Билеты: Финансы Республики Казахстан

Название: Финансы Республики Казахстан
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: билеты

Тесты главы:

1. неверно-Финансы 2rub22.09.2010 с 2010-09-01 по 2011-08-25. Пройти тест Результаты теста

2. Финансы 2руб20.12.2010(N) с 2010-09-01 по 2011-08-25. Пройти тест Результаты теста

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета

2. Доходы государственного бюджета, их состав и структура.

3. Особенности расходов бюджета в экономике рыночного типа.

4. Бюджетная система и бюджетное устройство. Принцип построения бюджетной системы и ее правовые основы.

5. Бюджетная классификация, бюджетный процесс, его этапы. Бюджетные программы.

6. Сущность местных финансов, их место в составе финансовой системы.

7. Организация финансов специальных экономических зон.

1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета.

В системе финансовых отношений особое место занимают отношения государства с субъектами по поводу выполнения последними своих финансовых обязательств перед государством. Денежные фонды, образуемые у государства - централизуются и выступают основным источником финансирования программ в социально-экономическом развитии страны. Бюджет и является центральным денежным фондом государства, который имеет свою сущность, выполняет функции, классифицируется по многим признакам. Существование государства неразрывно с понятием "бюджет". Отсюда государственный бюджет можно характеризовать как экономическую категорию, объективно необходимую, однако зависящую от надстройки, существующей политики на каждом данном этапе.

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование государственного бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено общественным производством, развитие которого нуждается в централизации.

Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Государство нуждается в централизации средств для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления.

Таким образом, государственный бюджет обусловлен потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

По экономической сущности государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и ' перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода и ее использование с целью удовлетворения потребностей всего общества.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную функцию и контрольную функцию. Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в масштабе государства и их использование с целью удовлетворения общественных потребностей; вторая функция позволяет проследить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, и эффективность их использования.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают, почти все участники общественного производства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через формирование и использование фонда денежных средств государства -отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов.

Действие данных функций определяется спецификой бюджетных отношений. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм.

Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентация форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета.

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При утверждении бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицитов бюджетов. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов, использование кредитных ресурсов. Для уменьшения размера дефицита бюджета используется секвестр -пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по статьям в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Государственный бюджет выполняет специфическую функцию -удовлетворение общественных потребностей. Независимо от государственного устройства государственный бюджет в широких масштабах или ограниченных границах всегда отражает интересы всего государства, особенно отдельных сфер, программ, слоев населения. В рыночных условиях, при развитой экономике роль государственного бюджета не умаляется, наоборот активизируется регулирующая роль государственного бюджета.

Государственный бюджет как центральное звено финансов, связан со сферой материального производства, основывается на специфических денежных отношениях, предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями, секторами . экономики, удовлетворения потребности непроизводственной сферы и отдельных слоев населения. Образуемый денежный фонд называется бюджетным фондом, который объединяет процесс движения стоимости в связи с его формированием, распределением и перераспределением. Государственный бюджет - это основной финансовый план страны, который охватывает распределительные процессы в сфере финансов, имеет свои источники, включает доходы и расходы. В государственном бюджете выражается воля государства, его финансовая политика. Устойчивость государственного бюджета подтверждает насколько эффективно выполняется основной финансовый план страны. Особенно важным является то, что бюджет связан с юридическим законодательством, сам выступает как закон государства и обязывает всех участников исполнять требования государственного бюджета. Общепризнанно, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется почти 30% национального дохода страны.

Роль государственного бюджета велика и это подтверждено историей народов, стран. Из бюджета финансируются кругооборот фондов, удовлетворяются общественные и индивидуальные потребности, обеспечиваются интересы государства.

Принципы построения бюджета и бюджетный механизм.

Государственный бюджет имея силу закона, основывается на принципах единства, полноты, реальности и гласности.

Принцип единства означает степень организационно - экономической централизации бюджетной системы. Единство выражается в единой бюджетной системе, общей системы государственных доходов и расходов, действующих на территории страны, единстве финансовых документов, бюджетной классификации. Данный принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования.

Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, т.е. поступление и расходование денежных средств. Принцип реальности предусматривает реальное отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных бюджетных назначений. Реальность обоснованна определением всех источников доходов и предлагаемых расходов, на основании расчетов и прогнозов для решения социально - экономической политики.

