Реферат: Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур 3

Название: Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур 3
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Учебная дисциплина: Культурология

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Сравнительная характеристика «стилей» греческой и римской культур»

Студентка: Мухина Надежда Владимировна

№ учебной группы: ПБ-641

Руководитель

__________________________________________________________________

(ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Санкт-Петербург

2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
Введение …………………………………………………………………… 3

Основные особенности древнегреческой и древнеримской

цивилизаций и их культуры ..…………………………………………......

5

Архитектура, скульптура, живопись………………………………….... 8
Литература, поэзия, театр………………………………………………. 14
Религия…………………………………………………………………… 19
Письменность и язык……………………………………………………. 22
Наука……………………………………………………………………… 24
Быт………………………………………………………………………... 26
Заключение…………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы……………………………………... 31

Введение

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами XVв. для обозначения культуры Древней Греции и Древнего Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. А она, в свою очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций Древнего мира.

Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания.

Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличие оттого, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности.

Задача данной работы - описать основные особенности греческой и римской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых. Цель работы – дать сравнительную характеристику «стилей» греческой и римской культур.

Тема данной курсовой работы актуальна, так как культура Древней Греции и Древнего Рима позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.

Объектом исследования являются древнеримская и древнегреческая культуры.

Предметом исследования являются основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры: религия, искусство, письменность и язык, быт.

Основные особенности древнегреческой и древнеримской

цивилизаций и их культуры

Греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело»[1] . Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые одновременно являются и культурными эпохами:

- эгейский или крито-микенский (III – II тыс. до н.э.);

- гомеровский (XI-X вв. до н.э.);

- архаический (VIII –VII вв. до н.э.);

- классический (V –IV вв. до н.э.);

- эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).

Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

Греция четко делилась на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга - Коринфским и Сардоническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Центральная Греция делилась на семь областей, одной из которых была Аттика, с центром Афинами.

Мировоззрение греков складывалось еще в крито-микенский период. Но основой греческой и вообще античной культуры были полисы (город-государство). Именно полисная организация общественной жизни ускорила развития культуры. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно.

Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для нее характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

Самым демократичным был Афинский полис. Любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество своих граждан, но и права и свободу личности.

История Древнего Рима делится на три основных периода:

- царский (VIII – начало VI в. до н.э.);

- республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н.э.);

- период империи (30/27 гг. до н.э. – 476 гг. н.э.).

Город Рим был важнейшим центром Средиземноморской империи. В I-III вв. до н. э. он насчитывал от 1 до 1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли другие большие города.

Органом управления был совет старейшин родов – сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Появляются плебеи – богатые ремесленники и торговцы. Несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями. Она закончилась победой, разрушившей римскую родовую организацию и расчистившей путь к образованию государства. На смену полису как общине приходит государство. Свободное население было разделено на имущественные разряды. Было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили название «трибы». Позднее по трибам также стали созываться собрания.

II –I в. до н.э. – время падения полисно-республиканского строя и установление военно-диктаторского строя. После диктатуры Суллы, диктатуры первого триумвирата (Помпей, Красс, Цезарь), диктатуры Цезаря и диктатуры второго триумвирата (Антоний, Лепид, Октавиан) в 27 г. до н.э. Октавиан получает полномочия на управление государством и наименование Август, употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата считается началом периода империи.

Установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и непрерывные войны, являлись теми факторами, которые и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.


Архитектура, скульптура, живопись

Архаическая эпоха - время становления греческой архитектуры, время зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.

В этот период появляются каменные статуи. Первые статуи конца VII – начала VI в. до н.э., отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного.

В связи с возникновением новых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным.

К VIв. оформляется архитектурный ордер – установленное, математически точное соотношение несущих и несомых частей здания. Различаются три ордера – дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы построены в виде периптера – здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма.

Архитектурные ордеры представлены на рис. 1.

А Б В

Рис.1. Архитектурные ордеры:

А – дорический; Б – ионический; В – коринфский.

В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику.

В классическом периоде в архитектуре совершенствуется тип храма, устанавливаются окончательно пропорции ордеров. Центром культурной и художественной жизни V в. до н.э. были Афины. Памятником могущества Афин стал ансамбль афинского кремля – Акрополя. Лучшие архитекторы и скульпторы под руководством Фидия, трудились над его возведением.

В конце V в. до н.э. начинается период кризиса полисов. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания.

Скопас, Пракситель и Лисипп — величайшие греческие ваятели поздней классики. В искусстве Скопаса дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения и скорбные переживания. Он изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Как и Скопас, Пракситель создавал в мраморе свои величайшие произведения т.к. статуя богини любви Афродиты. Пракситель — вдохновенный певец женской красоты, столь чтимой греками IV в. Скульптор второй половины IV в. до н.э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а усталость и взволнованность после состязаний.

Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н.э.). В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 году до н.э. был сооружен алтарь Зевса – мраморный помост для жертвоприношений, увенчанный колоннадой и украшенный рельефным фризом, статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н.э.

Высокого развития достигла живопись. Одним из первых на деревянных досках стал работать Полигнот, уроженец острова Фасос. Но особенно громкой славой пользовался его ученик Зевксис, представитель так называемой ионийской школы. Он отказался от условности и писал, подчиняясь натуре. Создавая идеальные типы, он старался выискивать среди окружающих подходящие характерные черты и сливать их в одно целое.

Сикионийская школа, развивавшаяся параллельно, не обладала мягким колоритом, но зато славилась силой рисунка и его строгой разработкой. Здесь реализм понимали правильнее. Самым блестящим представителем сикионцев можно назвать придворного живописца Александра Великого Апеллеса, который, соединяя многие достоинства, сумел превзойти ионийскую школу. Грация рисунка Апеллеса превосходила все созданное до тех пор.

Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, но очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. В отличие от греческих архитекторов, которые составляли планы зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера – дорический, ионический, коринфский. В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой сочетание декоративного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный элемент. Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих, такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех греческих, ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е, совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.

Благоустраивается Форум (лат. Forum – площадь, место суда, арена в цирке) – в Древнем Риме так называли площадь и рынок, являвшиеся центром культурной жизни. Он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий.

С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства.

Основные типы римской архитектуры сложились в республиканский период. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.

Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки, пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.

Для античных городов характерны театры и амфитеатры. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах.

Самым знаменитым амфитеатром являлся Колизей, амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75-80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода.

Скульптура в древнем Риме ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом. Скульптурный портрет относится, к высшим достижениям римлян, обладает непревзойденной, точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Римский мастеров отличие от греческого, который стремился изобразить идеал, видел реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления.


Литература, поэзия, театр

Говоря об искусстве древней Греции и Рима нельзя не упомянуть о развитии литературы, поэзии и театра.

В греческой литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы.

Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий.

Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония".

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.

Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта.

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание.

Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. Из праздников в честь Диониса родилась и сатировская драма – веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид.

V век до н. э.— время расцвета драматического искусства, ознаменовано творчеством трех великих трагических поэтов: Эсхила (525 – 456), Софокла (ок. 496 – 406), Еврипида (ок. 480 – 406). Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия—это борьба, и люди, которые ведут ее, мужественны.

Вначале театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. На помощь строителям пришла сама природа. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка.

Греки изобрели "периакты" - трехгранные вращающиеся призмы, каждая сторона которых являлась определенной декорацией. Зрители видели только одну грань стоящих по бокам призм. В антракте легкий поворот на оси превращал лагерь в лес или город.

Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлин­ную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера—нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных одеждах, лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа. Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.

Аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству, являлась наиболее острым в политическом отношении жанром.

У римлян, как и у греков собственно литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением ничтожных отрывков.

Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Коллегией понтификов велись погодные записи наиболее крупных событий, летописи, заключались до-говоры, тексты которых записывались на латинском языке. В IV в. до н. э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики.[2]

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые литературные произведения были произведениями подражательными.Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливии Андроник, грек из города Тарента.

Римское театральное искусство шло в основном по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Сатурой стали называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером.

Лучше представлена римская комедия. Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.

Религия

Представления греков принципиаль­но не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Ха­ос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос - жизненное нача­ло. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым вла­стителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поко­ление богов - титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса - Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера - под во­дительством Зевса свергли Кроно­са и захватили власть над Вселен­ной. Таким образом, олимпийские боги - третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Среди потом­ков Зевса особо выделялся Апол­лон - бог светлого начала в приро­де, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начина­ет вытеснять Зевса.

Большим почетом пользова­лась Афина, родившаяся из головы Зевса, - богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который оли­цетворял безрассудную отвагу).

Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея все­могущества божества. Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая рели­гия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере раз­вития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровите­лями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно свя­зана с городом Афинами, Аполлон - с Дельфами, Зевс - с Олимпией и т. д.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непре­одолимой грани между миром лю­дей и миром богов, посредству­ющим звеном между ними высту­пали герои. Такие герои, как Ге­ракл, за свои подвиги приобщались к миру богов.

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами.

В силу консервативности мышления и медленного развития в религии долгое время со­хранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ. Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, utdes» – «я даю, чтобы ты дал мне».[3]

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы. Существовал бог посевов - Сатурн, жатвы - бог Коне и т.д.

Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости искусства и ремесел).

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы и про­изводить особые ритуальные действия. Наблюдали за культом отдельных богов, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет особые коллегии сведущих людей – жрецы. Их выбирали из числа граждан. Важнейшими были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практич­ности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скру­пулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством.


Письменность и язык

Создание алфавитного письма стало величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия.

По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т.д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.

Заимствованный алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском. После долгих преобразований латинский алфавит насчитывал 21 букву, к которым присоединили в конце республиканского периода еще две буквы (у, z) для пере­дачи звуков в словах, заимствованных у греков.

Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени начинается латинская письменность. Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.


Наука

Важнейшей чертой развития науки, являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для медицины Гиппократа характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого пациента, так и естественной среды обитания его.

Под влиянием пифагорейских ученых развилась математика. Пифагор считал основой всего сущего числа и числовые отношения. В течение V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. Евклид заложил основы элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений. К этому времени относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечным и лунным затмениям. Аристарх Самосский доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение Солнца.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. На первый план выдвинулись языки, литература и история. Высокого уровня развития достигла в Риме и агрономия. Большое значение придавалось географическим знаниям, медицине и истории.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Об архитектуре» в 10 книгах. Этот трактат свидетельствует о высоком уровне римской архитектурной мысли.

В области науки и философии достижения римлян были скромными. Особое внимание уделялось не философии, а ораторскому искусству и риторике. Появляются руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например в земледелии.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция - наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н. э., а в 1 в. до н. э. существовала уже солидная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола. Самые разнообразные юридические вопросы затрагивались и в многочисленных речах Цицерона.

В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон.

Быт

Между разными греческими городами – государствами существовало немало различий. Однако, были и явления, общие для всей Эллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть над детьми. Они же были обязаны ему бесприкословным повиновением. Безбрачие осуждалось. Многожёнство не допускалось. Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Иногда браки заключались между детьми одного отца. Заключению брака предшествовало формальное обручение. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины затруднён. Со временем нравы в Греции смягчились. Девушки, выходя замуж, из-под власти отца поступала под власть тестя.

Семья в Риме прочной была и сплочённой ячейкой общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие семьи было иным, она включала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но и замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество. В ранние времен отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка, рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи. Что же касается рабов то над ними отец семейства имел полную и ничем неограниченную власть. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Однако в сфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщина классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким.

Никакое торжество, будь оно частное или государственное, не могло состояться в Риме без жертвоприношений богам. Римское право разрешало две формы развода - расторжения брака по настоянию одной из сторон или по взаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать жену в дом её родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность. Когда супруги расставались возникало немало споров о разделе имущества. Однако не было ни не могло быть споров о том, кто осуществлял опеку над детьми – это всегда делал отец. Регистрировать новорожденного при появлении на свет в начале было не обязательно. Впервые регистрацию ввёл в Риме Октавиан Август. В течение 30 дней с момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о появлении нового римлянина. При этом составлялся письменный акт, подтверждавший полное имя ребёнка и дающий ему гражданские права.

В древнем Риме существовала детская медицина – педиатрия. Римляне охотно отдавали детей рабыням - гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком, а знание его в Риме очень ценилось.

Римляне придавали фамилии– родовым символам, переходящим из поколения в поколение, намного больше значения, чем греки,. Первоначально они обходились двумя именами – личным и родовым. В эпоху республики добавились «семейное» имя. Греки при рождении получали только одно имя, фамилией в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. И в Греции и в Риме рабы могли сохранить имена, данные при рождении. Однако чаще их различали по происхождению. Немало иностранцев стремилось выдать себя за римских граждан, поэтому они охотно принимали римские имена, особенно родовые.


Заключение

На основании проделанной работыможно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая культуры очень сходны друг с другом. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.

Для греческой культуры характерны коллективизм, антропоцентризм - выдвижение человека на первый план, завершенность всех жанров культуры. Для римской культуры - патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства.

Для греческого религиозного сознания не характерна идея все­могущества божества. Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая рели­гия. Для греческого мировоззрения характерен политеизм, а также представление о всеобщей одушевленности природы. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон.

Для греческого искусства было характерно видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства - человеческий облик. Для Рима - продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Греческая культура оказала большое влияние на развитие римской. Она как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Но и Древний Рим оставил человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.


Список использованной литературы

1. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Юристъ, 2002.

2. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М.: «Высшая школа», 1971, - 359 с.

3. Ильинская Л. С. Античность: Краткий энциклопедический справочник/ под ред. А. И. Немировского. – М.: Лабиринт, 1999. – 368 с.

4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М.: К Велби, Изд-во Проспкт, 2005. – 288 с.

5. Культурология: История мировой культуры/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001.

6. Любимов Л. История древнего мира. М.: «Просвещение». 1980, - 288 с.

7. Шишова Н.В. История и культурология. – М.: Логос, 2001.


[1] Любимов Л.. История древнего мира. М.: «Просвещение». 1980, - 288. с.

[2] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М.: «Высшая школа», 1971, - 359 с.

[3] Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М.: К Велби, Изд-во Проспкт, 2005. – 288 с.