Шпаргалка: Шпаргалка по Политологии 2

Название: Шпаргалка по Политологии 2
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: шпаргалка

1. Политология как наука. Объект и предмет политологии, ее основные категории.

Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества.

Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией . Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит институты, проблемы разделения властей и т д. 2ой комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с гос-вом, как полит институтом: формы гос-ва, полит режимы, гражданское общество. 3ий - полит лидерство, полит элита, то есть субъекты полит власти, ее носители. 4ый - полит партии и движения. 5ый - совр избирательные системы. 6ой - полит процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений. 7ой - полит культура общества, ее формирование и развитие.

Задачи политологии. Главной целью политологии как научной дисциплины явл изучение структуры и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл: 1)исследование общих и специфических условий возникновения и развития полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит отношений, полит процессов; 2) создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных элементов; 3)анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит системы и путей их урегулирования; 4) аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества; 4)выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития полит системы общества.

Приемы, подходы и методы, используемые в политологии.

Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций. Сравнительный - направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов. Исторический - основан на изучении полит явлений в их развитии. Социологический - направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества. Нормативно-ценностный - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Системный - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Функциональный - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Бихевиористский - основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития. Антропологический - базируется на обосновании политики природой человека.

Значение политологии. 1) познавательная ф-ция. Развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2) прогностическая. Изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, изучая различные стороны полит. деятельности, полтитологи дают прогнозы в избирательных кампаниях, дают консультации представителям администрации, профсоюзам, вырабатывают рекомендации политикам, бизнесменам, предоставляют материал СМИ. Современная пол-гия глубоко вторгается в полит. жизнь, давая советы, прогнозы, предположения, рекомендации заинтересованным лицам, инстанциям, организациям.

2. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима (Платон, Аристотель, Цицерон)

Платон (427-397 гг. до н.э.)

Платон стремится утвердить идею незыблемости, общезначимости и государственных установлений. В своих произведениях «Государство», «Законы» Платон впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в кот. занимает представление об идеальном государстве. Государство возникает вследствие того, что отдельный человек не способен самостоятельно удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде. Задача государства обеспечить реализацию общих интересов граждан. Обеспечению общих интересов должны быть подчинены их частные интересы. Идеальное государство – это сообщество граждан, кот делятся на 3 сословия: философы, воины и трудящиеся. Философам должна принадлежать власть, поскольку они обладают добродетелью мудрости и поэтому способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. На воинов возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны общественного порядка. Трудящиеся должны были производить материальные блага. Рабство у Платона как бы вынесено за скобки, как условие деятельности свободной части общества – граждан государства. Идеальная форма правления государством - аристократическая либо монархическая, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей нескольким или одному. Но есть еще 4 формы: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Тимократия – власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате она перерастает в олигархию – господство немногих богачей. Здесь гос-во раскалывается на 2 части: 1 –богатые, 2 – бедные. Между ними идет непрерывная борьба, она заканчивается перерастанием демократии – власти большинства. Здесь осуществляется власть демоса, черни, толпы. При отсутствии разумного регулятора свобода ведет к анархии, хаосу в гос. делах. В условиях общественно беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия перерастает в тиранию.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Трактат «Политика» - главное произведение в области политики. Человек рождается политическим существом. Политика – это прежде всего сфера гос. отношений, а человек по самой своей природе – гражданин. Государство рассматривается им как высшая форма общения, общественных связей. Сущность гос-ва в политическом общении людей, соединившимся для достижения каких-либо целей. Формы правления делятся на правильные и неправильные. В основе классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильная – при ней преследуется общее благо, независимо от того, правят ли один, немногие или многие. Неправильная – при этой форме преследуются частные цели. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Самая наилучшая форма правления – полития. В этой форме правит большинство в интересах общей пользы. Она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. В ней доминирует средний элемент во всех сферах общественной жизни: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во власти – средний слой. В целом, Аристотель утверждает необходимость подчинения частных интересов интересам государства.

Цицерон.

Основное внимание он уделяет разработке проблемы правового равенства и государства. Государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающих в том числе и веление человеческой природы. Гос-во основано на разуме и справедливости, оно является делом народа и возникает в результате согласия в вопросе права и общности интересов. Причина образования гос-ва – забота людей об охране собственности. В основе права лежит требование не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. 3 формы гос. устройства: царская власть, власть оптимистов (аристократия) и власть народа (демократия). Каждая имеет свои положительные и отрицательные стороны, и в чистом виде не может быть принята. Наилучшее гос устройство – сочетание этих трех форм. На 1ом месте – верховная власть, затем доля власти первейшим гражданам и чтобы некоторые вещи предоставлялись демократии и решению народа. Задача гос власти – поддержание основного равновесия при сохранении господства аристократии.

3. Политическая мысль Средневековья (Христианские политические теории Августина и Фомы Аквинского)

Августин (354-430 гг.)

