Реферат: Дискриминация женщин 2

Название: Дискриминация женщин 2
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Уральская государственная юридическая академия

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Дискриминация женщин

Екатеринбург

2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ 4

2. ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

7

2.1. Неравноправие, где и в чем проявляется 10
2.2. Открытие собственного дела как способ избавления от дискриминации 11
2.3. Женские общественные организации 13
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН 17
3.1. Современный подход к проблеме 17
3.2. Федеральный закон «О государственных гарантиях 21
равных прав и свобод и равных возможностей
мужчин и женщин в Российской Федерации
ВЫВОД 24
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС 25

"Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы

все они одинаково были подчинены законам".

Жан Леро́н Д’Аламбе́р

– великий французский просветитель.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас слышал о дискриминации по половому (гендерному) признаку, т.е. дискриминации по отношению к женщинам. О дискриминации мужчин мы никогда ничего не слышали.

Почему мы выделяем права женщин в контексте прав человека? Потому что тысячелетиями под правами человека подразумевались права мужчин, а женщины, согласно философской традиции, считались существами второго сорта. Для оправдания разделения ролей, между мужчиной и женщиной, сложился миф о "природном назначении" каждого пола, об особенностях "мужского" и "женского" характера, о "тайне" пола. В его основе лежит строгая соподчиненность в отношениях между полами: мужчина - полноценный человек, субъект истории, женщина - жена мужа своего, объект его власти - власти патриархального рода.

Таким образом, философия заложила основы патриархата, которые в том или ином виде воспроизводились в последующих обществах и культурах. Она создала механизмы, автоматически воспроизводившие систему власти, при которой на вершине социальной пирамиды патриархатного общества всегда оказывался мужчина, и он обладал правом прибегать к насилию ради сохранения власти и поддержания своего авторитета.

В своей работе я проанализирую истоки социальной дискриминации, состояние этого вопроса в мире и в России в частности, разберусь в нормативно-правовых актах затрагивающих эту сторону нашей жизни.

Что несет за собой само понятие? Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, а иногда и угрозой для ее безопасности.

1. ИСТОКИ НЕРАВНОПРАВИЯ

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.

В древние времена женское начало в большинстве культур считалось началом темным, губительным, искушающим. Для большинства традиционных культур искушение — это то, что сбивает с истинного пути. В древнем мире женщина — всегда источник соблазнов. Японская пословица гласит: «Красавица — это меч, разрубающий жизнь». Этой мысли вторит древнееврейский мудрец Екклесиаст: «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы».

В ветхозаветном обществе, описывающем состояние человека после грехопадения, положение женщины на «вторых ролях». Она практически исключена из общественной жизни и во всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, как правило, отводится роль пассивной стороны. Эта традиция сохраняется и в средневековом иудаизме. Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина за то, что Бог не создал его женщиной. Можно соглашаться или не соглашаться с библейской интерпретацией человеческой истории и смысла взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но факт остается фактом: известное нам древнее традиционное общество — это общество патриархальное, в котором царит женское бесправие...

В других древних культурах, основанием которых стала не монотеистическая традиция иудаизма, положение женщины еще более бесправно. На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог все.

Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, мужчина имел неограниченную власть над членами своей семьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету она являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись — все делалось только через опекуна. К людям («авилумам») приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений.

Ни древняя Греция, ни Древний Рим небыли исключением в плане отношения к женщине. В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах (городах-государствах) женщины никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властью распоряжаться имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу. Супружеская измена в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина.

Аристотель утверждает, что причиной неравенства является качественная разница между полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины. Мужчина не просто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа a priori предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины побуждает ее подчиняться.

Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Эта цитата известна, по-моему, всем феминисткам нашего столетия и они с удовольствием оперируют ею. Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия, но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия "социальная дискриминация женщины".

Еще долгие столетия женщина не принимала никакого участия в общественно-политической и интеллектуальной жизни.

