Реферат: Форма правления

Название: Форма правления
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

План.

Введение_______________________________________________________________ 3

§ 1. Форма правления: понятие и исторические разновидности________________ 5

§ 2.Монархия: понятие, признаки, виды, перспективы исторического развития __ 7

§ 3. Республика: понятие, признаки, виды_________________________________ 14

§ 4.Смешанные (гибридные) формы правления ____________________________23

§ 5.Форма правления в современной России _______________________________25

§ 6. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства_____27

Заключение_____________________________________________________________27

Введение.

Любая форма человеческой жизни предполагает некоторую форму объединения, создания большого или малого, связанного лишь взаимной симпатией или пронизанного жесткой субординацией сообщества. Политическая практика не составляет исключения. Для осуществления ее человек также создает определенным образом организованное сообщество, имя которому – государство.

Сегодня в мире около двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства. Таким образом, форма государства является структурно сложным явлением, состоящим из определенных элементов.

Вообще, в науке теории государства и права сформировалось два взгляда на вопрос о структуре формы государства. Чаще всего в форме государства выделяют три элемента:

1) форма правления;

2) форма государственного устройства;

3) политический режим.

Согласно мнению других исследователей форма государства включает в свой состав два элемента: форма правления и форма государственного устройства. В данном случае политический режим не рассматривают как элемент формы государства и утверждают, что он имеет самостоятельное значение. Действительно, политический режим занимает самостоятельное место, он является принадлежностью всей политической системы общества. Это связано с тем, что нередко политический режим рассматривают вместе с сущностью государства, он так или иначе тяготеет к сущности государства, тесно связан с ней. В то же время политический режим нередко определяет форму государства (особенно это отражается на форме правления) и частично входит в ее состав. Именно поэтому политический режим необходимо включать в форму государства и рассматривать его как своеобразный элемент формы государства.

Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти. Политический режим говорит о том, как осуществляется государственная власть, и на какие методы она опирается в своей деятельности.

Форма правления – это организация верховной власти в государстве или организация высших органов государственной власти. Форма правления говорит о том, кому принадлежит верховная власть в государстве, какими органами она представлена, как эти органы взаимодействуют друг с другом и с населением страны.

Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, характеризующая соотношение государства в целом с его составными частями. Форма государственного устройства говорит о том, как государство организовано в пределах своей территории из каких территориальных единиц оно складывается, как взаимодействуют высшие и местные органы государства.

Вопрос о форме государства очень тесно связан с вопросом о сущности государства, поскольку сущность всегда имеет внешнюю форму выражения, (долгое время считалось, что форма государства определяется сущностью государства, но история это опровергла). Однако сущность государства не оказывает прямого влияния на его форму, т.к. одна и та же сущность государства может проявляться в различных формах.[1]

На форму государства влияют самые разнообразные факторы и основной из них – расстановка и соотношение политических и классовых сил в стране, особенно влияющих на форму правления. Также необходимо назвать экономические, социально-политические, идеологические и иные факторы – это и уровень экономического развития, величина территории страны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств и т.д.

Предметом исследования моей курсовой работы является такой элемент формы государства как форма правления. Цель работы – рассмотреть многообразие форм правления, уяснить их отличительные признаки с обязательным привлечением в процессе конкретных примеров современных государств.

§ 1. Форма правления .

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.

Характер формы правления зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская форма правления.

Форма правления обуславливается также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего может быть падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789г. или Февральской революции 1917г. в России); историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).

Политический режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.

Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно-историческим условиям того или иного государства.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и каково их строение;

- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Теория государства, фиксируя в его истории, реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них – это деление форм государства по числу правящих лиц. В процессе ее проведения используется количественный критерий. Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем - демократия или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом. Предложенное Геродотом деление форм правления дошло до наших дней, лишь среднее звено – аристократия – было утрачено в ходе развития государственности.

Существовали также и другие классификации. В свое время Платон пытался свести различие форм правления к различию трех добродетелей – мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать в том или ином государстве. Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью, при классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием и такие, как общая польза, благо и интерес.

В более поздний период Ш.Монтескье, рассматривая в качестве критериев классификации форм правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность – в основе аристократии, честь – в основе монархии, страх – в основе деспотии.[2]

В результате сегодня речь идет о существовании двух форм правления монархии и республики .

§ 2. Монархия.