Трактат «О граде Божьем» («О государстве Бога»). В нем борьба двух противоположных сообществ: града земного и града небесного. Человечество делится на два рода людей: 1ый состоит из тех, кто живет по человеческим стандартам, другой – из тех, кто живет согласно божественной воле. Эти два рода – государства. Они сформировались на основе различной смысложизненной ориентации. В земном гос-ве господствует похоть власти, одолевающей в такой же мере его правителей, в какой и подвластные им народы, в небесном – те, кто поставлен у власти и кто им подчиняется, служат друг другу по любви, правителя, руководя, подчинены – им повинуясь. Августин разделяет и противопоставляет друг другу идеальное гос-во и эмпирические гос-ва. Эмпирические гос-ва несовершенны и извращены, но вместе с тем они способствуют удовлетворению материальных потребностей и поддержанию порядка. Августин подчеркивает временный, преходящий хар-р гос. власти, кот. допущена Богом для того, чтобы исправить человека в его падшем состоянии. Гос. власть следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться. Наслаждаться следует таким абсолютным благом, выразителем которого является христианская церковь. Гос-во и церковь должны существовать вместе, но неслиянно. Авг. Утверждал принцип раздельного и независимого существования 2х властей в гос-ве – духовной и светской. Но есть возможность существования другой теории – теория теократии, утверждающая подчиненность в иерархическом порядке светского духовному, земного небесному, подчиненность гос-ва церкви. Гос-во рассматривается как «орудие Бога», правителей – «слуг господних» и утверждает право применять методы принуждения в интересах церкви.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

Августина и Фому роднит теократическая концепция гос-ва. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная всеобъемлющая власть, распоряжающаяся духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше земного гос-ва. Он принимает положение, что человек - политическое животное», общественное существо, гос-во возникает как естественное образование. По мнению Фомы, гос-во берет свое начало от Бога. Жизнь в социальной общности естественная для людей. Всякое сообщество выполняет определенные цели. Возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим сообществом и вел его к цели кратчайшим путем. Это гос-во. «Всякая власть от Бога». Фома вводит различия между сущностью власти и ее формой. По сущности всякая власть происходит от Бога, т.е. должна существовать какая-то организация, обеспечивающая порядок и ведущая сообщество людей к определенной цели. Сущность власти – сам институт гос-ва, без кот. не может сущ-ть общество. Форма – способ правления, структура власти. Форма правления может происходить и не от Бога. Правитель, как и каждый человек, имеет свободную волю и поэтому способен творить зло, т.е. устанавливать противоречащие воле Бога порядки. Демократия, по мнению Фомы, коллективный тиран. Право восстания против гос власти в 2х случаях: 1) если власть выступает против законов Бога и элементарных принципов; 2) в случае превышения властью ее компетенции (напр. установления чрезмерных налогов). Решающее суждение о законности происхождения и использования той или иной конкретной формы власти правителями принадлежит церкви. Таким образом, гос. власть выступает не как непосредственное, а опосредованное церковное установление Бога.

4. Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций (Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Монтескье, Джеймс Мэдисон)

Николло Макиавелли (1469-1527 гг.).

«Государь», «Суждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» впервые разработал концепцию светского гос-ва, выводя закономерности для функционирования из разума и опыта человека. Политика есть лишь автономная сторона человеческой деят-ти, она является воплощением свободной воли человека в рамках необходимости. Политику определяют не Бог и христианская мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. В основе полит. деят-ти лежат реальные интересы, корысть и стремление к обогащению. Главным у Мак. является принцип политического реализма, кот. предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам. Полит. реализм выразился также в том, что он определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику – как сферу относительности. Политика не может руководствоваться понятиями «добра и зла» и др.нравственными категориями, поскольку они лежат за пределами сферы относительного. В полит. жизни идет борьба противоположных социальных групп: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил Мак. выводит конкретные форму гос-ва: правильные (монархию, аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и «распущенность»). Идеал – смешанная форма гос-ва, в кот. бы сочетались монархический, аристократический и демократический элементы власти.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.)

«О гражданине» и трактат «Левиафан или материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского». Гос-во как человеческое установление. Оно возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Все люди равны от природы в отношении физических и умственных способностей. Из равенства способностей следует равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Т.к. люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба, из-за нее становится невозможной нормальная жизнь, поэтому люди приходят к соглашению. В результате общественного договора создается гос-во. Воля гос-ва в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы гос-во могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты. Люди устанавливают гос власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Она едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна, стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Создавая гос-во, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Гоббс – сторонник абсолютной монархии, он считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами гос-ва.

Джон Локк.

«Два трактата о правительстве». Локк считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основные устои – личная свобода и уважение к частной собственности. Локк – сторонник конституционной монархии. В ней он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Этот принцип означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Эти власти неравноправны, законодательная – верховная, повелевает другими властями. (но например ее ограничивает право собственности гражданина). Локк заложил основу для социогентрической парадигмы политики. Встает вопрос о взаимодействии гос-ва и гражданского общества. Гос-во – это не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, кот. создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Использует термин «политическое общество», кот. включает в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления.

Монтескье (1689-1755 гг.)

«О духе законов». В анализ полит. сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, черт характера, образа жизни, обычаев), но и факторы географической среды. Факторы, воздействующие на формы правления: почва, ландшафт, величина территории страны. Республика требует по своей природе небольшой территории, иначе она не удержится. Монархия – средней величины. Деспотия – обширных размеров гос-ва. Главный вклад Монтескье в полит жизнь связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. Это возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной, судебной власти. Свобода и равенство рассматриваются как фундаментальные свойства человеческой природы, а следовательно, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом».

Джеймс Мэдисон (1751-1831).