Всерьез же против положения женщины «босой, беременной и на кухне» начинает восставать лишь сознание европейца конца XVIII — начала XIX века. Хотя существенно - ничего не меняется. Знаменитый кодекс Наполеона выдержан вполне в патриархальном духе: текст кодекса закрепляет верховную власть мужа в семье, в суде не могут быть рассмотрены показания жены в качестве свидетельских, проституция оправдывается как способ сохранения единобрачия и т. д.

На смену крайностям древнего мира, обрекавшего женщину на бесправное существование, пришли крайности феминизма, заразившего женщину стремлением обязательно быть «не хуже» мужчины во всем: одежде, спорте, профессии и т.д. И если во многом такое стремление справедливо и оправдано, то, доведенное до крайности, оно становится абсурдным отрицанием половых различий и, на самом деле, мешает, а не помогает женщине полноценно развиться как личности.

Октябрьская революция в России 1917 г. дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в том числе гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.

Но дискриминация “слабого пола” сохранялась и при советском режиме. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к “тяжелым” и “вредным” производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.

Многовековое противостояние мужчины и женщины до сих пор не получает своего конечного разрешения.

2. ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола. Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделении домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома. Если посмотреть с позиций сегодняшнего дня, особенно часто видны принципиальные сдвиги в положении женщин, отражающие сближение социальных и экономических ролей мужчин и женщин.

Современная женщина стремится не столько к признанию равной важности мужского и женского, исходящему из фундаментальных, но одинаково важных для жизни человека и общества различий между полами, сколько к признанию полного равенства и равноценности в выполнении традиционно мужских функций, к тому, что критериями современной женственности становятся успех в бизнесе, победа в олимпийских играх, головокружительная карьера в правительстве, а такое занятие, как материнство, становится постыдным, если оно не подкреплено всеми вышеуказанными успехами.

Жизненные приоритеты российской женщины в разные эпохи

Ценности 20-80 гг. ХХ в. Перестройка конец 80-х – середина 90-х гг. ХХ в. Современный период, начало ХХ I в.
Быть кормильцем Быть паритетным кормильцем вместе с мужчиной Часть мужчин потеряли статус кормильца. Одновременно часть женщин стали основными кормильцами семьи Доля семей где основным кормильцем становится женщина, растет по всей стране, включая семьи с одним родителем (одинокое материнство)
Иметь детей Приоритетно Приоритетно, Женщина рожает рано в 19-22 года Приоритетно но наблюдается феномен «отложенного материнства» - дети появляются после 30лет. Рассматривается вариант рождения ребенка без мужа, при условии что не находится «настоящий мужчина»
Иметь семью (мужа

Нормативное понятие о семье: она должна быть, женщина должна жить в семье

Ценность реальных отношений. Женщина не готова поддерживать номинально существующую семью и готова пожертвовать отношениями с мужем ради детей Семья желательна, но если не получается, то лучше родить ребенка
Иметь определенный статус Статус ниже чем у мужчин – основных кормильцев В годы перестройки многие женщины были готовы отказаться от статуса, лишь бы обеспечить семью. В итоге они научились зарабатывать деньги и ценить материальное благополучие Имея определенный статус (заработок, квартиру, машину) женщины не готовы променять его на сидение дома без оплаты.
Отношение к работе Это поколение было влюблено в работу как форму существования Работа это средство выживания Работа - это элемент самореализации и возможность сохранять и поддерживать приемлемый уровень жизни, как для себя, так и для своих детей

Подобная переоценка ценностей не может не сказаться на взаимоотношениях мужчины и женщины, на семье, на воспитании детей. И дело не в том, чтобы общество вернулось к принципу: «дело женщины — вязание», но в том, в конце концов, чтобы в семье, независимо от того, кто из родителей сколько и где работает и сколько получает, ребенок мог бы рассчитывать на настоящую материнскую заботу и отцовское внимание.

Положение женщин словно лакмусовая бумажка выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Осуществляемые преобразования в перспективе открывают новые возможности для ускорения интеграции женщин в сферу экономики, политики и культуры, но могут послужить и источником обострения конфликта между основными ролями женщины: матери, домохозяйки, профессионального работника, экономически независимой и свободно развитой личности.

