Реферат: Место России в современном мире 2

Название: Место России в современном мире 2
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Содержание

Введение. 3

1. Россия и Североатлантический регион. 4

2. Россия и Западная Европа. 5

3. Россия и Китай. 9

4. Россия и Индия. 13

5. Россия и Африка. 15

6. Россия и Латинская Америка. 15

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение

Специфика российского пространства способствует усилению влияния географических факторов на политику государства и общественное сознание. Россия имеет крупнейшую в мире территорию, расположенную на двух континентах, и весьма ограниченный доступ к теплым морям. Наша страна не обладает естественными границами, которые в случае нападения могли бы препятствовать противнику. Географическое расположение российского государства на планете делает его своеобразным мостом между великими цивилизациями западноевропейской и азиатской.

Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия - страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров просто не может остаться в стороне от международных отношений.

В ХХI веке Россия, если она хочет отвечать условиям цивилизованности, геополитика должна являться неотъемлемой частью общей политики. После распада СССР, Россия потеряла большинство своих союзников, которые считали СССР «большим братом», они разочаровались и не знали, что делать и большинство из них нашли тепло и поддержку в лице Соединенных Штатов.

Поэтому геополитика это инструмент, который должен использоваться при разработке внешней политики России и позволяет учесть географический, демографический, экологический и некоторые другие факторы. Такой инструмент должен быть использован при построении иерархии целей и приоритетов внешней политики, при определении стратегического потенциала, а также глобальных, региональных и национальных интересов России.


1. Россия и Североатлантический регион

Североатлантический регион играет ведущую роль в большой политике, что объясняется, прежде всего, его важным стратегическим местоположением: это транзитный район между Европой и Северной Америкой. По основным макроэкономическим показателям трансатлантические связи все еще превалируют над всеми прочими. Так, объемы двусторонней торговли между США и ЕС почти на 50 % больше, чем объемы торговли по транстихоокеанским морским и воздушным путям. В этом регионе размещаются наиболее крупные группировки военно-морских флотов и военно-воздушных сил великих держав, оснащенные ядерным оружием. Здесь по-прежнему находятся на боевом дежурстве подводные атомные лодки-ракетоносцы и стратегические бомбардировщики. Его значение для НАТО еще больше увеличилось в связи с намерением блока перейти от стратегии «передовых рубежей» к концепции «сокращенного передового присутствия», в соответствии с которой США полагают сократить число своих войск в Европе, а, следовательно, им надо укрепить надежность океанских коммуникаций для быстрой переброски при необходимости сил быстрого реагирования. Интерес США и их партнеров по НАТО к этому региону продолжает возрастать, и реализовать его они намерены при помощи усиления присутствия в нем атомных ракетоносцев, предназначенных для операций в арктических водах. Значение Североатлантического региона для России также возросло в связи с необходимостью сохранения «северного окна в Европу» после утраты Черного и Балтийского морей и с появлением «независимой Украины» и государств Балтии.

С уходом России из Североатлантического региона НАТО стремится заполнить здесь внешнеполитический вакуум. Новым весомым фактором в САР, и особенно на Балтике, становится объединенная Германия. Москва же утрату своих позиций пытается компенсировать путем расширения политико-дипломатического диалога и других несиловых приемов отстаивания государственной безопасности и национальных интересов. Главные цели российской политики в Североатлантическом регионе — это обеспечение национальной безопасности, поддержание добрососедских отношений с государствами региона для сохранения политического и военно-стратегического баланса, минимизирование факторов риска и недопущение конфликтных ситуаций, использование потенциала хозяйственного сотрудничества для решения социально-экономических проблем России.

Во взаимоотношениях России и США в САР все еще сохраняется модель ядерного сдерживания. В конце XX — начале XXI в. такая угроза, безусловно, потеряла остроту, но вопрос безопасности держав (и стран региона) остается
центральным. Вашингтон, в отличие от Москвы, не собирается свертывать свое военное присутствие в этом важном геополитическом регионе. И он не раз подчеркивал, что игнорирует не только интересы России, но даже своих ближайших союзников.