Он выдвинул концепцию сдержек и противовесов, кот. обеспечиваются при федерально-республиканской форме правления. Народ был признан единственным источником власти, следование принципам непосредственной демократии создало почву для формирования в обществе двух фракций: большинства и меньшинства. Большинство, находящееся у власти, стремится и дальше ограничивать права меньшинства. Для преодоления тирании большинства Мэдисон продолжил систему сбалансированного распределения власти – система «сдержек и противовесов». Также он утвердил принцип равноценности всех трех ветвей власти, что обеспечивает возможность контролировать и сдерживать друг друга.

5. Политическая мысль нового времени (Жан-Жак Руссо, Алексис Токвиль, Карл Маркс, Макс Вебер)

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.).

«О причинах неравенства», «Об общественном договоре или принципах полит. права». Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот. постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим. Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва. В основе гос-ва лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – в отыскании такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в кот. каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Верховная власть в договорном гос-ве должна принадлежать народу. Требование народного суверенитета – основа полит. учения Руссо. Суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому отвергается представительно правление и разделение властей на законодат. и исполнит.

Карл Маркс (1818-1885 гг.).

Концепция политической сферы в учении базируется на след. предпосылках:

1. Обусловленность полит. сферы сферой экономической. Полит. сфера явл-ся надстройкой над базисом – совокупностью производственных отношений. Земные основы гос-ва коренятся в материальных интересах людей. Гос-во порождается не свободной волей людей, а есть закономерный результат разделения труда и связанного с ним образования социальных классов.

2. Относительная самостоятельность и активная роль политики по отношению к экономике и др. сфер общественной жизни. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. Сформировавшаяся полит. сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов.

3. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит. власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во – это комитет по управлению делами буржуазии».

4. Классовое деление общества не вечно. Сущ-т закономерность движения человеческой истории к уничтожению классов и общества без классов. Отсюда вытекает положение о закономерности отмирания гос-ва и всякой политики. В коммунистическом обществе должна быть достигнута гармонизация частных и общественных интересов.

Макс Вебер (1864-1920 гг.)

Политика – это область общественных отношений по поводу власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между гос-вами, будь то внутри гос-в между группами людей, кот. она в себе заключает. Вебер акцентирует внимание на социокультурных факторах полит. развития (ценностях, идеалах, верованиях). Наиболее существенная идея – политика является особым видом человеческой деятельности. С одной стороны, она представляет собой предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой – специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество делится на 3 категории. 1ая – политик по случаю (рядовые избиратели). 2ая – политики по совместительству (партийные активисты). 3ья – профессионалы. Политика, как самостоятельная сфера общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно-административного аппарата, как «Штаба полит. предприятия всего обществе», с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти. Вебер разработал теорию власти, бюрократии, лидерства и другие разделы политологии.

7. Политика как общественное явление: ее сущность, функции и взаимоотношения с др. сферами общественной жизни.

Происхождение и сущность политики

П – Деятельность гос-ва, партии, общ организаций и ддвижений.

П – Борьба за власть, обладание властью, удержание её и использование.

П – Деятельность направленная на согласование интересов и управление обществом.

П – Сфера общения взаимодействия, соц. групп и отдельных людей

П – вид искусства

П – Деятельность соц групп по артикуляции своих противоречивых, коллективных интересов, выработки обязвтельных для всего об-ва решений и их реализация с помощью гос-в.

Структура и функции политики

При характеристике П выделяют: Форму, содержание, процесс.

Форма П – Организационные структуры такие как гос-во, партии, движения, группа интересов. Законы, нормативные акты.

Содержание П – цели, проблемы, средства и методы, использующиеся для решения проблемы.

Процесс П – Отражает конфликтный характер политики. Проявляется как отношения различных соц групп, организаций, индивидов.

Элементы П – 1) Полит сознание, кот включает в себя менталитет, ценностные ориентиры, взгляды, теории. 2) нормативные идеи - программа, избирательная платформа партии, правовые акты. 3) Институты власти и борьбы за неё. 4) отношение властвования к господству и подчинению.

Функции: 1. Поддержание, укрепление целостности об-ва как сложно дифференцируемой соц системы. 2. Разработка целей всего об-ва и составляющих его коллективных субъектов, и мобилизация ресурсов на реализацию этих целей. 3. Авторитарная – Обязательное распределение дефицитных ценностей и благ. 4. Предотвращение, регулирование групповых конфликтов. 5. Обеспечение взаимопонимания, взаимодействия.

Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни.

Политика и мораль:

Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в опр момент морали не хватает.

Разница:

1. Политика – конфликтна, в морали конфликт – частный случай.

2. Источник политики – насущная потребность людей, а мораль – общечеловеческие ценности.

3. Требования П носят форму законов конкретных, в морали – абстрактно-нормативных.

4. Мораль – индивидуальна, П носит групповой характер.

5. Политика опирается на силу, мораль отчуждает насилие.

6. Политика ситуативная (меняется), мораль – универсальна.

П и Культура:

- П может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей к-ры.

- Культура влияет на П через критику, традиции, непосредственно через систему образования.

П и Экономика: Уровень эк развития определяет характер полит режимов.

8. Личность как субъект и объект политики. Основные права человека.