Сегодня многие женщины обладают высокими деловыми и нравственными качествами, в то время как некоторые современные мужчины, напротив, опускаются до самого беспомощного и унизительного состояния. Роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать и наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности, хотя это, конечно, далеко не всегда хорошо. В последние годы в значительной мере возросла активизация женщин в области предпринимательства, по службе в коммерческих фирмах и органах государственного управления. На сегодняшний день женщинами нашей страны созданы многочисленные общественные организации и фонды, регулярно проводятся всевозможные благотворительные акции, марафоны и фестивали.

2.1. Неравноправие, где и в чем проявляется?

Согласно «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», дискриминация в отношении женщин – это любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое ослабляет или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

Взгляды российских женщин на то, в каких сферах жизни они имеют равные права с мужчиной, а в каких – нет, в %

Одинаковые права У мужчин прав больше У меня прав больше Затрудняюсь ответить
В возможности получить профессиональное образование 71,8 17,1 0,9 10,3
В возможности трудоустроиться по
профессии
31,7 57,8 1,4 9,2
В возможности вообще трудоустроиться 35,2 52,5 1,3 11,0
По оплате труда 29,3 55,0 1,2 14,4
В отношении к Вам в официальных
органах власти
37,3 23,6 4,6 34,5
В семье 59,0 19,8 11,0 10,2
В возможности отдохнуть в свободное время 53,0 35,5 3,8 7,8
В возможности отдохнуть в период отпуска 63,4 24,5 2,6 9,5
В возможности участвовать в общественной жизни общества 47,4 27,3 3,3 22,0
В возможности участвовать
в политической жизни
24,9 52,7 0,7 21,7

По результатам статистических исследований в России есть всего несколько сфер, в которых, как считает большинство женщин, они имеют равные с мужчинами или даже большие права. Эти сферы следующие: в возможности получить профессиональное образование, в семье, в возможности отдохнуть в период отпуска и в свободное время, а также в возможности участвовать в общественной жизни. При этом есть несколько сфер, по которым большинство женщин однозначно заявляет о нарушении их прав. Нарушение равенства своих прав с мужчиной женщины видят прежде всего в сфере занятости, причем нарушения эти носят достаточно многогранный характер. В первую очередь, это неравенство в возможности трудоустроиться по профессии – мужчины имеют для этого большие возможности. Далее следуют неравенство в оплате труда и дискриминация прав женщин на работу вообще. Отчетливую дискриминацию своих прав большинство женщин видит и в ограничении их доступа к участию в политической жизни, которая, в отличие от участия в общественной жизни, означает реальную возможность использования такого важнейшего ресурса, как власть. То есть в условиях возросшей конкуренции за любые виды ресурсов, являющейся характерной особенностью рыночных отношений, женщины дискриминируются в важнейших из них – в квалифицированном и высокооплачиваемом труде по специальности и в доступе к власти. При этом в условиях угрозы безработицы под вопрос начинает ставиться и сама возможность их трудоустройства, что вынуждает многих женщин мириться с неравенством в оплате труда и невозможностью трудоустроиться по профессии.

2.2. Открытие собственного дела как способ избавления от дискриминации

Для россиянок весьма актуальна проблема продвижения по карьерной лестнице, когда при номинальном равенстве полов создаются незаметные, но труднопреодолимые искусственные барьеры. Проявляется это как в занимаемых должностях, так и в уровне оплаты. Достаточно зайти на любой сайт, посвященный поиску работы, чтобы увидеть – вакансии, на которые рассматриваются исключительно кандидаты-мужчины, встречаются гораздо чаще, чем обратный вариант, и далеко не всегда подобное требование поддается разумному объяснению. Да и размер жалованья прекрасной половины в среднем уступает зарплатам мужчин.