Принцип гласности означает требования публиковать данные о доходах и расходах бюджета, о структуре бюджета, размерах дефицита и методах управления им в печати для общественности.

Бюджет, имея составные части (доходы и расходы) требует постоянной сбалансированности, равновесия доходной и расходной частей. Если доходы превышают расходы - это профицит когда излишек направляется на погашение государственного долга или зачисляется на специальные счета правительства и используется на прирост кассовой наличности. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета, когда необходимо, изыскивая источники покрытия сбалансировать бюджет. Допустимым уровнем дефицита государственного бюджета считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. Постоянный дефицит в значительных размерах характеризует кризис финансовой системы государства, кризис экономики. Причины дефицита могут быть различными как в сфере экономики, так и в сфере управления. Способами покрытия дефицита выступают:

государственные займы;

увеличение налогообложения;

эмиссия денег;

привлечение иностранных кредитов и помощи международных финансовых институтов в виде займов.

Таблица 1. Состав и структура государственного бюджета Республики Казахстан на 1 октября 2006 года

Единица измерения: млн. тенге

Наименование

Кассовое исполнение

I. ДОХОДЫ

1 721 081,08

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

1 632 607,52

Налоговые поступления

1 632 607,52

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

33 824,17

Неналоговые поступления

33 824,17

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

54 649,29

Поступления от продажи основного капитала

54 649,29

ПОСТУПЛЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ

0,11

Поступления трансфертов

0,11

II. ЗАТРАТЫ

1 594 059,93

Государственные услуги общего характера

78 954,17

Оборона

73 136,40

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

127 500,84

Образование

234 788,91

Здравоохранение

158 476,76

Социальная помощь и социальное обеспечение

315 544,86

Жилищно-коммунальное хозяйство

83 570,76

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

55 170,81

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

23 974,80

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения

57 554,91

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

4 883,06

Транспорт и коммуникации

123 845,54

Прочие

37 434,00

Обслуживание долга

21 818,53

Трансферты

197 405,58

III. ОПЕРАЦИОННОЕ САЛЬДО

127 021,16

IV. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

10 491,78

БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ

13 781,76

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения

725,42

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

5 080,00

Транспорт и коммуникации

6 007,22

Прочие

1 969,12

ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ

3 289,98

Погашение бюджетных кредитов

3 289,98

V. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ

92 636,14

ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

106 567,30

Государственные услуги общего характера

215,12

Образование

482,16

Жилищно-коммунальное хозяйство

14 420,00

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

1 315,00

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

1 400,00

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения

25 241,57

Транспорт и коммуникации

7 280,00

Прочие

56 213,44

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА

13 931,15

Поступления от продажи финансовых активов государства

13 931,15

VI. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА

23 893,24

VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА

-23 893,24

ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ

150 730,50

Поступления займов

150 730,50

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ

80 548,90

Погашение займов

80 548,90

ДВИЖЕНИЕ ОСТАТКОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

-94 074,83

Бюджетный Механизм как элемент управления бюджетом влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Оценку бюджетному механизму можно дать по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и использования бюджетного фонда страны. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов.

По мере развития общества, экономики бюджетный механизм приобретает качественно новые черты: изменяются приоритеты бюджетной политики, где решение текущих задач, перейдет к разработке и реализации долгосрочных целевых программ, меняются методы косвенного влияния бюджета на экономику; преобразования методологии и методики бюджетного планирования.

Бюджетный механизм воздействует на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Через налоги, налоговые льготы, объем и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно - технических достижений, повышению рентабельности. Чем активнее в стране бюджетный механизм, тем больше возможности добиться сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижать необоснованные расходы, увеличивать налоговые и другие поступления в доходную часть. Через бюджетный механизм регулируются отношения внутри государственного бюджета: республиканскими (федеральными) и местными бюджетами.

В проведении бюджетной политики государства бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики:

ежегодно балансируемый бюджет;

бюджет балансируемый на циклической основе;

концепция функциональных финансов.

2. Доходы государственного бюджета, их состав и структура.

Доходы бюджета - это объективно обусловленная категория, которая имеет специфичное общественное значение, и является финансовой базой деятельности государства.

Под доходами государственного бюджета понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в централизованный фонд государства для создания материальной базы его функционирования.

