Шпаргалка: Шпаргалка по Социальной инновации
Название: Шпаргалка по Социальной инновации Раздел: Рефераты по социологии Тип: шпаргалка |
Вопросы к зачету по дисциплине «Социальные инновации» 1. Понятия «новация», «новшество», «нововведение», «инновация», их соотношение. Инновация (англ. "Innovation") — это успешно реализованное новшество (внедренное). Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Термин «инновация» происходит от латинского "novatio", что означает «обновление» (или «изменение») и приставке "in", которая переводится с латинского как "в направление", если переводить дословно "Innovatio" - "в направлении изменений". Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. НО́ВШЕСТВО, -а, ср. Новое явление, новый обычай, новый метод, изобретение. Технические новшества. «Нововведение — это процесс. В основе этого процесса — практическая реализация чего-то нового, какого-то новшества». Новация - Замена одного законного соглашения новым обязательством с согласия всех сторон. Например, на биржах, которые пользуются услугами Лондонской клиринговой палаты (London Clearing House, LCH) сделки между членами проводятся Клиринговой палатой, в результате чего один контракт возникает между покупателем и Палатой, а другой взаимопогашающий контракт - между продавцом и Палатой. См.: риск противоположной стороны (counterparty risk). 2. Специфика и функции социальных инноваций в обществе. Инновация как экономическая категория выполняет следующие две основные функции – воспроизводственную и стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объема производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функции инновации. Стимулирующая функция также реализуется через получение предпринимателем прибыли от реализации инноваций. Это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами. Отметим еще один аспект проблемы. Подчиняясь всеобщему закону минимизации энергии, человек всегда направляет свою деятельность на сокращение затрат труда, экономию времени и получение других эффектов. Поэтому можно рассматривать инновацию как социальную категорию. Первая функция инноваций как социальной категории состоит в том, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства. Вторая функция инноваций – повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни. Третья функция инноваций состоит в том, что они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением. И наконец, в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека – реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста. 3. Социальные изменения и инновации. · Открытие - это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного. Человек открывает принцип рычага, циркуляцию крови или условный рефлекс. Открытие добавляет новую черту в запасы знаний, проверенных людьми, воспринятых ими. Оно всегда добавляет нечто новое к культуре, потому что, хотя открываемый аспект всегда существовал, он становится частью культуры только после его открытия. · Изобретение. Изобретение часто определяют как новую комбинацию или новое использование существующего знания. Именно таким образом изобретатель Джордж Селден в 1895 г., комбинируя двигатель, топливный бак, ременную передачу и колеса, изобрел автомобиль. Ни одна из вещей, составляющих изобретение, не была новинкой: люди уже давно использовали их в повседневной практике. Новым моментом стала комбинация уже известных предметов. Идея комбинации позволяет создавать то, что ранее не существовало. · Изобретения могут быть разделены на два типа: материальные (такие, как лук, стрелы, телефон или самолет) и социальные (такие, например, как алфавит, конституционное правительство, выборная демократия и т.д.). В каждом случае создается комбинация хорошо известных элементов. Изобретение является постоянным процессом, когда каждое новое изобретение становится последним в ряду предыдущих. Таким образом, изобретательство представляет собой процесс (о процессах мы будем говорить несколько позже). · Диффузия. Даже самое изобретательное общество может изобрести только простейшие формы изменений. Чаще же всего социальные изменения в обществах развиваются через диффузию - распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Частушки как вид фольклора возникли у татар, а затем проникли в русскую среду. Методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах. · Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряженность часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций. 4. Типология социальных инноваций (по сферам, прогрессивности, радикальности, действенности и т. д.). Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков. 1. По степени новизны: · радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; · улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; · модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства. 2. По объекту применения: · продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; · технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; · процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; · комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций. 3. По масштабам применения: · отраслевые; · межотраслевые; · региональные; · в рамках предприятия (фирмы). 4. По причинам возникновения: · реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; · стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. 5. По эффективности: · экономическая; · социальная; · экологическая; · интегральная. *********************** Классификация инноваций: базовая
Классификация инноваций: основные группировки
Типология инноваций: основная
Типология инноваций: проблемно-ориентированная
Особенности библиотечных инноваций
Принципы инновационного развития библиотек
Условия управления инновациями
5. Критерии новизны социальных инноваций. Абсолютная и относительная новизна. Локальная новизна. КРИТЕРИИ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТОВАРОВМожно выделить три основных подхода к определению понятия «новый инновационный товар»:
При этом можно выделить, например, четыре уровня новизны товара: а) изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств; b) частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления; c) принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности; d) появление товара, не имеющего аналогов. *** Инновации являются одной из важнейших основ для создания конкурентного преимущества предприятия. Это конкурентное преимущество в значительной степени определяется степенью новизны инновации: 6. Социальная цена и эффективность нововведений. 7. Специфика инновационных процессов в социальной сфере. 8. Социальные нормы и инновации, их взаимодействие и взаимопереходы. 9. Источники социальных инноваций. Выделяют следующие изменения, или источники инноваций: · Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача; · Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей; · Изменение потребностей производственного процесса; · Изменения в структуре отрасли или рынка; · Демографические изменения; · Изменения в восприятии и в ценностных установках; · Новые знания, научные и ненаучные. 10. Последствия социальных инноваций (прямые и косвенные, прогнозируемые и неожиданные). Социальные последствия инноваций – это последствия, которые необходимо рассматривать по следующим направлениям: повышение требований к квалификации работников; повышение требований к здоровью работников; возможность переучивания работников на новые специальности. Вопросы квалификации работников могут быть решены за счет подготовки новых специалистов и за счет повышения квалификации уже работающих. В последнем случае следует широко использовать опыт японских компаний в организации работ по систематическому повышению квалификации работников наряду с хорошей общей подготовкой. Так, на крупных японских компаниях все рабочие имеют образование не ниже двенадцати классов, причем каждый четвертый рабочий имеет высшее образование. Японские эксперты считают, что настает время всеобщего обязательного высшего образования. К сожалению, в России наблюдается обратный процесс, то есть растет число лиц, не имеющих среднего образования, снижается в целом уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Подобная ситуация неизбежно скажется на производстве, так как от работника, не имеющего достаточного базового образования, трудно ожидать эффективной работы. Снижение уровня подготовки специалистов по линии высшей школы обусловлено во многом сравнительно устарелой технической базой для многих институтов и низкой оплатой труда профессорско-профессионального состава. Последнее резко снижает престижность профессии и ограничивает приток перспективных специалистов. 11. Участники нововведений. Организаторы Этим условным понятием объединяются работники аппаратов управления. Характеристика группы. В инновационном плане они наиболее тесносотрудничают с управлением, выполняющим некоторые функции по внедрениюновой техники. Материальной заинтересованности в результатах своей работы усотрудников аппарата практически нет, премии имеют разовый характер,незначительны по размеру. Назначение. Роль руководителя методического обеспечения и техническогоразвития с осуществлением функций планирования и финансирования НИОКРподведомственных научных организаций, контроля за их отчётами; проведениякадровой политики в научных и производственных организациях. Отношения с партнёрами . Аппарат республиканского управления наделёндирективными полномочиями по отношению ко всем другим участникам данногонововведения (возможно, за исключением изготовителей, относящиихся к другимминистерствам и ведомствам). Разработчики . Эта группа участников нововведения объединяет рядисследовательских объединений. Характеристика группы. Примерно 20%исследовательского персонала составляет контингент ведущих сотрудников.