Ощущение женщинами неравенства в сфере занятости в зависимости от
демографического типа семьи, в %

У мужчин больше прав
В возможностях найти работу В возможностях
трудоустроиться
по специальности
В оплате труда
Полные семьи с детьми 54,3 58,6 54,7
Неполные семьи с детьми 61,4 61,2 54,2
Многодетные семьи 66,7 61,9 57,1
Одиночки 48,8 51,2 58,1
Молодые семьи без детей 55,0 67,5 60,8
Другие семьи без детей (в том числе и с выросшими детьми) 46,5 52,5 53,7

Весьма скромное место занимают российские женщины и в политике, хотя пример многих европейских стран показывает, что дамы прекрасно справляются со своими обязанностями даже на самых высоких государственных постах. В соседней с нами Финляндии, где и президент, и премьер-министр – женщины, качество жизни и уровень благосостояния населения куда выше, нежели в России. Получается, что открытие собственного дела, как ни парадоксально это звучит, для женщин – один из наиболее простых способов избавиться от дискриминационных факторов в профессиональной деятельности и добиться настоящего равноправия. Не удивительно, что женский бизнес растет как на дрожжах.

Россия лидирует в мире по количеству представительниц прекрасного пола, занимающих руководящие посты в бизнесе. Однако, компании, принадлежащие женщинам, в основном относятся к категории малых и средних предприятий. Если же говорить об области их деятельности, то, как правило, это сфера услуг, легкая промышленность, торговля, общественное питание, образование, медицина и финансы. Труднее встретить даму-начальника в таких традиционно "мужских" (и, между прочим, более высокодоходных) отраслях, как "нефтянка", строительство, автомобильная промышленность. Подобное "распределение обязанностей" объясняется, скорее всего, не столько дискриминацией по половому признаку, сколько природной склонностью самих женщин. Врожденная интуиция, толерантность, гибкость и способность вызывать доверие, помноженные на повышенное чувство ответственности, терпение и внимание к деталям, делают их наиболее успешными именно в тех видах бизнеса, где приходится постоянно контактировать с людьми или, как минимум, ориентироваться на их мнение. Зато, банки больше доверяют "сильной половине человечества". Только 22% женщин-предпринимателей получают кредиты на развитие своего бизнеса. Для сравнения: на Западе это показатель достигает 70%. Но, как бы то ни было, сами бизнес-вумен не чувствуют предвзятого отношения к себе со стороны делового сообщества и коллег-мужчин.

По моему мнению, сейчас проявляются две тенденции. С одной стороны, женщинам все же удается проникать в деловые сферы, а с другой, - возник целый слой женщин, которые не только живут на иждивении своих мужей, но даже и не пытаются вникнуть в то, чем занимаются их мужчины.

Что ж, благодаря жесткому отбору женский истеблишмент формируется из самых сильных и целеустремленных. Однако настоящая женская элита появится лишь тогда, когда сами мужчины поймут, что приход женщин в политику и бизнес - непременное условие того, чтобы эти сферы общественной деятельности приобрели наконец более цивилизованный характер.

2.3. Женские общественные организации

Многие женщины не склонны видеть каких-то принципиальных различий между интересами мужчин и женщин, и поэтому, по их мнению, не столь важно, кто их защищает и представляет в органах власти в центре и на местах. С другой стороны, примерно такое же количество россиянок убеждены в том, что представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины.

Суждения Согласны Не согласны Трудно сказать
Представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины. В связи с этим необходимо усиливать влияние женских общественных и политических организаций 61,8 10,5 27,7
Принципиальных различий между общественно-политическими интересами мужчин и женщин не существует, поэтому не важно, кто эти интересы представляет и защищает. Главное, чтобы это делалось эффективно 58,7 16,4 25,0

Возможно, согласие опрошенных с противоположными, на первый взгляд, точками зрения обусловлено тем, что на сегодняшний день в обществе не существует эффективных механизмов представительства и защиты интересов женщин. Женщины заинтересованы, прежде всего, в эффективности такого рода деятельности, а кто ее будет реализовывать – для них на данном этапе представляется менее актуальным. Отношение к суждениям о роли женских общественных и политических организаций не зависит ни от семейного положения и сложившихся в семье отношений, ни от статуса женщин в обществе. Влияние на суждения по этому вопросу оказывает лишь уровень благосостояния опрошенных.