Формирование доходов государственного бюджета осуществляется при активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода, централизацию в бюджете, и оставляемую предприятиям, организациям, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства бюджета. Классификация бюджета позволяет глубже понять экономическую природу, вообще, государственных доходов, их состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.

Бюджет формируется на основе ежегодного послания президента Республики Казахстан к народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на год. В настоящее время бюджет планируется на среднесрочный период с уточнением по годам.

Доходы государственного бюджета включают налоговые и неналоговые поступления.

Структура бюджета строится на основе бюджетной классификации и состоит их следующих разделов:

1) доходы:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- поступления от продажи основного капитала;

- поступления официальных трансфертов;

2)затраты;

3)операционное сальдо;

4)чистое бюджетное кредитование:

- бюджетные кредиты:

- погашение бюджетных кредитов;

5) сальдо по операциям с финансовыми активами:

- приобретение финансовых активов;

- поступления от продажи финансовых активов государства;

6) дефицит (профицит) бюджета;

7) финансирование дефицита (использование профицита)

бюджета:

- поступление займов;

- погашение займов;

- движение остатков бюджетных средств.

Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, официальные трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основе.

Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:

- от продажи государственного имущества;

- от продажи товаров из государственного материального резерва;

- от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности или предоставления их в постоянное или временное пользование;

- от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

Поступления официальных трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета (включая Национальный фонд Республики Казахстан).

3.Особенности расходов бюджета в экономике рыночного типа.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи в распределением фонда денежных средств государства- и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетное ассигнование.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Осуществление социальных преобразований в масштабе государства обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что связано с действием определенных факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны и т.п.

На каждом этапе развития государства появляются расходы, которые соответствуют потребностям экономики и развития общества. Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению.

Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:

- обеспечивающие деятельность государственных учреждений;

- связанные с организацией и проведением мероприятий не носящих постоянного характера;

- на государственный заказ:

- денежные выплаты физическим лицам:

- субсидии юридическим лицам;

- официальные трансферты - выплаты денежных средств из одного уровня бюджета в другой, а также в Национальный фонд РК;

- иные виды затрат на выполнение обязательств государства.

В составе республиканского и местных бюджетов образуются резервы правительства и местных исполнительных органов для финансирования затрат, не запланированных при разработке бюджетов из-за их непредвиденности и носящих чрезвычайный характер. Такие резервы включают: чрезвычайный резерв, резерв на неотложные затраты, резерв на покрытие кассового разрыва местных бюджетов.

Операционное сальдо (отрицательное или положительное) - разница между доходами и затратами бюджета.

Чистое бюджетное кредитование - разница между бюджетными кредитами и их погашением. Погашение бюджетных кредитов представляет собой поступления денежных средств со стороны заёмщиков по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитовании в предыдущие периоды (годы). Бюджетные кредиты - денежные средства, выделенные из бюджета на возвратной, срочной и платной основе Сальдо по операциям с финансовыми активами — разница между суммами приобретения финансовых активов и посту­плений от продажи финансовых активов государства. Приобретение финансовых активов - расходы бюджета по операциям приобретения в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций. Поступления от продажи финансовых активов - поступления в бюджет от реализации соответствующих активов.

Дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами; положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.

Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета имеет двойное назначение:

1) в случае дефицита - привлечение средств за счёт заимствования из внутренних и внешних источников, свободных остатков бюджетных средств;

2) при профиците - использование сверхплановых поступлений, в первую очередь, на погашение государственных обязательств, или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.

Применяются следующие формы бюджетного финансирования:

дотации;

субвенции;

субсидии.

При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета для покрытия убытков предприятий и учреждений, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. В рыночных условиях применение дотаций резко снижается.

Субвенция - форма целевой государственной финансовой помощи на программу и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели, в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.

Субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемых в пределах утвержденных сумм для финансирования целевых расходов.

Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают:

1. Общегосударственные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительных органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:

в области здравоохранения и образования;

в области фундаментальных и прикладных научных исследований;

в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы;

по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и сфере культуры

по услугам государственных радио и телевидения, и других средств массовой информации;

по программе государственных инвестиций, а также субвенции в

местные бюджеты;

по пенсионным выплатам из государственного центра по выплате пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту и т.д..

2. Бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возрастной

основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных

государственных программ.

3. Погашение основной суммы государственного долга.

4. Бюджетная система и бюджетное устройство. Принцип построения бюджетной системы и ее правовые основы.

Бюджетная система - это, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов страны.

Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. В состав бюджетной системы каждой страны входят различные бюджеты по их устройству. Так, в состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные.

Схема

Принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев - составляют бюджетное устройство.

Бюджетная система Республики Казахстан в соответствии с ее бюджетным законодательством базируется на принципах: единства, самостоятельности, сбалансированности.

Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику.

Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.

Принцип сбалансированности бюджетов всех уровней требует при рассмотрении и утверждении бюджетов соблюдать установленные предельные размеры дефицитов бюджетов. Законом при бюджетном устройстве предусматривается самостоятельность местных бюджетов, их ответственность в государственном бюджете.

В Республике Казахстан бюджетный процесс регламентируется Законом "О бюджетной системе РК", Законом "О республиканском бюджете", и другими законами, регламентирующими деятельность органов власти и местного самоуправления. (см. Бюджетный кодекс Республики Казахстан 2004г.)

Составление и исполнение бюджетов является функциями органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение, контроль за исполнением осуществляют Парламент республики и маслихаты на местах. .

Вест процесс составления бюджета, начиная от проекта на предстоящий год, охватывает согласованную работу регионов с центральным руководством страны. Местные органы исполнительной власти, налоговые службы вносят предложения по соответствующим инстанциям о расходах и доходах. Для разработки проекта государственного бюджета и определения параметров местных бюджетов на будущий финансовый год используется проект консолидированного финансового баланса государства, который включает государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты) и специальные (внебюджетные) фонды.

Министерство финансов Республики Казахстан не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому, сообщает местным исполнительным органам, проектируемые размеры отчислений в доходы их бюджетов от общегосударственных налогов, суммы средств. из республиканского бюджета на финансирование общегосударственных программ, суммы трансфертов и кредитов, предельные лимиты расходов на содержание аппарата управления местных органов.

Местные исполнительные органы составляют свои бюджеты на основе сообщенных показателей и своих прогнозных данных по основным параметрам бюджетов областей и городов республиканского значения.

Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами областей и городов областного значения и бюджетами районов производится областными, представительными органами в соответствии с их решениями об областном бюджете на финансовый год.

В местных бюджетах образуется оборотный резерв наличности за счет остатка средств местных бюджетов на начало планируемого финансового года, который используется местными исполнительными органами для управления ликвидностью в течение финансового года.

Исполнение республиканского бюджета организует Правительство Республики Казахстан. Все государственные органы обязаны предоставлять Министерству финансов РК в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.

Правительство Республики Казахстан имеет право в процессе исполнения бюджета перераспределять ассигнования, связанные с мероприятиями по совершенствованию структуры и функции бюджетных организаций. Организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета, могут с согласия Министерства финансов РК переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую.

5. Бюджетная классификация, бюджетный процесс, его этапы. Бюджетные программы.

В любом государстве функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Во многих государствах применяется практика разделения доходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Следовательно, в бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством, а в текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности.

Указанный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами организацией и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обе­спечивает увязку и сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В Казахстане применяется единая бюджетная классификация, соответствующая международным стандартам. Она предусматривает группировку поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам - классы и подклассы - по их источникам и видам, специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.

Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс - вид налога, специфика - конкретно плательщика или объекта налога.

В расходах предусмотрена функциональная и экономическая и ведомственная классификации.

Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функциональная подгруппа, администратор бюджетных программ, бюджетные программы, бюджетные подпрограммы.

Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

По основным функциональным группам расходы подразделяются на: государственные услуги общего характера, оборона, общественный порядок и безопасность, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, спорт и информационное пространство, отрасли экономики, прочие расходы, обслуживание государственного долга, официальные трансферты нижестоящим бюджетам. Сочетание названных уровней образует код функциональной классификации расходов.

Функциональная подгруппа конкретизирует направление расходования средств внутри функциональной группы.

Администратор бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ. Выделяются администраторы республиканских и местных бюджетных программ.

