Курсовая работа: Речные круизы по рекам в Южном Федеральном Округе

Название: Речные круизы по рекам в Южном Федеральном Округе
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: курсовая работа

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

профессионального высшего образования

« Ростовский государственный университет путей сообщения »

( РГУПС)

Кафедра «Социальные технологии»

Дисциплина «Транспортное обслуживание»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Речные круизы по рекам в Южном Федеральном Округе»

Студент А. С. Левченко

Группа ГСТ -4- 031

Руководитель работы

к.э.н., доцент И. И. Бутко

г. Ростов-на-Дону

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................…………................................................3

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧНЫХ КРУИЗАХ……………….………….6

1.1 Водный туризм и речное круизное дело.………………..……………….6

1.2 Водныйтранспортдляпассажирскихперевозок....……………...........11

1.3Организация обслуживания туристов на речном круизе.……………..13

ГЛАВА 2 РЕЧНОЙ ТУРИЗМ В РОССИИ …………………………………......…16

2.1 РечныекруизывРоссии……………………….………………………...16

2.2 Популярные туры речных круизов по рекам в ЮФО.............…………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................…………................24

Список использованной литературы.....................................................…………...26

ВВЕДЕНИЕ

Еслиморяиокеаныположилиначалодальнимморскимпутешествиям, то именнорекистоялиуистоковтуризма. Вместесторговымилюдьмиивоинамипо рекампутешествовалипаломники, студенты, ученые, писатели, многиеизкоторыхоставилинамсвоизамечательныеиуникальныетрудыс описаниемэтапов своегопути, снаблюдениемприроды, животногомираинаселения. Ихзаписки вомногомсыгралисвоюположительнуюрольвстановлениитуризма. Рекии водныепространствавсегдабылинаправлениемпутейколонизациииосвоения большинстватерриторий. Порекампервопроходцыиколонистыпроникалив глубьконтинентов, осваивалиновыепространства. Этипутешествияяркоописаныклассикамирусскойлитературы, которыевопределенныйпериодсвоей жизнисовершилимножествопутешествий.[1]

Речнойпассажирскийтранспорттрадиционноисегодняявляетсяважным средствомпередвижениянаместныхрегулярныхмаршрутах, разработаныи широкоиспользуютсяскоростныесуда, напримернаподводныхкрыльях, специальныеплоскодонныесудасводометнымидвижителямидлямелководья, судана воздушнойподушке.

Сразвитиемсетишоссейныхижелезныхдорог, средствавиации-перемещениепассажирскихпотоковпорекамутратилосвоепревалирующеезначение вомногихстранахирегионах, но рольречныхкруизоввтуризменеизменно сохранялась. Речныеиозерныекруизыисегоднявесьмаэффективныипользуютсяспросомвстранахитуристскихрегионах, гдеимеютсясудоходныерекии крупныеозерныесистемы.

ВсебольшеечислороссиянизарубежныхтуристовправильнопонимаетвсестороннююполезностьицелесообразностьотдыхаименновРоссиинаееводныхпросторахвречныхиморскихкруизах. Спалубыкомфортабельныхтеплоходовможнонеспешноисчувствомнаслаждатьсядивнымикрасотамирусскойприроды, оцениватьгармониюприроднойирукотворнойсреды.Постоянноменяющиесябереговыепейзажиозерно-речныхсистем,спокойствиеигладьогромныхводныхпространств, свежийвоздух, синеваилибирюзовостьводы, атакжезеленьилиприятноемногоцветиеприродноголандшафтадаютсильныйвосстанавливающийиоздоровительныйэффектототдыханаводе, авпечатленияиполученныеновыезнанияотэкскурсийвпериодостановоктеплоходаделаютподобныепутешествияещеиувлекательным познаниемприроды,истории, быта, традицийроссиян.

Периодрекреационнойадаптацииипоявлениеспособностикэффективномувосприятиюотдыханатеплоходепротекаетстремительно. Каждыйизучастниковсблагоговениемвспоминаетвремя, проведенноевкруизах. Уженеоднократнозамечено, чтомногиеимногиетуристы, побывавшиехотябыодинразнабортутеплоходаипрошедшиепомаршруту, продолжительностьюнеменее 2-3-хсуток, простовлюбляютсявэтотвидотдыханастолько, чтопотомповторяюттотжекруизпонесколькораз.

Целью курсовой работы является выявление основных аспектов, возникающих при организации речных круизов, а также перспективы развития данного вида отдыха в России и ЮФО. В связи с целью поставлены следующие задачи:

- проанализировать общие понятия об организации речных круизов в России;

- рассмотреть вопросы организации речных круизов в ЮФО на примере ООО "Круиз".

Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических вопросов, направленных на организацию речных круизов отечественными компаниями.

Объектом исследования являются речные круизы по России, в общем, и в ЮФО в частности.

При написании работы использовались учебные пособия (Бержаков М.Б., Никифорова В. А., Аванесовой Г. А.), данные рекламной продукции туроператоров ("Круиз", "Спутник"), электронных страниц (http://www.catamarancruisers.ru,www.citycruises.ru,http://travel.ru/).

В структуре работы выделено две главы основной части, заключение и список использованной литературы. В первой главе будет рассмотрен, приведены условия развития туристической отрасли Бразилии. Во второй главе будет рассматриваться. В заключении приведены выводы из работы, выделены основные туризма. Дан список использованной литературы.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧНЫХ КРУИЗАХ

1.1 Водный туризм и речное круизное дело

Круиз - водное путешествие с целью отдыха и удовольствия. Если обращаться к целям туризма, видимо, круиз - самый подходящий образ путешествия, способный принести удовлетворение отдыхающему. Спокойное, медленноепередвижение по водным пространствам, в противовес энергичной напряженнойобычной жизни в современном обществе, снимает накопившиеся стрессы, а свежий воздух и регулярное питание способствуют оздоровлению организма. Приправильной и комфортной организации проживания, питания и достаточногоразвлечения на борту и экскурсионных программ на берегу в период временныхстоянок - круиз является одним из самых изысканных и благодатных видов путешествий.

Круизпозволяетсовершитьтуриступутешествиенадостаточнодлительное расстояние, приэтомперемещениесовершаетсянезатруднительнодля туриста, большаячасть переходовсовершаетсяночью, когдатуристыспят. Не требуютсячастаясменагостиниц, устройствавномере, сборираспаковкавещей, транспортировкабагажа. Каютазакрепленазапассажиромнавсевремякруиза. Такимобразом, перемещениеявляетсяпроцессомиметодомотдыха, анесамоцелью. Этоважный фактор, которыйпозволяетэкономитьирациональноиспользоватьвремядля отдыхаиразвлечения, ивпериодпутешествияпосетитьмноготуристскихцентров. Сдругойстороны, круизныетуристынеберутночевкувместепосещения, обычнопитаютсянакорабле, относительнодестинациитуристаминесчитаютсяи втуристскойстатистикенеучитываются.

Для туристских маршрутов водными транспортными средствами предлагается закрепить собственные наименования:

- "экспедиционный туризм", обеспечивающий посещение уникальных природных мест;

- "конгрессивный туризм", при котором наряду с проведением на пассажирских судах конференций, симпозиумов, фестивалей доступными для их участников становятся разнообразные туристские ресурсы;

- "лечебный туризм" - пассажирское судно, совершающее круизные рейсы на линиях с наиболее благоприятными климатическими условиями и оборудованное медицинской техникой и врачебным персоналом, также служит и плавсредством доставки клиентов "плавучей лечебницы"в рекреационные зоны и к разнообразным объектам туристского интереса. В рейсе на речных 3-4-палубных теплоходах можно организовать выставку на борту, провести ряд развлекательных мероприятий, обеспечив отличное сочетание работы и отдыха.

Туроператору необходимо иметь в виду, что привлекательность речных круизов для различных групп имеет существенные различия, которые зависят от возраста, профессии и даже от национальности.

Лучшим обоснованием востребованности речных круизов в конкретном регионе будут результаты анкетирования туристов и данные исследований на внутреннем водном транспорте, обеспечивающие в сфере туризма возможность:

а) расширения географии круизов;

б) установления взаимовыгодного взаимодействия с другими видами транспорта по разработке и внедрению комбинированных туров;

в) целенаправленное проведение реконструкции или модернизации речных туристских судов.

Организаторами речных круизов могут быть:

1. сами судовладельцы, сформировавшие собственную туристскую структуру или дочернее предприятие;

2. туристская компания, накопившая опыт проведения путешествий по воде на зафрахтованных судах или имеющая в собственности суда соответствующего класса.

В первом случае туристская фирма заблаговременно, но не позднее 1 сентября года, предшествующего плановому, подает судовладельцу заявку, указывая в ней:

- пункты назначения (дестинации) на кольцевом или линейном маршруте перевозки туристов в предстоящий навигационный период;

- планируемое количество полных рейсооборотов по каждому маршруту;

- при открытии судовладельцем постоянных туристско-экскурсионных линий, - маршруты круизов и их сроки по программам внутреннего или въездного тура;

- количество мест и условия размещения на борту судна (по категориям кают).