Представления о роли женских общественно-политических организаций в зависимости от уровня благосостояния, в %

Суждения Дифференциация доходов
Бедные Низко-
доходные
Средне-
доходные
Высоко-
доходные
Представлять и защищать интересы женщин лучше могут сами женщины. В связи с этим необходимо усиливать влияние женских общественных и политических организаций
Согласны 67,3 66,0 60,2 52,5
Не согласны 8,3 11,2 10,2 14,4
Трудно сказать 24,4 22,8 29,7 33,1
Принципиальных различий между общественно-политическими интересами мужчин и женщин не существует, поэтому неважно, кто эти интересы представляет и защищает. Главное, чтобы это делалось эффективно
Согласны 50,0 56,6 60,2 65,5
Не согласны 16,7 16,5 16,7 12,2
Трудно сказать 33,3 26,9 23,2 22,3

Чем выше уровень благосостояния опрошенных, тем менее они уверены в том, что их интересы способны понять и защитить только женщины, тем терпимее они относятся к общественно-политической деятельности мужчин. Чем ниже уровень доходов у опрошенных женщин, тем более решительно они настроены на то, чтобы их интересы представляли и защищали именно женщины. А для этого, с их точки зрения, надо создавать новые и укреплять уже существующие женские общественные объединения. Следует отметить, однако, что то, чем реально занимаются сегодня эти объединения, зачастую находится вне поля внимания женщин, так же как и сам факт существования многих из них. Несмотря на то, что за последние 10 лет в стране возникло большое количество женских общественных организаций, претендующих на представительство тех или иных интересов женщин, 70,6% россиянок вообще ничего не знают об их существовании в своем городе, крае, области или республике. Среди тех же, кто знает об их деятельности, больше половины полагают, что лично им эти объединения не нужны. И только 8,8% опрошенных относятся к этой деятельности позитивно.

Отношение к женским организациям значительно различается у женщин из разных социальных групп. Наиболее «продвинутые» женщины (образованные, успешные и т. п.) лучше информированы по этому вопросу, и в своем составе имеют несколько большую долю интересующихся подобной деятельностью и непосредственно участвующих в ней. Но, с другой стороны, в этих же группах насчитывается наибольший процент скептиков, заявляющих о том, что они не испытывают никакой необходимости в соответствующих общественных формированиях.

Женские организации, если и действуют, то в основном в крупных индустриальных центрах и мегаполисах. Что же касается малых городов и сел, то опрос выявил закономерность: чем мельче населенный пункт, тем меньше информации у его жительниц о работе подобных организаций. Значительно колеблются эти показатели и в зависимости от региона проживания россиянок.

Информированность о существовании женских организаций
в зависимости от уровня образования и ориентации на успех в карьере, в %

Знают ли
о сущест-
вовании женских организаций
Образование Сделать карьеру (профессиональную, политическую или общественную)
Не-
полное среднее
Среднее Среднее специ-
альное
Незакон-
ченное высшее
Высшее Нали-
чие ученой степени и учеба в аспи-
рантуре
Уже доби
лась
Пока не доби-
лась, но счи-
таю, мне это по силам
Хоте-
лось бы, но вряд ли смогу до-
биться этого
В моих жизнен-
ных планах этого не было
Знают и участвуют 0,6 1,3 1,9 10,5 7,7 0,6 0,9 0,8
Знают и хотели бы участвовать 3,5 4,4 6,5 8,2 5,3 3,8 6,9 5,8 4,0
Знают и обращались к ним с проблемами 1,2 3,6 0,7 2,8 5,3 3,8 2,2 2,4 2,4
Знают, но не нуждаются в них 8,1 15,4 17,5 25,2 24,1 47,4 39,7 21,9 14,2 18,3
Знают, но считают вредными 2,7 1,7 1,3 0,7 0,9 1,3 0,3 1,2 1,9
Не знают 89,2 77,7 72,0 66,9 62,0 31,6 43,6 68,1 75,5 72,5

Довольно много россиянок (24,0%) убеждены в том, что женские организации должны бороться против дискриминации женщин во всех ее формах и проявлениях. Что же касается борьбы за права, то ее считают важной всего 8,0% опрошенных.