Бюджетная программа - расходы бюджета по реализации функций государственной политики и государственного управления. Бюджетные программы могут конкретизироваться в бюджетных подпрограммах. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на республиканские, областные, столицы, города республиканского значения районные (городские - города областного подчинения). В зависимости от экономических результатов бюджетные программы подразделяются на:

1) текущие - направленные на выполнение функций, имеющих постоянный характер;

2) программы развития - направленные на осуществление бюджетных инвестиций.

В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на индивидуальные и распределяемые (между различными администраторами бюджетных программ).

Экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.

Категория группирует расходы по экономическим признакам.

Класс и подкласс группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями.

Специфика определяет вид операции, проводимой государственным учреждением для реализации бюджетной программы. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.

При исполнении бюджета используется сочетание функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.

Ведомственная классификация составляется посредством группировки расходов бюджета по администраторам бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (подпрограмм); например, Администрация Президента Республики Казахстан, Хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер - Министра, Акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы Республики Казахстан.

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти и управления по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Бюджетным кодексом, ежегодным Законом «О республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти.

Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов

об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – функции Парламента и местных представительных органов - маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти. Функции Президента РК - определение основных направлений бюджетной политики страны, порядка разработки республиканского бюджета и отчета о его исполнении, решение о введении чрезвычайного государственного бюджета, формирование Республиканской бюджетной комиссии, осуществление иных полномочий в соответствии с законами Республики Казахстан.

6. Сущность местных финансов, их место в составе финансовой системы.

Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.

Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.

Финансовые отношения в местном звене регулируются Законом «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Республиканском бюджете» и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.

Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюджетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.

Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам порядка 47%, а по затратам около 49% от объемов средств государственного бюджета (2004 г.). 78% всех районных и городских (городов областного подчинения) являются дотационными (из 193 таких бюджетов). Согласно Бюджетному кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, района (города областного значения) столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.

В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:

1) централизация системы форм и методов управления движением финансовых ресурсов как отражение более общего процесса развития централизованных начал в управлении экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;

2) децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.

Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально-экономическом развитии территорий.

Принципом администрирования финансовых отношений является воз­можность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и наоборот, при хорошей контролируемости - к централизованному регулированию.

С другой стороны, регионы представляют собой части единого хозяйственного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности и не могут существовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизвод­ства определяется основными закономерностями развития всего общественного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства пределах. Экономическая самостоятельность регионов не может быть абсо­лютной. Она всегда относительна и чем меньше регион, тем меньше и мера этой самостоятельности, то есть свободы в принятии независимых от центра решений. К тому же, современный уровень социально-экономического развития регионов, сложившийся характер бюджетных взаимоотношений, сложности периода перехода к рыночной экономике не позволяет говорить о реальной самостоятельности большинства местных бюджетов республики. Поэтому должен осуществляться принцип достаточности средств для финансирования социальной инфраструктуры в размерах, обеспечивающих населению гарантированный минимум социальных благ. Самостоятельность каждой административно-хозяйственной единицы должна иметь некий оптимальный уровень, критерий которого состоит в максимально возможной реализации экономических интересов данного региона.

Одним из важных условий экономической самостоятельности регионов является создание в них гарантированных источников средств, необходимых для финансирования мероприятий по воспроизводству региональных ресурсов, охране природы.

Общий принцип определения оптимального сочетания централизованного и местного начал в управлении экономикой региона формулируется следующим образом: централизм в определении стратегии экономического развития, самостоятельность в ее реализации.

Оперативно-хозяйственная самостоятельность требует создания в местном звене обособленной, закрепленной системы доходов, покрывающей не менее 50% расходов, жесткого закрепления доходов за бюджетом на длительный период.

В странах с развитой рыночной экономикой перераспределение национального дохода через бюджет осуществляется на основе теории «фискального федерализма».

Суть теории состоит в том, что всё государственное хозяйство в целом (все предприятия, учреждения и административные структуры, входящие в государственный сектор экономики) представляют собой многоуровневую систему, где существует разделение функций управления между уровнями и юридическое подчинение их по вертикали. В этой связи в центре внимания оказываются следующие вопросы:

1) оптимальное количество уровней управления государственным сектором;

2) оптимальное распределение полномочий между уровнями управления;

3) уровень наиболее эффективного финансирования социальных расходов;

4) степень вмешательства центрального правительства в управление и

финансирование местных органов власти;

5) доля собственных средств в финансировании расходов местных органов власти и управления;

6) форма контроля за расходованием средств на всех уровнях государственной экономики.