В переводе с греческого данный термин означает «власть одного, единовластие». Однако, в современном понимании монархия – это такая форма правления при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархия – исторически первая форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

Монархическая форма правления появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной и понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов, обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, по сути, это специфическая форма теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).[3]

Впоследствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи и т.д.

Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец нации», лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из королей Франции заявлял: «Государство – это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.

Как правило, монархи всегда имели свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных, которые давали имущественное обеспечение монархическому дворцу, семейству монарха, а по отношении к государству монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.

Монарх осуществлял единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если сочтет его достойным внимания. Он – высшая власть в государстве.

Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в т.ч. на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх был высшей и последней инстанцией.

Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.

Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх формально юридически независим, практически всегда он испытывает влияние различных международных, политических и национальных сил, во многих государствах возможность такого влияния закреплена юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать прежде всего с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.[4]

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти. Существует две системы наследования престола - персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

1) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

2) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество;

3) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства.

Суть семейной системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии. Общее же в том, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, в истории были примеры, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.

Монарх считается свободным от ответственности. Он «безответственный» монарх – т.е., как правило, не несет юридической ответственности за результаты своего правления, за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. История знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда народ привлекал монарха к ответственности.

Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что основными признаками классической монархической формы управления являются:

- Верховная власть принадлежит одному человеку – монарху (царю, королю, императору и т.п.);

- Власть монарха не зависит от населения, он пользуется ею по праву, которое не делегировано ему никакой иной властью (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Риского и т.п.);

- Власть передается по наследству (регулируется законом о престолонаследии или обычаем);

- Власть осуществляется пожизненно (бессрочно);

- Монарх является юридически безответственным.

Традиционно монархии делят на абсолютные и ограниченные .

Абсолютная монархия (от лат. Absolutus - безусловный) – это разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Абсолютные монархии получили наибольшее распространение в Средние века, когда, сменив период феодальной раздробленности, были созданы централизованные государства. В классическом виде она была во Франции в начале 16 века, а свой расцвет пережила в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610-1715). В Англии пик абсолютизма пришелся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах. Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию. В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а рамках отдельных княжеств. Абсолютная монархия существовала и в России на протяжении всего монархического этапа ее истории. Так согласно Воинскому уставу Петра 1, государь являлся самовластным монархом, «который никому на свете о своих делах отвечать не должен».

В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств Среднего и Ближнего Востока, например, в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане. Монархи этих стран являются полновластными главами государств со всеми присущими этому атрибутами, сосредоточением законодательных и исполнительных полномочий, командованием Вооруженными силами; они имеют статус верховного судьи.

В ряде случаев монархи в абсолютных монархиях являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть. В этом случае говорят о существовании теократической монархии. Так, духовный владыка католиков всего мира Папа является одновременно главой государства Ватикан. Элементы теократической монархии присущи и Саудовской Аравии, где глава государства – король не только выполняет религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабитского направления ислама. Процедуре передачи власти королю предшествует согласие узкой группы высших религиозных авторитетов – улемов, а лишь затем согласие членов королевского Совета, куда входят представители многочисленной семьи Саудитов.[5]

Несмотря на известную архаичность абсолютных монархий, необходимо признать, что в государствах восточного типа сильна традиционность монархического государственного и правового сознания и поэтому данная форма правления для них наиболее характерна.

Ограниченная (конституционная) монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная —правительству.

Ограниченные монархии делятся на два вида: парламентарные и дуалистические .

Парламентарная отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх по конституции сохраняет формальные полномочия главы государства, например полномочия по формированию правительства или по наложению вето на принятые парламентом законы, но данными полномочиями не пользуется. Например, подобная форма правления сложилась в настоящее время в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламентом. Сложилось устойчивое выражение, что «монарх царствует, но не правит».

По отношению к некоторым парламентарным монархиям в последнее время стал применяться термин символические монархии. Например, в Японии император уже на протяжении последних полвека не имеет никакой сколь-нибудь значимой роли в управлении государства, а играет роль тысячелетнего символа нации, поддерживая японские традиции и обычаи.

Дуалистические монархии с уществующие, например, в Марокко, Иордании, Кувейте. Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Данная форма правления достаточно часто приводит к парламентскому кризису и противоречиям между монархом и парламентом, влекущим роспуск последнего.Дуалистическая монархия является переходным этапом между абсолютной и парламентарной монархией.[6]

В современной теории государства основательно снизилось критическое отношение к монархической форме правления. Многие политики, партии, национальные движения видят в такой организации формы правления избавление от бед, которые в соответствующем государстве происходят из-за гражданских войн, безвластия, неразберихи с передачей власти и т.п.

