Контрольная работа: по Финансам 13

Название: по Финансам 13
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: контрольная работа

Содержание

Вопрос 1. 3

Вопрос 2.7

Вопрос 3. 13

Список использованной литературы.. 13


Вопрос 1 . Назовите признаки финансов как экономической категории и функциональное назначение финансов в современный период. Какой из аспектов финансов наиболее подвержен правовому регулированию? В чем проявляется правовой аспект финансов?

Финансы являются исторической категорией. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Современная трактовка термина «финансы» значительно шире и заключается в следующем.

Финансы — особые экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и распределения фондов денежных средств[1] .

Финансы не могут существовать без субъектов финансовых отношений, ведущих расчеты между собой в денежной форме, потому что под финансами следует понимать не столько деньги, сколько денежные расчеты в экономике.

Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей.

Экономические субъекты подразделяются на группы: домашние хозяйства, хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, фирмы) и государство.

Взаимодействие экономических субъектов образует рынок, что приводит к кругообороту денежных потоков и возникновению финансов. Движение денежных средств между экономическими субъектами образует финансовые потоки и финансовые фонды.

В этом движении находят свое воплощение финансовые отношения, в которые они вступают по поводу образования и использования фондов денежных средств. Эти финансовые отношения подразделяются на соответствующие виды финансов: финансы домашних хозяйств, финансы предприятий, государственные финансы.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и, одновременно, организовать контроль за их целевым использованием.

Весь процесс перераспределения ВВП и национального дохода обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств. К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С помощью системы централизованных фондов в России перераспределяется более 40% стоимости ВВП, в том числе через консолидированный бюджет 27%[2] .

Финансы как экономические отношения имеют три основных признака :

1) это всегда денежные отношения;

2) эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

3) эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.

Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получении из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной системы; государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.

Наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или финансы корпораций (под последними обычно понимают финансы открытых акционерных обществ). Обе эти относительно самостоятельные сферы можно объединить одним общим понятием —»финансы» в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы, систему отношений, характеризующих финансы хозяйствующих субъектов[3] .

В правом смысле слова финансы – это общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированные нормами права.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы финансового права и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом финансового права охватываются отношения, возникающие в связи с функционированием государственных и муниципальных финансов, что обусловлено публичным характером тех и других.

С некоторыми составными частями финансовой системы эта отрасль права связана лишь постольку, поскольку регулирует отношения, касающиеся аккумуляции средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также их использования (например, по поводу налоговых платежей из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности)[4] .


Вопрос 2. Составьте схему органов государственной власти, занимающихся финансовым контролем. Выделите в ней специальные контрольные органы представительных и исполнительных органов власти. Покажите, какие контрольные органы специальной компетенции занимаются бюджетным, налоговым, страховым, кредитным, валютным и иными видами финансового контроля? Какие органы осуществляют финансовый контроль на региональном и муниципальном уровне? Какое место занимает контрольно-надзорная деятельность Центрального Банка России?

Финансовый контроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных фондов[5] .

Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Принцип разделения властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти.


Органы государственной власти, занимающиеся финансовым контролем

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств[6] .

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью[7] .

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в России, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата также осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений.

Федеральные службы, осуществляющие финансовый контроль , находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации органы исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями:

Федеральная налоговая служба (ФНС) осуществляет контроль и надзор за:

- соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей и др.

ФНС России и ее территориальные органы — управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов;

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля;

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;

Федеральное казначейство осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета[8] .

Федеральная таможенная служба (ФТС) находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Банк России:

- осуществляет функции по государственной регистрации и лицензированию кредитных организаций;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.


Вопрос 3 . Составьте схему всех налоговых платежей, уплачиваемых в бюджеты и внебюджетные фонды юридическими лицами. Разграничьте налоги по объекту налогообложения и уровням бюджетной системы. Какие налоговые платежи будут уплачены из фонда оплаты труда организаций-работодателей ? Как косвенные налоги влияют на цену товара (работ, услуг).


Схема налоговых платежей, уплачиваемых

в бюджеты ивнебюджетные фонды юридическими лицами

Классификация налогов — это система их группировки по определенным признакам.

По объекту налогообложения : операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.

По источнику уплаты : заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.

По принадлежности к уровню власти и управления : федеральные; региональные; местные.

Из фонда оплаты труда организаций-работодателей будет уплачен налог на доходы физических лиц, а также взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признаются работодатели — юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, заключающие договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, в отношении граждан, имеющих право на трудовую пенсию и застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[9] . Пенсионное взносы делятся на страховую и накопительную части трудовой пенсии и могут зачитываться в счет части единого социального налога, предусмотренной для уплаты в федеральный бюджет.

Косвенные налоги – налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.). Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.

При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить та НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Акцизы – вид косвенных налогов, аналогичный налог с продаж, но распространяются на избыточные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика и т.д.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Преимущество косвенных налогов состоит в их небольших размерах по сравнению с прямыми налогами, их легче собирать, т.к. они определяются уровнем розничной или оптовой продажи.


Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.

4. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М .: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 486 с.

5. Мальцев В. А. Финансовое право. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

6. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. – СПб: ИД «Питер», М.: Издательский дом «БИНФА», 2008. – 496 с.

7. Шуплецова Ю.И. Финансовое право: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 182 с.

8. Елизарова Н.В. Финансовое право. – М,: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010 [Электронная версия]. – Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook068/book/index/index.html?go=index*title.htm

9. Сплендер В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. - М,: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010 [Электронная версия]. – Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook091/book/index/index.html


[1] Шуплецова Ю.И. Финансовое право: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – С.8.

[2] Сплендер В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. - М,: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010 [Электронная версия]. – Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook091/book/index/index.html

[3] Шуплецова Ю.И. Финансовое право: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – С.10.

[4] Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М .: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – С. 9.

[5] Мальцев В. А. Финансовое право. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. – С.38.

[6] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

[7] Елизарова Н.В. Финансовое право. – М,: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010 [Электронная версия]. – Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook068/book/index/index.html?go=index*title.htm

[8] Елизарова Н.В. Финансовое право. – М,: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010 [Электронная версия]. – Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook068/book/index/index.html?go=index*title.htm

[9] Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.