Различают индивидуальный и социальный субъект. Индивидуальным может быть сознательно и ответственно действующая личность, кот. в своих действиях руководствуется общественно значимыми интересами и целями и учувствует в борьбе за их осуществление. В качестве таких личностей выступают лидеры, но и обычные люди, человеческие личности. Социальный статус личности: социальная, сословная принадлежность, статус семьи в обществе, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии. На участие личности в политике оказывает влияние связанное с социальным статусом, объективное вовлечение личности в конкретные социальные проблемы: ее место в управлении производством, обществом, распределением и потреблением, степени доступа к ресурсам власти, объем и соц. значимость выполнения соц. ролей.

Понятие и основные подходы к правам человека .

Права человека – это принципы и нормы, которые регулируют отношения между гос и людьми и обеспечивают каждому индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Основные модели взаимодействия гос и личности:

1.. тоталитарная.

2..индивидуалистическая

3..партиципаторная

исторически первой формой осмысления прав человека стала идея естественного права.(право на жизнь, свободу, собственность). Аристотель вводит понятие условного права т.е. нормы, кот устанавливаются в результате действия власти и взаимоотношений людей.

В эпоху просвещения идея естественных прав получила либеральное толкование (дополнено социальными правами). В 1948 году 10.12 декларация прав человека. Кроме нее сущ около 170 документов, в которых речь идет о правах человека. Международный пакт о международных и политических правах принят в 1966 году. Беларусь подписала в 1992.

Типология прав.

Негативные - предохраняют индивида от нарушающих его свободу вмешательств и ограничений и дают ему возможность действовать по своему усмотрению.

Позитивные – фиксируют обязанности государства предоставлять индивиду те или иные блага. К ним относят весь блок социальных благ.

Разделение прав на

1..гражданские, т.е. те которые позволяют сохранить индивидуальность человека (жизнь, свободу, достоинство личности)

2.. политические права граждан – свобода мнений, убеждений и их выражение, получение достоверной информации о деятельности гос органов, доступа к любым должностям гос органов

3.. социально-экономические. Способности, труд, отдых

4.. культурные – доступ к культурным ценностям.

5.. экономические

гарантия и реализация прав:

1.. юридические

2.. социально – экономические

9. Понятие гос-ва: сущность, основные теории его происхождения и функции.

Гос-во – центральный институт политической системы, которому тяготеют другие политические силы. Оно отличается от других полит. институтов: наивысшей концентраций власти, суверенитетом, наибольшей формальностью, наличием территории, принудительностью, рядом исключительных прав на: использования насилия, на принятие общих обязательных законов, на взимание налогов.

Начало складывания и функционирования гос-ва относится к поздним формам общинно-племенного строя. В общественных науках существует ряд концепций о происхождении гос-ва. 1) Патриархальная теория рассматривает гос-во как большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под покровительство отеческой власти. 2) теократическая концепция рассматривает гос-во, как возникшее на основе божьего установления. 3) договорная концепция (Гоббс, Локк, Спиноза) трактует возникновение гос-ва а основе соглашения, договора между правителями и подданными в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. 4) теория насилия объявляет гос-во результатом прямого полит. действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. 5) социально-экономическая объясняет такими социально-эк. факторами, как общественное разделение труда, эк. интересами, социальными противоречиями и т.д.

Функции. Внутренние: 1) политическая – обеспечение полит. стабильности, осуществление властных полномочий, выработка полит. курса. 2) экономич. – организация, координация, регулирование эк. процессов с помощью налоговой и кредитной политики, санкции и т.д. 3) организаторская – исполнение решений, формирование и использование гос. аппарата, осуществление контроля выполнения законов и т.д. 4) правовая – обеспечение правопорядка, установление правовых норм. 5) социальная – удовлетворение жизненно-важных потребностей людей в работе, жилье, здоровье. 6) культурно-воспитательная – приобщение к культуре, творчеству, воспитание нравственности, удовлетворение культурных потребностей людей. Внешние: 1) Оборона страны – обеспечение целостности, безопасности суверенитета гос-ва. 2) взаимовыгодное сотрудничество – в эк, соц, технологической, торговой и др. сферах с другими странами.

10. Территориальное устройство и формы правления современного гос-ва.

Формы правления:

1) монархия – форма правления, где источником власти явл-ся монарх. Она бывает:

а) абсолютная - от отца к сыну – Саудовская Аравия, Катар, Коман.

б) конституционная: - дуалистическая (дуа – двойственность, когда монарх имеет власть

законодательную и частично исполнительную; Марокко, Кувейт,

Иордания)

- парламентская ( в Европе почти 1/3 европейских гос-в, это

Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания)

2) Республика – организация верховной гос. власти, где источник власти – народ. Она бывает:

а) президентская – США, вице-президент – это глава правительства, но основные положения

задает президент.

б) теократическая - Ватикан (Тео - бог)

в) парламентская – Германия, ФРГ; президент не имеет права распустить парламент,

ограничена роль президента.

3) Смешанная республика – 1. президент, парламент (Россия) 2. Монарх, республика (Япония)

Разнообразные формы правления предусматриваются наличием такого механизма, как референдум – решение важнейших вопросов посредством всенародного голосования. Сущ-т референдум для принятия законов, для их отмены, для конституционных поправок.

Гос. устройство – способ организации административно-территориального гос-ва, особенности взаимосвязи между его составными частями (регионы), а также каждой отдельной этой части с гос-вом. По формам гос. устройства:

1) унитарные (единое) – делится на административно-территориальные единицы (Франция, Голландия, Люксембург)

2) Федеративные – складываются из нескольких гос-в или гос. образований, пользующихся той или иной мерой самостоятельности, могут образоваться на национально-территориальном или территориально-административном принципе (Россия)

3) Конфедеративные – союз гс-в, объединенных для выполнения совместно след. функций: обороны, внешней политики, денежного обращения (Швейцария).