На основании заявки и, исходя из собственных возможностей, судовладелец планирует выделение определенного количества мест на своих судах и до начала навигационного периода заключает с турфирмой договор.

При фрахте транспортных средств судовладелец может:

а) заключить договор на обслуживание судна во время стоянок, на снабжение топливом, продуктами питания для туристов на борту. При этом туроператор получает полный пакет услуг за сумму, которую он не может корректировать;

б) переложить функции на туроператора, который может минимизировать расходы по туру с целью удешевления пакета услуг. При этом определяются:

- количество и наименования судов;

- количество мест по категориям размещения на каждом судне;

- маршруты и сроки круизов;

- количество постельных принадлежностей на один рейсооборот каждого судна и размер оплаты за их использование;

- стоимость переезда по маршруту за один рейсооборот и общая сумма расходов, подлежащих оплате;

- сроки внесения оплаты за каждый рейсооборот.

Туроператор должен оплатить в установленные договором сроки стоимость фрахта судна. Как правило, оплата за аренду судна на каждый тур производится не позднее 15 суток до начала рейса.

Если речной (озерный) круиз продолжительный, то туроператор заключает отдельные договора на:

- организацию питания на борту туристов;

- экскурсионное обслуживание в дестинациях;

- проведение культурно-развлекательных мероприятий на борту в ходе круиза (музыкальные коллективы, артистические бригады, др.);

- организацию досуга - доставка на борт книжной литературы и журналов, кино- и видеофильмов и т. д.

Туристы перед отплытием прибывают на пристань за 2 часа до отхода судна, проходят регистрацию, контроль безопасности и досмотр багажа и ручной клади, а затем размещаются в каютах.

Нескольколет проводился опрос круизных туристов на различных маршрутах, преимущественно северо-западного направления. По своему социальному составу в круиз туристы направляются50—55% семьей, со знакомыми - 27%, остальные в одиночку. Возрастной состав до25 лет - 30%, от 25 - 40 лет - 22%, старше 40 лет - 48%. Следует отметить большойпроцентный состав замужних женщин - до 35%. Для круизных маршрутов великпроцент повторных туристов. Некоторые туристы избирают такой вид отдыха исовершают одно и то же путешествие ежегодно в сезон отпусков. Следует отметить,что речные круизы рассчитаны на туриста с высокой плажеспособностью. При возможности круизы являются привлекательными путешествиями в рамках социального туризма.

При выборе вида отдыха туристы пользуются следующими мотивациями:

- желание отдохнуть именно на воде (до 32%);

- желание провести отдых в спокойной размеренной и комфортной обстановке (до 52%); не иметь забот оборганизации развлечения (до 45%);

- желание увидеть новые местности, старинные города, посетить музеи, монастыри и другие достопримечательности (до26%);

- рекомендации друзей и знакомых (до 17%).

Важный мотив - приемлемая стоимость тура, причем стоимость тура особенно важна именно на короткихмаршрутах, нежели на продолжительных (и соответственно более дорогостоящих,которые приобретает состоятельная часть населения).

Обращаясь к методам и принципам статистики в туризме, следует отметить, чтокруизное дело на маршрутах продолжительностью более одного дня достаточносложное, туристы в процессе тура обычно живут и питаются на борту судна, а наберег сходят лишь для просмотра кратковременных экскурсий. Поэтому согласнопринципам ВТОкруизные пассажиры не относятся к категории туристов, а считаются экскурсантами, т. е. однодневными посетителями. Они не учитываютсяв статистике туризма по территории пребывания. Доход местностям, в которыхсовершаются остановки, круизные туристы приносят лишь покупкой сувенировместного производства, туристских товаров и посещением экскурсий. При достаточно большом потоке туристов это позволяет создать некоторое количестворабочих мест в сезон.

Речные путешествия и круизы бывают кратковременными (1-3 дня) и длительными (25-30 дней).

1.2 Водный транспорт для пассажирских перевозок

Перевозкиводнымпутемпорекам, каналами озерамиозернымсистемамсовершаютсядляперемещенияпассажировигрузовв различныхцелях, втомчислеивцеляхтуризма.