Желательные направления работы женских общественных организаций во многом обусловлены причинами неустроенности жизни россиянок.

Ныне существующие женские общественные и политические организации пока не стали важным фактором российской политики и формирующегося гражданского общества. Возможно, это связано с тем, что женским организациям пока не удается аккумулировать и реализовывать интересы различных групп женщин.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН

3.1 Современный подход к проблеме

Нормативные акты всех стран закрепили в своем внутреннем праве принцип равноправия мужчины и женщины. Основой для него послужил запрет дискриминации женщин как один из основополагающих принципов международного права.

Результатом такой борьбы стали международные конвенции, принятые большинством стран мирового сообщества. На сегодняшний день международно-правовая защита женщин осуществляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями.

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года государства - участники обязуются проводить политику ее ликвидации. С этой целью они включают во внутригосударственное право принцип равноправия мужчин и женщин. Государства-участники не только закрепляют данное положение, но и обязуются обеспечить механизм его реализации в существующих нормативных актах. Кроме того, отмене подлежат и обычаи, которые содержат в себе какие-либо положения, устанавливающие дискриминацию женщин. Если изменение законодательства прошло безболезненно, то вот вопрос отмены обычаев, которые складывались веками и являясь частью национальной культуры, и на сегодняшний день - наисложнейший. Например, калым (выкуп за невесту) и сегодня в мусульманских странах обязательная и главная часть свадебного обряда.

Согласно отдельным положениям Конвенции государства обязаны принять все необходимые меры для пресечения любых видов торговли женщинами. Но практика показывает процветание такой доходной статьи бизнеса, как торговля женщинами, несмотря на запрет.

Получив признание на международном уровне, данный документ закрепил международно-правовую норму женского равноправия и в области гражданства. Кроме него, автоматическое наследование гражданства замужней женщины за гражданством мужа закреплено в Конвенции о гражданстве замужней женщины (1959 г.). Данные положения направлены на защиту женщины как гражданина государства, чтобы по возможности уменьшить количество лиц без гражданства и предоставить женщине свободный выбор наравне с мужчинами.

Что касается политических прав женщин, то в 1952 году (Конвенция о политических правах женщин 1952 г.) впервые за женщинами закрепили право избирать и быть избранными, занимать должности на государственной и общественной службе.

Права женщин защищают не только специальные документы, но и международно-правовые акты, в целом посвященные правам человека. Так, Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признает право каждого на справедливые и благоприятные условия труда: «вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, без какого бы то ни было различия, в частности женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд».

Внутреннее законодательство РФ и законодательство других стран предоставляют женщинам множество льгот, но все они должны быть подвергнуты специальному анализу относительно того, не ведет ли их предоставление к скрытой дискриминации женщин в той или иной сфере. В настоящее время законы, предоставляющие привилегии женщинам, как и сами эти привилегии, лишают россиянок равных возможностей. Так, к примеру, в главе 11 КЗоТ РФ отмечено, что труд женщины не должен использоваться для тех или иных видов работ, что ограничивает для нее свободный выбор. С точки зрения законодателя предоставляемые работающим женщинам привилегии должны облегчить им процесс рождения и воспитания детей, позволяя при этом работать, если они этого хотят, и должны быть направлены на укрепление их семей, а не должны препятствовать женщине работать во время беременности и при воспитании малолетних детей. Несмотря на то, что дискриминация в отношении женщин в семье - достаточно распространенное явление, любое вторжение государства в личные семейные отношения следует признавать нарушением целого ряда прав индивида, а именно: права на свободу мысли, совести, религии и убеждения.