«Европейский союз» - 25 гос-в. Столица Страдборг. Евро опережает доллар. Своеобразно объединение в области эк, полит. и военной сфере.

СНГ (содружество независимых гос-в) 1991, когда был ликвидирован СССР. Объединение гос-в, непохожих на конфедеративные. Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан. Именно эти гос-ва проводят линию интеграции.

12. Политические режимы гос-в: их типы и сущность.

Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.

Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.

Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.

Следовательно, существует два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом.

Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.

Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом ( Президент, парламент и т. д. ); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование ( референдум ). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.

Авторитарное государство - государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц с помощью прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология, которая проникает практически во все сферы жизни данного общества.

Тоталитарное государство - государство, в котором административное управление строится на началах всевластия; оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются права человека и независимое правосудие; все общество попадает под тотальный контроль государства и его подразделений: управленческого административного аппарата, вооруженных сил, карательных учреждений. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда.

13. Политическая власть: ее определение, субъект и объект власти, проблемы легитимности власти.

Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она сущ-т везде, где есть устойчивые объединения людей в семье, производстве, коллективах, организациях и учреждениях. Субъект: государство, парламент, полит. лидер, партии и т.д. Объект: человек, масса людей, социальные слои, группы. Функции : господство, руководство, управление, координация, контроль, организация. Источник: авторитет, сила, законы, богатство, знание. Средства: принуждение, убеждение, поощрение, право традиций. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Мотивация подчинения : 1) страх перед санкциями; 2) привычка повиноваться – одни из ведущих мотивов традиционного общества (монархия в различных вариантах); 3) власть построена на интересе, она стабильна, личная заинтересованность заставляет подчиняться; 4) подчинение по убеждению – мотивация сожная, связана с главными слоями сознания, убежденность индивида подчинения гос-ву, власть исходит из патриотических нравственных, религиозных убеждений индивида; 5) авторитет – наиболее благоприятная для власти мотивация подчинения. Эта мотивация формируется на общей заинтересованности объекта и субъекта. Авторитет: истинный и сложный, научный (уровень научной компетенции), деловой (навыки, ум и т.д.), моральный (высокие качеств. свойства), религиозный, статусный (уважение к должности).

Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ. В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти:

- в соответствии с традицией (монархия);

- харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля);

- рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

14. Виды власти и их взаимодействия. Ресурсы власти и их типология.

Виды власти: классификация видов власти определяется ресурсами власти. 1) экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами. Собственность на различного рода материальной ценности, эк. власть опр-ет все другие виды власти. 2) социальная власть – распределение статусов, льгот, привилегий, с помощью соц. политики оказывается влияние на население, вызывая его лояльность и поддержку. 3) духовно-информационная власть – власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Она имеет возможность манипулировать общественным мнением. Это мощное средство управления умами людей. 4) принудительная – опирается на силовые ресурсы с применением или угрозой применения физической силы.

- В зависимости от субъектов власти она делится на: государственную, партийную, семейную, профсоюзную, армейскую. - По функциям ее органов: законодательная, исполнительная, судебная. - По способу взаимодействия субъекта и объекта власти: демократическая, авторитарная, тоталитарная.

Ресурсы власти: важнейшей причиной подчинения является неравноправное распределение ресурсов власти. Важно отметить, что деление ресурсов происходит по важнейшим сферам жизнедеятельности человека. 1) Экономические – деньги, земля, полезные ископаемы, продукты, питание (общее производство и потребление). 2) Социальная – доход, богатство, должность, престиж, образование, соц. обеспечение. 3) культурно-информационные – знания, информация (институт науки и образования, СМИ и т.д.). 4) Силовые – оружие, аппарат, физ.принуждение, армия, полиция, милиция, суд, прокуратура, тюрьма. 5) демография – люди, они явл-ся универсальными ресурсами, создают другие ресурсы.

15. Политическое господство и полит. легитимность.

Политическое господство означает организацию в обществе отношений властвования и подчинения. Господство – это полит. порядок, при кот. одни командуют, а другие подчиняются, хотя все это может происходить демократическим путем.

Легитимность начала связываться с правомерным и справедливым использованием власти. Она предполагает наличие ее авторитета и поддержки со стороны большинства граждан общества. Типы легитимности: 1) традиционный – базируется на вере в священный характер обычаев и традиций, их непоколебимость, характерна для монархии. 2) рационально-легальный – основывается на вере в законность и рациональность формальных правил формирования и функционирования институтов полит. власти, это «царство закона». 3) харизматическая – базируется на вере в исключительные качества носителя полит. власти. Божественное освещение получает сама конкретная личность руководителя. (Ленин, Сталин). 4) Этнический – формирование властных структур по национальному признаку. 5) структурный – характерен для устойчивых обществ, где установленный порядок формирования власти стал привычным. Власть формировалась на основе существующих норм и правил. Существование политической системы. 6) идеологический – базируется на идеологических ценностях, на господствующих в обществе представлениях о справедливости. (для тоталитарной организации общества). 7) Персонализированный – основывается на позитивном отношении к личности руководителя гос-ва, личность руководителя может идентифицироваться с идеалом. Эта легитимность связана с расчетом, доверием, предпочтением. И поэтому ее можно отнести к разновидности реально-легальной легитимности.