Средипассажирскихвыделимсредстваречныхперевозок:

- судамаломерногофлота (катераияхты, плоскодонныеречныесудадлямелководья, моторныелодки), используютсядляиндивидуальныхчастныхперевозок итуризма, такжедляперевозокпассажировнамелководныхрекахизаливах, водохранилищах;

- сударегулярныхлинийпассажирскихперевозокпосудоходнымрекам;

- круизные речные суда чартерных рейсов по судоходным рекам, озерным системам и водохранилищам;

- экскурсионные и прогулочные суда по каналам и рекам в пределах городов, населенных пунктов, в том числе, рейсовые как средство городского сообщения (речные трамваи);

- специальные суда с прозрачным дном для обозрения подводных объектов;

- речные паромные переправы.

Для речных пассажирских перевозок используются суда с паровым двигателем, двигателем внутреннего сгорания или дизель-электрическим приводом.Различаются колесные суда (два гребных колеса по бортам обычно в центре корпуса судна или одно за кормой), суда с приводом гребным винтом, водометные, навоздушной подушке. Для регулярных скоростных речных перевозок пассажировприменяются суда на подводных крыльях типа "Ракета" и большой вместимостии высокой мореходности класса "Метеор".[2] Отдельно рассматриваются парусныеяхты, катера различных типов и моторные лодки с винтовыми стационарными иподвесными моторами, водометными движителями, воздушными пропеллерами, а также специальные парусные суда для движения по гладкому льду замерзающих водоемов - буера.

Речные перевозки обычно осуществляются в сезон на воде, свободной ото льда,т. е. имеет значение сезонность перевозок. Этот фактор весьма важен, посколькубольшая часть рек и водных пространств северного полушария замерзает зимой,и перевозки становятся практически неосуществимыми. Навигация на рекахоткрывается лишь после схода льда. Для организации стоянки, посадки и высадки пассажиров и приемки грузов оборудуются речные пристани с причалами идебаркадерами различных типов. На пристани устраиваются органы управленияречными перевозками, технического обеспечения перевозок, заправки судов пресной водой и продовольствием и топливом, ремонта и профилактики судов, кассыи залы ожидания для пассажиров, рестораны и другие пункты питания, экскурсионные бюро, магазины, багажные отделения, спасательные станции, службы навигации и другие элементы инфраструктуры этой развитой индустрии.

Взависимостиотназначенияречныесудаимеютобширныепалубныепространствадля пассажиров (крытые или открытые с сидячими местами), а для рейсов продолжительностью свыше 24 часов - также спальные каюты для пассажиров различных классов и экипажа. Практически на всех судах устраиваются помещения общего пользования - рестораны, буфеты, читальни, залы отдыха,туалеты, различные служебные помещения. Так, например, большая часть пассажирских судов на Сайменской озерной системе не имеет кают для пассажиров со спальными койками,[3] поскольку рейсы непродолжительны и проводятся в пределах суток. Перевозки по протяженным водным маршрутам занимают время домесяца (и более), такие суда оборудуются спальными каютами.

Для речных круизных перевозок строятся огромные 3-4 - палубные комфортабельные суда вместимостью 300–400 пассажиров. Нередко реставрируются и восстанавливаются суда старинной постройки с оборудованием роскошных салонов и кают, систем отдыха и развлечения.

1.3 Организация обслуживания туристов на речном круизе

Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового ресторана и руководителя круиза комиссионно принимают судно, проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования с целью определения их готовности к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристических линиях за 2 часа до отправления.

Пароходством и турфирмой до начала круиза разрабатывается общий порядок дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех пассажиров и обслуживающего персонала. Регистрация туристов призводится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала.

До начала посадки руководитель круиза обязан предъявить кассе вокзала копию поручения внесенных платежей и после регистрации туристов за 30 мин. до отправления судна - справку о количестве туристов, прошедших регистрацию на данный рейс с указанием категорий пассажирских мест.

В начале туристического рейса капитан судна, руководитель круиза с участием помощника капитана, директора ресторана, судового медика проводят беседу с туристами о целях и условиях поездки, правилах поведения на судне, на берегу во время экскурсий и купаний и т.д.

На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могут быть платными).

Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальными, читальными салонами; кинозалом для проведения собраний и концертов; телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм; шезлонгами и лежаками; солярий; оказание первой медицинской помощи.

Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет:

- прием заказов на подачу такси к причалу;

- бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;

- бронирование билетов на смежные виды транспорта;

- переноска багажа;

- продажа товаров в киосках и буфетах (барах);

- пользование гладильной доской;

- услуги парикмахерской;

- пользование сауной и камерой хранения.

Питание туристов производится в судовых ресторанах согласно заявке. Туристическая бригада на речных круизах питается с туристами, и заказ питания включается в общую заявку.