За многие десятилетия действия международных конвенций и пактов вопрос дискриминации женщин так и не получил своего логического завершения. Права и свободы человека давно уже вышли из внутренней компетенции государства в связи с появлением и закреплением основного принципа международного права - принципа уважения основных прав и свобод человека. Для контроля за соблюдением прав и свобод женщин в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин создан Комитет по ликвидации женской дискриминации. Данный Комитет является выборным органом и состоит из 23 экспертов, которые обладают высокими моральными качествами и соответствующей компетенцией. Эксперты выступают не в качестве представителей государства, а в личном, т.е. не защищают интересы государства, гражданином которого являются, а преследуют единую цель - борьба с дискриминацией женщин в любом государстве совместно с последним, либо без него.

Комитет рассматривает поступающие жалобы и участвует в разрешении этих жалоб при сотрудничестве с государствами. Ежегодно Комитет представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН о проделанной работе. В доклад включаются выводы, сделанные экспертами во время работы, рекомендации и положения общего характера, получаемые на основе изучения докладов государств и информации, получаемой от них.

Решением Совета глав государств СНГ в 1993 году создана Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств и утверждено ее положение. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 11 августа 1998 года.

В Уставе ООН содержится норма о правах человека, которая гласит о равных правах мужчины и женщины в участии в главных и вспомогательных органах ООН. Несмотря на то, что права и свободы человека равны по Уставу ООН, в пакте о гражданских и политических правах 1966 г. еще раз подчеркивается: участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте. Данное положение нашло свое отражение и в Конституции РФ 1993 года, где в статье 19 ч. 3 закреплено положение, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации. Однако на практике дело обстоит несколько иначе - это и проблема трудоустройства женщин, и возможность занятия ими государственных должностей, т.е. до сих пор сохраняет и силу, и действие порочная традиция дискриминации женщин. По-прежнему идет строгое разделение по половому признаку, хотя документов, где закреплено положение о равенстве мужчин и женщин, масса, нормативные акты как внутригосударственные, так и международные не действуют.

8 января 1996 года Правительством РФ утверждена Концепция улучшения положения женщин в РФ, в которой отмечается, что в настоящее время нарушается ряд прав женщин, признавая, таким образом, проблему существования женской дискриминации в нашей стране. В данном документе Правительство поставило перед государством задачи, результатом выполнения которых будет ликвидация дискриминации как явления в целом. Намерение и поставленные задачи весьма благородны, но за пять лет имеются лишь незначительные изменения.

Государства должны законодательно исключить любую возможность дискриминации женщин, но закрепление этого принципа – лишь «вершина айсберга». Необходим механизм реальной гарантии и защиты принципа равноправия полов, начиная с изменения сложившегося стереотипа в обществе о мужском превосходстве и женской несостоятельности.

3.2. Федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации »

Проект Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" разработан на основании части 3 статьи 19 действующей Конституции Российской Федерации, в которой указано, что "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". В законопроекте намечаются приоритетные направления деятельности государства и общества по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации.

Во-первых, законопроект определяет основные подходы к формированию эффективной государственной политики в сфере равноправия полов. Законопроект устанавливает обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению равных возможностей для реализации равных прав и свобод мужчин и женщин. В законопроекте намечаются позитивные действия со стороны государства, способные в скорейшие сроки обеспечить достижение фактического равноправия между лицами обоего пола. Особо оговаривается необходимость учета равных возможностей работников обоего пола с семейными обязанностями при отправлении служебных и трудовых обязанностей.

Во-вторых, законопроект определяет обязанности государства и работодателей по соблюдению социально-экономических прав мужчин и женщин. Законопроект устанавливает обязанности всех субъектов права по обеспечению равноправия мужчин и женщин в сфере трудовых отношений, в том числе в случае массового увольнения работников; в сфере социальной защиты; при заключении трудовых договоров; при формировании кадровой политики на предприятиях всех форм собственности. А также обязанности по проведению мониторинга за соблюдением принципа равноправия в социально-экономических отношениях.