Назначение. Главная задача - разработка новых методических и техническихсредств. Их продукция - расчёты, схемы, чертежи - оцениваются по следующимглавным параметрам (по степени важности): . защита отчётов в плановые сроки; . качество работ; . отдача на рубль затрат. Отношения с партнёрами. Разработчики имеют активные рабочие контакты совсеми участниками нововведения. Основная проблема отношений разработчиков с проектировщикамизаключается в согласовании параметров новшеств, их конструкций иматериалов. Проектировщики стремятся чаще использовать типовые узлы,наиболее доступные материалы, отчего замысел разработчиков упрощается,«заземляется» в противовес их первоначальным целям. Связи с пользователями у разработчиков в основном сводятся к работе стак называемыми опытными отрядами (партиями) внедрения. Вклад. Особенность участия разработчиков в данном инновационномпроцессе состоит в том, что они выполняют значительно более широкий кругфункций, чем тот, который задан им извне. Проектировщики. Зачастую по своим функциям и вкладу эта группаучастников нововведения неотделима от разработчиков, совпадает с ними(когда одни и те же работники выполняют оба этапа). Положение обеих группвесьма сходно, поэтому многое из того, что было сказано о разработчиках,можно отнести и к проектировщикам. Характеристика группы . Их особенность в том, что они стоят на одном изсамых критических переломов инновационного процесса - переходе новшеств кизготовителям. В отличии от разработчиков, у них меньше возможностей выборатематики работ, однако больше возможностей их реализации. Назначение. Проектировщики доводят разработку новшества до опытногообразца, составляют техническое задание для его промышленного производства. Отношения с партнёрами. Переговоры по линии общения с управлением(отношения директивно-исполнительские) если и возникают, то касаютсяглавным образом сроков и финансирования. Элемент самостоятельности здесьменьше, чем у разработчиков. При взаимодействии с разработчиками может возникать напряжённость,поскольку, с точки зрения проектировщиков, они не всегда доводят до концасвою часть работы, вынуждая проектировщиков увеличивать своюпроизводственную нагрузку. Вклад. Фактическое участие проектировщиков в осуществлении нововведенияшире отведённой им роли. В особенности это касается процедуры передачипроекта изготовителям. Изготовители . Участие изготовителей по ряду важных параметровсущественно отличается от деятельности других групп, занятых винновационном процессе. Характеристика группы . Зачастую, для многих предприятий даннаяпродукция не является основной как по номенклатуре, так и по объёму. Назначение . Роль поставщика серийных партий новшества. Главный критерийоценки работы изготовителей - реализация продукции в рублях. Вклад. Изготовители - единственная группа участников данногонововведения, которая не имеет прямой заинтересованности в его успехе, хотяи находится в непосредственной близости к завершающей стадии его внедрения.В силу экономических причин производственники заинтересованы в максимальномудлинении своей стадии применительно к каждому нововведению. Это связано соснижением рентабельности предприятия при переходе на изготовление новогоизделия. Пользователи. На завершающей стадии осуществления нововведения сходятсяролевые позиции всех его участников. Характеристика группы . Зачастую, среди всех участников нововведениятолько пользователи представляют профессиональную группу, состоящую изпервичных ячеек - отрядов. Назначение . - Использование данного нововведения. Отношения с партнёрами. Директивным органом по отношению кпользователям является управление, которое прямо заинтересовано ввыполнении ими плановых заданий. С разработчиками и проектировщиками связаны, в основном, внедренческие(опытные) партии. Инициаторами в этих отношениях обычно выступают создателиновшества. Вклад . В принципе, выполнение плановых заданий как правило ускоряется спереходом на новые методы работы. Инновационное поведение. Преодоление барьеров (информационных, психологических и т. д.). Инновационная активность.12.Адаптация к нововведениям (признаки, состояния, адаптивная норма и мера). Реклама ускоряет адаптацию к нововведениям, стимулируя тем самым рост технического прогресса и претворяя новые идеи в жизнь. Она может эффективно содействовать снижению аварийности и травматизма, поддерживать рачительное отношение к природе, благоприятно влиять на заботу о здоровье и т.