Древний тезис "хлеба и зрелищ", который, присутствовал еще и в дохристианские времена, во второй своей части наиболее ярко проявляется в круизном туре.Нахождение несколько дней и более на пространстве, ограниченном габаритамисудна, большого количества туристов,[4] которое доступно для них лишь в незначительной части судовых помещений (каюты, салоны отдыха, прогулочные палубы, рестораны), в состоянии безделья и при отсутствии телевизора, пробуждаетпрактически у всех туристов потребности интенсивного развлечения и общения.

Экскурсионные программы лишь частично поглощают время и энергию, созерцание в бинокль медленно проплывающих мимо берегов достаточно быстро надоедает. Поэтому программам развлечения на самом судне уделяется большое внимание. К услугам туристов библиотека, постоянные развлекательные программы,лекции по истории и иной тематике в зависимости от характера преобладающейгруппы туристов (национальность и язык, уровень образования, возраст, интересы), палубы для отдыха. Постоянно организуются праздники с участиемартистов и всех туристов, например "праздник Нептуна", игры, танцы, кино,выдумки и "развлекаловки" аниматоров и др. Предусматриваются зеленые стоянки с непременным пикником на природе и шашлыком. Для всех туристов в началекруиза по установившейся традиции - непременный коктейль от имени капитана судна и по завершению круиза прощальный ужин. Возможности для организации активных видов отдыха на самих речных судах, по сравнению с морскими гигантскими круизнымилайнерами, на которых есть даже поля для мини-гольфа, значительно ограничены. Тем не менее, изобретательность организаторов речных круизов доставляеттуристам массу[5] удовольствия и развлечений.

ГЛАВА 2. РЕЧНОЙ ТУРИЗМ В РОССИИ

2.1 Речные круизы в России

Все большее число россиян и зарубежных туристов правильно понимает всестороннюю полезность и целесообразность отдыха именно в России на ее водных просторах в речных и морских круизах. С палубы комфортабельных теплоходов можно неспешно и с чувством наслаждаться дивными красотами русской природы, оценивать гармонию природной и рукотворной среды.

Водныемаршрутыактивноиспользуютсядляпассажирскихперевозокитуристскихцелей. ВодныйречнойтранспортвРоссиивыполняетобъемпассажирских перевозок21млн. чел. в год. Водныевидыотдыхавесьмапопулярны. Широко используютсявозможностидляиндивидуальныхпутешествийитуризма, втом численаразличногородалодках, яхтах, речныхкруизныхиэкскурсионныхсудах. Плаваниепоканаламиводнымсистемампозволяетполучитьтуристамспокойныйотдых, преодолениешлюзоввноситразнообразиеивсегдапривлекаетвниманиетуристов, провинциальнаяжизньвгородахиселенияхразвлекает, имеются широкиеэкскурсионныевозможностипосещенияобъектовтуристскогоинтереса вприбрежныхтерриториях-природных, историческихдостопримечательностей, социокультурныхобъектов.

Следует отметить, что значительная часть российских туристов приобретает путевки на речные круизы сдотацией от предприятий и организаций, т. е. по линии социального туризма.[6]

Сегодня речные круизы по России стали международным туристическим направлением. Иностранные туристы из Франции, Германии, Испании, США, Китая имеют возможность открыть для себя огромную, неизвестную им Россию. Развитие речных круизов для иностранных туристов привело к повышению уровня этого туристического продукта. Речные круизы сегодня это не дешевый отдых, но высокого качества турпродукт каждый год привлекает все больше туристов, которые зачастую становятся фанатами этого вида отдыха. В полной мере можно сказать, что речные круизы становятся очень престижным, элитным видом отдыха в России и уверенно конкурирует более доступными зарубежными направлениями.

Во время речных круизов туристам предоставляется возможность:

- посетить оперные спектакли в городах и участия в шоу;

- совершать автобусные экскурсии

- быть участником развлекательных мероприятий

- отдохнуть на пляжах Черного моря в самых известных курортных местах.

На борту туристов ждут представления, конкурсы, концерты профессиональных ансамблей и развлекательные программы.

На российских речных трех- четырехпалубных судах имеются каюты категории «люкс» (обычно на шлюпочной палубе), 1, 2, 3 и 4-местные каюты с одноярусным и двухъярусным размещением в них, оборудованные кондиционерами и приборами личной гигиены.