В-третьих, законопроект предусматривает обязанности всех субъектов права по практическому обеспечению статьи 19 части 3 Конституции Российской Федерации при осуществлении избирательного права; при поступлении на государственную службу и при ее прохождении, а также при формировании состава руководящих структур государственных органов и органов местного самоуправления.

В-четвертых, законопроект устанавливает механизм обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин. Законопроект фиксирует ответственность высших органов государственной власти и высших должностных лиц государства за реализацию конституционного принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин. Законопроект предусматривает создание в учреждениях системы федеральных органов исполнительной власти и системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурных подразделений (уполномоченных), предметом деятельности которых станет обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в данной системе. Законопроект возлагает решение задач по обеспечению гарантий государственной защиты равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в соответствии с федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Закон предусматривает особую роль общественных организаций, в том числе создаваемых в целях реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в разработке и осуществлении государственной политики в сфере равноправия.

В-пятых, законопроект устанавливает порядок обжалования фактов дискриминации по мотивам пола и предусматривает необходимость ответственности должностных лиц за нарушение законодательства по вопросам равноправия мужчин и женщин.

Принятие данного законопроекта позволит расширить возможности реализации российскими гражданами - мужчинами и женщинами - всей совокупности их прав и свобод, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации и нормами международного права.

Российское государство провозгласило обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им прав и свобод одним из приоритетов государственной политики. И несет конкретные обязательства - и перед своими гражданами, и перед международным сообществом - по их выполнению. Однако пока эти обязательства остаются нереализованными.

Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности полов, не залеживались в письменных столах депутатов.

ВЫВОД

Большинство нормативно-правовых актов посвященных вопросам о дискриминации женщин не реализуются в должной мере. Органы государственной власти практически игнорируют проблемы дискриминации в целом и проблемы дискриминации по признаку пола в частности. Государством не предпринимаются адекватные меры по устранению такой дискриминации, что является нарушением обязательства государства защищать права человека, в том числе, право на труд. Все это лишний раз показывает, что не достаточно просто разработать нормативно-правовой акт, нужно еще и создать механизмы для его реализации, и дать этим механизмам работать в полную силу. А вот в России почему-то с этим всегда проблемы. Необходимы активные действия, чтобы обеспечить провозглашенное равенство в действительности. Особое внимание к социальной и экономической роли женщин является не только само по себе важным из гуманных соображений, но и непременным условием достижения устойчивого развития и повышения благосостояния в обществе.

Добиться полного равноправия граждан обоего пола? задача трудная и долгая, решение которой потребует усилий многих поколений сторонников паритетной демократии и гендерного равноправия. Но дорогу, как известно, осилит идущий. Знания прав делают нас сильными.

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС:

Хрестоматия по всеобщей истори и государства и права , под ред. З.М.Черниловского; сост. З.М.Садиков. Режим доступа: http://www.lawlibrary.ru/izdanie2272.html

«Территория матриархата». Режим доступа: http://matriarchyarea.narod.ru/ index.htm

РАН «Институт социально-политических исследований». Режим доступа:

http://www.ispr.ru/index.html

Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа
Г.Г.Силласте, Г.Ж.Кожамжарова. Социологические исследования. 1997. № 12. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/219255.html

Дискриминация женщин: современный подход к проблеме. А.Н. Волобуева, преподаватель кафедры конституционного права Курского государственного технического университета. Режим доступа:

home.sovtest.ru/`advocat-kursk/mates.htm#

Университет Миннесоты. Библиотека по правам человека: Режим доступа: http:// www1.umn.edu/humanrts/russian/instree/Re1cedaw.html

Международное право и национальное законодательство о равноправии женщин. Э.М.Иванова. Права женщин в России: законодательство и практика. 2004. Режим доступа: http://www.womnet.ru/prava/2004/1/12.htm

Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. С.В.Поленина. Москва: Институт государства и права РАН, 2000 Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/polenina/index.htm

Женский информационный центр. Режим доступа: http://www.nasilie.net/home.php?mode=lib_full&id=21&lang=ru