Наиболее сильны монархические тенденции в Грузии. 8 февраля 2009 года в Тбилиси, в соборе св.Троицы состоялось венчание представителей двух ветвей царского рода Багратиони – Давида Багратиони-Мухранского и Анны Багратиони-Грузинской (Картли-Кахетинской). Нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили нередко заявлял о своей принадлежности к роду Багратиони.

На Украине также есть монархические тенденции. Сторонниками монархии являются партии «Украинский союз монархистов», «Союз Великоукраинцев» и некоторые другие.

В Беларуси политические организации, имеющие цель свергнуть или изменить существующий конституционный строй (в том числе монархические), официально запрещены. Нелегально действует Литвинская Национально-Монархическая Партия – Партия Литвинцев, однако она малочисленна и не имеет опоры в народе. Кроме того, руководящие органы партии располагаются в Литве, что затрудняет сотрудничество между членами.

Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют некоторое влияние монархические партии. Монархисты сильны также в исламских странах. В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР монархические взгляды диссидентов связаны с антикоммунизмом. В Камбодже после свержения маоистов через 14 лет была восстановлена монархия.

Словом, монархия вовсе не устаревшая и не отжившая форма правления и ее потенциал не исчерпан.

§ 3. Республика.

В переводе с латинского означает «общественное дело». В современном понимании республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами избираемыми населением на определенный срок. Республиканская форма правления, также как и монархическая, весьма древняя форма государственной организации общества.

Первые республики появились уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-IIIтыс. до н.э.), а впоследствии в древнегреческих полисах. Власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). В этой структуре зачастую верховенство оставалось за демократическим органом власти – советом и собранием. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военноначальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

Республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.

Например, древнегреческие республиканские формы правления были обусловлены внутренним социально-классовым развитием античного общества, островным положением многих древнегреческих полисов, значением морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса (народа) и его функций как коллективного рабовладельца и т.д. В иных регионах, например, в некоторых месопотамских городах-государствах, необходимость собрания и совета вырастала из организации общинного земледелия, когда представители общинников-земледельцев – основной производительной силы этих обществ – брали на себя функции организации и осуществления государственной власти в своих интересах.

Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

Республиканское правление основано на принципе разделения властей. Принципы разделения властей – разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, когда различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы; правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение; судебным органам – осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение.

Все ветви единой государственной власти осуществляют властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти-подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.

Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви власти (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной власти. Борьба подчас приобретает весьма острые, даже ожесточенные формы, под угрозой оказываются сами республиканские формы правления.

Впервые идею разделения властей глубоко, подробно разработал в своем фундаментальном труде «О духе законов» Ш.Монтескье (XVIIIв.). Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа.

Идея разделения властей означала создание в сфере организации государства систему «сдержек и противовесов», обеспечивающую власть народа, не позволяющую той или иной ветви власти, а стало быть, и конкретным их представителям, стать своеобразными коллективными или единоличными диктаторами, подмять под себя все иные органы государственной власти, осуществить антиреспубликанский переворот.

Кроме того, нормальная организация государственной власти на основе разделения полномочий ее органов, их баланса позволяет лучше обеспечивать государственное управление, например, повышать качество законов и их исполнения (проекты предлагаются, как правило, исполнительной властью, прорабатываются, уточняются в парламенте, принимаются им в виде законов, исполняются правительством, контролируются судебными органами).[7]

Словом, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, а в-третьих, осуществлять контроль за действием государственных органов.

Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. Республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но так или иначе народ обязательно участвует в формировании органов государственной власти.

В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребление со стороны тех или иных должностных лиц, это дает основание для привлечения их дополнительно и к юридической ответственности.

Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами, и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

Исходя из вышеизложенного, следует, что республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков:

- Верховная власть принадлежит коллегиальному органу;

- Власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

- Высшие органы государственной власти избираются народом;

- Высшие органы государственной власти избираются на определенный срок;

- Юридическая ответственность главы государства и должностных лиц.

