семей или соседских общин. Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной и понятной.

Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами, те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления, при которой земледельцы – общинники, ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал, в нормальном режиме прав, вопросы, связанные с организацией и осуществлением власти. Он советовался со своими чиновниками (советниками), среди которых были пророки, предсказатели, другие культовые служители.

Монархии, как форме правления, присущи четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам, принципиально государственным. Он обладает всей полнотой власти, он – высшая власть в государстве. Его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом, распространялась на все сферы жизни. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности. Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Конституционная монархия представляет такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется основными свойствами:

1. правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство на выборах;

2. лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства ;

3. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

4. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

5. правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.

Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть, и не могут функционировать друг без друга.

Впервые идею разделения власти подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, президента. Эта самостоятельность, вытекающая из статуса главы государства, как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, президентом и правительством, и созданием при президенте специальных органов (администрации, управлении делами, комиссий и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например: в реализации его права законодательной инициативы.

Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. Республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением. История государственно-организованного общества, его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.

Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами .

Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями. Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные черты: непарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.

Социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Основные особенности:

- ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основу аппарата государственной власти;

- социалистическая республика должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;

- высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему, основанную на принципе демократического централизма;

- в условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;

- социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти;

- социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.

Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой войны. По структуре и характеру она мало, чем отличается от советской формы правления. Советская и народно-демократическая формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения власти. Важнейшим фактором, который обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа, считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.

Глава III Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают. Характеризуется следующими признаками:

- унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательное для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

- составные части унитарного государства (области, департамента, провинции) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. Централизованное – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

- унитарное государство, на территории которого проживают малочисленные национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию

- в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

- унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких, ранее независимых государственных формирований в одно союзное государство. В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский. На высшем уровне федерации характер государственности выражается в создании двухпалатного союзного

парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства, каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств, это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимого от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же. В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов:

1. Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение предметов ведения.

2. Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов.

3 . Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.

Мировой опыт показывает, что федеральное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Можно привести конкретный пример , рассмотрев российский федерализм.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).

2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 г.).

3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г.

В последнее время о проблемах российского федерализма написано много работ. Интерес к данной теме был стимулирован начавшейся в 2000г. реформой системы федеративных отношений, сложившейся в нашей стране после распада СССР и принятия Конституции России.

Реформа началась, когда система ещё не успела окончательно установиться, и процесс её дальнейшего становления совпал с начавшейся фазой реформирования. Это свидетельствует о том, что в самих конституционных основаниях формировавшегося в эти годы федерализма содержались фундаментальные принципиальные противоречия, которые были выявлены в ходе последовательного воплощения идей федерализма. Эти противоречия поставили общество перед необходимостью реформировать законодательную базу федеративных отношений, возможно, затрагивая даже их конституционную основу.1

Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам, хотя ясных границ национального разделения не существует, и население было смешанным. Процесс создания автономий, изменения их границ и после принятия в 1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства, в которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство, т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации. Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий.


1 Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск, 2005. С. 429.

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и послевоенными реформами, обострила процесс государственно-правового развития страны в целом и России в частности.

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Национальная федерация, независимо от ее разновидностей, имеет основные признаки:

1. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющий его субъекта.

2. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.

3. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из представителей субъектов федерации.

4. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов.

Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут установить дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и др. договоры. В этой связи важно различать союзное государство, складывающееся в условиях территориальной федерации, и союз государств, которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – федеральное объединение национальных государств, которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.

Специфика территориально-национальной федерации состоит в том, что такое государство должно не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех субъектов, как национальных, так и территориальных.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , характерных для федерации.

2. Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов, единого госбюджета.

3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе.

4. Конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования.

5. Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерации.

Содружество – весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться , во-первых, экономически ( одинаковая форма собственности , интеграция хозяйственных связей , единая денежная система и др.) , во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка, в-четвертых, культура (иногда культурная общность имеет единое происхождение , иногда достигается путем взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции иных , чужеродных элементов ), в-пятых, религии (но не всегда). Но содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, декларация и другие юридические документы. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

Глава IV Форма государственного режима

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима, существующего в обществе. Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

Антидемократический режим имеет следующие признаки:

- определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим.

- характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.

- свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д.).

- личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.

- реально существует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

- характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса , довлеющего над мирной экономикой.

- антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

- антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.

Деспотический режим (от греческого “despotic” – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в правлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствия правовых и моральных начал в управлении.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подданных.

Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партии, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую, а другие стремится разогнать, запретить или уничтожить. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команды сверху, при которой инициатива фактически не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов не учитываются. Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе человека. Тоталитарный режим широко и постоянно применяется террором по отношению к населению. Физическое насилие уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Он выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества.

Милитаризация так же одна из основных характеристик тоталитарного общества. Идея о военной опасности, об «отчужденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу лагеря. Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.

Фашистский режим одна из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.

Фашизм основывается на национальной расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социалистический задач, защита чистоты расы. Главная предпосылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны. Поэтому фашистский режим, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего, своего народа. Но фашистские режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественные и политические движения, в которых внедряются национальные идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т.д.

Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но все партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, т.к. отсутствует механизм их реализации. Она лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью. Авторитарная власть признает, что доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций. Авторитарные режимы неизбежно появляются там, где население не имеет высокой политической культуры, сохраняет в своём сознании пережитки феодальных почтительно-уважительных отношений к государственному аппарату, не способно чётко сформулировать свои политические, экономические и социальные требования. Таким образом, авторитарные режимы не имеют большой исторической перспективы. Они характерны для нынешнего этапа в развитии общества, недавно освободившегося от феодальных экономических отношений, но сохранивших в сознании значительной части населения отсталую политическую культуру. По мере её развития и включения в активную политическую жизнь всего взрослого населения страны государство займёт своё действительное место в обществе, превратиться в действительного выразителя интересов своего народа.1

Либерально – демократический . Обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. В либерально-демократическом обществе провозглашаются свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми. Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность. При либерализме власть формируется путем выборов, исход их зависит и от финансового положения партий. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.


1 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004. С. 82-83.

Собственно демократический режим («demarcate» - народовластие) – это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.

Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:

1) такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет материальную основу благополучия.

2) реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение.

3) создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

4) личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной защитой органов правосудия.

5) демократическая республика является следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах.

6) демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы меньшинства и большинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

7) демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивая компромисс между органами государственными органами и гражданами.

8) основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм.

9) демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности.

В конкретных государствах политические режимы достаточно редко существуют в классических формах демократии или фашистского государства. Чаще всего наблюдается сочетание элементов того и другого режимов, с преобладанием черт одного из них.1


1 Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004. С. 82.

Заключение

В данной работе рассмотрены три составляющие понятия «форма государства», а также ответ на вопрос: почему человечество выбирает ту или иную форму организации государства, в котором оно проживает. По этому поводу написано много работ, ещё в античности людей интересовала эта тема, в частности в работах Платона говорится об объединении народов и государств.

На конкретное состояние государства оказывает влияние политическая культура граждан, их решимость и способность отстаивать свои права и свободы. Например, трудящиеся массы Англии, Франции, Германии, Италии, чья политическая активность является образцом для трудящихся других стран, своими действиями, протестами, забастовками обеспечили реальный и стабильный в стране демократический режим в его классической форме. Сохранению и упрочению этого режима в значительной степени способствует высокоразвитая экономика этих стран, позволяющая государству проводить действенную социальную политику в отношении малоимущих слоёв населения. А в Российской Федерации деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная политика государства не только не гарантирует достойной жизни, но и удерживает значительную часть населения у черты бедности. Следовательно, можно сделать вывод о политической пассивности народа России, а значит и о неполной реализации прав и свобод человека.

Написание этой работы помогло мне лучше разобраться с различными формами существования государства, выявить общие и специфические черты, а также на основании исторических данных сделать выводы о ныне существующих формах государства, об их достоинствах и недостатках.

Список литературы

1. 1. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В.Н.

2. 2. “Государство и право в современном обществе // Теория права : новые идеи “ 1991г. Лившин Р.З.

3. 3. “Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки // государство и право” 1993г. №7 стр.12-20 Бутенко А.П.

4. 4. “Конституционное право РФ” Москва ,1996г. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н.

5. 5. “Российский федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х.

6. 6. “Сущность содержания и формы государства” Л.,1971г. Петров В.С.

7. 7. “Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.