В России речные круизы широко используются в водном туризме. Большиеозера и водные пространства и системы, сообщенные каналами в европейской части страны, позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное иКаспийское моря, сделав Москву портом пяти морей. Из крупных каналов следует указать: Беломоро-Балтийский (227 км), Волго-Балтийский (361 км), Волго-Донской (101 км). Крупнейшие реки страны - Волга, Кама, Ока, Свирь, Обь,Енисей, Лена, Амур и другие, большие озера - Байкал, Ладожское и Онежское,Ильмень и Чудское - стали использоваться для организации речных перевозоки круизов различной протяженности и длительности. Отечественная судостроительная промышленность выпускала маломерные суда и быстроходные суда "Ракета" и "Метеор" на подводных крыльях. Для дальних круизных маршрутов использовались крупные многопалубные речные лайнеры, преимущественноизготовленные на верфях ГДР и Финляндии. Часть этих судов и до сего времени находится в эксплуатации.

Восновномэтосуда:

- проект301постройкиГДР, типовоетуристскоесудно, например"Кронштадт", длина125м, ширина16.7м, пассажировместимость360чел., скоростьхода26.6км/час;

- проект20, типовоетуристскоесудно"СоветскийСоюз", длина121м, ширина16.8м, пассажировместимость439чел., скоростьхода26км/час;

- проект585, типовоегрузопассажирскоесудно"Н.В. Гоголь", длина95.8м, ширина14.3м, пассажировместимость364чел., скоростьхода

23.7км/час;

- проект92-016, типовоетуристскоесудно"ГеоргийЖуков", длина129м, ширина16.7м, пассажировместимость332чел., скоростьхода25.1км/час.

Вэксплуатациинаходятсяисовременныеиреконструированныеречныесуда проектов301, 302, 305,588, 646,атакжедругие.[7]

В России организуются следующие рейсы:

- туристские, действующие по специальным маршрутам и расписаниям. Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляется определенный комплекс услуг;

- прогулочные, продолжительностью не более шести часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсий и досуго-развлекательного обслуживания;

- специальные, выполняемые по отдельным заказам;

- линейно-транспортные - регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям

В настоящее время наиболее комфортабельными речными лайнерами эксплуатируемых в настоящее время в России, считаются суда дальнего следования проектов 301 и 302.

Теплоходы, построенные по этим проектам представляют собой трех-четырехпалубные суда с 1-4-местными каютами, которые оборудованы санузлами, кондиционерами и холодильниками. На теплоходах работают ресторан, бар, салона, кинозал, сауна, сувенирный киоск.

В последние годы внутреннее оборудование многих судов было модернизировано с целью их соответствия современным стандартам. Такие суда плавают на туристских маршрутах по Волге, Каме, Дону, а также по рекам и озерам Волго-Балтийского пути.

В целом речное дело в России и во многих других странах - отрасль дотационная. Содержание навигационных средств на водных путях большой протяженности со сложными фарватерами при необходимости регулярного сопровождения,отслеживания и углубления меняющегося фарватера, ремонта, сезонного монтажа/демонтажа оборудования, содержания и обслуживания шлюзов, а такжеобслуживающего персонала не компенсируется сборами и налогами на грузовыеи пассажирские перевозки. Негативно сказывается высокая стоимость топлива, афрахтовые цены столь высоки, что стоимость туристского обслуживания становится неадекватной уровню и качеству услуг и начинает превышать по стоимостианалогичные услуги зарубежных туристских круизных туроператоров.

Фрахт комфортабельных речных судов стоит достаточно дорого. Например,фрахт судна 301 проекта обходится туристской фирме более 6000 $.Значительную лепту в повышение цен вносит неустойчивая и имеющая тенденцию к постоянному повышению ценовая политика на топливо для судов. Это всвою очередь генерирует высокие цены на туристские услуги.

2.2 Популярный тур речных круизов по рекам ЮФО

Речные туристские перевозки выгодный, но сезонный, бизнес. В сфере водного бизнеса действуют несколько крупных перевозчика "Круиз", ООО "Алькор Юг", ОАО "Спутник". В Ростове-на-Дону ежегодночерез рынок водных туристских перевозок проходит около 1 млн. пассажиров, цена на билет составляет от 10 $. Годовой оборотводного рынка оценивается в 10 млн. USD.

Речные круизы хороши в теплую погоду, что для стран северного полушария существенно сокращает сезон. Навигацияначинается в середине мая и заканчивается в октябре месяце, на северных маршрутах сезон еще короче. Следует учитывать осенние шторма и туманы.