Современные республики бывают двух видов: президентские ипарламентские , главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

В классической президентской республике президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Он получает свои полномочия в результате избрания на известный срок. Срок нахождения в должности в разных республиках различный: ст.2 раздел 1 Конституции США 1788 года предусматривает срок полномочий президента – 4 года; ст.85 Конституции Италии 1947 года предусматривает, что этот срок равен семи годам, также как и во Франции (ст.6 Конституции Франции 1958 года). Он самостоятельно формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается населением, и ответственности перед парламентом не несет. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует система сдержек и противовесов.

Президентская республика весьма гибкая форма правления, поэтому она получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

Но, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: сосредоточение большой власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных факторов к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.

Команда – это формирующаяся во время избирательной кампании группа доверенных и преданных кандидату людей (избирательный штаб), которые впоследствии, при победе кандидата, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства.

«Команда» как новая политическая структура в системе президентских республик становится предметом пристального внимания современной теории государства.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

Глава государства в парламентской республике обладает широкими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентская республика менее распространенная форма правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Финляндию, Турцию, Индию и др.

В последнее время классические формы республики не всегда обеспечивают четкое взаимодействие высших органов государственной власти. Для устранения этих противоречий создаются смешанные республики , которые дают синтез, сочетание президентской и парламентских властей. С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской. Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919-1933). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия, Россия и др.

На протяжении долгого времени и в России существовала особая форма республики – советская республика. Для нее было характерно, что верховными законодательными, распорядительными и контрольными органами власти являются советы на всех уровнях, которые организационно соподчинены. Такая форма республик значительно отличается от парламентских республик и в настоящее время существует только в некоторых государствах социалистического типа (Китай).

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступить гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).

§ 4. Смешанные (гибридные) формы правления.

Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. Особый интерес в этом плане пред­ставляет анализ нетипичных форм правления современных госу­дарств, проведенный профессором В.Е.Чиркиным.

«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединя­ют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существую­щих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолют­ной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и пар­ламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).

«Чистые» формы правления наряду с достоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президент­ская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпре­зидентских республик в ряде государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических республик в от­дельных государствах Африки. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые пра­вительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послево­енных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжи­тельность их существования была менее года. Включение элемен­тов президентской республики в парламентскую, а парламент­ской — в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. В результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентских респуб­лик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские рес­публики.

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значитель­ное количество членов парламента).

Наиболее характерной чертой полупрезидентской республики является установление ответственности перед парламентом от­дельных министров, но не главы правительства, которым факти­чески, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Ла­тинской Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.

§ 5. Форма правления в современной России.

Для того чтобы выяснить, какая форма правления установлена в России Конституцией РФ 1993 г., необходимо проанализировать организацию и взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти. Российское конституционное законодательство не дает четких ответов на этот вопрос.

Ст.11 Конституции РФ определяет четыре органа, между которыми и разделяется государственная власть: президент, Федеральное собрание, правительство и суды. На три ветви власти, упомянутые в ст.10 Конституции РФ, приходится четыре органа государственной власти. И если с органами, осуществляющими власти законодательную и судебную, вопросов не возникает, то с исполнительной властью все обстоит значительно сложнее. Ч.1 ст.110 Конституции РФ определяет: " Исполнительную власть РФ осуществляет правительство РФ..." И далее, в ст.113 приводятся полномочия председателя правительства: "Председатель правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами президента РФ определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу". Но в полной мере организацию исполнительной власти не удастся понять без анализа некоторых полномочий президента. Ст.83 Конституции РФ наделяет президента - главу государства - весьма обширными полномочиями в сфере исполнительной власти. В частности, эта статья гласит: "Президент РФ: а) назначает с согласия Госдумы председателя правительства РФ...; в) принимает решение об отставке правительства РФ; д) по предложению председателя правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства РФ, федеральных министров..." Кроме того, нельзя забывать и о праве президента издавать указы, обязательные для правительства.

Таким образом, налицо два органа государственной власти, наделенных полномочиями в сфере исполнительной власти.

Сопоставляя тексты ст. 83, 110 и 113 Конституции РФ, можно сделать вывод, что, во-первых, Конституция РФ не наделяет президента правом прямого участия в осуществлении исполнительной власти, во-вторых, ст.113 закрепляет главенствующее положение председателя правительства в сфере исполнительной власти. Казалось бы, в этой схеме нет места президенту - главе государства. Но это далеко не так. Президент наделен полномочиями по формированию правительства. В соответствии со ст.111 Конституции председатель правительства назначается президентом с согласия Госдумы, члены же правительства назначаются президентом по предложению председателя правительства.

Таким образом, помимо президента, без его согласия председатель правительства назначен быть не может. По Конституции РФ, это должно означать, что главой правительства может стать только доверенное лицо главы государства. Но при этом необходимо еще и доверие Госдумы. Из этого следует, что председатель правительства назначается формально по согласованию между Думой и президентом. Госдума может рассматривать только кандидатуры, предложенные президентом, и никакие иные. Президент, в свою очередь, тоже не может не учитывать расстановку сил в нижней палате, иначе предложенные им кандидатуры не найдут поддержки в парламенте. Согласно ст.117 Конституции РФ: "Госдума может выразить недоверие правительству РФ... После выражения Госдумой недоверия правительству РФ президент РФ вправе объявить об отставке правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству РФ, президент РФ объявляет об отставке правительства РФ либо распускает Госдуму". Этим закрепляется возможность "свержения" правительства нижней палатой Федерального собрания и означает ответственность правительства перед Думой. Соответственно правительство не может не учитывать в своей работе позицию большинства Госдумы. Получается, что правительство связано мнением и президента и Думы.

Налицо явный дуализм ответственности правительства, что позволяет нам сказать: Россия не является ни президентской, ни парламентарной республикой. Исходя из приведенной ранее типологии, остается только одна форма, а именно смешанная, или полупрезидентская республика.

§ 6. Взаимосвязь формы правления с формой государственного

устройства и политическим режимом.

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, но в то же время прослеживаются некоторые тенденции: изменение политического режима влечет изменение формы государства и наоборот – реорганизация государства с точки зрения формы правления и государственного устройства влечет изменение режима функционирования государственной власти. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии - тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

Видимо, для того, чтобы понять закономерности этих взаимосвязей, нуж­но не просто рассматривать соотношение формы правления, формы государ­ственного устройства и политического режима, а принимать во внимание всю политическую ситуацию в стране, учитывать мощное влияние на политичес­кий режим институтов гражданского общества.

Заключение.

Несмотря на своеобразие тех или иных форм правления в различных государствах, все они тем не менее поддаются классификации и могут быть сведены к нескольким типовым «моделям» организации государственной власти. Не следует только забывать, что эти «модели» на практике в конкретной исторической ситуации никогда не реализуются в чистом виде. Каждому государству свойственны индивидуальные особенности, объясняемые его историческими традициями, политической культурой, природно-географическими, и национальными факторами и т.п., которые придают своеобразные черты той или иной форме правления. Поэтому не существует в мире абсолютно идентичных монархий или республик, каждая отражает в своей организации своеобразие того государства, той страны, в которой она существует.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар.голосованием 12 дек. 1993г.-М.: Эксмо: Гарант-Сервис, 2008.

2. Теория государства и права: учебник/А.В.Малько [и др.]; под ред.А.В.Малько.–3-е изд.,стер.-М.: КНОРУС, 2008.

3. Венгеров, А.В. Теория государства и права: учеб.для юрид.вузов/А.В.Венгеров.-3-е изд. испр.и доп.-М.: Омега-Л, 2006.

4. Хабибулина , А.Г. Теория государства и права: учебник/А.Г.Хабибулина, В.В.Лазарев.-3-е изд., перераб.и доп.-М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009.

5. Цыганов, В.И. Теория государства и права: тезисы лекций/В.И.Цыганов.-Нижний Новгород: «Вектор-ТиС», 2007.

6. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для ВУЗов/ М.В.Баглай, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтин: М.: Норма, 2004.

7. Теория государства и права:учеб.-методич.пособие/Ж.Б.Доржиев-Улан-Удэ: Изд-во ВГСТУ, 2005.

8. Обществознание: учеб.пособие/М.Н.Глазунов [и др.]; под ред.М.Н.Марченко.-ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

9. Котенков, А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе/А.А.Котенков//Государство и право.-1998.-№ 9. С.5-8.

10. Котенков, А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания/А.А.Котенков//Государство и право.-1998.-№ 10. С.15-17.

11. Чиркин, В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве/В.Е.Чиркин//Государство и право.-1994.-№ 1.


[1] Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Улан-Удэ, 2000. С.35.

[2] Малько А.В. Теория государства и права. М., 2008. С.257.

[3] Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 2006. С.126.

[4] Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 2006. С.128.

[5] М.В.Баглай, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2004. С.120.

[6] Малько А.В. Теория государства и права. М., 2008. С.85.

[7] Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 2006. С.134