Американцы реорганизуют свои ВМС в Атлантике, формируют в САР 5-й флот, создают специальную группу для Западного полушария. Ими разрабатываются планы создания вооружения XXI в.: строительство по технологии «стеле» так называемых арсенальных кораблей, способных нести 500 крылатых ракет, боеприпасы и оружие. Этот фактор может вкупе с расширением НАТО на Восток и размещением американской ПРО в Польше и Чехии принести новое «похолодание» в отношениях России и США[6].

2. Россия и Западная Европа

Самая мощная в XIX в. морская держава — Великобритания — играет активную роль, как в НАТО, так и в Североатлантическом регионе, хотя ее удельный вес в международной политике вообще и в Европе в частности значительно меньше, чем США. Политические лидеры Великобритании являются сторонниками геополитики «атлантизма». Отсюда и ее сдержанное отношение к проблемам углубления интеграции в Европе. И вызвана эта сдержанность во многом резким усилением экономического и политического веса объединенной Германии. Британская политика в САР по многим вопросам находит поддержку у шведов, норвежцев, датчан — ближайших соседей Германии, помнящих Вторую мировую войну и занимающих своего рода блоковую позицию, особенно в разрешении проблем по рыболовству, добыче энергоносителей и т. д.

Но относительно бесконфликтные двусторонние отношения могут измениться в связи с постановкой вопросов интеграции стран СНГ. Британский МИД уже продемонстрировал, что он не свободен от давних негативных стереотипов в оценке деятельности России, когда было объявлено о создании союза России и Белоруссии. Попытки интеграции в этот союз Украины, а также Молдавии и среднеазиатских республик, безусловно, вызывают противодействие англичан. Это понятно — около двух веков Великобритания активно влияла на жизнь в этом регионе земного шара. Роль Германии в Европе и САР в начале XXI в. не менее важна, чем Англии. И в перспективе эта страна, безусловно, потеснит Британию. В экономических и военно-политических союзах в Европе она занимает лидирующие позиции. Свое влияние Германия активно «продвигает» на Восток, завязывая все новые экономические, финансовые, политические связи с ближними и дальними соседями.

Сегодня Германия и Россия ищут свои места в Европе и Евразии, пытаясь выйти за навязанные им рамки. России и Германии войны принесли огромные потери, поэтому странам выгоднее создать союз континентальных государств против атлантистов. В Европе главными фигурами остаются Россия, Германия и Франция, причем для Германии и Франции мотивацией для сотрудничества будет образование единой Европы.

Объединение Германии резко изменило характер европейской политики, обозначив геополитическое поражение одновременно и для России, и для Франции. Новая Германия не только перестала быть младшим политическим партнером Франции, но и автоматически превратилась в важнейшую мировую державу, особенно через крупные финансовые вклады в поддержку ключевых международных институтов.

Другой фактор, мешающий установить равноправный союз между Россией и Германией, — слабость России и сопредельных с Германией государств. Польша, Украина, Чехия, Словакия, страны Прибалтики, Югославия, Венгрия, Румыния, Болгария и т. п. — огромный регион, где Германия может установить экономический, политический и военный контроль. Однако третье столкновение между Россией и Германией может навсегда вычеркнуть оба государства, как и сопредельные, из мировой политики, ввергнуть в фазу вымирания.

Сотрудничество России и Германии поможет решить ряд различных проблем, с которыми сталкиваются страны сегодня. Россия получает доступ к высоким технологиям, мощным инвестициям в промышленность. При этом экономической зависимости от Германии не наступит, поскольку взамен та будет получать от Москвы стратегическое прикрытие от США и ресурсную независимость от стран третьего мира, которые подконтрольны атлантистам. Германия, как и Япония, сегодня — это экономический гигант и политический карлик. Россия же в точности наоборот. Ось Москва — Берлин поможет дополнить недостатки одного достоинствами другого и заложить основание для дальнейшего процветания Великой России и Великой Германии. В дальнейшей перспективе это приведет к образованию прочной стратегической конструкции для создания «Европейской империи» на Западе и «Русской империи» на Востоке.