Политика фискального федерализма направлена на снижение финансовой зависимости местных органов управления от центра. Это путь к снижению дефицита не только местных бюджетов, но и государственного бюджета в целом, путь к реальной самостоятельности в решении местных социальных проблем. Он достигается за счета развития налоговой автономии регионов, предоставления им прав по взиманию местных надбавок к общегосударственным налогам или назначению собственных налогов (экологические, поимущественные, на наследство, на потребление). При этом сокращается трансфертное финансирование из центрального бюджета, не заинтересовывающее местные органы в эффективном использовании средств, лишающее их финансовой самостоятельности.

Опыт развития территориального управления в других странах под­тверждает необходимость децентрализации управления, предоставления местным органам власти больших прав в решении социальных и экономических проблем развития подведомственных территорий. Применительно к условиям унитарного государства - Казахстану, термин фискальный федерализм может быть трансформирован в «фискальный регионализм» при сохранении сути понятия.

До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи с проведенной централизацией бюджетной системы с начала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов - сельских, поселковых, аульных. Существенно ограничены финансовые возможности районного звена в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. В аспекте вышеизложенных тенденций мирохозяйственного развития бюджетных систем процессы централизации бюджетной системы в Казахстане можно отнести к вынужденным мерам, вызванным тяжелым положением бюджетно-финансовой сферы.

7. Организация финансов специальных экономических зон.

В рыночной экономике получили распространение своеобразные организационно-экономические методы развития административно-территориальных единиц посредством более широкой либерализации экономической и социальной деятельности на их территориях. Эти методы получили значительное развитие в странах, избравших рыночный путь развития экономики в виде свободных или специальных экономических зон. Степень свободы экономической деятельности может быть разной, поэтому в названиях могут быть варианты: зона свободной торговли, свободная таможенная зона, субзона и т.д.; крайним вариантом экономической либерализации является оффшорная зона или территория.

Специальная (свободная) экономическая зона (СЭЗ) представляет собой специально выделенную территорию с определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемую в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны.

Создание СЭЗ направлено на оздоровление экономики региона, на решение важных макроэкономических задач: стабилизацию производства и его расширение, модернизацию хозяйства, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами. Привлекая дополнительный иностранный капитал и передовую технологию, появляется возможность расширить занятость населения, повысить квалификацию местной рабочей силы, приобрести опыт в области маркетинга и менеджмента.

На территории СЭЗ допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности отечественных и иностранных юридических лиц и граждан, за исключением тех видов, которые запрещены законодательством. Отечественные юридические лица в зоне являются самостоятельными и независимыми от ведомственной подчиненности, кроме относящихся к энергетическим и транспортным системам. Юридические лица, расположенные вне зоны, могут создавать свои филиалы и новые предприятия на территории зоны.

В Казахстане имеется опыт работы СЭЗ: еще в 1992 г были созданы несколько зон в разных областях; но их функционирование не удовлетворило центральную власть с позиций утраты полного контроля за движением товарно-денежных масс и обретения административно-территориальными единицами экономической самостоятельности - зоны были расформированы.

Возобновление действия СЭЗ с 1996 г (Кзыл - Ординская, Акмолинская, Лисаковская) позволило отработать механизмы функционирования этого эффективного пути развития регионов, но наметившийся с конца 1998 г поворот к централизации управления и финансов предрешило существование двух зон; в Акмолинской зоне были сохранены некоторые режимы в части налогов, импорта предметов и товаров производственно-технического назначения в связи с особым статусом столичной области.

На их примере можно проследить порядок экономико-правового регулирования хозяйствования в СЭЗ.

