Реферат: Государственный бюджет и проблемы его формирования
Название: Государственный бюджет и проблемы его формирования Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственный бюджет и проблемы его формирования Чтобы разобраться, что такое государственный бюджет нужно обратиться к научной трактовке государственного бюджета итак государственный бюджет – это важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры её развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: • первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов; • второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; • третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на схеме 1: Схема 1 – Структура консолидированного бюджета РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей. В бюджетном кодексе Российской Федерации (статья 175) регламентировано, что «баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета». В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах прошлого века. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли В.А.Галанов, А.М.Ляндо, Н.С.Марголин, В.С.Павлов, Т.Я.Шахова. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, провести прогнозные финансовые расчеты, разработать направления финансовой политики. В таблице 1 приведены основные показатели сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне: Таблица 1 – Показатели сводного финансового баланса
Доходы и расходы всегда «привязаны» к определенному субъекту хозяйствования (экономической единице), относящейся по типу своего экономического поведения к тому или иному сектору экономики: Таких секторов пять: -нефинансовые предприятия, охватывающие производителей товаров и рыночных услуг (кроме финансовых услуг); -кредитные организации, выполняющие финансовые операции и услуги на коммерческой основе, включая и услуги по страхованию (страховые организации); -государственные и муниципальные (бюджетные) учреждения, предоставляющие нерыночные услуги для коллективного пользования, а также фонды социального обеспечения. -общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства и занятые оказанием нерыночных услуг для особых социальных групп населения; -домашние хозяйства, охватывающие семейные ячейки как потребителей товаров и услуг. Финансовый баланс страны позволяет отразить: во-первых, финансовые взаимосвязи между отдельными экономическими секторами; во-вторых, процессы образования всех элементов ВВП и его дальнейшего использования. Государственный бюджет Российской Федерации в динамике 2006 – 2010 годов, что приведено в таблице 2: Таблица 2 – Анализ бюджета Российской Федерации за 2006 – 2010 годов (млрд. рублей)
Ну, а теперь, изложив суть государственного бюджета Российской Федерации, обратимся к проблемам, так как в любой человеческой деятельности всегда есть место образоваться проблеме, ну начнем с того, что для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Таким образом, бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. Наша страна делает еще только первые шаги к становлению подлинно федеративных отношений между бюджетами различных уровней. Тем не менее, основы к их формированию уже заложены и в развитии бюджетного федерализма достигнуты положительные результаты, хотя, несомненно, существует еще и немало проблем. Главное условие формирования государственного бюджета заключается в том, чтобы дефицит его не превышал 10%, т. к. преодоление десятипроцентного барьера может привести к росту инфляции и утрате государственного контроля над экономикой. Уменьшить бюджетный дефицит можно с помощью государственного долга. Необходимо заметить, что в условиях развивающейся, растущей экономики государственный долг может быть уменьшен. Это возможно в двух случаях. Во-первых, когда образуется первичный бюджетный избыток, т. е. сумма выплат процентов больше предполагаемых. Таким образом, погашаются не только проценты по заемным средствам, но и часть ссуды. Во-вторых, когда темп прироста национального продукта превышает реальную ставку процента, таким образом, образуется избыток продукта, т. е. прирост продукта на каждый вложенный рубль превышает доход, получаемый на средства, вложенные в банк. |