Однако для воплощения этой идеи в жизнь необходимо добиться того, чтобы именно геополитика и ее законы стали главной базой для принятия всех существенных внешнеполитических решений и в Германии, и в России, так как только с этой точки зрения необходимость тесного русско-немецкого союза может быть осознана и понятна до конца.

Италия является той европейской страной, с которой Россия никогда не имела серьезных геополитических разногласий. Отношения между Россией и Италией в начале XXI в. характеризуются как дружеские. У них нет серьезных политических, экономических и тем более территориальных проблем. В геополитическом плане Италия играет все более активную роль, особенно на Ближнем Востоке, в частности в Ираке. Рим хотел бы иметь контакты с российской стороной более частыми и более регулярными, как уже сделано это в отношении Германии и Франции. Позиции России и Италии в политической сфере во многом совпадают, а в торгово-экономической и технико-технологической, как показывает исторический опыт, наши страны могут дополнять друг друга. Именно это и является отправным пунктом для установления еще более тесных отношений между двумя странами в XXI в. Решающим моментом в отношениях Москвы и Рима является важное в геополитическом плане местоположение Италии как центра самого крупного и сложного региона — Средиземноморья, Балкан.

Современная Италия выполняет здесь сейчас и экономические, и политические функции, являясь сильным геополитическим полем. Объективно она заинтересована в том, чтобы Россия нового тысячелетия возобновила постоянные контакты со странами Средиземноморья.

Отсюда вытекает необходимость решения двух основополагающих политических, геополитических проблем: достижения прочного мира на Ближнем Востоке и установления конструктивных отношений между христианским и исламским миром. Поэтому Россия призвана стать главным действующим лицом в их решении. Таким образом, пути решения многих важнейших геополитических проблем, связывающих Москву и Рим, ведут на Восток, где многие интересы этих государств совпадают, и огромные возможности для двух стран открываются тоже на Востоке. Италия выступает за повышение роли России не только в Средиземноморье, но и в Европе, за предоставление ей экономических, таможенных, инвестиционных льгот. В целом, поддерживая расширение НАТО на Восток, Рим призывает к учету интересов Москвы.

Одним из важнейших геополитических, стратегических приоритетов России остаются Балканы, которые занимают ключевое положение в российской политике еще с XIX в. В центре внимания России есть несколько важных в геополитическом плане целей: не допустить дипломатической изоляции Москвы в Белграде, Сараево, Софии; сдерживать «аппетиты» Запада, вмешивающегося во внутреннюю политику славянских народов, обеспечить ведущую роль России в балканской игре, в частности помешать атлантистам «навязать» сербам и болгарам решение их безопасности, которое бы исключало присутствие здесь Москвы; в международном плане добиться того, чтобы судьбы славянских народов, прежде всего, определял Совет Безопасности ООН, членом которого является Россия, а не США, Германия или Англия. В геостратегическом плане Москва всегда стремилась к предотвращению попыток Запада сделать НАТО, а не ООН стержнем системы европейской безопасности[1].

С геополитической точки зрения наибольший смысл для России имеет поддержка Сербии, так как это дает возможность присутствовать на Балканах и играть там решающую роль. А сильная Сербия служит важным противовесом нарастающему влиянию Турции в Черном море, в Болгарии и на Балканах. Однако очевидная просербская ориентация может подтолкнуть Болгарию к Турции. Отношения между этими странами в 90-х гг. XX в. значительно улучшились. Более тесными контактами стали именно военные.

Дестабилизация положения на Балканах явилась одной из причин обострения геополитического соперничества между Россией и Турцией. В 90-х гг. Турция начала проводить более активную политику на Балканах: укрепила связи с Болгарией и Албанией, вместе с другими исламскими государствами поддержала Боснию и Герцеговину. Политика России по отношению к Молдавии, которая в прошлом принадлежала Румынии, в геополитическом, геостратегическом плане является камнем преткновения. Поэтому Молдавия будет в обозримом будущем сильной помехой соглашению с Румынией. Наибольшие геополитические выгоды Москва получит, укрепляя всесторонние контакты с Болгарией, Сербией и Грецией.