Специальная экономическая зона создается по решению центральной исполнительной власти на определенный срок, основанному на предложении местных представительных и исполнительных органов. Для управления создается Административный совет из представителей республиканских и местных органов власти и управления, отечественных и иностранных предприятий и организаций, зарегистрированных на территории СЭЗ, Совет возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом. Административный совет зоны не вмешивается в оперативную хозяйственно-финансовую деятельность предприятий и организаций, если она не противоречит установленному в зоне правовому режиму. В целом же административный совет зоны обладает широкими полномочиями, в том числе: по привлечению иностранного капитала, разработке и реализации программ развития зоны на текущий и перспективный период; определяет финансовую, кредитную, таможенную политику в зоне; осуществляет лицензирование и квотирование экспорта и импорта товаров, услуг, природных ресурсов; взимает налоги и другие платежи, выпускает ценные бумаги; сдает в аренду землю, недра, другие природные ресурсы, основные фонды; организует финансовый рынок и его инфраструктуру.

Кредитно - расчетные операции казахстанских и иностранных юридических лиц зоны с партнерами вне территории зоны осуществляется через систему корреспондентских счетов в национальной валюте.

Налоговая служба административного совета зоны осуществляет все виды налоговых операций на территории зоны.

Административный совет СЭЗ формирует финансовый фонд, а в случае совпадения границ зоны с границей административно-территориальной единицы - бюджет, который одновременно является бюджетом административно-территориальной единицы. Фонд (бюджет) создается за счет налогов, сборов и других обязательных платежей от юридических и физических лиц, зарегистрированных на территории зоны. Платежи в специальные фонды не могут быть источником формирования финансового фонда (бюджета) СЭЗ.

Взаимоотношения финансового фонда (бюджета) с вышестоящим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в финансовый фонд ( бюджет) СЭЗ.

Административный совет зоны может учреждать целевые финансовые фонды, в том числе фонд экономического и социального развития СЭЗ, а также определять источники их формирования за счет свободных бюджетных средств, отчислений и сборов неналогового характера.

Налогообложение на территории зоны осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Казахстана. Ставка корпоративного подоходного налога с юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории СЭЗ устанавливается пониженной от обычной ставки.

На территории СЭЗ действует режим свободной таможенной зоны.

Если произойдет изменение правового режима СЭЗ или ее досрочное упразднение, то хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории зоны, гарантируется право продолжения такой деятельности на условиях, соответствующих моменту вложения инвестиций. Данное право действует до окончания срока, на который создается СЭЗ, но не более 10 лет; срок исчисляется со дня отмены или изменения упомянутого правового режима.Таким образом, в СЭЗ создаются благоприятные условия для развертывания разнообразной предпринимательской деятельности во всех сферах бизнеса.

Практика функционирования СЭЗ в других государствах показывает, что структура зон способна саморазвиваться, активно воспринимая происходящие в мировой экономике изменения и в свою очередь положительно влиять на экономику собственного государства. Наиболее эффективны зоны, где есть опыт работы совместных предприятий, есть проекты высокой готовности, развиты инфраструктура и транспортные системы, имеются границы с зарубежными государствами.

Для полного усвоения представим тему «государственный бюджет».

Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Система финансов Финансовая система

- финансовые отношения - Общегосударственные финансы

- финансовые ресурсы в т.ч. Государственный бюджет

- финансовая стратегия

- финансовое планирование

- финансовый механизм - Финансы хоз. субъектов

- финансовое право в различных сферах

- финансовый аппарат

- финансовая политика

- финансовый контроль - Финансы домашних хозяйств

Государственный бюджет

- распределительный характер

- в денежной форме

- формирование и использование целевых денежных фондов

4. Государственный бюджет – специфическая сфера стоимостного

распределения:

- особая экономическая форма распределительных отношений;

- предназначена для перераспределения стоимости между отраслями

национального хозяйства;

- не связана непосредственно с движением общественного продукта.

5. Создание централизованного бюджетного фонда.

Функции государственного бюджета

- распределительная подфункции

- контрольная 1. размещение ресурсов

2.перераспределительная

3. стабилизации

6. Понятие бюджетного механизма и его определение

7. Составляющие «Государственного бюджета» (6 показателей)

Структура государственного бюджета

Разделы бюджетной классификации:

1. Доходы (налоговые, неналоговые поступления, от продажи основного капитала поступление офиц.трансфертов).

2. Затраты (15 классификаций, в т.ч. офиц.трансферты).

3. Операционное сальдо.

4. Чистое бюджетное кредитование (кредиты и их погашение).

5. Сальдо по операциям с финансовыми активами.

6. дефицит (профицит) бюджета.

7. Финансирование дефицита бюджета (использование профицита бюджета)

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО