Доклад: Кипрская православная церковь

Название: Кипрская православная церковь
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: доклад

КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Одной из древнейших христианских Церквей является Кипрская Православная Церковь, основанная апостолом Павлом во время его первого миссионерского путешествия. Первым епископом Кипра был ученик апостола языков Иосия, прозванный... Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин; с тех пор первым епископом Кипра неизменно поставлялся только местный уроженец. Немало драматических страниц мировой истории видели стены древних обителей острова, таких, как достославный Киккский монастырь. Одной из древнейших в христианском мире кафедр является Китийская, первым епископом которой, согласно Священному Преданию, был святой Лазарь Четверодневный. Первым президентом Республики Кипр стал национальный герой, предстоятелем Кипрской Церкви Блаженнейший Архиепископ Макарий III

ИСТОРИЯ КИПРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Христианство было проповедано на Кипре апостолами Павлом и Варнавой (Деян. 13, 4—12), но отдельные христиане, согласно Книге Деяний Апостольских, были там и раньше, прибыв сюда из-за гонения на иерусалимских христиан со стороны иудеев (Деян. 8,1). Около 45 г. святые апостолы Павел и Варнава прошли со словом благовестия весь остров Кипр от Саламина до Пафа. В числе прочих они обратили в христианство и римского проконсула на острове Сергия Павла (Деян. 13, 4 —12). Согласно преданию, святые Апостолы встретили на о. Кипр воскрешенного Господом Лазаря Четверодневного, который пришел сюда, гонимый своими соотечественниками в Вифании, и рукоположили его во епископа. Последний окормлял свою кипрскую паству восемнадцать лет (45—63), после чего вторично умер и погребен в Китии, где на его могиле в VI веке построен храм св. Лазаря.

Вторично ап. Варнава прибыл на Кипр в 50 году (Деян. 15, 39) вместе со своим племянником Марком. Его проповедь на острове продолжалась до 57 года, когда последовала мученическая кончина апостола от рук местных иудеев.

Во время своего пребывания на Кипре апостолы Варнава и Марк рукоположили во епископа Гераклидия. Согласно преданию, в числе его ближайших преемников были епископы Иасон, Аристион, Епафрас, Аристоклион, Филагрий и Авксивий. В Первом Вселенском Соборе участво­вали три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и св. Спиридон Тримифунтский. В деяниях Сардикийского собора (343) имеются подписи двенадцати кипрских епископов. Епископы с о. Кипр активно участвовали в деяниях Второго, Третьего и последующих Вселенских Соборов. Особенно деятельное участие проявила Кипрская Церковь в защите иконопочитания в эпоху иконоборческой ереси.

История Кипрской Церкви богата именами церковных писателей, из которых наиболее известен святитель Епифаний, епископ Саламинский - неустанный борец с ересями и сектами, оставивший после себя множество сочинений полемического характера. Из других авторов византийского периода Кипрской Церкви следует упомянуть Филона Карпасийского, Кирилла Пафского, св. Неофита Затворника, епископов Трифилия Левкосийского, Леонтия Неапольского, Феодора Пафского, Феодора Тримифунтского, Архиепископа Аркадия I и св. Иоанна Милостивого, который был родом с Кипра и стал впоследствии Патриархом Константинопольским.

Издавна Кипрская Церковь была близка к Церкви Антиохийской. Обе Церкви имели единого благовестника слова Божия — святого апостола Варнаву. Однако эти обстоятельства некоторые Антиохийские патриархи пытались ис­пользовать в качестве основания для присоединения Кипрской Церкви к своему престолу на правах епархии. Между тем, Кипрская Церковь, опираясь на свое апостольское происхождение, с древних пор признавала себя автокефальной. Защищая самостоятельность своей Церкви, киприоты обратились к отцам Третьего Вселенского Собора с просьбой подтвердить автокефалию, что и было сделано 8 правилом Собора.
Решение III Вселенского Собора об автокефалии Кипрской Церкви подтвердил Собор, созванный императором Зеноном. Император не только утвердил это решение Синода, но и предоставил архиепископу некоторые отличия, сохраняемые им до сегодняшнего дня: ношение пурпурной мантии и императорского скипетра вместо обычного архиерейского жезла, подписывание официальных документов красными чернилами. Тогда же предстоятелю Кипрской Церкви было предоставлено право титуловаться “Блаженнейшим”. Впоследствии автокефалия Кипрской Церкви была еще раз подтверждена 39-м правилом V—VI Вселенского собора (691 г.). Несмотря на вышеуказанные соборные постановления попытки Антиохийского Патриархата упразднить церковную автокефалию Кипра не прекратились: в V веке это пытался сделать патриарх Петр Гнафей (сторонник монофизитской ереси), в 1598 г. – патриарх Иоаким.

Бедствия Кипрской Православной Церкви начались с VII века, когда на Кипр стали нападать арабы. Император Юстиниан II (685—695; 705—711), не будучи в состоянии защитить киприотов от арабского нашествия, повелел вывезти их на континент. В 691 году большинство греческого народа и духовенство во главе с предстоятелем Церкви Архиепископом Иоанном переселились в провинцию Геллеспонт (старинное название района Дарданелл) в основанный императором город Юстинианополь (Новая Юстиниана). В 747 году киприоты вернулись на остров. Память о пребывании в Геллеспонте сохранилась и в народе, и в церковной терминологии: Константинопольский Собор 691 года присвоил предстоятелю Кипрской Церкви официальный титул “Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра”. При императоре Никифоре Фоке II арабы (в 965 г.) потерпели сокрушительное поражение, в результате чего на острове возникли условия для относительно спокойной жизни.

В византийский период в Кипрской Церкви наблюдается развитие монашеской жизни. Доныне сохранились такие монастыри этой эпохи, как Киккский (XI век), Махерасский (XIII век), Свято-Неофийский (XII век), Св. Ираклидия (IV век), Св. Варнавы (V век), Св. Георгия Победоносца (XIII век) и Ставровунийский (IV век) и другие.