Речные круизы из Ростова-на-Дону до Волгограда пользуются большой популярностью ввиду своей оптимальной продолжительности и стоимости. Кроме того, это пяти или шестидневное путешествие насыщенно событиями и впечатлениями. Во-первых, это экскурсия по Волгограду с посещением Мамаева кургана. Во-вторых, по пути теплоход совершит постановки в городе Константиновск и станице Старочеркасская. Спрос на этот круиз очень высок.[8]

Ростов-на-Дону - Волгоград - Ростов-на-Дону

Теплоход:Анатолий Папанов (проект 588)

Продолжительность: 6 дней

Отправление:Ростов-на-Дону 16.06.2011 20:00

Прибытие:Ростов-на-Дону 21.06.2011 16:00

Питание: трех разовое

Категория каюты - стоимость на 1 человека:

1. Шлюпочная палуба:

- Панорама 1 (шлюп.пал.) - 27900 руб.

- Люкс А, Б (шлюп.пал.) - 24300 руб.

- Полулюкс (шлюп.пал.) - 21300 руб.

- 1-местн. (шлюп.,сред.пал.) - 24300 руб.

- 2-местн.1-яр. (шлюп.пал.) - 19100 руб.

2. Средняя палуба:

- Панорама 2 (средн. пал.) - 27900 руб.

- Полулюкс (средн.пал.) - 21300 руб.

- А2+(2) 2-местн.1-яр. (средн.пал.) - 19100 руб.

- А2 - 2-местн.1-яр. (сред.пал.) - 16600 руб.

- Б2к 2-местн.1-яр. (средн.пал.) - 10700 руб.

3. Главная палуба

- А2+(3) - 2-местн.1-яр. (главн.пал.) - 19100 руб.

- А2 - 2-местн.1-яр. (главн.пал.) - 16600 руб.

4. Нижняя палуба

- А2н - 2-местн.1-яр. (нижн.пал.) - 12300 руб.

- А4н - 4-местн.2-яр. (нижн.пал.) - 12300 руб.

В стоимость размещения на 1 человека входит, руб.:

- размещение в каюте выбранной категории

- трехразовое питание

- экскурсионное обслуживание согласно программе круиза

- развлекательная программа на борту

Скидки:

- дети до 10 лет - скидка 10% (скидки не распространяются на каюты "Панорама", люкс и полулюкс и предоставляются только на основные места при двухместном размещении)

Дополнительные условия размещения:

- в каютах категорий "Панорама", Л, ПЛ, А2+: третий человек - скидка 25%, четвертый человек - скидка 40%

- в каютах категорий А2н, А4н: третий и четвертый человек - скидка 40%

- доплата за одноместное размещение в каюте категории А2 составляет 80% от стоимости основного места Информация для агентств.

1-й день 20:00 - отправление из Ростова-на-Дону;

2-й день 08:00-13:00 - посещение города Константиновск. Это крупный районный центр. Обязательно предлагается экскурсия в винсовхоз. Специалисты-виноделы расскажут о сортах вин, также предлагается дегустация от 8 до 12 различных сортов вин. Экскурсия за дополнительную плату.

3-й день 09:00-13:00 - "Зеленая стоянка" в Ильевке, время прибытия и продолжительность устанавливается капитаном в зависимости от погодных условий.

4-й день 08:00-16:00 - экскурсии по Волгограду. В пешеходной части маршрута предстоит посещение великолепной набережной Алее Героев, площади Павших Борцов. Экскурсионный автобус проедет по самым знаменитым улицам и местам города. Также предстоит посещение Мамаева Кургана, где есть возможность осмотреть все памятники "Героям Сталинградской Битвы", отдать дань памяти защитникам Родины и возложить цветы к Вечному огню.

5-й день 09:00-14:00 - посещение станицы Старочеркасская - одной из станиц Войска Донского. Здесь можно посетить Атаманское подворье, Атаманский Дворец, Войсковой Собор и Колокольню.

6-й день 16:00 - прибытие в Ростов-на-Дону.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речной круиз представляет собой водный туристский маршрут, в общем случаемногодневный, на речном судне, на котором туристу предоставляется пакет услугперевозки,размещения и питания, развлечения на судне, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание. Судноперемещается по рекеили озерно-речной системе последовательно из одного пункта в другой соответственно программе круиза сплановыми остановками в населенных пунктах илиместностях для совершения туристами экскурсий или отдыха (зеленые стоянки).Круиз может совершаться в одну сторону или быть круговым.

Водные туристские путешествия, в общем, и речные круизы в частности имеют как ряд неоспоримых достоинств:

- высокий уровень комфорта;

- значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более);

- возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный туризм, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический туризм и пр.);

- возможность полноценного отдыха;

- полный комплекс жизнеобеспечения,

Но на ряду с достоинствами речных круизов существует ряд недостатков:

- невысокая скорость движения транспортных средств;

- ограниченная мобильность;

- синдром замкнутого пространства;

- подверженность части людей морской болезни;

- в ряде случаев высокие тарифы и другие факторы.