д. Адаптивная норма – функционально-динамическое образование, заключающее всебе потенциальные возможности реагирования. Адаптивная нормаиндивидуальна, она отражает особенности, связанные с конституционально-генетическими признаками [13]. При адаптации к новым условиям среды система перестраивает своюструктуру и функцию. Если при возвращении условий к первоначальным,бывшим до адаптации, система становится дезадаптированной к прежнимусловиям, характеристику такой дисфункции определяют как «ценуадаптации» [9]. Под «ценой» адаптационного процесса обычно понимаетсястепень напряжения регуляторных систем, которая необходима дляобеспечения адаптивной деятельности человека. Чем выше функциональныйрезерв, тем ниже «цена адаптации» Этапность психической адаптации Этапность психической адаптации является стержневой проблемойдеятельности человека в технических системах. В. И. Лебедев [15] выделяетследующие процессы, характерные для процесса адаптации человека ктрудовой деятельности в технической среде, в экстремальных условияхсреды. 1. Подготовительный этап. На этом этапе человек собирает сведения,позволяющие составить представления об условиях, в которых предстоитработать, уясняет задачи, которые ему приходится решать, овладеваетпрофессиональными навыками, «вживается» в ролевые функции,отрабатывает навыки и устанавливает систему отношений с другимиучастниками группы. 2. Этап стартового психического напряжения. Чем ближе по временичеловек подходит к барьеру, отделяющим обычные условия жизни отэкстремальных, тем выше психическая напряженность, выражающаяся втягостных переживаниях, субъективном замедлении течения времени, внарушениях сна и вегетативных изменениях. В числе причин нарастанияпричин психической напряженности при приближении к указаннымграницам четко прослеживается информационная неопределенность,умозрительное «проигрывание» возможных аварийных ситуаций и своихдействий при их возникновении. 3. Этап острых психических реакций входа. На этом этапе снимаетсяинформационная неопределенность, человек оказывается избыточноинформированным. У работника возникают положительные эмоциональныепереживания, сопровождающиеся повышенной двигательной и речевойактивностью. В появлении указанных состояний участвуют психологическиеи физиологические механизмы. 4. Этап переадаптации. Психическая переадаптация в техническихсистемах и измененных условиях существования проявляется в нарушенияхвосприятия пространства и времени, в появлении необычных психическихсостояний и сопровождается выраженными вегетативными реакциями. Однаиз особенностей этого этапа – формирование новых функциональных системв центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальнуюдействительность в необычных условиях. Другая особенность состоит вактуализации привычных потребностей и выработке защитных механизмовна воздействие психогенных факторов. 5. Этап завершающего психического напряжения. При каждомповторном преодолении психического барьера эмоциональные реакциисглаживаются и стенизируются, что объясняется достаточно полнойинформационной обеспеченностью, уверенностью в материальной части, всредствах спасения и в своих действиях в аварийной ситуации. 6. Этап острых психических реакций выхода. При работе регуляторныхмеханизмов на пределе адаптационного оптимума на этапе неустойчивойпсихической деятельности возникают необычные психические феномены. Наэтапе глубоких психических изменений имеют место развившиеся неврозы иреактивные психотические состояния, а также манифестация психозов, которые находились в латентном состоянии и были спровоцированыпсихогенными факторами. 7. Этап реадаптации. Вновь сформировавшиеся динамические системы,регулирующие отношения человека, его двигательную активность и т.д., помере увеличения времени пребывания в измененных условияхсуществования (космос, полярная станция, подводная лодка и т.д.)превращаются в стойкие стереотипные (динамические) системы. Прежниеадаптационные механизмы, возникшие в обычных условиях жизни,забываются и утрачиваются. При возвращении человека из необычных вобычные условия динамические стереотипы, сложившиеся в экстремальных(непривычных) условиях, разрушаются, и возникает потребностьвосстановить прежние стереотипы, т.е. реадаптироваться [15].13.Инновационный риск. риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Все риски делят на две большие группы: К специфическим рискам инновационных проектов, можно отнести: Инновационный риск возникает при следующих ситуациях: 14.Инновационные технологии (механизмы, процедуры). Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий:
|