3. Россия и Китай

Многие специалисты, занимающиеся проблемами геополитики, считают нашего южного соседа наиболее опасным для России. И для таких опасений есть достаточные основания. Уже сейчас КНР является важнейшим геополитическим фактором, державой, первой из восточных стран запустившей в космос корабль с человеком на борту. Она оказывает большое влияние на положение дел в России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. В ближайшие 10-15 лет в силу объективных причин это влияние возрастет еще больше, что во многом объясняется специфическими условиями развития Китая[3].

Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать не только укреплению японо-китайских связей, но и усилению японского капитала в АТР, чего не хотелось бы ни Китаю, ни США. И эта угроза может привести к объединению стратегических интересов этих двух стран. Япония выступает преимущественно в качестве кредитора и сейчас является главным торговым партнером Китая, который чаще всего покупает японскую технику, технологию и товары. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание китайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продукции.

Проблемы существования и развития Китая заставляют его искать выход из создавшейся сложной демографической, социальной, экологической и экономической ситуации. Поэтому к геостратегии великого соседа присматривается не только Россия, но и другие сопредельные страны Юга и Юго-востока, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона, США, Великобритания, Германия и др.

АТР в XXI в. приобретет еще более важное геополитическое значение. Он превратится в одно из главных геополитических, экономических звеньев в мировой системе отношений. Экономика Китая, Тайваня, Малайзии, Филиппин, Таиланда в 90-х гг. XX в. росла самыми высокими темпами в мире. Во многом это было достигнуто благодаря созданию Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Есть все признаки по формированию «Большого Китая», или Китайского общего рынка, куда войдут Китай, Тайвань, Сянган, Аомынь, Сингапур.

Таким образом, «Большой Китай» может в XXI в. стать объективной реальностью. По своим макроэкономическим показателям это геополитическое объединение уже сейчас значительно превосходит Германию, Францию, Италию и Великобританию, вместе взятые, Для сравнения можно сказать, что экспорт России составляет примерно 1:14 экспорта стран — потенциальных членов «Большого Китая», а валютные резервы — 1:55 в пользу альянса. Можно утверждать, что в результате бурных экономических и политических процессов в АТР сложилась принципиально новая геополитическая обстановка, в которой «вызревает» «Большой Китай».

Если говорить о российско-китайских отношениях, то сегодня политики и специалисты используют термин «доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI в. Тем самым подчеркивается, что российско-китайские отношения по уровню равны китайско-американским, но между Россией и Китаем отношения более доверительные. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем еще только должно быть построено, а если характеризовать «уровень стратегичности», то до югославского кризиса он был выше в сфере китайско-американских отношений. Однако бомбардировки Косово, Сербии, война в Ираке привели к охлаждению российско-американских отношений, но пока не способствовали перерастанию российско-китайского партнерства в альянс антизападного (антинатовского) характера.

У России и Китая существует общее официальное понимание по целому кругу вопросов (Тайвань, Чечня, АТР, НАТО, США), но приоритеты в этом общем понимании разные, особенно по вопросу отношений с НАТО и США. Обе страны хотели бы усилить экономическую составляющую своих взаимоотношений, полнее реализовать взаимодополняемость экономик, но при этом Китай уклоняется от поддержки на официальном уровне российской антиамериканской риторики.

Для России крепнущее партнерство с Китаем чрезвычайно важно, так как оно психологически компенсирует слабость ее внешнеполитических позиций и уязвимость в Азии, где расквартированы войска США. С помощью Китая Россия надеется стабилизировать свое азиатское подбрюшье и даже укрепить его. Одновременно Китай выступает для России в качестве привлекательного рынка высокотехнологичной (включая военную) продукции, поскольку ее явно дискриминируют на рынках, контролируемых США и европейскими странами. Одновременно «монополярность» для российской внешнеполитической элиты — это психологически как бы закрепление нынешнего второстепенного статуса страны, а провозглашаемый «полицентризм» акцентирует подвижность международной системы и дает надежду на укрепление российского внешнеполитического статуса в будущем.