В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делигитимизации власти. Легитимизация – процесс роста общественного признания лидеров и институтов полит. власти. Делигитимизация – процесс падения авторитета лидера и институтов полит. власти. Легитимность власти находится в прямой зависимости от ее эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций.

16. Осуществление власти в демократическом обществе. Непосредственная и представительная демократия.

Непосредственная – когда сам народ непосредственно участвует в принятии полит. решений через собрания, референдумы, опросы, выборы.

Преимущества: 1) она обеспечивает прочную законность власти и повышает стабильность демократии. 2) расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал полит. решений. 3) развивает общественную активность населения. 4) обеспечивает эффективный контроль за полит. институтами.

Слабые стороны: 1) низкая эффективность принимаемых решений. 2) повышение опасности тоталитаризма и популистского авторитета.

Представительная – воля народа делегирует депутатов в органы власти.

Преимущества: 1) гарантирует полит. стабильность и порядок, четкое разделение труда на более высокую компетентность.

Слабые стороны: 1) фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами. 2) неизбежная бюрократизация, отрыв депутатов и чиновников от граждан. 3) приоритетное влияние на политику, широкие возможности подкупа должностных лиц. 4) нарастание в гос-ве авторитарных традиций посредством оттеснения законодательной власти. 5) широкие возможности полит. манипулирования, принятие неугодных большинству решений.

18. понятие, теории и функции политической элиты.

Полит элита – это внутренне дифференцированная относительно интегрированная группа лиц, которая в большей или меньшей степени обладпет качествами лидеров и занимает руководящие посты в обществе.

Теоретические концепции, пытающиеся обосновать «элиту»:

1.. элитные теории Моска. Полагал, что любое общество делится на класс управляемых и управленцев, и главный путь попадания в этот класс – умение управлять. Считал существование элит – неустранимо. Он рассматривал 2 тенденции развития элит – аристократическая (стремление элит стать наследственными), демократическая (обновление элит за счет социума).

2.. Парето полагал, что миром должно править меньшинство – элита-, кот должна иметь след качества : психологические, вражденные и социальные, как результат влспитания и образования.

Элита:

-правящая (элита Лис) метод их работы переговоры, уговоры, лесть

-контрэлита(Львов). Люди, обладающие необходимыми качествами, но не имеют доступа к руководству из-за соц препонов.

3..Михельс. изучал соц механизмы, порождающие элитарность. Вывел жизненный закон олигархических тенденций.

Современные теории:

1.. теория флюралистических элит. Основные концепции:

-элитарность – нормальное явление развития общества

-гл качество для попадания в элиту – подготовленность к управлению

-отрицание элиты как единой, сплошной группы

4..отрицание разделения общества на элиту и массу, т.к. между элитой и массой устанавливаются отношения партнерства и масса контролирует элиту

5.. гл в полит жизни не деятельность Э а социгруппы и их представители.

Полным антиподом явл леволиберальная элитная концепция. Тезисы:

-гл элитообразующий признак – обладание должностью

-элита предст собой сплошную группу и основа этого сплочения – соц статус

-глубокое различие между Э и массой

-рекрутирование элиты из собственной среды

-гл функция элиты – обеспечить свое господство.

Причины существования Э:

-психологич и соц неравенство людей и разное желание принимать участие в полит жизни

-существование разделения труда, треб управленческого труда

-полит пасивность широких масс

-высокая общест значимость управл труда и его стимулирование.

Типология элиты:

-наследственная (аристократия)

-властная (те, кто непоср обладает властью)

функциональная (професионалы, управленцы высшего ранга)

по отношению к власти элита правящая и оппозиционная.

По способу рекрутирования – открытая и закрытая

19. Политическое лидерство. Природа и функции политического лидерства. Отличия лидера от руководителя.

Полит. лидерство – это такое полит. отношение субъекта к сообществу, при кот. лидер наделен объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы, цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении, организовывать участие в нем всего сообщества и направляет его на достижение общих целей. Полит. лидерство – это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная с принятием властных решений.

Истоки: 1) психологический подход стремится дать психологическое объяснение истоков и функций лидерства. Этот подход пытается объяснить феномен лидерства с позиции мотивации лидера и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Лидер отождествляется с Отцом. 2) Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения с социальными потребностями общества.

Функции: 1) диагностическая – лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. 2) директивная, т.е функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как следует предпринять и т.д. 3) мобилизующая, состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и достижение поставленных целей. 4) коммуникативная – полит. лидер выступает как своеобразный аккумулятор идей и настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений людей. 5) интегративная – направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. 6) легимитизация строя – устанавливается культ личности, на основе которого принимаются усилия по обретению доверия граждан к установленному режиму (культ личности Ленина и Сталина)

Различают формального и неформального руководителя. Формальный назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Это представитель административной власти. Лидерство – это не формальная должность, а общественный статус, лидер – это неформальный руководитель, это член группы (организации), которому эта группа делегировала больший объем прав, чем другим своим членам, и кот. в силу этого добровольно принял на себя значительно большую ответственность, чем этого требуют формальные предписания и нормы данной организации. Власть лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Полит. лидер по своему статусу – авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в полит. процессе.