Речной транспорт, имеющий ограничения навигационного периода, требует больших затрат на содержание береговых служб и его функционирование во многом определяется доходами от внутреннего туризма: перевозка туристов составляет лишь 1,5% от общего объема, а прибыль достигает 60 - 70%.

Объемы перевозок туристов по внутренним водным путям в последние годы характеризуются устойчивой тенденцией роста: речной круизный рынок России насчитывает более 150 маршрутов с использованием комфортабельных 2-4-палубных судов, построенных еще по заказам СССР на верфях ГДР, Австрии, Венгрии и Чехословакии.

Список использованной литературы

1. Азар В.И. Транспорт и туризм. — М.: Транспорт, 1973.

2. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. М.: Аспект Пресс, 2004. – 312 с.

3. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Гардарики, 2001. – 372 с.

4. Водный туризм. Под ред. В.Н. Григорьева. - М.: Профиздат.1990.

5. Бержаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. - СПб.: "Издательский дом Герда", 2005. — 208 с.

6. Бержаков М.Б. и др. Речные круизы. В справ. "Туристские Фирмы", вып. 11:ОЛБИС, 1996. С. 69–85.

7. Бержаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: первозки.- М.: Аспект Пресс, 2001. – 286 с.

8. Будко И.И. Транспортное обслуживание туризма. М.: Дело, 2006. – 282с

9. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М.: Дашков, 2006. – 366

10. Грицкевич В.П. История туризма в древности. — СПб.: Издательскийдом Герда, 2005.-336 с.

11. Зорина Г.И, Ильина Е.Н, Мошняга Е.В. Основа туристской деятельности. - М.: Дело, 2002. – 200 с.

12. Зорин И.В, Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. - М.: Советский спорт, 1999.- 282 с.

13. Зорин И.В, Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с.

14. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. - М.: НОУ ЛУЧ,1999. - 102 с.

15. Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. - М.: Дело, 2001. – 348

16. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены. Современная практика. – М.: Наука, 1993. - 276 с.

17. Квартальнов В.А. Финансы и статистика. - М.: Гардарики, 2002. – 320с

18. Мамедов А.А. Технологические системы обеспечения туристских услуг. - М.: ЦРИБТУРИСТ, 1988. - 81 с.

19. Окрепилов, Владимир Валентинович. Менеджмент качества/ В.В. Окрепилов. - СПб.: Наука, 2003. - 991 с.

20. Петров С.В., Шапкина К.Е. Планирование и организация транспортных путешествий.- М.: ЦРИБ.ТУРИСТ. 1986

21. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 464 с.

22. Ромашков Е. Водный туризм. - М.: ФиС. 1957.

23. Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 182 с.

24. Тихомирова, Елена Ивановна. Экономический рост и конкурентоспособность российских регионов: стат.-экон. исслед./ Е.И. Тихомирова; - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. -418 с.

25. Тихомиров В.Д. Спортивная классификация туристских путешествий. - М.: Просвещение, 1975. - 344 с.

26. Уокер Д. Введение в гостеприимство. - М.: Дело, 1999.

27. Усыскин Г.С. Тихвинская водная система – вчера, сегодня, завтра. - СПб.: НевскийФонд. 2000.

28. Финансовый менеджмент: Учебник / A.M. Ковалева, Н.Б. Москалева, М.Б. Траченко и др.; Под ред. A.M. Ковалевой; Гос. ун-т упр.. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 283 с.

29. Шаповал Е.Ф. История туризма. Пособие. Минск.: Экоперспектива. 1999. - 303 с.


[1] . Бержаков М.Б. и др. Речные круизы. В справ. "Туристские Фирмы", вып. 11:ОЛБИС, 1996. С. 69–85.

[2] Суданаподводныхкрыльяхиспользуютсядляперевозкинаморе, однакоимеютограничениевплаванииповысотеволны. Так, наЧерноммореосуществляютсяприбрежныеперевозкипассажировитуристовмеждукурортами.

[3] Собственнокаютыимеются, нооборудованыдиванчикамидлясиденияистоликомскреслом

[4] Некоторыесудапринимаютнабортдо 430 туристов.

[5] Большуюилименьшую, взависимостиотэнтузиазмаипрофессионализмаорганизаторовиисполнителей.

[6] www.citycruises.ru

[7] Бержаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: первозки.- М.: Аспект Пресс, 2001. – 286 с.

[8] http://kruis.ru/.