Для Китая партнерство с Россией является важным фактором, закрепляющим его усилия по превращению в мировую державу. В этом смысле для него необычайно важны реальный полицентризм мировой системы и антизападная позиция России, так как только в такой системе можно воспрепятствовать образованию коалиции стран, способной помешать продвижению Китая к статусу государства «первого уровня». С помощью России Китай собирается значительно продвинуться вперед в модернизации своих вооруженных сил, одновременно устранив очаги напряженности на севере на приемлемых для него условиях, и зарезервировать для себя рынки энергии, не контролируемые западными государствами. Российский рынок важен для поддержания экстенсивной составляющей роста китайской экономики. Без перспективы широкого доступа на российский рынок вероятность кризисных явлений в китайской экономике увеличивается.

В российско-китайских отношениях идет смена стратегических ролей в партнерстве по сравнению с партнерством 50-х гг. XX в., изменилась ситуация на российском Дальнем Востоке и возможное косвенное
влияние Китая на борьбу между центром и регионами в России, в Центральной Азии. Неизвестны последствия появления в Азии объединенной Кореи и отношение к «дрейфу» Тайваня в сторону независимости де-юре. В Центральной Азии нарастают этнические, клановые и религиозные противоречия, а их основой во многом является передел природных ресурсов и границ. Тогда стратегическая пограничная зона, или буфер между Россией и Китаем, исчезнет, так как КНР наверняка захочет вмешаться в дела богатого ископаемыми региона[3].

Итак, продуктивной была бы геостратегия России, основанная на комплексном развитии многих сфер жизни регионов Сибири и Дальнего Востока с привлечением капиталов и рабочей силы всех, кто заинтересован: страны Запада, АТР, США, стран СНГ. Стихийное развитие этого процесса может привести к нестабильности и острым конфликтам. Научно обоснованное управление притоком иммигрантов позволит увеличить ресурсы России. Четко разработанная система квот, требований к иммигрантам могла бы дать ей квалифицированную рабочую силу, предприимчивых, энергичных граждан страны. Но для подготовки такой программы развития производительных сил Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока путем интернационализации инвестиций и рабочей силы нужны высококвалифицированные специалисты-синологи, японоведы, политики, экономисты, геополитики.

Важно соблюдать равноудаленность России от Запада и Востока, а на Востоке надо координировать отношения с Пекином, другими геополитическими центрами силы: Токио, Дели, Джакартой, Астаной. Параллельно следует решать проблему создания системы экономической, инвестиционной, научно-технической, военно-промышленной взаимозависимости Москвы и Пекина, одновременно развивая равноправные взаимовыгодные отношения со странами АТР, прежде всего с Японией, Северной и Южной Кореей, а также с США. Интернационализация развития Сибири и Дальнего Востока предотвратит одностороннюю китаизацию этих регионов. Безусловно, деятельность интернациональных компаний, концессий должна быть под жестким контролем Правительства Российской Федерации.

Итак, в XXI в. Китай будет оказывать большое влияние на российскую внешнюю, внутреннюю, оборонную политику, экономику, демографию, в связи с чем политическим лидерам России надо осознать все это и приготовиться принять вызов Пекина.

4. Россия и Индия

Индия — сильная азиатская держава, с которой у России никогда не было ни каких-либо столкновений, ни серьезных споров или противоречий. Более того, можно говорить о совпадении геополитических интересов, которые всегда взаимодополняли друг друга. Особенно очевидным это стало в конце XX — начале XXI в. — времени планетарной глобализации. Российско-индийская дружба является наглядной демонстрацией того, чего можно достичь, если цели политиков двух великих народов с богатейшей историей и культурой совпадают, особенно в дни нового века и тысячелетия.

Москва и Дели решительно выступают против урегулирования этнических конфликтов путем «гуманитарной интервенции», против односторонних попыток перекроить нынешнюю систему безопасности, применять военную силу в обход решений Совета Безопасности ООН. Для России и Индии — полиэтнических стран — этот вопрос носит не только теоретический, но и прикладной, практический характер. Они требуют от США и НАТО поддержки принципов суверенитета и применения единых критериев при оценке действий лидеров всех стран мира, а не деления политиков на «своих» и «чужих».