20. Партия как политический институт. Типы партий и партийных систем.

Партия (part, часть, группа). Чисто исторически возникновение партий относится к нач. 13го столетия, периода буржуазных революций. Партии стали законными видами борьбы, отражали интересы различных групп избирателей. На Западе, во Франции – Якоби – полит. клуб. Образование партий в нашем сегодняшнем понимании стали образовываться в 30-40ые гг. 19 в. Полит. партия – специализированная, организационная, упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы и завоевания полит. власти в обществе.

Внутренние функции : 1)прием новых членов; 2)пополнение партийной кассы; 3)регулирование отношений партийной элиты и рядовых членов партии; 4)выработка программы и устава партии.

Внешние функции : 1)борьба за завоевание и использование полит. власти; 2)обеспечение связи масс с гос. структурами; 3)отбор и выдвижение полит. лидеров на всех уровнях (полит. карьера Шрёдера); 4)согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками полит. процесса; 5)осуществление полит. социализации (вовлечение индивидов) граждан.

Типология партий: 1) парламентарные – явл-ся субъектами правового гос-ва, они приходят к власти парламентским законным путем, преимущественно центрийские партии, работают на принципах компромисса полит, соц. и эк. интересов различных групп общества.

2) радикально-оппозиционные. Инструменты насильственного изменения существующего полит. строя. Методы их действий от мирных до вооруженных форм борьбы. Могут быть крайне левые, крайне правые.

3) Авангардные – партии авторитарных режимов, они удерживают в своих руках полит. сферу жизни общества.

4) Монопольно-гос. – партии тоталитарных режимов, кот. стремятся к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и личности.

Классификация проходит исходя из соц. целей и полит. ориентации:

1)коммунистические 2) социал-демократические 3) либеральные

По правящему режиму:

1) легальные и нелегальные 2) правящие и оппозиционные

3) партии-лидеры и партии-аутсайдеры 4) партии правящие монопольно в составе коалиции

Разновидность партийных систем:

1) однопартийные

2) двухпартийные. США и Великобритания. Эта система предоставляет гражданам выбор, а правительству возможность смены и корректировки полит. курса страны.

3) многопартийная. Сущ-т многопартийная модель с монопольно-правящей партией (Япония – 7 полит. партий, правит одна монопольно либерально-демократич. партия); многопрат. Без руководящей партии.

РСДРП 1898г. В Росси к 1917 – 70 общероссийских партий. С 1922-1925 гг. утвердилась однопартийная система. РКП(б) в 1939 ВКП(б). 1)Единая Россия (партия президента) – Грызлов, 800 тыс. чел. 2) КПРФ (коммунстич. Партия РФ) Зюганов, 500 тыч. Чел. 3) ЛДПР (либерально-деморкатич.) – Жириновский 4) Яблоко (либерально демократич.) Явлинский, Болдарев, Лукин. 5) СФС (союз правых сил) – Немцов. 6) Родина – Рогозин. 80 партий, 40 партий в полном смысле имеют партийные организации.

22. Понятие демократии: нормативный и дескриптивный подходы к демократии. Достоинства и недостатки демократии.

Демократия – власть народа. Основополагающий принцип – участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии властных решений. Существует прямая и представительная демократия.

Признаки демократии :

1) признание народа источником власти, сувереном в гос-ве.

2) приоритет прав и свод человека и гражданина над правами гос-ва.

3) граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними.

4) политическое равенство всех граждан.

5) свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов гос. власти.

6) верховенство закона во всех сферах жизни общества.

7) четкое разделение властей.

8) свободно действуют институты и организации гражданского общества, развито гражданское самоуправление.

9) полит. плюрализм, многопартийность.

10) идеологический плюрализм.

11) свобода слова.

12) полиция, спецслужбы и армия обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность гос-ва и общества.

13) власть в гос-ве в большей мере основана на убеждении.

Разновидность демократ. режима :

1) парламентский – режим, когда высший орган полит. власти – парламент, избранный всеобщим голосованием. Парламент обладает реальными возможностями воздействия на политику и законодательство, осуществляет контроль над правительством. Функции: функция власти; законотворчества; легитимности; представительства полит. интересов, т.е. парламент представляет широкий спектр полит. интересов, классов, групп; обеспечение полит. власти; полит контроль и привлечение к ответственности политика. Парламент избирает президента, президент практически не оказывает серьезного влияния на осуществление гос. власти. Легитимность парламента обеспечивается посредством выборов всем населением страны, а основой деят-ти прав-ва явл-ся парламент.

2) Президентский – хар-ся жесткой формой разделения законодат, исполнит и судебной властей, кот. действуют самостоятельно с соединением полномочий главы гос-ва и главы правительства в руках президента. Президент: глава гос-ва, определяет основные деят-ти правительства; руководитель партии, кот. выдвигает его на выбор; главнокомандующий вооруженными силами. Правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент не имеет права распустить парламент. То обстоятельство лишается права шантажировать представительный орган, законодат. и исполнит. власть имеет свои равные по силе источником легитимности, т.е. законности. Франция презид. республика.

1.Достоинства и недостатки демократии:

достоинства

1..наличие возможности свободного выбора

2..учет мнения большинства

3..отсутствие монополии на власть

4..уважение прав и свобод граждан

5..наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.