Общий долговременный интерес Москвы и Дели — это укрепление стабильности и безопасности во всем Азиатском регионе, урегулирование существующих территориальных проблем политическим, а не военным путем, чтобы в Азии господствовал дух добрососедства, взаимопонимания. Уважение территориальной целостности, невмешательство в межэтнические споры — залог успешного развития всех полиэтнических стран Южной Азии, центрально-азиатских стран.

Борьба центральных правительств России и Индии с сепаратизмом и транснациональным терроризмом проходит в весьма схожих геополитических условиях. Как Северный Кавказ, южные рубежи независимых постсоветских государств в Азии, так и штат Джамму и Кашмир фактически являются «зоной геополитических интересов США». Поэтому российским военным, дипломатам, ученым, в частности геополитикам, интересен опыт, накопленный Индией за 40-летний период борьбы.

Между Россией и Индией хорошо складывается политическое взаимодействие, налажено широкомасштабное сотрудничество в военно-технической и научно-технической областях, но экономические связи не соответствуют потенциалу двух стран, их возможностям и потребностям. Главный упор в сотрудничестве с Россией в XXI в. Индия намерена делать на науку и высокие технологии, пограничные научные дисциплины, биотехнологию, экологию, фармацевтику, разработку новых материалов[6].

5. Россия и Африка

В геополитическом плане Африка больше тяготеет к Западу, хотя процесс этот сложен, динамичен и противоречив. Россия поддерживает контакты с лидерами многих стран «черного континента»: в Анголе, Демократической Республике Конго, Намибии и т. д. работают наши специалисты.

Политика России в отношении урегулирования африканских конфликтов пока еще остается пассивной, как и в отношении стран Ближнего Востока. Причин тому много, а самые главные — ее экономическая и соответственно военная несостоятельность, а также низкий авторитет в глазах народов этих и других регионов мира.

6. Россия и Латинская Америка

К концу XX в. Россия усилила внимание к Латинской Америке. Отношения между Россией и конкретными странами континента обладают своей спецификой. В основе всех связей, безусловно, должны лежать совпадающие геополитические, геостратегические интересы, включающие всю гамму их составляющих. Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в сходной фазе развития и решают похожие задачи — общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу Российская Федерация и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении: их голоса страны «семерки» слушают, но в расчет почти не принимают.

Россия и юг Американского континента в геостратегическом плане оказываются вне трех полюсов экономического, политического и иного развития: североамериканского, западноевропейского и тихоокеанского (наиболее динамичного полюса).

Другой фактор, который объективно сближает интересы Российской Федерации и государств Латинской Америки,— незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США. Лидеры стран континента накопили в этом отношении некоторый опыт и все чаще приходят к выводу о необходимости создания общего латиноамериканского фронта борьбы против северного соседа. Со странами Латинской Америки Россию сближает и сходная ситуация стран-должников, усиливающаяся конкуренция на рынках товаров и услуг, близость подходов к проблемам международной безопасности, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, урегулирования региональных и межгосударственных конфликтов и др.

Пока что Российская Федерация и латиноамериканские государства находятся вне интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Их стремление активно войти в АТР может стать хорошей основой для взаимной поддержки, совместных действий. Для этого предприняты некоторые ходы: Россия, Мексика, Чили и Перу являются членами Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества. Совет объединяет представителей правительственных, научных и деловых кругов и может служить хорошим инструментом для разработки и реализации совместных проектов.

Пока же объем торговли Российской Федерации со странами Латинской Америки сравнительно невелик — около 1 % общего внешнеторгового оборота. Наибольший удельный вес приходится на торговлю с Кубой. В российско-кубинских отношениях сейчас преобладает прагматическое начало, учитываются геополитические интересы России. Поддержка Россией Кубы в перспективе дает большой шанс приема Острова Свободы в НАФТА. Два других члена этой Ассоциации — Канада и Мексика — занимают первое и второе места по объему инвестиций в экономику Кубы. Таким образом, Куба может рассматриваться Россией как надежный торговый партнер с большими возможностями и как мост на север и юг Западного полушария. Укрепляются связи России с Венесуэлой. Наиболее полными отношения России с Венесуэлой были с 1975 по 1991 г., когда действовало известное соглашение о сотрудничестве между СССР, Венесуэлой и Кубой о поставках нефти. Венесуэла вновь поставляет нефть на Кубу, а Россия — в Европу. Координация поставок нефти и газа в начале XXI в., когда усилилось противоборство стран «золотого миллиарда» и ОПЕК, является весьма отрадным фактом.