недостатки

1.. опасность тирании большинства

2.. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации

3.. замедленный процесс принятия решений

4.. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)

23. Понятие и идейные истоки тоталитаризма. Основные черты и разновидности тоталитарного строя.

Тоталитаризм – полит. режим, в кот. осущ-ся полный контроль и жесткая регламентация со стороны гос-ва всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающихся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

Социальной базой явл-ся маргинальные соц. группы: люмпен-пролетариат, люмпен-интеллигенция города и люмпенизированное крестьянство. Для них хар-ны соц. аморфность, дезорганизованность, непримиримость, ненависть к стабильным, добившимся успеха в жизни соц. слоям общества.

Тоталитаризм возник вследствие усиления роли гос-ва как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов. Во многих странах гос-во потеснило гражданское общество. Возникли технические возможности ля идеологического и полит. контроля за личностью. (Германия СССР в 30-40ые гг. тоталитарный режим)

*Правый тотал. режим. В основе – национальный (расовый) критерий – фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии.

*Левый тотал. Режим, в основе – классовый (социальный) критерий – сталинизм, Мао-Цзедиизм в Китае.

Признаки:

1) Верховенство гос-ва, носящее тотальный хар-р

2) Сосредоточение всей полноты гос. полит. власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деят-ти гос. органов.

3) Монополия на власть единственной массовой полит. партии, сращивание партийного и гос. аппарата.

4)Ликвидация принципа разделения властей.

5) Подрыв и разрушение институтов и организаций гражданского общества.

6) Господство в обществе одной всесильной гос. идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути.

7) Централизованная система контроля и управления экономикой.

8) Полное бесправие человека.

9) Строгая цензура (запрещено критиковать представителей власти, гос. идеологию)

10) Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов.

11) Подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие.

12) Подавление личности, обезличивание человека.

24. Содержание и особенности авторитарных политических систем.

При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характере. Руководство общественной жизнью со стороны гос-ва не столь тотально, нет строгого организованного контроля над эк, соц, семейно-бытовой, духовной сферой общества, допускается существование оппозиционных партий, действуют различные институты гражданского общества. Авторитаризм не стремится навязать обществу гос. идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в полит. мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции, различные полит. силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.

Авторитарный режим – это полит. режим, в кот. созданы частичные возможности для выражения соц. интересов, а отношения гос-ва и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия.

Признаки:

1) гос. власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов.

2) полит. права и свободы граждан в значительной мере ограничены. «Все, что не разрешено – запрещено».

3) полит. власть сконцентрирована в руах одного человека или одного органа гос-ва.

4) отсутствует четкое разделение властей (влияние исполнит. на судебную, исполнит. и законодат. в руках главы гос-ва при ограничении роли парламента)

5) допускается полит. плюрализм.

6) формирование органов власти, а также циркуляции правящих элит осущ-ся волевым введением их в руководящие структуры.

7) в обществе доминирует гос. идеология, но допускаются и др. идейные течения.

8) относительная автономия от гос-ва эк, соц, культурной, семейно-бытовой сфер жизни общества.

9) цензура над издательской деят-тью и средствами СМИ.

Существуют авторитарные режимы: *старые, традиционные (доиндустриальный период, слабо развиты рыночные отношения, сильны традиция, религия, общинные связи, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, в этих странах отсутствует разделение властей, полит. конкуренция) и *новые, современные (основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, совершающих модернизацию и переходящих от традиционных обществ к индустриальному, от тоталитарно к демократическому). *Олигархический тип (Латинская Америка) – эк. и полит. власть сосредоточена в руках нескольких влиятельных лидеров. *«Военные режимы». *Теократические режимы – полит власть концентрируется в руках духовных сил. (Иран).

25. Правовое государство и гражданское общество.

Концепция гражданского общества.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная:

1)сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации) во всех сферах жизнедеятельности общества;

2)совокупностью негосударственных отношений (экономических, политических, социальных, духовных, религиозных).

Гражданское общество может контролировать политическую жизнь, стремясь в той или иной форме интересоваться политикой, интегрироваться в политическую жизнь, тем самым её облагораживая, и судить по своим меркам и нормам, поддерживая политическую власть и укрепляя её.

Структура гражданского общества.

Цели объединений в экономической сфере:

1) Защита интересов и прав, входящих в эти организации предприятий;

2) Всемерное содействие укреплению экономической позиций (на внутреннем и внешнем рынках) предприятий, входящих в организации;

3)Организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции;

4)Проведение в рамках объединения хозяйственной и коммерческой деятельности (учреждение фондов);

5) Повышение профессионализма и деловой квалификации предпринимателей.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает: общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственных средств массовой информации.

Духовная сфера призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений.

Правовое государство.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность, суверенитет народа..

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Функции: экономическая (регулирование рыночных отношений, экономики), правоохранительная, социальная (обеспечение социальных потребностей граждан), политическая (многопартийная система, принцип разделения властей, местное самоуправление), в духовной сфере.

Механизм взаимодействия правового государства и гражданского общества.

Гражданское общество и правовое государство - это парные категории политологии. Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.

Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.

В России. Современная Россия встала на путь формирования гражданского общества, многие институты и организации гражданского общества в России существуют реально. Однако гражданское общество в современной России находится только на начальной стадии своего развития. Доминирование гос-ва над гражданским обществом продолжается. Основания для формирования: экономический, социальный, политический, духовно-культурный плюрализм и основы правового гос-ва.