Другим хорошим геополитическим ходом было провозглашение концепции многополярного мира. На этот призыв сразу же откликнулось руководство Колумбии, которое пригласило Российскую Федерацию вступить в международную группу государств «друзей Колумбии» (в нее уже входят Испания, Венесуэла, Мексика и Коста-Рика). Один из старейших и крупнейших торговых партнеров нашей страны в Латинской Америке — Аргентина. Связи с этой страной за последние пять лет значительно усилились. Товарооборот возрос в 2 раза. В перспективе возрастет сотрудничество в области атомной энергетики, тонких научно-технических технологий и космоса. Расширяются также связи на региональном уровне. Бразилия проявляет интерес к сотрудничеству в сфере вооружений, особенно к противовоздушным зенитно-ракетным комплексам «Игла», С-300 и С-400, а также к совместному строительству экспериментальной аэродинамической трубы[6].

Несмотря на сильное противодействие США, авторитет и влияние России в Латинской Америке в конце XX в. постоянно росли. Подтверждением может служить Всемирный конгресс латиноамериканистов и карибологов (ФИЕАЛК). На него приехало рекордное число участников — около 1,5 тыс. человек из 53 стран. Для улучшения отношений необходимо наладить прямые контакты через Тихий океан, а не через Атлантику, как это делается сейчас. Наиболее перспективными странами в налаживании прямых торгово-экономических связей являются Чили, Перу и Мексика. Сейчас Чили — страна со стабильно развивающейся экономикой. Ее ключевые отрасли: горно-рудная, сельскохозяйственная и рыболовная. Перу заинтересована в развитии судоходства, рыболовства и горнорудной промышленности. Крупнейшим партнером России в Тихоокеанском бассейне может стать Мексика.


Заключение

Самой историей России отведена роль атланта мирового цивилизованного равновесия между Западом и Востоком. Раздробленная, она не сможет выполнить роль мирового силового барьера.

Причины утраты естественного лидерства России — в бесконечной политической борьбе в ее верхах, криминализации экономики, беспрестанных выборных кампаниях, расколе российской политической элиты и др.

В современном мире для реализации прочных широкомасштабных торгово-экономических, политических, культурных и иных связей с различными странами или регионами ни Россия, ни какая другая великая держава не нуждается в каких-либо буферах или посредниках в традиционном их понимании.

Вероятно, для решения проблемы действительно должна произойти переоценка ценностей и выбор оптимальной стратегии для интеграции и развития всего мирового пространства центром, которого будет, как и раньше – Россия.


Список литературы

1. Василенко, И. А. Геополитика: учеб. пособие / И. А. Василенко.- М., 2003;

2. Гаджиев, К. С. Введение в геополитику : учеб. / К. С. Гаджиев.— М., 2003;

3. Дугин, А. Е. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством / А. Е. Дугин.— М., 2000;

4. Ланцова, С. А. Мировая политика и международные Отношения/ С. А. Ланцова, В. А. Ачкасов.— М., 2006;

5. Нартов, Н. А. Геополитика : учеб. для вузов / Н. А. Нартов.— М. : Изд-во полит. лит-ры, 2004;

6. Нуриддинов Р. Ш. Геополитика: учебное пособие СибАГС.- Новосибирск;

7. Сорокин, К. Э. Геополитика современности и геостратегия России / К. Э. Сорокин.— М., 2004;

8. Современные международные отношения и мировая политика : учеб. / под ред. А. В. Торкунова.— М., 2004;

9. Поздняков, Г. А. Геополитика : учеб. для вузов / Г. А. Поздняков.— М., 2003;

10. Уткин, А. И. Мировой порядок XXI века / А. И. Уткин.— М., 2005.